«Концерты-выставки ослов я уже проходил»: Noize MC о жизни после хайпа. Неет, «А про ваши песни можно сказать что-то подобное? Есть ли ощущение, что, записывая какую-то песню, она приобретает какую-нибудь форму или цвет?»

Так почему все-таки Noize MC? Что сие означает?

MC – это стандартное сокращение «master of ceremony». Нечто вроде конферансье в современном его понимании, но в хип-хоп-культуре так стали называть человека, читающего рэп.

А ты у нас, стало быть, рэпер?

Сложно разобраться, что я такое на самом деле. Рэп-сообщество часто меня за своего не принимает. У нас в группе полный рок-состав, мы используем очень разные жанры. А что касается псевдонима, то он был придуман десять лет назад, когда мне было пятнадцать. Сейчас бы я выбрал что-то на кириллице, как минимум. По крайней мере, реже чувствовал бы себя идиотом, объясняя, как все-таки называется группа, не говоря уж о том, как она пишется.

Ну, в пятнадцать лет, если тебя зовут Иван Алексеев, еще и не то можно было насочинять. Говорят, что распространенные имя и фамилия могут послужить причиной всяких подвигов – творческих и не очень. Вроде как человек, которому досталась такая неброская номинация, потом всю жизнь вынужден доказывать, что он нечто особенное.

Никогда не комплексовал по поводу своего имени. Да и Иванов знакомых у меня исключительно мало. Имя это сейчас, скорее, редкое.

Ты, кстати, школу закончил с золотой медалью. К чему тебе это? Разве рэпер должен быть умным? Вот Пушкин говорил, что «поэзия должна быть глуповата».

А Моррисон говорил, что «песни должны быть слегка глупыми». Полагаю, это значит, что поэзия и, в частности, рэп не должны быть заумными, чтобы их могли понимать многие люди. Но тупыми, бессодержательными тоже быть не должны.

Расскажи о своей творческой биографии.

В десять лет начал учиться музыке – в музыкальной школе по классу классической гитары. «Шевелил осьминогом», как говорит наш барабанщик.

Это когда пальцами по струнам бегают? Отличное выражение.

Во время учебы в музыкальной школе участвовал во множестве конкурсов и фестивалей. Потом основал свою группу. Интересно нам было все: и гранж, и альтернативный металл конца 90-х. Но если говорить о подаче слова, о текстовой составляющей, то хип-хоп всегда был ближе. Мы живем в информационном обществе с огромной скоростью обращения информации, и хип-хоп наиболее подходит для творчества в такой ситуации.

Ты рос в Белгороде. По слухам, там очень специфическая политическая обстановка.

О да! Администрация творит что хочет. Недавно пытались вообще запретить рок-концерты как духовно разлагающие молодежь. Есть комендантский час для подростков. Штрафы за использование мата. Православие там тоже жжет. Скоро уже будет жечь в буквальном смысле слова: администрация и церковь сплелись воедино. Например, несколько лет назад было принято решение вернуть всем улицам дореволюционные названия. Представляете, что там в паспортных столах творилось, когда весь город отправился в документах менять проспекты Ленина на Свято­троицкие? Боюсь подумать, сколько там было денег попилено.

То есть вручаем Белгороду пальму первенства за ретроградство среди городов русских?

Ну не знаю. В Белгороде меня на десять суток не сажали. Пока.

А зачем ты наговорил гадостей волгоградским служителям закона?

Там изначально была напряженная ситуация. Есть примета: если на концерте слишком много ментов – значит, устроители не сумели договориться с администрацией и будут неприятности. У нас есть такая песня – «Бабки в шапку». Во время ее исполнения по сценарию свободные музыканты спускаются в зал и с первых рядов собирают деньги в бейсболку, в то время как из зад­них рядов монеты швыряют на сцену. Мне один раз так в глаз денежкой до крови засветили. То есть я всегда знал, что это опасная песня, но не догадывался насколько. И милиционеры, прерывая песню, приказали «прекратить попрошайничество». Меня это взбесило, и я посвятил этим милиционерам следующую песню – «Кури бамбук», назвав их «животными с красными кокардами». Сразу после концерта мне передали, что милиция очень обижена и что меня приглашают поехать поговорить с каким-то их главным. Я вежливо отказался, тогда меня задержали и отправили в камеру. Там я пробыл до суда. Жара выше сорока, вентиляции и кондиционера нет, железные нары, восемь человек в маленькой комнате. Днем не было света, а на ночь переводили в такую же камеру, где свет, наоборот, вообще не выключался. А жена у меня лежала в роддоме. За несколько дней до этого родился наш сын Вася, я при родах присутствовал. Мы с ней договорились, что я съезжу в Волгоград на один день. Мне даже позвонить ей не дали! В общем, через двое суток отвезли меня на суд, где уже дожидался местный адвокат, который сразу начал с того, что, мол, не хочу ли я через СМИ принести извинения ментам. Я ответил: «А вот этого мне делать не хотелось бы». Тем не менее на суде он сообщил, что я готов извиниться. И я тогда промолчал – решил, что не место сейчас выяснять с ним все это. Я был уверен, что сейчас выпишут штраф и отпус­тят. Но потом мне сообщили, что имелось личное ходатайство начальника местного ГУВД Сицкого о том, чтобы мне присудили максимальный арест по такой статье – 15 суток. Судья Шиповская ушла сама с собой совещаться, вернулась, и – опа! – десять суток. Потом уже, правда, условия были лучше в приемнике. Кровати двухъярусные вместо нар, окно даже открывалось. Хотя все равно жарко было очень.

