Музей серебряного века официальный. Лекции и тематические проекты

~ 1961-1965 гг.

Хозяевами этого домовладения издавна были купеческие семьи: в 1803 году, которым датирован самый старый известный в настоящее время план участка с деревянным домом "об одном этаже", оно принадлежало купеческой жене Матрене Бобреновой, в середине XIX века им владел купец Степан Аршинов, затем купец П.Г.Молчанов, у которого в 1895 году участок и дом приобрел купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. В это время дом представлял собою характерную для этих мест двухэтажную постройку 1830-1840-х годов: каменный низ, верх деревянный, с деревянными флигелями во дворе. К.Д.Баеву принадлежали еще несколько домов на Мещанской. После его смерти в 1909 году дом 30 по наследству перешел к одному из его сыновей - Ивану Кузьмичу Баеву.
Иван Кузьмич затевает перестройку старого дома и поручает его строительство архитектору Владимиру Ивановичу Чагину. Чагин блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Сохранив крепкий каркас прежнего дома, он совершенно преобразил его внешний вид и частично изменил внутреннюю планировку.


Архитектор решил образ дома как коттедж в стиле скандинавского модерна. Вход он сделал в виде пристроенной к дому с правой стороны башни с остроконечной - "под готику" - крышей, над жилой частью надстроил третий этаж в виде мансарды с широким трехстворчатым окном, необходимым для достаточного освещения помещения в условиях хмурых северных широт.

"Ах, позволь мне иногда быть маленьким, маленьким, и в это время уходить.
Позволь мне иногда прятаться "в коробочку". Я так устал быть всегда "большим""
В.Брюсов.

Собранная Валерием Брюсовым библиотека в пять тысяч томов поражала многих. Античная литература в подлинниках. Это были книги на английском, французском, итальянском, испанском, немецком и чешском языках.
Словари арабского, персидского, армянского, японского, шведского. Часто попадались его пометки. Причем, всякий раз они были на том языке, на котором написана сама книга. Выписки из Гиббона делались по-латыни, на санскрите — выписки из календаря индусов.

В маленькой уютной гостиной - шкапик с литературой по искусству, большей частью иностранной, собранной поэтом во время заграничных поездок. На стенах картины: Радимов, Феофилактов, Бакст, а рядом с ними... Ларионов и г-жа Гончарова. Это все - подношения поэту признательных авторов. В этой маленькой гостиной Валерий Яковлевич просиживает в кругу близких те немногие минуты, которые он уделяет своему отдыху".


В.Я.Брюсов поселился в доме на 1-й Мещанской в те годы, когда за его плечами уже был большой путь в литературе. Признанный поэт, создатель и руководитель новой литературы - символизма, живой классик, он по-прежнему оставался в центре литературной жизни. Вокруг него группировались поэты-символисты старшего поколения: К.Бальмонт, А.Добролюбов, А.Миропольский, при его помощи и учась у него вошло в литературу следующее поколение символистов - "молодые символисты" - А.Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов (они с благодарностью признавали роль Брюсова в своем становлении) и более юное поколение - В.Ходасевич, Марина Цветаева, Маяковский и другие, в молодом задоре забывшие совет Пушкина: "Зачем кусать нам грудь кормилицы нашей? потому что зубки прорезались?", сказанный по поводу нападок молодежи на поэзию Жуковского; эти поэты, хотя также посещали школу Брюсова, "покусывали" мэтра, особенно после его смерти.


До революции еженедельно по средам у Брюсова в кабинете собирались поэты, "читались стихи, - вспоминает эти собрания Н.Асеев, комментировались вновь вышедшие сборники, велись споры о тонкостях поэтического мастерства", об этом же, но в более свободной атмосфере, продолжались разговоры за чайным столом. На брюсовских средах побывали все московские и петербургские поэты начала XX века. После революции "среды" прекратились, но дом Брюсова всегда был открыт для молодых поэтов: как и в дореволюционное время, сюда приходили почти все советские поэты начала 1920-х годов

После смерти В.Я.Брюсова Иоанна Матвеевна сохраняла квартиру такой, какой она была при жизни мужа. Она разобрала и привела в порядок его огромный архив, подготавливала издания его произведений. В конце 1920 начале 1930-х годов в доме Брюсова продолжались встречи поэтов и литературоведов, занимавшихся изучением жизни и творчества Брюсова, но постепенно они прекратились.


