Кто такие Орки? Бестиарий: Бестиарий. Орки и гоблины

Кто такие Орки?

Таинственные существа орки - кто они такие? Этот вымышленный персонаж (от англ. Orcs) впервые стал использовать в жанре фэнтези Джон Толкин, работая над легендарным романом «Властелин колец». На сегодня орк является одним из самых любимых персонажей для фантастов и сценаристов.

В переводе со староанглийского языка «орк» означает «гоблин». Толкин признавался, что позаимствовал этот образ из увлекательной эпической поэмы «Беовульф», которая написана на древнеанглийском языке. Действие ее происходит в Скандинавии. В древнеримской мифологии также можно встретить упоминание об орках - демонов подземелий.

У орков Средиземья был очень злобный характер. Эти фантастические существа - выходцы из замученных Сауроном эльфов и агрессивных животных, подчинялись Темному властелину. Они имели серо-черную кожу, их рост соответствовал росту обычного мужчины. Моргот, создавая орков, допустил одну роковую ошибку - он делал это в темноте. Тролли по этой причине на свету каменеют.

Орки же при свете дня хоть и не превращаются в каменистые безжизненные сооружения, но солнце забирает у них много сил, поэтому при солнечных лучах они становятся слабыми. Позже этот недостаток был скорректирован Саурманом, создавшим неустрашимый и воинственный народ орков - урук-хай.

Роман-эпопея Джона Толкина («Властелин колец») занял место самого известного произведения в фантастическом жанре. Злобные орки после кинопремьеры стали любимыми персонажами зрителей и любителей компьютерных технологий. Этих волшебных существ с удовольствием используют и до сих пор для создания подростковых игр, в процессе написания книг и романов жанра фэнтези.

Современные фантасты внесли определенные изменения в облик орков из произведения «Властелин колец». Теперь они имеют высокий рост, оливковый оттенок кожи и наделены огромной силой. Плоские носы напоминают приматов, а огромные клыки - кровожадных хищников. Фантасты делают акцент на варварских чертах характера, вносят в их образ детали и атрибутику древних кочевых племен, сочетающих в себе отдельные элементы культуры индейцев, викингов, монголов и даже японских самураев.

Победить среднестатистического орка может только очень сильный человек, хорошо владеющий искусством ведения боя. Такому воину должен быть неведом страх, но злобные существа, которых по традиции противопоставляли эльфам, одним своим внешним видом парализуют волю людей. Орки, как правило, не отличаются особенными навыками ведения боя. Их всегда представляют кровожадными, сильными, не отличающимися выдающимися умственными способностями. Сила орков в их звериной ярости, бесстрашии, численном преимуществе перед соперником. В некоторых художественных произведениях эти существа представлены антагонистами людей.

В последнее время можно наблюдать изменение в образе орков. Фантасты и создатели компьютерных игр всё чаще стали представлять этих существ в положительном свете, пытаясь стереть навязанные предыдущими художниками стереотипы кровожадных и бесстрашных монстров. В ролевой игре World of Warcraft орки представлены в качестве одной из рас. В творениях современных писателей орки также перестают быть злодеями, которых все боятся. В их облике и характере всё чаще просматриваются положительные черты.

Гоблины

Сказочные существа, человекоподобные создания, не переносящие солнечного света. Из-за этой своей особенности они вынуждены жить в пещерах и подземельях, где нет места свету и теплу. Гоблин по большому счету является аналогом славянского понятия «бес». Он живет неподалеку от человека, считается низшим существом, несравнимым по духовной и телесной чистоте с людьми.

Слово «goblin» (англ.) идет от измененного немецкого слова «kobold» (согласно русской мифологии - рудокоп-стуканец, дух шахты). Эти волшебные создания были одним существом. Английский хобгоблин - аналог русского домового. Но среди многих народностей гоблин считается отрицательным персонажем, который обладает невероятной силой, бесстрашием и магнетизмом.

Современный мир вспомнил о гоблинах благодаря книге «Хоббит», которую написал Джон Толкин. В этом произведении они представлены непривлекательными и злыми существами: низкорослые, угрюмые и злобные - они живут под землей и навевают ужас на обычных людей. Джон Толкин позже в своей книге переименовал их в орков. Современная фантастика представляет гоблинов агрессивными, коренастыми существами - родственниками орков. Традиционно в фэнтези гоблин имеет некрасивый нос, размер которого часто превышает допустимые значения, кожу цвета светлых оливков. Многие писатели видят гоблинов существами вполне разумными, которые интересуются сложными технологиями. Эти персонажи встречаются в распространенных компьютерных играх (Warcraft, Warhammer и др.)

Кобольды

Согласно североевропейской мифологии, кобольд - горное существо, дух шахты. Внешне это создание похоже на гнома. Многие считают их домовыми (в переводе с англосаксонского cofgodas - домашнее божество), которые все время шумят, стучат и не любят пренебрежительное отношение. В ответ на невнимание и на неуважение кобольды способны нарушить порядок в вашем доме. Их называют также стуканцами, которые любят пробегать по тоннелям и стучать.

