Музыкальный инструмент бандура. Украинские народные инструменты


Бандура Бандура украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах 12-25, на современных 53-64) частью натягиваются над грифом (так называемые бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые при струнки, более короткие, звучащие высоко). Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово - секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах хроматический. Играют на бандуре, перебирая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них. Происхождение Бандура инструмент очень древнего происхождения, так как имеет сходство с инструментами восточных народов, например, китайской и индийской баною. Бандура напоминает собой испанскую гитару и имеет сходство с пандорой, на которой греческие рапсоды воспевали подвиги своих героев, а также с бзурою, народным инструментом крымских татар. испанскую гитару


Цимбалы Цимбалы струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах. струнный музыкальный инструмент деку Распространены в восточноевропейских странах, таких как Беларусь, Молдавия, Украина, Румыния, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия. Похожий инструмент встречается в Китае, Индии и других странах Азии. Беларусь Молдавия Украина Румыния Венгрия Польша Чехия Словакия Китае Индии


Трембита Трембита Трембита народный духовой музыкальный инструмент, род деревянной трубы, обернутой березовой корой без вентилей и клапанов. Изготовляется исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придаёт трембите уникальное звучание. Украинский, польский, словенский, венгерский, хорватский, далматинский, румынский духовой мундштучный пастушеский музыкальный инструмент. Представляет собой большую деревянную трубу длиной до четырёх метров без вентилей и клапанов. Диаметр около 30 мм, увеличивается в раструбе; в узкий конец трембиты вставляется роговое или металлическое дульце (пищик). Высота звукового ряда трембиты зависит от её величины. Мелодию исполняют преимущественно в верхнем регистре. музыкальный инструмент На Украине трембита распространена в восточной части Украинских Карпат, в частности на Гуцульщине. Она исполняет роль информатора о разных событиях на селе (о колядовщиках, которые приближаются, о свадьбе, смерти, похоронах) соответствующей призывной, печальной или тоскливой мелодией. На трембите исполняются также пастушьи мелодии. Временами игру трембиты включают в оркестры. Украинских Карпат Гуцульщине


Варган Варган (этимология неясна: либо от орган (ср. чеш. varhan), либо от древнеславянского варга рот, уста ), русское название язычкового народного инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. На варгане возможно извлечь только звуки натурального звукоряда. язычковым музыкальным инструментам натурального звукоряда При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. резонатором артикуляции тембр Обычно делается из металла, дерева или кости. металла дерева


Гуцульская дрымба Слышать голос гуцульской полонины, растворится в музыке гор, перенестись из шумного города в самое сердце величественных Карпат - это все становится возможно, как только вы берете в руки гуцульскую дрымбу. Маленькая, звонкая, с высоким и певучим голоском - дрымба по сути является одним из самых маленьких и самых мелодичных варганов мира. Будучи, когда - то, женским инструментом, сейчас дрымба используется и мужчинами и женщинами. На ней играют на свадьбах, при обрядах, существуют даже целые ансамбли дрымбарей! Именно этот инструмент в какой - то мере является музыкальным символом Карпат. Кроме того, дрымба, является инструментом сакральным и используется гуцульскими шаманами - Мольфарами.

Кобза ж моя, дружино вірная,
Бандуро моя мальованая!

Этими словами смертельно раненный герой думы "На смерть казака-бандуриста" обращается к своему самому дорогому спутнику жизни. Но на чем же играл казак – на кобзе или бандуре?
Некоторые исследователи утверждают, что первая слава досталась кобзе. Бандура же подхватила эту славу, и как более усовершенствованный инструмент вытеснил кобзу.
Есть и другое мнение – что мол кобза и бандура почти одновременно на протяжении веков дополняли друг друга и стали инструментом, на который распространяется оба названия.
Постараемся разобраться с помощью статей Интернета.

Кобза - украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом, похожим на корпус лютни, и с небольшим, слегка отогнутым назад грифом. Играли на ней при помощи плектра. Инструмент был особенно распространен в XVI и XVII веках.
Предшественником кобзы является маленький лютневидный инструмент вероятно тюркского или булгарского происхождения.