Супруга В.Брюсова Иоанна Рунт.Она была спутницей и ближайшим помощником поэта
до самой его смерти.

После смерти Брюсова она стала хранителем его архива и издателем наследия мужа. В 1960-е годы часть помещений дома, в том числе и комнат квартиры Брюсова, заняла районная библиотека. После смерти Иоанны Матвеевны в 1965 году библиотеке был передан и кабинет Валерия Яковлевича с условием организации в нем мемориального музея.

В феврале 1971 года музей открылся. Его заведующей Е.В.Чудецкой и научному сотруднику А.А.Китлову удалось сделать новый музей одним из культурных центров Москвы. В те времена литература Серебряного века еще находилась под полузапретом, а в музее регулярно проводились вечера, посвященные творчеству Брюсова и его современников.


Это фото сделано после чудовищного пожара, который произошёл в середине 70-х годов.
На этой фотографии - останки этого красивейшего дома после пожара, окна первого этажа заколочены фанерой, третий этаж, перекрытия второго этажа - отсутствуют, дом накрыт временной крышей.

К сожалению, в 1975 году дом пострадал от пожара, фонды музея были законсервированы, и лишь спустя двадцать четыре года в бывшем "доме Брюсова", теперь уже занимая его целиком, открылся филиал Государственного литературного музея - "Музей Серебряного века русской поэзии" и мемориальный кабинет В.Я.Брюсова.


Зал символизма.1890-1900гг

В начале 1930-х годов второй этаж особняка занимала мастерская архитектора Ивана Александровича Фомина - академика, руководителя одной из архитектурно-проектных мастерских Моссовета. Здесь он работал над проектом реконструкции Сухаревской площади с сохранением Сухаревой башни.
При жизни В.Я.Брюсова ходили слухи, что он как-то связан родством с шотландскими Брюсами, сам же он в автобиографиях всегда подчеркивал свое происхождение от костромского крепостного крестьянина.
Владимир Воробьев "Святая дорога".

1987 году здание было передано Государственному Литературному музею для реставрации и организации экспозиции. В 1999 году открылся музей, в состав которого вошли экспозиции мемориального кабинета Брюсова и "Пушкин и Серебряный век русской литературы". Такое решение было аргументировано тем, что экспозиция открывалась в год пушкинского юбилея, а фактически каждый из писателей Серебряного века не обошел в своем творчестве пушкинскую тему. Например, В. Брюсов - автор 82 работ о Пушкине.

В Музее литературы Серебряного века особая атмосфера. С портретов и фотографий смотрят революционеры поэзии - Блок, Ахматова, Мандельштам, Маяковский, Андрей Белый... В витринах книги - особая гордость музея. Все они оригинальные, никаких копий и переизданий. Кажется, что воздух здесь пропитан дерзкими новаторскими идеями начала прошлого века, а под потолком кружат строки из стихов, взмывающие вверх из оригиналов рукописей.

Музей занимает два этажа старинного дома купцов Баевых.На втором этаже театральный зал (афиши, история МХТ, фотографии Станиславского, Мейерхольда, Комиссаржевской, сцены из спектаклей) и залы символизма, акмеизма и футуризма.

Хронологически Серебряный век русской литературы длился не так уж долго - с 1892 по 1922 годы. Но если говорить о любви читателей к поэтам и писателям этого периода, то, пожалуй, серебряный век продолжается до сих пор. Средоточие Серебряного века в Москве - это единственный в своем роде, уникальный музей


Зал экмеизма-нового модернизма.1910гг

В витринах представлены рукописи и прижизненные издания книг писателей с их автографами, сборники, альманахи, журналы, выпущенные издательствами того периода: "Скорпион", "Гриф", "Шиповник". Для культурной жизни начала века было характерно взаимопроникновение разных видов искусства, поэтому в музее литературу органично дополняет живопись - пейзажи, натюрморты, картины В.Д. Поленова, К.А. Коровина, В.Э. Борисова-Мусатова, С.Ю. Судейкина, Д.Д. Бурлюка, Н.С. Гончаровой, В.Е. Татлина, театральные эскизы М.В. Добужинского, К.С. Малевича, В.В. Маяковского, О.В. Розановой, скульптурные бюсты М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, С.А. Есенина, шаржи и фотографии.
Сайт музея .


А.Осьмёркина.Портрет А.Ахматовой. Н.Крандиевская.Портрет М.Цветаевой.


З.Масленникова.Портрет Б.Пастернака.


