Урок образы крестьянок женская доля на руси. Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему: Тема женской доли в поэме Н

Нет, наверное, в мировой литературе ни одного поэта, не писавшего о женщине. Традиционно образ женщины в мировой поэзии - это образ любимой, возлюбленной. Отсюда в лирике возникает любовная тема. Поэты воспевают любимую, ее красоту, свои чувства, страсть, описывают страдание от неразделенной или ушедшей любви, пишут об одиночестве, разочаровании, ревности.

Поэзия Некрасова, в своем обращении к женщине, впервые расширила тематические рамки. В его лирике кроме любовной появилась тема женской доли, представленная широко и разнообразно. Это во многом было связано с тем, что поэт коснулся другого социального слоя: не дворянства, а простого народа. Посвятив лиру «народу своему», поэт называет свою Музу родной сестрой избиваемой на площади кнутом молодой крестьянки.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины. Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. В стихотворении «Тройка» поэт предсказывает девушке тяжелую замужнюю жизнь.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник,

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный.

Будешь нянчить, работать и есть.

И в стихотворении «Свадьба» опять зловещее предсказание:

Ждет тебя много попреков жестоких,

Дней трудовых, вечеров одиноких:

Будешь ребенка больного качать,

Буйного мужа домой поджидать.

Свое сочувствие женской доле поэт высказывает и в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», показывая трагедию огромного большинства крестьянок, убивающихся изо дня в день на непосильной работе:

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Тему тяжкой доли русской женщины поэт раскрывал и в своих знаменитых поэмах «Мороз, Красный нос», «Русские женщины». Страдальческая судьба русской женщины-крестьянки описана и в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где ей целиком посвящена вся вторая часть. Ее героиня - Матрена Тимофеевна слывет среди людей счастливою. Рассказывая мужикам, ищущим ответ на вопрос «Кому живется весело, вольготно на Руси?», о своей жизни, она признает, что ей «в девках счастье выпало»: у нее была «хорошая, непьющая семья», любящие, ласковые, оберегавшие ее родители. Но и в такой семье по «пятому годочку» ей пришлось начать трудиться, в семь - уже ходить за коровой, пасти гусей, собирать грибы и ягоды, ворошить сено, а после трудового дня и баньки - снова за работу, за прялку.

И такая полная нелегкого труда жизнь вспоминается Матрене Тимофеевне в ее тридцать восемь лет как счастье. Потому что все, что ждало ее после замужества, было сплошным страданием. Не зря мать причитала, когда приехали сватать ее дочь. После свадьбы «попала с девичьей холи в ад». Издевательства родни мужа, побои, каторжный труд, страшная гибель любимого первенца - то было лишь начало ее страшной, но, увы, такой обычной для русской крестьянки судьбы.

После гибели первенца что ни год рождались другие дети: «некогда ни думать, ни печалиться, дай бог с работой справиться да лоб перекрестить», умерли родители Матрены. Всему покорилась Тимофеевна: «первая с постели, последняя в постель», унижалась перед свекром со свекровью и только в одном стала непокорной: за детей стояла горой, не давала их обижать. Когда деревня учинила самосуд над Федотом, который, работая подпаском, не сумел отнять у волчицы овцу, мать легла за него под розги.

Выпал на долю Матрены голодный год, а потом и еще более страшное испытание: забрали вне очереди мужа в рекруты. И опять не покорилась Матрена Тимофеевна. Беременная женщина пошла пешком в город искать правды и заступничества у губернатора. Правды она добилась, получив заступничество губернаторши, которая еще и сама крестила родившееся до времени дитя. С тех пор Матрену Тимофеевну «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Растит крестьянка пятерых сыновей. Одного уже забрали в рекруты, дважды погорела ее семья, погуляла она, «как мерин в борозде». И по ее мнению, не дело это - «между бабами счастливую искать». А другая героиня поэмы - богомолка, зашедшая в село, с горечью скажет, что «ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у Бога самого».

Читая Некрасова, приходишь к выводу, какой делает в одном из своих стихотворений сам поэт, - «Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать». Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше. С нескрываемым сочувствием относится автор к тем, кто не мирится со своим голодным и бесправным существованием. Не кроткие и покорные близки поэту, а такие смелые, непокорные и свободолюбивые бунтари, как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, семь правдоискателей, Гриша Добросклонов. Лучшие из них сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Среди них и Матрена Тимофеевна.

