Всемирный день рока. Всемирный день рок-н-ролла

Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day) – не просто праздник, а целая и неповторимая эпоха. Начавшись однажды, она никогда не закончится. Особенно это касается людей, для которых это музыкальное направление стало смыслом и образом жизни. Если вы любите драйв, зажигательные танцы, невероятную экспрессию, тусовки, значит, вы являетесь единомышленником миллионов людей по всему миру, которые 13 апреля отмечают Всемирный день рок-н-ролла.

История праздника

Праздник отмечается ежегодно 13 апреля, хотя историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше: 12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл «Rock Around The Clock», ставший знаковым в новом музыкальном направлении, которое быстро преодолело границы США и распространилось по странам и континентам, бросив вызов обществу и традициям.

Легендарные «The Beatles», Элвис Пресли, Билл Хейли, Чак Берри, Джерри Ли Льюис – эти имена знает каждый человек, который хоть немного любит музыку. Настоящий андерграунд середины 20 столетия, эпатажный и ритмичный, сумасшедший и ошеломительно популярный – именно таким был рок-н-ролл в момент своего появления. Его основой является ритм-энд-блюз, смешанный с негритянским джазом.

Кто бы мог подумать, что смелость диск-жокея Алана Фрида станет началом целой музыкальной эпохи. Он стал тем человеком, который не побоялся представить публике нечто новое, что кардинально отличалось от музыкальных вкусов того времени с сентиментальными настроениями. В 1954 Биллом Хейли был записан первый сингл в этом жанре – «Rock Around The Clock». Некоторые источники утверждают, что это знаменательное событие происходило в ночь с 12 на 13 число, поэтому для празднования была выбрана именно вторая дата.

Песня была написана в 1952 году американскими музыкантами Максом Фридманом и Джеймсом Майерсом, но массовый успех она приобрела только в записи Билла Хейли. Вопрос о том, является ли песня действительно самой первой записью рок-н-ролла, по-прежнему открыт, но то, что именно она сыграла решающую роль в становлении и популяризации жанра — это однозначно. Кроме того, сингл с песней стал одним из самых продаваемых за всю историю музыки.

Elvis Presley - Hound Dog (1956)


Фото - Alfred Wertheimer →

Впервые эту песню на самом-то деле записала блюзовая певица Биг Мама Торнтон в августе 1952 года. Ее неоднократно перепевали, но версия Элвиса Пресли — самая известная. Король рок-н-ролла услышал ее в исполнении группы Freddie Bell and the Bellboys. Узнав у лидера группы, не против ли он его исполнения их песни, и получив разрешение, Пресли включил ее в свою концертную программу с 16 мая 1956 года. Ему удалось придать композиции комическое своеобразие, что певец делал в своих записях достаточно часто. Песня в его исполнении всегда пользовалась особым успехом у публики.

Carl Perkins - Blue Suede Shoes (1956)



Фото - TeamRock →

Blue Suede Shoes — это еще одна песня, которую перепел Элвис Пресли, но вот изначально она была написана Карлом Перкинсом. Композиция была четвертой для музыканта и принесла ему наибольшую популярность. При этом первоначальный замысел песни принадлежал Джонни Кэшу. Осенью 1955 года он вместе с Перкинсом и Пресли гастролировал по Техасу и Югу. Кэш рассказал историю о летчике, с котором он познакомился во время службы в Германии, при этом упомянув, что на нем были такие странные синие замшевые ботинки. Кэш предложил Перкинсу сочинить о них песню, на что тот изначально ответил отказом — мол, не разбирается он в обуви, о чем ему писать? И только потом, находясь в Арканзасе, музыкант услышал, как парень сказал своей девушке: “Не наступай на мои синие замшевые туфли!”. Так и родился хит.

Little Richard - Tutti Frutti (1955)



Фото - BBC →

В переводе с итальянского Tutti Frutti означает “все фрукты”. Песня стала первым хитом Литла Ричарда. В 2010 году она была включена в библиотеку Конгресса как самая знаковая песня эпохи. Текст музыканта, исполненный жаргонов и непривычных для уха среднестатистического слушателя слов, был подправлен перед записью Дороти Лабостри. Литл Ричард добавил в песню один из самых известных возгласов за всю историю рок-н-ролла — «вам-бама-лума-а-вам-бэм-бум!». Позднее композиция исполнялась Элвисом Пресли и вошла в одноименный альбом 1956 года.

