Истинный и ложный патриотизм в романе "война и мир". Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе война и мир


Сочинение.

Истинный и ложный патриотизм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В процессе реализации своего грандиозного замысла, связанного с созданием романа о декабристе, который возвращается из многолетней сибирской ссылки, Л.Н. Толстой намеренно обращается к историческим событиям памятного всем 1812 года. Это было время, отмеченное особым подъемом патриотизма и национального самосознания.
Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, и он может проявляться или в способности совершать героические поступки, заметные всем, или в повседневной скрытой самоотверженности, часто никому не заметной. Отбросив соображения корысти, эгоистические расчеты, тщеславие, настоящим патриотом становился любой человек, для которого интересы общего дела оказываются главными. В этом заключалась нравственная мера, которой Толстой судил всех своих героев. Обращаясь к историческим событиям недавнего прошлого, Толстой стремится, прежде всего, найти в них этическое содержание, определить их нравственный смысл. Все герои его повествования, главные и случайные, инициативные и невольные участники великого исторического «действа» 1812 года: Берг, старики Ростовы, Наташа, смоленский купец Ферапонтов и московский генерал-губернатор граф Растопчин, Николай, Пьер, князь Андрей, Долохов, Кутузов, – все они, от самых «элементарных» до наиболее интеллектуальных лиц, измерены единой мерой и мера эта
нравственная.
Патриотизм может быть истинным и может быть ложным. Истинный патриотизм, прежде всего, неразрывно связан с чувством ответственности, которая не перекладывается на чужие плечи. Так, оказавшись перед необходимостью принять роковое решение о сдаче Москвы, Кутузов размышляет о своей возможной вине за неудачный ход военных действий. Он берет тяжесть исторического события на себя не в момент победы и триумфа, когда одной верховной личности так легко присвоить себе плоды тяжкого труда массы. Кутузов делает это в момент гибельный и страшный.
В этом смысле очень интересно поставлена рядом с Кутузовым фигура московского генерал-губернатора Растопчина. Оставляя Москву, Растопчин почти теми же словами, что и Кутузов выразит свою, прямо противоположную сущность. Он будет думать, что это не он, а другие виноваты в случившемся, что какие-то изменники довели дело до краха. Истинный патриот берет все на себя, псевдопатриот ищет виноватого рядом.
Непримиримость по отношению к врагу, нежелание идти на какие-либо компромиссы с ним, пока противник полностью не будет повергнут, характеризует истинного патриота. Такое чувство скрыто или явно проявляли многие русские люди: не только солдаты, непосредственно сражавшиеся в армии, или крестьяне, не желавшие продавать французским фуражирам хлеб и сено и развернувшие партизанскую войну против захватчиков, но и княжна Марья, не пожелавшая остаться под властью Наполеона на оккупированной территории, и Ростовы, отдавшие свои подводы под раненых солдат, и та безымянная барыня, которая хотела во что бы то ни стало уехать из Москвы, бросив свое имущество на произвол судьбы, чтобы не оказаться под властью Наполеона. Думать о собственном благополучии, процветании для этих людей было просто невозможно, когда Отечество находилось в смертельной опасности. Смоленский купец Ферапонтов, разбогатевший благодаря протекции Алпатыча, управляющего князя Николая Болконского, был готов раздать и даже сжечь все свое нажитое имущ
ество, чтобы оно только не досталось врагу.
Однако непримиримость, связанная с прямой самозащитой, не противоречит милосердию, которое необходимо оказывать поверженному противнику, когда в нем проснется человек, молящий о пощаде. Толстой не раз отметит гуманность в конкретном поведении русских людей, свидетельствующую об истинном патриотизме, ничего общего не имеющим с ожесточением и злобой. Так, Толстой противопоставляет Растопчина, умышленно провоцирующего жестокость толпы, которая расправляется с невинным поваром-французом перед сдачей Москвы, и Кутузова, призывающего к милости к побежденному врагу в конце освободительной войны. Также отношение Николая Ростова к испуганному голубоглазому французу, Пети и партизан Денисова к пленному мальчику-барабанщику, отношение самого Денисова к взятым в плен французам в противоположность Долохову, проявляющему бессмысленную жестокость, отказываясь брать пленных, — все это истинный моральный настрой людей, действительно любящих свое отечество не напоказ. Также неприятен князь Андрей Болконский, высказывающий
накануне Бородинского сражения Пьеру Безухову мысль о том, что пленных брать незачем. Но его ожесточение можно объяснить пережитой им болью, связанной с утратой отца и разорением родового гнезда.
Истинный патриотизм часто проявляется в скрытой форме, а не в героическом деянии, заметном всем. Так, Николай Ростов с чувством стыда слушает напыщенный рассказ о подвиге генерала Раевского, который вывел двух своих сыновей во время сражения у Салтановской плотины. Опытному офицеру известно, что подобные рассказы не отражают реальность сражения, но он не перечил, потому что знал, что этот рассказ служит для славы русского оружия. Полк князя Андрея, не участвовавший в активных действиях во время Бородинского сражения, проявил не меньший героизм в том, что просто стоял, не дрогнув, под непрерывным обстрелом артиллерии.
И, наконец, истинное чувство патриотизма несовместимо с соображениями корысти и карьеризма. Борис Друбецкой накануне Бородинского сражения не был заинтересован в победе русских, которыми командовал Кутузов, так как он служил при штабе Бенигсена, интриговавшем против главнокомандующего. Для продвижения по служебной лестнице он был готов пожертвовать удачным исходом сражения. Однако он ловко манипулирует патриотическими чувствами для того, чтобы оказаться в выгодном положении в глазах начальства. Так, он вовремя делает нужное замечание об ополченцах, которые надели чистые рубахи перед сражением, приготовившись к смерти. Игра в патриотизм свойственна и петербургской аристократии, поспешно нанимавшей учителей русского языка и отказывавшейся ездить во французский театр, чтобы продемонстрировать любовь к Отечеству. Также вызывают недоверие барыни, щипавшие в гостиных корпию, которая не доходила до раненых. Поневоле хочется сравнить их с Тихоном Щербатым, который был одним из самых незаменимых людей в партии До
лохова. Он был способен сделать любую «грязную» или опасную работу: разжечь костер во время дождя, ободрать мертвую лошадь, выследить «языка».
Таким образом, перед лицом смертельной опасности, угрожавшей России, большинство русских людей проявляло чудеса истинного героизма и патриотизма, оставив всякие соображения личной выгоды, корысти, жертвуя своим имуществом и жизнью, они совершали героические деяния, надолго оставшиеся в памяти потомков. Кризисные шестидесятые годы, в которые писался роман «Война и мир», дают возможность по-новому оценить ту сплоченность и единство, которое достигла нация, перед лицом общего врага, единство, принесшее победу всем.