Внешне кобольд может быть схож с работником шахты: неопрятная одежда, рыжая борода, которая иногда светится в ночи, серая от угля кожа. Образ существа отталкивающий, иногда даже злобный и неприятный. Считается, что кобольды помогают шахтерам найти дорогу домой, если те заблудились в шахте, пошли не по тому пути. Когда им не по нраву определенный человек, то проказники способны сбить с пути даже самого опытного рабочего. Под землей кобольды могут поддерживать общение с крысами и даже помогать некоторым из ним попадать наверх.

В мифологии Германии кобольды - это эльфы. Их часто сопоставляют русским домовым, хотя во многих народах кобольд считается все же горным духом. В древности моряки считали, что на кораблях живут морские кобольды - клабаутерманы.

Связь с кобальтом

Кобольт получают преимущественно из никеля. Когда обжигают кобальтовые минералы, в составе которых находится мышьяк, образуется оксид мышьяка. Руду с кобальтом горняки называют кобольдом - в честь духа шахт, который может проказничать или помогать работникам под землей. Многие несчастные случаи, возникающие в горном деле, принято списывать именно на кобольда. В Греции это понятие применялось к людям, которые имели переменчивый характер и отличались особенной лживостью.

На протяжении десятков лет фэнтезийный мир Толкина находит своих отъявленных поклонников и просто почитателей по всему свету. Сама Вселенная создавалась долгие годы, результатом чего стали множественные истории о населяющих её народах, важных событиях и территориях. Споры фанатов о любимых расах и их особенностях продолжаются по сей день, а многие вопросы так и остались открытыми. Кого-то больше всего привлекают домашние и миролюбивые хоббиты, живущие в уютных норках, кто-то отдаёт предпочтение утончённым и возвышенным эльфам, которые славятся своей небывалой красотой, кому-то по душе бородатые и забавные гномы, готовые на всё ради сокровищ, ну а некоторые остаются верны собственной сущности и выбирают гордых и воинственных людей. К сожалению, орки Средиземья не пользуются большой популярностью, однако это отнюдь не снижает интерес к тайнам их происхождения и главным особенностям.

Происхождение слова

В переводе со слово orc обозначает "демон" или "великан". Однако в некоторых произведениях можно встретить иное написание - ork. Сам же Дж. Р. Р. Толкин заверял, что своим названием орки Средиземья обязаны поэме «Беовульф» времён средневековья, в которой так величали огромного монстра Гренделя. Разные народы вымышленной вселенной применяли к ним свои обозначения в зависимости от собственных языков и диалектов. Но самым распространённым и принятым в массах именованием по-прежнему остаётся просто "орк". Хотя примечательно, что, согласно самому создателю, правильным переводом считается "гоблин".

Внешний вид

Стоит лишь упомянуть орков, как взору тут же представляется некое уродливое создание с обязательно неприятным запахом. Однако вопреки творческому видению Питера Джексона и распространённому мнению, что они обладают крайне отталкивающей и страшной внешностью, всё же изначально они практически не отличались от других рас. Об этом свидетельствует множество примеров из произведений Толкина, и даже в экранизации древний энт сперва путает Мерри и Пиппина с орками, а переодетые Фродо и Сэм умудряются перехитрить полчище врагов, выдав себя за своих. Но если вернуться к классическому видению, то орки Средиземья, фото которых представлено ниже, могут быть описаны как низкорослые, подобные гуманоидам существа с тёмной кожей. Отличает их наличие плоского носа и клыков различных размеров. Их конечности не такие прямые, как у людей, а скорее, неуклюже кривые. Помимо этого, их внешность может различаться в зависимости от принадлежности к какому-либо племени или от происхождения. Например, их размеры варьируются от роста примерно с хоббита до крупного человека и даже выше. А их кровь отличается чёрным цветом, чего не встретишь у других народов.

Характерные черты

Так как сама по себе природа и происхождение этой расы овеяны множеством загадок, очень сложно сформулировать точные версии характеристик, которыми наделены орки Средиземья. Продолжительность жизни, например, по некоторым источникам практически приравнивается к бессмертности эльфов. Так, некоторые фанаты трактуют подслушанный Сэмом в картине «Две крепости» разговор Горбака и Шаграта как доказательство этой теории. Официально принято считать, что их жизненный цикл несколько превосходит человеческий. Однако всё это лишь догадки в попытках понять, сколько живут орки Средиземья, ведь прямого ответа так и не было дано. Известно, что эти коварные существа отличаются враждебностью ко всему красивому и светлому и являются приверженцами вандализма. Но это не мешает им быть великолепными инженерами и строителями. На протяжении всей истории они активно выступали против людей, эльфов и гномов, зачастую вступая в союзы с троллями и варгами. Им чужды какие-либо моральные принципы, поэтому они запросто могут отобедать человечиной или даже трупами павших товарищей. Их родным языком является придуманное Сауроном, однако в фильме можно услышать, что все орки общаются между собой на Всеобщем языке.

