Художник поль дельво картины. Поль Дельво

) - бельгийский художник, видный представитель Сюрреализма .

Поль Дельво

В. Бошем. Портрет П. Дельво
Имя при рождении:
Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:
Жанр:
Учёба:
Стиль:
Работы на Викискладе

Жизнь и творчество

Начал изучать архитектуру в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе , затем перешёл в класс живописи Констана Монталя. Архитектура тем не менее навсегда осталась источником вдохновения для Дельво, в его полотнах постоянно возникают различные архитектурные элементы.

В начальной фазе своего творчества художник испытал влияние неоимпрессионизма , затем экспрессионизма . В году посещает в Брюсселе выставку сюрреалистов «Минотавр» , перевернувшую все предыдущие воззрения Дельво на искусство. Здесь он знакомится с Джорджо де Кирико , оказавшим особое влияние на творчество Дельво, а также с Рене Магриттом , Максом Эрнстом и Сальвадором Дали . В 1930-е годы Дельво выставляет свои работы совместно с Магриттом во Дворце изящных искусств в Брюсселе, а в 1938 году принимает участие в организованной Андре Бретоном и Полем Элюаром Международной сюрреалистической выставке в Париже.

В центре мира фантазии художника всегда стоит женщина, являющаяся часто предметом болезненной и пассивной эротики . Типичная сцена в изображении Дельво - женская фигура на фоне уходящего в бесконечность ландшафта , окружённая загадочными нидерландскими или фламандскими архитектурными элементами. Тематика картин Дельво дала повод Андре Бретону заметить, что художник делает «наш мир Царством Женщины - повелительницы сердец» .

Дельво был одним из наиболее успешных сюрреалистских художников, несмотря на то, что никогда официально не состоял в сюрреалистском движении.

Избранные полотна

  • «Эрмитаж» 1973 частное собрание
  • «Откровенный голос» 1948 Брюссель, Королевский музей изящных искусств
  • «Розовые ленты» 1937 Антверпен, Королевский музей изящных искусств
  • «Большая аллея» 1964 Лондон, Центр Сюрреалистского искусства Акори
  • «Посёлок русалок» 1942 Чикаго, Институт искусств

Напишите отзыв о статье "Дельво, Поль"

Литература

  • T.Martin: Surrealisten, Bath 2004
  • Die Welt der Malerei, Köln 1990

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дельво, Поль

– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
– Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она.
– Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать…
– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.
– Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Поль Дельво (Paul Delvaux)
и его страна женщин

В. Бошем. Портрет П. Дельво

"Я нахожусь на периферии всех движений, — признается Дельво. — Я никогда не был членом какой-либо группы. Я не люблю "измы"".

"Поль Дельво, родившийся 23 сентября 1897 года в Антейт около Нюи, — вторая после Магритта крупнейшая фигура бельгийского сюрреализма. Его отец — адвокат, а мать — суровая хранительница домашнего очага. Семья не воспринимает сына серьезно. Его постоянно сравнивают с младшим братом, который отлично учится и соответствует всем отцовским требованиям. В один из праздников Поль получает в подарок "Путешествие к центру Земли" Жюля Верна. Эта книга произведет на мальчика большое впечатление, да же через много лет в его работах будут заметны отголоски этого влияния. Родители отказываются наконец от планов на адвокатское будущее сына и соглашаются, чтобы он стал архитектором, но результаты экзаменов оказываются катастрофическими. Случайно встреченный художник Франс Куртан, после знакомства с акварелями Поля, советует ему заняться живописью. Семья была вынуждена согласиться с выбором сына. В Королевской Академии изобразительных искусств его учителем станет Констан Монталь. Дельво работает в Академии, на пленэре и дома, который фактически являлся для художника золотой клеткой, ведь здесь он был лишен личной жизни. В 1920 году родители вынуждают его расстаться с Анн-Мари, девушкой, которую он очень любил. "

