Страницы из Чехова: Мужики - повесть, которую Чехов писал и зачеркивал. Дачники

Лабораторная работа по русскому языку в 9 классе

по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Цель: выработка практических умений постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении

Общее задание для текстов

1. Выразительно прочитайте текст.

2.Определите тему и основную мысль текста.

3.Дайте определение ССП, назовите основные признаки ССП (простые предложения, входящие в его состав, по смыслу равноправны, связываются сочинительными союзами).

4.Найдите сложносочиненные предложения в тексте(ССП), выделите при этом грамматическую основу и докажите, что это ССП.

5.Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного.

6.Сделайте синтаксический разбор одного ССП, постройте схему.

Текст 1

Первая послевоенная весна на Дону была на редкость дружная. В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья. В степи, взломав лед, бешено взыграли речки, и дороги стали почти непроездны. В эту недобрую пору бездорожья пришлось мне ехать в соседнюю станицу. Пара лошадей еле-еле тащила тяжелую бричку. Колеса проваливались в перемешанный со снегом песок, и там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком, с трудом вытаскивая ноги из наезженной колеи. По обочинам дороги еще держался блестевший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Наконец-то мы добрались до переправы через речку. Хутор раскинулся в стороне, и возле причала стояла тишина. От воды тянуло сыростью, а из степей, потонувших в сиренево-сизой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный аромат недавно освободившейся из-под снега земли. (М. Шолохов.)

Пример ответа:

В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья -это ССП, так как первая грамматическая основа-ветры подули, вторая -пески оголились. Связаны части соединительным союзом и;смысловые отношения последовательности.

Повествовательное, невосклицательное, состоящее из двух частей, связанных союзом и.1 часть-двусоставная, распространённая,полная, неосложненная;2 часть-двусоставная, распространённая,полная, неосложненная.

Задания для группы

1.Используя ССП, дополните описание внешности героя.

2.Объясните постановку знаков препинания при деепричастных оборотах.

3.Определите виды простых предложений по полноте грамматической основы, входящих в состав ССП.

Текст 2 (без знаков препинания) (для группы)

Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима не уступала но один теплый денек пересилил наконец и потекли ручьи запели птицы.Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах и между Жуковым и тою стороною все пространство сплошь было затоплено громадным заливом на котором там и сям вспархивали дикие утки. Весенний закат пламенный с пышными облаками каждый день давал что-нибудь необыкновенное новое невероятное. (А.П.Чехов)

Задания для группы

1.Найдите сначала осложненные простые предложения . (Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый день давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное)

2.Замените сложные предложения простыми, изменился ли текст?

Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи. Зима не уступала. Но один теплый денек пересилил, наконец. Потекли ручьи. Запели птицы.Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах. Текст упрощается и обедняется, теряется образность.

3.Переделайте простые предложения в ССП. Считаете ли вы это целесообразным?1 -Но вскоре зима кончилась, и потянуло теплом. Считаю, что безличное предложение удачно вписывается в смысловую и синтаксическую структуру текста, чего нельзя будет сказать об осложненном простом предложении в случае переработки его в ССП, так как употребление только сложных конструкций «загромождает» текст.

4.Подчеркните трудные для вас орфограммы.

5.Расставьте знаки препинания, обосновывая свой выбор.

Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один теплый денек пересилил, наконец, - и потекли ручьи, запели птицы ставлю запятые,т.к. это сложное предложение, состоящее из 5 простых, равноправных по смыслу. Вводное слово наконец также выделяю запятой. Тире указывает на быструю смену действия. Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах, и между Жуковым и тою стороною все пространство сплошь было затоплено громадным заливом, на котором там и сям вспархивали дикие утки.ССП. СПП.Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый день давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное. Обособленные определения, стоящие после определяемого слова, требуют запятых точно так, как и однородные определения необыкновенное, новое, невероятное

6.Составьте ССП предложение по данной теме, простые в котором не будут разделены пунктуационными знаками.

По утрам кусты и прошлогодняя трава еще серебрились инеем и лужи затягивало тонким, как стекло, льдом.

В зарослях малинника на опушке леса слышалось пение птиц и громкое ауканье детей.

Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края.

Работа с классом

1.Выразительное чтение текста

2.Прослушивание ответов по группам

3.Заполнение листов самооценки

Использованная литература:

1 . Конспет лекции.

2.Хабарова А.С. « Проведение лабораторных работ на уроках русского языка в 11-м классе».

3. Хамраева Е.А. «Русский язык для детей-билингвов:теория и практика».

4. Бураева Н.Н. «Роль лабораторных работ по русскому языку в формировании у учащихся старших классов лингвистического мышления».

Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)

Приходская церковь была в шести верстах, в Косогорове, и в ней бывали только по нужде, когда нужно было крестить, венчаться или отпевать; молиться же ходили за реку. В праздники, в хорошую погоду, девушки наряжались и уходили толпой к обедне, и было весело смотреть, как они в своих красных, желтых и зеленых платьях шли через луг; в дурную же погоду все сидели дома. Говели в приходе. С тех, кто в Великом посту не успевал отговеться, батюшка на Святой, обходя с крестом избы, брал по 15 копеек.