Происхождение

Наверное, самым обсуждаемым является вопрос о том, как впервые появились орки Средиземья. Список всевозможных теорий, фанатских и авторских, остаётся открытым, но есть несколько устоявшихся версий. Из первых работ Толкина следует вывод, что древний представитель зла Мелькор, он же Маргот, создал этот народец из пустоты во времена Первой Эпохи. Однако позже он сам себя опроверг, утверждая, что они были трансформированы в орков из эльфов при помощи чёрной магии. Каким именно образом, так и остаётся загадкой, но именно эта версия получила самое большое распространение. А факт, что они были верными прислужниками Маргота, остаётся неоспоримым.

Вторая Эпоха

После его падения начинается следующая веха в истории удивительного мира Толкина. Как народ орки Средиземья начали постепенно расселяться по обширным территориям. Некоторые из них заняли а большинство перебралось в Мордор на службу к своему новому господину - Саурону. Вторая Эпоха ознаменована войной с эльфами, а также противостоянием с Гондором. Во всех сражениях орки составляли основную численность войск Тёмного Властелина, но, как известно, он также потерпел поражение, несмотря на огромную армию. После его падения многие просто не уцелели, а остальные были впервые за долгое время предоставлены сами себе. Часть из них захватила Морию, откуда бежали гномы из-за пришествия Балрога. После Битвы Пяти Народов один из спутников Бильбо в его путешествии по имени Балин пытался отвоевать территорию, но потерпел неудачу, в результате чего погиб вместе со своим войском. Некоторые племена осели близ Гундабада, что в Мглистых горах, где их застал врасплох отряд Торина, а их предводитель был убит.

Война Кольца

Когда силы постепенно начали возвращаться к Саурону, многие орки вновь примкнули к нему. Некоторые из них поступили в распоряжение Сарумана, избравшего тёмную сторону. В трилогии Питера Джексона не единожды можно увидеть сцены, как размножаются орки Средиземья в Изенгарде, вокруг чего также возникает масса споров. Во время Третьей Эпохи они также принимали участие в основных сражениях, включая битву за Хельмову Падь и сражение на Пелленорских полях. Войска Саурона и Сарумана состояли как из обычных орков, так и из гибридов, однако большое численное превосходство и здесь не сыграло важной роли, так как бойцы из них далеко не такие хорошие, как из эльфов или людей.

Урук-хай

Именно во время битвы за Кольцо становится известно о такой разновидности, как урук-хай. Впервые они выступили из Мордора и разгромили Итилиэн, а также захватили Осгилиат. Следовательно, они были созданы именно Сауроном и отличались большей силой и крайне высоким для своей расы ростом. Однако орки Средиземья, известные как урук-хай, судя по фильму, являются творением Сарумана, который скрещивал обычных представителей расы с людьми. Из-за этого порождено много споров о расхождении в понятиях, и многие считают, что творения белого мага должны называться полуорками. Внешне они действительно напоминают людей. Помимо этого, их отличают: особая выносливость, крупные габариты, большая сила и возможность находиться под солнцем, ведь обычные орки выходят лишь в тёмное время суток. В фильмах «Властелин колец» они помечены белой дланью, благодаря чему моментально выделяются на фоне остальных.

Гоблины и орки

Многие считают, что представители рас гоблинов и орков кардинально отличаются друг от друга. Это справедливо для многих произведений и творений в жанре фэнтези, однако у Толкина эти слова являются синонимичными. По изначальной задумке, орки у него должны переводиться именно как гоблины, но в некоторых текстах они всё же являются различными созданиями. Если вы знакомы с книгой о путешествии хоббита к Одинокой горе, то вы наверняка помните, что там повсеместно употребляется именно термин «гоблин». Это вызвано тем, что произведение «Хоббит» не сразу стало частью вселенной Средиземья. Да и в самом «Властелине колец» сначала было использовано это название, впоследствии заменённое на орков. В экранизации трилогии встречается именно это обозначение, а вот в адаптации «Хоббита» решили отойти от привычек и придерживаться оригинала. Таким образом, все существа здесь гоблины, а не орки Средиземья. Азог, являющийся в картинах одним из антагонистов, даже внешне не похож на представителей расы, которых можно увидеть во «Властелине колец», хотя, по сути, является орком.

Известные представители расы

Список этих существ не столь огромен, как тот же перечень знаменитых эльфов или гномов, однако представители, оставившие след в анналах истории, безусловно, найдутся и здесь. Орки Средиземья, имена которых представлены ниже, жили в самые разные эпохи мира, но в основном относятся именно ко Второй и Третьей. Упомянутый выше Азог известен тем, что захватил Морию и отрубил голову царю гномов Трору. Его сын, Болг Жестокий, был убит Беорном во время Битвы Пяти Народов. В «Хоббите» отряд Торина встречается с Верховным Гоблином в Мглистых горах, в результате чего погибает. Что касается «Властелина колец», то читатели и зрители помнят командующего отрядом урук-хаев Сарумана Углука, которого убил Эомер. Также известно, что несколько орков отсутствовали во вселенной Толкина и были введены в сюжет специально для трилогии Джексона. Самым запоминающимся стал Лурц, от руки которого погиб Боромир. Но справедливо будет отметить, что именам, да и в целом представителям этой расы, уделяется не так много внимания, и случается это крайне редко. Наверное, именно поэтому клубок тайн и интриг вокруг них до сих пор невозможно распутать.

