Типы характеров аниме персонажей. Типы персонажей

!Некоторые персонажи совмещают в себе сразу несколько типов характера.

Не всегда тип характера понятен сразу.

Вопреки расхожему мнению, классификация типов характера применима не только к персонажам женского пола. Да, мальчики тоже бывают МОЭ!


Основные типы характера:

1. Цундере (Tsundere, ツンデレ). Происходит слово от цунцун (tsuntsun, ツンツン), что означает - отвращение, и дередере (deredere, デレデレ), что означает - влюбленность. Один из самых любимых отаку тип персонажей, часто бывает моэйным (об этом ниже). Эти персонажи часто представляют собой поначалу вредных и самовлюбленных, иногда даже неприятных личностей (больше половины девочек с богатыми родителями, например), но в процессе развития сюжета всегда выясняется, что под вредностью скрывается много хороших качеств. Чаще всего они проявляются, когда персонаж влюблен. При этом сам объект их любви бывает ими отвергаем, однако в итоге им приходится признать свои чувства.
Существует также несколько подвидов цундере:

Цунахо (Tsunaho, ツンアホ), альтернативное название - цунбака (Tsunbaka, ツンばか) или более нейтрально - цундодзи (Tsundoji, ツンドジ)
Эти персонажи очень хотят казаться плохими, но из-за неуклюжести, а часто и недалекости всегда все путают, роняют вещи, падают сами и вообще ведут себя комично.

Цунтере (Tsuntere, ツン照れ) - это более открытый (и моэйный вид) цундере. "Тереру", tereru (照れる) означает "застенчивый". То есть, цундере, который пытается казаться холодным и неприступным, но из-за собственной застенчивости (и моэйности) иногда выдает настоящие чувства. Таким образом становится видно, что персонаж на самом деле дередере.

Цундора (Tsundora, ツンドラ) буквально означает "тундра". Это наиболее замкнутый и мрачный тип
персонажа, ледяной. Очень сложно заставить такого персонажа показать свое "дередере-я".

Цунгире (Tsungire, ツン切れ) - самый опасный тип цундере, называющийся по аналогии с "киреру" (kireru, 切れる)- короткое замыкание. Если разозлить этого персонажа, то...лучше не надо. На первый взгляд иногда сложно отличить цунгире от яндере, но вспышка ярости и безумие - все же разные вещи.

2. Кудере (Kuudere, くーデレ), происходит от английского cool и японского deredere , словом называют хладнокровных и равнодушных персонажей. Часто они где-нибудь подальше от остальных сидят с книгой и ни с кем не общаются. Часто их можно отличить по голубым волосам, но не всегда. Итак, кудере молчаливы, но лишь потому, что не хотят ни с кем разговаривать, в силу своего высокомерия.

3. Дандере (Dandere, ダンデレ) - сокращенное danmari deredere (だんまりデレデレ), что означает "стеснительная/ый дередере". Данмари (だんまり) значит "молчание", но молчит дандере не потому, что ему (или ей) так хочется, а потому что жутко стесняется. Это настоящие социофобы, замкнутые и недоверчивые. Чаще всего раскрывают "дередере-я" при контакте с объектом любви.

4. Яндере (Yandere, ヤンデレ) - сокращение от yanderu deredere (病んでるデレデレ), "яндеру" (病んでる) означает "больной". Короче, это сумасшедший "дередере". Яндере-персонажи пользуются у отаку популярностью не меньшей, чем цундере.
Яндере привязаны к объекту своей любви очень сильно, до идолопоклонничества. Это типичные фанаты (и фанатки). В обычном состоянии яндере неотличимы от дередере, но, влюбляясь, превращаются в психов, и не стоит в этот момент попадаться им на пути, ведь они частенько берут в руки острые предметы.

5. Янгире (Yangire, ヤン切れ) - подвид яндере, они являются одновременно безумными и вспыльчивыми. Такому персонажу, чтобы стать маньяком, особый повод в виде любви обычно не нужен. Часто у них в шкафу прячется какой-нибудь темный неприятный секретик из прошлого.

6. Генки (Genki, 元気) - оптимистичные, всегда всем довольные и гиперактивные
персонажи. Такой персонаж - "душа" компании.
Генки бывают двух типов - умные и не очень. Умные генки мыслят так же быстро, как действуют. Персонажи второго типа так же энергичны, но при этом частенько творят комичные безумства.

Ах да, МОЭ!

Слово "моэ" (萌え) означает "росток", подразумевая под собой хрупкую девушку, о которой нужно (и хочется!) заботиться.
Слово в культуре означает фетиш внешности/поведения. Все стереотипы характера, описанные выше, тоже относятся к понятию "моэ". Долгое время считалось, (да и сейчас еще часто считается), что моэйными могут быть только девушки. Но! Моэ может быть парень, хотя и гораздо реже. Разве Италия-кун из Хеталии не являет собой тому пример?
Моэкко (Moekko, 萌え娘) - девушка с моэйными чертами. Моэкко бывают опять же нескольких видов.
Меганекко (メガネっ娘) - девушка в очках.
Бокукко (ぼく娘) - энергичная пацанка.
Петтанко (ぺったんこ) - девушка-ребенок, с плоской грудью, по поводу чего она обычно очень страдает. Ну или не страдает.
Бакуню (爆乳),- девушка с большой грудью, объект зависти петтанко.
Додзикко (ドジ娘) - неуклюжая девушка.

В сегодняшней статье я хочу обратиться к интересной классификации главных героев, предложенной Александром Миттой в книге «Кино между адом и раем ». Зачем, спросите вы, забивать себе голову какими-то классификациями? Ведь обычно главным героем назначается простой положительный парень, и все этим вроде бы довольны, никто не возражает… Однако если смотреть шире, то таких вот простых парней из народа становится до неприличия много, и если в каждом вашем произведении будет действовать однотипный главный герой, читателям это быстро наскучит. А посему нелишним будет узнать, какие же еще существуют типы главных действующих лиц.

