Чем отличаются белорусы. «С кем быть Литве – извечный спор славян»


9 августа 2017, 14:12

Иллюстративное фото

В свете частых заявлений о том, что русские и белорусы - один народ, у меня появилась непреодолимая потребность разрушить сей миф и доказать обратное, по той простой причине, что миф этот губителен.

А правда - среди нас и блистает живыми красками.

Сразу отмечу, что в качестве доводов я не буду приводить сомнительные тексты из толстых книг об истории возникновения двух народов, а поделюсь лишь субъективными наблюдениями: общие черты характеров, модели поведения белорусов и русских в естественных трудовых и бытовых условиях.

Главным отличием русского человека от белоруса является мощная эмоциональность, и как дополнения - максимализм и крайность суждений. Пожалуй, эти свойства занимают главную роль в сравнительном анализе и являются ключевыми. Белорус в этом смысле - антипод русского: он прагматичен, спокоен, не любит крайностей, не подвержен резким сменам настроения, как его восточный сосед.

Слепое следование идеям, лозунгам, «сначала делание, потом думание», беспечность очень часто берут верх в поведении русского, приводя к отрицательным, разрушительным, иррациональным результатам. Манера русского «долго запрягать, но зато быстро ехать», по моему мнению, менее правдива, чем обыденное «спонтанно вскочить и помчаться в неизвестность». Порывистость русского и раздумчивость белоруса - эти признаки также весьма заметны в публичном пространстве.

Следующим, уже позитивным качеством, свидетельствующем о непохожести русского на белоруса, является безмерная русская открытость к незнакомому человеку (ксенофилия), непосредственность в общении с ним, талант универсального восприятия и принятия разных людей. Всё-таки стоит признать, что белорус вобрал в себя западные шаблоны социальной коммуникации и склонен более к персонализму и изоляционизму, чем к коллективизму и синергетической отдаче.

В то же время у русского и белоруса имеется общее «родимое пятно» - кумирофилия. Белорусская любовь - возвеличивать лидеров - выражается ярче, и имеет свои специфические особенности, в виду политической системы, закрепившей авторитарное сознание.

Русский - анархичный, нестабильный кумирофил. Он активно стремится к простору внешнему, при всём своём монархическо-религиозном понимании мира, в центре которого может оказаться даже табуретка. Кстати, монархический аспект ни в коем случае не вступает в противоречие с анархическим, ибо русские устремления направлены в небеса (свободу и Бога), а не в объект (монарха, хозяина). Это объясняет, я полагаю, то, почему русские монархисты век назад становились анархистами, и наоборот.

Белорусский консерватизм, любовь к неживой атрибутике, памятникам, символизирующим «хозяина», «поводыря», «гаспадара», обнажают уникальный феномен, менее свойственный русским, - фанатичный фетишизм.

Показывая трепетное влечение к построенным библиотекам, домам, лужайкам, скульптурам, огородикам, белорус скрывает духовную пустоту здесь и сейчас, создаёт комфортный фон, маскирующий правду о себе самом сегодня. Белорусы - позёры, которые считают важным внушить иллюзию благосостояния и произвести впечатление на окружающих. Белорус будет ездить на дорогой иномарке за 10 тысяч долларов, ходить в новых туфлях, шапке, но в квартире его будет скудная, без ремонта и особых условий обстановка в стиле «Назад в СССР».

Часто погружаясь в тоску от безысходности, отсутствия перспектив, белорус, по малодушию своему, любит цепляться за эффектные речи банальных популистов, народных льстецов, которые говорят то, что страждущий хочет услышать в данный момент времени. По большому счёту, русские тоже любят заниматься самообманом, ставить лгунов и клоунов в центр внимания.

Проявляя огромный кредит доверия к управленцам, постоянно повторяя свои ошибки, не заканчивая начатое до конца, и переключаясь на новые начинания, русский человек укрепляет общенациональную безвольность, заложником которой, кстати, является добровольно, хотя может это изменить, если сильно того захочет. А вот терпеливый белорус, в отличие о русского, медленно, но скрупулёзно умеет доводить начатое дело до логического завершения, даже если этот процесс не имеет уже никакого смысла.

Русские очень любят разрушать всё старое и строить на обломках новое, склонны к авантюризму и революционному методу решения проблем. Белорусское умение помнить и хранить свою историю и русский навык мгновенно забывать прошлое, стирая из головы болезненные страницы, - кардинально иные представления о государственном строительстве.

