Художественные особенности романа мастер маргарита. Что такое истина? Основные интерпретации жанровой формы романа М

Ахматова Анна Андреевна (1889-1966) – русская и советская поэтесса, литературовед и переводчик, в русской литературе ХХ века занимает одно из значимых мест. В 1965 году была номинантом на литературную Нобелевскую премию.

Раннее детство

Анна появилась на свет 23 июня 1889 года вблизи города Одессы, на тот момент семья проживала в районе Большой Фонтан. Её настоящая фамилия – Горенко. Всего в семье родилось шестеро детей, Аня была третьей. Отец – Андрей Горенко – по происхождению дворянин, служил на флоте, инженер-механик, капитан 2-го ранга. Когда родилась Аня, он уже был в отставке. Мама девочки, Стогова Инна Эразмовна, приходилась далёкой родственницей первой в России поэтессы Анны Буниной. Материнские корни уходили глубоко к легендарному ордынскому хану Ахмату, отсюда Анна и взяла свой творческий псевдоним.

На следующий год после того, как родилась Аня, семья Горенко уехала в Царское Село. Здесь, в небольшом краешке пушкинской эпохи, прошло её детство. Познавая окружающий мир, девочка с ранних лет видела всё то, что описывал в своих стихах великий Пушкин – водопады, зелёные великолепные парки, выгон и ипподром с маленькими пёстрыми лошадками, старый вокзал и чудную царскосельскую природу.

На лето каждый год её увозили под Севастополь, где все дни она проводила с морем, она обожала это черноморское приволье. Она могла купаться во время шторма, прыгала с лодки в открытое море, бродила по берегу босиком и без шляпы, загорала до того, что начинала облазить кожа, чем неимоверно шокировала местных барышень. За это её прозвали «дикой девочкой».

Учёба

Чтению Аня обучалась по азбуке Льва Толстого. В пятилетнем возрасте, слушая, как учительница занимается со старшими детьми французским языком, она научилась на нём говорить.

Обучение Анна Ахматова начала в Царском Селе в Мариинской гимназии в 1900 году. В начальных классах она училась плохо, потом подтянула успеваемость, но всегда учёба давалась ей неохотно. Проучилась она здесь 5 лет. В 1905 году развелись родители Анны, дети болели туберкулёзом, и мать увезла их в Евпаторию. Этот город запомнился Ане чужим, грязным и грубым. Год она училась в местном учебном заведении, после чего продолжила учёбу в Киеве, куда уехала с мамой. В 1907 году она закончила обучение в гимназии.

В 1908 году Анна стала учиться дальше на Киевских высших женских курсах, отделение выбрала юридическое. Но юриста из Ахматовой не получилось. Положительная сторона этих курсов сказалась для Ахматовой в том, что она выучила латынь, благодаря этому впоследствии овладела итальянским языком и могла в подлиннике читать Данте.

Начало поэтического пути

Литература была для неё всем. Своё первое стихотворение Анна сочинила в возрасте 11 лет. Во время учёбы в Царском Селе она познакомилась с поэтом Николаем Гумилёвым, который оказал немалое влияние на выбор ею своего будущего. Несмотря на то, что отец Анны скептически относился к её увлечению поэзией, девушка не переставала сочинять стихи. В 1907 году Николай помог в публикации первого стихотворения «На руке его много блестящих колец…» Стих вышел в издававшемся в Париже журнале «Сириус».

В 1910 году Ахматова стала женой Гумилёва. Они обвенчались в церкви под Днепропетровском и уехали в медовый месяц в Париж. Оттуда вернулись в Петербург. Сначала молодожёны жили с матерью Гумилёва. Только через пару лет, в 1912 году, переехали в маленькую однокомнатную квартиру в Тучковом переулке. Небольшое уютное семейное гнёздышко Гумилёв и Ахматова ласково называли «тучкой».

Николай помогал Анне в публикации её поэтических сочинений. Она не стала подписывать свои стихи ни девичьей фамилией Горенко, ни фамилией по мужу Гумилёва, она взяла псевдоним Ахматова, под которым величайшая русская поэтесса серебряного века стала известной на весь мир.

В 1911 году стихи Анны стали появляться в газетах и литературных журналах. А в 1912 году вышел в свет её первый сборник стихов под названием «Вечер». Из 46 стихов, вошедших в сборник, половина посвящена расставаниям и смерти. Перед этим у Анны умерли две сестры от туберкулёза, и она почему-то твёрдо была уверена, что её в скором времени постигнет та же участь. Каждое утро она просыпалась с чувством скорой смерти. И только через много лет, когда ей будет больше шестидесяти, она скажет:

«Кто ж знал, что я задумана так надолго».

Рождение сына Льва в этом же, 1912-м, году отодвинуло на задний план мысли о смерти.

Признание и слава

Через два года, в 1914 году, после выхода нового сборника стихов под названием «Четки», к Ахматовой пришли признание и слава, критики тепло принял её труд. Теперь читать её сборники стало модно. Её стихами восхищались не только «влюблённые гимназистки», но и входящие в мир литературы Цветаева и Пастернак.