Орки - кто они? Бесчисленные орды уродливых дикарей, которые убивают людей, жгут их дома, уничтожают посевы и воруют рогатый скот. Орки Средиземья, фото которых можно увидеть не только на страницах комиксов, уже давно завоевали добрую половину всего фэнтезийного мира. Они побывали повсюду, и даже в космосе.

Происхождение слова

Дословно слово «орк» означает - «чужеземец», «демон, несущий зло и смерть». Во времена Древнего Рима «Оркус» было одним из имен Аида, бога смерти. В итальянской мифологии встречается слово «орча» - великан, который любит есть человеческих детей. Забавный факт, что в английском языке правильны оба варианта - orc и ork. В русском языке это слово читается одинаково.

Откуда же тогда взялось слово? И почему орками стали называть этих серо-зеленых дикарей. Все очень просто, причиной стал Толкин Джон Рональд Руэл. Именно он - первый человек, назвавших этих дикарей орками, после него все и завертелось. Назвал он их так еще до «Властелина колец», а не по окончании одноименного фильма.

В книге под названием «Хоббит, или Туда и обратно» в 1937 году впервые появилось это название. Данное слово автор взял из средневековой поэмы «Беовульф», где встречается слово orcnez, что означает - «подводные монстры». Позже он сам замечал, как это слово похоже с одним из имен Аида.

Воинственные народы Средиземья - орки - стали главными героями мира фэнтези и нашли свое место в книгах, фильмах, играх и других жанрах.

Создание Средиземья

С чего началась история Средиземья? Эру Илуватар - творец, обладающий могуществом мысли и воплощающий эти мысли своей волей. Он создал айнуров, первый народ Средиземья. Айнуры - провидцы, сплетают Песнь и могут предсказывать судьбу мира.

Народ айнуров раскололся, в нем появился храбрец Мелькор, который желал возвыситься над своим народом подобно Илуватару. Это темное желание повлияло на дальнейшую судьбу Средиземья и привело к разрушению мира, разрушало Песнь. Мелькор мечтал захватить мир в свои руки, за ним пошли многие из племени Айнур, которые и стали творцами Средиземья: они создали сушу и водные просторы, воздух, новую землю.

В ней жили старшие духи - Валар и Майар. Они вели бесконечную войну с Мелькором, пытаясь нарушить его планы захвата. Но Мелькор тоже не сдавал своих позиций. Это стало причиной множества катастроф и катаклизмов, которые оказали влияние на дальнейшую жизнь мифического мира.

Население

Кто такие орки Средиземья? Народы и расы, населяющие фэнтезийный мир, имели свою иерархию, отличались способом жизни и взаимодействовали между собой.

Среди них выделяют гномов, эльфов, хоббитов, людей, орков, троллей и прочих сказочных персонажей.

Гномы - свободный народ, прирожденные ремесленники и исследователи сокровищ земных глубин. Живут около 500 лет, а после смерти превращаются в камни.

Эльфы - бессмертные всевидящие существа. Их сущности тесно связаны с природой, они грациозны, разумны и обладают хорошо развитым чувством прекрасного.

Хоббиты - невысокие существа, но при этом достаточно сильные, умеют управляться с оружием.

Люди - самая многочисленная раса. Они имеют разную национальную принадлежность, собственные обычаи, работают строителями или торговцами. Живут около 65 лет.

Племена орков в Средиземье - это целая раса, которая характеризуется особой злобностью и воинственностью.

Орки Толкина

Любой фанат этого автора знает, что в фэнтезийном мире Толкина орки - это уродливые потомки первых эльфов. Об этом писалось в книге «Сильмариллиона» в 1977 году и говорилось в фильме «Властелин колец». Орки Средиземья были ужасными существами и подчинялись темному властелину Марготу. Он отлавливал эльфов Мелькора, при помощи темной магии извращал их, изменял и пытал до тех пор, пока они не становились уродливыми орками. Это были темнокожие существа с черной кровью, ростом как среднестатистический мужчина. Однако Темный Властелин, Маргот, допустил ошибку, роковую для орков. Ведь их создание происходило в темноте, поэтому они сильно слабели при свете.

Возраст

В мире Средиземья орки и гоблины - одна раса. Просто гоблинами принято называть мелких орков, а более крупных - просто орками. О долговечности орков мало что известно. Одни считают, что они бессмертны, а другие, что они просто долгоживущие создания. Но одно известно точно - ни один орк никогда не умирал от старости. Например, вождь марийских орков Поль в расцвете своих лет убил предводителя гномов Найна, и только через 150 лет погиб в битве Пяти Армий. Его отец, Азок, по некоторым данным, прожил более 300 лет, прежде чем также был убит.

Орки Средиземья и их имена плавно перекочевали из книги Толкина в комиксы, мультфильмы, настольные и компьютерные игры, стали героями множества фэнтезийных миров и цивилизаций.