Тема : Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Задачи:

- образовательные: раскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;

- развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса;

- воспитательные: формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 10 классе.

Тема урока : Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Цель урока : проанализировать, как автор раскрывает тему женской доли в поэме.

Задачи:

Образовательные: р аскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;

Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса;

Воспитательные: формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.

Тип урока : комбинированный..

Оборудование: текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо», таблицы, презентация к уроку (в системе Power Point).

Эпиграф: Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Н. А. Некрасов

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Объявление темы и задач урока, целеполагание. Все ученики получают «Карту контроля знаний на уроке».

В соответствующей колонке необходимо поставить «+»

Знания по данной теме

Знаю

Сомневаюсь

Не знаю

в начале урока

в конце урока

в начале урока

Какова была жизнь Матрены Тимофеевны до замужества?

Как относились к героине родители мужа?

Как относился муж к Матрене Тимофеевне?

Как проявляются материнские чувства Матрены Тимофеевны?

Положение современных женщин в обществе?

III. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить…”, акцентируя внимания на судьбе русской женщины, русской крестьянки, в пореформенной России XIX века, постараемся ответить на вопросы: хорошо ли ей жилось на Руси? В чем для неё заключается счастье? Что она вкладывает в это понятие?

IV. Актуализация опорных знаний .

1. Литературоведческая разминка. Дайте определение литературоведческим терминам:

2. “Адресный вопрос”

“Адресный вопрос” как проверка домашнего задания (работа в парах).

V. Этап усвоения новых знаний.

1. Вступительное слово учителя (Подготовка учащихся к диалогу – обсуждению)

В каком году рассчитывай.
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

Для чего? (Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…)

2. Беседа на основе прочитанного .

Народ свободен, но счастлив ли он? В связи с чем возник этот вопрос во II-ой половине XIX века? (Историческая справка.)

Идут семь странников искать счастливого, убежденные в том, у кого есть “покой, богатство, честь”, тот и счастлив.

Кого они сразу же, еще в начале своего странствия, причисляют к счастливцам?

Помещик, чиновник, поп,
Купчина толстопузый,
Вельможный боярин,
Министр государев, царь…

Но оказывается трудно сыскать счастливого на Руси; не так спокойно и сладко живётся попу (гл. I “Поп”). И для помещика прошло завидное житье; а крестьянское счастье и того хуже.

Эгей, счастье мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями.

И мужики приходят к выводу:

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину
Другим по мужику……

Но все же странники не оставляют надежду найти счастливого.

Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь –
Колом ее оттудова
Не выбьешь.

И они решают искать счастливого человека среди «баб». Им указывают на «счастливую» Матрену Тимофеевну Корчагину из села Клин, которая “губернаторша”.

3. Комментирование текста (часть третья “Крестьянка”)

Давайте послушаем, что же рассказала им о своей “счастливой” жизни сама Матрена Тимофеевна. (Выступление ученицы в народном костюме: чтение наизусть фрагментов 3-й части поэмы)

VI. Технология исследовательского обучения. Работа в группах.

Вопросы для первой группы.

Расскажите о жизни Матрены Тимофеевны до замужества.

1. Как относились к Матрене отец и мать? (Подтвердите свой ответ примером из текста).

2. Была ли с детских лет Матрена приучена к труду? Докажите.

3. Расскажите о взаимоотношениях Матрены с Филиппом Корчагиным до замужества.

Вопросы для второй группы.

Подготовьте рассказ о жизни Матрены Тимофеевны Корчагиной в семье мужа.

1. Как относились к Матрене свекор со свекровью?

2. Как вела себя Матрена со свекровью и свекром? Зачитайте.

3. Как относился к Матрене Тимофеевне муж? Сохраняла ли она ему верность? Подтвердите словами из текста.

4. После какого случая Матрену прозвали «губернаторшей»?

Вопросы для третьей группы.

Расскажите о материнстве Матрены.

1. Что вы знаете о судьбе первого сына Матрены, о Демушке?

2. На какие жертвы идет Матрена Тимофеевна ради Федотушки? (Обратитесь к тексту поэмы).

3. Случайно ли, что Матрена Тимофеевна предстает перед нами как мать? Какие стороны характера Матрены Тимофеевны раскрываются при этом?

Выступление первой группы.

До замужества Матрена жила замечательно. Родители очень любили:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Жила я, молодцы.

Отец, поднявшись до свету,

Будил дочурку ласкою,

А брат веселой песенкой;

Покамест одевается,

Поет: "Вставай, сестра!..

