Джаспер Джонс (Jasper Johns) и современный поп-арт. Представители направления поп-арт и их методы выразительности

в аукционном рейтинге ныне живущих живописцев, если бы мы взялись его составлять, он пропустил бы вперед только немца Герхарда Рихтера (Джефф Кунс все-таки больше скульптор). Он - Джаспер Джонс, и он родился 15 мая 1930 года в городе Огаста, штат Джорджия.О детстве Джонса известно немного. Родители развелись, когда он был совсем маленьким, и все детство его прошло в разъездах по Южной Каролине, между домом матери в городе Колумбия и Аллендейлом, где жили его бабушка и дедушка, в основном и занимавшиеся его воспитанием. Об Аллендейле сам Джонс вспоминает как о месте, «где не было художников и не было искусства». Будущую профессию Джонс выбрал уже в пять лет и потом своего решения придерживался неукоснительно. Окончив школу в местечке Самтер, он поступил на факультет искусств Университета Южной Каролины в Колумбии. После первых трех семестров учитель рисования убедил его продолжать образование в Нью-Йорке; туда, прислушавшись к совету, 18-летний Джаспер Джонс и отправился в 1948 году.Первое время он много ходил по выставкам и даже в 1949 году один семестр проучился в школе дизайна Парсона. Однако в 1950 (по другим данным, в 1951) году Джонс записался в армию (США тогда участвовали в Корейской войне, и всеобщие патриотические настроения охватили немалую часть общества) и прослужил два года, сначала на базе в Южной Каролине, затем - в городе Сендай в Японии.В 1953-м Джонс вернулся в Нью-Йорк и снова занялся искусством.


Картина Джаспера Джонса «Флаг» за 28 642 500$



В Нью-Йорке он быстро влился в передовые артистические круги и завел знакомства с самыми яркими представителями разных видов искусства. Среди его самых близких друзей были художник Роберт Раушенберг, композитор Джон Кейдж, хореограф Мерс Каннингейм и др. Дружба с Раушенбергом вышла долгой и плодотворной. Тот тяготел сам и привил Джонсу интерес к абстрактному экспрессионизму, минимализму, концептуальному искусству и поп-арту. Джонс успел поработать во всех этих направлениях, а за 8 лет, когда они с Раушенбергом делили студию, появились даже несколько совместных проектов вроде оформления витрины «Тиффани».

Попробовав себя почти во всех самых новых художественных течениях Нью-Йорка, Джонс не перестал искать новые идеи и пути выразительности. В начале 1950-х он отправился в Филадельфию, чтобы познакомиться с работами Марселя Дюшана. Идея реди-мейда - использования уже готовых объектов, часто не имеющих отношения к искусству, в качестве собственно произведений искусства или их частей - заинтересовала Джонса и стала еще одной составляющей собственного художественного языка художника. Позже Джонс создал декорации для спектакля Мерса Каннингема Walkaround Time (1968), взяв за основу работу Дюшана «Большое стекло» (The Large Glass), увиденную им в музее Филадельфии.Джонсу близка идея соединения повседневности и вечности. В его ранних работах невооруженным взглядом виден процесс превращения обычной вещи в произведение искусства - переход из нашего мира в мир «по ту сторону полотна». Он широко использует технику коллажа, создавая картину, с одной стороны, фигуративную, а с другой - абстрактную. Как правильно отметил один из искусствоведов, он изображает нечто конкретное, знакомое зрителю своими очертаниями, но не существующее в реальном мире, ведь цифра или буква, флаг или карта - это понятия двойственные. К концу 1950-х в его творчестве чистые абстракции («Смешение», «Фальстарт» и т. п.) соседствуют с псевдоабстракциями, т. е. реалистичными изображениями предметов - символов абстрактных понятий (например, флаг или цифра).Вообще, флаг - один из главных образов в творчестве Джонса. Многочисленные «флаги», написанные в середине 1950-х - начале 1960-х, сегодня относят к вершине творчества художника и называют среди наиболее значительных его работ. Начало серии положило большеформатное полотно «Флаг» (1954–1955). Эта картина представляет собой точную копию одной стороны американского флага, и если этот холст снять с подрамника и прикрепить, например, к стене, то его вполне можно использовать как флаг. Получится, так сказать, реди-мейд наоборот - произведение станет предметом, наделенным свойствами, не имеющими отношения к миру искусства.