Ошибочно говорить, что лень и рабство пришли в Беларуь и Россию от москалей. Например, белорусская мнительность, подозрительность и прибалтийская флегматичность, как регрессивные и сугубо местные качества, в целом не свойственны московитам, азиатам и восточным народам, а тем более - этническим русским. Невольничество в России - продукт церкви. А отсутствие культуры, бестактность, духовная темнота - следствие необразованности крестьянской среды.

Покорность, боязнь правды и латентная ксенофобия - это фундамент, на котором строится автократическая власть в Беларуси. Инфантилизм доминирует в личности белоруса и является имманентным, и зачастую свой потенциал он не хочет раскрывать из-за робости и той же ксенофобии.

Дурачество, способность публично каяться, бунтарство - эти русские черты белорусу абсолютно чужды, непонятны и воспринимаются с отторжением. В этой связи, какая может идти речь о едином народе? Никогда русские и белорусы не были таковыми, а просто жили под одной большой оккупационной крышей. Миф о единстве интернационала придумали захватчики-большевики, которые в детали и частности этнических групп вникать не жаждали, имея в распоряжении 1/7 часть суши.

Раскрепощенность русского и зажатость белоруса - ещё одно доказательство, что эти два представителя восточноевропейских народов отличаются друг от друга. Выносливость, сила воли русскому свойственны более, чем белорусу. Ласковый, воздушный белорусский язык и рупорная, ветреная русская речь влияют на восприятие и оценку собеседника.

Душевная простота и гостеприимство - органическая, неотъемлемая часть русского характера, которая выражается сильнее, чем у белоруса. Белорусам сделана прививка в виде польского гонора и католицизма, которая на российской территории не прижилась и скоропостижно рассосалась.

Без сомнений, белорусы и русские - два разных народа, поэтому националисты из Беларуси абсолютно правы, когда говорят о культурно-социальной идентичности своей страны, напоминая об истории жизни своих предков при Великом Княжестве Литовском. Несмотря на существенную различность, два географически близких соседа, как противоположности, притягиваются, что наблюдается в скачкообразных, но стабильных белорусско-российских отношениях. Белорусы учатся у русских хорошему и плохому опыту, как в любом обществе, изучают новые слова, диалекты… к сожалению, копируют негативные веяния шоу-бизнеса, хамские повадки светских акул. Многое из того, что навязывает Россия через ТВ Беларуси, демонстрируя неприемлемую форму имперского разговора с иными государствами, всё-таки не принимается западным соседом, хоть и увидеть этот протест и неприятие в полной мере сложно в Беларуси.

В конечном итоге, белорусы остаются белорусами, а русские продолжают быть русскими. И это обстоятельство лишь укрепляет тот факт, что эти народы единым целым никогда не были и не станут.

Резко нарастающую разницу в мышлении я заметил еще в 2014 году, когда проехал насквозь всю Украину от Одессы до Чернигова, но четко сформулировать в чем она заключается тогда не мог. После июньской поездки все встало на свои места, различия стали четкими и очевидными.

Как человек долгое время проживший во всех трех государствах и имеющий во всех трех государствах близких родственников уверенно могу сказать: на бытовом уровне между русскими, украинцами и белорусами никакой разницы нет, менталитет один и тот же. Кто-то называет его совковым, кто-то имперским, суть от этого не меняется. Отличие на сегодняшний день в осознании политической обстановки в собственной стране.

Русские и белорусы отлично понимают, что живут в автократических полутоталитарных государствах. Русские и белорусы отлично понимают, что на государственных телеканалах им на уши вешают лапшу.

Телеканал БТ в Беларуси или телеканал "Россия" в РФ воспринимаются именно как рупор пропаганды и никак иначе, человек который искренне верит тому что вещают по госканалам выглядит наивно, если не сказать глупо. В Беларуси расходятся по интернету мемы про успехи посевной или прорыв белорусских агротехников - комбайн для уборки огурцов:

А в России на цитаты растащили фразы главного рупора министерства правды Дмитрия "совпадениенедумаю" Киселева:

Про Лукашенко и Путина в РФ и РБ давно ходят анекдоты, оппозиционность взглядов не одобряется властями, но и не репрессируется. Причины своих бед русские и белорусы тоже отлично понимаю - это лень, безответственность и желание всегда сидеть на жопе ровно. Как результат фраза про Обаму, насравшего в подъезде уже стала саркастической притчей во языцех. То есть люди осознают суть вещей и могут над собой шутить, не так остро как в 90-е, но могут.