Chuck Berry - Johnny B. Goode (1958)



Фото - Photofest →

Наверно, сложно назвать песню, которая чаще перепевалась самыми разными музыкантами — от Элвиса Пресли и The Beatles до Sex Pistols и Green Day. Композиция по праву занимает первое место в рейтинге “100 величайших песен всех времен и народов” по версии Rolling Stone. Написанная еще в 1955 году, она была выпущена только три года спустя на одноименном сингле. В ней рассказывается о простом неграмотном пареньке, который сумел поразить всех своей игрой на гитаре. Интересно, что название песни — это не только имя и фамилия ее главного героя. Оно звучит как английское выражение Johnny Be Good — “Джонни, будь добр”. А еще вы все наверняка помните, как его исполнял Марти МакФлай в Назад в будущее — по сюжету, Чак Берри не написал песню, а услышал ее по телефону от своего кузена Марвина, который, в свою очередь, услышал его на школьном вечере.

Jerry Lee Lewis - Great Balls Of Fire (1957)



Фото - NPR →

Песня, записанная и исполненная в 1957 году Джерри Ли Льюисом, вошла также в фильм, снятый в том же году — Jamboree — в котором ее исполнил сам автор. Также в картине отметились Карл Перкинс, Фэтс Домино, Бадди Нокс и Дик Кларк. Композиция дошла до первых позиций в британском чарте, а также в списке Billboard. В 1989 году она послужила названием для байопика о музыканте.

The Champs - Tequilla (1958)

Единственная в нашей подборке и самая известная в нашем жанре инструментальная композиция. В ней лишь трижды повторяется слово “текила”. Изначально музыканты сыграли мотив как импровизацию, а уже потом туда добавили “текст”. Считается, что она имеет такую же ритмическую структуру, как песня Бо Дидли Dearest Darling.

Fats Domino - Ain’t That A Shame (1955)



Фото - Janet Macoska →

Композиция была написана в 1955 году Фэтсом Домино и Дейвом Бартоломью. Что примечательно, первого успеха песня добилась только после перезаписи в исполнении Пэта Буна, белого музыканта. Однако вскоре пальма первенства вернулась к оригинальной версии, а уже затем многие исполнители и группы начали перепевать и другие песни Домино. В частности, эта песня стала первой, которую научился играть Джон Леннон.

Eddie Cochran - Summertime Blues (1958)



Фото - BBC →

Песня написана самим Эдди Кокраном в соавторстве с Джерри Кэйпхартом. В ее основе — жесткий гитарный рифф Кокрана, который настолько понравился Кейпхарту, что тот решил сделать из него законченную композицию. В песне затронута социальная проблематика, которая в целом считается нехарактерной для рок-н-ролла пятидесятых, однако она подается с определенной долей иронии: в ней поется о молодом человеке, который вынужден работать все лето, чтобы получить хоть какие-то копейки. Композиция была готова очень быстро и записана сразу же.

Gene Vincent - Be-Bop-A-Lula (1956)



Фото - Topsy →

Авторство песни принадлежит самому Джину Винсенту и его менеджеру Биллу Дэвису. По свидетельствам некоторых источников, музыкант написал песню, когда находился в больнице после аварии на мотоцикле. Текст якобы принадлежит Дональду Грейвсу, которого Винсент встретил на лечении, а потом он был выкуплен Дэвисом за 50 долларов. По другой версии текст и написал Дэвис, когда услышал песенку Don’t Bring Lulu. Так или иначе, в начале 1956 года Винсент записал демо-версию трека и отправил в звукозаписывающую компанию Capitol Records, где как раз искали соперника Элвису Пресли. 4 мая 1956 года песня была записана. Она сразу стала очень хорошо продаваться и заняла седьмое место в чарте Billboard.

Можно назвать рок-н-ролл музыкальным жанром. Это будет правдой, но лишь частично. В реальности - это образ и стиль жизни человека и целых, достаточно многочисленных групп людей. Мощный драйв и зажигательные ритмы являются характерной особенностью данного направления. Рок-н-ролл насчитывает десятки миллионов приверженцев практически во всех государствах нашей планеты, включая и Россию. Было бы просто странно, если бы миллионы людей не искали возможностей для объединения и не учредили бы праздник, посвящённый предмету своего культа.