Художник таким образом отстраняется от объекта, доводя его изображение до уровня абсолюта: в работе нет ничего от личности автора, его взгляд не выражается даже в ракурсе, есть только предмет - символ идеи. Произведением живописца эта картина является лишь постольку, поскольку она написана маслом на холсте. Серия продолжилась «Монохромным флагом» (1955) существующим в белой, красной и синей версиях, а в 1958 году Джонс создал «Три флага», где наложил одно на другое три идентичных, но разномасштабных изображения. «Однажды мне приснилось, что я рисую американский флаг, и, проснувшись, я сделал это, - сказал Джонс в одном из своих интервью. - Нарисовал сначала один, потом другой, так и получилась серия…» Джонс начал писать флаги почти сразу по возвращении из армии. Возможно, он обратился к этой теме под влиянием и своей армейской жизни, и тогдашней политической обстановки в стране, побуждающей американцев к демонстрации своей гражданской позиции и патриотических чувств. А возможно, свою роль сыграло и то, что свое собственное имя Джонс получил в честь героя Войны за независимость США (1775-1783) солдата Уильяма Джаспера, поднявшего американский флаг над фортом Салливан (во всяком случае, версия такая существует). Как бы то ни было, именно образы американского флага сделали Джонсу имя в искусстве и принесли популярность.В 1958 году в мастерскую Раушенберга пришел известный галерист Лео Кастелли. Пораженный работами 28-летнего Джонса, он некоторое время спустя устроил тогда еще почти неизвестному художнику персональную выставку. Ее в свою очередь увидел Альфред Барр, директор нью-йоркского МОМА, и организовал экспозицию Джонса у себя в музее. Выставка в МОМА произвела настоящий фурор, о художнике заговорили по всей стране, а потом и в мире.

В середине 1960-х Джаспер Джонс занялся скульптурой. Интересно, что изменился вид искусства, но не изменился принцип: художник изображает предметы быта с фотографической точностью, «перетягивая» их в мир искусства, но ничего в них не меняя. Предметы могут быть любыми - от банки супа или лампочки до зубной щетки, но исполнены они всегда с потрясающей точностью и в традиционных для скульптуры материалах - например, в бронзе.В 1967 году Джонс попробовал себя в книжной графике, проиллюстрировав издание своего друга поэта Франка Охары, а несколько лет спустя оформил книгу еще одного своего друга, писателя Сэмюэля Бекета.В 1980-х изменился стиль и тон его живописных работ: они стали более тихими - из них практически ушли контрастные цвета, резкий ритм и динамика, появилось тяготение к монохрому и даже какая-то сентиментальность.Сегодня Джонс живет в Коннектикуте в бывшем фермерском доме.Он признанный классик абстрактного экспрессионизма, обладатель многих мировых наград в области искусства: от Гран-при Венецианской Биеннале (1988) до Императорской премии Японии (награды деятелям искусства «за их достижения, международное влияние, которое они оказали своим искусством, духовное обогащение всего мирового сообщества»), которую он получил в 1993 году. В 2011 году художник был награжден Президентской медалью Свободы, вручаемой за вклад в безопасность и защиту национальных интересов США, общественную и культурную жизнь США и мира (в 1985 году этой медалью была награждена Мать Тереза).В настоящее время художник не ведет активной общественной деятельности. Его имя звучит теперь по большей части или на аукционах, или в скандальных публикациях, связанных с его знаменитыми работами.

Джаспер Джонс вырос в городке Аллендэйл Южная Каролина и, описывая этот период своей жизни, он сказал, «В месте, где я вырос, не было художников и искусства, я действительно не знал, что это такое». Джонс некоторое время учился живописи в университете Южной Каролины - с 1947 по 1948, в общей сложности три семестра. Затем он переехал в Нью-Йорк, где познакомился с Робертом Раушенбергом, от которого воспринял передовые идеи в современном искусстве. Работая вместе, они осваивали арт-сцену и развивали свои идеи в искусстве. На Джаспера Джонса также оказали влияние идеи Марселя Дюшана. «Велосипедное колесо» и другие редимейды Дюшана стали источником вдохновения для серии предметов, отлитых в бронзе, которую художник создал в конце 1950-х - начале 1960-х годов. В 1958 году владелец галереи Лео Кастелли открыл для себя Джонса во время визита в студию Раушенберга. Был дружен с Энди Уорхолом.