На Украине же все серьезно, люди искренне верят всему, что говорят по местному ТВ. Искренне верят в стихийность Майдана, упоминание в одном предложении со словом "майдан" слов "организатор", "олигарх" или "Америка" вызывает лютый баттхерт. Майдан ВНЕЗАПНО вспыхнул из-за того, что кровавый "Беркут" избил студентов, никаких других причин не было и точка.

До поездки на историческую родину я был уверен, что подобным образом зомбированы только тролли в интернете, но оказалось, что нет, большинство людей, с кем я общался искренне верят в то, что вещают местные СМИ по зомбоящику. Причиной всех бед Украины является Россия, стать по-настоящему европейской страной им мешает Путин. Сначала мешал Янукович, теперь Путин. Если Путина вдруг не станет, даже не представляю какие еще препятствия на пути к украинскому процветанию придется выдумывать.

Люди искренне верят, что Майдан освободил страну и отогнал воров от власти. Упоминания о заводах Порошенко в России и миллиарде Яценюка тоже вызывают сбой программы. Интересна и интерпретация отношений Украина-НАТО, слышал от местных версию, что в НАТО Украина решила вступить только после того, как Россия аннексировала Крым и захватила Донбасс. О том, что сотрудничество с НАТО Украина начала первой в СНГ еще в 1994, а украинские военные поддерживали операции НАТО на Балканах и воевали в Ираке уже никто не помнит.

На фоне этого в стране категорически неприемлимы любые мнения и точки зрения, отличные от политики партии, некоторые догмы пытаются закрепить на законодательном уровне:

Вчера я опубликовал на Украине, россияне и белорусы посмеялись и написали: "Почему бы нет, конечно это возможно по приколу или в форме стеба!". И только мой украинский френд 16vik09 четко и недвусмысленно написал - нет, это невозможно. Из всех постсоветских стран, не считая Средней Азии, Украина сегодня стала самой совковой, уверенно опередив Беларусь.

Всю суть сегодняшней украинской пропаганды символизирует вот это здание - яркий баннер с популистским лозунгом, прикрывающий разбитый каркас Дома профсоюзов:

Который за 3,5 года после Майдана так и не удосужились починить.

Посты об Украине:

Чем белорусы отличаются от русских

Русские и белорусы признают: мы мало отличаемся друг от друга. Но всё-таки мы разные. Как формировалась Белоруссия и в чем её уникальность

История Белой Руси

Этноним «белорусы» был окончательно принят Российской империей в XVIII - XIX веках. Вместе с великороссами и малороссами, белорусы в глазах самодержавных идеологов составляли триединую общерусскую народность. В самой России термин начал использоваться при Екатерине II: после третьего раздела Польши в 1796 году, на вновь обретенных землях императрица повелела учредить Белорусскую губернию.

У историков нет единого мнения о происхождении топонимов Беларуссия, Белая Русь. Одни полагали, что Белой Русью называли земли, независимые от монголо-татар (белый - цвет свободы), другие возводили название к белому цвету одежды и волос местных жителей. Третьи противопоставляли белую христианскую Русь, черной языческой. Наиболее популярна была версия о Чёрной, Червонной и Белой Руси, где цвет сопоставлялся с определенной стороной света: чёрный - с севером, белый - с западом, червонный - с югом.

Территория Белой Руси простиралась далеко за пределы нынешней Белоруссии. С XIII века иностранцы-латиняне именовали Белой Русью (Ruthenia Alba) Северо-Восточную Русь. Западноевропейские средневековые географы в ней почти не бывали и смутно представляли себе её границы. Термин употреблялся и по отношению к Западнорусским княжествам, например, Полоцкому. В XVI - XVII веках понятие "Белая Русь" закрепилось за русскоязычными землями в Великом княжестве Литовском, а северо-восточные земли, наоборот, стали противопоставляться Белой Руси.

Присоединение Украины-Малороссии к России в 1654 году (не стоит забывать, что вместе с малороссийскими землями, были присоединены к Москве еще и часть белорусских) предоставило государственным идеологам отличную возможность выдвинуть концепцию братства трех народов - великорусского, малороссийского и белорусского.