Старик не верил в бога, потому что почти никогда не думал о нем; он признавал сверхъестественное, но думал, что это может касаться одних лишь баб, и когда говорили при нем о религии или чудесном и задавали ему какой-нибудь вопрос, то он говорил нехотя, почесываясь:

– А кто ж его знает!

Бабка верила, но как-то тускло; все перемешалось в ее памяти, и едва она начинала думать о грехах, о смерти, о спасении души, как нужда и заботы перехватывали ее мысль, и она тотчас же забывала, о чем думала. Молитв она не помнила и обыкновенно по вечерам, когда спать, становилась перед образами и шептала:

– Казанской Божьей Матери, Смоленской Божьей Матери, Троеручицы Божьей Матери…

Марья и Фекла крестились, говели каждый год, но ничего не понимали. Детей не учили молиться, ничего не говорили им о боге, не внушали никаких правил и только запрещали в пост есть скоромное. В прочих семьях было почти то же: мало кто верил, мало кто понимал. В то же время все любили Священное писание, любили нежно, благоговейно, но не было книг, некому было читать и объяснять, и за то, что Ольга иногда читала Евангелие, ее уважали и все говорили ей и Саше «вы».

Ольга часто уходила на храмовые праздники и молебны в соседние села и в уездный город, в котором было два монастыря и двадцать семь церквей. Она была рассеянна и, пока ходила на богомолье, совершенно забывала про семью и, только когда возвращалась домой, делала вдруг радостное открытие, что у нее есть муж и дочь, и тогда говорила, улыбаясь и сияя:

– Бог милости прислал!

То, что происходило в деревне, казалось ей отвратительным и мучило ее. На Илью пили, на Успенье пили, на Воздвиженье пили. На Покров в Жукове был приходский праздник, и мужики по этому случаю пили три дня; пропили 50 рублей общественных денег и потом еще со всех дворов собирали на водку. В первый день у Чикильдеевых зарезали барана и ели его утром, в обед и вечером, ели помногу, и потом еще ночью дети вставали, чтобы поесть. Кирьяк все три дня был страшно пьян, пропил все, даже шапку и сапоги, и так бил Марью, что ее отливали водой. А потом всем было стыдно и тошно.

Впрочем, и в Жукове, в этой Холуевке, происходило раз настоящее религиозное торжество. Это было в августе, когда по всему уезду, из деревни в деревню, носили Живоносную. В тот день, когда ее ожидали в Жукове, было тихо и пасмурно. Девушки еще с утра отправились навстречу иконе в своих ярких нарядных платьях и принесли ее под вечер, с крестным ходом, с пением, и в это время за рекой трезвонили. Громадная толпа своих и чужих запрудила улицу; шум, пыль, давка… И старик, и бабка, и Кирьяк – все протягивали руки к иконе, жадно глядели на нее и говорили, плача:

– Заступница, матушка! Заступница!

Все как будто вдруг поняли, что между землей и небом не пусто, что не все еще захватили богатые и сильные, что есть еще защита от обид, от рабской неволи, от тяжкой, невыносимой нужды, от страшной водки.

– Заступница, матушка! – рыдала Марья. – Матушка!

Но отслужили молебен, унесли икону, и все пошло по-старому, и опять послышались из трактира грубые, пьяные голоса.

Смерти боялись только богатые мужики, которые чем больше богатели, тем меньше верили в бога и в спасение души и лишь из страха перед концом земным, на всякий случай, ставили свечи и служили молебны. Мужики же победнее не боялись смерти. Старику и бабке говорили прямо в глаза, что они зажились, что им умирать пора, и они ничего. Не стеснялись говорить в присутствии Николая Фекле, что когда Николай умрет, то ее мужу, Денису, выйдет льгота – вернут со службы домой. А Марья не только не боялась смерти, но даже жалела, что она так долго не приходит, и бывала рада, когда у нее умирали дети.

Смерти не боялись, зато ко всем болезням относились с преувеличенным страхом. Довольно было пустяка – расстройства желудка, легкого озноба, как бабка уже ложилась на печь, куталась и начинала стонать громко и непрерывно: «Умира-а-ю!» Старик спешил за священником, и бабку приобщали и соборовали. Очень часто говорили о простуде, о глистах, о желваках, которые ходят в животе и подкатывают к сердцу. Больше всего боялись простуды и потому даже летом одевались тепло и грелись на печи. Бабка любила лечиться и часто ездила в больницу, где говорила, что ей не семьдесят, а пятьдесят восемь лет; она полагала, что если доктор узнает ее настоящие годы, то не станет ее лечить и скажет, что ей впору умирать, а не лечиться. В больницу обыкновенно уезжала она рано утром, забрав с собою двух-трех девочек, и возвращалась вечером, голодная и сердитая, – с каплями для себя и с мазями для девочек. Раз возила она и Николая, который потом недели две принимал капли и говорил, что ему стало легче.

Бабка знала всех докторов, фельдшеров и знахарей на тридцать верст кругом, и ни один ей не нравился. На Покров, когда священник обходил с крестом избы, дьячок сказал ей, что в городе около острога живет старичок, бывший военный фельдшер, который лечит очень хорошо, и посоветовал ей обратиться к нему. Бабка послушалась. Когда выпал первый снег, она съездила в город и привезла старичка, бородатого, длиннополого выкреста, у которого все лицо было покрыто синими жилками. Как раз в это время в избе работали поденщики: старик портной в страшных очках кроил из лохмотьев жилетку, и два молодых парня валяли из шерсти валенки; Кирьяк, которого уволили за пьянство и который жил теперь дома, сидел рядом с портным и починял хомут. И в избе было тесно, душно и смрадно. Выкрест осмотрел Николая и сказал, что необходимо поставить банки.