Талант Ахматовой был признан публично, и помощь Гумилёва уже не имела для неё такого существенного значения, у них всё чаще расходились мнения по поводу поэзии, было много споров. Противоречия в творчестве не могли не сказаться на семейном счастье, начался разлад, в итоге Анна и Николай развелись в 1918 году.

После развода Анна довольно быстро связала себя вторым браком с учёным и поэтом Владимиром Шилейко.

Боль трагедии Первой мировой войны тонкой нитью прошла через стихи следующего сборника Ахматовой «Белая стая», который вышел в 1917 году.

После революции Анна осталась на Родине, «в своём грешном и глухом краю», за границу не уезжала. Она продолжала писать стихи и выпустила новые сборники «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI».

В 1921 году она рассталась со своим вторым супругом, а в августе этого же года был арестован, потом расстрелян её первый муж Николай Гумилёв.

Годы репрессий и война

Третьим супругом Анны в 1922 году стал искусствовед Николай Пунин. Она совсем перестала печататься. Ахматова очень хлопотала о выходе её двухтомного сборника, но его издание так и не состоялось. Она занялась подробным изучением жизненного и творческого пути А. С. Пушкина, а также её безумно интересовала архитектура старого города Петербурга.

В трагические для всей страны 1930-1940 годы Анна, как и многие её соотечественники, пережила арест мужа и сына. Она много времени проводила под «Крестами», и одна женщина узнала в ней знаменитую поэтессу. Убитая горем жена и мать спросила у Ахматовой, сможет ли она описать весь этот ужас и трагизм. На что Анна дала положительный ответ и начала работу над поэмой «Реквием».

Потом была война, заставшая Анну в Ленинграде. Врачи настаивали на её эвакуации по состоянию здоровья. Через Москву, Чистополь и Казань она всё-таки добралась до Ташкента, где пробыла до весны 1944 года и выпустила новый сборник стихов.

Послевоенные годы

В 1946 году поэзия Анны Ахматовой подверглась резкой критике со стороны советского правительства и её исключили из Союза советских писателей.

В 1949 году опять арестовали её сына Льва Гумилёва, его приговорили к 10 годам в исправительно-трудовом лагере. Мать любыми способами старалась помочь сыну, оббивала пороги политических деятелей, посылала прошения в политбюро, но всё было безрезультатно. Когда Лев освободился, он считал, что мать недостаточно сделала, чтобы ему помочь, и их отношения так и останутся натянутыми. Лишь перед самой смертью Ахматова сумеет наладить связь с сыном.

В 1951 году по просьбе Александра Фадеева Анна Ахматова была восстановлена в Союзе писателей, ей даже выделили маленький дачный домик от литературного фонда. Дача находилась в писательском посёлке Комарово. В Советском Союзе и за границей снова стали публиковать её стихи.

Итог жизни и уход из неё

В Риме в 1964 году за творчество и вклад в мировую поэзию Анне Ахматовой вручили премию «Этна-Таормина». В следующем, 1965-м, году в Оксфордском университете ей присвоили почётную степень доктора литературы, и в это же время вышел последний сборник её стихов «Бег времени».

В ноябре 1965 года у Анны случился четвёртый по счёту инфаркт. Она уехала в кардиологический санаторий в Домодедово. 5 марта 1966 года врачи и медсёстры пришли к ней в палату, чтобы сделать осмотр и кардиограмму, но в их присутствии поэтесса скончалась.

Под Ленинградом есть Комаровское кладбище, там похоронена выдающаяся поэтесса. Её сын Лев, доктор Ленинградского университета, вместе со своими студентами собирал камни по всему городу и выкладывал на могиле матери стену. Этот памятник он сделал самостоятельно, как символ стены «Крестов», под которой его мать сутками стояла в очередях с передачкой.

Анна Ахматова всю жизнь вела дневник и перед самой смертью сделала запись:

«Я сожалею об отсутствии рядом библии».

Родилась под Одессой (Большой Фонтан). Дочь инженера-механика Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны, урожденной Стоговой. В качестве поэтического псевдонима Анна Андреевна взяла фамилию прабабушки татарки Ахматовой.

В 1890 г. семья Горенко переехала в Царское Село под Петербургом, где Анна прожила до 16 лет. Обучалась в Царскосельской гимназии, в одном из классов которой учился ее будущий муж Николай Гумилев. В 1905 г. семья переехала в Евпаторию, а потом в Киев, где Анна окончила гимназический курс в Фундуклеевской гимназии.

Первое стихотворение Ахматовой было напечатано в Париже в 1907 г. в журнале «Sirius», издававшемся на русском языке. В 1912 г. вышла ее первая книга стихов «Вечер». К этому времени она уже подписывалась псевдонимом Ахматова.

В 1910-е гг. творчество Ахматовой было тесно связано с поэтической группой акмеистов, оформившейся осенью 1912 года. Основоположниками акмеизма были Сергей Городецкий и Николай Гумилев, который с 1910 г. стал мужем Ахматовой.

