Гроза как выходят из домостроя молодое поколение. Домострой и «Гроза», анализ наличия бытовых наставлений XVI в

Вражда между близкими
бывает особенно
непримирима
П. Тацит
Нет страшнее возмездия
за безумства и заблуждения,
чем видеть, как собственные
дети страдают из-за них
У. Самнер

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной России XIX века. События разворачиваются в городе Калинов, расположившемся на высоком волжском берегу. На фоне великолепной красоты природы, царственного спокойствия, происходит трагедия, нарушившая спокойную жизнь этого города. Не все так благополучно в Калинове. Здесь, за высокими заборами, царствует домашний деспотизм, льются никому не видимые слезы. В центре пьесы жизнь одной из купеческих семей. Но таких семей в городе сотни, а по всей России миллионы. Однако так устроена жизнь, что все соблюдают определенные законы, правила поведения, и любое отступление от них является позором, грехом.
Главное действующее лицо в семье Кабановых – мать, богатая вдова Марфа Игнатьевна. Именно она диктует в семье свои порядки и командует домочадцами. Не случайно и ее фамилия – Кабанова. В этой женщине есть что-то животное: она необразованна, но властна, жестока и упряма, требует, чтобы ей все подчинялись, чтили устои домостроя и соблюдали его традиции. Марфа Игнатьевна – сильная женщина. Она считает семью самым главным, основой общественного порядка и требует безропотного повиновения своих детей и невестки. Однако она искренне любит своих сына и дочь, и об этом говорят ее реплики: «Ведь от любви-то родители и строги к вам бывают, все думают добру научить». Кабаниха снисходительна к Варваре, отпускает ее погулять с молодежью, понимая, как несладко ей придется в замужестве. Но на свою сноху Катерину сыплет постоянные упреки, контролирует каждый ее шаг, заставляет Катерину жить так, как сама считает правильным. Возможно, она ревнует невестку к своему сыну, поэтому так неласкова с ней. «С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу», - говорит она, обращаясь к Тихону. А он не в силах возразить своей матери, так как человек слабохарактерный, воспитан в послушании, уважает мнение своей матери. Обратим внимание на реплики Тихона: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»; «Я, маменька, из вашей воли ни на шаг» и т.д. Однако это лишь внешняя сторона его поведения. Он не хочет жить по законам домостроя, не хочет сделать жену своей рабой, вещью: «Да зачем же бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Тихон считает, что отношения между мужчиной и женщиной в семье должны строиться на принципах любви и взаимопонимания, а не на подчинении одного другому. И все же он не может ослушаться властной матери и заступиться за любимую женщину. Поэтому Тихон и ищет утешение в пьянстве. Мать своим властным характером подавляет в нем мужчину, делая слабым и беззащитным. Тихон не готов исполнять роль мужа, защитника, заботиться о семейном благополучии. Поэтому в глазах Катерины он ничтожество, а не муж. Она и не любит его, а лишь жалеет, терпит.
Сестра Тихона Варвара намного сильнее и смелее своего брата. Она приспособилась к жизни в доме матери, где все держится на обмане, и теперь живет по принципу: «Делая что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Варвара тайком от матери встречается со своим возлюбленным Кудряшом, не отчитывается перед Кабанихой за каждый свой шаг. Однако ей проще жить – незамужняя девушка свободна, и поэтому ее не держат под замком, как Катерину. Варвара пытается объяснить Катерине, что в их доме без обмана жить нельзя. Но жена ее брата неспособна к этому: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».
Катерина чужая в доме Кабановых, здесь все для нее «будто из-под неволи». В родительском доме ее окружала любовь и ласка, она была свободна: «…что хочу, бывало, - то и делаю». Ее душа подобна птице, она должна жить в свободном полете. А в доме свекрови Катерина будто птица в клетке: она тоскует в неволе, терпит незаслуженные упреки свекрови и пьянство нелюбимого мужа. У нее даже нет детей, чтобы подарить им свою ласку, любовь, внимание.
Спасаясь от семейного деспотизма, Катерина ищет опору в жизни, такого человека, на которого она могла бы положиться, по-настоящему полюбить. И поэтому слабый и безвольный племянник Дикого Борис становится в ее глазах идеалом мужчины, непохожим на ее мужа. Она будто не замечает его недостатков. Но Борис оказался человеком, неспособным понять Катерину, так же самоотверженно ее полюбить. Ведь он бросает ее на растерзание свекрови. И Тихон выглядит намного благороднее Бориса: он все прощает Катерине, потому что по-настоящему ее любит.
Поэтому самоубийство Катерины – это закономерность. Она не может жить под гнетом Кабанихи и простить предательство Борису. Эта трагедия всколыхнула тихую жизнь провинциального города, и даже робкий безвольный Тихон начинает протестовать против матери: «Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы…»
На примере семьи Кабановых мы видим, что отношения в семье нельзя строить по принципу подчинения слабых сильному, домостроевские устои разрушаются, власть самодержцев проходит. И даже слабая женщина может бросить вызов этому дикому миру своей смертью. И все же я считаю, что самоубийство – не лучший выход из создавшейся ситуации. Катерина могла бы поступить и по-другому. Например, уйти в монастырь и посвятить свою жизнь служению Богу, ведь она очень религиозная женщина. Но героиня выбирает смерть, и в этом и ее сила, и ее слабость.