Перед тем, как мы перейдем непосредственно к классификации, упомяну о том, что обычно в любом произведении личность главного героя – одно из самых слабых мест. У начинающих авторов царствует так называемый – главные герои воплощают собой идеальных персонажей (умных, красивых, сильных и находчивых) и не имеют сколько-либо значимых отрицательных черт. Сами понимаете: следить за похождениями такого идеального человека – дело, скажем так, на любителя, да и в реальной жизни таких уникумов не встретишь.

У маститых писателей проблемы иного рода: часто главное действующее лицо у них на порядок менее интересно, чем какой-нибудь персонаж второго плана. Это происходит, в том числе, из-за того, что зачастую на главного героя ложится бремя морализаторства – именно он становится воплощением добра и справедливости, в то время как второстепенные персонажи вольны вести себя как пожелают. И разумеется, на фоне своенравных и острых на язык спутников наш правильный главный герой выглядит вяло.

Решение первой из обозначенных проблем, как мне кажется, не представляет большой сложности – достаточно лишь разбавить положительные качества героя некоторым количеством отрицательных, а вот проблема второго рода достаточно сложна, и как я уже отмечал, даже опытные литераторы зачастую не справляются с ней. Но как мне видится, ключ к ее решению – в старательной проработке характера, в углублении психологизма персонажа. Если роль изначально не харизматична, ее можно усилить только за счет глубины проработки. Возможно, в чем-то здесь поможет и наша классификация.

Типы героев по А. Митте.

Наши знакомые.

Это именно тот тип, который властвует сейчас на просторах литературы. Это тот самый парень из народа или простая романтичная девушка, которые волею судеб оказываются втянуты в какую-то передрягу или любовную историю. Главной отличительной чертой данного класса является то, что он практически не трансформируется на протяжении сюжета – то есть в финале эпопеи Иван Иванович так и остается простым слесарем, не смотря на то, что дважды спас мир и покорил сердце красавицы. И это в известном смысле противоречит логике (ну как может не измениться человек, перенесший такие испытания?!), но главное здесь другое — максимальное переживание зрителя, отождествление себя с главным героем.

Работать с таким персонажем достаточно просто – можно спокойно представить себя на его месте и бодрой поступью пройти сюжетную линию до самого конца. К такому герою, как правило, быстрее проникается доверием читатель – он, так же как и мы, узнает в нем себя. В таких обстоятельствах становится проще добиться сопереживания и саспенса. А это достаточно весомый плюс, особенно, если сама история тому способствует – ее сюжет лихо закручен, и нашему бедняге грозит одна смертельная опасность за другой.

Однако Нашего Знакомого достаточно сложно наполнить жизнью, вызвать к нему интерес читателя именно как к личности.

Андердоги.

Этим словом за рубежом характеризуют людей, пробившихся наверх с самых низов общества. Эти герои начинают абсолютно никем, но в ходе истории, преодолев множество препятствий, собственными силами добиваются успеха. Именно их внутренняя страсть, желание достичь результата и выбраться из той грязи, в которой они родились, и отличает андердогов от прочих типажей. Это сильные и смелые личности, которым хочется сопереживать. Они изначально оказались под гнетом обстоятельств, и сама их жизнь – это конфликт человека и жестокого мира.

К работе с таким персонажем нужно приложить определенные усилия, суметь отлить достоверный сплав циника и идеалиста.

Потерянные души.

Это люди, переступившие грань дозволенного, оказавшиеся по ту сторону морали и закона. Люди, потерянные для нормального общества. Яркий пример это типажа – Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Лично я условно разделяю данную группу на два подтипа. К первому я отношу Наших Знакомых , совершивших какой-либо проступок или преступление и поломавших тем самым свою жизнь. Ко второй – отъявленных негодяев и преступников, ставящих во главу угла собственную выгоду. И те, и другие с равным успехом могут быть главными героями, однако требуют разного подхода. У первого подтипа обычно присутствует огромный внутренний конфликт – человек преступил закон, попрал нормы морали, и это не может не отразиться на его внутреннем состоянии. Он вынужден бороться не только с внешними факторами, но и с самим собой. Отъявленные негодяи, как правило, не мучаются угрызениями совести, однако даже к ним можно вызвать симпатию читателей, если они встанут на пути более могущественных и аморальных сил.

Работа с героями подобного типа крайне сложна: это путь по канату над пропастью. Нужно достоверно изобразить характер, но не отпугнуть читателя; суметь раскрыть внутренний конфликт человека, совершившего большую ошибку.

Идолы.

Лучшие представители человечества, наделенные богатством и славой, незаурядным интеллектом и красотой. А также нередко какими-нибудь сверхспособностями. Это разного рода супермены и супергерои, агенты 007 и прочие гениальные сыщики. Интерес к ним со стороны читателя объясняется простым желанием приобщиться к свершениям великого человека, настоящего героя от макушки до пят.

Здесь, по моему мнению, есть два тонких нюанса, которые нельзя оставлять без внимания.

Во-первых, у идола должна быть хотя бы одна четко обозначенная отрицательная черта. Герой не может быть идеален во всем. Например, он может быть пьяницей, наркоманом, иметь гипертрофированную тягу к замужним женщинам, может быть антисоциальным нигилистом, эгоистом и циником, да и просто человеком с расшатанной психикой. Вариантов множество! Это приблизит образ героя к реальности и сотрет барьер между ним и читателем. Поняв, что наш супермен далеко не идеален, читателю будет проще проникнуться к нему симпатией и даже в чем-то почувствовать свое превосходство над ним.

Второй момент: противостоять супергерою должен суперзлодей. Или зло планетарного масштаба. Иначе просто неинтересно.

Работа с идолами достаточно сложна: не всякий читатель принимает подобного рода характеры, да и тем, кто принимает, еще нужно суметь угодить. А уж раскрыть психологическую глубину практически идеального героя – задача наивысшей степени сложности.

На этом, пожалуй, и все. Вы познакомились с основными типами главных героев, разобрались в преимуществах и сложностях каждого из них, и теперь можете более вариативно подходить к вопросу выбора главных действующих лиц. Надеюсь, данная информация была для вас полезна. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская». До скорых встреч!