“Дубина народной войны поднялась со всей

своею грозной и величественной силой и, не

спрашивая ничьих вкусов и правил,с глупой

простотой, но с целесообразностью, не раз

бирая ничего, поднималась и гвоздила фран-

цузов до тех пор, пока не погибло все на-

шествие.”

Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа - победителя в войне 1812 года. Главный герой романа - русский народ. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе Толстой реалистически рисует войну в “крови, в страданиях, в смерти”. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе (уход населения из Смоленска и Москвы, голод), смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов). Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.

Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1805-1807 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.

В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотизм - это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения "одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера", широкий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. "Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться", - сказал он смеясь". Но солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб вскоре после этого короткого диалога, как десятки тысяч других, но не сдался и не отступил.

Бородинское сражение является нравственной победой русских солдат. Чувство патриотизма - истинно народное чувство. Оно охватывает всех солдат без исключения. Солдаты спокойно, просто, уверенно делают свое дело не говоря громких слов.

Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то, что надо.

Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов. Кутузов в романе - выразитель идеи патриотизма, он был назначен командующим вопреки воле царя и царского двора. Андрей объясняет это Пьеру так: “Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли... Когда Россия больна, ей нужен свой человек”.

Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.

Важен эпизод в Филях. Кутузов берет на себя тягчайшую ответственность и приказывает отступить. В этом приказе - подлинный патриотизм Кутузова. Отступая из Москвы, Кутузов сохранил армию, которая пока не могла сравниться по численности с наполеоновской. Защищать Москву значило бы потерять армию, а это привело бы к потере и Москвы и России.

После того как Наполеона вытеснили за русские границы, Кутузов отказывается воевать за пределами России. Он считает, что русский народ выполнил свою миссию, изгнав захватчика, и незачем более проливать народную кровь.

Патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.

"Карпы и Власы" не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск просил солдат бесплатно забирать его товар, так как если "решилась Расея", он сам все сожжет. Так же поступали жители Москвы и Смоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вкладывает огромные средства в формирование полка, который берет на свое обеспечение, а сам остается в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.