Он ставил банки, а старик портной, Кирьяк и девочки стояли и смотрели, и им казалось, что они видят, как из Николая выходит болезнь. И Николай тоже смотрел, как банки, присосавшись к груди, мало-помалу наполнялись темною кровью, и чувствовал, что из него в самом деле как будто что-то выходит, и улыбался от удовольствия.

– Оно хорошо, – говорил портной. – Дай бог, чтоб на пользу.

Выкрест поставил двенадцать банок и потом еще двенадцать, напился чаю и уехал. Николай стал дрожать; лицо у него осунулось и, как говорили бабы, сжалось в кулачок; пальцы посинели. Он кутался и в одеяло и в тулуп, но становилось все холоднее. К вечеру он затосковал; просил, чтобы его положили на пол, просил, чтобы портной не курил, потом затих под тулупом и к утру умер.

О, какая суровая, какая длинная зима!

Уже с Рождества не было своего хлеба, и муку покупали. Кирьяк, живший теперь дома, шумел по вечерам, наводя ужас на всех, а по утрам мучился от головной боли и стыда, и на него было жалко смотреть. В хлеву день и ночь раздавалось мычанье голодной коровы, надрывавшее душу у бабки и Марьи. И, как нарочно, морозы все время стояли трескучие, навалило высокие сугробы; и зима затянулась: на Благовещение задувала настоящая зимняя вьюга, а на Святой шел снег.

Но, как бы ни было, зима кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один теплый денек пересилил наконец, – и потекли ручьи, запели птицы. Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах, и между Жуковом и тою стороной все пространство сплошь было занято громадным заливом, на котором там и сям вспархивали стаями дикие утки. Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый вечер давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное, именно то самое, чему не веришь потом, когда эти же краски и эти же облака видишь на картине.

Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собою. Стоя на краю обрыва, Ольга подолгу смотрела на разлив, на солнце, на светлую, точно помолодевшую церковь, и слезы текли у нее, и дыхание захватывало оттого, что страстно хотелось уйти куда-нибудь, куда глаза глядят, хоть на край света. А уж было решено, что она пойдет опять в Москву, в горничные, и с нею отправится Кирьяк наниматься в дворники или куда-нибудь. Ах, скорее бы уйти!

Когда подсохло и стало тепло, собрались в путь. Ольга и Саша, с котомками на спинах, обе в лаптях, вышли чуть свет; вышла и Марья, чтобы проводить их. Кирьяк был нездоров, задержался дома еще на неделю. Ольга в последний раз помолилась на церковь, думая о своем муже, и не заплакала, только лицо у нее поморщилось и стало некрасивым, как у старухи. За зиму она похудела, подурнела, немного поседела, и уже вместо прежней миловидности и приятной улыбки на лице у нее было покорное, печальное выражение пережитой скорби, и было уже что-то тупое и неподвижное в ее взгляде, точно она не слышала. Ей было жаль расставаться с деревней и с мужиками. Она вспоминала о том, как несли Николая и около каждой избы заказывали панихиду и как все плакали, сочувствуя ее горю. В течение лета и зимы бывали такие часы и дни, когда казалось, что эти люди живут хуже скотов, жить с ними было страшно; они грубы, нечестны, грязны, нетрезвы, живут не согласно, постоянно ссорятся, потому что не уважают, боятся и подозревают друг друга. Кто держит кабак и спаивает народ? Мужик. Кто растрачивает и пропивает мирские, школьные, церковные деньги? Мужик. Кто украл у соседа, поджег, ложно показал на суде за бутылку водки? Кто в земских и других собраниях первый ратует против мужиков? Мужик. Да, жить с ними было страшно, но все же они люди, они страдают и плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдания. Тяжкий труд, от которого по ночам болит все тело, жестокие зимы, скудные урожаи, теснота, а помощи нет, и неоткуда ждать ее. Те, которые богаче и сильнее их, помочь не могут, так как сами грубы, нечестны, нетрезвы и сами бранятся так же отвратительно; самый мелкий чиновник или приказчик обходится с мужиками, как с бродягами, и даже старшинам и церковным старостам говорит «ты» и думает, что имеет на это право. Да и может ли быть какая-нибудь помощь или добрый пример от людей корыстолюбивых, жадных, развратных, ленивых, которые наезжают в деревню только затем, чтобы оскорбить, обобрать, напугать? Ольга вспомнила, какой жалкий, приниженный вид был у стариков, когда зимою водили Кирьяка наказывать розгами… И теперь ей было жаль всех этих людей, больно, и она, пока шла, все оглядывалась на избы.

Проводив версты три, Марья простилась, потом стала на колени и заголосила, припадая лицом к земле:

– Опять я одна осталася, бедная моя головушка, бедная-несчастная…

Солнце поднялось высоко, стало жарко. Жуково осталось далеко позади. Идти было в охотку, Ольга и Саша скоро забыли и про деревню, и про Марью, им было весело, и все развлекало их. То курган, то ряд телеграфных столбов, которые друг за другом идут неизвестно куда, исчезая на горизонте, и проволоки гудят таинственно; то виден вдали хуторок, весь в зелени, потягивает от него влагой и коноплей, и кажется почему-то, что там живут счастливые люди; то лошадиный скелет, одиноко белеющий в поле. А жаворонки заливаются неугомонно, перекликаются перепела; и дергач кричит так, будто в самом деле кто-то дергает за старую железную скобу.