Быт

Как жили орки Средиземья? Размножение происходило очень быстро. Однако об их женщинах известно ровно столько же, сколько и о женщинах гномов. Они есть, но их никто никогда не видел.

Живут и строят свои города чаще всего в горных подземельях, подальше от солнечного света. Однако большинство орков все равно предпочитает вечную тьму Мортера.

Язык

Собственного языка у орков не было. Каждое племя говорило на своем диалекте, тем не менее все понимали друг друга. Они были объединены одним языком Вестрона. Но Саруман разработал для них особое темное наречие, которым те изредка пользовались, чтобы достичь мирных соглашений с Варгами, Гномами и людьми. Между собой племена орков очень часто враждовали.

Основные занятия

Орки Средиземья, кроме войны, занимались ремеслами и овладели ими достаточно хорошо. Но специфика этих занятий была направлена на ведение военных действий и уничтожение противников. Они изготавливали не только орудия убийств, но и машины пыток.

Они научились рыть тоннели и разрабатывать рудники. Что касается еды, то они могут есть все, но наибольшим деликатесом для них является мясо дичи, которую они сами поймали. Это могут быть люди или звери. Военные операции они, как правило, проводят в темное время суток. Но есть исключение: урук-хаи - потомки людей и орков, которые могут беспрепятственно находиться на солнечном свету.

Орки Толкина - это всем оркам орки. Средиземье, фильм о котором стал культовым, - не просто среда обитания гномов и эльфов. Это целый мир, в котором есть место даже любви и состраданию. Можно сказать, они прародители всех орков фэнтези. Именно Толкин - первый человек, который их придумал, после этого появились все остальные орки.

Список орков Средиземья не ограничивается только толкиновскими существами, ведь с течением времени этот прототип оброс новыми усовершенствованными возможностями.

Орки Грейхока

1974 год. Великобритания. Именно здесь была создана настольная ролевая игра в жанре фэнтези, разработанная Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесоном. Dungeons of Dragons является очень популярной настольной игрой. Игрок перемещался по столу, выполнял миссии и прокачивался. И именно там, в настольных и других играх, впервые появились орки Средиземья.

В отличие от Толкина, в D&D орки и гоблины являются разными биологическими видами, но, несмотря на это, часто действуют сообща. Внешне орки похожи на людей, отличает их только темно-серая кожа, заостренные торчащие уши и выглядывающие из пасти клыки. Если в мире Толкина орки являются бывшими потомками эльфов, то в мире D&D они дальние родственники людей. Подтверждение тому - немалое число полуорков, которые могут жить с орками и считаться изгоями в землях людей, или же, наоборот, объединяться в отдельные племена. Кстати, в одной из редакций Dungeons of Dragons полуорк - одна из доступных рас.

Особенности настольных орков

Каждый орк очень любит войну. Если он не сражается, то он либо думает о войне, либо уже умер. Поэтому обучение владению оружием у орков в обязательной программе. Несмотря на то что владеть оружием, как и следить за ним, они зачастую не умеют. Орки с неприязнью относятся к людям и чужакам, но, заметив эльфа или гнома, без раздумий кидаются в бой, даже если преимущества у них никакого перед врагом нет. Они также не любят свет, но только потому, что им просто некомфортно находиться под солнечными лучами.

В племенах орков царит полный патриархат. Орочьи женщины считаются собственностью своих мужчин. А их количество - один из показателей, по которому оценивается положение орка на социальной лестнице. Не брезгуют орки и рабством. В племени часто имеется шаман, власть которого сравнима с властью вождя. Если между этими двумя орками возникает вражда, племя может расколоться.

Наиболее крупные племена орков живут в больших городах, построенных как на поверхности земли, так и под ней. Здесь они уже стали приобретать хорошо знакомый нам вид.

Игра стала настолько популярной, что в 1980 году Майкл Мурмак создал нового героя, которого в 1983 году купила компания Games Workshop. Незначительно измененный герой был назван Warhammer, и именно он подарил миру тех самых зеленых орков.

Орки Старого Света

Неизвестно, почему орки в Вархамере зеленые. Однако некоторые фанаты игры уверены, что разработчики хотели придать им визуально запоминающийся образ. И в этом они не прогадали. Однако зеленый цвет - не единственное, чем орки Вархамера выделяются на фоне других. Если во всех других произведениях они по умолчанию были злобной расой и убивали людей, эльфов, гномов, которых только могли встретить, то здесь они убивают, потому что война - это вся их жизнь и часть их культуры. И возможно, в душе они не такие плохие сущности.

Откуда пришли орки? Средиземье, фильм о котором сняли спустя много лет после написания книги, не всегда было их домом. Они не имеют пола, но размножаются очень быстро через споры, как грибы. Живут племенами, которые возглавляют самые здоровые и сильные представители. Обычно их называют вожаками или военачальниками. Чем успешнее военачальник, тем больше орков присоединяется к его племени, ведь сильный управитель принесет им гораздо больше побед и трофеев.