Толстой показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей), фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью. Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны - Пети, Наташи Ростовых. Но это только казалось бы. Настоящий человек по мысли Толстого не может не быть патриотом своего Отечества. Всех этих людей объединяет чувство, которое есть в душе каждого русского человека. (Семья Ростовых, покидая город, отдает все подводы раненым, тем самым лишаясь своего имущества. После смерти отца Мария Болконская уезжает из имения, не желая жить на занятой врагами территории. Пьер Безухов думает убить Наполеона, прекрасно понимая, чем это может кончиться.)

Большое значение писатель придает партизанскому движению. Вот как Толстой описывает его стихийный рост: ”Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии - отсталые мародеры, фуражиры - были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку”. Толстой характеризует партизанскую “войну не по правилам” как стихийную, сравнивая ее с дубиной, “поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил... гвоздившей французов... пока не погибло все нашествие”. Порожденная “чувством оскорбления и мести”, личной ненависти к французам, которую испытывали и жители Москвы, покидавшие свои дома и уезжавшие из города, чтобы не покориться армии Наполеона, и мужики, сжигавшие все свое сено, чтобы оно не досталось французам, идея этой войны постепенно охватила все слои общества. Пробудившееся национальное самосознание, нежелание быть побежденными Наполеоном объединили различные сословия в борьбе за свободу и независимость России. Именно поэтому партизанская война столь разнообразна в своих проявлениях, так непохожи друг на друга и партизанские отряды: “были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами; были одни казачьи...были мужицкие и помещичьи”. Великая армия Наполеона уничтожалась по частям, тысячи французов были истреблены партизанами, их многочисленными “мелкими, сборными, пешими и конными” отрядами. Герои этой войны - представители различных сословий, имеющие мало общего, но объединенные общей целью защиты родины. Это дьячок, “взявший в месяц несколько сот пленных”, гусар Денис Давыдов, “которому принадлежит первый шаг” в узаконивании партизанской войны, старостиха Василиса, “побившая сотни французов”, и, конечно, Тихон Щербатый. В образе этого партизана Толстой воплощает определенный тип русского крестьянина, не кроткого и смиренного, как Платон Каратаев, а необычайно смелого, не лишенного доброго, нравственного начала в душе, но во многом действующего инстинктивно. Потому он с легкостью убивает французов, “худого им не делает, но мародеров десятка два побил”. Тихон Щербатый, “один из самых нужных, полезных и храбрых людей в партии”, отличается ловкостью и смекалкой: “Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов”. Но в то же время безрассудная жестокость Тихона, имевшего обыкновение не приводить языков и не брать пленных, но избивавшего врагов не из-за ненависти и злобы, а в силу своей неразвитости, противоречит гуманистическим убеждениям Толстого. С этим героем, как и с Долоховым, командовавшим небольшой партией и бесстрашно отправляющимся на самые опасные вылазки, связана своеобразная идеология партизанской войны, отраженная еще в словах князя Андрея: “Французы разорили мой дом, они враги мои, они все преступники. Их надо казнить”. Долохов считал “глупой любезностью”, “рыцарством” оставлять в живых французов, которые все равно “помрут с голоду или окажутся побитыми другой партией”. Однако такой герой, как Денисов, отпускавший пленных “под расписку”, “не имевший на совести ни одного человека” и “не желавший марать честь солдата”, а также Петя Ростов, “чувствовавший любовь ко всем людям”, испытывавший жалость к Винсенту Боссе, юному барабанщику, взятому в плен, воплощают толстовские идеи гуманизма, сострадания и любви к людям. Законы мира, по мысли автора, непременно восторжествуют над войной, ибо на смену враждебности и ненависти по отношению к противнику приходит жалость и сочувствие.

Толстой неоднозначно относится и к самой партизанской войне. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех сословий в их любви к родине и в общем желании не дать врагу захватить Россию. Только война партизанская, то есть освободительная, являющаяся не “игрой”, не “забавой праздных людей”, а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, справедлива, по мнению Толстого.

Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина, карьеристов вроде Бориса Друбецкого. Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и ни за что получать награды.

Идет война в Австрии. Генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так автор подводит читателя к изображению первого великого сражения. В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость Долохова проявляется в бою, где «он в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера». Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих «трофеях»: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: «Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство». Везде, всегда он помнит, прежде всего, о себе, только о себе, все, что он делает, делает для себя. Нас не удивляет и поведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать ”генерала в стороне от боя. Из-за непреданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусливы, но не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы.