Наиболее значительными произведениями Джаспера Джонса принято считать серию его ранних живописных работ, созданную во второй половине 1950-х годов. Наиболее известная работа Джаспера Джонса - "Флаг" (1954-1955). Работу над этой серией картин Джонс начал, по его собственному признанию, после того, как ему приснился американский флаг. «Однажды мне приснилось, что я рисую американский флаг, и, проснувшись, я сделал это, - сказал Джонс в одном из своих интервью. - Нарисовал сначала один, потом другой, так и получилась серия...» Невозможно большие по размеру холсты (например, «Белый флаг», находящийся сейчас в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, изначально был написан на трех разных холстах и только потом соединен в единое целое), подавляющие зрителя, тем не менее – не производят впечатления давящей мощи новой империи, наоборот, они заставляют пристальнее вглядеться в знакомые с детства, практически вечные символы. Так и исполинские «Цифры», украшающие вход в американский Линкольн-центр (внимание к цифрам как универсальным символам – тоже одна из магистральных линий в творчестве Джонса), заставляют с удивлением и – иногда – ужасом вглядываться в те символы, которые для нас привычны с самого детства, обнаруживая в них не видный до того подтекст. Его работу порой относят к нео-дадаизму, а не поп-арту, несмотря на то, что он часто использует образы массовой культуры. Ранние работы созданы с использованием таких простых образов, как флаги, карты, мишени, буквы и цифры. Трактовка поверхности часто сочная и живописная. Художник часто включает энкаустику и рельеф в свою живопись.

Публика видела в работах Джонса разное. Кто-то - демонстрацию патриотизма, кто-то - критику государственной политики. (Сам автор высказывался довольно уклончиво, говорил о попытке привлечь внимание к истинным американским ценностям, к необходимости их сохранения и приумножения.) Но скорее всего правы были все-таки последние, ведь к стилизации флагов Джонс обратился в то время, когда свободнейшая из демократических систем, определившись, наконец, с потенциальным противником, вовсю стремилась облагодетельствовать сначала Корею, а затем и Вьетнам. А флаги Джонса в руках довольно воинственно настроенной молодежи, шедшей бороться за мир, даже становились символом антивоенной оппозиции.

Скульптуры Джаспера Джонса представляют собой отлитые в бронзе обыденные предметы, например электрический фонарик, лампочку или зубную щетку. Одно из наиболее известных произведений Джаспера Джонса - две бронзовые банки из-под пива.

В 1998 году Музей Метрополитен в Нью-Йорке заплатил более 20 миллионов долларов за "Белый флаг" Джонса.

В данное время Джаспер Джонс проживает в Коннектикуте и является самым дорогим здравствующим художником.

Наиболее известные работы:

Flag (1954-1955)

Белый флаг (1955)

Три флага (1958)

Фальстарт (1959)

Study for Skin (1962)

Figure Five (1963-1964)

Западная Австралия, 1969 год, городок Корриган. Чарли Бактин со своим приятелем Джеффри Лу рассуждают, кто из супергероев круче: Человек-Паук, Супермен или Бэтмен. Они приходят к выводу, что самый крутой – Бэтмен. У него нет суперсилы, он может погибнуть, поэтому должен преодолеть свой страх. Вечером Чарли лежит в постели и читает книгу Марка Твена. Его мать Рут заставляет мальчика спать.

Ночью в окно спальни Чарли стучит Джаспер Джонс. Это молодой мулат, он живет неподалеку от дома семьи Бактин вместе с отцом. Джаспер просит Чарли о помощи. Раньше он с Чарли никогда не разговаривал. В городке поговаривают, что Джаспер опасен. Он предлагает мальчику пройти с ним лес, там он ему что-то покажет. Чарли выбирается из дома через окно и отправляется с Джаспером в лес. Тот показывает ему висящее на дереве девичье тело в белой ночной сорочке. Чарли не может сдержать крика. Это Лора Уишарт. Чарли предлагает известить о происшествии полицию. Джаспер говорит, что этого делать нельзя. Его сразу обвинят в случившемся. Он живет неподалеку. Да и веревка, на которой висит тело, принадлежит ему. В Корригане к нему и так относятся с предубеждением. И его неоднократно видели с Лорой. Кто убил девушку? Джаспер утверждает, что это сделал безумный Джек Лйаонел. Он сошел с ума после войны, он видел Лору вместе с Джаспером. Нужно что-то придумать. Джаспер забирается на дерево и перерезает веревку. Тело падает на землю. При помощи Чарли Джаспер берет повешенную на руки, просит взять с собой лежащий рядом крупный камень и отправляется к находящемуся поблизости водоему. Он опускает тело в воду, кладет на грудь покойницы принесенный Чарли камень, тело погружается под воду.