В качестве валюты используют зубы, которые у тех растут и выпадают на протяжении всей жизни. Сколько они живут неизвестно, ибо ровно, как и толкиновские орки, ни один орк Вархамера никогда не умирал от старости. В расовую принадлежность вернулись гоблины и добавились снотлинги. Это самые маленькие из зеленокожих, а еще самые глупые. Они считаются самым низшим сословием, орки поручают им самые легкие задания. Гоблины слабее орков, но гораздо хитрее и изворотливее.

Черные орки

Чем отличались между собой орки Средиземья? Расы этих существ существенно разнились. Это были гоблины - маленькие орки, урук-хаи - полуорки, еще известны черные орки.

Самые зеленые и крупные особи были созданы колдунами гномов Хаоса в качестве дешевой и покорной рабочей силы. Гномы и раньше использовали орков в качестве рабов, но зеленокожие воинственные создания вместо работы предпочитали разбивать друг другу морды. Поэтому колдуны и вывели новую породу - черных орков. Они были умнее, здоровее и сильнее, но у них был и минус для гномов Хаоса - они сплотились против своих хозяев и сбросили с себя рабские оковы.

Обычно именно черные орки возглавляют племена и ведут других в бой. Они являются элитой орков и подходят к вопросу войны основательно. Они с презрением смотрят на остальных орков, особенно на гоблинов, ведь те часто сбегают с поля боя. Они всегда носят лучшее оружие и доспехи.

У орков есть свои боги - Горк и Морк. Один сильный и глупый, а другой - умный, но менее сильный. Они любят и почитают своих богов и всюду, где только можно, строят им памятники и тотемы. Орки любят рассказывать друг другу о том, как Горк или Морк избивают Корна.

Именно для Games Workshop придумали зеленых орков, но стали они популярными благодаря другой игре.

Орки Дренора

В 1994 году вышел первый релиз легендарной игры. Изначально орки не были зелеными в мире Warcraft, но, после того как их обманул демон Кел Дже Ден и заставил их выпить кровь монорота, они стали зелеными и пошли войной против своих бывших союзников. Позже в Дреноре открылся портал, орки перебрались в Новый Мир, где и живут до сих пор.

Какие еще жанры освоили фантазийные персонажи? "Средиземье: Тени Мордора (Орки)" - еще одна компьютерная игра, но уже последнего поколения, с интересным сюжетом и новыми героями. Игрок может воплотиться в доброго героя и спасти вымышленный мир от катастрофы.

Они были изначально синонимичны «гоблинам» - злым существам, о которых веками рассказывали люди, особенно в Англии. Сам Толкин утверждал, что взял слово «orc» из 112 стиха средневековой поэмы «Беовульф », где есть слово «orcneas» - «подводные чудища» (слово является галаксом поэмы, трактовки его смысла и этимологии расходятся: по некоторым из них часть -neas происходит от готского naus или старонорвежского nár , означающих «труп» и «мертвец» , или от староанглийского -né , производного от nebbed - «мертвец на кровати» ). В поздних письмах и некоторых неопубликованных работах Толкин писал это слово как «ork». Также в древнеримской мифологии упоминался бог мира мёртвых по имени Орк (Orcus).

Орками - в Англии называли норманнов. Дословно орк означает - чужеземец, несущий зло и смерть (см. поэму «Битва при Гастингсе») . В древнеримской мифологии Орк (Orcus) - одно из имён Аида, бога преисподней .

Орки у Толкина

Орки Средиземья были злобным народом, подчинявшимся Тёмному властелину и составлявшим его орды. Это были низкорослые темнокожие существа, созданные из самых кровожадных животных и замученных эльфов . При их создании Тёмный властелин - Моргот - допустил ошибку, роковую для орков и троллей . Их создание происходило в темноте, поэтому орки, хоть, в отличие от троллей, и не каменеют, но сильно слабеют на свету. Впоследствии этот изъян был исправлен Саруманом , создавшим разновидность - урук-хай .

Современный типаж орков

В дальнейшем орки стали популярны в романах фэнтези и играх, построенных на их основе, зачастую как отдельный от гоблинов вид. Традиционное описание орка в современных произведениях фэнтези заметно отличается от гоблинов Толкина и происходит, в основном, из правил настольных игр D&D и Warhammer . Орков описывают как высоких, сильных, воинственных существ с оливково-зелёной кожей, большими клыками и плоскими, как у обезьян, носами . Их часто наделяют варварской культурой и стереотипной атрибутикой викингов или кочевых народов (например, гуннов или монголов), часто в сочетании с элементами культуры индейцев . В игре Warcraft III некоторые лидеры орков (мастера мечей) напоминают самураев и даже носят имена, похожие на японские (Самуро, Гэндзюрос, Дзюбей). В большинстве случаев орки имеют крупное телосложение и хорошо развитую мускулатуру.

Традиционно орки выступают как антагонисты эльфов , им приписываются различные негативные характеристики: кровожадность, скудоумие, воинственность, коварство, вероломность, склонность к каннибализму и т. д. В некоторых сеттингах , таких как «Готика », орки - антагонисты людей. В большинстве случаев опасность, исходящая от орков, заключается в их количестве, силе и ярости, а не в воинском умении. Армия орков чаще всего представляет собой плохо организованную, хаотичную силу. Орочьи командиры часто описываются как сильные харизматические лидеры, но плохие стратеги .