Этнография и драники

Однако, несмотря на официальную идеологию, белорусам долгое время не находилось места в науке. Изучение их обрядов и народных обычаев только начиналось, а белорусский литературный язык делал первые шаги. Более сильные соседние народы, переживавшие период национального возрождения, в первую очередь поляки и русские, претендовали на Белую Русь в качестве прародины. Главным аргументом было то, что учёные не воспринимали белорусский язык как самостоятельный, называя его диалектом то русского, то польского языка.

Лишь в XX веке удалось выделить, что этногенез белорусов проходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья, то есть, на территории современной Белоруссии. Постепенно этнографы выделили самобытные стороны белорусского этноса и в частности, белорусскую кухню. Картошка в белорусских землях прижилась еще в XVIII веке (в отличие от остальной России, знавшей картофельные реформы и бунты 1840-х годов) и к концу XIX века в белорусская кухня пестрила ассортиментом блюд из картошки. Драниками, например.

Белорусы в науке

Интерес к истории белорусов, появление первых научно обоснованных концепций происхождения этноса - дело начала века XX. Одним из первых за него взялся Владимир Иванович Пичета, ученик знаменитого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Исходя из расселения славян по "Повести Временных Лет", он предположил, что предками белорусов были кривичи, а также соседние с ними племена радимичей и дреговичей. В результате их консолидации и возник белорусский народ. Время возникновения определялось по выделению белорусского языка из древнерусского, в XIV веке.

Слабой стороной гипотезы было то, что летописные племена с середины XII столетия исчезают со страниц летописей и объяснить двухвековое молчание источников сложно. Но начало белорусской нации было положено, и не в последнюю роль из-за начавшегося систематичного изучения белорусского языка. В 1918 году преподаватель Петроградского университета Бронислав Тарашкевич подготовил первую его грамматику, впервые нормализовав орфографию. Так возникла так называемая тарашкевица - языковая норма, позднее принятая в белорусской эмиграции. Тарашкевице была противопоставлена грамматика белорусского языка 1933 года, созданная в результате языковых реформ 1930-х годов. В ней было много из русского, но она закрепилась и использовалась в Белоруссии до 2005 года, когда была проведена её частичная унификация с тарашкевицей. В качестве примечательного факта стоит отметить, что в 1920-х годах на официальном флаге БССР фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» была написана аж на четырех языках: русском, польском, идише и тарашкевице. Тарашкевицу не стоит путать с тарасянкой. Последняя - смесь русского и белорусского языков, встречается повсеместно в Белоруссии и сейчас, чаще в городах.

Белорусы от древнерусских людей

После Великой Отечественной войны национальный вопрос в СССР сильно обострился и на этой почве, для предотвращения межэтнических конфликтов в идеологии Союза стало широко использоваться новое наднациональное понятие - «советский народ». Незадолго до этого, в 1940-х, исследователи Древней Руси обосновали теорию «древнерусской народности» - единой колыбели белорусского, украинского и русского народов. Схожего между этими двумя концепциями было немного, но бросается в глаза активное их использование СССР в указанный период. Такие черты древнерусской народности, как «общность территории, экономики, права, военной организации и, особенно, общая борьба против внешних врагов с осознанием своего единства», можно смело отнести к советскому обществу конца 1940-х - 1960-х. Конечно, идеология не подчиняла историю, но структуры, которыми мыслили ученые-историки и политики-идеологи были очень похожи. Происхождение белорусов из древнерусской народности снимало слабые стороны «племенной» концепции этногенеза и подчеркивало постепенное обособление трех народов в XII - XIV веках. Впрочем, некоторые ученые продляют период формирования народности до конца XVI века.

Данная теория принята и сейчас. В 2011 году на праздновании 1150-летия Древнерусского государства её положения подтвердили историки России, Украины и Белоруссии. За это время в нее внесли данные археологии, показавшей активные связи предков белорусов с балтами и финно-уграми (отсюда родились версии балтского и финно-угорского происхождения белорусов), а также исследование ДНК, проведенное в Белоруссии в 2005 - 2010 годах, доказавшие близость трех восточнославянских народов и большие генетические различия славян и балтов по мужской линии.