Утром мать будит Чарли: вставай, если не хочешь, чтобы я выбросила твой завтрак. Чарли умывается и садится за стол. Он почти ничего не ест. Мать говорит, что за ним заходил его приятель Джеффри. Пусть Чарли поторапливается. Чарли выходит из дома и отправляется к другу. Они едут на велосипедах, Джеффри везет ракетку для крикета. Он спрашивает приятеля, почему русалки считаются такими сексуальными, ведь ниже пояса они – рыбы. Может быть, даже вкусные. Наверное, они считаются сексуальными из-за своих сисек. Что бы предпочел иметь Чарли: шляпу из живых пауков или пенисы вместо пальцев? Что лучше – магнитная голова или пердеж через рот? Чарли видит, что в городке сегодня много полицейских, он отказывается поддерживать беседу на дурацкие темы. Мальчики приезжают на стадион. Джеффри пробует тренироваться с командой, старшие игроки дразнят мальчика «конгом» (то есть обезьяной, Джеффри азиат, по телевизору говорят о войне во Вьетнаме). Мальчики едут с тренировки. Они подъезжают к дому безумного Джека. Джеффри рассказывает, будто Джек в свое время работал на скотобойне и убил женщину. Потом он подвесил ее тело так, чтобы из него вся кровь вытекла. Чарли не слышал эту историю.

Чарли возвращается домой. Он слышит, как мать с кем-то разговаривает по телефону. Голос у нее встревоженный. Мальчик пишет в тетради: узнать про скотобойню; мотивы. Рут заходит без стука в комнату сына и сообщает ему, что теперь он должен находиться или дома, или на улице, но так, чтобы его видели люди. Чарли интересуется, что произошло? Мать говорит, что это не его дело. Нужно просто выполнять обозначенные ею правила.

Чарли отправляется в городскую библиотеку. Он просматривает газеты, вырывает тихонько страницу, прячет ее в сумку. Мальчик идет к выходу. Он видит, как с библиотекарем разговаривает девочка. Она оборачивается. Это Элиза Уишарт, младшая сестра Лоры. Она просит Чарли, чтобы он подождал ее на улице. Дожидаясь Элизы, Чарли обнюхивает свои подмышки. Та выходит. Она взяла заказанную у библиотекаря книгу «Завтрак у Тиффани». Элиза говорит, что ей очень понравился фильм по этой книге с очаровательной Одри Хэпберн. Но мама не разрешила ей купить книгу, пришлось ее заказывать в библиотеке. Она думает, что библиотекарь не знаком с ее содержанием. Так как он не читает книг, написанных в нынешнем веке. Они с Чарли доходят до дома семьи Уишарт. Оттуда выходит встревоженная мать Элизы, девочка успевает сунуть в крамольную книгу листок бумаги, отдать ее Чарли. Она просит сохранить для нее книгу, но не читать ее до тех пор, пока она сама этого не сделает. Мать делает выговор девочке и затаскивает ее в дом. Чарли приходит домой, мать кричит на него, поэтому что он не находился все время на улице. Отец пытается успокоить жену, но та требует, чтобы Уэс Бактин не подрывал ее родительский авторитет.

В городской ратуше происходит собрание. Полиция сообщает о том, что дочь местного мэра Пэта Уишарта пропала, ее никто не видел с Рождества. Завтра в 5-30 начнутся поиски пропавшей, приглашаются все желающие, с неба поиск будут вести вертолеты, дно реки прочешут водолазы. Для несовершеннолетних устанавливается комендантский час. Сообщается также, что еще один уроженец городка погиб во Вьетнаме. Организован фуршет для жителей города. С матерью погибшего во Вьетнаме парня случается истерика, она обливает кофе мать Джеффри, кричит на нее. За азиатку никто не заступается.

Дома Чарли беседует с отцом. Тот делится своими мыслями о пропаже Лоры. Раньше он думал, что она сбежала в большой город. Но при осмотре ее комнаты были обнаружены следы крови, все было перевернуто вверх дном, окна настежь. Так что все гораздо сложнее.