Подметать улицы тебя водили?

Собирались. Я сразу сказал, что от работы не отказываюсь. Но, когда в газетах пошли сообщения о моем аресте, там все очень перенервничали, очень испугались прессы. Выводить меня на работу на глазах корреспондентов они были не готовы, так что сидел я с отказниками, среди которых нашлись и мои поклонники. Мы с ними потом вместе исполняли тюремный рэп баклажками по шконкам. Классика, в общем.

А что там получилось с этой покаянной песней?

Мне все время намекали, что мое выступление вполне можно переквалифицировать в уголовную статью «публичное оскорбление представителя власти при исполнении» и надо извиниться. Но писал я текст изначально в формате жесткого стеба. Хотят – спою. И с изумлением узнал, что они приняли этот сарказм за чистую монету.

Потом ты дополнил саркастические куплеты, и получился прекрасный клип «10 суток (Сталинград)». С запоминающимися словами, как там… «демонам ада есть чему поучиться у оперов Волгограда». А тебе не страшно с властью бодаться? У тебя сын родился. Милиция еще ладно, но песенка про вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова не может, случаем, обойтись тебе в пару баррелей нефти, бережно залитых в поющую глотку?

Глаза боятся, а руки делают. Я просто говорю то, что думаю. И я отдаю себе отчет, что все может закончиться очень грустно. Но это вовсе не повод, чтобы молчать.

Ты правда был лично знаком с женщинами, погибшими во время аварии с лукойловской машиной, – Верой Сидельниковой и Ольгой Александриной?

Ольга – сестра моей очень хорошей знакомой и коллеги Насти Александриной, той, которая выступает под псевдонимом Стейша, у нас клип совместный вышел несколько месяцев назад. От нее я и услышал эту жуткую историю. Кстати, последнее время стала распространяться совершенно гнилая версия, что мне «заказали» песню «Мерседес-666». Так вот, я заявляю, что песню про чиновника, давящего людей, я написал сам, без каких-либо просьб, оплат и указаний, исключительно по велению собственной души.

Кстати, о гнилых версиях. Еще одна стала довольно популярной: мол, все эти аресты и неприятности – такой грамотный пиар-ход. Десять дней посидел – и вся страна, да и весь мир, о тебе говорит и пишет.

Такие версии могут выдвигать только эмоционально нездоровые люди. То есть сидим мы с продюсером и решаем: оскорбим ментов, меня посадят, поднимем шум. А, у меня как раз жена рожает! Во круто, еще больше огласки! То есть такой вот я демон ада. Единственное реальное последствие этой «пиар-компании» пока – запрет на мое выступление в Чебоксарах. Я там шел хедлайнером, но перед концертом предупредили устроителей, чтобы никакого Noize MC не было.

То есть ты просто честно принимаешь знамя мятежных рокеров 80-х, чтобы встать на баррикадах – с мик­рофоном и гитарой.

Если только с гитарой и микрофоном, то готов. А так я считаю, что массовые беспорядки, революции ни к чему хорошему не приводят. Надо все-таки искать третий путь, на мой взгляд, а не просто идти бить витрины и свергать правительства.

А может, бросишь эти глупости и начнешь петь как все? Про весну, про любовь, про пепси-колу…

Про любовь я и так пою. Про пепси-колу? Я уже спел однажды про «ягуар». Компания-производитель пепси-колы была спонсором концерта – мы наполняли на сцене шприцы этим напитком, а пустые кидали в толпу. Сарказм опять не был понят, причем не только «Ягуаром», что естественно и ожидаемо. Начались сложности с Госнаркоконтролем, которые закончились штрафом за наркотическую пропаганду.

А что бы ты запретил петь со сцены, будь ты министром культуры? Или главой МВД? Есть какие-то действия, которых на сцене быть не должно? Вот за что бы ты мог упечь артиста? Или полная свобода – это приоритет?

Наверное, какие-то ограничения должны быть, хотя я не могу толком представить себе эти границы. Нацистские лозунги со сцены, скажем, – это совершенно некруто. Хотя, если бы я должен был сочинить такой закон, я бы крепко призадумался. Например, часто истеричные люди готовы принимать за чистую монету то, что было сказано с безусловной иронией, например. В общем, я бы думал очень долго.

Говорят, что движение «Наши» хотело с тобой сотрудничать, предлагало на Селигере выступить, гимн им написать. Это слухи?

Нет, они правда года два назад предложили мне написать им гимн. Я и написал. Очень хороший. Там, например, были такие слова:

«Наше движение самое лучшее.

Самое классное, самое честное!

Наше движение не будет задушено!

Это прекрасно! Спасибо инвесторам!

Политика – крайне увлекательное занятие:

Берем гору бабла и старательно тратим его

На проплаченные митинги, фиктивные партии.

Вот она, российская демократия, мать ее!»

Гимн они почему-то не взяли, денег я жду до сих пор. Пока приходится порой петь его самостоятельно, на концертах.

А фанатки у тебя есть? Как там рок-н-ролль­ный дух? Жив еще?