Благодаря своей яркой внешности, таланту, острому уму Анна Андреевна привлекала к себе внимание поэтов, посвящавших ей стихи, художников, писавших ее портреты (Н. Альтман, К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, М. Сарьян и т.д.). На ее произведения композиторы создавали музыку (С. Прокофьев, А. Лурье, А. Вертинский и др.).

В 1910 г. посетила Париж, где произошло ее знакомство с художником А. Модильяни, который написал несколько ее портретов.

Наряду с громкой славой ей пришлось испытать немало личных трагедий: в 1921 г. был расстрелян ее муж Гумилев, весной 1924 г. вышло постановление ЦК ВКП (б), которым Ахматовой фактически запрещалось печататься. В 1930-е гг. репрессии обрушились едва ли не на всех ее друзей и единомышленников. Они коснулись и самых близких ей людей: вначале был арестован и сослан ее сын Лев Гумилев, затем ее второй муж искусствовед Николай Николаевич Пунин.

В последние годы жизни, проживая в Ленинграде, Ахматова много и интенсивно работала: помимо стихотворных произведений занималась переводами, писала мемуары, эссе, готовила книгу об А.С. Пушкине. Признанием больших заслуг поэта перед мировой культурой явилось присуждение ей в 1964 г. международной поэтической премии «Этна Таормина», а ее научные работы были отмечены присвоением Оксфордским университетом почетной степени доктора литературы.

Умерла Ахматова в санатории в Подмосковье. Погребена в поселке Комарово под Ленинградом.

(1889 - 1966)

Краткая биография Анны Ахматовой характеризуется широким поэтическим диапазоном. В годы войны выделяются патриотические стихи, лирические циклы, отличающиеся мотивами кровного единства.

В целом для поэзии Ахматовой характерен классический стиль, характеризующийся ясностью и простотой. Лирика Анны Ахматовой - это реальная жизнь, из которой поэтесса черпала мотивы настоящей земной любви. Ее поэзия отличается контрастностью, которая проявляется в чередовании меланхолических, трагических и светлых нот.

Изначальная фамилия Ахматовой - Горенко, родилась поэтесса в 1989 году под Одессой в семье морского механика. Всю свою юность Анна провела в Царском Селе.

Родители Анны развелись, когда девочке было шестнадцать лет, поэтому мать вынуждена была уехать с детьми в Киев. Там девушка продолжила учебу в гимназии.

Поэтическая биография Анны Ахматовой начинается в одиннадцать лет, когда юная леди написала свое первое произведение.

В 1907 году Ахматова поступает на юридический факультет в Киеве, где изучает латынь и историю права.

Свой первый стих публикует под псевдонимом Анны Ахматовой, так как настоящую фамилию ей запрещал использовать отец. Таким образом, перед читателями предстает фамилия ее прабабушки, которая была татарской княгиней.

Знаменательное событие в жизни Анны Ахматовой происходит в 1910 году, когда юная поэтесса выходит замуж за молодого поэта-акмеиста Гумилева. Анна Ахматова и Николай Гумилев венчаются в Николаевской церкви, а медовый месяц молодые проводят в Париже.

Позже, по возвращении в Петербург, Анна пишет много стихов, которые стали частью ее первой книги «Вечер». Она выступала с чтением стихов перед друзьями своего супруга. Ахматова поддерживает мужа в его литературных взглядах, поэтому становится сторонницей акмеизма.

Биография Анны Ахматовой - это множество путешествий, которые повлияли не только на ее жизнь, но и оставили отпечаток на творчестве. В 1911 году она провела весну в Париже, а уже в 1912 Анна отправилась в путешествие по Северной Италии.

Практически каждое лето Ахматова бывала в Тверской губернии и именно стихотворения, написанные в этом месте, вошли в книгу «Четок», которая вышла в 1914 году.

Громкую славу в творчество великой поэтессы принес третий сборник поэзии «Белая стая», вышедший в 1917 году.

После революции Ахматова устроилась работать в библиотеку, где изучала творчество Пушкина.

Краткая биография Анны Андреевны Ахматовой - это жизнь в стихах, которые хранили в себе аристократическую сдержанность и простоту форм. Именно в этом проявлялась магическая сила ее творений.

Любовные страсти в жизни Анны Ахматовой.

Анна не питала ответных чувств к своему будущему мужу Николаю Гумилеву, но молодой человек тогда был уверен, что юная девушка навсегда станет его музой, ради которой он будет писать стихи.

Разочарованный безответной любовью, Гумилев уезжает в Париж, но тут Аня понимает, что безумно влюблена в Николая. Девушка отправляет письмо, после которого Гумилев на крыльях любви возвращается, и делает предложение руки и сердца. Но Ахматова дает согласие только после долгих уговоров и рассказов Гумилева о его попытках самоубийства.

На брачную церемонию Ахматовой и Гумилева родственники жениха не пожаловали, так как считали этот брак мимолетным увлечением.