Кобзари Кравченко и Дремченко из Харьковской губернии

Имя «кобза», «кобоз», «кобуз», и т. п. можно проследить вплоть до 1250 года, как в славянских, так и неславянских письменных источниках. Следовательно, появление инструмента можно отнести к более древним временам. Семантические исследования доказывают существование аналогичных инструментов в других стран: «kopuz» - Турция, «kopus» - Хорватия, «koboz» - Венгрия, «cobza» - Румыния, и т. п. Таким образом, расположение родины кобзы исключительно на древних территориях Украины будет неоправданным, но, несомненно, в этих землях инструмент приобрел свой окончательный облик.
Ибн Даста в Х столетии, говоря о Руси, отмечает следующее: «У них есть различные музыкальные инструменты, такие как лютни-кобзы, гусли, дудки, а так же дудки почти в два локтя длиной, тогда как кобза имеет восемь струн…»

Запорожские казаки (старинная гравюра)

Кобза, в конечном счете, становится любимым инструментом украинских казаков и широко распространяется среди сельского населения земель польских королей и русских царей, где он играл роль лютни Западной Европы. Украинская кобза неотъемлемый атрибут казака Мамая, персонажа кукольного театра Вертепа.
К. Хильдебрандт, участник шведской делегации к гетману Богдану Хмельницкому, посетив Украину в 1656-1657 годах, подробно описывает своё пребывание и приём, оказанный гетманом. В неформальной обстановке гетман играл на «лютне».

Алексей Иванович Петренко Песня 1985 г

Олег Омельченко Старый кобзарь 2006 г.

Людмила Хилобок Илюстрация к произведению "Наталка Полтавка" 2000 г.

Владислав Ерко Кобзарь (игральная карта)

Датчанин Адам Олеариус также упоминает некий тип «лютни», распространённый среди украинцев в ХVII веке.
«Инструмент, подобный лютне, но меньший по величине и с меньшим числом струн», «только гриф несколько короче», «тональность абсолютно подобна лютне» - все это сказано в XVIII веке о «казацкой лютне»- кобзе.

Около 1700 года некоторые украинские кобзы-лютни приобретают дополнительные струны. Такие инструменты сохранились только на рисунках. Не известно, было ли усовершенствование локальным изобретением или же пришло из Европы, но, несомненно, то, что данные инструменты были непосредственным предком торбана.

В XVIII веке кобза уступила место похожему на нее, но более сложному и совершенному инструменту - бандуре, у которой не один, а два набора струн. Кобза окончательно вышла из употребления после 1850 года.

Бандура - музыкальный инструмент, распространенный в Малороссии; подробно описан известным малоросским композитором и собирателем народных песен Н. В. Лисенко в его реферате: "Характеристика музыкальных особенностей малороссийских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем", помещенном в брошюре: "Кобзарь Остап Вересай, его музыка, и исполняемые им народные песни".
Бандура чем-то напоминает собой испанскую гитару и имеет сходство с пандорой, на которой греческие рапсоды воспевали подвиги своих героев, а также с бзурою, народным инструментом крымских татар.

Составные части бандуры:

Короткий и широкий гриф, называемый ручкой;
Отогнутая часть грифа называется головкой, в которой сидят колки (килочки) для подтягивания и опускания струн;
Кузов бандуры имеет вид выпуклого овала, напоминающий выдолбленную тыкву; он называется спидняком;
Дека, покрывающая спидняк, носит название верхняка, или дейки;
В самой нижней части деки, против грифа, идет полоска дерева, схваченная плотно 2 - 3 винтами - приструнник, к которому прикрепляются струны;
В середине деки прорезано круглое отверстие - голосник для распространения звука.
Между приструнником и голосником, ближе к первому, помещена деревянная подставка - кобылка, на которой лежат все 12 струн.
Бандура делается обыкновенно из цельного липового дерева, имеет 12 струн: 6 толстых и длинных и 6 более тонких и коротких. Число струн бывает и больше 12, иногда доходит до 25-30.
Более длинные, басовые, располагаются прямо, на корпусе и грифе. Короткие, называемые приструнками, расположены на корпусе веерообразно и настроены по ступеням гаммы, а в наши дни часто по полутонам.