Таких людей как лжепатриоты будет много до тех пор, пока люди не осознают, что каждый должен защищать свою страну, и что кроме них этому сделать будет некому. Именно это хотел передать Лев Николаевич Толстой посредством антитезы, противопоставления истинных и ложных патриотов. Но Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Это помогает ему более точно донести до нас всю важность проблемы лжепатриотизма.

Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие, выдвиженчество, службизм.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».

Таким лжепатриотом является в романе Берг. Уже начальная фраза авторского повествования, вводящая Берга, красноречиво характеризует систему ценностей этого героя: "Берг... был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба..." Это представление персонажа построено в точном соответствии с иерархией ценностей героя (чин, награды, место) - как если бы Берга представлял не автор, а он сам. Обращают на себя внимание эпитеты "покойное", "приятное" (место), в принципе контрастирующие с идеей бескорыстного служения Отечеству в трагический момент его истории.

Чтобы разоблачить ложный патриотизм Берга, Толстой использует достаточно распространенный в его творчестве прием сопоставления впечатлений. Вот рассуждения Берга по поводу героизма и патриотизма русских солдат: "Армия горит духом геройства... такого геройского духа, истинно древнего мужества... нельзя представить и достойно восхвалить... Россия не в Москве, она в сердцах ее сынов!" Обращает на себя внимание обилие громких слов и то, что Берг путается, сбивается, употребляя их ("которое они - оно, поправился он"); совершенно очевидно: герой озабочен тем, поверят ли ему, нужное ли впечатление произведет его пылкая патриотическая речь на слушателей. И тут же - проницательный взгляд автора на героя, выраженный в едкой ремарке: "он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове "российское войско..."; эта ремарка совершенно уничтожает Берга, обнажая всю бесстыдную спекулятивность его пылкой речи. Берг абсолютно равнодушен к тому, что происходит вокруг него в этот трагический для России момент, его интересует лишь "своя благоустроенность"; а чтобы благоустроенности ничто не угрожало, - надо почаще заявлять о себе как о патриоте.

Второй монолог героя подтверждает этот вывод: рассказывая о шифоньерочке, Берг совершенно преображается, говорит так убедительно, так заинтересованно. Он так очарован шифоньерочкой, что случайно забывает о роли патриота, которую только что пытался сыграть.

Сатирический пафос придает сцене использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в названиях предметов вещного мира, которым окружил себя герой: "дрожечки", "саврасенькие". Чистоплюйство Берга, его жалкое стремление обустроить свой быт так, как, по его мнению, должно быть у светских людей (вспомним лошадей "точно таких, какие были у одного князя"), вызывает активную отповедь Толстого.

Показательна для понимания авторского отношения к происходящему и реакция участников сцены на поведение Берга - как прямая, так и не имеющая прямой связи с монологами героя. Прямая реакция заключена в действиях графа: "Граф сморщился и заперхал..."; "Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.." Еще более определенна реакция Наташи Ростовой: "...это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?.." Восклицание Наташи Ростовой несколько оторвано от монологов Берга, фабульно оно связано с рассказом Пети о ссоре родителей из-за подвод. Но очевидно, что Толстой вкладывает эти слова в уста Наташи в том числе и с целью дать окончательную оценку лицемерному бесстыдству Берга (неслучайно упоминание о немцах).

Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

Конечно, этим людям, далеким от народа, чуждо исконно русское патриотическое чувство.

Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.

Объединяя людей по нравственному принципу, подчеркивая особую важность при оценке человека истинности его патриотического чувства, Толстой сближает самых разных по своему общественному положению людей. Они оказываются близкими по духу, поднимаются до величия народного патриотизма. И недаром в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле приходит к убеждению, что истинное счастье - слияние с простым народом. (“Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом.”)

Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель - русский народ. Подлинные герои - простые русские люди, которые совершили великое дело - победили “непобедимого Наполеона”.