"Его ревнивая мать постоянно оберегает его от женщин легкого поведения, которые "заражают мужчин венерическими болезнями". Только после смерти матери, скончавшейся в новогоднюю ночь 1931-32 года, у освобожденного художника появляется надежда на возможность реализоваться как мужчина. "

Дельво Поль, (1897-1994), бельгийский художник-сюрреалист. Родился 23 сентября 1897 года в Антейте (провинция Льеж, Бельгия). Обучался в Королевской академии художеств в Брюсселе. В 1920-1924 Дельво испытал влияние Джорджо де Кирико и де Смета - фламандского экспрессиониста с его особой концепцией обнаженного тела и атмосферой молчания и сдержанности. Обнаженная модель стала темой par excellence творчества Дельво ("Розовые банты", Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Строго определен план изображения, где сад, северный городской пейзаж, античные руины составляют главный мотив картины. Обнаженные женщины на полотнах Дельво словно ожидают прихода мужчин, которые выведут их из летаргии. Дельво в своих картинах всегда подчеркивал контраст одетых и обнаженных персонажей, усиливая эротическую составляющую.
В религиозных композициях Дельво ("Распятие", 1951, Брюссель, Госудрственное собрание, и др.) интересна тема присутствия скелетов, заменяющих собой персонажи.
Поэтичностью наполнена картина с изображением ночного, провинциального вокзала, в который не осмеливается проникнуть девочка ("Вечерние поезда", 1957, Брюссель, Королевский музей). Одним из лучших творений Дельво считают настенную живопись, исполненную в неоклассическом стиле для здания Ж.Перье в Брюсселе.
Картины Дельво представлены в музеях Бельгии, а также в Метрополитен музее и Музее современного искусства в Нью-Йорке, в Лондоне (галерея Тейт), в Париже (Музей современного искусства, Центр Ж.Помпиду). В 1978 был учрежден фонд для основания персонального музея Поля Дельво, который открылся в 1982 в Сен-Идесбальде (провинция Западная Фландрия). В 1950-1962 годах Дельво занимал пост профессора брюссельской Академии художеств. Скончался Дельво в Вёрне 20 июля 1994 года.

Вид на вокзал Люксембург в Брюсселе, 1922

В одной из передач на канале "Культура" режиссер Сергей Соловьев, рассказывая о своем фильме "Анна Каренина" сказал приблизительно так: "...для меня Анна Каренина - это художник Поль Дельво, его люди и вокзалы. Когда я думал об Анне Карениной у меня перед глазами возникали картины Дельво."

Гармония, 1927

Девушки, 1929

Мечтающая девушка, 1931

"Картины, написанные Дельво в конце 20-ых начале 30 -ых годов включали ландшафты, городские пейзажи, обнаженную натуру, но все это было написано скорее в добротной реалистической манере. В январе 1933 года, умирает его мать. Возникает такое ощущение, что рухнула какая-то плотина, до этого сдерживавшая художника. Его разрыв с реализмом довольно драматичен, он уничтожает почти 100 (!) своих ранних работ и полностью обращается в сюр. "

"...новый этап творчества Дельво нашёл самый тёплый приём и у новых друзей-сюрреалистов (того же Магритта, с которым они сблизились с середины 1930-х), и у критиков, и у публики в целом. Дельво никогда официально не входил в какое-либо объединение сюрреалистов, и манифестов не подписывал, но всеми всегда безошибочно относился именно к ним."

Женщина перед зеркалом, 1936

"Если следовать теориям Фрейда, в картинах Дельво можно проследить огромное влияние матери художника па его личность. Неподвижные, молчаливые, обычно обнаженные женщины напоминают античные статуи. Грот становится символом женского лона, внутри которого женщина созерцает свое отражение. Или, может, это отражение разглядывает женщину? Прислоненное к стене грота зеркало в искусной раме украшено кружевной лентой, напоминающей змею. Тонкость и подробность письма в этом фрагменте контрастирует с аскетичностью поверхности скал и обобщенностью пейзажа, виднеющегося в просвете. "

Зеркало, 1936


Розовые банты, 1937

Послеобеденная месса, 1937 ( .. .еще одна картина с зеркалом...)