Д.Безперчий Бандурист конец 19 века

Елена Иванова Летний аккорд

Есть несколько теорий происхождения слова «бандура», основывающихся, по большей части также на семантических изысканиях: «pandura» - Ассирия, «bandora» - Англия, «bandurria» - Испания, «panduri» - Джорджия, «pandzura» - Болгария, «pandura/tambura» - Сербия. Необходимо заметить, что первоначатльное название имеет мало общего с конкретным инструментом. Так английская bandora и украинская bandura, за исключением их названий, не имеют ничего общего. Тем не менее, тёзка из Англии имеет общие черты с украинской бандурой. Поляки узнали название инструмента от многочисленных итальянских музыкантов в начале ХVI века. Эти итальянцы (в большинстве своём еврейские переселенцы-музыканты) и были распространителями термина в Англию и на восток, в Польшу в эпоху Ренессанса.
«В польских словарях инструмент бандура описывается также, как казацкая лютня». (О. Фамицын).

М. Деряжный Бандуристка 1957 г.

По сию пору бандура - любимый украинский инструмент. На Украине организована Государственная капелла бандуристов. Существуют и самодеятельные ансамбли бандуристов.
Но старинные кобзу и бандуру не стоит путать с современной бандурой, принадлежащей скорее к семейству арф, цитр, гусель, и появившейся в начале ХIХ века. Хотя из-за запутанности номенклатуры название «бандура» используют для описания кобзы до 1800 года.

Всем хорошо известно имя классика украинской литературы, замечательного поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Он увековечил в своём творчестве образ кобзаря - народного сказителя, сопровождавшего свои песни-думы игрой на кобзе. Сборник своих стихов он также назвал «Кобзарь». Много веков назад появились на Украине кобзари. Это были странствующие певцы, часто слепые. Но слепота не мешала им видеть зло, которое творилось вокруг, беды, которые обрушивались на простых людей. Обо всем этом, о судьбе народной, о борьбе украинцев с угнетателями пели кобзари, аккомпанируя себе на кобзе - инструменте, от которого и пошло их прозвание. Потому и Тарас Шевченко называл себя кобзарем: ведь он тоже воспевал простых людей, призывал бороться с угнетением и произволом.
В одной из статей прочел информацию, что последних кобзарей уничтожили Советы в 30е годы ХХ века, музыкантов собрали на конкурс, а после этого вывезли за город и расстреляли. Но документального подтверждения этому факту я не нашел.

Поэтому, думаю, можно сделать вывод, что казак в начале этого материала недаром обратился к своему инструменту словами и кобза, и бандура. Поскольку, как выяснилось, это два названия одного инструмента, который на протяжении веков прошел через серьезные конструктивные изменения и является гордостью украинской музыкальной культуры.

Материалы взяты из ВИКИПЕДИИ, энциклопедий и словарей, а также

Название:

Группа: струнные щипковые

Родина: Украина

Происхождение: Самое старое изображение бандуры, дошедшее до нас, относится к XII веку. Существует несколько версий о происхождении бандуры. Первая версия – это происхождение бандуры от русского инструменты – гуслей, вторая, вторая версия – это происхождение бандуры от кобзы. Историкам представляется более вероятной именно вторая версия, так как бандура и кобза имеют ряд схожих черт.

Тембр: отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром.

Способ звукоизвлечения: Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них.

Устройство: Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах - 12-25, на современных - 53-64) частью натягиваются над грифом (так называемые бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко).