Давыдова Вера,11класс

Презентация к урокам "Тёмное царство "города Калинова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отражение традиций Домостроя в пьесе Островского "Гроза" Выполнила: ученица 10 «Г» класса, ГБУ ОШИ «ГМЛИОД», Давыдова Вера. Учитель: Пухальская Л.В.

Статистика Управление внутренних дел России обнародовало статистику, согласно которой одна российская женщина становится жертвой насилия/избиения каждые две секунды. При счете тысяча один и тысяча два еще одна российская женщина становится жертвой бытового насилия. Статистика свидетельствует, что 60-75% женщин, потерявших свою жизнь в результате бытового насилия, были убиты после того, как они разорвали отношения с насильником. Каждый час одна из российских женщин погибает от рук мужа или партнера.

В драме «Гроза» автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения.

Домострой – это свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада.

Составители «Домостроя» главные добродетели женщины видели в религиозности, полном подчинении мужу, заботе о семье и трудолюбии. По их мнению, именно такая жена – «добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу».

В канонических и учительных книгах женщина как будто составляет фон для жизни мужчины; выступает скорее объектом, а не субъектом действия.

Образы жителей Калинова

“Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается не только межличностный конфликт, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества середины XIX века.

Характер внутрисемейных отношений в дореволюционной России регулировался законом. В соответствии с российским законодательством, женщина находилась в зависимом от мужчины положении. При выходе замуж она принимала звание и сословное положение мужа. Жена была обязана "повиноваться мужу своему как главе семейства", "пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании", оказывать ему "всякое угождение и привязанность аки хозяйка"

Главной обязанностью жены в семье была организация семейного быта, в то время как мужчина был главой семьи, хозяином всего движимого и недвижимого имущества, руководителем торговых операций. При этом зависимость жены от мужа увеличивалась еще и тем, что мужья обычно были значительно старше своих жен. Зависимому положению женщины во многом также способствовало признание единственной формы брака - церковного, а по нему жена была обязана всюду следовать за своим мужем и могла быть по суду принуждена сделать это. Жена могла получить паспорт только с разрешения мужа. Нарушение супружеской верности могло повлечь тюремное заключение.

Наши писатели XIX века часто раскрывали неравноправное положение русской женщины. "Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать ",- восклицает Некрасов.

Домострой в семье Кабановых

Образ Катерины В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны. Выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни.

Образ Кабанихи Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) позволяет нам познакомиться ещё с одной разновидностью представителей «тёмного царства», такой же типичной, как Дикой, но ещё более зловещей и мрачной. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,- так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин.

Образ Дикого Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Надо ли удивляться, что Дикой все тверже убеждается в безнаказанности своих действий, в результате чувствует себя полноправным хозяином жизни.

Образ Тихона Тихон - загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной.

Образ Варвары Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, не решается открыто протестовать против них. Ее принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Катерина - человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее. достоинство.

Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься».

Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её.

Катерина была обречена на жизнь с нелюбимым человеком под постоянным гнетом свекрови. «Темное царство» лишало её счастливой жизни. Её единственный путь к спасению – это любовь, но она еще больше «отравила» жизнь Катерины.

Заключение В ходе работы мы изучили бесправное положение Катерины на основе «Домостроя». Мы можем сделать вывод о том, что проблема главной героини будет актуальна, пока из сознания российского общества окончательно не исчезнет патриархальный уклад жизни.