Жив, еще как жив! Но когда вокруг нарастают содомические настроения, я, как примерный семь­янин, прячусь в гримерке и читаю мантры.

Твой последний диск называется «Последний альбом». Он действительно будет последним? У тебя дурные предчувствия?

Нет, это опять-таки стеб. Над суевериями артистов, которые всегда боятся слова «последний», и над тем, как они постоянно устраивают «прощальные гастроли». Но параллельно это еще и история, которую написал наш барабанщик Паша Тетерин. О том, как погибло все человечество в ядерной войне и выжили только 25 музыкантов и один мент. И вот музыканты решили записать последний альбом – не то для этого мента, не то для чего-то еще – под занавес человечества. Издательство «Амфора» выпустило книжку с вложенным диском. Покупайте, читайте.

- Вы чувствуете, как меняется музыкальный мир вокруг вас?

Он стал чрезвычайно разнообразен. Раньше существовали привычные источники информации, сейчас на тебя вываливается столько всего, что ты беспомощно барахтаешься. Люди больше не готовы слушать одну и ту же группу по 10 лет, им постоянно нужно что-то новое. Но тех, кто давно стал популярными, это уже не касается - и никуда не денутся, они на другом поезде едут.

У вас в связи с этим поменялись какие-нибудь ориентиры? Условно говоря, шесть лет назад нужно было писать трехминутную песню с припевом для радио, а сейчас не нужно, потому что вместо радио у всех интернет.

Ориентиры все те же - насколько это резонирует с моим небольшим кругом. Это живые люди, которым я играю песню на кухне или ставлю в маленькой колонке в аэропорту, пока мы ждем рейс: «Смотрите, чуваки, что я сделал».

- Какие ожидания связаны с новым альбомом «Царь горы»?

Мне кажется, это очень хитовая пластинка. Она лаконичная, на ней нет ни одной песни, в которой я сомневаюсь, она сделана в сжатые сроки, в дороге - оказывается, миди-клавиатуру можно ставить на столик в самолете и что-то сочинять. Примерно половина альбома уже исполняется на концертах. Это хороший тест-драйв для материала, чтобы понять, как его довести до ума и впоследствии зафиксировать в записи. Вообще, мне кажется, что это очень хороший и цельный альбом.

- А на какой из ваших альбомов он похож?

На первые две пластинки, только доведенные до более компактного состояния. Здесь у нас в меньшей степени калейдоскоп и винегрет. Хотя здесь тоже широкая жанровая палитра, а акустическая баллада может соседствовать с драм-н-бейс-боевиком.

Когда вы начинали, слушатели рэпа восторгались тем, что в жанре возник артист, который рушит штампы и сочетает все - от гранжа до электроники. А спустя годы это сочетание само превратилось в штамп.

Хотя я по-прежнему пробую новые краски, есть набор выразительных средств, которые уже стали моим собственным стилем. Многие артисты всю жизнь исполняют одну песню в разных вариациях. У меня она не одна, у меня их семь. Что само по себе уже неплохо. Но я все время пробую сыграть восьмую.

Трек «Питерские крыши» входит в треклист «Царя горы»

- Как вы с Монеточкой записались?

Связались через «ВКонтакте». Я послушал ее альбом, мне понравилось, мы стали общаться. Выяснилось, что это актуальный, современный, живой человек, у которого нет границы между ним самим и его сценическим образом.

- Удивительно, что к ней до сих пор не обращались другие известные артисты.

А они обращались, просто мне повезло больше других.

- Есть у альбома ключевая тема?

Этот альбом о том, что, играя в чужую игру по правилам, которые придумал кто-то другой, ты участвуешь не в том соревновании. О том, что ценностью является создание своего собственного мира. И что, скажем так, все стороннее и наносное очень скоротечно, поэтому нужно меньше вертеть головой по сторонам и сосредотачиваться на своем и настоящем.

Подавляющее большинство твоих слушателей вряд ли ходят на сверхтворческую созидательную работу. Их заденет такой посыл?

Это не единственный посыл пластинки. Но если говорить об этой линии, о том, что оценочные суждения со стороны все-таки стоит фильтровать, то это посыл, который в мире социальных сетей касается каждого.

- Существует ли какая-то история о том, как вы к этому пришли?

Моя карьера - эта история. Про меня много лет кто-то что-то думает и говорит. И если все это через себя пропускать, то можно с ума сойти. Я этого не делаю больше. Я вспоминаю пресловутый 2010 год, когда у всех было мнение по поводу того, кто я такой, что я делаю и насколько это хорошо или плохо. Это было тяжелое время, я придавал этому слишком много значения. Вся эта шумиха безумная в итоге улеглась, а альбом 2010 года остался - и, похоже, остался надолго.

Наверное, приятно быть в центре внимания. И от этого наверняка какое-то суперострое ощущение возникает. Несмотря на весь негатив.

Это ощущение существует и в чистом виде, без примесей. В «Стадиуме» я выхожу на сцену, перед которой собрались 5 тысяч человек. И я понимаю, что я здесь не просто так и сейчас здесь произойдет что-то очень крутое. А когда к тебе приходит 115-й по счету журналист из «Волгоградской правды» и спрашивает, почему вы написали песню «Мерседес S666», заранее зная ответы на все свои вопросы, - такое внимание не помогает чувствовать себя лучше.