В последнее время, как в литературе жанра фэнтези, так и в компьютерных играх , стереотип орков как «монстров » часто нарушается, и этот вид предстает в более положительном свете. В играх серии Аллоды , Morrowind , Oblivion и Skyrim орки выступают как достаточно дружелюбные существа, не отличающиеся морально от других видов, за них также можно играть, хотя они по прежнему имеют варварскую культуру и атрибутику. Во вселенной Lineage II орки являются видом, обладающим крупными размерами (на голову выше человека), серо-зеленой кожей, недюжинной силой, но не слишком ловким и интеллектуально развитым. В литературе орки впервые выступили положительными существами в орочьем цикле романов Стэна Николса .

В играх серии Might & Magic

Отдельный, нестандартный образ орков наблюдается во второй , четвертой играх серии Heroes of Might and Magic , а также в играх Might and Magic II: Gates to Another World и Might and Magic IV: Clouds of Xeen. Там орки изображены в облике уродливых антропоморфных кабанов. В остальных же играх «геройской» серии орки выглядят по-разному: в Heroes of Might and Magic III они имеют вполне традиционный вид и зелёную кожу; в Heroes of Might and Magic V они являются независимым видом существ с неплохим складом ума, имеют оранжевую или коричневую кожу и позиционируются как полулюди-полудемоны . Кроме того культура этих орков напоминает тюркскую и монгольскую культуры. И орки здесь предстают в виде самых заклятых врагов демонов и являются, в целом, положительными персонажами .

В игре Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East рассказывается о происхождении орков. Во время войны с демонами в городе Шахибдия в преступников и пленников из людей вливали кровь демонов, чтобы создать вид воинов-рабов . Когда война кончилась, орков сделали рабами, но мудрый орк Куньяк вместе с шаманом Бату сумели освободится из оков «Стальных Мужей» и основали своё племя . Его потомок Курак продолжил дело предка: освободил остальных орков-рабов и уничтожил город Герцогства Ворона. При новом хане Готае они объединились с другими расами Асхана и выбили ненавистных всем демонов.

В игре Might & Magic Heroes VI орки играют ту же роль, что и в предыдущей игре серии, при этом являясь верными друзьями герцогства Грифона. В этой игре культура орков создана с упором на ацтекскую, возможно из-за их проживания на островах в джунглях (таким образом во вселенной Might & Magic можно выделить 2 подфракции орков: степные и островные). Особенно ярко это проявляется в обликах Сноходцев и Воинов-Ягуаров.

Во вселенной Warcraft

В играх Warcraft: Orcs & Humans и Warcraft II: Tides of Darkness орки изображены безжалостными монстрами, одержимыми идеей захвата мира Азерот. Они вступают в ожесточённую войну с Альянсом, который исконно обитает в Азероте. В обеих играх оркам в начале сопутствует удача, но в конце они терпят окончательный разгром.

В Warcraft III: Reign of Chaos узнаётся, что орки были совращены и порабощены демоническим Пылающим Легионом, который использовал их как марионеток для уничтожения Азерота. Орки изначально являются благородной расой, имеющей свои законы, устои и правила. И они, возрождая своё благородное начало, освобождаются от пагубного влияния Легиона. Начиная с этой игры орки предстают положительными персонажами.

В World of Warcraft орки предлагаются игроку в качестве одной из рас, за которые можно играть.

См. также

  • Умертвие

Ссылки

  • Орки, гоблины и всевозможные родственники - статья в журнале «Мир Фантастики »

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Орки" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Орки. Орки (англ. Orcs, самоназвание uruk; как синоним иногда употребляется слово «гоблины») в произведениях Джона Р. Р. Толкина злобный, варварский народ, подчинявшийся темному властелину и… … Википедия

    Орки (англ. Orcs, самоназвание uruk) в произведениях Джона Р. Р. Толкина злобный, варварский народ, подчинявшийся темному властелину и составлявший его орды. Изначально созданы Мелькором при помощи чёрной магии мутанты из пойманных им эльфов.… … Википедия

    Орки Orcs Орк ша … Википедия

    Орки (Warhammer 40,000) У этого термина существуют и другие значения, см. Орки. Проект Статья о вымышленной вселенной Warhammer 40,000 Портал Орки (англ. Orks) это инопланетный народ в вымышленной… … Википедия

    Орки в мире компьютерной игры Lineage II это раса со своей культурой и менталитетом. У орков своя вера в бога огня, который (как они считают) породил их на свет. В самой истории мира Lineage II, орки описываются как самая ранее могучая раса, но… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Орки. Орки воинственные существа, покрытые шерстью и обладающие высокоразвитой цивилизацией. В серии игр Gothic (Готика) они выступают в роли врагов людей. Причиной для затяжного конфликта… … Википедия

    В Википедии есть портал «TES» … Википедия

Эти персонажи на сегодняшний день наводнили целую серию компьютерных игр. Без них не представляет свою жизнь ни один фанат Средневековых, фантастических романов. Более того, существует также целая культура, которая поклоняется данному виду существ. Их жизнь полна тайн и загадок, их происхождение также неизвестно. Долгие годы темных и мрачных, эти существа наводняли ужас в сердца людей, порождали самые нелепые, кошмарные и поистине жуткие образы. Но сейчас об этих существах, которые столько лет пугали и завораживали, полностью изменилось представление. Если раньше эти существа были лишь предметом для страшилок, то теперь они стали огромным культом, который вызывает у многих людей интерес и по сей день. Конечно же, это орк, а молва о его кровожадности прошла довольно темный и тернистый путь.