По избам обряжаются,

В часовенках спасаются -

Пора, вставать пора!

Посадит хлебы в печь -

Идет родная матушка,

Не будит - пуще кутает:

"Спи, милая касатушка,

Спи, силу запасай!

С детства Матрена была приучена к труду:

В день Симеона батюшка

Сажал меня на бурушку

И вывел из младенчества

По пятому годку,

А на седьмом за бурушкой

Сама я в стадо бегала,

Отцу носила завтракать,

Утяточек пасла.

Потом грибы да ягоды,

Потом: "Бери-ка грабельки

Да сено вороши!"

Так к делу приобвыкла я...

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

День в поле проработаешь,

Грязна домой воротишься,

А банька-то на что?

Муж Филипп увидел Матрену и сделал ей предложение. Но она отказала ему, так как совсем не знала его. Филипп же все равно добивался ее руки и пообещал не обижать девушку.

Пока мы торговалися,

Филиппу я: "Уйди ты прочь!",

А он: "Иди со мной!"

Известно: "Ненаглядная,

Хорошая... пригожая..."

Ай!.."- вдруг рванулась я...

"Чего ты? Эка силища!"

Не удержи - не видеть бы

Вовек ему Матренушки,

Да удержал Филипп!

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице...

А больше вряд когда!

Мама отговаривала дочь, но та уже успела рассмотреть юношу. Он ей понравился.

Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором -

Пал на сердце Филипп!

Таким образом, Матрена в девичестве жила счастливо: родители ее любили и оберегали. Да и замуж вышла она по любви.

Выступление второй группы.

В семье мужа отнеслись к Матрене очень плохо. Ей пришлось на них работать.

Семья была большущая,

Сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал…

Осталась я с золовками,

Со свекром, со свекровушкой,

Любить-голубить некому,

А есть кому журить!

На старшую золовушку,

На Марфу богомольную,

Работай, как раба;

За свекором приглядывай,

Сплошаешь - у кабатчика

Пропажу выкупай.

И встань и сядь с приметою,

Не то свекровь обидится;

А где их все-то знать?

Матрена же ни с кем не спорила, была послушной, молчаливой.

Как велено, так сделано:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому.

Когда муж вернулся с заработков, они жили мирно. Матрена с Филиппом очень любили друг друга.

Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было!

Запела, как певала я

В родительском дому.

Мы были однолеточки,

Не трогай нас - нам весело,

Всегда у нас лады.

То правда, что и мужа-то

Такого, как Филиппушка,

Со свечкой поискать..."

Однажды муж Матрены поднимает на нее руку, бьет ее. Это случается один раз в жизни. Матрена знает, что в народе бабы привыкли терпеть побои:

Уж будто не колачивал?..

Промолвила она...

Не годилось бы

Жене побои мужнины

Матрена не может забыть эту обиду мужа. Несмотря ни на что, Матрена считает своего мужа хорошим и оставалась верна мужу всегда.

Была Матрена Тимофеевна беременна Лиодорушкой, мужа ее Филлипушку забрали в солдаты. Не стало в их семье кормилица и заступника.

Не выдержала тогда Матрена Тимофеевна, не стала все терпеть, а решила сама за свое счастье бороться. Отправилась она к губернатору просить за Филлипушку. И около дома губернатора « Да, видно, надоумила Владычица! » бросилась Матрена Тимофеевна в ноги к губернаторше. Это и изменило ее жизнь, после этого случая Матрену Тимофеевну стали звать « Губернаторшей», и она сама добилась своего счастья. Помогло ей еще то, что губернаторша: « Добра была, умна была…».

Матрене Тимофеевне опять пришлось страдать, но теперь она боролась и смогла отстоять свое счастье. Оказалось, что даже крепостная женщина может чего-то добиться.

Выступление третьей группы.

После свадьбы у Матрены рождается первый ребенок - сын Демушка.

На Казанскую

Я сына родила.

Как писаный был Демушка!..

Весь гнев с души красавец мой

Согнал улыбкой ангельской...

Сын Демушка однажды остается без присмотра, его загрызают свиньи. Это происходит по вине деда Савелия.

Заснул старик на солнышке,

Скормил свиньям Демидушку

Придурковатый дед!..

Уйди! убил ты Демушку!..