Система персонажей. Персонаж (литературный герой) - это действующее лицо сюжетного художественного произведения.

организованность персонажей литературно-художественного произведения предстает как система персонажей.

систему персонажей следует рассматривать с двух точек зрения:

1. Как систему взаимоотношений персонажей (борьба, столкновения и т.д.) – то есть с точки зрения содержания произведения;

2. Как воплощение принципа композиции и средство характеристики действующих лиц – то есть как позицию автора.

как и любая система, персонажная сфера характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру (относительно устойчивый способ =закон связи элементов).

элементы персонажной сферы

главные – находятся в центре сюжета, обладают самостоятельными характерами и прямо связаны со всеми уровнями содержания произведения,

второстепенные - также довольно активно участвующих в сюжете, имеющих собственный характер, но которым уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев,

эпизодические - появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера и стоящих на периферии авторского внимания; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных и второстепенных).

кроме того, существуют еще и т.н. внесценические персонажи, о которых идет речь, но они не участвуют в действии (например, в «горе от ума» а. С. Грибоедова это княгиня марья алексеевна, мнения которой все так боятся, или дядя фамусова, некий максим петрович).

например, роман дефо «робинзон крузо» вроде бы повествует о жизни одного человека. Тем не менее, роман густо населен. В воспоминаниях и мечтах робинзона живут разные лица (=внесценические персонажи): отец, предостерегавший сына от моря; погибшие спутники, с участью которых он часто сравнивает свою; корзинщик, за работой которого он наблюдал в детстве; желанный товарищ – «живой человек, с которым я мог бы разговаривать». Роль внесценических персонажей, как будто вскользь упоминаемых, очень важна: ведь робинзон на своем острове и одинок, и не одинок, поскольку он олицетворяет совокупный человеческий опыт, трудолюбие и предприимчивость своих современников и соотечественников.

по каким же параметрам определяют категорию персонажей?

их два. Это:

– степень участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится;

– степень важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания.

чаще всего эти параметры совпадают. Так, в «отцах и детях» базаров – главный герой по обоим параметрам, павел петрович, николай петрович, аркадий, одинцова – персонажи по всем статьям второстепенные, а ситников или кукшина – эпизодические.

пример - «капитанская дочка» пушкина.

«казалось бы, нельзя представить себе более эпизодический образ, чем императрица екатерина: она, кажется, существует лишь для того, чтобы привести довольно запутанную историю главных героев к благополучной развязке. Но для проблематики и идеи повести это образ первостепенного значения, потому что без него не получила бы смыслового и композиционного завершения важнейшая идея повести – идея милосердия. Как пугачев в свое время вопреки всем обстоятельствам милует гринева, так и екатерина милует его, хотя обстоятельства дела как будто указывают против него. Как гринев встречается с пугачевым как человек с человеком и лишь впоследствии тот оборачивается самодержцем, так и маша встречается с екатериной, не подозревая, что перед ней государыня, – тоже как человек с человеком. И не будь этого образа в системе персонажей повести, композиция не замкнулась бы, а следовательно, не прозвучала бы и художественно убедительно идея человеческой связи всех людей, без различия сословий и положений, идея того, что «творить милостыню» – одно из лучших проявлений человеческого духа, а прочное основание человеческого общежития – не жестокость и насилие, а добро и милосердие»

а бывает и так, что вопрос о разделении персонажей на категории вообще теряет всякий содержательный смысл.

например, в композиции «мертвых душ» эпизодические персонажи отличаются от главных лишь количественно, а не качественно: по объему изображения, но не по степени авторского интереса к ним.

количество персонажей в поэме буквально зашкаливает. Дядя миняй и дядя митяй, зять ноздрева мижуев, мальчишки, просящие у чичикова подаяния у ворот гостиницы, и особенно один из них, «большой охотник становиться на запятки», и штабс-ротмистр поцелуев, и некий заседатель дробяжкин, и фетинья, мастерица взбивать перины, какой-то приехавший из рязани поручик, большой, по-видимому, охотник до сапогов, потому что заказал уже четыре пары и беспрестанно примеривал пятую, и далее, далее, далее.

эти фигуры не дают толчков к сюжетному действию и никак не характеризуют гг – чичикова. Более того, детализация этих фигур явно избыточная – вспомним мужиков, рассуждавших о маниловке и заманиловке, ивана антоновича кувшинное рыло, супругу собакевича, дочку старого повытчика, у которой на лице происходила по ночам молотьба гороху, покойного мужа коробочки, который любил, чтобы кто-нибудь почесал ему на ночь пятки, а без этого никак не засыпал.

однако это не избыток и уж точно не неумение автора строить сюжет. Это, наоборот, тонкий композиционный прием, при помощи которого гоголь создал особую установку. Показал не просто образы отдельных людей, а нечто более широкое и значительное – образ населения, народа, нации. Мира, наконец.

почти такая же композиция системы персонажей наблюдается в пьесах чехова, причем дело еще больше осложняется: главных и второстепенных персонажей невозможно различить даже по степени участия в сюжете и объему изображения. При помощи данной системы чехов показывает «некоторое множество обыкновенных людей, обыденное сознание, в среде которого нет выдающихся, незаурядных героев, на образах которых можно построить пьесу, но в массе своей они тем не менее интересны и значительны. Для этого и надо показать множество равноправных персонажей, не выделяя из них главных и второстепенных; только так и раскрывается в них нечто общее, а именно присущая обыденному сознанию драма несостоявшейся жизни, жизни, прошедшей или проходящей зря, без смысла и даже без удовольствия» (с)

структура персонажной сферы

сколько персонажей необходимо и достаточно?

работая над «тремя сестрами», чехов иронизировал над собой: «пишу не пьесу, а какую-то путаницу. Много действующих лиц – возможно, что собьюсь и брошу писать». А по завершении вспоминал: «ужасно трудно было писать «трех сестер». Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три – генеральские дочки!».