«Make Some Noize» - первый сингл с «Царя горы»

Понимаю, но трудно поверить, что совсем уж ничего приятного в этом внимании не было. Особенно когда приходил не 115-й журналист из «Волгоградской правды», а интеллигентный Андрей Лошак.

Было другое ощущение. Если говорить конкретно о случае с «Мерседесом S666», было ощущение, что такими действиями можно переломить ход этой печальной истории. Думалось об этом. Было ли в этом приятное? Приятно было осознавать, что сила, которой я обладаю, способна помочь людям. А эндорфин от того, что, как круто, у меня берут интервью - большинство этих интервью представляли собой попытки вывести меня на чистую воду. Может быть, помните, как к Олегу Кашину я ходил на интервью?

- Я, видимо, уже об этом забыл.

Я тоже нечасто об этом вспоминаю. Просто раз уж мы всех этих событий коснулись.

- Он старался прессовать вас?

Ну да, а через несколько месяцев еще одно интервью сделал, такое же неприятное. Без этого всего намного легче. Состояние безудержного хайпа, когда все вокруг склоняют твое имя, может быть, кому-то и приносит удовольствие, может, кто-то сознательно к этому идет. Мне всегда было интересно писать песни, создавать миры какие-то. Смотрите, появилась группа Die Antwoord, я их увидел - и у меня сразу ощущение созданного ими мира. Они уникальны, они круты, притом что вообще-то я такое музло не слушаю. Но меня это по-настоящему трогает. Мне совершенно неинтересно при этом ковыряться в каких-то подробностях, где, что и кому они сказали.

Или кумир моей юности, Курт Кобейн. Понятно, что там были наркотики. И все-таки мозги себе он вышиб, по моему глубокому убеждению, потому что слишком всерьез воспринимал то, что о нем говорят. Я прочитал множество биографий и вообще литературы, связанной с Nirvana. Был случай, когда он бегал по особняку от Кортни с подборкой журналов, где были уничижительные статьи о нем. Она пыталась их выбросить, потому что он постоянно их перечитывал и испытывал какой-то мазохистский кайф. Хотя можно ли это кайфом назвать?

В 2010 году как раз у многих было ощущение, что слова могут на что-то влиять, что песня может что-то изменить. А в 2011 году после Болотной настроения в обществе сменились. В этом смысле показательна история с вашими достаточно невинными фразами об Украине - «Был там, бандеровцев не видел», - которые не вызвали здесь ничего, кроме ненависти.

Это было очень сильное переживание и разочарование. Я чувствовал себя абсолютно беспомощно, пытаясь достучаться до людей, но принципиальная возможность диалога полностью отсутствовала. Что бы ты ни сказал, тебя не слышат, про тебя заранее все понятно. Поэтому я психанул на «Кубане»: идите вы… все равно слушать ничего не хотите (на фестивале «Кубана» Noize MC отключили микрофон, когда он начал говорить об Украине, в знак протеста он ушел со сцены и вернулся на нее голый; впоследствии несколько десятков российских концертов были отменены под разными предлогами. - Прим. ред. ).

- А у вас были мысли уехать из страны?

Я воспринимаю эмиграцию только как последний способ избежать тюрьмы или физической расправы. А так уезжать не хочу.

В этом году Noize MC выпустил такой вот клип на песню о восставшем Ленине «Lenin Has Risen» - это часть англоязычного альбома, который вообще-то планировался на конец 2016-го, но оказался сдвинут на «после «Царя горы»

Надо на какую-то более жизнеутверждающую тему выйти. Давайте вспомним еще одну историю из 2010 года, как вы поссорились и помирились с Сергеем Шнуровым.

Мы очень круто помирились, да. Если бы мы не поссорились, мы бы не подружились.

- И вы продолжаете поддерживать контакты?

Мы общаемся, да. Периодически встречаемся, когда я бываю в Питере, но у Сергея такой график, что это происходит нечасто.

- Можно вспомнить обстоятельства?

Вышла песня «Химкинский лес» о том, что все эти песни на общественно-политические темы - дело неискреннее. Отдельная строчка про дьявольский «мерс» отсылала к «Мерседес S666». Я к «Ленинграду» всегда хорошо относился, поэтому меня это так остро задело. Ну и я сочинил тоже такую песню-пародию, взяв за основу не самый известный хит «Ленинграда». И если не знать оригинал, то такой ответ мог показаться очень грязным.

Многие и не восприняли это как пародию. Тем не менее это был мой ответ для самого Сергея, а не для орущих людей вокруг. Ну и никакого продолжения это не получило, он просто молчал, а потом в свой день рождения в 2011 году, уже через полгода после этого клипа, вдруг позвонил мне и начал выяснять отношения. Мы достаточно неоднозначно пообщались, и хотя какие-то точки взаимопонимания нашли, но разговор наш, помню, закончился на «Ну че, я не слышу извинений» - «Ты че, какие … извинения». После этого мы с ним увиделись еще через несколько месяцев на премии «Степной волк», где нас познакомил Вася Обломов. Сергей Владимирович был подшофе, так что общение началось с какой-то бычки, а закончилось тем, что в 6 утра мы пьянствовали на Фонтанке, около его дома. Посиделка была колоритная - постоянно подходили какие-то люди, Шнуров брал в магазине вискарь со словами «Запишите на мой счет».