На творчество Дельво оказали большое влияние работы художника джорджо де Кирко. Вот что Дельво писал по поводу де Кирико: «Благодаря ему я осознал возможности выражения, атмосферу, которую следовало выразить, атмосферу молчаливых улиц с тенями людей, которых нельзя увидеть, и я никогда не спрашивал себя - является ли это сюрреализмом или нет.»

Рождение Венеры, 1937

Женщины-деревья, 1937

Радость жизни, 1937

"Мать художника умирает в 1931 году, отец — в 1937-м, но Поль все же женится на Сюзанне Прюнал, которую выбрали для него родители. В 1938 году он приезжает в Париж, где выставляет свои картины в рамках международной выставки сюрреализма, однако никогда официально не присоединится к этому движению. Затем Дельво едет в Лондон на выставку своих работ. Во время войны живет в Брюсселе. В 1948 году снова встречает Анн-Мари, которую называет Там. Давняя любовь воскресает, и они вместе поселяются в Брюсселе. С 1950 года Дельво преподает живопись. Организована целая серия персональных выставок, а в 1982-м открывается музей его работ. Дельво умирает 20 июля 1994 года, через пять лет после смерти любимой Там. "

Спящий город, 1938

Лето, 1938

Купание нимф, 1938

Пигмалион, 1939

Как герой мифа о Пигмалионе (влюбленном в свое творение художнике, оживившем статую), Дельво вдыхает жизнь в изображенных им женщин. Порождения творческой фантазии художника, они застыли в покорном ожидании среди скал или античных декораций.


Пробуждение леса, 1939

Посещение, 1939

Фазы луны, 1939

Въезд в город, 1940

Мужчина на улице, 1940

Закат города, 1940

Встревоженный город, 1941

Конгресс, 1941


Деревня русалок, 1942

Серый город, 1943


Спящая Венера, 1944

Картина Поля Дельво "Спящая Венера". Венера, спящая в окружении скелета и манекена, изображена в залитом лунным светом городе. Она спит с раскрытыми ногами, ей грезится, что она соблазняет Смерть. Это сочетание юной женской красоты и смерти, желания и ужаса придает картине столь беспокойный характер. Многие сюрреалисты, такие как Дельво, часто изображали странные и одновременно прекрасные образы, вдохновленные сновидениями и подсознанием.

Зеленый диван, 1944

Лунный город, 1944

Рождение Венеры, 1947

На прогулке, 1947

Ночной поезд, 1947

Эссе хомо, 1949

Распятие, 1951-1952

Снятие с креста, 1951

Благовещение, 1955

Распятие, 1957

Надгробный плач, 1957

Вечерний поезд, 1957

Вокзал Форестьер, 1962

Все огни, 1962

Ночные красавицы, 1962

Маленькая привокзальная площадь, 1963

Кортеж, 1963


Тени, 1965

Мудрые девственицы, 1965

Малышка Мари, 1969

Помпеи, 1970


– видимо, эта биографическая деталь характерна для бельгийских сюрреалистов – но по-другому. Тот побаивался шахмат и нот, а у Дельво была мама. Конечно, Магритт тоже имел маму, куда без нее в то трудное время, но это была просто мама. Мама же у Дельво была МАМА. Очень властная была женщина, строгая. Заставляла сыночку заниматься музыкой, во время урока сидела рядом с преподавателем, следила за процессом. Импровизировать не давала – а импровизировать Дельво любил - все только чтоб строго по нотам долдонил. На рисунки его детские многочисленные внимания не обращала. Я ж говорю, ужасная была женщина. А папа у Дельво был адвокатом и вроде ничем больше не отметился.