В полдень Ольга и Саша пришли в большое село. Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок. Ему было жарко, и потная, красная лысина его сияла на солнце. Он и Ольга не узнали друг друга, потом оглянулись в одно время, узнали и, не сказав ни слова, пошли дальше каждый своею дорогой. Остановившись около избы, которая казалась побогаче и новее, перед открытыми окнами, Ольга поклонилась и сказала громко, тонким, певучим голосом:

– Православные христиане, подайте милостыню Христа ради, что милость ваша, родителям вашим царство небесное, вечный покой.

– Православные христиане, – запела Саша, – подайте Христа ради, что милость ваша, царство небесное…

...

При иной организации текста словесно полно представленные речевые средства позволяют вовсе обойтись без знаков препинания (что можно рассматривать как особый литературный прием):

огромный оранжевый шар

мощью огня своего притягивает

горячие и холодные небесные тела

не дает им упасть друг на друга

и улететь прочь

из всех планет только одна непокорна

и в этом издержки взвихренной жизни

она накапливает все больше гари и дыма

чтобы закрыться от солнечного сиянья

но с точки зрения вселенной это преходяще

дым развеивается свет остается

(В. Куприянов).

Индивидуальность в применении знаков препинания может проявляться и в расширении границ их употребления, и в усилении их функциональных свойств. Комбинация знаков или нарочитое повторение одного из знаков также могут быть чисто авторскими и подчас являть собой индивидуальный прием, найденный писателем для передачи особого состояния лирического героя. Если пунктуация включается в систему литературных приемов, помогающих вскрыть сущность поэтической мысли и создаваемого с ее помощью образа, она становится мощным стилистическим средством.

Итак, индивидуальность в применении знаков препинания заключается отнюдь не в нарушении пунктуационной системы, не в пренебрежении традиционными значениями знаков, а в усилении их значимости как дополнительных средств передачи мыслей и чувств в письменном тексте, в расширении границ их использования. Индивидуализированная пунктуация несет в себе заряд экспрессии, она стилистически значима и помогает писателю и поэту в создании художественной выразительности. А это в свою очередь повышает степень развитости и гибкости пунктуационной системы языка. Так творческая индивидуальность, пользуясь выразительными и изобразительными возможностями пунктуации, одновременно обогащает ее.

Упражнение 78 . Проанализируйте действие смыслового принципа расстановки знаков препинания. Выявите функции слова один в разных контекстах. Объясните употребление знаков при этом слове или при оборотах, в которые оно включено.

1. Вдали, один, среди людей

Воображать я вечно буду

Вас, тени прибрежных ив,

Вас, мир и сон тригорских нив,

И берег Сороги отлогий (П.).

2. Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто (П.).

3. Один, в расчеты погруженный,

Тупым кием вооруженный,

Он на бильярде в два шара

Играет с самого утра (П.).

4. Так стоял один - без тревоги.

Смотрел на горы вдали.

А там - на крутой дороге -

Уж клубилось в красной пыли (Бл.).

5. Свет в окошке шатался,

В полумраке - один -

У подъезда шептался

С темнотой арлекин (Бл.).

6. Восхищенью не веря, :

С темнотою - один -

У задумчивой двери

Хохотал арлекин (Бл.).

7. Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай-да Пушкин, ай-да сукин сын! Юродивый мой малый презабавный <...> Прочие также очень милы; кроме капитана Маржерета... (П.). 8. Иди, довершай начатое, ты, в ком поселился гений! Возведи русскую поэзию на ту ступень между поэзиями всех народов, на которую Петр Великий возвел Россию между державами. Соверши один, что он совершил один; а наше дело - признательность и удивление (Бар.). 9. Жизнь устроена так, что вот он живет у себя в большой усадьбе один, она живет в глухой деревне одна, но почему-то даже мысль о том, что он и она могли бы быть близки и равны, кажется невозможной, нелепой (Ч.). 10. Этот Ханов, мужчина лет сорока, с поношенным лицом и с вялым выражением, уже начинал заметно стареть, но все еще красив и нравился женщинам. Он жил в своей большой усадьбе, один, нигде не служил (Ч.). 11. О как глумились небеса-калеки над тем, что я - один из тех невежд, что свергли плоть, что царственней печали (Паст.).

Упражнение 79 . Проведите анализ индивидуально-авторского употребления знаков препинания. Выявите условия применения знаков и дайте им оценку с точки зрения целесообразности или нецелесообразности.

1. Грянул гром с небес,- хотя на них не было туч (М. Г.). 2. Но сломался нож - точно в камень ударили им (М. Г.). 3. Атлас - что колода карт: в лоск перетасован! (Цв.). 4. Полная и странная свобода маски: личины: не-своего лица. Полная безответственность и полная беззащитность (Цв.).