Клипом «Побрей звезду», снятым в 2010 году на концерте, Noize MC довольно дерзко вступил в конфронтацию с Сергеем Шнуровым, отвечая на его песню «Химкинский лес»

На Пикнике «Афиши»-2015 вы познакомились с Земфирой и попробовали посотрудничать. Я так понимаю, ничего не получилось?

Не то чтобы совсем ничего. Мы в соавторстве написали несколько песен. В том виде, в котором мы их написали, услышать их нельзя. Она отвечала за музыкальную часть, а я за тексты. Тексты никуда не делись, просто я написал для них другую музыку, и они вошли в альбом.

- Почему так?

Ну, мы что-то делали, но все время недоделывали. А в какой-то момент перестали общаться. По определенным обстоятельствам. Но это в любом случае интересный опыт. Я с уважением отношусь к Земфире, она сочинила очень много крутых песен, она интересный мелодист, классный композитор, прямой и резкий человек. И помимо прочего, еще и крутой битмейкер. Земфира делает крутые биты.

- Вы говорите «интересный опыт». Чему, например, такой опыт может научить?

Я был очень вдохновлен этим знакомством, сочинил несколько песен, которые мне очень нравятся. Не будь этого самого знакомства, этих текстов бы не было.

- Вас сегодня в какой-то степени интересует мир русского рэпа?

Русский рэп - это ок, я помню, что раньше это был жанр, в котором очень сложно было найти что-то по-настоящему цепляющее и не вызывающее никаких вопросов. Сейчас с этим попроще.

- Часто ли эта музыка дарит вам ощущение «я слишком стар для этого дерьма»?

Нет, не слишком. Я неоднократно говорил, мне нравится альбом Оксимирона - я ожидал, что это будет баттл-рэп и унижение воображаемого соперника, но то, что услышал, меня приятно удивило. Альбом Скриптонита очень самобытен, и, хотя его система ценностей мне не близка, я признаю, что это знаковая запись для русского рэпа. ATL молодец, мне нравится, как у него электроника работает, и все очень хвалят его лайвы.

Некоторые вещи, как тот же клауд-рэп, меня интересуют не как музыка, а как социальное явление, как что-то новое, что мы можем узнать о мире. Наш басист говорит об этом, что новое поколение поняло, что в списке sex, drugs & rock-n-roll рок-н-ролл - вещь абсолютная лишняя. И перешло, так сказать, сразу к сути. Они скорее транслируют некий лайфстайл, где сексуальная объективация максимальна, где женщина равно шлюха, причем уже надоевшая и не очень интересная. Ни любви, ни тоски, ни жалости.

- Что все-таки с вами случилось на баттле «Версус»? Вы выглядели так, словно с вами…

Словно со мной что-то случилось. Моя жизнь разваливалась на куски. Я не буду об этом говорить. Просто поверьте, что это был …. А сам этот баттл … - это была вишенка на таком торте! Что в сравнении ее размеры просто смехотворны. Я никогда его не пересматривал. Помню только, что я там фристайлил и это было даже излишне откровенно.

С треском проигранный баттл Versus состоялся в конце 2013-го - баттл-движение в России в тот момент еще не набрало ход; Noize MC был чуть ли не единственным артистом, собиравшим клубы-пятитысячники и рискнувшим выйти на Versus

Когда были моложе, вы могли повзолить себе смешные и дерзкие нападки на или Андрея Малахова. А теперь на вас наскакивают.

Какие-то вещи заставляют задуматься о карме. Я не такой агрессивный, как раньше. Даже если брать какой-то совсем ранний период, лет до 20 включительно, я, как правило, все-таки концентрировался на неприятном мне творчестве, а не на личности. Что касается упомянутых примеров… Мои тогдашние действия были ответом на чье-то хамство и так далее. То есть, получая какой-то тычок извне, я бросался сразу отвечать, вот такой мотив у меня был, сейчас его нету. Просто неинтересно. Делать же надо то, на что ты вдохновлен. Если ты не вдохновлен, не надо делать.

- Вы в последние несколько лет сами себе менеджер, верно?

У меня есть менеджер, административными делами я никогда не хотел заниматься, да и это просто невозможно при таком объеме.

Да, но теперь это ваш сотрудник, а раньше вашим менеджментом занимался ваш продюсер. Могли бы вы поразмышлять, нужны ли артисту продюсеры в будущем, где все мы вдруг оказались?

По большому счету артисту нужна команда. Хороший СММ-менеджер, хороший дизайнер, хороший букер, который рулит концертной деятельностью. Еще лучше, если есть менеджер, способный вести переговоры более серьезного уровня. Впрочем, есть артисты, которые сами ведут все дела, и им так удобнее. А для меня это некомфортно.

Я люблю приводить примеры тех же Шнурова или Оксимирона, превративших свои соцсети в популярные медиа, которые обеспечивают контакт с аудиторией без посредников. А вы почему игнорируете соцсети?

Я понимаю, насколько мощным инструментом они могут быть. Но для этого ими нужно заниматься в должной мере. Если у меня появляется толковая мысль о том, как устроен мир, я скорее попробую превратить ее в песню. Если честно, в нынешнем состоянии мне гораздо более комфортно, чем лет 5 назад. Потому что я наконец-то гораздо больше времени занимаюсь музыкой, не отвлекаясь на прочую шелуху. И это великолепно. И гораздо меньше лишних людей вокруг, которые гораздо более поверхностно воспринимают эту музыку. Когда на твоем концерте половина публики просто пришла посетить выставку ослов - «Ой, это сейчас круто» - я это проходил. Безусловно, это льстит самолюбию. Но гораздо круче, когда люди, которые на тебя пришли, знают, куда они пришли.