как у классика, где в пьесу «гражданина жюля верна» вводятся «красные туземцы и туземки (положительные и несметные полчища)». (булгаков. Багровый остров).

итак, количество персонажей.

для образования системы персонажей необходимы как минимум два субъекта.

как вариант – может быть раздвоение героя - семен семенович в очках и без очков (хармс, «случаи»).

максимальное число персонажей не ограничено.

по некоторым подсчетам, в «войне и мире» толстого около 600 действующих лиц, в «человеческой комедии» бальзака - около 2 000. (для сравнения – население средневекового западноевропейского города составляло 1-3 тыс. Жителей).

цифры впечатляют.

и сразу вопрос – а сможете ли вы создать произведение с подобным количеством действующих лиц? Нет, напихать персонажей в сюжет легко. Но затем придется ими управлять – чтобы ваша вещь не выглядела, как телефонный справочник.

персонажи обязаны взаимодействовать друг с другом.

некоторым это удается. Например, мультиперсонажные вещи кинга – «необходимые вещи» (needful things), «армагеддон» (другой перевод - «противостояние» the stand), «под куполом» (under the dome)

или классический пример – гомер, «одиссея». Филологи установили более 1700 связей между 342 персонажами поэмы. Между персонажами есть связь, если по сюжету они встречаются, разговаривают друг с другом, цитируют слова друг друга третьему персонажу или из текста ясно, что они знакомы. По структуре «одиссея» удивительным образом напоминает социальную сеть – типа фейсбука или твиттера. История повторяется?))

итак, система персонажей – это взаимосвязи и отношения между персами, то есть понятие, относящееся к композиции произведения.

важнейшее свойство системы персонажей – иерархичность.

об этом мы уже говорили здесь:

в большинстве случаев персонаж находится в точке пересечения трех лучей.

первый – это друзья, соратники (доброжелательные отношения).

второй – враги, недоброжелатели (враждебные отношения).

третий – прочие посторонние люди (нейтральные отношения)

эти три луча (и люди, в них находящиеся) создают строгую иерархическую структуру http://proza.ru/2013/12/17/1652

продолжаем разговор.

«сюжет в его становлении есть в первую очередь создание системы персонажей. Важным этапом является установление центральной фигуры и затем установление остальных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются» (г.а. шенгели)

выделяют два типа связи между персонажами – по сюжету (теза-антитеза) и по соотношению характеров.

наиболее простой и часто встречающийся случай – противопоставление двух образов друг другу.

моцарт и сальери, гринев и швабрин, обломов и штольц, мальчиш-кибальчиш и мальчиш-плохиш.

несколько более сложный случай, когда один персонаж противопоставлен всем другим, как, например, в комедии грибоедова «горе от ума», где важны даже количественные соотношения: недаром грибоедов писал, что в его комедии «двадцать пять глупцов на одного умного человека».

«действующие лица подвергаются в произведении группировке. Простейший случай - это разделение всех действующих лиц на два лагеря: друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами» (томашевский б.в. поэтика)

так, в «анне карениной» основная композиционная группировка персонажей – по заявленному в начале романа тематическому принципу: «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Различные семьи в романе по-разному развивают эту тему.

в «отцах и детях», помимо очевидного и реализованного в сюжете противопоставления базарова всем остальным персонажам, осуществляется и другой, более скрытый и не получающий воплощения в сюжете композиционный принцип, а именно сопоставленность по сходству двух групп персонажей: с одной стороны – это аркадий и николай петрович, с другой – базаров и его родители. «и в том и в другом случае эти персонажи воплощают в себе одну и ту же проблему – проблему взаимоотношения поколений. Тургенев показывает, что, какими бы ни были отдельные люди, проблема по своей сути остается одной и той же: это горячая любовь к детям, для которых, собственно, старшее поколение и живет, это неизбежное непонимание, стремление детей доказать свою «взрослость» и превосходство, драматические внутренние коллизии вследствие этого, и все-таки, в конце концов неизбежное духовное единение поколений» (с)

бывают и более сложные композиционные связи между персонажами.

пример - «преступление и наказание».

«система персонажей организована вокруг главного героя раскольникова; остальные персонажи находятся с ним в сложных соотношениях, причем не только сюжетных; и именно во внесюжетных связях обнаруживается богатство композиции романа.

в первую очередь раскольников композиционно связан с соней. По своей жизненной позиции они прежде всего противопоставлены. Но не только. В них есть и общее, прежде всего в боли за человека и в страдании, вот почему так легко и сразу понимает соня раскольникова. Кроме того, как подчеркивает сам раскольников, они оба преступники, оба убийцы, только соня убила себя, а раскольников другого. Здесь кончается сопоставление и начинается снова противопоставление: для достоевского совсем не равноценны эти два «убийства», более того, они имеют принципиально противоположный мировоззренческий смысл. И все-таки оба преступники, которых объединяет евангельский мотив жертвы за человечество, креста, искупления, не случайно достоевский подчеркнул странное соседство «убийцы и блудницы, сошедшихся за чтением вечной книги». Итак, соня одновременно и антипод и своеобразный двойник раскольникова.

остальные персонажи также организованы вокруг раскольникова по тому же принципу; он как бы многократно отражается в своих двойниках, но отражается с искажениями, или же неполно.

так, разумихин сближается с раскольниковым своей рассудочностью и уверенностью, что жизнь можно устроить без бога, опираясь лишь на себя самого, но резко противопоставлен ему, так как не приемлет идею «крови по совести».

порфирий петрович – антипод раскольникова, но и в нем есть что-то раскольниковское, потому что он быстрее и лучше всех понимает главного героя.

лужин берет практическую часть теории раскольникова о праве на преступление, но полностью выхолащивает из нее весь возвышенный смысл. В «новых течениях» он видит лишь оправдание своего беспредельного эгоизма, полагая, что новая мораль дает ему санкцию стараться только для своей пользы, не останавливаясь ни перед какими нравственными запретами. Лужин отражает философию раскольникова в кривом зеркале цинизма, и сам раскольников с отвращением смотрит на лужина и его теорию – таким образом, перед нами еще один двойник, еще один близнец-антипод.