Другая Русь

В Великом княжестве Литовском, в составе которого оказалась в XIII - XVI веках почти вся территория современной Белоруссии, старобелорусский язык (то есть западнорусский) был первым государственным языком - на нем велась все делопроизводство, записывали литературные произведения и законы. Развиваясь в отдельном государстве, он испытал сильное влияние польского и церковнославянского, но так и остался книжным языком. В отличие от него разговорный белорусский, испытывая те же влияния, развивался преимущественно в сельской местности и сохранился до настоящего времени. Территория формирования белорусов не так сильно пострадала от монголо-татар. Населению постоянно приходилось бороться за свою веру - православие и против иноземной культуры. В то же время, многое из западноевропейской культуры приживалось в Белоруссии быстрее и легче, чем в России. Например, книгопечатание, начатое Франциском Скориной почти на 50 лет раньше, чем в Московии. Наконец, еще одним немаловажным фактором, складывания белорусской народности стал климат, более мягкий и плодородный, чем в Средней полосе России. Именно поэтому в Белоруссии на 75 - 90 лет раньше прижилась картошка. Белорусская национальная идея сформировалась позднее, чем у других народов и стремилась разрешать вопросы без конфликтов. И в этом её сила.

Несмотря на то, что все мы очень разные, мы все же легко отличимы среди других.

Первый раз автор этой статьи задумалась об этом в Италии, в маленьком галантерейном магазинчике на центральной площади Флоренции. Летом Флоренция - самый настоящий Вавилон: столпотворение наречий, характеров, костюмов, манер, жестов - кого тут только нет!

Особенно в маленьких галантерейных магазинчиках: Флоренция славится своими кустарями-сумочниками. В один такой мы с подружкой и завернули. Зашли, смотрим. Пока молчим.

«Вы из Минска?» - услышали мы и остолбенели. Разве ожидаем мы в Европе, что кто-то знает о существовании не то что нашей столицы - нас самих? А тут - такая географическая точность по адресу случайных покупателей!

Флоренция

Конечно, мы разговорились с продавщицей. Она - итальянка, коренная флорентийка, замужем за русским - очень давно и счастливо замужем, поэтому русский знает хорошо.

«Мне вообще интересно про славян. Я давно наблюдаю за ними: украинцев стала отличать почти сразу, поляков вижу, когда они еще на улице у двери задерживаются, русских, конечно, белорусов. Вы - другие. Ну вот посмотрите на себя!»

Смотрим. Я, голубоглазая шатенка приличного размера, моя подружка - стройная кареглазая жгучая брюнетка. Что в нас общего? Что в нас в принципе белорусского?Специальная литература по этому вопросу труднодоступна и редка. Оно и правда: ну разве можно сегодня, в ХХІ веке, когда границы открыты и предрассудков практически нет, отыскать чистокровного белоруса, чтобы определить чисто белорусский фенотип?

Однако исследования такие ведутся, и имеют самую что ни есть практическую значимость. Скажем, одна из московских клиник эстетической хирургии предлагает коррекцию внешности исходя из национального фенотипа. Пластический хирург Анрей Искорнев комментирует изображения условных белорусов, русских, украинцев, приводя данные антропологических исследований.

Согласно этим исследованиям, среди славян можно выделить следующие типы внешности:

беломорско-балтийский тип , к которому относятся поляки, белорусы, прибалты: светлая кожа, светлые волосы, правильные черты лица, само лицо - широкое, не слишком выступающий и нечетко очерченный нос, набухающее с возрастом верхнее веко.

Беломорско-балтийский тип

Восточнославянский тип , к которому относятся жители средней полосы России: русые волосы, серые или голубые глаза, широкое и даже округлое лицо, припухлые губы, округлые щеки.

Восточнославянский тип

Типичная славянская внешность

Днепро-карпатский тип : темноволосые, кареглазые, с яркими, выразительными чертами лица. Такими в целом рисуются фенотипистам украинцы.

Днепро-карпатский тип

Сегодня общим местом в науке является знание о том, что генетически белорусы близки полякам и немцам. С таким заявлением, в частности, в одном из интервью выступил доктор медицинских наук Анатолий Усс , руководитель Республиканского центра гематологии и пересадки костного мозга, работающий по совместительству главным гематологом Минздрава Беларуси.

И это не просто какое-то популистское околонаучное заявление: по словам доктора, который занимается практической трансплантологией, чтобы трансплантат не отторгался организмом, он должен быть взят у представителя родственной нации .

И в России доноров для белорусов искать бессмысленно - не тот генотип.

