Творческий подход в рисовании текстур. Текстура карандаша при помощи дискретной кисти в Adobe Illustrator

Штриховка в рисунке имеет немалое значение. Поэтому кроме умения рисовать форму предмета и передачи её объёма, художник должен владеть карандашом так, чтобы ещё передавать фактуру поверхности или материальность предмета. В академическом рисунке есть свои традиции в плане культуры штриха. Например, штриховка геометрических тел, таких как шар или куб, делается по форме поверхности. О том, какие виды штриховки существуют в классическом рисунке я писал в . Сейчас же, мне хочется обратить внимание на то, как с помощью простого карандаша можно передать фактуру поверхности листвы, травы, коры деревьев… Как часто начинающие художники задаются такими вопросами: как рисовать стекло, воду, облака, шерсть животных или волосы в портрете? Как штриховать драпировку или плетёную корзину в натюрморте? Ответ на подобные вопросы частично заключается в технике создания фактуры посредством штриховки карандашом. Этот процесс образно можно назвать «живописью карандашом», потому что карандаш способен на многие «фокусы», подобно кисти и краскам.

По этой причине я публикую 30 различных фактур и разновидностей штриховки в рисунке. Конечно же, это лишь примерные возможности карандаша. Таких фактур может быть гораздо больше — их число ограничивает только фантазия художника. Но этих примеров достаточно, чтобы наглядно увидеть то, что штриховка — это не просто движение карандаша влево-вправо. Это очень творческий процесс. Но при таком подходе важно не забывать — главная задача штриха заключается в передаче тона. Т. е. посредством штриха художник делает участки рисунка темнее или светлее. А уже потом, штрих создаёт фактуру и прочие эффекты.

  • Как видно в этих примерах, линия карандаша может быть то широкой, то узкой. Это достигается тем, что я рисовал то плоскостью грифеля карандаша, то его кончиком. В итоге, линия становилась то тонкой и острой, то широкой и мягкой.
  • Также на фактуру влияет направление линий штриха. Он может быть разнонаправленным, а может быть направлен только в одну сторону.
  • Линия штриха тоже, различается. В некоторых штриховках она прямая. В других изогнутая. В третьих «корявая». В четвёртых — овальная или волнистая…
  • Немалое значение имеет и соединение линий штриховки друг с другом. Поверхность рисунка заштриховывается частями или фрагментами. Форма и размеры этих кусочков могут быть разными. А следовательно, будет разным и соединение этих частей в единое целое. Это влияет на создание той или иной фактуры. Помимо стыковки этих «кусочков», на фактуру ещё влияет и соединение отдельных линий штриха. А оно тоже может быть разнообразным.
  • Различные способы наложения слоёв штриховки друг на друга, также влияют на формирование фактуры.
  • Касание карандаша может быть разным. Например, карандаш сильно нажат на бумагу, проводится линия и затем, карандаш плавно отрывается от поверхности листа — получается линия, похожая на запятую. Во втором случае линия проводится так, что карандаш вообще не отрывается от бумаги — получается зигзаг. А в третьем варианте карандаш плавно начинает касаться поверхности листа, далее проводится линия, а затем карандаш также плавно отрывается от рисунка. Кроме этого, линия может резко возникать и резко заканчиваться, что образует совсем другую штриховку.

Как нарисовать структуру дерева карандашом?

Сегодня мы будем работать цветными карандашами и пытаться передать фактуру дерева в рисунке.

Изображая фактуру любого материала всмотритесь, потрогайте (если есть возможность) какой он на ощупь - тонкий, толстый, гладкий, глянцевый, шершавый, колючий, шероховатый. Именно это и нужно постараться передать в вашей работе с помощью линий и штрихов, нажима на карандаш, толщины, длины и направления штриха. Напомню, что фактуру уже рисовали - это было перо птицы .