Роман “Война и мир” - величайшее произведение мировой литературы. Создавался он с 1863 по 1869 гг. В романе более 600 действующих лиц. Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны. И хотя Толстой именно мирную жизнь считает настоящей жизнью людей, в центре повествования - рассказ об Отечественной войне. Толстой ненавидел войны, но эта война со стороны России была освободительной, Россия отстаивала свою независимость, русские люди защищали свое отечество. Естественно, поэтому автор затрагивает в своем романе проблему патриотизма, но рассматривает ее неоднозначно. Он доказывает, что в дни, тяжелые для России, большинство русских людей проявляли подлинный патриотизм и мужество, защищая родину. Но были и такие - их меньшинство, - кто только играли в патриотизм и мужество. Это ненавистное Толстому светское общество, завсегдатаи салонов Шерер, Курагиной, Безуховой. Их так называемый патриотизм выразился в том, что они перестали говорить по-французски, на стол у них не подавались французские блюда, а в салоне Элен и от этого не отказались и сочувствовали Наполеону. Были люди, подобные Борису Трубецкому, которые делали карьеру в дни страданий отечества. Толстой противопоставляет этой кучке лжепатриотов истинных сынов отечества, для который в годину испытаний главным была родина. Народ и лучшая часть дворянства, в понимании Толстого, составляли нацию. В дни войны свою истинную любовь к родинепроявили дворяне Болконские, Ростовы и многие другие. На свои средства снаряжали ополчение, сын Болконского, Андрей, отправился в действующую армию, не желая быть адъютантом. Пьер Безухов остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Но этого ему не удается. На батарее Раевского он помогает батарейцам. Жители Москвы покидают и сжигают город. Когда старик Болконский провожает сына, он говорит, что если Андрей поведет себя подло, ему будет горько и стыдно. Наташа отдает подводы для раненых. Княжна Болконская не может оставаться в имении, захваченном врагами.
Толстой рассказывает о настроении, которое владело солдатами. Накануне Бородинского сражения солдаты надели чистые рубахи, потому что шли на священный смертный бой за Россию. Они отказались от лишней порции водки, так как не хотели быть одурманенными. Они говорили: “Всем миром навалиться хотят, один конец сделать хотят. Писатель показывает, как сражались солдаты батареи Раевского. Пьера поражала будничность, с которой они в этих страшных условиях выполняют свой долг. Толстой считает, что Бородинское сражение было нравственной победой русской армии. Русские не уступили. Стойкость и мужество, проявленные защитниками Москвы в Бородинском сражении, питались именно чувством патриотизма.
Пьер беседует с князем Андреем. Князь Андрей настроен чрезвычайно зло: “Французы - враги твои и мои. Они пришли, чтобы уничтожить Россию. Война - это мерзость, но русские вынуждены вести эту войну, а Наполеон пришел, как захватчик, врага нужно уничтожить, тогда уничтожится и война”.

«Война и мир» — роман Льва Николаевича Толстого — национальная эпопея, посвященная героизму русских людей в Отечественной войне 1812 г., подвигу, совершенному народом.

Еще описывая Шенграбенское сражение один из главных эпизодов кам-пании 1805 г., Толстой показал подвиг капитана Тушина и солдат его бата-реи. Капитан Тушин — рядовой офицер, человек, олицетворяющий на-родную мудрость и простоту. Во время боя он бесстрашно руководит бом-бардировкой, показывая пример мужества солдатам, свято выполняя свой воинский долг.

Капитан Тимохин тоже совершает подвиг, и атака его роты в критиче-ский момент изменила ход сражения. Как и Тушин, он является… долга, храбрости и исполнительности.

По мнению Толстого, война — «противное человеческому разуму по своей человеческой природе событие», однако война 1812 г. это страшная необходимость. Казнить врага, изгнать его с родной земли — долг каждо-го русского человека.

Если в высших аристократических кругах лишь произносили пышные фразы о любви к отечеству, а на самом деле только «следили за… флюгера царской милости», то лучшие люди из дворян поступали по-другому: воз-вращается в армию Николай Ростов, уходит на войну юный Петя, отдает миллион на ополчение Пьер Безухов, командует полком, стремясь быть бли-же к народу, князь Андрей, отдают все подводы воинам, раненным под селом Бородином, Ростовы, обрекая себя на разорение.

Чувство ненависти к врагам родины заставляет жителей Смоленска и Москвы сжигать свое имущество, чтобы оно не досталось французам, и поступок купца Ферапонтова и «человека во фризовой шинели» — при-мер истинного патриотизма.

Русские крестьяне, «Карпы и Власы», как называет их Толстой не хо-тели продавать французам сено даже за большие деньги, сжигали его. Ка-ждый русский человек по-своему боролся с врагом.