Вскоре после венчания, Гумилев заводит любовный роман на стороне. По этому поводу Ахматова сильно переживала, поэтому решается спасти ситуацию рождением ребенка. Но и это не уберегло от романов на стороне.

Впрочем, поведение самой Ахматовой также не отличалось безупречностью, так как после отъезда мужа у нее завязывается роман с поэтом Анрепом. Но точка в их отношениях была поставлена после эмиграции Анрепа в Англию.

После возвращения Гумилева, Анна сообщает ему об их разводе и объясняет это тем, что полюбила другого.

Но, несмотря на все эти факты, великая поэтесса осталась преданной Гумилеву. Она после его расстрела хранила все стихи, заботилась об их издании и посвящала ему свои новые произведения.

Анна Ахматова, жизнь и творчество которой мы вам представим, - это литературный псевдоним, которым подписывала свои стихи Родилась эта поэтесса в 1889 году, 11 (23) июня, под Одессой. Ее семья вскоре перебралась в Царское Село, где до 16 лет прожила Ахматова. Творчество (кратко) этой поэтессы будет представлено после ее биографии. Познакомимся сначала с жизнью Анны Горенко.

Юные годы

Юные годы не были безоблачными для Анны Андреевны. Родители ее расстались в 1905 году. Мать увезла в Евпаторию дочерей, больных туберкулезом. Здесь впервые столкнулась с бытом грубых чужих и грязных городов "дикая девочка". Она пережила также любовную драму, предприняла попытку покончить с собой.

Обучение в Киевской и Царскосельской гимназиях

Ранняя юность этой поэтессы была отмечена учебой в Киевской и Царскосельской гимназиях. Последний класс она проходила в Киеве. После этого будущая поэтесса изучала в Киеве юриспруденцию, а также филологию в Санкт-Петербурге, на Высших женских курсах. В Киеве она выучила латынь, которая позволила впоследствии овладеть свободно итальянским языком, читать в оригинале Данте. Однако Ахматова к юридическим дисциплинам вскоре охладела, поэтому отправилась в Петербург, продолжив обучение на историко-литературных курсах.

Первые стихи и публикации

Первые стихи, в которых еще заметно влияние Державина, написаны юной гимназисткой Горенко, когда ей было всего 11 лет. В 1907 году появились первые публикации.

В 1910 годы, с самого их начала, Ахматова регулярно начинает печататься в московских и петербургских изданиях. После того, как создается "Цех поэтов" (в 1911 году), литературное объединение, она исполняет в нем обязанности секретаря.

Замужество, поездка в Европу

Анна Андреевна в период с 1910 по 1918 год была замужем за Н.С. Гумилевым, также известным русским поэтом. С ним она познакомилась во время учебы в царскосельской гимназии. После чего Ахматова совершила в 1910-1912 годы, где подружилась с итальянским художником, создавшим ее портрет. Также в это же время она посетила Италию.

Внешний облик Ахматовой

Николай Гумилев ввел свою жену в литературно-художественную среду, где имя ее обрело рано значимость. Не только поэтическая манера Анны Андреевны стала популярной, но также и ее облик. Ахматова поражала современников величавостью, царственностью. Ей оказывали знаки внимания, как королеве. Внешность этой поэтессы вдохновила не только А. Модильяни, но также и таких художников, как К. Петров-Водкин, А. Альтман, З. Серебрякова, А. Тышлер, Н. Тырса, А. Данько (ниже представлена работа Петрова-Водкина).

Первый сборник стихов и рождение сына

В 1912 году, знаменательном для поэтессы, произошло в ее жизни два важных события. Выходит первый сборник стихов Анны Андреевны под названием "Вечер", которым было отмечено ее творчество. Ахматова также родила сына, будущего историка, Николаевича - важное событие в личной жизни.

Входящие в первый сборник стихи пластичны по образам, использованным в них, ясны по композиции. Они заставили русскую критику говорить о том, что в поэзии возникло новое дарование. Хотя "учителями" Ахматовой являются такие мастера-символисты, как А. А. Блок и И. Ф. Анненский, поэзия ее была воспринята с самого начала как акмеистическая. На самом деле, вместе с О. Э. Мандельштамом и Н. С. Гумилевым поэтесса в начале 1910 годов составила ядро этого появившегося в то время нового течения в поэзии.

Последующие два сборника, решение остаться в России

Последовала за первым сборником и вторая книга под названием "Четки" (в 1914 году), а еще через три года, в сентябре 1917, вышел сборник "Белая стая", третий по счету в ее творчестве. Октябрьский переворот поэтессу эмигрировать не заставил, хотя в это время началась массовая эмиграция. Россию покидали один за другим люди, близкие Ахматовой: А. Лурье, Б. Антреп, а также О. Глебова-Студейкина, ее подруга юности. Однако поэтесса решила остаться в "грешной" и "глухой" России. Чувство ответственности перед своей страной, связи с землей русской и языком побудило Анну Андреевну вступить в диалог с решившими ее покинуть. Долгие годы те, кто уехал из России, продолжали оправдывать свою эмиграцию перед Ахматовой. С ней полемизирует, в частности, Р. Гуль, обращаются к Анне Андреевне В. Франк и Г. Адамович.