  1. Возьмем для примера деревянный брусок, потому как рисунок волокон разный с каждой стороны и рисовать интереснее.
    Сделаем набросок легкими линиями. Для этого используем карандаш в тон будущему рисунку - в данном случае, светло-коричневый.

    Рисуем первоначальный набросок деревянного бруска.

  2. Следующим шагом накладываем штриховку. На верхней и левой вертикальной грани бруска волокна продольные и штрихи накладываем по направлению волокон. Для штриховки на этом этапе используем боковую грань карандаша.
    А вертикальная правая грань имеет шершавую структуру, так как волокна спилены поперек. Здесь мы накладываем штрих в разном направлении, чтобы показать шероховатость поверхности.
    На этом этапе я взяла карандаши желто-коричневой гаммы и наносила их друг на друга.

    Накладываем штриховку.

  3. Дальше заполняем наш брусок цветом. Используем для этого желто-оранжево-коричневую гамму с включениями холодных тонов. Всмотритесь в цветовые пятна на бруске и используйте подходящие цвета - где-то есть участки более желтые, где-то более коричневые и даже розовые.
    Направление штриховки мы сохраняем как во втором этапе. Рисуем то боковой гранью, то острием карандаша, так как прожилки у древесины разной толщины.
    На вертикальных гранях больше холодных тонов.
    Край у бруска зубчатый, покажите это зигзагообразными штрихами.

    Рисуем прожилки дерева.

  4. Добавляем прожилок серого цвета.
    На короткой вертикальной грани рисунок у деревянного среза дугообразный.
    Для прожилок используйте карандаши разного цвета.
    Под бруском нарисуйте тень. Для нее можно использовать серый и индиго.

Когда я только начинала впервые рисовать текстуры, у меня под рукой не было никакой информации о том, как же это делать правильно: ни книг, ни уроков, ни даже доступа в Интернет. Но, в те славные времена мне все проблемы были нипочем и никакие трудности не останавливали на пути к решению поставленной задачи! С тех пор прошло много времени, и я уже точно никогда не сяду рисовать текстуры без развертки, без уже созданной модели, да еще и акварелью на бумаге! Но, тем не менее, было у меня и такое. Впрочем, именно текстуры стали для меня чем-то особым и любимым. Сейчас мне много приходится рисовать концепты – и это увлекательно, мне приходилось моделировать, и это тоже здорово, но текстуры для меня – как песня для соловья! В общем, очень люблю я эту работу, или даже этот вид творческой деятельности, если угодно.

Рисуя свои первые текстуры, я в первую очередь ориентировалась на текстуры реальные, взятые буквально из природы. В результате у меня дома накопилась приличная коллекция всяких камушков, палочек, коры, ржавого железа, наполовину истлевшей мешковины и прочего странного имущества. Также много приходилось и приходится фотографировать. Мой фотоаппарат оставляет желать лучшего, но снимки с изображениями реальных текстур – это бесценный материал для анализа.

Кстати, небольшая рекомендация: не ходите фотографировать текстуры в одиночку:). Всегда берите с собой кого-нибудь – так и веселей, и безопасней. Поскольку человек, который фотографирует мох, растущий на фундаменте какого-нибудь здания в центре города, при этом практически лежа на асфальте, вызывает нездоровый, но вполне объяснимый интерес у прохожих. Впрочем, если кто-то, все же решил детальней выяснить чем это вы занимаетесь, то пожалуй единственное что остается сделать, это приобрести творческий вид а-ля Сальвадор Дали, и произнести сакраментальную фразу: «Я – Художник!».


Ориентируясь на фотографии, можно создать замечательные текстуры. Всмотритесь в сложную структуру соломы, в переходы между светом и тенью, контрастность этих отношений.