Собственно, это не новость. В 2013 году в России было завершено масштабное исследование «Русский генофонд»: генетически современные россияне оказались ближайшими родственниками татар и финно-угров, а белорусы, как показали исследования ДНК, генетически практически полностью идентичны полякам и балтам.

Результаты этого исследования были опубликованы на официальном сайте Центра Льва Гумилеваи наделали тогда немало шума. А что шуметь? ДНК не перешумишь.

Белоруски

Но как бы там ни было - современный белорус может быть каким угодно. Блондином, жгучим брюнетом, узкоглазым, тонколицым, с орлиным носом - разнообразие налицо.

Спроси у любого: как выглядит типичный белорус?

Может, так:

Белорусская биатлонистка Анастасия Дуборезова

Хотя вот, к примеру, наши гимнастки, обладательницы всех мыслимых и немыслимых гимнастических наград. Все, как одна - светловолосые, ясноглазые, с мягкими чертами красивых лиц.

Белорусские гимнастки

Мы, конечно же, спросили у нашей флорентийской продавщицы: а как вы узнали, что мы из Минска?

«А у вас лица мягкие, кожа аж изнутри светится и солнце на руки не берется» - сказала она.

И возразить-то нечего.

VELVET: Анна Северинец

5 августа 1772 года состоялся первый раздел Речи Посполитой. Австрия получила Галицию, Пруссия – западную Пруссию, а Россия – Белоруссию.

Русские и белорусы признают: мы мало отличаемся друг от друга. Но всё-таки мы разные. Как формировалась Белоруссия и в чем её уникальность

История Белой Руси

Этноним «белорусы» был окончательно принят Российской империей в XVIII — XIX веках. Вместе с великороссами и малороссами, белорусы в глазах самодержавных идеологов составляли триединую общерусскую народность. В самой России термин начал использоваться при Екатерине II: после третьего раздела Польши в 1796 году, на вновь обретенных землях императрица повелела учредить Белорусскую губернию.

У историков нет единого мнения о происхождении топонимов Беларуссия, Белая Русь. Одни полагали, что Белой Русью называли земли, независимые от монголо-татар (белый – цвет свободы), другие возводили название к белому цвету одежды и волос местных жителей. Третьи противопоставляли белую христианскую Русь, черной языческой. Наиболее популярна была версия о Чёрной, Червонной и Белой Руси, где цвет сопоставлялся с определенной стороной света: чёрный — с севером, белый — с западом, червонный — с югом.

Территория Белой Руси простиралась далеко за пределы нынешней Белоруссии. С XIII века иностранцы-латиняне именовали Белой Русью (Ruthenia Alba) Северо-Восточную Русь. Западноевропейские средневековые географы в ней почти не бывали и смутно представляли себе её границы. Термин употреблялся и по отношению к Западнорусским княжествам, например, Полоцкому. В XVI – XVII веках понятие «Белая Русь» закрепилось за русскоязычными землями в Великом княжестве Литовском, а северо-восточные земли, наоборот, стали противопоставляться Белой Руси.

Присоединение Украины-Малороссии к России в 1654 году (не стоит забывать, что вместе с малороссийскими землями, были присоединены к Москве еще и часть белорусских) предоставило государственным идеологам отличную возможность выдвинуть концепцию братства трех народов – великорусского, малороссийского и белорусского.

Этнография и драники

Однако, несмотря на официальную идеологию, белорусам долгое время не находилось места в науке. Изучение их обрядов и народных обычаев только начиналось, а белорусский литературный язык делал первые шаги. Более сильные соседние народы, переживавшие период национального возрождения, в первую очередь поляки и русские, претендовали на Белую Русь в качестве прародины. Главным аргументом было то, что учёные не воспринимали белорусский язык как самостоятельный, называя его диалектом то русского, то польского языка.

Лишь в XX веке удалось выделить, что этногенез белорусов проходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья, то есть, на территории современной Белоруссии. Постепенно этнографы выделили самобытные стороны белорусского этноса и в частности, белорусскую кухню. Картошка в белорусских землях прижилась еще в XVIII веке (в отличие от остальной России, знавшей картофельные реформы и бунты 1840-х годов) и к концу XIX века в белорусская кухня пестрила ассортиментом блюд из картошки. Драниками, например.