Источники информации: http://new.hist.asu.ru/biblio/mercbook/gl52.shtml http://mixzona.ru/referat/referat/1355/ http://www.litra.ru/characters/get/ccid/00132341225987586309/ http://www.litra.ru/composition/get/coid/00050401184864068557/woid/00090801184773070249/ http://www.litra.ru/composition/get/coid/00053401184864075627/woid/00090801184773070249/ http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31289/


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Отражение традиций Домостроя в пьесе Островского "Гроза"Выполнила: ученица 10 «Г» класса, ГБУ ОШИ «ГМЛИОД», Давыдова Вера. Учитель:Пухальская Л.В. Содержание:I. Введение.II. Теоретическая часть.1. Что такое «Домострой». 2. Место женщины в «Домострое».3. «Темное царство» города Калинова.4. «Домострой» в семье Кабановых.5. Жизнь Катерины в семье Кабановых.III. Заключение. СтатистикаУправление внутренних дел России обнародовало статистику, согласно которой одна российская женщина становится жертвой насилия/избиения каждые две секунды.При счете тысяча один и тысяча два еще одна российская женщина становится жертвой бытового насилия.Статистика свидетельствует, что 60-75% женщин, потерявших свою жизнь в результате бытового насилия, были убиты после того, как они разорвали отношения с насильником.Каждый час одна из российских женщин погибает от рук мужа или партнера. В драме «Гроза» автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения. Домострой – это свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада. Составители «Домостроя» главные добродетели женщины видели в религиозности, полном подчинении мужу, заботе о семье и трудолюбии. По их мнению, именно такая жена – «добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу». В канонических и учительных книгах женщина как будто составляет фон для жизни мужчины; выступает скорее объектом, а не субъектом действия. Образы жителей Калинова “Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается не только межличностный конфликт, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества середины XIX века. Характер внутрисемейных отношений в дореволюционной России регулировался законом. В соответствии с российским законодательством, женщина находилась в зависимом от мужчины положении. При выходе замуж она принимала звание и сословное положение мужа. Жена была обязана "повиноваться мужу своему как главе семейства", "пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании", оказывать ему "всякое угождение и привязанность аки хозяйка" Главной обязанностью жены в семье была организация семейного быта, в то время как мужчина был главой семьи, хозяином всего движимого и недвижимого имущества, руководителем торговых операций. При этом зависимость жены от мужа увеличивалась еще и тем, что мужья обычно были значительно старше своих жен. Зависимому положению женщины во многом также способствовало признание единственной формы брака - церковного, а по нему жена была обязана всюду следовать за своим мужем и могла быть по суду принуждена сделать это. Жена могла получить паспорт только с разрешения мужа. Нарушение супружеской верности могло повлечь тюремное заключение. Наши писатели XIX века часто раскрывали неравноправное положение русской женщины. "Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать ",- восклицает Некрасов. Домострой в семье Кабановых Образ Катерины В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны. Выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Образ Кабанихи Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) позволяет нам познакомиться ещё с одной разновидностью представителей «тёмного царства», такой же типичной, как Дикой, но ещё более зловещей и мрачной. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,- так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин. Образ Дикого Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Надо ли удивляться, что Дикой все тверже убеждается в безнаказанности своих действий, в результате чувствует себя полноправным хозяином жизни. Образ Тихона Тихон - загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Образ Варвары Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, не решается открыто протестовать против них. Ее принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Катерина - человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее. достоинство. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. Катерина была обречена на жизнь с нелюбимым человеком под постоянным гнетом свекрови. «Темное царство» лишало её счастливой жизни. Её единственный путь к спасению – это любовь, но она еще больше «отравила» жизнь Катерины. Заключение В ходе работы мы изучили бесправное положение Катерины на основе «Домостроя». Мы можем сделать вывод о том, что проблема главной героини будет актуальна, пока из сознания российского общества окончательно не исчезнет патриархальный уклад жизни. Источники информации:http://new.hist.asu.ru/biblio/mercbook/gl52.shtmlhttp://mixzona.ru/referat/referat/1355/ http://www.litra.ru/characters/get/ccid/00132341225987586309/http://www.litra.ru/composition/get/coid/00050401184864068557/woid/00090801184773070249/http://www.litra.ru/composition/get/coid/00053401184864075627/woid/00090801184773070249/http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31289/

Выполнила: ученица 10 «Г» класса, ГБУ ОШИ «ГМЛИОД», Давыдова Вера. Учитель:Пухальская Л.В.

I. Введение.

II. Теоретическая часть.

1. Что такое «Домострой».

2. Место женщины в «Домострое».

3. «Темное царство» города Калинова.

4. «Домострой» в семье Кабановых.

5. Жизнь Катерины в семье Кабановых.

III. Заключение.

Статистика

  • Управление внутренних дел России обнародовало статистику, согласно которой одна российская женщина становится жертвой насилия/избиения каждые две секунды.

  • При счете тысяча один и тысяча два еще одна российская женщина становится жертвой бытового насилия.

  • Статистика свидетельствует, что 60-75% женщин, потерявших свою жизнь в результате бытового насилия, были убиты после того, как они разорвали отношения с насильником.