Волошин М.А. Портрет работы Б.М. Кустодиева.


В. Шухаев. Портрет Ларисы Рейснер


Зал футуристов.1910 годы.

Литературно-музыкальная гостиная "ОЧАРОВАНИЕ ".
В Музее литературы Серебряного века ежемесячно проходят встречи с русской поэзией и прозой; старинными и современными романсами; народными песнями, загадочными и реальными, мистическими и легендарными событиями из истории мировой культуры.
Музей проводит выставки,концерты,презентации,конференци и,лекции.При музее есть студия для детей по изучению литературы, "Сказка выходного дня","Занимательная филология".

Поклонники Аптекарского огорода хорошо знают этот дом,ведь он находится по соседству.
Вход в сад "Аптекарский огород" находится в этом зеленом стеклянном кирпиче рядом.

Вот за этой раритетной оградой дома Брюсова. Можно очень приятно и полезно провести выходной.
Совместив прогулку по саду с посещением Дома Брюсова и Музея Серебряного века.

Тема города, прошла через все творчество поэта. Брюсов ищет в городских лабиринтах красоту, называет город "обдуманным чудом", любуется "буйством" людских скопищ и "священным сумраком" улиц.


Я люблю большие дома
И узкие улицы города, -
В дни, когда не настала зима,
А осень повеяла холодом.
Пространства люблю площадей,
Стенами кругом огражденные, -
В час, когда еще нет фонарей,
А затеплились звезды смущенные.
Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие, -
В миг, когда песню глубоко таю,
Но в восторге слышу созвучия.
29 августа 1898

~***~
Люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один;
Люблю часы святых безделий,
Часы раздумий и картин.

Я с изумленьем, вечно новым,
Весной встречаю синеву,
И в вечер пьян огнем багровым,
И ночью сумраком живу.

Смотрю в лицо идущих мимо,
В их тайны властно увлечен,
То полон грустью нелюдимой,
То богомолен, то влюблен.

Под вольный грохот экипажей
Мечтать и думать я привык,
В теснине стен я весь на страже:
Да уловлю господень лик!
12 октября 1900

И актуальное:

НОЧЬЮ (ДРЕМЛЕТ МОСКВА...)

Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,
Грязные крылья по темной почве раскинуты,
Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты,
Тянется шея - беззвучная, черная Яуза.

Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе.
Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники?
Нет! качая грузными крыльями в воздухе,
То приближаются хищные птицы - стервятники.

Падали запах знаком крылатым разбойникам,
Грозен голос близкого к жизни возмездия.
Встанешь, глядишь... а они все кружат над покойником,
В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия.
20 июня 1895



Почитайте прекрасную любовную лирику В.Брюсова.
Помните:" Ты - женщина, ты - книга между книг..."?

Музей Серебряного века открылся 26 октября 1999 года. Экспозиция развернулась в доме, где с 1910 по 1924 год жил поэт, писатель, критик, филолог-пушкинист Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924).

В 1999 году, в год 200-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина, открыта экспозиция «А.С. Пушкин и русская литература Серебряного века русской литературы». Более десяти лет продолжалась реставрация, завершением ее стала экспозиция, практически целиком основанная на материалах из фондов музея.

Единичные экспонаты были взяты из частного собрания. Над созданием экспозиции под руководством заведующего музейным отделом М.Б. Шапошникова работали заслуженный работник культуры Е.Д. Михайлова, научные сотрудники Н.А. Виноградова, И.А. Гладыш, заслуженный художник России А.А. Тавризов и другие.

Дом в стиле «северный модерн» купец-обувщик И.К. Баев перестроил из деревянного двухэтажного особняка в 1910 году. Архитектор — В.И. Чагин. Летом того же года у домовладельца Баева квартиру на первом этаже снял поэт В.Я. Брюсов, и особняк москвичи стали называть «Домиком Брюсова», хотя Брюсову дом никогда не принадлежал.


В мемориальном кабинете В.Я. Брюсова находятся вещи, принадлежавшие поэту: его библиотека, дубовый стол, часы, мебельный гарнитур с обивкой 1910-ых гг., картины и рисунки, подаренные поэту художниками Ф. Рербергом, К. Феофилактовым, А. Койранским, Н. Сапуновым, Н. Гончаровой. На экспозиции второго этажа находятся уникальные рукописи и портреты Л. Рейснер работы В. Шухаева, М. Волошина кисти Б. Кустодиева, портрет Андрея Белого работы Л. Бакста.