Я вас недавно видел выходящим из метро «Сокол» по дороге на концерт Twenty One Pilots - и испугался количеству людей, которые буквально набрасывались, чтобы сфотографироваться. Вы вообще на концерт попали тогда?

Да, все нормально. По дороге выяснил, что не зря мне Twenty One Pilots нравятся - аудитории сильно пересекаются.

История журналистского везения: во время интервью "Медузы" с Noize MC в баре, где оно проходило, появился Oxxxymiron.

Получилось интервью на троих, в котором один герой отвечал на вопросы, а второй иногда вставлял ремарки. .

Noize MC - об альбоме "Горгород"

Конечно, Мирон меня вдохновил. Я был этим альбомом очень впечатлен. Это реально было новое слово в русском рэпе - в первую очередь, с точки зрения общей конструкции. Это дерзко и круто - в тот момент, когда люди с трудом дослушивают до конца двухминутное произведение, появляется история на 11 треков, в которой сложно выдрать что-то из контекста.

Oxxxymiron - о любимом сезоне сериала "Прослушка"

Наверное, про портовых работников, прям такой working class - это, кажется, второй. И четвертый, где одновременно про школу, и они пытаются построить такой мини-легалайз в отдельно взятом квартале.

Noize MC - о том, почему он больше не работает с продюсером Григорием Зориным

Подходил к концу наш контракт, собственно. Настало время его подписывать заново, причем я был на это настроен. В процессе, пока мы обсуждали условия, мы очень сильно рассорились. Плюс вскрылся ряд нелицеприятных фактов о деталях нашего прежнего сотрудничества - связанных с деньгами и правами на песни. Это привело к тому, что контракт мы подписывать не стали.

Oxxxymiron - о том, кто помогает ему писать новые треки

У меня, кстати, есть книга Юрия Лозы - «Как писать хиты». Это моя последняя надежда. Я только начал читать.

Noize MC - о песнях Face и фрешменах

Сейчас я абсолютно спокойно воспринимаю всю эту волну артистов. Это то же самое, как мы слушали «Красную плесень» или «Сектор Газа». Нет, все-таки Фейс - это скорее как «Красная плесень», «Сектор Газа» был поэтичней. Я понимаю, почему это задевает людей. Это пубертатная история, максимально вывернутая мехом наружу. <...>


Из артистов до 27 самый крутой, конечно, Хаски. «Пошлая Молли» нравится еще. Там есть какой-то драйв рок-н-ролльный и все-таки владение инструментами, это не попрыгушки под фонограмму.

Noize MC - о том, отодвинули ли его с вершины молодые рэперы

Никуда меня не отодвинули. У меня все в порядке, дела только в гору идут <...> Больше меня из рэперов сегодня собирают только Мирон, Баста и Корж. Можно еще Тимати сюда добавить, но тогда его и к твоей «большой четверке» 2012-го надо приписать.

Оба - о том, как ненависть двигает хип-хоп вперед

Оксимирон: Слушай, пятый элемент хип-хопа - это ненависть.

Нойз: Первый, по-моему.

Оксимирон: Я помню интервью одного из моих любимых немецких рэперов, в котором он говорит: когда я был никем, я хейтил тех, кто наверху. Поэтому я максимально лояльно отношусь к тем, кто ******** [ругает] меня сейчас. Это круговорот.

Нойз: И об этом круговороте в опере очень много сказано.

Оксимирон: Это суперлицемерие - срать кого-то в начале пути и потом не понимать тех, кто срет тебя позже. В этом смысле я не понимал «Касту» в момент терки с нами, потому что когда «Каста» начинала, насколько я помню, они срали Шеффа, причем достаточно открыто.

Ивану Алексееву перевалило за 30, а он так и остался кумиром подростков, борцом с системой и неудобным артистом для госструктур.. В нём обоснованный отказ от эмиграции и особый взгляд на арест группы Centr.

сайт: Вы анонсировали англоязычный альбом. В рамках работы над ним изучали, какие тексты пишут ваши британские и американские коллеги?

Иван Алексеев: У меня есть приложение RapGenius, в котором я анализирую треки. Но это не основной источник информации. Скорее, он нужен, чтобы следить за новыми выражениями и фразеологизмами, которые используют рэперы.

сайт: С литературной точки зрения русский рэп богаче, чем западный?

Иван Алексеев: Как правило, русскоязычные тексты сильнее независимо от жанров. В нашем пространстве поэзии уделяется больше внимания. И как ни парадоксально у наших музыкантов кругозор шире. Даже в маргинальной музыке.

сайт: Условный выходец с окраины Екатеринбурга Витя АК-47 всё же образованнее, чем рэпер, воспитанный кварталами Комптона?

Иван Алексеев: Витя АК-47 безусловно стремится к западным аналогам (смеётся), но по сравнению с трэповыми артистами он просто кладезь знаний об окружающем мире. На Западе больше внимания к тому – как. А у нас к тому – что. Там страдает текстовая часть, в России – музыкальная.


сайт: Но при этом уровень концертной индустрии в нашей стране растет?