Матрена Тимофеевна смогла его простить. А это дано не каждой женщине, ведь в большинстве случаев мало кто из матерей способна простить «убийцу» своего ребенка. Также неудивительно, что первой реакцией матери было послание проклятия на бедного старика. Тот же прекрасно осознавал свой грех, потому на гнев и буйство женщины отвечал абсолютно спокойно, рассуждал, что только «Бог знает, что творит». Чувствуя вину и пытаясь искупить свой грех, Савелий ушел в монастырь, проведя там последние годы жизни. После Демушки у Матрены рождается еще пятеро сыновей. Судя по всему, вместе с погибшим Демушкой у Матрены рождается шестеро детей.

Пять сыновей!..

Три года

Что год, то дети: некогда

Ни думать, ни печалиться...

Следом после Демушки у Матрены рождается сын Федотушка, затем - сын Лиодорушка. Имена других детей не уточняются в поэме.

Матрена Тимофеевна очень любит своих детей. Всю свою любовь она отдает им.

Лишь деточек не трогайте!

За них горой стояла я...

Всю в деточек любовь!..

Семья мужа плохо относится не только к самой Матрене, но и к ее детям. Злые родственники бьют ее детей.

Неласково

Глядит на них семья…

И стали их пощипывать,

В головку поколачивать…

С появлением Федотушки вновь пришлось страдать невинной женщине за счастье ребенка. За провинность глупенького мальчика мать приняла на себя боль и жестокость назначенного сыну наказания. Даже ради безжалостного мужа Матрена была готова на все. Она не побоялась встретиться с губернаторшей. В этот момент Матрена родила мальчика. Узнав о несчастье женщины, губернаторша ей помогла. «Филиппушку спасли».

Слово учителя. Это последнее тяжелейшее испытание, о котором рассказывает нам сама героиня, и оно дает понять читателю о том, что женщина в поэме Некрасова – сильная личность, сумевшая отстоять свое человеческое достоинство в условиях производства и рабства. Своим существованием Матрена Тимофеевна объяснила, какая несокрушимая духовно-моральная сила скрыта в материнской душе. Поэтому не зря автор описывает весь жизненный путь героини, показывая, что она – святой человек, готовый погибнуть не за себя, а за других.

VII. Использование кейс-технологий.

Кейс-вопрос:

Вами прочитана глава «Крестьянка» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Как вы думаете, что послужило материалом для написания данной части поэмы? Что вы знаете о судьбе матери Н.А. Некрасова? (Мать Некрасова, Елена Андреевна, в девичестве Закревская, жила в доме мужа как чужая. «Это мечтательная голубоглазая женщина читала французские и польские книжки, играла на рояле, хорошо пела и, конечно, не могла быть счастлива в супружестве с уездным дикарем. Муж оскорблял ее на каждом шагу. Однажды он ввел к себе в дом крепостную любовницу и потребовал, чтобы Елена Андреевна угощала ее. Та отказалась. Он побил ее в присутствии сына).

VIII. Подведение итогов.

1. Анализ работы класса.

2. Объявление оценок.

Составьте словесный портрет Матрены Тимофеевны.

Красивая, статная, умная, величественная, трудолюбивая, волевая, решительная женщина, талантливая, одаренная, с большим добрым сердцем, умеющим прощать, гордая, терпеливая. С чувством собственного достоинства, способная на самопожертвование, преодолевает все житейские беды, невзгоды, лишения, которые тяжелым грузом ложатся на ее плечи, тем самым заслуживает уважение окружающих и со стороны кажется счастливой. Главная героиня олицетворяет весь народ в целом. Сознание этой нравственности, «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником той радостной.

Значит, какой можно сделать вывод из сказанного о жизни и судьбе русской крестьянки в пореформенной России.

Образ Матрены Тимофеевны – это типичный образ русской женщины, русской крестьянки в пореформенной России XIX в.

Её судьба – это типичная судьба русской женщины, многострадальная, терпеливая, полная забот, тревог, а порой горя и слез.

IX. Технология исследовательского обучения. Работа в группах.

1 группа заполняет первую колонку.

2 группа – вторую.

Сравнительный анализ положения русской женщины в поэме и сегодня.

X. Рефлексия.

Давайте вернемся к «Карте контроля знаний на уроке» и заполним ее полностью. Какие выводы можно сделать?

XI. Объявление домашнего задания:

1. Составить цитатную характеристику образа Матрены Тимофеевны.

2. Сравнить образ Матрены (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо») и Дарьи (из поэмы «Мороз, Красный Нос»).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Сочинения по литературе: Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова Кому на руси жить хорошо. Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Н. А. Некрасов "Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой.

Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки: Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц. В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях. Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены Корчагиной. Одна из частей названа "Крестьянка", в которой Матрена сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай.

Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть: И тут я покорилася, Я в ноги поклонилася... Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях.

Это - женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны. В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обращения, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины.

Сама глава названа не ее именем, а "Крестьянка". Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок. Описывая тип "величавой славянки", Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".

Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая - княгине Волконской. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями: Острожным жестким сухарем И жизнью взаперти, Позором, ужасом, трудом Этапного пути... Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного: Но знаю: к родине любовь Соперница моя... Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица - от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой: --- Ты всех безрассудно бросаешь, За что же?

Я долг исполняю, отец. При этом подчеркивается предначертанность судьбы героини: Делить с ним радость, Делить и тюрьму Должна я, так небу угодно! Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа: Не покажусь я палачу Свободных и святых. И я полюбила его, как Христа, В своей арестантской одежде Теперь он бессменно стоит предо мной, Величием кротким сияя. Терновый венец над его головой, Во взоре - любовь неземная... Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-религиозные тона. Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Надо отдать должное Н. А.

Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный образ женщины, верной долгу, которая поражает своей цельностью. Некрасов показал, что образ "величавой славянки" не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

«Жгучее беспокойство, которое испытывал Николай Алексеевич Некрасов, думая о судьбе крестьянской женщины, сказалось и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Всем известно, что образ русской женщины воспевается поэтом во многих произведениях. На судьбе Матрены Тимофеевны Некрасовым показана типичная биография крестьянки.
Жизни этой женщины посвящены многие отдельные эпизоды поэмы, а также в целом вся вторая часть произведения. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало»: у Матрены Тимофеевны была «хорошая, непьющая семья», но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годику», так как испытывали глубокую нужду. Тяжелый труд, однако, не сломил ее:
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была… -
так говорит о себе героиня.
В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет труженицы-крестьянки:
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Тем не менее, счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей воли в ад». Начались постоянные издевательства мужниной родни, бесчисленные побои, непосильный каторжный труд, но самым большим несчастьем для героини произведения была смерть любимого ребенка. Очень рано Матрена Тимофеевна стала вдовой, поэтому постоянная нужда стала ощущаться еще острее. «Во мне, - говорит она, - нет косточки не ломаной, нет жилочки не тянутой… ». Вот так безрадостно сложилась жизнь этой прекрасной женщины. «Многокручинной», «многострадальной» женщине-крестьянке нет счастья на Руси – к такому выводу приходит Некрасов. Ор том же говорит странникам и сама Матрена Тимофеевна: «Не дело – между бабами счастливую искать».
Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не принизила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную, покорную рабыню. Бунтарский дух Савелия остался жить в ее сердце, недаром Матрена Тимофеевна жена внука этого свободолюбивого старца. Рассказ женщины о Савелии - свидетельство того, что она помнит его, сочувствует ему. Матрене Тимофеевне даже кажется, что памятник народному герою Ивану Сусанину напоминает Савелия:
Стоит из меди кованый,
Точь-в-точь Савелий дедушка,
Мужик на площади.
Итак, эта женщина верна бунтарскому духу. «Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!...» - говорит многострадальная мать. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни: «По мне обиды смертные прошли не отплаченные…». Это свидетельство того, что в душе крестьянки все более зреет протест, негодование. По мнению автора, святой гнев – залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства. Вот почему, как ни велика скорбь Некрасова, когда он думает о бесправной жизни придавленной горем русской крестьянки, он твердо верит в ее будущее.
Однако Некрасов до конца верен исторической правде. Несмотря на то, что гнев крестьянки копится, в ее сознание сохранилась и привычная вера в заступничество божьей матери, в силу молитвы. И все же мы видим, что спасает Матрену Тимофеевну ее собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Героиня не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми «крестьяне надрожалися». Несчастная мать говорит от лица всего народа:
В груди у них нет ни душеньки,
В глазах у них нет совести,
На шее – нет креста.
Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Надо отметить, что вторая часть поэмы – «Крестьянка» построена почти целиком на материале народного творчества. Лирические и свадебные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини. Почти без изменения вошли в поэму песни: «Мой постылый муж подымается», «Снится мне, младонькой, дремлется». Также на основе народных песен были созданы обращения девушки-невесты к жениху: «Ты стань-ка, добрый молодец, против меня прямехонько», и плач матери по выдаваемой замуж дочери: «Чужая-то сторонушка не сахаром посыпана, не медом полита». Особым трагизмом проникнут скорбный плач матери по умершему ребенку: «Ой, плотнички-работнички! Какой вы дом построили сыночку моему?» В этих песнях воплотились горе, муки и ненависть народа.
Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли6 если и в женщине, самом обездоленном и забитом существен, зреет душевная гроза, значит, близки перемены. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:
В рабстве спасенное
Сердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное!