Режим работы:

  • вторник, пятница-воскресенье — с 11:00 до 18:00;
  • среда, четверг — с 11:00 до 21:00;
  • понедельник — выходной день.

Стоимость билетов:

  • полный — 150 рублей;
  • льготный (пенсионеры, школьники, учащиеся средних специальных заведений, студенты и аспиранты вузов РФ старше 16-ти лет) — 100 рублей;
  • лица до 16-ти лет — бесплатно.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

Дом-музей В.Я. Брюсова

Дом-музей В.Я. Брюсова больше известен, как музей «Серебряного века». Этот период в русской поэзии длился сравнительно недолго, с 1892 по 1922 год, но подарил миру столько великих поэтов и писателей, чье творчество до сих пор любят и чтят в России.

Этот уникальный музей разместился в доме, в котором прошли 14 лет жизни известного поэта, писателя и литературного деятеля Валерия Яковлевича Брюсова. Дом имеет интересную архитектуру, он построен в стиле модерн и сохранил свой исторический фасад до наших дней. Этот особняк помнит замечательных людей, творивших в 20-х годах прошлого века – Константина Бальмонта, Андрея Белого, Сергея Есенина, Игоря Северянина, Владимира Ходасевича, Владимира Маяковского и многих других.

Дом знавал очень трудные периоды истории. После смерти Брюсова, его жена пыталась сохранять в доме обстановку, в которой творил писатель и даже проводила экскурсии в его мемориальном кабинете. Но после этого дом дважды подвергался пожарам и был определен на снос. В 1987 году здание было передано в веденье Литературного музея. Дом Брюсова был отреставрирован, и в нем была организована экспозиция мемориального кабинета В.Я. Брюсова и экспозиция «Пушкин и Серебряный век русской литературы». Брюсов был известный пушкинист, поэтому в музее можно увидеть более 80 работ писателя, посвященных А.С. Пушкину. Дом-музей Брюсова известен также как культурный центр столицы.

Экспозиция дома-музея Брюсова «Серебряный век»

С момента, как посетитель заходит в музей, он окунается в особую эстетическую атмосферу знаменитого Серебряного века. В доме воссоздана гардеробная комната и холл перед кабинетом В.Я. Брюсова. Обстановка мемориального кабинета писателя была восстановлена по фотографиям и воспоминаниям современников. На стеллажах в кабинете установлены уникальные книги личной библиотеки Брюсова, расставленные в том порядке, который определил писатель. На стенах кабинета можно увидеть живописные полотна художников – современников писателя, подаренные ему авторами. Здесь располагаются работы Поленова, Коровина, Судейского, Бурлюка, Татлина.
В музее хранятся подлинные шкафы, в которых Валерий Яковлевич хранил свои рукописи и черновики. Находясь здесь, посетители понимают, какой незаурядной личностью являлся Брюсов, какой он обладал эрудицией и удивительной трудоспособностью.

На втором этаже дома-музея располагается экспозиция, посвященная периоду Серебряного века. Здесь можно увидеть витрины, посвященные творчеству наиболее известных поэтов и писателей начала 20 века. В них выставлены рукописи и прижизненные издания книг писателей с их автографами, а также журналы, сборники и альманахи, выпущенные в тот период. Серебряный век характеризовался взаимопроникновением разных видов искусства, поэтому экспозиционный зал украшают полотна художников той эпохи и театральные эскизы, принадлежащие кисти Малевича, Маяковского, Добужинского, Розановой. В экспозиции можно увидеть бюсты самых ярких представителей Серебряного века – Цветаевой, Пастернака, Есенина, дружеские шаржи и фотографии.

Научная работа дома-музея Брюсова в Москве

В музе Брюсова постоянно ведется научная работа по изучению литературного наследия Серебряного века и творчества представителей авангардных поэтических течений – символистов, акмеистов и других. Работники музея ведут широкую просветительскую работу среди школьников, студентов и всех любителей русской поэзии. В доме часто проводятся литературные вечера и чтения, благодаря чему он стал известным в Москве культурным центром.

Мероприятия дома-музея В.Я. Брюсова

Обзорные экскурсии;
- тематические экскурсии-лекции;
- циклы лекций о поэтах и художниках Серебряного века;
- интерактивные занятия для учащихся старших классов;
- музейные праздники.

Дом-музей В.Я. Брюсова в Москве – место, посвященное жизни и творчеству известного поэта и всей эпохе легендарного Серебряного века.