Как всякий гуманитарно-развитый ребенок, у которого есть строгая мама, Дельво фантазировал в смысле эскапизма. Он создал свой личный маленький мир, такой уютный и гномичий, где он был хозяином, и куда никто из взросляков вторгнуться не может. Очень важным элементом этого мира был ж/д вокзал, начальником которого служил он. Позднее, когда Дельво уже вовсю был художником, ж/д вокзал стал частью его творческой стратегии, весьма распространенной в авангардизме и называемой людьми сведущими «создание индивидуальной мифологии»*.

Одиночество

Вокзалы Дельво писал много и с удовольствием. Тут ведь дело не только в том, что он там начальник, в отличие от реальной жизни, где начальником была мама. Вокзал – это ведь путешествие, в пределе – свобода, нарушение привычного порядка вещей, зона отчуждения от повседневной рутины с этюдами Черни, или чем там в Бельгии в то время детей травили. Населены эти вокзалы очень часто молодыми женщинами без трусов, что, безусловно, очень приятно и правильно, но к детским мечтам они отношения не имеют. О голых бабах – позже.

Железный век

В общем, все в жизни небольшого Дельво шло к тому, что быть ему в пианистах. Но, когда пришло время определяться с будущей профессией, он нашел в себе силы заартачиться и захотел стать художником. Сошлись на компромиссе – Дельво поступил в брюссельскую Королевскую академию изящных искусств на архитектуру. Все же это хоть и застывшая, но музыка. Позже он совсем оборзел донельзя и открыто перешел на живопись.

Первые свои шаги в искусстве юный художник сделал в направлении импрессионизма – их следов я не нашел, да и искал вяло – не думаю, что это жутко интересно. Потом он пошел в сторону художника Пермеке – это был такой бельгийский экспрессионист.

Вид на окрестности станции Леопольда

Что характерно – ж/д. Но эти направления оказались тупиками и никак не повлияли на классическое творчество Дельво. Вот что повлияло – так это любовь к Пюви де Шаванну, французу и символисту.

Пюви де Шаванн. Священная роща, возлюбленная музами и искусствами

Тут много чего есть того, что есть и у Дельво – обнаженка, классическая архитектура, спокойная, уравновешенная композиция, персонажи бездельничают и слегка заторможены, время остановилось, ничего не происходит, процесса нет, одно длящееся состояние и все изображенное намекает на что-то неизображенное и даже неизобразимое, но изо всех сил подразумеваемое. Нормальный такой символизм.

Композиция с обнаженными фигурами в лесу

Вот работа Дельво 1927 года. Можно сказать, несколько модернизированный символизм – композиция намеренно перегружена, анатомия немного искажена – след увлечения Пермеке, но общий настрой и намеки на нечто – оттуда, из символизма. Или вот:

Гармония

Ранних работ Дельво осталось очень мало. В 1934 году, уже работая сюрреалистом, он уничтожил около сотни своих предыдущих работ как ученические. А в сюрреалисты он попал так. Зашел он как-то на ярманке на выставку восковых фигур, бах! – и стал сюрреалистом. Вот так это было. В Бельгии.

Ну, он, правда, до этого еще познакомился с бельгийским поэтом-сюрреалистом Мезенсом, и тот слегка вправил ему мозги своей поэзией в правильном направлении. А после ярманки он ездил в Париж и побывал там на выставке сюрреалистов, из которых больше всего ему понравились Кирико и Магритт. А на выставке восковых фигур Дельво прошибла мысль о тщете всего земного и об абсурде как определяющем факторе человеческого существования.

Стиль Дельво сформировался достаточно быстро и практически не менялся всю его творческую жизнь, а продлилась она до 1983 года. В общем, это иллюзионистическая сюрреалистическая живопись, продолжающая линию Кирико-Эрнст -Дали , хотя и более небрежная, нежели у последних двух.