  • Каждый час одна из российских женщин погибает от рук мужа или партнера.



В драме «Гроза» автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения.


Домострой – это свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада.



Составители «Домостроя» главные добродетели женщины видели в религиозности, полном подчинении мужу, заботе о семье и трудолюбии. По их мнению, именно такая жена – «добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу».


В канонических и учительных книгах женщина как будто составляет фон для жизни мужчины; выступает скорее объектом, а не субъектом действия.


Образы жителей Калинова


“Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается не только межличностный конфликт, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества середины XIX века.


Характер внутрисемейных отношений в дореволюционной России регулировался законом. В соответствии с российским законодательством, женщина находилась в зависимом от мужчины положении. При выходе замуж она принимала звание и сословное положение мужа. Жена была обязана "повиноваться мужу своему как главе семейства", "пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании", оказывать ему "всякое угождение и привязанность аки хозяйка"


Главной обязанностью жены в семье была организация семейного быта, в то время как мужчина был главой семьи, хозяином всего движимого и недвижимого имущества, руководителем торговых операций. При этом зависимость жены от мужа увеличивалась еще и тем, что мужья обычно были значительно старше своих жен.


Наши писатели XIX века часто раскрывали неравноправное положение русской женщины. "Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать ",- восклицает Некрасов.



Домострой в семье Кабановых


Образ Катерины

В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны. Выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни.

Образ Кабанихи

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) позволяет нам познакомиться ещё с одной разновидностью представителей «тёмного царства», такой же типичной, как Дикой, но ещё более зловещей и мрачной. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,- так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин.

Образ Дикого



Образ Тихона

Тихон - загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной.

Образ Варвары

Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, не решается открыто протестовать против них. Ее принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Катерина - человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее. достоинство.

Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься».

Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её.


Катерина была обречена на жизнь с нелюбимым человеком под постоянным гнетом свекрови. «Темное царство» лишало её счастливой жизни. Её единственный путь к спасению – это любовь, но она еще больше «отравила» жизнь Катерины.

Заключение

В ходе работы мы изучили бесправное положение Катерины на основе «Домостроя». Мы можем сделать вывод о том, что проблема главной героини будет актуальна, пока из сознания российского общества окончательно не исчезнет патриархальный уклад жизни.

Содержание:I. Введение.
II. Теоретическая часть.
1. Что такое «Домострой».
2. Место женщины в «Домострое».
3. «Темное царство» города Калинова.
4. «Домострой» в семье Кабановых.
5. Жизнь Катерины в семье Кабановых.
III. Заключение.

Статистика

Управление внутренних дел России
обнародовало статистику, согласно которой одна

насилия/избиения каждые две секунды.
При счете тысяча один и тысяча два еще одна
российская женщина становится жертвой
бытового насилия.
Статистика свидетельствует, что 60-75% женщин,
потерявших свою жизнь в результате бытового
насилия, были убиты после того, как они
разорвали отношения с насильником.
Каждый час одна из российских женщин погибает
от рук мужа или партнера.

В драме «Гроза» автор показал дикое,
глухое общество уездного города
Калинова, живущее по законам
Домостроя, и противопоставил ему образ
свободолюбивой девушки, не пожелавшей
смириться с калиновскими нормами быта
и поведения.

Домострой – это свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего у

Домострой – это свод
житейских правил и
наставлений.
Отражает принципы
патриархального
быта, известен
предписанием
строгости домашнего
уклада.

Составители «Домостроя» главные добродетели женщины видели в религиозности, полном подчинении мужу, заботе о семье и трудолюбии. По их мне

Составители «Домостроя» главные добродетели
женщины видели в религиозности, полном
подчинении мужу, заботе о семье и трудолюбии. По их
мнению, именно такая жена – «добрая,
трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу».

В канонических и учительных книгах женщина как будто составляет фон для жизни мужчины; выступает скорее объектом, а не субъектом действия.

Образы жителей Калинова

“Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается не только межличностный конфликт, но и дается достаточно пол

“Гроза” представляет особый
интерес для читателей, так как в
ней описывается не только
межличностный конфликт, но и
дается достаточно полная
характеристика русского
купечества середины XIX века.