Сложное время для Анны Андреевны Ахматовой

В это время круто изменилась ее жизнь, что отразило ее творчество. Ахматова работала в библиотеке при Агрономическом институте, в начале 1920 годов успела издать еще два стихотворных сборника. Это были "Подорожник", выпущенный в 1921 году, а также "Anno Domini" (в переводе - "В лето Господне", вышедший в 1922 году). В течение 18 лет после этого в печати не появлялись ее произведения. Разные причины этого существовали: с одной стороны, это расстрел Н.С. Гумилева, бывшего мужа, которого обвинили в участии в заговоре против революции; с другой - неприятие творчества поэтессы советской критикой. Анна Андреевна много в годы этого вынужденного молчания занималась творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

Посещение Оптиной Пустыни

Изменение своего "голоса" и "почерка" Ахматова связывала с серединой 1920 годов, с посещением в 1922, в мае, Оптиной Пустыни и беседой со Старцем Нектарием. Вероятно, эта беседа сильно повлияла на поэтессу. Ахматова состояла по материнской линии в родстве с А. Мотовиловым, являвшимся мирским послушником Серафима Саровского. Она восприняла через поколения идею искупления, жертвенности.

Второе замужество

В судьбе Ахматовой перелом был связан также с личностью В. Шилейко, ставшим ее вторым мужем. Это был ученый-востоковед, который занимался культурой таких древних стран, как Вавилон, Ассирия, Египет. Личная жизнь с этим беспомощным в быте и деспотичным человеком не сложилась, однако влиянию его поэтесса приписывала в своем творчестве возрастание философских сдержанных нот.

Жизнь и творчество в 1940 годы

Сборник под названием "Из шести книг" появляется в 1940 году. Он вернул на короткое время в современную литературу того времени такую поэтессу, как Анна Ахматова. Жизнь и творчество ее в это время довольно драматичны. Ахматову застала в Ленинграде Великая Отечественная война. Она была эвакуирована оттуда в Ташкент. Однако в 1944 году поэтесса возвратилась в Ленинград. В 1946 году, подвергнутая несправедливой и жестокой критике, она была исключена из Союза Писателей.

Возвращение в русскую литературу

После этого события следующее десятилетие в творчестве поэтессы отмечено лишь тем, что в это время занималась художественным переводом Анна Ахматова. Творчество ее советскую власть не интересовало. Л. Н. Гумилев, ее сын, отбывал в это время наказание в исправительно-трудовых лагерях как политический преступник. Возвращение в русскую литературу стихов Ахматовой состоялось лишь во второй половине 1950 годов. С 1958 сборники лирики этой поэтессы вновь начинают публиковаться. Была закончена в 1962 году "Поэма без героя", создававшаяся на протяжении аж 22 лет. Анна Ахматова умерла в 1966 году, 5 марта. Похоронена поэтесса под Санкт-Петербургом, в Комарове. Могила ее представлена ниже.

Акмеизм в творчестве Ахматовой

Ахматова, творчество которой сегодня является одной из вершин отечественной поэзии, к своей первой книге стихов относилась позднее довольно прохладно, лишь единственную строчку выделив в ней: "...пьянея звуком голоса, похожего на твой". Михаил Кузмин, тем не менее, свое предисловие к этому сборнику закончил словами, что к нам идет молодой, новый поэт, имеющий все данные для того, чтобы стать настоящим. Во многом предопределила поэтика "Вечера" теоретическую программу акмеизма - нового течения в литературе, к которому часто относят такую поэтессу, как Анна Ахматова. Творчество ее отражает многие характерные особенности этого направления.

Фотография, представленная ниже, была сделана в 1925 году.

Акмеизм возник как реакция на крайности стиля символистов. Так, например, статья В. М. Жирмунского, известного литературоведа и критика, о творчестве представителей этого направления называлась следующим образом: "Преодолевшие символизм". Мистическим далям и "лиловым мирам" их противопоставлялась жизнь в этом мире, "здесь и сейчас". Нравственный релятивизм и различные формы нового христианства были заменены "ценностей незыблемой скалой".

Тема любви в творчестве поэтессы

Ахматова пришла в литературу 20 века, первой его четверти, с самой традиционной темой для мировой лирики - темой любви. Однако решение ее в творчестве данной поэтессы является принципиально новым. Далеки стихи Ахматовой от сентиментальной женской лирики, представленной в 19 веке такими именами, как Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Мирра Лохвицкая. Далеки они также и от "идеальной", отвлеченной лирики, характерной для любовной поэзии символистов. В этом смысле опиралась в основном не на русскую лирику, а на прозу 19 века Ахматова. Творчество ее было новаторским. О. Э. Мандельштам, например, писал о том, что в лирику принесла сложность русского романа 19 века Ахматова. Сочинение по творчеству ее можно было бы начать именно с этого тезиса.

