История создания картины масленица кустодиева. Зимнее творчество Бориса Кустодиева: праздник и колорит

Известный и невероятно популярный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920 . Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

Б.М. Кустодиев. Автопортрет. 1912. Галерея Уффици (Флоренция)

Картины автора создавались в тяжелое для России время: Первая мировая война, революции. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

“Масленица” Кустодиев. 1916. Русский музей (Санкт-Петербург)

Картина Кустодиева “Масленица” 1916 года значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма. Восприятие красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение. Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне Великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводилось в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей . А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы . Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех. Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета.


“Масленица” (Масленичное катание). Б.В. Кустодиев. 1919. Музей-квартира И.И. Бродского (Санкт-Петербург)

Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году . В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса. Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Картина экспонируется в Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского .


“Масленица”. Кустодиев. 1920. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией. В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами . На переднем плане дети катаются на санках. Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Картина экспонируется в Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств.

В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.

Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое . Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье.

Описание картины Кустодиева «Масленица»

Одним из моих любимых празднований в зимнее время года является масленица.
Ведь именно она сообщает нам о надвигающейся весне.
С какой радостью люди приходят на празднование, чтобы проводить зиму, и я не исключение.
Кустодиев в своей картине показывает, как люди провожают зиму.
Мы видим театр и дома, очень много людей, которые выселяться.
Закрыв глаза, я на минутку представила, что оказалась среди них.
Вот я слышу голоса торговцев, которые зазывают меня приобрести у них сувениры, затем я бегу участвовать в конкурсе и побеждаю, в награду мне дают леденец в форме петушка.
Я слышу музыку и звонкий хохот детей.
Проезжающие мимо меня тройки зазывают прокатиться вместе с ними.
Сев в сани мы еле пробираемся по сугробам.
Проезжая мимо стариков я понимаю, что живут они в достатке, они разговаривают между собой, неспешно обсуждают празднование.

Всех, кто изображен на полотне, художник одел в яркие костюмы.
Женщины в шалях и полушубках, у мужчин меховые тулупы и шапки с рукавицами.
Я даже на минутку смогла почувствовать тот мороз, что изобразил художник.
Но солнечное настроение, говорит о том, что весна совсем уже близко.

Кустодиев рисует свою картину в ярких тонах.
Контраст снега и ярких узоров на санях, ярких домов передает нам атмосферу праздника и хорошего настроения.
Мне хочется веселиться вместе с ними.
Одним из важных элементов, которые нарисовал художник, является церковь.
Она, на мой взгляд, символизирует приближающийся вслед за масленицей пост.
Изобразив церковь, художник будто оградил весь человеческий люд, изображённый на картине от всех невзгод.
Золотые купола выделяются на фоне покрытых инеем деревьев, что изображены рядом.
В совокупности, они символизируют веру, справедливость и чистоту, которые свойственны душе русского человека.

(1878-1927) неоднократно обращался к теме праздничных гуляний в российских губерниях. Его привлекала широта души народа русского, разгульная бесшабашность, головокружительный вихрь плясок и кулачных боев, катание на тройках и гора угощений на столах, расставленных тут же, среди снежных сугробов. Художнику хотелось отобразить на холсте весь колорит празднества, навсегда запечатлеть яркое событие из жизни русского народа.

Начало

"Масленица" - одна их его работ, посвященных самому веселому празднику, который приходится на последнюю неделю перед началом Великого поста. Масленичная седмица, безудержное веселье стали сюжетом для картины, написанной в 1916 году. У самого художника в период работы над "Масленицей" настроение было не праздничное, давала о себе знать болезнь, полученная на фронтах Первой мировой войны.

Что изобразил художник?

Описание картины Кустодиева "Масленица" можно начать с того, что в верхней части полотна видно, как зима отступает: на небе облака, окрашенные в пастельный кремовый цвет, какой бывает в самом начале весны. В вышине - стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. Возница в праздничной одежде и папахе с малиновым верхом натягивает вожжи, сзади него благочинно сидит молодая пара. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины.

Чуть поодаль детвора катается на санях с крутой горки, наслаждаясь последними снежными денечками. За горой раскинулся балаган, вокруг которого собрался народ в ожидании представления. Дома стоят заснеженные, церкви с колокольнями - в сплошном белом покрывале.

Сожжение чучела

Картина Кустодиева "Масленица" дышит атмосферой праздника. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Гулянье в самом разгаре, однако, если внимательно присмотреться, на картине видны неуловимые признаки наступления вечера. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала - сожжения чучела Зимы. Описание картины Кустодиева "Масленица" можно закончить поклоном в честь талантливого художника, сумевшего мастерски передать всю сущность одного из самых грандиозных русских праздников. Полотно находится в Русском музее в Петербурге.

