Полюбуйся, как на самом деле выглядели античные статуи.

На переднем плане: Торс в панцире (Музей Акрополя, Афины, ок. 470 г. до н.э.) На заднем плане: голова воина с фронтона храма Афины Афайи на Эгине, около 480 г. до н.э. Это фото, как и следующие сделаны автором заметки в сентябре 2014 года на выставке «Античные скульптуры в цвете», проходившей в NY Carlsberg Glyptotek (Копенгаген)

Перед Вами небольшой фотоотчет посещения выставки «Transformations classical sculpture in colour» [Трансформация античной скульптуры в цвет] , проходившей в NY Carlsberg Glyptotek (Копенгаген) с 13.09. по 07.12.2014.

Новая глиптотека Карлсберга (NY Carlsberg Glyptotek ) - один из любимых европейских музеев и, по моему мнению, самый уютный. Постоянная экспозиция (включающая прекрасную коллекцию античной скульптуры) заслуживают отдельных заметок, которые со временем появятся в моем журнале.

Кумиры и поклонники. Классическая скульптура греческого Аполлона

Оказалось, что наше традиционное представление о скульптуре и архитектуре древних греков и римлян как белоснежных мраморных твердынях, не верно. Сформулировано оно было в Иоганном Винкельманом (Winckelmann) (1717-1768) в его фундаментальном труде «Истории искусства древности» (1764). Именно он вывел формулу: «Только белый цвет наделен истинной красотой» .

Конечно, у меня данный тезис вызвал огромное удивление. Получается, что все было разноцветным, подобно пасхальным яйцам. То есть разница между египетскими яркими статуями и саркофагами, и белоснежными римскими статуями, в качестве «лакокрасочного покрытия». То, что считалось эталоном, явилось следствием дождей и времени.


На сайте Новой глиптотеки Карлсберга выложены несколько видеороликов, показывающих механизм изготовления пестрых экспонатов .

(!!!) Я не являюсь искусствоведом (претендую на библиофила:)), и буду очень рад, если кто-нибудь из Вас порекомендует литературу на русском языке на эту тему. В Европе я видел около 10 книг на эту тему, на вид фундаментальных. Но на немецком и французском - этим не обучен. Заранее спасибо.


Калигула


Элемент Саркофага Александра Македонского (Сражение с персами)


Артемис из Помпей и Надгробная стела Аристиона (мастер Аристокл, Национальный музей, Афины, около 510 г. до н.э.)


Лев из Лутрак (ок. 550 г. до н.э.)

Элемент Саркофага Александра Македонского


Аполлон


Бронзовый бюст эфеба в диадеме


Два антефикса


«Chiotissa», одна из статуй Коры с Афинского Акрополя


Одна из статуй Коры с Афинского Акрополя (?)


Кора Пеплофора («носящая пеплос») (Музей Акрополя, Афины, ок. 530 г. до н.э.)

Древние греки не были большими фанатами белизны мрамора, как нам кажется. Они раскрашивали свои статуи, барельефы и храмы, покрывали их узорами, прорисовывали людям, богам и героям глаза. Как на самом деле выглядела древняя Греция, сейчас можно увидеть только в ультрафиолете.

Мы привыкли видеть греческие статуи белыми, окрашенными только в оттенки мрамора. Такими же встают в нашем воображении греческие храмы с колоннами. Однако многие помнят, что на самом деле греки не были большими фанатами монохромности ни к скульптуре, ни в архитектуре. Они раскрашивали свои статуи в яркие цвета, рисовали узоры на одежде, подчеркивали красками черты лица.

Здания тоже украшали: разноцветными узорами, геометрическими и цветочными. Оказывается, эти узоры до сих пор можно увидеть и даже реконструировать.

Немецкий археолог Винценц Бринкманн (Vinzenz Brinkmann) направляет на античные статуи и фрагменты архитектурных украшений свет ультрафиолетовых ламп, и ему становятся видны очертания узоров, которые когда-то покрывали скульптуры и храмы. Затем он воссоздает орнаменты и рисунки: с его помощью мы можем увидеть статуи примерно так, как видели их греки.

Разумеется, Бринкманн не может быть уверен в том, как расположить цвета — сохранились только очертания рисунков, без указаний на то, какой краской воспользовался художник. Однако археолог старается пользоваться только теми красителями, которые можно было получить в Греции. Зеленый получается из толченого малахита, синий — из минерала азурита, желтый из природных соединений мышьяка, красный — киноварь, черный из жженной кости и вина.