В "Вечере" представали в разных обличьях любовные чувства, однако героиня неизменно являлась отвергнутой, обманутой, страдающей. К. Чуковский писал о ней, что первой, открывшей то, что быть нелюбимой - это поэтично, является именно Ахматова (сочинение по творчеству ее, "Ахматова и Маяковский", созданное этим же автором, во многом способствовало ее травле, когда стихи этой поэтессы не издавались). В несчастной любви виделся источник творчества, а не проклятье. Три части сборника названы соответственно "Любовь", "Обман" и "Муза". Хрупкая женственность и изящество сочетались в лирике Ахматовой с мужественным принятием своего страдания. Из 46 стихотворений, входящих в этот сборник, почти половина была посвящена расставанию и смерти. Это не случайно. В период с 1910 по 1912 год поэтессой владело чувство краткодневности, она предчувствовала смерть. К 1912 году две ее сестры умерли от туберкулеза, поэтому Анна Горенко (Ахматова, жизнь и творчество которой мы рассматриваем) считала, что эта же участь постигнет и ее. Однако она не связывала, в отличие от символистов, разлуку и смерть с чувствами безысходности, тоски. Эти настроения рождали переживание красоты мира.

Наметились в сборнике "Вечер" и окончательно оформились сначала в "Четках", затем в "Белой стае" отличительные черты стиля этой поэтессы.

Мотивы совести и памяти

Глубоко историчной является интимная лирика Анны Андреевны. Уже в "Четках" и "Вечере" вместе с темой любви возникают два других главных мотива - совести и памяти.

"Минуты роковые", которыми была отмечена отечественная история (начавшаяся в 1914 году первая мировая война), совпали с трудным периодом в жизни поэтессы. У нее открылся в 1915 году туберкулез, в семье ее наследственная болезнь.

"Пушкинизм" Ахматовой

Еще более усиливаются мотивы совести и памяти в "Белой стае", после чего в ее творчестве становятся главенствующими. Поэтический стиль этой поэтессы в 1915-1917 годах эволюционирует. Все чаще в критике упоминается своеобразный "пушкинизм" Ахматовой. Суть его составляет художественная законченность, точность выражения. Отмечается также наличие "цитатного слоя" с многочисленными перекличками и аллюзиями как с современниками, так и с предшественниками: О. Э. Мандельштамом, Б. Л. Пастернаком, А. А. Блоком. Все духовное богатство культуры нашей страны стояло за Ахматовой, и она справедливо ощущала себя его наследницей.

Тема родины в творчестве Ахматовой, отношение к революции

Не могли не отразиться в творчестве драматические события времени жизни поэтессы. Ахматова, жизнь и творчество которой проходили в сложный для нашей страны период, восприняла года как катастрофу. Прежней страны, по ее мнению, больше не стало. Тема родины в творчестве Ахматовой представлена, например, в сборнике "Anno Domini". Раздел, открывающий этот вышедший в 1922 году сборник, называется "После всего". Ко всей книге была взята эпиграфом строка "в те баснословные года..." Ф. И. Тютчева. Родины больше нет для поэтессы...

Однако для Ахматовой революция - это также и расплата за греховную жизнь прошлого, возмездие. Пусть лирическая героиня и не творила сама зла, она чувствует, что причастна к общей вине, поэтому Анна Андреевна готова разделить нелегкую долю своего народа. Родина в творчестве Ахматовой обязана искупить свою вину.

Даже название книги, в переводе означающее "В лето Господне", говорит о том, что поэтесса воспринимает как божью волю свою эпоху. Использование исторических параллелей и библейских мотивов становится одним из способов осмыслить художественно происходящее в России. К ним все чаще прибегает Ахматова (например, стихотворения "Клеопатра", "Данте", "Библейские стихи").

В лирике этой великой поэтессы "я" в это время превращается в "мы". Анна Андреевна говорит от лица "многих". Каждый час не только этой поэтессы, но и ее современников, оправдан будет именно словом поэта.

Таковы основные темы творчества Ахматовой, как вечные, так и характерные именно для эпохи жизни этой поэтессы. Ее часто сравнивают с другой - с Мариной Цветаевой. Обе они являются сегодня канонами женской лирики. Однако имеет не только много общего, но и во многом отличается творчество Ахматовой и Цветаевой. Сочинение на эту тему часто задают писать школьникам. На самом деле, интересно порассуждать о том, почему практически невозможно спутать стихотворение, написанное Ахматовой, с произведением, созданным Цветаевой. Однако это уже другая тема...

Судьба Анны Ахматовой была нелегкой. Она пережила две Мировые войны и репрессии в отношении своих родных и близких.Краткая биография Анны Андреевны Ахматовой - это жизнь в стихах, которые хранили в себе аристократическую сдержанность и простоту форм. Именно в этом проявлялась магическая сила ее творений. "Комсомолка" собрала самые интересные факты из жизни величайшей поэтессы.

Анна Ахматова и Ольга Берггольц. Ленинград, 1947 г Усадебный дом Гумилевых в Слепневе

Семья Горенко. И. Э. Горенко, А.А. Горенко, Рика (на руках), Инна, Анна, Андрей. Около 1894 г.

Великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова родилась в Одессе, в семье морского инженера. Ее биография началась 11 июня 1889 года. Псевдоним Ахматова поэтесса взяла много позже, выбрав фамилию прабабушки, так как отец запретил подписывать семейной фамилией Горенко. Много лет спустя, после развода со вторым мужем, поэтом Шилейко, псевдоним поэтессы стал ее официальной фамилией. Яркая и талантливая, Анна Ахматова начала рано писать стихи. Однако дебютной публикацией она обязана первому мужу -Н.С.Гумилеву. Биография Анны Ахматовой - это множество путешествий, которые повлияли не только на ее жизнь, но и оставили отпечаток на творчестве. В 1911 году она провела весну в Париже, а уже в 1912 Анна отправилась в путешествие по Северной Италии.

Анна Горенко - гимназистка. 1904 г. Царское Село.

После революции Ахматова устроилась работать в библиотеку, где изучала творчество Пушкина. Биография Ахматовой была трагичной. Ее будто преследовал злой рок: ее мужья, сын оказались жертвами сталинских репрессий. Стихотворения самой поэтессы долгое время (с 1935 года и почти двадцать лет) не печатались. Третий муж Ахматовой, искусствовед Пунин, скончался в лагере. Она пыталась всеми силами спасти сына, и даже написала в угоду властям цикл «Слава Миру», но все ее попытки были безуспешными. Сын, Лев Гумилев, освободился в 1943 г., но был реабилитирован только в 1956 г., однако он обвинил мать в бездействии. И потому отношения их были более чем натянутыми.Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание. Стихи Ахматовой переводились на многие языки. Хотя до 60-х гг. она была невыездной. В 1964 г. она стала лауреатом международной премии Этна-Таормина, в 1965 г. — обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета. Биография Ахматовой оборвалась 5 марта 1966 году в санатории в Домодедово.

Факт 1

Анна сочинила своей первый стих в 11 лет. Перечитав его "на свежую голову", девочка поняла, что ей нужно совершенствовать свое искусство стихосложения. Чем и стала активно заниматься.

Однако отец Анны не оценил ее старания и считал это тратой времени. Именно поэтому запретил использовать настоящую фамилию - Горенок. Анна решила выбрать в псевдоним девичью фамилию своей прабабушки - Ахматова.

Факт 2

Анна встретила своего будущего мужа, еще будучи ученицей Царскосельской женской гимназии. Их встреча произошла на одном из вечеров в гимназии. Увидев Анну, Гумилев был очарован и с тех пор нежная и изящная девушка, с темными волосами стала постоянной его музой в творчестве. Поженились они в 1910 году.

Анна Ахматова с мужем Н.Гумилевым и сыном Львом

Анна не питала ответных чувств к своему будущему мужу Николаю Гумилеву, но молодой человек тогда был уверен, что юная девушка навсегда станет его музой, ради которой он будет писать стихи. Разочарованный безответной любовью, Гумилев уезжает в Париж, но тут Аня понимает, что безумно влюблена в Николая. Девушка отправляет письмо, после которого Гумилев на крыльях любви возвращается, и делает предложение руки и сердца. Но Ахматова дает согласие только после долгих уговоров и рассказов Гумилева о его попытках самоубийства. На брачную церемонию Ахматовой и Гумилева родственники жениха не пожаловали, так как считали этот брак мимолетным увлечением. Вскоре после венчания, Гумилев заводит любовный роман на стороне. По этому поводу Ахматова сильно переживала, поэтому решается спасти ситуацию рождением ребенка.

Но и это не уберегло от романов на стороне. Впрочем, поведение самой Ахматовой также не отличалось безупречностью, так как после отъезда мужа у нее завязывается роман с поэтом Анрепом. Но точка в их отношениях была поставлена после эмиграции Анрепа в Англию. После возвращения Гумилева, Анна сообщает ему об их разводе и объясняет это тем, что полюбила другого. Но, несмотря на все эти факты, великая поэтесса осталась преданной Гумилеву. Она после его расстрела хранила все стихи, заботилась об их издании и посвящала ему свои новые произведения.


Факт 3

Первый сборник Ахматовой - "Вечер" - вышел в 1912 году. В этом же году Анна родила сына. Настоящую известность ей преподносит сборник "Четки", он собирает самые наилучшие отзывы критиков, и с этого момента Анна стала считаться самой молодой поэтессой. В 1914 году семья Ахматовой и Гумилева распадается, однако разводятся они лишь через 4 года. После поэтесса выходит замуж за искусствоведа Николая Пунина

Факт 4

С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее.

Факт 5

Когда сына Ахматовой, Льва Гумилева, арестовали, она вместе с другими матерями ходила к тюрьме "Кресты". Одна из женщин спросила, сможет ли она ЭТО описать. После этого Ахматова начала писать "Реквием".

Кстати, Пунина арестуют почти в тоже время, что и сына Ахматовой. Но Пунина вскоре отпустят, а вот Лев остался в тюрьме.