История

Официально праздник именуется в мире как World Rock-n-roll Day. У всемирного дня рок-н-ролла пока нет признания на государственном или межгосударственном уровне. Не признан он и в ООН. Однако данный факт никак не мешает десяткам миллионов меломанов всего мира отмечать праздник самостоятельно, без помощи государственных учреждений или структур.

С датой же торжества у поклонников до сих пор возникают некоторые разногласия. Официальный основатель жанра – Билл Хейли в 1954 году написал мелодию «Rock Around The Clock» («Рок круглосуточно»), признанную первым в мире произведением обсуждаемого жанра. Поскольку завершил он свой труд ночью, то некоторые знатоки считают, что это произошло 12-го апреля, но всё же большинство поклонников рок-н-ролла склонно принять за дату основания направления именно 13-е апреля.

Традиции

Невзирая на отсутствие официальных традиций, празднование Всемирного дня рок-н-ролла во всём мире проходит примерно одинаково. Большинство увеселительных заведений мира, включая ночные клубы, проводит танцевальные вечеринки в стиле рок-н-ролла.

На многих подходящих сценических площадках проводятся тематические концерты с исполнением новинок жанра и наиболее выдающихся мелодий прошлых лет. Проходят и конкурсы исполнителей, которые обычно имеют интернациональный характер. Уже традиционное явление - выступление где-нибудь в Сан-Франциско музыканта или целого музыкального коллектива из Японии, а в Красноярске - исполнителей из Индонезии или стран Чёрной Африки.

Приверженцы рок-н-ролла собираются огромными толпами, чтобы насладиться прослушиванием любимых произведений и повеселиться на всю катушку с присущими рок-н-роллу драйвом и энергией.

Из динамиков льются произведения певцов и групп:

  • Билла Хейли и Элвиса Пресли;
  • Pink Floyd, и Deep Purple;
  • Led Zeppelin, и Black Sabbath;
  • Nirvana;
  • «Кино» и «Алиса»;
  • «Наутилус Помпилиус» и «Бригада С».

Обычно не упускают случая упомянуть о празднике и основные СМИ, особенно те, работа которых связана с миром музыки. Что еще удивительно, так это отсутствие различных конфликтов на таких многолюдных сборищах.

Я люблю рок-н-ролл. Это невероятная революционная форма самовыражения, способная изменить человека так, что он сам себя перестает узнавать.

Ник Кейв

Рок-н-ролл – музыка свободы, взорвавшая размеренные 50-е, ставшая сегодня классикой и не уступающая по популярности другим музыкальным поколениям, при этом имеющая невероятное количество поклонников.

Зажигательный ритм, сумасшедший драйв и танцующие пары, вытворяющие настоящие акробатические трюки – это был вызов обществу и устоявшимся «белым» традициям. Рожденный из музыкальных пристрастий различных культурных пластов, ставший для многих образом жизни, рок-н-ролл как лихорадка распространился по земному шару.

World Rock-n-roll Day (Всемирный День рок-н-ролла) до сих пор не признан Генеральной Ассамблеей ООН официально, но это не помешает меломанам всего мира отметить его 61-ю годовщину 13 апреля 2015 года. А кое-кто будет праздновать и 12 числа , ведь споры о том, когда же на самом деле родился рок-н-ролл, все еще ведутся среди поклонников.

История возникновения Дня рок-н-ролла

Путаница с датами связана с записью одного из первых рок-н-рольных хитов — «Rock Around the Clock» («Рок круглые сутки»), американским музыкантом Биллом Хейли. По одной версии, песня записывалась поздним вечером 12 апреля 1954 года, по другой – уже ночью.

Годом позже эта же композиция стала саундтреком к фильму «Школьные джунгли», вышедшему на экраны Америки и шокировавшему консервативное старшее поколение бунтарским поведение молодежи.

С выходом ленты рок-н-ролл обрел бешеную популярность. А в преодолении расовых предрассудков новая музыка сыграла, пожалуй, большую роль, чем деятельность отдельных политиков того времени.

Дикая смесь кантри и ритм-н-блюза пугала благопристойных белых американцев, считающих порядок, стабильность и строгие моральные устои столпами благополучия. Но ритмичные, громкие и полные жизни мелодии стирали все границы и преодолевали барьеры.