К сожалению, у тех, кто пытался подражать античности в эпоху Возрождения и позже, не было технологии, которая позволяли бы увидеть узоры на них. Поэтому архитектура классицизма, полагавшая себя наследницей античности, была лишена веселых узоров и рисунков, сохраняя чистую «античную» белизну.

Со времени Возрождения белые поверхности античных статуй были эталоном красоты и источником вдохновения для художников.

Но археологи Ульрика Кох-Бринкман и Винченц Бринкман разрушили мечты эстетов.

Ученые и раньше обращали внимание, что на некоторых статуях в складках тог и мантий сохранились следы покраски. Винченц и Ульрика сделали смелое предположение, что статуи были покрашены. Чтобы доказать это, ученые исследовали их при помощи рентгена, инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Предположение подтвердилось: современные технологии по микрочастицам помогли восстановить даже цвет красок. И они оказались довольно жизнерадостными.

Собственно, в том, что до нас они дошли белыми, следует винить природу: веками под воздействием дождей и ветра краска стиралась. Супруги Бринкман решили воссоздать первоначальный вид статуй, для чего раскрасили несколько так, как они выглядели изначально, во времена Древней Греции и Рима. Выставка реконструированных статуй супругов Бринкман путешествует по музеям мира с 2003 года.

Сейчас раскрашенные статуи выглядят аляповато и нелепо. Но в древние времена, когда цвет был символом статуса и богатства, они своими яркими красками подчеркивали величие правителей и страны. «Часто люди считают это китчем, - говорит Винченц. - И это неудивительно. Но дело, скорее, в том, что это непривычно для нашего современного глаза. А тогда, тысячу лет назад, когда рабы и бедняки носили одежду из небеленого полотна, купцы, не принадлежавшие к дворянскому сословию, не имели права носить пурпур и синий, какими бы богатыми они ни были. Только представьте, с каким благоговением они взирали на статуи - например, льва с гривой цвета индиго из греческого города Лутраки».

«Саркофаг Александра» был найден при раскопках некрополя финикийского города Сидона. Александр Македонский изображен на нем во время сражения с персами. Туника с длинными рукавами говорит о его завоеваниях и том, что он теперь восточный правитель. А головной убор из шкуры льва отсылает к Гераклу и указывает на божественное происхождение Александра.

Со времени Возрождения белые поверхности античных статуй были эталоном красоты и источником вдохновения для художников. Но археологи Ульрика Кох-Бринкман и Винченц Бринкман разрушили мечты эстетов.

Ученые и раньше обращали внимание, что на некоторых статуях в складках тог и мантий сохранились следы покраски. Винченц и Ульрика сделали смелое предположение, что статуи были покрашены. Чтобы доказать это, ученые исследовали их при помощи рентгена, инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Предположение подтвердилось: современные технологии по микрочастицам помогли восстановить даже цвет красок. И они оказались довольно жизнерадостными.


Собственно, в том, что до нас они дошли белыми, следует винить природу: веками под воздействием дождей и ветра краска стиралась. Супруги Бринкман решили воссоздать первоначальный вид статуй, для чего раскрасили несколько так, как они выглядели изначально, во времена Древней Греции и Рима. Выставка реконструированных статуй супругов Бринкман путешествует по музеям мира с 2003 года.


Сейчас раскрашенные статуи выглядят аляповато и нелепо. Но в древние времена, когда цвет был символом статуса и богатства, они своими яркими красками подчеркивали величие правителей и страны. «Часто люди считают это китчем, - говорит Винченц. - И это неудивительно. Но дело, скорее, в том, что это непривычно для нашего современного глаза. А тогда, тысячу лет назад, когда рабы и бедняки носили одежду из небеленого полотна, купцы, не принадлежавшие к дворянскому сословию, не имели права носить пурпур и синий, какими бы богатыми они ни были. Только представьте, с каким благоговением они взирали на статуи - например, льва с гривой цвета индиго из греческого города Лутраки».



«Саркофаг Александра» был найден при раскопках некрополя финикийского города Сидона. Александр Македонский изображен на нем во время сражения с персами. Туника с длинными рукавами говорит о его завоеваниях и том, что он теперь восточный правитель. А головной убор из шкуры льва отсылает к Гераклу и указывает на божественное происхождение Александра.