Виртуозы-исполнители : бандурист Георгий Матвеев — солист Одесской филармони, Степан Мацура, Роман Гриньков, Георгий Матвеев, Виктор Мишалов

Многие даже не слышали о таком любимом украинцами музыкальном инструменте, как бандура. В давние времена бандура являлась, в основном, инструментом слепых старцев-кобзарей, которых мальчики-поводыри водили от села к селу, где те играли на своем инструменте для народа, зарабатывая себе пропитание. Местные жители, только услышав о появлении в селе кобзаря, тотчас сбегались послушать его игру и пение. Песни бандуристов, как правило, были о жизни народа, о его героях, о событиях, которые происходили на родной земле. От грустных. Лирических песен кобзаря-бандуриста народ плакал. А когда мастер пел веселую песню, ноги сами рвались в быстрый пляс.
Бандура - это струнный щипковый музыкальный инструмент, игра на котором когда-то была очень популярной среди украинского народа. Она имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны частью натягиваются над грифом (эти струны называются бунтами), частью же прикрепляются к деке (эти струны называются приструнками). Основными струнами для игры на бандуре являются коротенькие приструнки, расположенные справа от грифа над декою инструмента, а басы на грифе выполняли второстепенную роль. Кобзари играют на бандуре сидя, держат ее под наклоном, так, чтобы приструнки находились справа, а басы – слева. Перебирая приструнки пальцами правой руки, исполняется мелодия, а на бунтах левой рукой выполняется сопровождение к ней.
Самое старое изображение бандуры, дошедшее до нас, относится к XII веку.
К XV веку бандура стала известна настолько, что украинских кобзарей-бандуристов приглашали играть на Королевском дворе Польши, а позднее, в XVIII – XIX веках своей игрой они развлекали Российский императорский двор.
Современная академическая бандура – это инструмент, прошедший длинную историю развития и совершенствования. С самого начала своего существования бандура имела всего 7-9 струн. Бандуры более позднего времени имели уже 20-30 струн, а сегодняшняя академическая бандура уже является 60-струнным инструментом.
Существует несколько версий о происхождении бандуры. Первая версия – это происхождение бандуры от русского инструменты – гуслей, вторая, вторая версия – это происхождение бандуры от кобзы. Историкам представляется более вероятной именно вторая версия, так как бандура и кобза имеют ряд схожих черт, а гусли на территории Украины практически не использовались. Со временем бандура полностью вытеснила кобзу.
Во времена СССР бандура трансформировалась в тяжелый многострунный инструмент. После распада Советского Союза на Украине появились молодые кобзари-бандуристы, которые возрождают к жизни древний национальный инструмент. В наши дни бандуры изготавливаются на музыкальных фабриках во Львове и в Чернигове, а некоторые талантливые мастера-кобзари изготавливают бандуры самостоятельно. Одни стремятся воссоздать древний музыкальный инструмент определенного типа, другие, наоборот, стремятся модифицировать этот музыкальный инструмент.

Бандурист

На Украйне жил когда-то,
Телом бодр и сердцем чист,
Жил старик, слепец маститый,
Седовласый бандурист.

В черной шапке, в серой свитке
И с бандурой на ремне,
Много лет ходил он в людях
По родимой стороне.

Жемчуг-слово, чудо-песни
Сыпал вещий с языка.
Ныли струны на бандуре
Под рукою старика.

Много он улыбок ясных,
Много вызвать слез умел,
И, что птица божья, песни,
Где приселось,- там и пел.

Он за песню душу отдал,
Песней тело прокормил;
Родился он безымянным,
Безымянным опочил…

Мертв казак! Но песни живы;
Все их знают, все поют!
Их знакомые созвучья
Сами так вот к сердцу льнут!

К темной ночке, засыпая,
Дети, будущий народ,
Слышат, как он издалека,
В песне матери поет…

Константин Случевский

Бандура на живописных полотнах:

Василий Гайчук (р.1955) — Вареники с вишней Андрей Липатов — Украинский борщ Аркадий Русин. Натюрморт с бандурой. 1969 г. Дмитрий Безперчий. Бандуристы 1860 г.

Казак Мамай - один из самых популярных на Украине образов казака-рыцаря, которого называют космогоническим олицетворением украинского народа в целом.
Впервые Мамай появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Образцы картин Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами.