Все собранные и сфотографированные материалы тщательно изучаются, рассматривая «живую» текстуру можно сделать не мало важных открытий. Однако самое главное, впоследствии, все эти свои наблюдения и выводы перенести в текстуры рисованные. Кстати, а почему именно рисованные текстуры? Ведь глядя на качественную фотографию соломы, так и хочется использовать ее в своей игре! Ответ довольно прост и сложен одновременно. С одной стороны, фототекстуры – это замечательно и на первый взгляд может здорово ускорить процесс работы. Но, с другой стороны, известен целый ряд нюансов, которые также необходимо учитывать. Например, использовать рисованные и фототекстуры одновременно – весьма сложно, из-за этого может «полететь» вся целостность игры.


Для игры «Легенды Аллодов», в свое время, были созданы несколько пробных текстур персонажей с использованием фотографий. Мы практически сразу отказались от этой идеи, так как, фотореалистичные физиономии героев слишком контрастно смотрелись с рисованными «аллодовскими» пейзажами и окружением.

Соответственно, нужно либо прилагать колоссальные усилия для создания гармоничного набора текстур (рисованные текстуры должны быть высочайшего уровня, необходим особый колористический контроль, чтобы цветность и светлотность текстур рисованных и фото, были одинаковыми), либо же использовать утрированный стиль, когда в стилизованном, рисованном мире вдруг встречаются реалистичные объекты с фототекстурой. Есть еще один момент, который часто наблюдается при использовании фототекстур новичками в играх – некая серость. Графика получается посредственно одинаковая, без изюминки. И то, что фототекстуры – это якобы спасательный круг и благодаря хорошему фотоаппарату можно горы своротить, на самом деле ничто иное, как миф. Повторюсь, чтобы из простой фотографии сделать текстуру, нужно поработать не меньше, а то и больше, чем, просто рисуя ее с нуля, а результат не всегда будет лучше.


Вглядитесь в фактуру старых красных кирпичей. Они крохкие, почти рыхлые. Подобное ощущение вызывает множество деталей на каждом кирпиче, трещинок, щербинок, а также «линялая» цветовая гамма.

Впрочем, я не буду углубляться в проблемы изготовления фототекстур, а сразу перейду к рисованию. Здесь, наверное, стоит сказать, что в рисовании текстур, как и вообще в рисовании не существует какого-то универсального способа, который можно было бы назвать самым лучшим и удобным. В своей статье я расскажу о том, как это делаю непосредственно я, и, надеюсь, что читатель найдет для себя здесь полезную информацию. Однако не стоит удивляться тому, что существует еще великое множество других способов рисования текстур. И более простых, и более сложных.


Очень интересная природная фактура земли. Подобные трещины, но только маленькие, можно наблюдать на поверхности, где раньше была пересохшая в сильную жару лужа. Эти крупные, живописные трещины мне удалось отыскать на пустынном острове, на месте пересохшего лимана.

Традиционно текстуры рисуют в Adobe Photoshop, но так сложилось, что я делаю это при помощи другого графического редактора, а именно – Corel Photo-Paint. В принципе, это ничего не значит. Не суть важно, где будут рисоваться текстуры, важен результат, а также комфорт в работе. Мне, например, очень нравится интерфейс Photo-Paint’а. И еще один немаловажный момент: графический планшет, это, конечно, очень хорошо, но и рисуя мышкой можно создавать замечательные текстуры. Я пишу об этом на тот случай, если у вас нет планшета, это не должно вставать на пути к созданию хороших, качественных текстур. И текстуры, рисованные мышкой и рисованные пером, оцениваются одинаково. Во многом такая «несправедливость» имеет сходство с традиционной живописьюхороший художник напишет хорошую картину даже на плохой бумаге и плохими красками. И наоборот, лучшая бумага и самые лучшие краски не «вытянут» слабую живопись.

Итак, как из обычной развертки получается текстура? Для начала нужно «набрать» локальные цветовые пятна. Как правило, существует заранее сделанный концепт-художником цветной эскиз, который очень помогает текстурщику разобраться с цветами и общей идеей. Закрасите вы сразу всю развертку, либо же будете детально прорабатывать всю кожу персонажа, и только потом возьметесь, например, за одежду, не существенно.