Обнаженная статуя

В рамках этого сюрреализма Дельво воспроизводил академические штампы, напр., голая женщина томно валяется среди классической архитектуры – архитектуру он изображать любил, изучал же ее, да еще в 30-е гг. дважды ездил в Италию, где она, как написал бы любитель красивых штампов, его покорила. Но я так не напишу.

Спящая Венера

События при этом, как можно заметить, там происходят совсем не академические. Сюрреалистические события там происходят. Вернее, событий там как раз нет - персонажи заняты ожиданием чего-то и предстоянием неизвестно перед чем. Обстановка там сюрреалистическая, вот что. Тот еще мирок.

Деревня сирен

Там, в этом мире, все вязко и тягуче.

Красный город

Там вовсю работает классический сюрреалистический принцип соединения несоединимого.

Женщины-деревья

Причем, кажется, этот принцип касается и постоянно встречающегося у Дельво сочетания одетых мужиков и обнаженных женщин, идущего еще от самого Джорджоне.

Джорджоне. Сельский концерт



Конгресс

Но у Джорджоне противопоставление в штанах-голые тянет в лучшем случае на веселый анекдот с легкой эротической составляющей, а у Дельво это - полноценный абсурд. Слишком неестественная ситуация, слишком нарочито ведут себя персонажи, слишком далеко это от действительности, хотя вся ситуация изо всех сил прикидывается реальной за счет бытовухи и обыденных деталей, что как раз и делает ее нереальной. Хотя и ничего ужасного не происходит.

В общем, этот странный мир Дельво – а впечатление, что его картинки есть описание одного и того же пространства, складывается - очень похож на сон. В целом, конечно, ничего нового. Сон был у его любимого Кирико, у Эрнста, еще у многих. Но у Дельво сон не тяжелый, не зловещий, не мучительный, не липкий, как у тех же Кирико и Эрнста, несмотря на весь абсурд происходящего в нем. Он, как это ни странно, даже какой-то ностальгический. Легкий, во всяком случае. Ну, иногда несколько тревожный.

Концерт

Есть сильное подозрение, что сон этот – про загробную жизнь. Или лучше – про жизнь после смерти. И дело тут вовсе не в скелетах, которые там шманаются.

Скелеты в кабинете

Больно там все как-то выморочно, как-то безвременно, как-то стерильно, слишком уж там ничего не происходит. И нет ни у кого никаких переживаний и страданий – морды у персонажей картонные и манекенные. Жизнь-то по ту сторону вечная, спокойная и чистая. Это, конечно, не рай и не ад. Это другое пространство. Называется оно – детство. Сейчас доказывать буду.

В загробном мире Дельво до фига загадок, парадоксов, тайн и прочих непоняток. Мир детства ими и полон. И расположены они неподалеку, и касаются вещей вполне обыденных, и чудеса там случаются или, в крайнем случае, ожидаемы в любом месте и в любое время.

Зеркало

Мир этот конечен и легко обозреваем. Там эндемные, но четкие категории: золото – это камень, а селедка и рыба – совершенно разные вещи**. Жизнь там идет сама, параллельно наблюдателю/зрителю, никак его не затрагивая и не втягивая в процесс. Таким образом, не нужно принимать никаких решений – замечательное качество детства, о котором с такой тоской вспоминают многие постаревшие дети. Ну да, там иногда может случиться что-нибудь страшное, так и у Дельво есть страшноватое.

Фазы луны II

Но оно какое-то странное страшноватое. Не настоящее – никто же из персонажей ничего не побаивается. И мы тоже, вслед за ними. Еще детство расположено симметрично загробной жизни относительно жизни взрослой, как бы настоящей. Конечно, здесь лучше говорить не о детстве", а о мифе о детстве, счастливом и безмятежном. Настоящее-то детство - ад и Освенцим, мы ж все помним. И ничего им не простим.