Бородинская битва — это величайшее проявление патриотизма русского народа. Простые люди понимали всю важность этого момента «Всем на-родом навалиться хотят», — говорит один из солдат; готовясь к возможной смерти в предстоящей битве, мужики-ополченцы надели белые рубахи. То же настроение царит и в полку Андрея Болконского.

Спокойно и мужественно ведут себя во время боя артиллеристы на батарее Раевского, готовые умереть, но выполнить свой долг.

Кутузов — выразитель патриотического народного духа в романе. Он уверен в мужестве и стойкости солдат, знает, что враг будет побежден. Понятен и близок Кутузову этот «чудесный, бесподобный народ». Материал с сайта

Огромную роль в Отечественной войне 1812 г. сыграло партизанское движение. Писатель говорит и об отряде старостихи Василисы, побившем сотни французов, и о дьячке, командовавшем отрядом, и о партизанах Де-нисова, и об отряде Долохова. Рассказывает Толстой о партизане Тихоне Щербатом, самом храбром и нужном человеке в отряде Денисова, отличав-шемся особой удалью. Щербатый — один из тех героев, которые тихо и незаметно делают свое дело, все то, что подсказывало им чувство любви к Родине.

Патриотизм русских людей всех сословий, мужество и героизм офи-церов и простых солдат — вот залог непобедимости русского народа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Патриотическая тема в романе Л. Толстого «Война и мир»

«Война и мир» - заглавие вечной книги, великого романа-эпопеи Л. Н. Толстого. Война... Это слово ужа­сает любого человека, потому что война - «страшное дело». Участие в этом деле может быть чудовищным преступлением, а может быть вынужденной самоза­щитой, делом тяжким и кровавым, но необходимым, а значит, героическим и благородным.

Во время войны 1812 года, описанию которой посвя­щены многие страницы «Войны и мира», произошло удивительное объединение русского народа, независи­мо от сословной принадлежности, пола, возраста, по­тому что Россия оказалась в смертельной опасности. Все были охвачены единым чувством, Толстой назвал его «скрытой теплотой патриотизма», проявлявшимся не в громких словах и высокопарных лозунгах, а в по­истине героических поступках, каждый из которых по-своему приближал победу. Это нравственное чувст­во, безусловно, давно жило в душе каждого русского человека, таилось где-то в глубине его души, но настал момент - тяжелая для родины пора - и оно вырва­лось наружу, достигло наивысшего своего проявле­ния. Русский народ благодаря ему предстал в войне 1812 года настоящим героем-богатырем.

«Когда «силы двунадесяти языков Европы ворва­лись в Россию»»,- отмечает исследователь К. Лому-нов,- наш народ поднялся на священную освободи­тельную войну». Сам Толстой говорил, что «цель на­рода была одна: очистить свою землю от нашествия». Эта цель была ясна всем: от полководца до простого солдата, крестьянина, партизана.

Осознавая весь ужас положения, в котором оказа­лась родина, люди шли на смерть, проявляли истин­ный героизм, до конца выполняли свой долг. Именно в России Наполеон столкнулся с необыкновенной ду­ховной стойкостью, мужеством, непоколебимостью и любовью к отечеству.

Рисуя эпизоды различных сражений, Толстой по­казывает, что не численное превосходство, не военное мастерство и стратегические планы мудрых полко­водцев, а воодушевление воюющих влияет на ход боя, обеспечивая победу. Воодушевившись сам, заражает этим чувством своих подчиненных Тимохин, человек, которого никто не считает героем и который сам абсо­лютно не думает о собственном героизме. «Что себя жалеть теперь!» - восклицает он.

Мужественно сражается и решает исход сражения и Тушин со своей батареей, про которую все забыли. Он не говорит громких слов, он молча делает великое дело. Тушин показал себя настоящим храбрецом. Внешне этот человек ничем не примечателен, но сила духа его и внутренний стержень очевидны.

Центральная, вершинная часть романа - Боро­динская битва. Именно здесь с наибольшей силой и яркостью проявились народный патриотизм и геро­изм, потому что именно здесь каждый осознал и по­нял весь смысл и все значение этой войны как священ­ной, освободительной войны. У русских участников Бородино не было сомнения в исходе сражения. Для каждого из них он мог быть только один: победа лю­бой ценой. Русский народ вел бой за свою землю, за родину. Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба отечества. «...Считаю,- говорит Андрей Бол­конский,- что от нас действительно будет зависеть завтрашний день... От того чувства, которое есть во мне, в нем,- он указал на Тимохина,- в каждом сол­дате». Воины надевали перед сражением чистое белье торжественно, как к важнейшему в жизни делу, гото­вясь к исполнению своего долга - умереть, но не до­пустить победы врага.