Ночью к Чарли приходит Джаспер, он просит мальчика выйти. Тот вылезает через окно, смотрит в окно отца, тот сидит за пишущей машинкой. Чарли и Джаспер приходят к дому безумного Джека. Там горит свет. Они сидят на берегу реки. Джаспер угощает Чарли виски, который он стащил у отца. Тот так сильно пьет, что не заметит пропажу. После смерти матери Джаспера он совсем слетел с катушек. Джаспер говорит, что смуглый цвет кожи он унаследовал от матери, которую он даже не помнит. Его мать погибла в автокатастрофе, когда он был совсем маленьким. Джаспер рассказывает, что они с Лорой любили друг друга, но встречаться могли только по ночам, днем Джаспер не мог даже приблизиться к ее дому. Они собирались жить вместе, поэтому Джаспер хотел накопить денег, на три месяца уехал работать сборщиком фруктов, не предупредив об это Лору. Когда он накануне Рождества вернулся, то пришел ночью к ее окну, но не застал Лору. Услышал в лесу крик, он побежал туда и обнаружил ее повешенной. Чарли обнаруживает на дереве, на котором висела Лора надпись: прости. Кто ее нанес? Наверное, безумный Джек где-то рядом, надо срочно убираться отсюда. Они видят машину. Чарли бежит к дому. Из машины выходит Рут. Чарли ложится в постель и притворяется спящим. Мать сидит у его кровати.

На следующий день Чарли видит, как в городе полиция задерживает Джаспера. Чарли вместе с Джеффри пробираются во двор Джека, они обследуют его старую сломанную машину, на дверце видна надпись: прости. Хозяин дома прогоняет мальчишек, впопыхах Чарли оставляет во дворе Джека сумку с книгой Элизы.

К Чарли приходит Джаспер. Ему удалось бежать. Чарли рассказывает про надпись в машине. Они отправляются к дому Джека, подкрадываются к окну, Чарли видит, что его сумка внутри. Джаспер хочет разобраться с Джеком, но Чарли предлагает подождать до празднования Нового Года. Тогда все будут заняты фейерверками, они смогут без свидетелей пробраться в дом безумного Джека. На пути к дому Чарли останавливает сержант полиции. Он привозит Чарли к родителям и допрашивает мальчика: с кем он был? Чарли утверждает, что ходил к дому Элизы, от которой он без ума.

Утром Рут в наказание заставляет Чарли рыть большую яму на заднем дворе. Приходит Элиза, спрашивает про свою книгу. Но Рут отправляет ее домой. После обеда мать требует, чтобы Чарли начал закапывать яму. Потом она уходит. Отец зарывает яму вместо сына. Рут купила себе новую машину, приглашает мужа и сына покататься с ней. Те не откликаются на ее просьбу, Рут уезжает. Чарли отмывается в ванной. С ним разговаривает отец. Он просит его извиниться перед матерью, та за него очень беспокоилась, поэтому и наказала.

Чарли отправляется смотреть матч по крикету. Джеффри берут играть на замену. Чарли подходит к сидящей в сторонке Элизе, та читает книгу. Они разговаривают. Джеффри наносит победные удары, все радуются, Элиза обнимает Чарли. Они договариваются встреться на Новый Год. Тогда Чарли передаст девочке ее книгу.

Новый Год. Горожане в ожидании фейерверка на главной площади. Чарли и Джаспер приходят к Джеку, вызывают его на разговор. Тот запускает их в дом. Джаспер хватает ружье и целится в старика, требует все рассказать. Тот показывает парню фото, на котором сняты он, его отец и мать. Оказывается, безумный Джек приходится Джасперу дедом. Он поссорился с сыном из-за его женитьбы на чернокожей. Но после смерти жены сноха стала за ним ухаживать, они подружились. Однажды во время визита к Джеку у женщины начался приступ, Джек повез ее в больницу, он слишком торопился, произошла авария, мать Джаспера погибла, о чем Джек сожалеет. А о смерти Лоры он ничего не знает. Чарли оставляет деда с внуком, хватает сумку и бежит обратно на площадь.