И, самое главное, этот мир Дельво забит милыми атрибутами его детства. Вокзалы, трамваи, телеграфные столбы, скелеты***. И дядька постоянный вот этот, в очках или с моноклем – тут он дважды:

Посвящение Жюлю Верну

Это Отто Линденброк, персонаж Жюля Верна.

Вот только бабы голые все портят – ну, не мог же он в малом возрасте о них мечтать или видеть в таких вот количествах, чтоб они в навязчивую идею превратились.

С женщинами у Дельво все было непросто. Тут есть пространство возможностей для психоанализа. Мама властная – это, конечно, сказалось. Дельво и женился-то только после ее смерти, очень взрослым уже дядькой. Но все это никакого значения не имеет. Обнаженная женщина – это просто банальный мотив классической живописи. Вот к нему Дельво и апеллировал. Помещал этот изъезженный атрибут в абсурдную ситуацию в абсурдном количестве. Лишив его всякой сексуальности – один критик сравнил его женщин с очищенными луковицами. А какая может быть сексуальность во сне про загробную жизнь, похожую на детство? Так что эти бабы – не атрибут детства, а атрибут искусства****. «Обращаясь к прошлому, я пытаюсь оживить мои впечатления того времени и соединить их в определенной степени произвольно со свежими, обретенными только что». И взял-то Дельво этих достаточно пошлых женщин даже не из классического искусства, а из вторичной салонной живописи, что еще должно было усилить эффект абсурдности. И усилило.

Мужчина на улице

А жизнь Дельво, как это свойственно жизни бельгийского сюрреалиста, протекала размеренно и спокойно. В сюрреалистических объединениях он не состоял и напряженной внутривидовой жизни, свойственной им, не вкусил, хотя сам Бретон о нем высказывался положительно. Со временем пришла мировая слава, он стал профессором, его работы стали висеть в самых почетных музеях и их цитировал Кубрик в «Барри Линдоне», Роб-Грийе писал под их влиянием сценарий фильма «Прошлым летом в Мариенбаде», им интересовались поп-артисты – им нравилась его работа с материалом салона и практически массовое производство одних и тех же сюжетов, наштамповал-то их Дельво немеренно*****. Периодически вокруг его работ возникали скандалы. То из-за его религиозных работ со скелетами******

Положение во гроб

Распятие

Снятие с креста

его имя вносилось в черный-черный ватиканский список, и католические иерархи рекомендовали не ходить в бельгийский павильон на Венецианской биеннале, где они висели. То на его выставку запрещали вход лицам, не достигшим 18 лет. То американские феминистки обвиняли его в сексизме и порнографии, и тогда приходилось устанавливать на выставке перед картинками барьер, прикрывавший женские письки. Ну, не въезжают иные люди в теплый загробный мир детства, что поделаешь.

БОНУС

Женщина с зеркалом

Полуденная месса

Ноктюрны

Виадук

Редкая работа без персонажей.

* Мечты сбываются. К 90-летию Дельво министр транспорта, почты, телефона и телеграфа Бельгии вручил ему свисток, малиновую фуражку и диплом почетного начальника новой железнодорожной станции в городе Лувен-ла-Нёв. Просто надо немного подождать.

** Из личного опыта.

*** Скелет Дельво увидел лет в семь в школе, и он его не испугал. «Это сказочный мир, который я создал для себя, а скелеты... Человеческий скелет - это чудо точности, а вовсе не символ смерти, и это мне нравится».

**** Скелетов это тоже касается. Это не только детские впечатления, это еще и бельгийская традиция. Ну, как без скелета в Бельгии после Энсора.



Подпись: Скелеты, дерущиеся за тело повешенного

***** Но когда в Брюссель приехал Уорхол – писать с Дельво портрет – то последний высказался так: «Какой милый человек. Но его картины - это же фабричные товары».

****** Дельво оправдывался, что невозможно уже писать религиозные картины с живыми людьми, что нужны новые подходы. В общем, он прав – сколько времени-то с тех пор прошло, все персонажи уже разложились. Одни скелеты и остались.