5. Когда в листве сырой и ржавой

Рябины заалеет гроздь, -

Когда палач рукой костлявой

Вобьет в ладонь последний гвоздь, -

Когда над рябью рек свинцовой,

В сырой и серой высоте,

Пред ликом родины суровой

Я закачаюсь на кресте,

Тогда - просторно и далеко

Смотрю сквозь кровь предсмертных слез

И вижу: по реке широкой

Ко мне плывет в челне Христос (Бл.).

6. Какие звезды, - какая мысль и грусть наверху, - а внизу ничего не знают (Наб.). 7. Левее, почерком стремительным и чистым, без единой лишней линии: «Обратите внимание, что когда они с вами говорят -»- дальше, увы, было стерто (Наб.). 8. Один произнес громким голосом: «Горожане, между нами находится -»- тут последовало страшное, почти забытое слово, - и налетел ветер на акации, - и Цинциннат не нашел ничего лучшего, как встать и удалиться, рассеянно срывая листики с придорожных кустов (Наб.).

Упражнение 80 . Проанализируйте пунктуационное оформление текста. Особое внимание обратите на функции тире и абзаца. Установите закономерности в употреблении этих знаков. Дайте оценку целесообразности такой индивидуализации пунктуационного оформления текста, связав ее с особенностями авторского стиля.

Но клавиши я - любила: за черноту и белизну (чуть желтизну!), за черноту, такую явно, - за белизну (чуть желтизну!), такую тайно-грустную, за то, что одни широкие, а другие узкие (обиженные!), за то, что по ним, не сдвигаясь с места, можно, как по лестнице, что эта лестница - из-под рук! - и что от этой лестницы сразу ледяные ручьи - ледяные лестницы ручьев вдоль спины - и жар в глазах - тот самый жар в долине Дагестана...

И за то, что белые, при нажиме, явно веселые, а черные - сразу грустные, верно - грустные, настолько верно, что, если нажму - точно себе на глаза нажму, сразу выжму из глаз - слезы.

И за самый нажим: за возможность, только нажав, сразу начать тонуть, и, пока не отпустишь, тонуть без конца, без дна, - и даже когда отпустишь!

За то, что с виду гладь, а под гладью - глубь, как в воде, как в Оке, но глаже и глубже Оки, за то, что под рукой - пропасть, за то, что эта пропасть - из-под рук, за то, что, с места не сходя, -падаешь вечно.

За вероломство этой клавишной глади, готовой раздаться при первом прикосновении - и поглотить.

За страсть - нажать, за страх - нажать: нажав, разбудить - все. (То же самое чувствовал, в 1918 году, каждый солдат в усадьбе.)

И за то, что это - траур: материнская, в полоску, блузка того конца лета, когда следом за телеграммой: «Дедушка тихо скончался» - явилась и она сама, заплаканная и все же улыбающаяся, с первым словом ко мне: «Муся, тебя дедушка очень любил».

(М. Цветаева)

Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации

Упражнение 1

Левинсон вздохнул и выпрямился, и что-то больно и сладко зазвенело в нем. Вдруг он выхватил шашку и тоже подался вперед с заблестевшими глазами; «На прорыв, да?» - хрипло спросил он у Бакланова, неожиданно подняв шашку над головой, так что она вся засияла на солнце. И каждый партизан, увидев ее, тоже вздрогнул и вытянулся на стременах.

Бакланов, свирепо покосившись на шашку, круто обернулся к отряду и крикнул что-то пронзительное и резкое, чего Левинсон уже не мог расслышать, потому что в это мгновение, подхваченный той внутренней силой, что управляла Баклановым и что заставила его самого поднять шашку, он помчался по дороге, чувствуя, что весь отряд сейчас должен кинуться за ним...

Когда через несколько минут он оглянулся, люди действительно мчались следом, пригнувшись к седлам, выставив стремительные подбородки, и в глазах у них стояло то напряженное и страстное выражение, какое он видел у Бакланова.

Это было последнее связное впечатление, какое сохранилось у Левинсона, потому что в ту же секунду что-то ослепительно грохочущее обрушилось на него, ударило, завертело, смяло, - и он, уже не сознавая себя, но чувствуя, что еще живет, полетел над какой-то оранжевой, кипящей пропастью.

(А Фадеев)

Упражнение 2 . Напишите текст под диктовку и сверьте написанное с напечатанным.

Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами! Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летал над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его.

Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. Чуя ее за своею спиной, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни мастеру, чужие огоньки. Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд.

Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалились в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.

(М. Булгаков)

Упражнение 3 . Напишите текст под диктовку и сверьте написанное с напечатанным.

Зима кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один теплый денек пересилил, наконец, и потекли ручьи, запели птицы. Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах, и между Жуковым и тою стороной все пространство сплошь было занято громадным заливом, на котором там и сям вспархивали стаями дикие утки. Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый вечер давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное, именно то самое, чему не веришь потом, когда эти же краски и эти же облака видишь на картине.

Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собою. Стоя на краю обрыва, Ольга подолгу смотрела на разлив, на солнце, на светлую, точно помолодевшую церковь, и слезы текли у нее, и дыхание захватывало оттого, что страстно хотелось уйти куда-нибудь, куда глаза глядят, хоть на край света. А уж было решено, что она пойдет опять в Москву, в горничные, и с нею отправится Кирьяк наниматься в дворники или куда-нибудь. Ах, скорее бы уйти!