По пути он видит свою мать, которая в машине занимается сексом с сержантом. Та пытается объясниться с сыном, но тот ее не слушает, бежит дальше. Фейерверк кончился. Чарли приходит к дому Элизы, вызывает ее. Он предлагает ей рассказать о смерти Лоры, приводит ее к дереву. Элиза говорит, что все знает сама. Появляется Джаспер, кричит на Чарли. Но Элиза протягивает ему записку, которую достала из книги, хранившейся у Чарли. Это предсмертное письмо Лоры Джасперу. Девушка думала, что парень ее бросил. Лору насиловал собственный отец, она от него забеременела, не вынесла позора и повесилась. Элиза была свидетелем самоубийства сестры, но не успела его предотвратить. Поэтому она и написала на дереве «прости». А Джаспер даже не умеет читать.

Чарли и Элиза вручают записку Лоры матери девочек. Та рвет ее на части. Чарли бежит к полицейскому участку, его двери заперты. Он ждет. Через некоторое время туда подъезжает сержант, но ему некогда разговаривать с Чарли, только что поступило сообщение, что в доме семьи Уишарт пожар. Чарли бежит туда. Дом полыхает. Мать и Элиза смотрят на огонь. Пожарные тащат тело отца Лоры и Элизы.

Чарли возвращается домой. Рут после разговора с мужем покидает их дом. Чарли плачет. Он остается с отцом. Чарли заходит в свою комнату. На постели он обнаруживает рукопись законченного романа Уэса и бутылку виски от Джаспера.

Новинка от неизвестной российскому зрителю женщины-режиссера. Хотя австралийское кино вообще в нашей стране не особо востребовано, поэтому многие премьеры проходят мимо нас.

По сюжету четырнадцатилетний мальчик Чарльз живет своей беззаботной жизнь, как вдруг ночью к нему за помощью обращается некий темнокожий парень Джаспер, который не очень в городке славится положительными впечатлениями. Джаспер отводит Чарльза на берег озера возле своего дома и показывает мертвое тело молодой девушки, с которой у него были романтические отношения. Джаспер просит парня помочь ему спрятать тело и самим найти убийцу, потому что если полиция обнаружит тело, она не разбираясь арестует Джаспера, так как история происходит во времена, когда тема расизма довольно-таки актуальна.

Конечно, сюжет может показаться странным, но я вам больше скажу, что самое странное будет еще впереди, так что за оригинальность уже можно смело поставить картине пять. Сразу хочется отметить, что это далеко не детский фильм и вопросы, поднимаемые в фильме, тоже совсем не для юного зрителя. Тема расизма, семейного насилия, измен, жестокости и много другое с чем придется столкнуться главному герою. Скромный, но умный мальчик уверено решает проблемы и находит выход из довольно сложных ситуаций, поэтому смотреть очень интересно, так как сложно предугадать концовку фильма, а она будет сильной. Благодаря сюжетным поворотам сложно оторваться от экрана, так как режиссерская постановка, актеры и приятная музыка воспринимаются на очень высоком уровне. Можно предположить, что детство героев проходит прямо на глазах, когда еще вот-вот они были зелеными малышами, обсуждая супергероев из комикса, а тут сразу уже повзрослевшие люди с кучей взрослых проблем. В фильме присутствуют кадры, в которых дети употребляют спиртные напитки, видят смерть и многим приходится совершать опасные поступки, так что это все же взрослое сложное творение для настоящих ценителей высококачественного кино.

За актеров можно говорить много и долго, но я лишь скажу, что все были просто молодцы. Каждый актеры раскрыл свой персонаж на полную. В кадре все выглядят разными по образу и крепкими персонажами по своей характеристике. На них приятно смотреть, их приятно слушать, за них переживаешь и волнуешься, потому что смотрятся актеры естественно и разнопланово.

Фильм действительно стоит увидеть, так как отзывы критиков хорошие, рейтинг в IMDb: 8,00 (если кто на это обращает внимание). Но в целом, это содержательная драматическая история о дружбе, семье и конечно же о любви.

Приятного просмотра.

Джаспер Джонс (англ. Jasper Johns , р. 1930) – американский художник, работающий в жанрах и поп-арт . Автор картины «Флаг» .

Биография, творчество

Джаспер Джонс родился к городе Огаста (Джорджия, США) 15 мая 1930 года. Вскоре его родители развелись и вместе с матерью ребенок переехал в Южную Каролину, где и провел большую часть своего детства. Жил он попеременно то в городе Колумбия, где жила его мать, то в Аллендэйле, с бабушкой и дедушкой. Несмотря на то, что по собственному признанию Джонса, в Южной Каролине в то время не было художников, он сам начал заниматься живописью достаточно рано. В 1947 году Джонс поступил на факультет искусств университета Южной Каролины, откуда, впрочем, ушел уже через три семестра в 1948 году и переехал в Нью-Йорк.