Белорусы в науке

Интерес к истории белорусов, появление первых научно обоснованных концепций происхождения этноса – дело начала века XX. Одним из первых за него взялся Владимир Иванович Пичета, ученик знаменитого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Исходя из расселения славян по «Повести Временных Лет», он предположил, что предками белорусов были кривичи, а также соседние с ними племена радимичей и дреговичей. В результате их консолидации и возник белорусский народ. Время возникновения определялось по выделению белорусского языка из древнерусского, в XIV веке.

Слабой стороной гипотезы было то, что летописные племена с середины XII столетия исчезают со страниц летописей и объяснить двухвековое молчание источников сложно. Но начало белорусской нации было положено, и не в последнюю роль из-за начавшегося систематичного изучения белорусского языка. В 1918 году преподаватель Петроградского университета Бронислав Тарашкевич подготовил первую его грамматику, впервые нормализовав орфографию. Так возникла так называемая тарашкевица – языковая норма, позднее принятая в белорусской эмиграции. Тарашкевице была противопоставлена грамматика белорусского языка 1933 года, созданная в результате языковых реформ 1930-х годов. В ней было много из русского, но она закрепилась и использовалась в Белоруссии до 2005 года, когда была проведена её частичная унификация с тарашкевицей. В качестве примечательного факта стоит отметить, что в 1920-х годах на официальном флаге БССР фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» была написана аж на четырех языках: русском, польском, идише и тарашкевице. Тарашкевицу не стоит путать с тарасянкой. Последняя – смесь русского и белорусского языков, встречается повсеместно в Белоруссии и сейчас, чаще в городах.

Белорусы от древнерусских людей

После Великой Отечественной войны национальный вопрос в СССР сильно обострился и на этой почве, для предотвращения межэтнических конфликтов в идеологии Союза стало широко использоваться новое наднациональное понятие – «советский народ». Незадолго до этого, в 1940-х, исследователи Древней Руси обосновали теорию «древнерусской народности» — единой колыбели белорусского, украинского и русского народов. Схожего между этими двумя концепциями было немного, но бросается в глаза активное их использование СССР в указанный период. Такие черты древнерусской народности, как «общность территории, экономики, права, военной организации и, особенно, общая борьба против внешних врагов с осознанием своего единства», можно смело отнести к советскому обществу конца 1940-х – 1960-х. Конечно, идеология не подчиняла историю, но структуры, которыми мыслили ученые-историки и политики-идеологи были очень похожи. Происхождение белорусов из древнерусской народности снимало слабые стороны «племенной» концепции этногенеза и подчеркивало постепенное обособление трех народов в XII – XIV веках. Впрочем, некоторые ученые продляют период формирования народности до конца XVI века.

Данная теория принята и сейчас. В 2011 году на праздновании 1150-летия Древнерусского государства её положения подтвердили историки России, Украины и Белоруссии. За это время в нее внесли данные археологии, показавшей активные связи предков белорусов с балтами и финно-уграми (отсюда родились версии балтского и финно-угорского происхождения белорусов), а также исследование ДНК, проведенное в Белоруссии в 2005 – 2010 годах, доказавшие близость трех восточнославянских народов и большие генетические различия славян и балтов по мужской линии.

Другая Русь

В Великом княжестве Литовском, в составе которого оказалась в XIII – XVI веках почти вся территория современной Белоруссии, старобелорусский язык (то есть западнорусский) был первым государственным языком – на нем велась все делопроизводство, записывали литературные произведения и законы. Развиваясь в отдельном государстве, он испытал сильное влияние польского и церковнославянского, но так и остался книжным языком. В отличие от него разговорный белорусский, испытывая те же влияния, развивался преимущественно в сельской местности и сохранился до настоящего времени. Территория формирования белорусов не так сильно пострадала от монголо-татар. Населению постоянно приходилось бороться за свою веру – православие и против иноземной культуры. В то же время, многое из западноевропейской культуры приживалось в Белоруссии быстрее и легче, чем в России. Например, книгопечатание, начатое Франциском Скориной почти на 50 лет раньше, чем в Московии. Наконец, еще одним немаловажным фактором, складывания белорусской народности стал климат, более мягкий и плодородный, чем в Средней полосе России. Именно поэтому в Белоруссии на 75 – 90 лет раньше прижилась картошка. Белорусская национальная идея сформировалась позднее, чем у других народовб и стремилась разрешать вопросы без конфликтов. И в этом её сила (подвёл итог школьник, написавший эту стьтью).