Кто такие орки?

На сегодняшний день, на данный вопрос очень сложно ответить, поскольку сами эти фантастические существа настолько эволюционировали в культуре, изменились и стали частью социума, что теперь сложно вообще представить историю появления этого монстра. Да и является ли он монстром вообще? Загадка для людей.

И все же в Средние века, в эту темную и поистине мрачную эпоху, когда вера охватывала сердца людей, науки на тот момент не было, а объяснять простые вещи было незачем, орки представлялись людям поистине ужасными монстрами. Далекие скандинавские народы, а также народы, населявшие Англию, Ирландию и Шотландию, всячески пугали детей россказнями, о страшных чудовищах, с огромными клыками и когтями, которые уносили непослушных и провинившихся к себе в пещеру, где впоследствии и съедали. Было ли это выдумкой или нет - на сегодняшний день сказать сложно, как и сложно сказать о том, что стало причиной появления таких вот жутких историй. Однако, все эти сказки и жуткие истории оставались лишь в сердцах и в умах людей. К сожалению, на бумаге они так и не осуществились.

Шли годы, эпоха Средневековья, таившая в себе много странностей и подозрений, сменилась эпохой Возрождения, затем появилось и Новое время. Старые границы стерлись, страшные сказки были позабыты. Но орки так прочно вжились в местный народ, что они, как и все то темное и страшное, что принесло в себе период Средневековья, стали частью детских сказок, небылиц и легенд. Появилось множество версий о происхождении данного термина. Они являются в виде самых бредовых, и самых правдивых, опирающихся на факты. Так в Англии орками называли норманнов, за их жестокость, ненависть, коварство и насилие, которое они причиняли местному населению.

В Древнеримской мифологии Орк это одно из имен Аида - бога подземного царства мертвых. В это самое время этот персонаж впервые появляется на бумаге в произведении Базиле Джамбаттисты из Неаполя «Сказка сказок…». Там главный герой произведения встречает орка, по описанию который тесно совпадает с теми страшными сказками, которые рассказывали на ночь детям взрослые, только теперь он безобидный и ничтожный карлик, пусть и несколько опасный. Орков ставят наравне с гоблинами, их роль приуменьшают, а сами они теряют какой-либо смысл в культуре. Казалось мистическому ореолу орков, который очень долго существовал в страхе людей, пришел конец. Но был человек, который возродил этих мистических и фантастических существ.

В середине двадцатого столетия, выходит знаменитая книга. Она вызвала восторг у многих людей. Через почти пятьдесят лет по этому произведению был сделан одноименный художественный фильм. Эта книга, как и сам автор, вызвали огромный общественный резонанс в мире. Человек, который не задумывался о последствиях написания романа, создал целую сеть идолопоклонничества для многих людей. Много из того, что он придумал, распространилось не только в массовой культуре, но и даже в повседневной жизни. В тысяча девятьсот пятьдесят пятом году на свет появляются романы «Властелин Колец». Это история об одном хоббите, представителя маленького и удивительного народа, который отправляется в далекое путешествие, чтобы уничтожить великое Зло, которое тот несет с собой - Кольцо всевластия. Это Кольцо принадлежало одному Темному Властелину, который в свою очередь наводил ужас на весь волшебный мир. Но не только своей силой хвалился этот Повелитель Тьмы. В его услугах были орки и горные тролли. Они были также чудовищны, как рассказы в древних английских легендах. Но все эти темные персонажи получили не только продолжение, но и обновление. И именно они стали частью того, что на сегодняшний день является предметом идолопоклонничества.

До этого обновления орки выглядели низкорослыми, с клыками в зубах, острыми когтями. Грязные, немытые, вооруженные до зубов, но хилые и очень слабые на вид, они ничем не отличались от тех же гоблинов. Более того, они имели длительное время ту же слабость, что и горные тролли. Свет. Как только луч света проникал на то место, где находился орк - он тут же обращался в камень. Слабое ничтожное создание. После обновления орк выглядел уже совсем по-другому. Огромное мускулистое чудовище, с клыками и когтями, обладающее мощным вооружением, сильное, жуткое и ужасное, рычащее, воющее, не останавливающееся ни перед чем, чтобы уничтожить людей. Это новые орки. Они не боятся света, им не страшно никакое оружие. Они могут и любят убивать. Им это необходимо. И именно эти существа стали предметом идолопоклонства.