Чтобы популяризировать музыкальное творчество афроамериканцев, не пугая консервативное население, и обойти запрет на «расовую» музыку, диск-жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид придумал термин «rock-and-roll ». Точнее позаимствовал его у моряков, которые называли так морскую качку. И название прижилось.

Новое направление подарило миру таких звезд как Литл Ричард, Элвис Пресли, Чак Берри, Джеймс Браун и многих других. Рок-н-ролл стал тем направлением, следуя которому на музыкальный олимп попали Beatles и Rolling Stones.

Традиции празднования Дня рок-н-ролла

В этот день в ночных клубах устраиваются рок-н-рольные танцевальные вечеринки, в городах проходят концерты. Поклонники собираются вместе, чтобы послушать старые пластинки и хорошенько повеселиться.

Интересные факты, связанные с рок-н-роллом

1. Песня «Rock Around the Clock» стала самой популярной среди множества композиций, написанных в новом стиле. Но так как названия у данной музыки еще не было, она была заявлена на пластинках и радиостанциях как фокстрот.

2. Согласно Книге Рекордов Гиннеса, хит «Рок круглые сутки» стал самым продаваемым синглом в стиле рок-н-ролл , выпущенным группой и вторым по продажам за всю современную историю поп-музыки. Было продано 25 миллионов экземпляров пластинки.

3. На берегу озера Эри в Кливленде в 1995 году был открыт Музей славы рок-н-ролла. Напоминающий своей архитектурной формой птицу с расправленными крыльями, он олицетворяет свободу, которую подарила миру данная музыка.

4. Синглы Элвиса Пресли возглавляли музыкальный рейтинг журнала «Билборд» 151 раз. А сам артист признан самым продаваемым в истории.

5. Тот же легендарный Элвис занесен в Книгу Рекордов Гиннеса , как музыкант, выпустивший наибольшее число альбомов, ставших хитами – 97. Всего творчество Пресли насчитывает 150 альбомов, а суммарное количество выпущенных пластинок на сегодняшний день перевалило за миллиард копий.

6. По версии журнала Форбс, Король рок-н-ролла также возглавил список самых богатых людей , чей доход растет со времени их смерти.

7. Самый грандиозный концерт из когда-либо организованных, провела группа Rolling Stones в Торонто (Канада) в 2003 году. Выступление посетили 490 тысяч человек. Ими же проведено и самое успешное мировое турне, которое в 2005 году принесло музыкантам 437 миллионов долларов.

Свобода вне времени и пространства – вот квинтэссенция рок-н-ролла. И не важно, в какой день отмечать этот замечательный праздник, просто живите в ритме музыки!

Всемирный день рок-н-ролла,
есть в мире и такой праздник, отмечается 13 апреля

За календарной датой скрывается целая эпоха, созданная многослойными культурными пластами, а главное людьми, для которых рок-н-ролл стал образом жизни. Зажигательный драйв, танцующие пары, выдающие иной раз буквально акробатические номера. Рок-н-ролл стал не просто новым течением музыки. Это был новый стиль жизни. Вызов обществу и традициям.

Рок-н-ролл характеризуется простой мелодией, построенной на навязчивых гитарных рифах — технике джаза африканского происхождения, основанной на непрерывном и многократном повторении короткой, однообразной, легко запоминающейся фразы с акцентами на 2-й и 4-й долях такта.

В середине 20 века на официальном музыкальном Олимпе США царила оркестровая музыка со сладкоголосым и сентиментальным вокалом. Это был четко выверенный коммерческий проект, призванный оградить культуру белых от дикой культуры черных и создать добропорядочный образ респектабельного американца. Наряду с официальной музыкой в Америке существовала и совсем другая — громкая, ритмичная, полная жизни — ритм-энд-блюз. Однажды вечером диск жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость «прокрутить» в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза. А чтобы не шокировать не подготовленную публику, придумал ему другое название — «рок-н-ролл», буквально означающее «раскачивайся и крутись». Так, благодаря Алану Фриду, замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную силу, став доступным всем, независимо от цвета кожи. Алан Фрид назвал себя Мистер Рок-н-ролл и всерьез занялся популяризацией этой музыки, транслируя ее по радио и организовывая концерты. В прессе, на телевидении, в учебных заведениях началась настоящая война с рок-н-роллом как с пагубным для молодого поколения явлением. Но «лечить» молодежь было бесполезно, тем более новая музыка заинтересовала и белых музыкантов. От ритм-энд-блюза рок-н-ролл унаследовал быстрый темп, громкий звук, напор и собственно состав музыкальных инструментов. Тексты были вторичными, главное — ритм танца и манера исполнения.

Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец гитарист Билл Хейли, он соглашался, что название рок-н-ролл придумал Алан Фрид, но звук и стиль считал своим изобретением. Он просто смешал ритм-энд-блюз и кантри, добавил уличного сленга и получил убойное варево. Настоящий успех пришел в 1955 г. с песней «Рок круглые сутки» (Rock around the clock) для фильма «Джунгли школьной доски» (Blackboard Jungle). Песня моментально стала хитом не только в Америке, но и в Англии. Нельзя забывать об Элвисе Пресли (короле рок-н-ролла), который стал богом американской молодежи, снял поколенческие противоречия, гламурные шоу красавчика убедили взрослых в том, что рок-н-ролл ничуть не безобразнее, чем чарльстон старшего поколения.О Рое Орбисоне (его «Pretty woman» вы просто не могли не слышать), Джерри Ли Льюисе (который ввел нехарактерный для этого стиля инструмент — фортепиано) и Бадди Холли.

Появился даже определенный стиль — рокабилли (примерно в 1954-56 гг — всплеск популярности Элвиса Пресли), поп-культура потеряла невинность: девочки-подростки уже научились сбегать из дома по ночам, плясать рок-н-ролл и буги-вуги, целоваться под луной и обливать слезами плакаты Элвиса Пресли. Это время было наивным и трогательным: еще лет 15 оставалось до знаменитого «лета любви», появления психоделических наркотиков и психоделического рока. Рок-н-ролл танцевали все — от мальчишки-разносчика до английской королевы. Газеты в подробностях сообщали, как Елизавета II с большим увлечением танцевала рок-н-ролл с лордом Дорчестером. В сентябре 1957 в церкви Манчестера рок-н-ролл звучал во время богослужения. Другая определенная и четкая дата — 1964, условный день рождения нового стиля в рок-н-ролле — поп-рока. Знаменитая ливерпульская четверка благодаря простым и запоминающимся композициям заразила весь мир эпидемией «битломании». В том же 64-м появились и антиподы «Beatles» — «Rolling stones». Быстрый и мощный саунд стал у них техничным и более приятным для восприятия. В 70-е появляется психоделический рок и его яркие представители американская группа «Pink Floyd» и британские «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Black Sabbath». Именно 70-е считаются золотой эпохой в развитии рок-культуры. Выступления групп начинают постепенно выходить за музыкальные рамки. Появляются первые попытки театрализованных сопровождений — декоративное и световое оформление, сценические костюмы и пиротехнические эффекты. Конец 70-х ознаменовался самой настоящей музыкальной революцией. Рокеры как будто вспомнили зачем это все затевалось и родили панк-рок («дрянной рок»). Упрощение музыкальной схемы привело к выдвижению на лидирующие позиции вокала. Смелые и острые тексты были построены на анархизме, критике политики, правительства и богатых слоев общества. В арьергарде панк-рока стояли такие группы, как «Sex Pistols», «The Clash» «Stooges» и Игги Поп. В 80-е появился женский рок, 90-е творчество групп — это проблематика комиксов или компьютерных игр. Единственным рок-н-рольщиком в прагматичные 90-е был Курт Кобейн и его группа «Nirvana».

В СССР рок стали играть в начале 80-х, самыми известными группами этого направления были Зоопарк, Браво.

Тогда же в 90-е появляется и акробатический рок-н-ролл (федерация в России появилась в 1992 году)— с одной стороны увлекательный, динамичный вид спорта, с другой — искрометный, темпераментный танец. С одной стороны надо быть разносторонне развитым спортсменом, сильным и рисковым, владеть в совершенстве навыками гимнаста, акробата, владеть искусством поддержек, не жаловаться на отсутствие силы, иначе не поймаешь партнершу, или подведешь партнера. С другой надо быть своим в мире прекрасного, чутко улавливать стиль и характер музыкального сопровождения и умело передавать его нюансами движения, отличаться изяществом и техничностью исполнения, быть элегантным кавалером или обворожительной партнершей. Акробатический рок-н-ролл востребован в детской и молодежной среде — через несколько лет из хилых, слабых, неуклюжих подростков вырастают юноши и девушки с завидной осанкой, крепкими мышцами, выносливые, легкие, координированные.