В Нью-Йорке Джаспер Джонс один семестр посещал школу дизайна Парсона и активно посещал разнообразные выставки, но в 1950 записался в армию США и служил два года, сначала на базе в Южной Каролине, а после в городе Сендай в Японии (время его службы пришлось на годы корейской войны). После демобилизации Джонс вернулся в Нью-Йорк, где познакомился и вскоре начал жить с Робертом Раушенбергом, который оказал на него существенное влияние и познакомил с другими представителями современного американского искусства того времени, среди которых были галерист Лео Кастелли и Альфред Барр (в то время директор Музея современного искусства).

Имя Джаспера Джонса чаще всего ассоциируется с его ранними работами, относящимися ко второй половине 1950-х годов. В некотором смысле ранний период творчества художника можно ограничить пределами с 1954 по 1961 год, когда он жил вместе со своим бойфрендом Робертом Раушенбергом. Вероятно, наиболее известная широкой публике картина Джонса «Флаг» была создана как раз в это время, в 1955 году. Работа эта вызвала массу споров. Её интерпретировали самыми разными образами, видя в ней как проявление американского «империализма», так и, напротив, неуважение к своей собственной стране. Альфред Барр принял решение приобрести «Флаг» для постоянной экспозиции, но побоялся обвинений в непатриотизме и потому провел весь процесс покупки через посредника, который затем отдал картину в дар музею. Арт-критики того времени также были склонны видеть в работе Джонса определенное политическое высказывание. Так, например, Роберт Розенблюм ставит вопрос именно так: «святотатство это или почтительность?» и называет картину «кощунственной и неуважительной». Впрочем, сам художник утверждал, что увидел во сне как пишет флаг США и затем, проснувшись, приступил к работе.

Тема американского флага обыгрывалась Джонсом и в ряде других работ, созданных в тот период времени. Наиболее заметными работами здесь можно считать «Белый флаг» (1955) и «Три флага» (1958).

В последующие годы споры вокруг данной работы Джонса не утихли, но вышли за пределы обсуждения уровня патриотизма художника. Рассматривая «Флаг» в контексте искусства XX века и пытаясь определить его роль для различных арт-течений, данную картину начали рассматривать как один из первых примеров поп-арта. Джаспер Джонс таким образом может считаться художником, который в некотором смысле проложил дорогу Энди Уорхоллу и всему американскому поп-арту 60-х годов. Кроме того, «Флаг» начал создаваться еще в 1954 году, что даже раньше, чем коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956 год), который в свою очередь традиционно считается одной из первых работ в жанре поп-арт в Великобритании.

С другой стороны, «Флаг» Джаспера Джонса можно рассматривать как определенное продолжение идей Марселя Дюшана и его реди-мейдов. Фактически, флаг Джонса можно без изменений перенести на более привычную для флагов материю и использовать именно как флаг, т.е. вывесить его из окна, пойти на стадион и т.д. Т.о. мы получаем нечто вроде «реди-мейда наоборот», когда произведение искусства без всяких изменений может использоваться как банальный предмет быта. Флаг же США представляет собой один из наиболее узнаваемых, а потому и наиболее банальных символов и т.о. обращение к нему это все то же обращение к предметам повседневности. «Игра» с объектом, с символом, создание произведения искусства подписью художника – все это свойственно дадаизму и потому творчество Джаспера Джонса возможно отнести к т.н. неодада. Впрочем, надо отметить, что сам данный термин был предложен Барборой Роуз как раз для характеристики творчества Джонса и Раушенберга, а сам художник, говоря о понятии «объекта» отмечал, что «само понятие объекта сомнительно. Холст есть объект, краска есть объект и объект есть объект. Поскольку предполагается, что холст обладает каким-то пространственным значением, то и объект, написанный на холсте, можно наделить тем же значением»

Кроме всего вышенаписанного «Флаг» можно рассматривать и в контексте преодоления абстрактного экспрессионизма. При этом сам Джаспер Джонс в наименьшей степени занимался борьбой с господствующим тогда течением, но его живопись все-таки можно отнести к фигуративной и он начал «множить» символы (хотя вряд ли здесь в полной мере можно применять понятие симулякра) в то время как и сама история со сном и экспрессивные мазки напоминают скорее об образе художника, характерного для абстрактного экспрессиониста и т.о. Джаспер Джонс вновь становится неким «связующим элементом» между, условно говоря, такими деятелями американского искусства как Поллок и Уорхолл.