Сказания о казаке Мамае можно встретить среди народных легенд, переводов, прибауток. Но лучше всего его образ воспроизведен в народной живописи: в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах; круглая выбритая голова с закрученным за ухо «оселедцем», длинные усы, черные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щеки - перед вами портрет красавца-молодца, которым он сложился в народном воображении.


Неизвестный художник. Казак-бандурист. Начало ХІХ века.

Казака Мамая на таких картинах всегда рисовали с кобзой, которая является символом певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб - силу духа. Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком, казацкого штофа и рюмки. Это были вещи, связанные со смертью казака, - копье ставили на месте захоронения, штоф и рюмку клали в могилу - они напоминали о мимолетности жизнь и о казацкой судьбе, в которой угроза смерти в бою была повседневной реальностью.

Неизвестный художник. Казак Мамай.

Такие картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками часто с надписью: «Я казак Мамай, меня не занимай». Это свидетельствовало о доброте, независимости и веселом нраве хозяев. Упомянутые рисунки, которые дошли до нашего времени, не только удачно украшали дом, но и рассказывали о вкусах и мировоззрении хозяев.


Александр Антонюк. Казак — бандурист.

Есть несколько теорий происхождения слова «бандура», основывающихся, по большей части также на семантических изысканиях: «pandura» - Ассирия, «bandora» - Англия, «bandurria» - Испания, «panduri» - Джорджия, «pandzura» - Болгария, «pandura/tambura» - Сербия. Необходимо заметить, что первоначатльное название имеет мало общего с конкретным инструментом. Так английская bandora и украинская bandura, за исключением их названий, не имеют ничего общего. Тем не менее, тёзка из Англии имеет общие черты с украинской бандурой. Поляки узнали название инструмента от многочисленных итальянских музыкантов в начале ХVI века. Эти итальянцы (в большинстве своём еврейские переселенцы-музыканты) и были распространителями термина в Англию и на восток, в Польшу в эпоху Ренессанса.
«В польских словарях инструмент бандура описывается также, как казацкая лютня». (О. Фамицын).


Елена Иванова. Летний аккорд
М. Деряжный. Бандуристка 1957 г.

По сию пору бандура — любимый украинский инструмент. На Украине организована Государственная капелла бандуристов. Существуют и самодеятельные ансамбли бандуристов.
Но старинные кобзу и бандуру не стоит путать с современной бандурой, принадлежащей скорее к семейству арф, цитр, гусель, и появившейся в начале ХIХ века. Хотя из-за запутанности номенклатуры название «бандура» используют для описания кобзы до 1800 года.

Кобза ж моя, дружино вірная,
Бандуро моя мальованая!

Этими словами смертельно раненный герой думы «На смерть казака-бандуриста» обращается к своему самому дорогому спутнику жизни. Но на чем же играл казак – на кобзе или бандуре?
Некоторые исследователи утверждают, что первая слава досталась кобзе. Бандура же подхватила эту славу, и как более усовершенствованный инструмент вытеснил кобзу.


Имя «кобза», «кобоз», «кобуз», и т. п. можно проследить вплоть до 1250 года, как в славянских, так и неславянских письменных источниках. Следовательно, появление инструмента можно отнести к более древним временам. Семантические исследования доказывают существование аналогичных инструментов в других стран: «kopuz» - Турция, «kopus» - Хорватия, «koboz» - Венгрия, «cobza» - Румыния, и т. п. Таким образом, расположение родины кобзы исключительно на древних территориях Украины будет неоправданным, но, несомненно, в этих землях инструмент приобрел свой окончательный облик.
Ибн Даста в Х столетии, говоря о Руси, отмечает следующее: «У них есть различные музыкальные инструменты, такие как лютни-кобзы, гусли, дудки, а так же дудки почти в два локтя длиной, тогда как кобза имеет восемь струн…»

Олег Омельченко. Старый кобзарь 2006 г.