свидригайлов, как это свойственно иронику, доводит идеи раскольникова до логического конца, советуя ему бросить думать о благе человечества, о вопросах «человека и гражданина». Но, как всякий проник, свидригайлов не приемлет теории раскольникова лично для себя, скептически относясь к любой философии. И свидригайлов вызывает у раскольникова отвращение; они опять-таки оказываются несовпадающими двойниками, близнецами-антиподами.

такая композиция системы персонажей вызвана необходимостью поставить и решить сложные нравственно-философские вопросы, рассмотреть теорию главного героя и ее воплощение на практике в самых различных применениях и аспектах. Композиция здесь, таким образом, работает на раскрытие проблематики» (с) л.в. чернец. Система персонажей.


Классификация персонажей




Принципы классификации

Эффекты являются тем инструментом, который позволяет визуально обострить конфликт между героем и миром истории. Таким образом визуальные эффекты оказывают прямое влияние на нарративную природу аудио-визуального произведения. Соответственно возникает прямое влияние визуальных эффектов и на облик персонажа и его физические способности. Поэтому оправданно сделать попытку классификации персонажей с учетом влияния на них визуальных эффектов.

Рассматривая эту связь мне удалось отыскать единственную классификацию персонажей близкую по целям. Эта классификация, на которую ссылается А. Н. Митта (А. Н. Митта, «Кино между адом и раем», М.: Подкова, 2000, С. 76), включает в себя четыре категории персонажей: «наши знакомые», «андердоги», «потерянные души» и «идолы». Классификация делит персонажей в зависимости от уровня конфликта, который им приходится преодолевать. Но в ней, с моей точки зрения, большее внимание уделяется самому конфликту и уровню энергии, содержащейся в нем, в то время как природа самого персонажа является вторичной. Учитывая, что уровень конфликта всегда коррелируется с возможностями персонажа, по этой классификации можно составить лишь впечатление о предельных возможностях персонажа.

Проанализировав более трехсот наиболее известных фильмов, созданных за период с 1896 года по конец 2010 года, я взял на себя смелость классифицировать персонажей, опираясь на их свойства. В основе этой классификации лежат три принципа.

Классификация по типу актера

Классификация по типу актера рассматривает все многообразие персонажей с точки зрения методов и средств, необходимых для создания их визуального образа.


Персонаж-человек - персонаж, создаваемый актером-человеком без использования визуальных эффектов (или визуальные эффекты используются таким образом, чтобы оставить у зрителя ощущение от персонажа, как обычного, реального человека). Необходимо оговориться, что обычный актерский грим к визуальным эффектам не относится.

Ярким примером подобного персонажа может служить Джеймс Бонд, герой двадцати двух фильмов, таких как «Доктор Но» режиссера Т. Янга (1962), «Никогда не говори никогда» режиссера И. Кершнера (1983), «Лицензия на убийство» режиссера Д. Гленна (1989), «Золотой глаз» режиссера М. Кэмпбелла (1995), «Завтра не умрёт никогда» режиссера Р. Споттисвуда (1997), «И целого мира мало» режиссера М. Эптеда (1999), «Умри, но не сейчас» режиссера Л. Тамахори (2002), «Казино Рояль» режиссера М. Кэмпбелла (2006), «Квант милосердия» режиссера М. Форстера (2008). Несмотря на все сложности ситуаций, в которые попадает этот герой, он демонстрирует находчивость и изворотливость, не выходя за рамки физических возможностей реального человека.


Персонаж-сверхчеловек - персонаж, создаваемый актером-человеком с применением цифровых или натурных визуальных эффектов. Визуальные эффекты могут использоваться как для изменения облика персонажа (например, великан, вампир, гномик, чудовище Франкенштейна), так и для придания ему динамики движений, невозможной для обычного человека (Тринити, героиня фильма «Матрица», показывающая нереальную динамику во время сцены погони). Эта категория персонажей достаточно широка и охватывает многие из жанров. Так в фильме «Форест Гамп» бывший однополчанин Фореста Гампа предстает перед зрителем инвалидом, потерявшим ноги на войне. Персонажи этого типа характерны для фильмов военной тематики, поскольку для имитации различных ранений и травм обычно используются натурные или цифровые эффекты. Другим примером могут служить фантастические персонажи из трилогии «Властелин колец» режиссера П. Джексона (2001-2003), такие как орки, эльфы, гномы. Волшебник Гэндальф по сюжету, в силу расовых отличий более высокого роста, чем другие персонажи трилогии - хоббиты. Для того, чтобы добиться этого эффекта использовался целый ряд приемов визуальных эффектов, как цифровых, так и натурных. Другим примером использования персонажа этого типа может служить голова богатыря из фильма «Руслан и Людмила» режиссера А. Птушко (1972).


Натурный персонаж - персонаж, создаваемый с помощью натурных эффектов. К этой категории можно отнести насекомых, героев всех фильмов В. Старевича, Кинг-Конга, лилипутов из фильма «Новый Гулливер». Как уже упоминалось, первый натурный персонаж был создан в 1912 году для фильма «Завоевание полюса».

Часто для оживления (частично или целиком) самых различных персонажей, не имеющих анатомического сходства с человеком, используется актер-кукловод. Так, например, в телевизионном фильме «Прогулки с динозаврами» (телевизионный канал BBC, 1999) крупные планы голов динозавров, жующих листву, делались с помощью так называемых «чулок». «Чулок» это латексный пустотелый муляж головы, в который кукловод вставляет руки и, двигая ими, осуществляет анимацию персонажа.


Цифровой персонаж - персонаж, создаваемый с помощью цифровых эффектов, например: Джар Джар Бинкс («Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза»); доктор Аки Росс и другие персонажи фильма «Последняя фантазия: Духи внутри»; Горлум (трилогия «Властелин колец»); дракон, герой фильма «Сердце дракона» режиссера Р. Коэна (1996); кот Гарфилд из одноименного фильма «Гарфилд» режиссера П. Хьюита (2004).