Впрочем, лучше всего проиллюстрировать поэтапно каждый шаг. Для начала, на достаточно простом примере, таком, как обычный (точнее не совсем обычный, а настоящий эльфийский!) лук.


Для начала нам нужна развертка, но в этом примере будет немного не так, поэтому вместо развертки использовался просто рендер модели. Это вполне допустимо для простого объекта, такого как, например, лук или меч. Впрочем, использование развертки – это еще и в некоторой степени – признак хорошего тона, о чем также не стоит забывать.


Теперь набирается цвет, определяется расположение декора.


Прорабатывается структура материала, в данном случае – древесины. Также прорабатываются элементы декора.


Ну, и, наконец прорабатывается объем, решаются тени и свет. Времени у меня на такую простую текстуру уходит не больше 10 минут.




Еще один пример превращения развертки в текстуру. При наличии хорошей развертки, проблем с рисованием не возникает и на такую текстуру уходит совсем немного времени. Главное помнить о швах и стыках на текстуре/модели. Поэтому, рисуя, следует немного заходить за края развертки.


На этом скриншоте мы можем видеть орков уже в игре.

По такому же принципу рисуются и более сложные текстуры. Основные отличия заключаются только в том, что элементов, деталей в текстуре гораздо больше. Правда не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Как и в любой графической работе от художника по текстурам потребуется много старания и практики. А творческая часть потребует проявления фантазии и находчивости. Ведь текстуры, это бесспорно очень интересно, но многие начинающие художники не принимают во внимание тот факт, что текстур для игры потребуется ОЧЕНЬ много, и многие из них будут довольно однообразны.


Еще одна текстура лука. Для игры «Легенды Аллодов: Наследие Некромансера» было нарисовано более десяти текстур луков – причем на протяжении одного дня. А это требует от художника определенной усидчивости и умения выполнять монотонную, но при этом еще и творческую работу в течение длительного времени.



Можно обойтись и без специальных приспособлений.

Для того чтобы сделать имитацию фактуры дерева, нам понадобится:

Бумага (любой формат)
- Жесткие плоские кисти (подойдут даже те, которые используются для малярных работ)
- Акварельные краски, или гуашь
- Поролоновые губки

Как делается имитация фактуры дерева:

1. Лист бумаги прикрепляем кнопками к фанерному планшету.Кистью наносим на бумагу слой краски по цвету и тону в зависимости от того какую породу дерева вы решили сымитировать.

2. Краску на кисть берем умеренной густоты. Частично нанесите светлые и темные мазки в беспорядочном чередовании.

3. Пока слой краски не высох, поролоновую губку прикладываем к поверхности листа, слегка прижимаем и протягиваем по краске слева на право. След после губки должен дать нужную фактуру. А движение губки - влево, вправо, прямо - дает направление волокон дерева. Губкой по краске можно проводить несколько раз (если качество бумаги позволяет), пока вы не добьетесь четкости рисунка и хорошего сочетания цветов.

Для светлых тонов дерева за основу можно взять светлую охру, добавить немного красной, коричневой, или зеленоватой краски. Для темных тонов берется за основу коричневый цвет с добавлением в нее синего, красного, фиолетового цвета.

Для того, чтобы быть уверенным в том какие цвета нужно взять для имитации фактуры дерева, которое вас интересует, нужно иметь перед собой образец, его легко можно найти в интернете по запросу «образцы дерева», «фактура сосны», «фактура дуба» и т.д.

Рисовать волокна дерева можно не только губкой, но и жесткой, широкой кистью. Кистью более эффектно можно передать сучки. А чтобы сымитировать полированное дерево, в краску можно добавить клей ПВА, или после высыхания краску покрыть бесцветным лаком.

После того, как ваша работа высохнет, вырежьте нужную вам форму и можете применять к вашей художественной композиции. А еще попробуйте сделать имитацию