Кустодиев, "Масленица" (1919): описание картины

Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных - да куда там! Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. В санях трое: дама в белом песцовом полушубке, рядом с ней - подруга в лисьей шубе и напротив них ухажер, который, видимо, и организовал веселую поездку.

Картина Кустодиева "Масленица" передает дух купеческой провинциальности. В стороне от проезжей части сошлись двое, у них общие интересы. Жены чуть поодаль, говорят о своем. По другую сторону дороги - аттракционы, карусель и другие развлечения. Там же стоит цирк шапито. Пьеро и Арлекин на балконе зазывают публику. Цирк изображен под вывеской "Театръ". Люди толпятся у входа, те, кто уже побывал на представлении, не спешат уходить, остальные ждут своей очереди.

Много шуму наделало полотно, которое создал Кустодиев, - "Масленица" (1919). Описание картины критиками было неоднозначно. Особенно потрясло появление шедевра художников Москвы и Петербурга. Но каждый из них признавал, что хотел бы быть на месте Бориса Кустодиева. Всеобщее признание оказало неоценимую моральную поддержку больному художнику, который в последние годы был прикован к инвалидной коляске. И Борис Кустодиев начал работу над третьим полотном, посвященным русскому празднику.

Тройка буланых

Картина Кустодиева "Масленица", написанная в 1920 году, стала третьей и последней по счету работой художника на тему русских гуляний. размещены в центре и по краям картины. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. И коренник, и пристяжные готовы мчаться во весь опор, но ямщик не дает: вокруг гуляют люди. В санях сидит дородная купчиха, рядом - тщедушный купец. Для них масленица только началась, весь день - катание на тройке, потом на карусели, после аттракционов - представление в театре, а вечером - к столу с блинами и красной икрой. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы.

"Осень"

Состояние здоровья художника все ухудшалось. Он, как мог, сопротивлялся болезни, но недуг оказался сильнее. В конце жизни Борис Кустодиев вынужден был писать картины, лежа в постели. Знаменитую "Русскую Венеру" он заканчивал с огромным трудом, проработав несколько минут, отдыхал два-три часа. Упорство художника было вознаграждено, картина признана шедевром мирового уровня. Полотно под названием "Осень" Кустодиев многократно откладывал, но, чувствуя скорую кончину, все же постарался закончить работу.

Оттенки и полутона

Первая репродукция картины Кустодиева "Масленица" была сделана в 1928 году, уже после смерти художника. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Результат был далек от оригинала, поскольку гравюра передает только основные цвета, а полутона отобразить не может. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. "Масленица" - картина художника Кустодиева - завораживает тонкой игрой голубовато-серых полутонов. и шапки на ветвях деревьев в преддверии наступления весны, заснеженная равнина служат фоном для сюжетного наполнения картины.

Кустодиев и Суриков

Еще один русский художник, виртуозно владевший техникой изображения снежного покрова, - это Василий Суриков. Его неповторимые работы - "Переход Суворова через Альпы", "Взятие снежного городка" - были бы невозможны без снежного фона. Но все же самым искусным мастером изображения белого покрова считается Борис Михайлович Кустодиев. Картина "Масленица" в трех вариантах - тому подтверждение.

«Масленица»

Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920. Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

1916 год

Масленица 1916 г. Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех. Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье, русская удаль - все это изображено живописцем в собирательном образе - народного праздника. Размер полотна 89 на 190,5 см, 1916 г. Находится картина в Русском музее, в городе Санкт Петербурге.

1919 год


Масленница 1919 г. Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно, но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса. Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви - символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Это выражает его отношение к вере. Размер холста 71 на 98 см., находится в Санкт Петербурге, в музее квартире И. Бродского

1920 год


Масленица 1920 г. В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» - это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией. В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Это похоже на карнавал, на фоне высокой церкви, где все так декоративно: неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами. На переднем плане дети катаются на санках. Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю, разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Размер картины составляет 69х90 см, нахождение картины неизвестно.


В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.

Это, пожалуй, единственный случай в мире, когда обреченный на неподвижность и медленную смерть человек создавал самые что ни на есть праздничные, самые красочные и радостные творения. С тридца­ти трёх лет художник Борис Михайлович Кустодиев начал ощущать признаки тяжелой болезни, оказавшейся потом опухолью спинного мозга. Через пять лет, в 1916 году, несмотря на мучительные опера­ции, у него парализовало ноги. А он, иногда в кресле-каталке, иногда лёжа, превозмогая страшные боли, рисовал на холстах пышущих здо­ровьем, ярко одетых купчих, развесёлые масленицы, шумные тракти­ры... Даже зная, что смерть совсем близко, не изменил Борис Михай­лович своим излюбленным праздничным темам, не сделал палитру темнее и глуше; именно тогда он задумал большую серию произведе­ний, близких к народному лубку и новых для него по технике. Сюже­ты взял из современных народных частушек, которые тщательно за­писывал.