1 сентября 1995г. В Кливленде на берегу озера Эри открылся Дворец славы рок-н-ролла. Под звуки национального — здесь не принято говорить государственного — гимна, исполненного в записи мученика рок-культуры Джими Хендрикса, вдова Джона Леннона Йоко Оно и крестный отец рока Литтл Ричард перерезали красную ленточку. Оркестр грянул «Respect» и в небо подняли десятиметровую фигуру Элвиса Пресли.

Прежде, чем подняться на берегах озера Эри, Дворец славы рок-н-ролла возник еще в 1983г. в мечтах двух людей — Ахмета Эртегуна, владельца фирмы «Атланик рекордс», и Дженна Веннера, издателя журнала «Роллинг Стоунз». Позже к ним присоединился Сеймур Стайн, президент компании «Электра энтертейнмент. Этот триумвират, этот союз практики рока и его теории, алгебры — денег и гармонии — прессы, сначала имел скромные планы — купить в Нью Йорке особняк — браунстоун (из темно-красного кирпича) и превратить его в музей-архив рока. Одновременно было решено учредить символический Дворец Славы ока и ежегодно причислять к сонму его святых наиболее выдающихся музыкантов и певцов, выдержавших испытание временем — выступающих на подмостках не менее 25 лет. С этой целью был образован специальный фонд. Начиная с 1986 года фонд стал проводить торжественные церемонии посвящения в сан «бессмертных» идолов рока.

Американские города скрестили чековые книжки, добиваясь права стать местонахождением Дворца славы рока. Победителем из этого рыцарского турнира вышел Кливленд, выложивший на бочку 65 миллионов долларов.

Дж. Войнович, губернатор штата Огайо в те времена: «Дворец славы рок-энд-ролла обещает стать экономическим катализатором, который придаст нам международное измерение и привлечет поток туристов со всего мира. У Калифорнии и Флориды есть — Диснейленд, у Невады — Лас Вегас. У Огайо будет Дворец славы рока». По предварительным подсчетам ожидалось, что Дворец славы будут посещать около миллиона человек, принося городу около ста миллионов долларов дохода. Возводил дворец И. М. Пеи — патриарх американской архитектуры. Пеи придал модернизму, как радикальному ферменту изменения общества, некую рефлексию «отполированного» индивидуализированного и либерализированного существования в стекле и металле, кирпиче и мраморе. Архитектура дворца дышит юношеской энергией. Ею насыщены его геометрические формы — треугольник, цилиндр, прямоугольная коробка, трапезоид над озером. «Это не просто молодежная музыка. Это музыка молодости» — говорил о своем детище мудрый старец Пеи.

Дворец гнездится на самой верхотуре башни, куда можно добраться по по двойной головокружительной винтовой лестнице. Холл славы -представляет собой гигантскую черную застекленную коробку. На стекле выгравированы имена лауреатов, членов роковой «Академии бессмертных», загораются и гаснут видеомониторы с фотографиями рок-звезд. Дворец символизирует бессмертную славу рок-н-ролла.
«The Beat goes on!»

Литература:

1. Баталина-Корнева Е. История джаза, рок и поп-музыки: Программа факультативного курса [Текст] / Е. Баталина-Корнева // Искусство в школе. — N 3. — С 45 — 50.

2. Илюхина В. И танец и спорт [Текст] / В.Илюхина // Студия Антре. — 2005. — N 6. — С. 20-21.

3. Лозинская А. Рок-н-ролл круглыми сутками [Текст] / А. Лозинская // Штучка. — 2002. — N 7. — С. 10-11.

4. Откуда родом «рок-н-ролл»? [Текст] // Вокруг света. — 2004. — N 7. — С. 131.

5. Переход Н. Рок музыка вчера и сегодня [Текст] / Н. Переход // Искусство в школе — 2002. — N 5. — С. 37-43.

6. С днем рождения Рок-н-ролл [Текст] // ТВ Парк. — 2004. — N 30. — С. 56-59

7. Стуруа М. Храм Рокка на берегах озера Эри [Текст] / М. Стуруа // Юность. — 1996. — N 2. — С. 26-35.

8. Чижова И. А. Взаимодействие культурных традиций новейшего времени [Текст] / И. А. Чижова // Музыка и время. — 2007. — N 7. — C. 11-14.