Персонаж-ансамбль - персонаж, создаваемый ансамблем из актеров и визуальных эффектов. Наиболее показательным примером опыта создания такого персонажа можно считать героя фильма «Загадочная история Бенджамена Баттона». Также яркими примерами являются герои фильмов «Годзилла» и «Маска». Среди персонажей-животных наиболее показателен герой фильма «Бэйб: Четвероногий малыш» режиссера К. Нунена (1995), который создавался с помощью использования реального поросенка и цифровой модели.

Цифровые технологии открыли перед кинематографом широкий спектр новых возможностей, которые повлияли и на развитие персонажей, при этом разнообразие цифровых приемов отразилось в первую очередь на методах визуального воплощения. Поэтому автор посчитал необходимым проанализировать частные случаи «цифровых персонажей»:


Цифровой дублер - цифровой персонаж, подменяющий реального актера в трюковых сценах, или сценах, где участие человека невозможно. Примером могут служить общие планы элитной конницы Тамуджина в финальной битве фильма «Монгол», в которых и всадники и лошади были синтезированы на компьютере.


Клон - персонаж, которого играет реалистичная цифровая копия реально существующего или существовавшего человека. В истории кинематографа на сегодняшний момент существует два примера, когда актеры были реконструированы после смерти. Это Л. Оливье в фильме «Небесный капитан и мир будущего» режиссера К. Конрана (2004) и М. Брандо в фильме «Возвращение супермена» режиссера Б. Сингера (2006). Образ экс-президента США Дж. Буша был портретно реконструирован в фильме «Смерть президента» режиссера Г. Рэнджа (2006), а в короткометражном фильме «Гамлет» (РЕН-ТВ, 2002) были портретно реконструированы политики В. Путин, Б. Ельцин и В. Волошин. Американский канал Mini Movie Channel выложил в Интернет короткометражные фильмы, в которых фигурируют цифровые копии американских политиков и актеров: Б. Обама, Дж. Буш, Х. и Б. Клинтон, С. Джексон, М. Гибсон, К. Уинслетт и другие.


Гость - персонаж, портретный образ которого вводится в реальную хронику средствами цифровых эффектов. Так в фильм «Форест Гамп» были включены хроникальные кадры, в которых главный герой картины общался с президентом США Р. Рейганом и певцом Дж. Ленноном, подобный прием с ведущим был повторен в цикловой аналитической передаче Российского телеканала НТВ «Намедни».

Классификация по типу облика персонажа

Классификация по типу облика персонажа представляется автору следующей. В силу того, что подобная классификация предлагается впервые, автор понимает, что обозначение типов персонажей может быть в дальнейшем изменено, а классификация - подвергнута корректировке.


Человек - персонаж-человек, визуальный облик и физические возможности которого не выходят за рамки реального мира, при этом персонаж такого типа может действовать в фильме любого жанра, например: Индиана Джонс, Джеймс Бонд, Шерлок Холмс, доктор Кроув ("Шестое чувство", реж. М. Шьямалан, 1999), доктор Аки Росс из фантастического фильма «Последняя фантазия: Духи внутри».


Сверхчеловек - персонаж-человек, визуальный облик и/или физические возможности которого выходят за рамки возможностей реального человека. Такой персонаж может иметь измененный, отличный от обычного человеческого, облик, как герой фильма «Франкенштейн», или, при наличии обычного облика реального человека, иметь специфические суперспособности, какими обладают герои сериала «Герои», которые могут летать, оживать после смерти или останавливать время и так далее. Возможны варианты, когда персонаж объединяет в себе и измененный облик и расширенную динамику.


Гуманоид - человекообразный персонаж, образ которого подразумевает облик, отличный от человеческого, но построенный на его основе. Эти персонажи являются выходцами из разных миров: сказочного, фантастического и мистического. Примеры гуманоидов из мистического мира: чудовище Франкенштейна, Дракула, Хэллбой («Хеллбой: Герой из пекла», реж. Г. дель Торо, 2004), демон («Затащи меня в ад», реж. С. Рэйми, 2009); фантастических гуманоидов: хищник («Хищник», реж. Дж. МакТирнан, 1987), роботы-андроиды из фильмов «Мегаполис», саги «Звездные войны», «Планета бурь» («Планета бурь». реж. П. Клушанцев, 1961), «Искусственный разум».


Животное - персонаж, являющийся реально существующим животным, например, Мухтар («Ко мне, Мухтар», реж. С. Туманов, 1964), Бетховен («Бетховен», реж. Б. Левант, 1992), Лесси («Лесси», реж. Д. Питри, 1994), Бейб.


Зооморф - персонаж, создаваемый на основе анатомии животного, но образ которого является выдуманным, таким как гигантская анаконда («Анаконда», реж. Л. Ллоса, 1997), Годзилла или Кинг-Конг.

В большинстве случаев анатомия зооморфа представляет собой компиляцию органов различных животных. Ярким примером такой компиляции является «шарктопус» («Шарктопус», телефильм, реж. Д. О’Брайен, 2010), помесь акулы и спрута, или животные, которых использовали всадники-орки вместо лошадей из трилогии «Властелин колец», явно похожи на компиляцию из головы волка и тела льва. Поэтому этот тип персонажа вплотную примыкает к следующему элементу классификации - метисам. Хотя метисы - более широкий класс, так как включают в себя не только животных, но и все остальные типы.


Метис - персонаж, образ которого является компиляцией других известных образов, например: кентавр, шарктопус, киборг-робокоп («Робокоп», реж. П. Верховен, 1987).


Существо - персонаж, образ которого является выдуманным, не имеющим прототипов в реальной жизни, например: робот, герой фильма «Короткое замыкание» режиссера Дж. Бэдэма (1986); робот-андроид из фильма «Я, робот», чужой, Солярис, Джар-Джар Бинкс, инопланетяне их фильма «Район №9» режиссера Н. Бломкампа (2009), Монстро.