Всем своим творчеством Кустодиев утверждает, что русский на­род - это не унылая, страдающая масса, что века бедности, лишений и тяжкого социального гнёта не смогли убить в русском народе мечты о счастливой жизни.

Масленица кустодиевская и не только... mamlas wrote in March 7th, 2016

Ещё о и праздниках

Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников
7 дел, которые нужно сделать на масленицу

В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. Ещё о


Б. Кустодиев. Масленица, 1916


Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад. Начинается масленичная неделя. Чтобы масленица была шире, нужно подойти к ее празднованию со всей широтой души. Главный смысл этого праздника – проводы зимы. Достойные проводы! Чтобы зима не имела возможности возвратиться. Для этого необходимо сделать 7 дел.


2. Г. Перов. Широкая масленица, 2005

3. В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891

«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.


4. А. Брусилов. Масленица, 1999


1. Встретить масленицу

Первый день масленицы получил название - встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» - или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот день также нужно сделать из соломы чучело Масленицы, надеть на него старую женскую одежду, насадить на шест и с пением возить по улице на санях.




5. Б. Кустодиев. Масленица, 1916


Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».


6. Ф. Сычков. Катание с гор, 1937


2. Скатиться с горки на санях

Спрашивается для чего? Для хорошего урожая! Согласно поверьям наших прадедов, чем дальше катятся сани и громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше и длиннее уродится лен. И не только лен. Поэтому ищем самые высокие горки и создаем шум.



7. Б. Кустодиев. Масленица, 1919

8. Б. Кустодиев. Масленица, 1920


Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.



9. П. Балод. Масленица





10. Б. Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист), 1916


Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.



11. И. Шурихина. Масленица


4. Сходить к теще на блины

В среду отправляемся к теще на блины. Доподлинно не известно, с чем связана эта традиция. Есть версия, что теща – это персонализированная зима, которую нужно задобрить. Уважаемые зятья! Главное - помните, что необходимо, согласно традиции, съесть все блины: в противном случае с окончанием зимы могут возникнуть проблемы.



12. П. Грузинский. Масленица, 1889


13. В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908


Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.


14. А. Черкашина. Масленица, 2002


5. Подобрать костюм

В четверг, в Разгуляй, было принято обряжаться в самые немыслимые костюмы. Заморский гость, волею судеб оказавшийся свидетелем Разгуляя, мог получить нервное расстройство, столкнувшись нос к носу с русскими ряжеными. Хэллоуин мог показаться детской забавой… Кстати, в масленичной традиции существует несколько "образов" ряженых, так что выбирайте, что вам ближе по стилю:

Предки - "старцы", "покойник", "высокие старухи".
Чужаки - "нищие", "охотник", "черт" (весь черный с рогами).
Молодые - "жених с невестой", "беременная баба".
Животные - "Бык", "Корова", "Конь", "Козел", "Лось", "Медведь", "Собаки", "Волки".
Птицы - "Гусь", "Гусак", "Журавль", "Утка", "Курица".



15. А. Степанов. Катание на Масленицу, 1910

16. Л. Соломаткин. Масленица


Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.


17. А. Мырочкина. Масленица, 1998


6. Взять «снежную крепость»

Главным же событием Разгуляя являлся штурм снежного городка, который и символизирует зиму. Наши предки предпочитали строить «городок» на реке или на площади города, селения. Обычно «крепость» состояла из двух стен с воротами между ними. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка, но вы можете и поэкспериментировать и с другими образами. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Защищать ворота должны "пешие", а атаковать "конные". Взять «городок» - значит разрушить его. Осаждаемым можно обороняться ветками, мётлами, а также с помощью лопат засыпать атакующих снегом. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. У наших предков, кстати, была традиция "мыть" победителя в снегу.




18. Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897


19. К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869


Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.


20. С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001


21. Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы


7. Сжечь чучело Масленицы

В Прощеное воскресенье, по установленной русской традиции, поклонившись друг другу из глубины сердец, мы прощаем друг другу взаимные обиды и согрешения, чтобы приступить к посту с доброй душой. После этого можно переходить к кульминации праздника - сжиганию чучела Масленицы. Когда же Зима сгорит - финальная забава завершает праздник: прыжки через костер. Этим и завершается Масленица.



22. Т. Назаренко. Проводы зимы, 1973