А. А. Ахматова. 1925 г

вашего дыханья ,

Я отраженье вашего

лица.

Факт 6

На протяжении всей своей жизни Анна вела дневник. Однако известно о нем стало лишь через 7 лет после смерти поэтессы.

Факт 7

По данным историков, Сталин положительно отзывался об Ахматовой. Тем не менее, это не помешало ему наказать поэтессу после ее встречи с английским философом и поэтом Берлином. Ахматову исключили из Союза писателей, тем самым фактически обрекли на прозябание в нищете. Талантливая поэтесса была вынуждена долгие годы заниматься переводами.

А.А.Ахматова. 1922 г

Факт 8

Анна чувствовала приближение смерти. Когда она в 1966 году ложилась в санаторий, где и скончалась, она написала: "Жаль, что там нет Библии".

Факт 9

Писательницу помнят и после смерти. В 1987, во время Перестройки, был опубликован ее цикл "Реквием", написанный в 1935—1943 (дополнен 1957—1961).

В часть поэтессы названы улицы в Калиниграде, Одессе и Киеве. Кроме того, 25 июня каждого года в деревне Комарово проходят Ахматовские вечера-встречи, вечера памяти, приуроченные ко дню рождения Анны Андреевны.

Портрет Ахматовой работы О.Кардовской тыц

Есть в близости людей заветная черта

Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти,--
Пусть в жуткой тишине сливаются уста,
И сердце рвется от любви на части.

И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.

Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие -- поражены тоскою...
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.

Анна Ахматова на рисунке Модильяни(1911; самый любимый портрет Ахматовой, всегда находившийся в её комнате) тыц

Всё перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь,кто зверь,кто человек,

И долго ль казни ждать.

В целом для поэзии Ахматовой характерен классический стиль, характеризующийся ясностью и простотой. Лирика Анны Ахматовой - это реальная жизнь, из которой поэтесса черпала мотивы настоящей земной любви. Ее поэзия отличается контрастностью, которая проявляется в чередовании меланхолических, трагических и светлых нот. Лирика Ахматовой питалась земными, повседневными чувствами, не выводилась за пределы « мирской суеты.» Поэзия Ахматовой была близка идущей рядом жизни. Никаких туманностей, бесплотных высей, ускользающих видений, сонного марева.

Анна Ахматова и Ольга Берггольц. Ленинград, 1947 г

Ахматова искала - и находила - новые поэтические ценности в самой жизни, обступающей нас со всех сторон разными событиями, пестрыми нагромождениями быта, множеством житейских обстоятельств. Может быть,именно этой реальностью и потрясла А. Ахматова своего читателя, который не был обманут возвышенной, неземной, недоступной поэзией. Его захватывало чудесное описание земного мира, где читатель находил себя, узнавал свои чувства.Ведь как и в эпоху А. Ахматовой люди любили, обожали, расставались,возвращались,так же все происходит и сейчас. Любовь в стихах А. Ахматовой - это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное, хотя в силу личных причин тронутое печалью облагораживающего страдания. В любовной лирике Ахматовой нет романтичного культа любви с ее взлетами,томлением,грёзами о несбыточном.Это скорее любовь - жалость, любовь - тоска ...


Автограф А. Ахматовой тыц

Афоризмы Ахматовой

Жить — так на воле,
Умирать — так дома.

…Изгнания воздух горький —
Как отравленное вино.

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.

Сильней всего на свете
Лучи спокойных глаз.

И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна.
Анна Ахматова, 1922

Все, кого ты вправду любила,
Живыми останутся для тебя.

тыц

Моя душа закрыта ото всех,
И лишь стихи приоткрывают дверцу.
И нет покоя ищущему сердцу...
Не всем дано увидеть ее свет.

Моя душа закрыта от ветров,
От громовых раскатов и разрядов,
От легкомысленных суждений или взглядов,
Но не откажется от нежных, теплых слов.

Моя душа не общежитие для тех,
Кто в дом привык входить не разуваясь,
Кто гениальностью своею упиваясь,
Терзает мою душу...для потех.

Моя душа доверится тому,
Кто прикоснется взглядом осторожным,
Чувствительным пожатием, надежным,
Аккордом смелым...разбудив струну...





P.S. В архиве Анны Ахматовой сохранился автограф стихотворения, которое принадлежит Николаю Гумилеву.

Жди меня. Я не вернусь
это выше сил.
Если ранее не смог
значит — не любил.
Но скажи, зачем тогда,
уж который год,
я Всевышнего прошу,
чтоб тебя берег.
Ждёшь меня? Я не вернусь,
не смогу. Прости,
что стояла только грусть
на моем пути.
Может быть
средь белых скал
и святых могил
я найду
кого искал, кто меня любил?
Жди меня. Я - не вернусь!

Н.Гумилев

Анна Ахматова с сыном Львом Гумилевым http://kstolica.ru/publ/zhzl/anna_akhmatova_severnaja_zvezda/20-1-0-287