Трансформер - персонаж, в основе образа которого лежит несколько обликов, например: человек-невидимка, оборотень, Халк, робот модель «Т-1000», Маска, герои фильмов «Дом большой мамочки», «Тутси», «Миссис Даутфайер», «Чокнутый профессор» режиссера Т. Шедьяка (1996).


Мультперсонаж - анимационный персонаж, оказавшийся в реальном мире, как например: кролик Роджер («Кто подставил кролика Роджера», реж. Р. Земекис, 1988), мультгерои фильма «Космический джем» режиссера Дж. Питки (1996), Гарфилд, малыш Стюарт («Стюарт Литтл», реж. Р. Минкофф, 1999), Скуби-Ду («Скуби-Ду», реж. Р. Госнелл, 2002).

Классификация по принадлежности к миру

Классификация по принадлежности к миру , из которого появился персонаж, может быть весьма условна, но мне кажется, что без нее классификация персонажей была бы неполной. Она включает в себя четыре типа персонажей: реальных, фантастических, сказочных и мистических.


Реальные персонажи - реальными персонажами являются все персонажи, которые родились в том же реальном мире, в котором живет зритель. Примером реального персонажа может служить герой боевиков, Джеймс Бонд, подробно рассмотренный ранее.


Фантастические персонажи - к фантастическим персонажам можно отнести инопланетян, клонов, мыслящих роботов и разумные компьютерные программы, то есть всех персонажей, пришедших из миров, в которых технический прогресс превосходит уровень технического развития нашего реального мира. При этом реальный мир, в котором обитает зритель, становится фантастическим с появлением в нем таких персонажей, как Монстро («Монстро», реж. М. Ривес, 2008), Терминатор, Человек-паук, Халк, Бэйб, Хэнкок («Хэнкок», реж. П. Берг, 2008) или герой фильма «Искусственный разум».


Сказочные персонажи - персонажи, населяющие фэнтэзийные и сказочные миры. Сказки стали едва ли не первыми сюжетами фильмов на заре кинематографа. От фильмов первой половины ХХ-го века: «Морозко», «Багдадский вор», «Руслан и Людмила», «Волшебник страны ОЗ», до современных: «Властелин колец», «Десятое королевство» («Десятое королевство», сериал, Sky One, NBC, 1999), серия фильмов о Гарри Поттере.


Мистические персонажи - персонажи, пришедшие из потустороннего мира или имеющие с ним непосредственную связь. К ним относятся вампиры и оборотни, демоны и ангелы, колдуны и ведьмы. Самыми яркими мистическими персонажами являются Дракула («Дракула», реж. Ф. Ф. Коппола, 1992), Вий («Вий», реж. Г. Кропачев, 1967), вернувшийся из небытия египетский царь из фильма «Мумия» («Мумия», реж. С. Соммерс, 1999), герой фильма «Призрак оперы» («Призрак Оперы», реж. Д. Литтл, 1989), различные виды зомби, которым посвящены множество фильмов и сериалов. С мистическими персонажами борются герои сериалов «Сверхестественное» («Сверхестественное», The WB Television Network, 2005-2010) и «Зачарованные» («Зачарованные», The WB Television Network, 1998-2006).

Необходимо оговориться, что в одном и том же фильме могут участвовать персонажи, родившиеся в разных мирах. Так в фильме «Чужой» наравне с фантастическим персонажем действуют реальные персонажи, перемещенные из реального мира в мир фантастический. Реальные персонажи являются определенной точкой отсчета для зрителя, какими бы фантастическими персонажами не был населен мир фильма. Трудно назвать хотя бы один игровой фильм, в котором отсутствовали ли бы реальные персонажи. Исключение составляют фильмы В. Старевича, которые, по-видимому, именно по этой причине и были причислены к жанру мультипликации.

Таким образом можно сделать вывод, что наличие реальных персонажей в аудиовизуальном произведении является необходимым условием отнесения его к категории игрового кинематографа. Анализ этой темы автор предполагает провести в дальнейших исследованиях.

Классификация персонажей массовых сцен

В фильмах, в которых используются массовые сцены, необходимые для создания атмосферы картины, для реализации этих сцен требуются большие скопления персонажей. Эти персонажи вынесены автором в отдельную классификацию в силу специфичности актерской задачи.

По методу реализации персонажей массовых сцен можно разделить на четыре категории: съемочные, размножаемые, натурные и цифровые.


Съемочные - большие скопления актеров массовых сцен, приглашаемых на съемочную площадку. Таким способом создавались войска в фильме «Война и мир» («Война и мир», реж. С. Бондарчук, 1965). Этот метод оказался не только дорогостоящим, но и существенно замедлял съемочный процесс, так как требовал управления большими группами людей. Поэтому специалисты искали другой способ создания людских масс.

Такой способ был найден - размножение.

Размножаемые - многократное тиражирование небольших групп съемочных персонажей. Изначально было разработано размножение персонажей с помощью линзовых или зеркальных оптических систем. Но несовершенство метода было очевидным, так как зритель замечал границы между размножаемыми областями.

Размножение актеров массовых сцен стало возможно с появлением компьютерных технологий. Так демонстранты в фильме «Форест Гамп» были размножены с помощью цифровых технологий. Таким же методом размножались войска в фильмах «Монгол», «Турецкий гамбит» и многих других.

Натурные - замена актеров массовых сцен на макеты или манекены, создаваемые средствами натурных спецэффектов. В фильме «Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза», в сцене гонки, зрители, сидящие на трибунах, были созданы из маленьких кусочков дерева размером чуть больше спички. Эти микроманекены были укреплены на пружинках и обдувались струей воздуха их вентилятора, благодаря которой они приходили в хаотичное движение.