Когда подсохло и стало тепло, собрались в путь. Ольга и Саша, с котомками на спинах, обе в лаптях, вышли чуть свет: вышла и Марья, чтобы проводить их. Кирьяк был нездоров, задержался дома еще на неделю.

(А. Чехов)

Упражнение 4 . Напишите текст под диктовку и сверьте написанное с напечатанным.

И старому Тарасу любо было видеть, как оба сына его были одни из первых. Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерить всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средства, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва...

Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрилось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях...

(Н. Гоголь)

Упражнение 5 . Напишите текст под диктовку и сверьте написанное с напечатанным.

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

Это был человек лет тридцати двух - трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

(И. Гончаров)

Упражнение 6 . Напишите текст под диктовку и сверьте написанное с напечатанным.

Вместе со всеми москвичами я радуюсь, когда вижу восстанавливаемые на наших глазах архитектурные ценности столицы, Досадую об ошибках, допущенных в прошлом и уже, к сожалению, неисправимых, скрепя сердце пытаюсь смириться с неизбежными потерями. Вот старые москвичи очень жалеют зелень, что некогда украшала Садовое кольцо. Эту благодать, окружавшую большой центр города, я не успел увидеть, но как эти сады, наверное, были хороши в цвету и осенью, как они были хороши всегда!

И уже непременно старые москвичи, в том числе и самые убежденные атеисты, при разговоре, близком нашему, с болью вспомнят о храме Христа Спасителя, снесенном без особых оснований в тридцатые годы. Конечно же, проектируемый тогда Дворец Советов можно было заложить в другом, даже лучшем месте, а грандиозное сооружение в память победы над Наполеоном, возведенное на средства, собранные в народе по подписке, все же надо было бы сохранить для потомков, приспособив его, если на то пошло, под планетарий, атеистический или исторический музей или просто оставить как памятник архитектуры и культуры, что сделано с ленинградским Исаакиевским собором.

Истины ради следует добавить, что современники отнюдь не были в восторге от архитектуры храма Христа Спасителя. Николай I, как известно, не отличался особым художественным вкусом и утвердил проект академика А.К. Тона, которому недостало таланта выполнить главное условие - воплотить в этом сооружении древнерусский архитектурный стиль. В дореволюционном путеводителе по Москве писалось: «Холодом веет от высоких, преднамененно гладких стен. Бедность замысла не скрашивается барельефами, опоясывающими здание...».

И все-таки жаль этого памятника! В нем были прекрасные малахитовые колоннады, великолепные иконостасы, гигантские барельефы итальянского мрамора украшали стенные ниши. Жаль, что ни говори!

(В. Чивилихин)

Упражнение 7 . Напишите текст под диктовку и сверьте написанное с напечатанным.

На другой же день приступила она к исполнению своего плана. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила одобрение Насти. Одно затрудняло ее: она попробовала было пройти по двору босая, но дерн колол ее ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы. Настя и тут ей помогла: она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом еще спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. Трофим, проходя перед Настей, отдал ей маленькие пестрые лапти и получил от нее полтину в награждение. Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шепотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле.

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнце, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостью; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее билось сильнее, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности.

(А. Пушкин)

Упражнение 8 . Напишите текст под диктовку и сверьте написанное с напечатанным.

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана.

Она уже навалилась своим брюхом на Лысый Череп, где палачи поспешно кололи казнимых, она навалилась на храм в Ершалаиме, сползла дымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавала только свет. Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покровом. Но он угасал во мгновение, я храм погружался в темную бездну. Несколько раз он выскакивал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы.

Другие трепетные мерцания вызывали из бездны противостоящий храму на западном холме дворец Ирода Великого, и страшные безглавые золотые статуи взлетали к черному небу, простирая к нему руки. Но опять прятался небесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму.

Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган. В том самом месте, где около полудня, близ мраморной скамьи в саду, беседовали прокуратор и первосвященник, с ударом, похожим на пушечный, как трость, переломило кипарис. Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок. Ураган терзал сад.

(М. Булгаков)