Кроме флага Джаспер Джонс работал также с рядом других символов. Так, например, ему принадлежит серия работ с изображениями цифр в самых разных вариациях («Серые числа», «от 0 до 9», «0-9» и т.д.), а также множество изображений карт США и различного рода мишеней. Все эти символы являются частью обычного мира, но в повседневной жизни обывателю свойственно игнорировать их форму, обращая внимание лишь на то, что они «значат» в различных своих комбинациях. Крайне редко ставится под сомнение значимость одной цифры или буквы, также как редко кто-то говорит о самой форме флага или карты. Джонс, очевидно, игнорирует вопросы, связанные с тем, как отдельные буквы или цифры взаимодействуют друг с другом, создавая язык и смысл. В своей ранней работе «Серые числа», например, он отдает все пространство холста под сетку заполненную цифрами. Цифры нарисованы по трафарету, каждая в своей клеточке на всем протяжении картины за исключением левого верхнего прямоугольника. Они выстроены в определенной последовательности, но привлекает внимание не смысл каждого числа, а форма, структура, порядок, который создает непосредственно художник.

В середине 60-х годов Джаспер Джонс занялся скульптурой. Здесь так же нельзя еще раз не упомянуть о противостоянии абстрактного экспрессионизма и поп-арта. Дело в том, что одну из своих наиболее известных скульптур – две банки из-под пива («Ale cans», 1964) – художник сделал в ответ на едкое замечание Виллема де Кунинга по поводу профессиональной деятельности галериста Лео Кастелли, сводящееся к тому, что последний купит даже банки из-под пива, если сказать, что это поп-арт.

Скульптуры Джаспера Джонса в большинстве своем изображают бытовые предметы (фонарик, лампочка, банки из-под пива) сделанные в бронзе. Про смысловую нагрузку данных работ можно сказать все то, что уже было написано про «Флаг» и другие произведения Джонса. Здесь мы видим игру с бытовыми предметами, возвращение от абстракционизма к фигуративизму, некое послание зрителю, который устал от непонятных абстракций, сводящиеся к тому, что если вам не нужны непонятные фантазийные «узоры», то можете полюбоваться на знакомые всем и каждому предметы, например, на пустые банки эля. Несколько выделяется скульптура "Взор критика" (1964). Данная работа представляет собой метафору на работу арт-критика.

В 80-х годах Джонс начал создавать коллажи , тематика которых также затрагивала проблему смысловой наполненности привычных символов и знаков, которые группируются в жизни обывателя, не имея никакого «настоящего», изначального общего знаменателя, кроме непосредственно того человека, в голове которого все они имеют какой-то смысл и что-то значат. Вырванные из общего культурного дискурса, различные знаки вновь собираются вместе уже в частной жизни человека и, разумеется, начинают что-то в ней значить, но речь при этом идет уже не об изначальных объектах или даже идеях, а об симулякрах – копиях без оригинала.

После окончательного разрыва с Раушенбергом Джаспер Джонс стал все более и более стремиться к уединению. С 90-х годов он почти не давал интервью, но все-таки продолжал контактировать с несколькими избранными деятелями арт мира и время от времени выставлять свои новые работы. В августе 2013 года Джаспер Джонс вновь попал в заголовки газет после того, как его помощник Джеймс Майер, работавший у него с 1988 по 2012 год, был обвинен в краже недописанных картин мастера на общую сумму в шесть с половиной миллионов долларов. Сам Джонс запретил продавать данные работы, но Мейер скрылся с 22 произведениями из студии художника в Шароне, штат Коннектикут, чтобы продать их через неустановленного человека в галерее в Нью-Йорке, утверждая, что все это были подарки от Джонса. Джонс не стал комментировать кражу, но обратился в полицию вскоре после обнаружения недостающих работ.

В настоящее время Джаспер Джонс живет между своими студиями в Шароне (штат Коннектикут), куда он переехал в 1990-е годы, и студией на острове Сент-Мартин.