Цифровые - внедрение в кадр больших групп анимированных цифровых персонажей. В том же фильме, «Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза», в финале, толпы народа стекаются ко дворцу праздновать победу. Для создания реалистичности была разработана специальная программа «Массив», которая позволяла задать каждому цифровому персонажу цель. Также в трилогии «Властелин колец» с помощью цифровых технологий были синтезированы массовые батальные сцены. Развитие цифровых технологий и их удешевление позволили использовать цифровых актеров массовых сцен не только в высокобюджетных кинофильмах, но и в сериалах. Так в сериале «Ходячие мертвецы» («Ходячие мертвецы», AMC, 2010), вышедшем на телеэкраны в 2010 году, массы бредущих зомби второго плана являются цифровыми актерами.

И в заключение

Из исторического обзора развития способностей персонажей и приведенной классификации видно, что визуальные эффекты начали оказывать влияние на персонажа уже на ранних этапах истории кинематографа и всегда сопутствовали персонажу, помогая ему в реализации поставленных перед ним нарративных задач.

Некоторые персонажи совмещают в себе сразу несколько типов характера.

Не всегда тип характера понятен сразу.

Вопреки расхожему мнению, классификация типов характера применима не только к персонажам женского пола. Да, мальчики тоже бывают МОЭ!

Основные типы характера:

1. Цундере (Tsundere, ツンデレ). Происходит слово от цунцун (tsuntsun, ツンツン), что означает - отвращение, и дередере (deredere, デレデレ), что означает - влюбленность. Один из самых любимых отаку тип персонажей, часто бывает моэйным (об этом ниже). Эти персонажи часто представляют собой поначалу вредных и самовлюбленных, иногда даже неприятных личностей (больше половины девочек с богатыми родителями, например), но в процессе развития сюжета всегда выясняется, что под вредностью скрывается много хороших качеств. Чаще всего они проявляются, когда персонаж влюблен. При этом сам объект их любви бывает ими отвергаем, однако в итоге им приходится признать свои чувства.

Существует также несколько подвидов цундере:

Цунахо (Tsunaho, ツンアホ), альтернативное название - цунбака (Tsunbaka, ツンばか) или более нейтрально - цундодзи (Tsundoji, ツンドジ)

Эти персонажи очень хотят казаться плохими, но из-за неуклюжести, а часто и недалекости всегда все путают, роняют вещи, падают сами и вообще ведут себя комично.

Цунтере (Tsuntere, ツン照れ) - это более открытый (и моэйный вид) цундере. "Тереру", tereru (照れる) означает "застенчивый". То есть, цундере, который пытается казаться холодным и неприступным, но из-за собственной застенчивости (и моэйности) иногда выдает настоящие чувства. Таким образом становится видно, что персонаж на самом деле дередере.

Цундора (Tsundora, ツンドラ) буквально означает "тундра". Это наиболее замкнутый и мрачный тип

персонажа, ледяной. Очень сложно заставить такого персонажа показать свое "дередере-я".

Цунгире (Tsungire, ツン切れ) - самый опасный тип цундере, называющийся по аналогии с "киреру" (kireru, 切れる)- короткое замыкание. Если разозлить этого персонажа, то...лучше не надо. На первый взгляд иногда сложно отличить цунгире от яндере, но вспышка ярости и безумие - все же разные вещи.

2. Кудере (Kuudere, くーデレ), происходит от английского cool и японского deredere , словом называют хладнокровных и равнодушных персонажей. Часто они где-нибудь подальше от остальных сидят с книгой и ни с кем не общаются. Часто их можно отличить по голубым волосам, но не всегда. Итак, кудере молчаливы, но лишь потому, что не хотят ни с кем разговаривать, в силу своего высокомерия.

3. Дандере (Dandere, ダンデレ) - сокращенное danmari deredere (だんまりデレデレ), что означает "стеснительная/ый дередере". Данмари (だんまり) значит "молчание", но молчит дандере не потому, что ему (или ей) так хочется, а потому что жутко стесняется. Это настоящие социофобы, замкнутые и недоверчивые. Чаще всего раскрывают "дередере-я" при контакте с объектом любви.

4. Яндере (Yandere, ヤンデレ) - сокращение от yanderu deredere (病んでるデレデレ), "яндеру" (病んでる) означает "больной". Короче, это сумасшедший "дередере". Яндере-персонажи пользуются у отаку популярностью не меньшей, чем цундере.

Яндере привязаны к объекту своей любви очень сильно, до идолопоклонничества. Это типичные фанаты (и фанатки). В обычном состоянии яндере неотличимы от дередере, но, влюбляясь, превращаются в психов, и не стоит в этот момент попадаться им на пути, ведь они частенько берут в руки острые предметы.

5. Янгире (Yangire, ヤン切れ) - подвид яндере, они являются одновременно безумными и вспыльчивыми. Такому персонажу, чтобы стать маньяком, особый повод в виде любви обычно не нужен. Часто у них в шкафу прячется какой-нибудь темный неприятный секретик из прошлого.

6. Генки (Genki, 元気) - оптимистичные, всегда всем довольные и гиперактивные

персонажи. Такой персонаж - "душа" компании.

Генки бывают двух типов - умные и не очень. Умные генки мыслят так же быстро, как действуют. Персонажи второго типа так же энергичны, но при этом частенько творят комичные безумства.

Ах да, МОЭ!

Слово "моэ" (萌え) означает "росток", подразумевая под собой хрупкую девушку, о которой нужно (и хочется!) заботиться.

Слово в культуре означает фетиш внешности/поведения. Все стереотипы характера, описанные выше, тоже относятся к понятию "моэ". Долгое время считалось, (да и сейчас еще часто считается), что моэйными могут быть только девушки. Но! Моэ может быть парень, хотя и гораздо реже. Разве Италия-кун из Хеталии не являет собой тому пример?

Моэкко (Moekko, 萌え娘) - девушка с моэйными чертами. Моэкко бывают опять же нескольких видов.

Меганекко (メガネっ娘) - девушка в очках.

Бокукко (ぼく娘) - энергичная пацанка.

Петтанко (ぺったんこ) - девушка-ребенок, с плоской грудью, по поводу чего она обычно очень страдает. Ну или не страдает.

Бакуню (爆乳),- девушка с большой грудью, объект зависти петтанко.

Додзикко (ドジ娘) - неуклюжая девушка.