Иван Алексеев: Это так. Даже несмотря на то, что в России по экономическим причинам происходит спад посещаемости концертов. У людей стало меньше денег, а полный холодильник всегда важнее музыки.

сайт: Были случаи, когда вы пытались повторить какие-то фишки из западных концертных шоу?

Иван Алексеев: Мы подглядели один момент, кажется, у Rammstein. Пустили меня по рукам зрителей в резиновой лодке. Хорошее плавание получилось, я успел зачитать прощальный фристайл минут на пять (улыбается). Потом я увидел эту фишку у Макса Коржа. Нормальная преемственность!


сайт: Какова судьба коллаборации с Фредом Дёрстом, которую вы давно хотите сделать?

Иван Алексеев: История в подвешенном состоянии. Фред скоро приедет в Россию с туром, а мы в одном из городов будем разогревать Limp Bizkit. Так что впереди много встреч, надеюсь, мы доведем до ума идею совместной песни. Недавно, кстати, виделись с Фредом. Он сказал, что ему очень понравился наш последний клип «Иордан».

сайт: Ощущение, что это видео снято где-то на Ближнем Востоке.

Иван Алексеев: На самом деле съемки прошли в Ленинградской области. Иллюзию пустыни создала талантливая команда клипмейкеров – наверное, самая профессиональная, с которой я сталкивался за всю карьеру. Надеюсь, мы еще поработаем.


сайт: Чья была задумка побрить вас наголо?

Иван Алексеев: Моя собственная, но она хорошо легла в общую концепцию клипа.

сайт: Вы тем самым хотели поддержать вокалистку Сашу Соколову, исполнившую припев, которая уже тогда болела раком и, к сожалению, скончалась?

Иван Алексеев: Я понимал, что у этого будет много вариантов прочтения и, в том числе, связанных с онкологическими заболеваниями. Но я сделал это по каким-то внутренним, сугубо личным причинам. Не могу их объяснить.

сайт: Вы несколько раз мелькали на популярном баттле Versus. Для вас этот проект законченная глава?

Иван Алексеев: Я больше не хочу туда возвращаться. Это совсем непохоже ни на спонтанную рэп-схватку, к которой я привык, ни на песенное творчество, как на баттле хип-хоп.ру. Тот вид, в котором существует Versus, меня не вдохновляет. К тому же он требует долгой подготовки, а время – это очень богатый, но ограниченный ресурс. Его лучше тратить на более созидательные вещи. Versus всё-таки разрушительно-вавилонское развлекалово.


сайт: Вы же там подрались с поэтом Юрием Хованским. Вам после этого скандала «отмыться» хотелось или вы, напротив, мужиком себя чувствовали?

Иван Алексеев: Ну, я бы дракой это не назвал. Он вел себя неадекватно, размахивал банкой с пивом, облив меня и мою супругу. Хотя я к нему подошел с миролюбивым настроем, подтрунивал, конечно, но с юмором. Он же воспринял всё с агрессией, поэтому и получил в табло. Точно также в табло мог получить и я, но отвечать Хованский не стал. История, что я его без предупреждения ударил – детский сад... Хотя понятно, что гордиться здесь нечем. Решать вопросы подобным образом – это не моя тема.


сайт: От Versus вы открестились, но зато в качестве члена жюри участвуете в баттле телеканала MTV. Что это за проект?

Иван Алексеев: «Beats & Vibes» чем-то напоминает «Битву за респект», но у него немного другая механика происходящего. Каждому МС дается тема, на которую он пишет трек. После чего два ди-джея – они же саундпродюсеры шоу – по очереди включают минусовки в разных темпах. Сложность в том, что нужно зачитать текст под музыку, которую ты слышишь в первый раз. Участникам придется подстраиваться под бит, на ходу меняя манеру исполнения. Сейчас как раз идет кастинг.

сайт: На днях вы ещё и фристайлили в «Вечернем Урганте» по случаю 120 дня рождения Сергея Есенина. С учётом того, что «Первый канал» государственный, а вы для госструктур артист в последнее время нерукопожатный, удивились приглашению?

Иван Алексеев: Нет, потому что Ваня Ургант делает то, что стоит особняком от всего происходящего на «Первом канале». Он же меня пригласил уже в третий раз. В 2012-ом мы исполнили там песню «Вселенная бесконечна», потом было участие в программе, посвященной дню рождения Пушкина. Плюс, один раз нас позвали пофристайлить с Уиллом Смитом. Правда, пока я добирался до студии, он погуглил, кто такой Noize MC, и отказался от встречи со мной. Уилл Смит же белый и пушистый персонаж шоу-бизнеса. Видимо, его что-то напугало в моей бурной биографии.


сайт: У вас в прошлом году правоохранители половину концертов отменили. На преследовании поставлена точка?

Иван Алексеев: Скорее, многоточие. В прошлом году у нас не только отмены были, но и переносы на другие площадки в день выступления. Мы, конечно, боролись с обстоятельствами. Где-то справились, где-то нет. А так предупреждения организаторам постоянно приходят. Челябинская прокуратура, например, прислала бумагу, что нужно остерегаться концерта Noize MC. Опасные мы! (улыбается).

сайт: Что, как по вашему, не так с городом Красноярск? Сначала там ваш концерт отменили, затем участники движения «Антидилер» способствовали аресту группы Centr.