Дек 12 2016

«Жгучее беспокойство, которое испытывал Николай Алексеевич Некрасов, думая о судьбе крестьянской женщины, сказалось и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Всем известно, что русской женщины воспевается поэтом во многих произведениях. На судьбе Матрены Тимофеевны Некрасовым показана типичная биография крестьянки. Жизни этой женщины посвящены многие отдельные эпизоды поэмы, а также в целом вся вторая часть произведения. Радостной была ее только в раннем детстве и то потому, что ей « в девках выпало»: у Матрены Тимофеевны была «хорошая, непьющая семья», но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годику», так как испытывали глубокую нужду.

Тяжелый труд, однако, не сломил ее: И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была… так говорит о себе . В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет труженицы-крестьянки: Матрена Тимофеевна Осанистая женщина Широкая и плотная, Лет all soch 2005 тридцати восьми Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. Тем не менее, на ее долю выпало мало.

Выйдя замуж, она «попала с девичьей воли в ад». Начались постоянные издевательства мужниной родни, бесчисленные побои, непосильный каторжный труд, но самым большим несчастьем для героини произведения была смерть любимого ребенка. Очень рано Матрена Тимофеевна стала вдовой, поэтому постоянная нужда стала ощущаться еще острее. «Во мне, говорит она, нет косточки не ломаной, нет жилочки не тянутой… ». Вот так безрадостно сложилась жизнь этой прекрасной женщины.

«Многокручинной», «многострадальной» женщине-крестьянке нет счастья на Руси – к такому выводу приходит Некрасов. Ор том же говорит странникам и сама Матрена Тимофеевна: «Не дело – между бабами счастливую искать». Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не принизила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную, покорную рабыню. Бунтарский дух Савелия остался жить в ее сердце, недаром Матрена Тимофеевна жена внука этого свободолюбивого старца.

Рассказ женщины о Савелии свидетельство того, что она помнит его, сочувствует ему. Матрене Тимофеевне даже кажется, что народному герою Ивану Сусанину напоминает Савелия: Стоит из меди кованый, Точь-в-точь Савелий дедушка, Мужик на площади. Итак, эта женщина верна бунтарскому духу. «Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!…» говорит многострадальная мать.

Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает о своей жизни: «По мне обиды смертные прошли не отплаченные…». Это свидетельство того, что в душе крестьянки все более зреет протест, негодование. По мнению автора, святой гнев – залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства. Вот почему, как ни велика скорбь Некрасова, когда он думает о бесправной жизни придавленной горем русской крестьянки, он твердо верит в ее будущее. Однако Некрасов до конца верен исторической правде.

Несмотря на то, что гнев крестьянки копится, в ее сознание сохранилась и привычная вера в заступничество божьей матери, в силу молитвы. И все же мы видим, что спасает Матрену Тимофеевну ее собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Героиня не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми «крестьяне надрожалися». Несчастная мать говорит от лица всего народа: В груди у них нет ни душеньки, В глазах у них нет совести, На шее – нет креста.

Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Надо отметить, что вторая часть поэмы – «Крестьянка» построена почти целиком на материале народного творчества. Лирические и свадебные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини. Почти без изменения вошли в поэму песни: «Мой постылый муж подымается», «Снится мне, младонькой, дремлется».

Также на основе народных песен были созданы обращения девушки-невесты к жениху: «Ты стань-ка, добрый молодец, против меня прямехонько», и плач матери по выдаваемой замуж дочери: «Чужая-то сторонушка не сахаром посыпана, не медом полита». Особым трагизмом проникнут скорбный плач матери по умершему ребенку: «Ой, плотнички-работнички! Какой вы дом построили сыночку моему?

» В этих песнях воплотились горе, муки и ненависть народа. Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли6 если и в женщине, самом обездоленном и забитом существен, зреет душевная , значит, близки перемены. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми: В рабстве спасенное Сердце свободное – Золото, золото Сердце народное!

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» . Литературные сочинения!