Внутренний огонь все сильнее разгорался во всех, кто сражался: в людях батареи Раевского, в Пьере Безухове, Андрее Болконском, героически пожертво­вавшем собой, и в других. Благодаря этому огню, рус­ская армия одержала величайшую победу над своими противниками.

В романе «Война и мир» Толстой говорит и о дубине «народной войны», внесшей немалый вклад в общую победу. Эта война велась без знания правил военного искусства. Восхищают своим подвигом партизанские отряды Денисова и Долохова, которые благословляет сам Кутузов. Удивляет старостиха Василиса, «побив­шая сотни французов», и безымянный дьячок, «взяв­ший в месяц несколько сот пленных». Партизанские отряды, вооруженные всего лишь топорами и вилами, по частям уничтожали великую наполеоновскую ар­мию. Эти отряды были хорошим подспорьем в делах действующей армии. Их сила состояла в ярости, во внезапности, в непредсказуемости, с которой они на­падали на врага, и в неуловимости. Наполеон «не пе­реставал жаловаться Кутузову и императору Алек­сандру на то, что война велась противно всем правилам...».

Л. Н. Толстой, рисуя образы партизан и солдат та­ких, например, как Тихон Щербатый и Платон Кара­таев, сосредоточил в них основные качества русского народа. Щербатый - яркий образ народного мстите­ля. Он активен, бесстрашен, жесток. Он оказался «са­мым нужным человеком» в отряде Денисова. В нем сочетаются находчивость и удаль русского крестьян­ства. Тихон, так же как и многие другие, восстает про­тив врага не потому, что его кто-то принуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям.

Переполнено патриотизмом и сердце Платона Ка­ратаева, хотя в романе он противопоставлен Щербато­му. «...Червь капусту гложет,- замечает Платон,- а сам прежде того пропадает». «Москва, она всем горо­дам мать»,- также справедливо говорит Каратаев. Он олицетворяет собой мудрость, долготерпение и доброту русского человека. Попав в плен и познако­мившись там с Пьером Безуховым, Каратаев учит его терпеливости и всепрощению.

Общенародное единство выразилось и в отношении к собственному имуществу, тому, что наживалось многолетним трудом, было по-настоящему дорого, в умении пожертвовать им. Смоленский купец Фера­понтов, проникшись стихийным патриотическим чувством, призывает солдат грабить его же лавку, хотя поначалу в его душе заговорил хозяин. «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!» - все-таки про­кричал он, и в итоге сам поджег свой двор. Семья Рос­товых по настоянию Наташи, которой владело гуман­ное и патриотическое чувство, оставляет в Москве все имущество и отдает подводы раненым.

Смоленские сцены романа, по словам К. Ломунова, замечательны тем, что «в них наглядно показано, как в русском народе родились чувства оскорбления и не­годования, вызванные вражескими действиями, пе­решедшие вскоре в прямую ненависть к захватчи­кам».

Народному патриотизму писатель противопоста­вил лжепатриотизм отдельных представителей свет­ской знати, проявившийся только лишь в высокопар­ных фразах о любви к родине и ничтожных деяниях. К таким персонажам относятся князь Василий Курагин и его дети Ипполит, Элен, Анатоль; гости салона Анны Павловны Шерер; Борис Друбецкой, главная цель которого не постоять за родную землю, а сделать собственную карьеру; Долохов, ищущий наград и чи­нов; Жюли Курагина, введшая штраф за разговор на французском языке; Берг, старающийся извлечь из войны как можно больше выгод для себя. К счастью, подобных им все же было немного.

Толстой рисует величие подвига русского народа и вместе с тем бичует войну, приносящую тяготы, бед­ствия, муки. Многие разорены. В огне пожарищ гиб­нут города и села. Русская армия терпит огромные по­тери. Но все это писатель называет «страшной необхо­димостью» и с любовью, с гордостью и восторгом говорит о тех, кто вынес тяжкие испытания во имя ос­вобождения родной земли. Он вкладывает в уста Ку­тузова справедливые, замечательные слова о русском народе: «Чудесный, бесподобный народ!»