Иван Алексеев: Видимо, правящие в нём люди упиваются своей властью и таким образом самореализуются.



сайт: Упиваются или пиарятся?

Иван Алексеев: Если ты о Дмитрии Носове и его движении «Антидилер», то тут очевидная пиар-подоплека. Этот человек не гнушается созданием инфоповодов. Он же у нас и борец, и певец, и вообще я удивлен, что Носов до сих пор картины не пишет и кино не снимает. Наверное, скоро начнет (улыбается). Что касается наших печально известных обстоятельств, то там другие цели преследовались.

сайт: История с арестом группы Centr, наверное, созвучна с вашей, с учетом того, вас в своем время посадили на 10 суток?

Иван Алексеев: Да, и в глобальном смысле это означает, что русский рэп стал большим жанром, инструментом влияния. Происходящее с различными рэп-коллективами повторяет историю американского гангста-рэпа первой половины 90-х. Можно провести четкие параллели с группами N.W.A. и Public Enemy. Естественно для людей, которым приходится переживать неприятные эмоции в камере, это негатив. Но зато это показатель признания! Госструктуры бы не обратили внимания на каких-нибудь радикальных дэт-металлистов, собирающих 15 человек на самых кассовых концертах.


сайт: Гонений на русских рэперов будет всё больше?

– С учётом курса, который выбрало руководство нашей страны, перспективы у нас не самые благоприятные.

сайт: Песня «Сохрани мою речь», написанная для фильма об Осипе Мандельштаме, может в связи с этим актуализироваться?

Иван Алексеев: Я посмотрел отдельные сцены картины и понял, что это невероятно своевременная работа. Рома Либеров – большой молодец, что сумел так грамотно выбрать тему и так остро её развить. Что касается уничтожения работ, то технологии изменились. Изъять информацию разом не выйдет. Происходящее тогда и сейчас – не аналогично, а, скорее, рифмуется в тенденциях. Сегодня, к счастью, не 1937 год. Невозможно лишиться жизни за то, что ты написал. По крайней мере в рамках закона. А когда у нас снова будет 37-й, надеюсь, он с прошлым веком будет совпадать лишь в цифрах.

сайт: Осип Мандельштам входит в круг ваших любимых поэтов?

Иван Алексеев: Общение с Ромой заставило меня обратить на него более пристальное внимание. В какой-то мере я открыл для себя Мандельштама заново. Из школьной программы я помнил лишь несколько его стихотворений, ведь поэт был не самым популярным. Но то, что он немного обделен вниманием – незаслуженно.


сайт: Сегодня образ правдоруба вам не мешает?

Иван Алексеев: Ну, это же не придуманная легенда. Я говорю только о тех вещах, которые меня искренне волнуют. Да, это объединяется в сумму впечатлений и раскладывается людьми на стереотипы. Но люди всегда так делают! Им так проще реальность воспринимать. Потому что в голове недостаточно места, чтобы складировать уйму подробностей и деталей. По итогу всё спрессовывается в сжатый пресс-релиз. Я на эту тему не рефлексирую, потому что у меня нет возможности сравнить с тем, как было бы, если бы всё сложилось иначе. Знаешь, когда сводишь в программе песню, можно послушать голос с эффектом и без. Выбрать вариант. Жизнь штука линейная, в ней это, к сожалению, невозможно.

сайт: Через столетия потомки-то всё равно по пресс-релизу судить будут. Как сейчас порой судят о Есенине или Пушкине.

Иван Алексеев: Думать об этом придется уже не мне. Да и как только оглядываешься на то, что о тебе говорят, совершаешь ошибку. Ты смотришь назад и не можешь сделать следующий шаг. Рефлексии мне были свойственны раньше. В период с 2010 по 2012 года, например, когда многие из упомянутых тобой ярлыков были на меня навешаны впервые. Я пытался сопротивляться и разжевывать, но понял, что лишь теряю людей, которым эти объяснения не нужны. Ведь им и так всё понятно. А другая часть аудитории не врубалась даже после разжевывания. Поэтому я оставил эту затею.


сайт: Вы же любите антиутопии. Жизнь в России движется к этому жанру?

Иван Алексеев: Отчасти. Антиутопия может рисовать капиталистическое общество, доведенное до абсурда, или коммунистический террор, как у Джорджа Оруэлла. Но объединяет их то, что правящие круги манипулируют общественным сознанием через контроль информации. У нас в стране тоже попытки предпринимаются и причём иногда довольно успешно.

сайт: Когда вы видите, что гайки закручивают, концерты отменяют, кинематограф поддушивают, войска в Сирию вводят – вам не хочется свалить подальше от всей этой херни? Куда-нибудь на Бали, например?

Иван Алексеев: В такие моменты я начинаю думать о своих детях. Мне очень хочется дать им хорошее образование, сделать разносторонними личностями. Всё это не совсем совместимо с дауншифтингом. Я ценю русский язык и русскоязычное культурное пространство. Поэтому ни о какой эмиграции не задумываюсь. Понятно, что если бы передо мной стоял выбор: либо расстрел или пожизненное – либо переезд, я бы выбрал второе. Не хочу из себя корчить героя-самоубийцу.


Текст: Василий Трунов
Фото: Женя Хажей

Редакция сайт Челябинск выражает благодарность концертному агентству за помощь в проведении интервью.


ЖеняХажей