Условные сокращения

Абр. - Ф. Абрамов

Ав.- Л. Авилова

Айтм. - Ч. Айтматов

Акс. - С. Аксаков

А. К. Т. - А.К. Толстой

Алекс. - А. Алексин

Алиг. - М. Алигер

Ам. - Н. Амосов

Ард. - В. Ардаматский

Арс. - В. Арсеньев

Aст. - В. Астафьев

А.Т. - А.Н. Толстой

Ахм. - А. Ахматова

Багр. - Э. Багрицкий

Бар. - Б. Баратьшский

Биан. - В. Бианки

Бел. - В. Белов

Бл. - А. Блок

Боб. - П. Боборыкин

Бонд. - Ю. Бондарев

Б. П. - Б. Полевой

Брюс. - В. Брюсов

Булг. - М. Булгаков

Бун. - И. Бунин

Вас. - Б. Васильев

В. Бок. - В. Бокарев

Верес. - В. Вересаев

Вод. - М. Водопьянинов

Вол. - М. Волошин

Волк. - А. Волков

Вор. - С. Воронин

В. Ш. - В. Шукшин

В. Бел. - В. Белинский

Возн. - А. Вознесенский

Г. - Н. Гоголь

газ. - газета

Гайд. - А. Гайдар

Гарш. - В. Гаршин

Гейч. - С. Гейченко

Гил. - В. Гиляровский

Гонч. - И. Гончаров

Горб. - Б. Горбатов

Гр. - А. Грибоедов

Грин - А. Грин

Грош. - Е. Грошева

Д. Г. - Д. Гранин

Дм. - Ю. Дмитриев

Долм. - Е. Долматовский

Добр. - Н. Добролюбов

Дом. - А. Домашнев

Дост. - Ф. Достоевский

Евд. - В. Евдокимов

Евт. - Е. Евтушенко

Е. П. - Е. Попов

Ес. - С. Есенин

журн. - журнал

Забол. - Н. Заболоцкий

Зал. - С. Залыгин

Закр. - В. Закруткин

Зл. - А. Злобин

Ив. - А. Иванов

Игн. - А. Игнатов

Инб. - В. Инбер

И. П. - И. Павлов

Ис. - М. Исаковский

Исб. - А. Исбах

Кав. - В. Каверин

Каз. - Э. Казакевич

Кат. - В. Катаев

Кетл. - В. Кетлинская

Кис. - Е. Киселева

Ключ. - В. Ключевский

Кольц. - М. Кольцов

Копт. - А. Коптяева

Кор. - В. Короленко

Кр. - Л. Крутикова

Крут. - С. Крутилин

Крыл. - И. Крылов

Костыл - В. Костылев

Куляб. - В. Кулибанов

Купр.- А. Куприн

Л. - М. Лермонтов

Ланщ. - А. Ланщиков

Леон. - Л. Леонов

Леск. - Н. Лесков

Лип. - В. Липатов

Лос. - О. Лосото

Л. Т. - Л. Толстой

М. - В. Маяковский

Мак. - А. Макаренко

Map. - Э. Мариничев

Марк. - Г. Марков

Март. - Л. Мартынов

Марш. - С. Маршак

Матус. - М. Матусовский

М. Г. - М. Горький

Мих. - Н. Михайлов

М.-С. - Д. Мамин-Сибиряк

М. У. - М. Урнов

Н. - Н. Некрасов

Наб.- В. Набоков

Наг. - Ю.Нагибин

Над.- Н. Надеждина

Нар. - С. Наровчатов

Недог. - А. Недогонов

Ник. - Г. Николаева

Н.-Приб. - А. Новиков-Прибой

Н. Остр. - Н. Островский

Нос. - Н. Носов

О. Б. - О. Берггольц

Обр. - С. Образцов

Оз. - Л. Озеров

Ок. - Б. Окуджава

Орл. - В. Орлов

П. - А. Пушкин

Пан. - В. Панова

Паст. - Б. Пастернак

Пауст. - К. Паустовский

П. Герм. - П. Герман

Пик. - В. Пикуль

Пис. - А. Писемский

Пл. - А. Платонов

пог. - поговорка

посл. - пословица

Прист. - А. Приставкин

Пришв. - М. Пришвин

Расп. - В. Распутин

Pep. - H. Рерих

Руч. - Б. Ручьев

Рыб. - А. Рыбаков

С.Алекс. - С. Алексеев

Саян. - В. Саянов

Сем. - Г. Семенихин

Сер. - А. Серафимович

Сим. - К. Симонов

Сладк. - Н. Сладкое

Слуцк. - Б. Слуцкий

С.-Мик. - И. Соколов-Микитов

Смел. - Я. Смеляков

Сн. - И. Снегова

Снег. - Ю.Снегирев

Соб. - Л. Соболев

Сол. - В. Солоухин

Солог. - Ф. Сологуб

Ст. - К. Станюкович

С.-Ц. - С. Сергеев-Ценский

С.-Щ. - М. Салтыков-Щедрин

Т. - И. Тургенев

Тв. - А. Твардовский

Тенд. - В. Тендряков

Тих. - Н. Тихонов

Триф. - Ю. Трифонов

Ф. - А. Фадеев

Фед. - К.Федин

Фурм. - Д. Фурманов

Цв. - М. Цветаева

Ч. - А. Чехов

Чак. - А. Чаковский

Черк. - Н. Черкасов

Чив. - В. Чивилихин

Чук. - К. Чуковский

Ш. - М. Шолохов

Шефн. - В. Шефнер

Щип. - С. Щипачев

Эйд. - Н.Эйдельман

Эр. - И. Эренбург

Блинов Г.И. Методика изучения пунктуационных правил. М. 1972.

Блинов Г.И. Об оценке пунктуационной грамотности // Рус. яз. в школе. 1973. № 6.

Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. М., 1970.

Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. М., 1979.

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. М., 1983.

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М., 1996.

Гостеева С.А. О взаимоотношениях интонации и пунктуации // Рус. яз. в школе. 1974. № 4.

Гостеева С.А. Современная русская пунктуация: Пособие для практических занятий. Воронеж, 1995.

Иванова В.Ф. История и принципы русской пунктуации. Л., 1962.

Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.

Ломизов А.Ф. Трудные вопросы методики пунктуации. М., 1975.

Наумович А.Н. Современная русская пунктуация: Практикум. Минск, 1988.

Пешковский А.М. Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания. М., 1959.

Правила русской орфографии и пунктуации. М., 1956.

Пособие по русскому языку для поступающих в вузы: Орфография и пунктуация / Под ред. В.Н. Светлышевой. М., 1997.