В Музей "Cеребряного века" ("Дом В. Я. Брюсова")

Всего 11 фото

На проспекте Мира, рядом с входом в Аптекарский огород, расположен небольшой особняк в стиле модерн - известный московский мемориальный памятник - дом поэта Валерия Брюсова. Брюсов провел здесь 14 последних лет жизни - с 1910 по 1924 год, здесь же он и умер. Дом Брюсова в стиле северный модерн стал резиденцией В.Я. Брюсова и поэзии Серебряного века.

Сам особняк до революции (тогдашний его адрес - 1-я Мещанская улица, д. 32) принадлежал купцу Ивану Кузьмичу Баеву, потомственному почетному гражданину, члену Торгового дома «Иван Денисович Баев старший с братьями». Брюсов вместе со своей семьей снимал в доме Баева квартиру на первом этаже.

Дом был построен в 1830-х годах - тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом («низ каменный, верх деревянный») и характерной для того времени классической обработкой фасада. Усадьба - дом и два флигеля -принадлежала в XIX веке купеческим семьям - сначала купцам Аршиновым, затем Молчановым, пока наконец в 1895 году ее не купил купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. Позже, в 1909 году, она перешла по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина. Чагин спроектировал для Баева особняк в формах «северного модерна» - выразительное двух-трехэтажное здание с асимметрично решенными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной, и с оригинально устроенным входом в заглубленной арочной нише.

02 Дом Брюсова. 1961-1965. Допожарный вид дома Брюсова

Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены поэт Валерий Яковлевич Брюсов.

Брюсов тогда уже был известным на всю Россию поэтом и писателем, одним из основоположников русского символизма, «мэтром», оказавшим влияние не на одно поколение поэтов.

Брюсов возглавлял влиятельный символистский журнал «Весы», руководил издательством «Скорпион», его критические и литературоведческие статьи публиковались и в других изданиях - журнале «Русская мысль», альманахе «Северные цветы». Он выпустил более десяти своих поэтических сборников и несколько прозаических произведений, самые известные из которых - романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы».

Его дом был одним из центров литературной жизни Москвы, да и не только Москвы - до революции здесь устраивались еженедельные поэтические «среды», куда приходили поэты, писатели, критики; читали стихи, вели дискуссии о литературе и искусстве, обменивались мнениями о выходивших книгах и статьях.

Брюсов принял власть большевиков (даже вступил в 1919 году в ряды членов РКП(б))

В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до самой смерти.

Умер поэт в своей квартире на 1-й Мещанской в октябре 1924 года. После его смерти его вдова Иоанна Матвеевна продолжала жить в этом доме, она стала хранительницей архива Брюсова, привела в порядок все его рукописи и документы, готовила к публикации его труды. Она сохранила обстановку квартиры и кабинета такой, какой она была при жизни Брюсова.

В 1960-е годы дом был передан под устройство здесь районной библиотеки, а после смерти вдовы Брюсова в 1965 году было решено в мемориальном кабинете поэта устроить его музей. Он открылся в 1971 году и стал, по сути, не только музеем поэта Валерия Брюсова, но музеем всего Серебряного века.

В 1975 году дом пострадал во время пожара, сгорел мансардный этаж, - библиотека и музей были из дома эвакуированы.

03 Проспект Мира, д.30. 1975-1980

" Пожар был зимой и доблестные пожарные налили столько воды, что она покрыла льдом проспект Мира слоем сантиметров в 20 и троллейбусы долго не могли по нему ходить из-за возникшей ледяной горки вокруг пепелища. На этой фотографии - останки этого красивейшего дома после пожара, окна первого этажа заколочены фанерой, третий этаж, перекрытия второго этажа - отсутствуют, дом накрыт временной крышей. ."

Сотрудники музея полностью воссоздали атмосферу Серебряного века. В кабинете Брюсова находятся книги из его уникальной библиотеки, подарки художников-современников, мебель, принадлежавшая ему. Учтено все до мелочей — книги на стеллажах расставлены так, как определил хозяин дома, полностью учтено расположение подаренных ему картин и шкафов для хранения рукописей.

09

10 Внутренний двор усадьбы

И в наше время, как и сто лет назад, двери дома на Проспекте Мира распахнуты для творческих людей. Они приходят сюда, чтобы прикоснуться к той атмосфере и лучше познакомиться с творчеством и историей самых ярких представителей Серебряного века.

11 Рабочий кабинет поэта