Характер внутрисемейных
отношений в
дореволюционной России
регулировался законом. В
соответствии с российским
законодательством,
женщина находилась в
зависимом от мужчины
положении. При выходе
замуж она принимала
звание и сословное
положение мужа. Жена
была обязана
"повиноваться мужу своему
как главе семейства",
"пребывать к нему в любви,
почтении и неограниченном
послушании", оказывать
ему "всякое угождение и
привязанность аки хозяйка"

Главной обязанностью
жены в семье была
организация семейного
быта, в то время как
мужчина был главой семьи,
хозяином всего движимого
и недвижимого имущества,
руководителем торговых
операций. При этом
зависимость жены от мужа
увеличивалась еще и тем,
что мужья обычно были
значительно старше своих
жен.
Зависимому положению
женщины во многом также
способствовало признание
единственной формы брака церковного, а по нему жена
была обязана всюду
следовать за своим мужем и
могла быть по суду
принуждена сделать это.
Жена могла получить паспорт
только с разрешения мужа.
Нарушение супружеской
верности могло повлечь
тюремное заключение.

Наши писатели XIX века часто раскрывали неравноправное положение русской женщины. "Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскат

Наши писатели XIX века часто
раскрывали неравноправное
положение русской женщины.
"Доля ты! - русская долюшка
женская! Вряд ли труднее
сыскать ",- восклицает
Некрасов.

Домострой в семье Кабановых

Образ Катерины

В образе Катерины
Островский показал
всю трагедию души
русской женщины. В
XIX веке женщины в
России были
практически
бесправны. Выходя
замуж, они должны
были соблюдать все
правила семейной
жизни.

Образ Кабанихи

Образ суровой и власт
ной Марфы Игнатьевны
Кабановой (Кабанихи)
позволяет нам познаком
иться ещё с
одной разновидностью
представителей «тёмного
царства», такой же
типичной, как Дикой, но
ещё более зловещей и
мрачной. «Ханжа, сударь!
Нищих оделяет, а
домашних заела совсем»,так правильно и метко
определяет характер
Кабанихи Кулигин.

Образ Дикого

Дикой откровенно
показывает, что своего
племянника не уважает
совершенно. Он ставит
себя выше всех
окружающих. И никто не
оказывает ему ни
малейшего
сопротивления. Надо ли
удивляться, что Дикой
все тверже убеждается
в безнаказанности своих
действий, в результате
чувствует себя
полноправным хозяином
жизни.

Образ Тихона

Тихон - загубленная
личность. Он не может
воспротивиться
приказам маменьки и
делает все, что она
требует. В результате
финальная сцена
пьесы становится еще
более трагичной.

Образ Варвары

Можно сказать, что жизнь в
доме Кабанихи нравственно
искалечила девушку. Она
тоже не хочет жить по
патриархальным законам,
которые проповедует ее
мать. Но, несмотря на
сильный характер, не
решается открыто
протестовать против них. Ее
принцип – «Делай, что
хочешь, только бы шито да
крыто было».

Катерина - человек душевно ранимый,
хрупкий; жестокость и бессердечие
Кабанихи больно ранят ее, но она терпит,
не отвечая на оскорбления, а Кабанова
все провоцирует ее на ссору, каждой
репликой укалывая и унижая ее.
достоинство.

Катерина пытается найти свое счастье в любви
к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик
мой, ни на кого я тебя не променяю". Но
искренние проявления этой любви пресекаются
Кабанихой: "Что на шею-то виснешь,
бесстыдница? Не с любовником прощаешься».

Между Катериной и Кабанихой назревает
конфликт. Конфликт этот не доходит до
взрыва, пока не было тому причин. А
причиной становится признание Катерины в
измене мужу. И Катерина понимает, что
после этого жизнь её закончена, ведь
Кабаниха тогда совсем затиранит её.

Катерина была обречена на жизнь с
нелюбимым человеком под постоянным
гнетом свекрови. «Темное царство» лишало
её счастливой жизни. Её единственный путь
к спасению – это любовь, но она еще
больше «отравила» жизнь Катерины.

Заключение

В ходе работы мы изучили
бесправное положение Катерины на
основе «Домостроя». Мы можем
сделать вывод о том, что проблема
главной героини будет актуальна,
пока из сознания российского
общества окончательно не исчезнет
патриархальный уклад жизни.

Источники информации: http://new.hist.asu.ru/biblio/mercbook/gl52.shtml http://mixzona.ru/referat/referat/1355/ http://www.litra.ru/characters/get/ccid/00132341225987586309/ http://www.litra.ru/composition/get/coid/00050401184864068557/

Источники информации:
http://new.hist.asu.ru/biblio/mercbook/gl52.sht
ml
http://mixzona.ru/referat/referat/1355/
http://www.litra.ru/characters/get/ccid/001323
41225987586309/

0401184864068557/woid/000908011847730
70249/
http://www.litra.ru/composition/get/coid/0005
3401184864075627/woid/000908011847730
70249/
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31289/