О, какая суровая, какая длинная зима! Уже с Рождества не было своего хлеба и муку покупали. Кирьяк, живший теперь дома, шумел по вечерам, наводя ужас на всех, а по утрам мучился от головной боли и стыда, и на него было жалко смотреть. В хлеву день и ночь раздавалось мычанье голодной коровы, надрывавшее душу у бабки и Марьи. И, как нарочно, морозы все время стояли трескучие, навалило высокие сугробы; и зима затянулась: на Благовещение задувала настоящая зимняя вьюга, а на Святой шел снег. Но, как бы ни было, зима кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один теплый денек пересилил наконец — и потекли ручьи, запели птицы. Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах, и между Жуковым и тою стороной все пространство сплошь было уже занято громадным заливом, на котором там и сям вспархивали стаями дикие утки. Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый вечер давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное, именно то самое, чему не веришь потом, когда эти же краски и эти же облака видишь на картине. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собою. Стоя на краю обрыва, Ольга подолгу смотрела на разлив, на солнце, на светлую, точно помолодевшую церковь, и слезы текли у нее и дыхание захватывало оттого, что страстно хотелось уйти куда-нибудь, куда глаза глядят, хоть на край света. А уж было решено, что она пойдет опять в Москву, в горничные, и с нею отправится Кирьяк наниматься в дворники или куда-нибудь. Ах, скорее бы уйти! Когда подсохло и стало тепло, собрались в путь. Ольга и Саша, с котомками на спинах, обе в лаптях, вышли чуть свет; вышла и Марья, чтобы проводить их. Кирьяк был нездоров, задержался дома еще на неделю. Ольга в последний раз помолилась на церковь, думая о своем муже, и не заплакала, только лицо у нее поморщилось и стало некрасивым, как у старухи. За зиму она похудела, подурнела, немного поседела, и уже вместо прежней миловидности и приятной улыбки на лице у нее было покорное, печальное выражение пережитой скорби, и было уже что-то тупое и неподвижное в ее взгляде, точно она не слышала. Ей было жаль расставаться с деревней и с мужиками. Она вспоминала о том, как несли Николая и около каждой избы заказывали панихиду и как все плакали, сочувствуя ее горю. В течение лета и зимы бывали такие часы и дни, когда казалось, что эти люди живут хуже скотов, жить с ними было страшно; они грубы, нечестны, грязны, нетрезвы, живут не согласно, постоянно ссорятся, потому что не уважают, боятся и подозревают друг друга. Кто держит кабак и спаивает народ? Мужик. Кто растрачивает и пропивает мирские, школьные, церковные деньги? Мужик. Кто украл у соседа, поджег, ложно показал на суде за бутылку водки? Кто в земских и других собраниях первый ратует против мужиков? Мужик. Да, жить с ними было страшно, но все же они люди, они страдают и плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдания. Тяжкий труд, от которого по ночам болит все тело, жестокие зимы, скудные урожаи, теснота, а помощи нет и неоткуда ждать ее. Те, которые богаче и сильнее их, помочь не могут, так как сами грубы, нечестны, нетрезвы и сами бранятся так же отвратительно; самый мелкий чиновник или приказчик обходится с мужиками как с бродягами, и даже старшинам и церковным старостам говорит «ты» и думает, что имеет на это право. Да и может ли быть какая-нибудь помощь или добрый пример от людей корыстолюбивых, жадных, развратных, ленивых, которые наезжают в деревню только затем, чтобы оскорбить, обобрать, напугать? Ольга вспомнила, какой жалкий, приниженный вид был у стариков, когда зимою водили Кирьяка наказывать розгами... И теперь ей было жаль всех этих людей, больно, и она, пока шла, все оглядывалась на избы. Проводив версты три, Марья простилась, потом стала на колени и заголосила, припадая лицом к земле: — Опять я одна осталася, бедная моя головушка, бедная-несчастная... И долго она так голосила, и долго еще Ольге и Саше видно было, как она, стоя на коленях, все кланялась кому-то в сторону, обхватив руками голову, и над ней летали грачи. Солнце поднялось высоко, стало жарко. Жуково осталось далеко позади. Идти было в охотку, Ольга и Саша скоро забыли и про деревню, и про Марью, им было весело, и все развлекало их. То курган, то ряд телеграфных столбов, которые друг за другом идут неизвестно куда, исчезая на горизонте, и проволоки гудят таинственно; то виден вдали хуторок, весь в зелени, потягивает от него влагой и коноплей, и кажется почему-то, что там живут счастливые люди; то лошадиный скелет, одиноко белеющий в поле. А жаворонки заливаются неугомонно, перекликаются перепела; и дергач кричит так, будто в самом деле кто-то дергает за старую железную скобу. В полдень Ольга и Саша пришли в большое село. Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок. Ему было жарко, и потная, красная лысина его сияла на солнце. Он и Ольга не узнали друг друга, потом оглянулись в одно время, узнали и, не сказав ни слова, пошли дальше каждый своею дорогой. Остановившись около избы, которая казалась побогаче и новее, перед открытыми окнами, Ольга поклонилась и сказала громко, тонким, певучим голосом: — Православные христиане, подайте милостыню Христа ради, что милость ваша, родителям вашим царство небесное, вечный покой. — Православные христиане, — запела Саша, — подайте Христа ради, что милость ваша, царство небесное...