Кобза — неотъемлемый атрибут казака Мамая, персонажа кукольного театра Вертепа.
К. Хильдебрандт, участник шведской делегации к гетману Богдану Хмельницкому, посетив Украину в 1656-1657 годах, подробно описывает своё пребывание и приём, оказанный гетманом. В неформальной обстановке гетман играл на «лютне».

Датчанин Адам Олеариус также упоминает некий тип «лютни», распространённый среди украинцев в ХVII веке.
«Инструмент, подобный лютне, но меньший по величине и с меньшим числом струн», «только гриф несколько короче», «тональность абсолютно подобна лютне» - все это сказано в XVIII веке о «казацкой лютне»- кобзе.
Около 1700 года некоторые украинские кобзы-лютни приобретают дополнительные струны. Такие инструменты сохранились только на рисунках. Не известно, было ли усовершенствование локальным изобретением или же пришло из Европы, но, несомненно, то, что данные инструменты были непосредственным предком торбана.

В XVIII веке кобза уступила место похожему на нее, но более сложному и совершенному инструменту — бандуре, у которой не один, а два набора струн. Кобза окончательно вышла из употребления после 1850 года.

Алексей Петренко. Песня 1985 г.

Всем хорошо известно имя классика украинской литературы, замечательного поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Он увековечил в своём творчестве образ кобзаря - народного сказителя, сопровождавшего свои песни-думы игрой на кобзе. Сборник своих стихов он также назвал «Кобзарь». Много веков назад появились на Украине кобзари. Это были странствующие певцы, часто слепые. Но слепота не мешала им видеть зло, которое творилось вокруг, беды, которые обрушивались на простых людей. Обо всем этом, о судьбе народной, о борьбе украинцев с угнетателями пели кобзари, аккомпанируя себе на кобзе — инструменте, от которого и пошло их прозвание. Потому и Тарас Шевченко называл себя кобзарем: ведь он тоже воспевал простых людей, призывал бороться с угнетением и произволом.

Поэтому, думаю, можно сделать вывод, что казак в начале этого материала недаром обратился к своему инструменту словами и кобза, и бандура. Поскольку, как выяснилось, это два названия одного инструмента, который на протяжении веков прошел через серьезные конструктивные изменения и является гордостью украинской музыкальной культуры.

«Паспорт бандуры» файл для печати – загрузить

Паспорта других музыкальных инструментов – .

Введение

Музыкальность - одна из характерных черт украинского народа.

Музыкальные традиции Украины существуют с доисторических времен.

Этому свидетельствуют трещотки из бивней мамонта, обнаруженные археологами возле Чернигова, а также флейты, найденные в Черновицкой области. Они датируются 18 тысячелетием до нашей эры.

Чаще всего музыка сопровождала обряды, церемонии и трудовые процессы.

Сегодня мы рассмотрим украинские музыкальные инструменты.

Бандура

Бандура - украинский народный струнный щипковый инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. На старых инструментах струн было 12-25, а современных может быть до 64. Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром. Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем более диатонический, а в современных инструментах - хроматический. Бандура - инструмент очень древнего происхождения. Имеет сходство с китайской и индийской баною; с испанской гитарой; с пандорой, на которой греки воспевали подвиги своих героев; а также с бзурою - народным инструментом крымских татар.

Составные части бандуры:

  • 1. Ручка - короткий и широкий гриф.
  • 2. Головка - отогнутая часть грифа.
  • 3. Колки - служат для подтягивания и опускания струн.
  • 4. Спидняк - кузов бандуры, имеющий вид выпуклого овала.
  • 5. Брямка - окружность овала спидняка, которая выдвигается немного в сторону для удобного помещения колочков, которые держат струны бандуры.
  • 6. Верхняк или дейка - дека, покрывающая спидняк.
  • 7. В самой нижней части деки, против грифа, идет полоска дерева, плотно схваченная 2-3 винтами - приструнник, к которому прикрепляются струны.
  • 8. Голосник - круглое отверстие в середине деки для распространения звука.
  • 9. Кобылка - деревянная подставка между приструнником и голосником, на которой лежат все 12 струн.