Сочинение на тему любовный треугольник в комедии горе от ума грибоедов читать бесплатно. Любовный треугольник в пьесе с общественным звучанием

Чацкий – Софья – Молчалин – главный любовный треугольник любовного конфликта. Чацкий справедливо считает Молчалина бессловесным ничтожеством, приравнивая к животному в человеческом обличье (слово бессловесный в тогдашнем употреблении было отрицательным признаком животного, отличающим его от людей). Чацкий не может поверить, что Молчалин стал избранником Софьи, но иронически допускает, что тот сделает удачную служебную карьеру. Однако ирония Чацкого не совсем уместна: Алексей Степаныч, пока еще не вошедший в силу, уже отовсюду вытесняет Чацкого и подобных ему. Грибоедов очень точно и тонко подметил, откуда фамусовское общество черпает пополнение.

В комедии Молчалину даны две роли – глупого любовника и сердечного друга Софьи, платонического воздыхателя. Вторая роль осложнена тем, что Молчалин Софью не любит и презирает. Он не настолько, однако, глуп, чтобы надеяться на брак с Софьей и потому у него нет, в отличие от Репетилова, согласно поведанной им истории о своей женитьбе, карьерных соображений. Как у одного из центральных персонажей, у Молчалина есть двойник – Загорецкий. Молчалина соединяет с ним угодничество, оба – мастера услужить.

По характеру Молчалин двойственен – с одной стороны, у него подлая, а с другой – угодливая натура. Такой характер связан с положением Молчалина. Он принадлежит как будто к господам (чиновник, секретарь Фамусова, принят в дворянском кругу) и к слугам (недаром Фамусов видит в нем слугу, Хлестакова указывает ему на место: «Молчалин, вон чуланчик твой, Не нужны проводы; поди, Господь с тобой», а сам Молчалин тянется к слугам, в частности объясняется в любви Лизе). Эта двойственность Молчалина выражается в том, что он боится Фамусова, но не может отказаться от угождения Софье, и потому «принимает вид» ее любовника. Не любя, он становится любовником. Он частый гость в спальне Софьи, но не как пылкий возлюбленный, а по обязанности слуги, выполняющего должность платонического воздыхателя. Обманывая Софью, он обманывает и Фамусова: дрожа перед ним и зная, что тот никогда не допустит его женитьбы на своей дочери, он все-таки втайне от Фамусова посещает ее.



Человеческие качества Молчалина впрямую согласуются с его жизненными правилами, которые он четко формулирует: умеренность и аккуратность. Он и бессловесен потому, что в его лета «не должно сметь Свое суждение иметь». Однако его молчаливость пропадает, когда Молчалин оказывается наедине с Лизой. Тут он, напротив, весьма красноречив, в его языке угадываются два речевых потока. Один – мещанско-чиновничий, свидетельствующий о его низком, «подлом» происхождении и связанный с грубостью чувств, с подлостью, примитивностью душевных свойств («Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного», «Пойдем любовь делить Плачевной нашей крали», «Без свадьбы время проволочим…», «Есть у меня вещицы три…», «прехитрая работа», «Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри»), а также с угодничеством, ласкательством, лестью («По мере я трудов и сил…», «Нет-с, свой талант у всех…», «Два-с: Умеренность и аккуратность», «Вам не дались чины, по службе неуспех?», «Не смею моего сужденья произнесть»). Другой – книжно-сентиментальный. Молчалин недаром усердно посещал Софью. Он усвоил от общения с ней сентиментально-книжный язык жестов и влюбленных поз – безмолвных вздохов, робких и долгих взглядов, взаимных нежных пожатий рук. И такую же сентиментально-книжную утонченную чувственную речь, которая сращивается у Молчалина с мещанско-сусальным, приторно-сладким языком, изобилующим уменьшительно-ласкательными словами («Веселое созданье ты! живое!», «Какое личико твое!», «Подушечка, из бисера узор…», «Игольничек и ножнички, как милы!», «С духами сткляночки: резеда и жасмин», «Кто б отгадал, Что в этих щечках, в этих жилках Любви еще румянец не играл!», «Мой ангельчик, желал бы в половину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе; Да нет, как ни твержу себе, Готовлюсь нежным быть, а свижусь и простыну», «Дай обниму тебя от сердца полноты», «Зачем она не ты!»).

Сближение Софии и Молчалина знаменательно: в нем угадываются резко отрицательное отношение Грибоедова к сентиментализму, карамзинизму и новейшему романтизму. Особенно отчетливо осуждение сентиментализма выступает в образе Софьи.

Софья Павловна Фамусова названа Грибоедовым девушкой неглупой. Само имя «София» в переводе с греческого означает мудрость. Такие девушки, наделенные умом и добротой, в русском комедии и в литературе эпохи Просвещения всегда были главными героинями. Одна из них, выведенная в «Недоросле» Фонвизина, до конца стоит против царства глупости, выдерживая напор Простаковых, и находит счастье с возлюбленным Милоном.

Грибоедова и здесь занимает вопрос: почему неглупая девушка, которая могла бы быть настоящей подругой Чацкому, составить его счастье (недаром в отроческие годы Чацкий был героем ее романа) и вместе противостоять косной фамусовской Москве, изменяет своим ранним духовным и душевным потребностям и по собственной воле, избрав возлюбленным ничтожное существо, попадает в глупое, комическое положение? Грибоедов словно иронизирует над именем Софьи: какая уж тут мудрость, если в конце комедии героиня узнает, что она жестоко обманута и обманулась. Более даже обманулась, чем была обманута, потому что не Молчалин играет активную роль в романе Софьи, а она сама.

Если три года не изменили Чацкого (он по-прежнему верит в разум, по-прежнему любит Софью, по-прежнему насмешливо смотрит на Москву), то Софья за те же три года переменилась. Причина, намекает Грибоедов устами Фамусова, – женское московское воспитание, оторванное от национальных корней. Софья воспитана «мадамой», француженкой, падкой на деньги. Она окружена московскими тетушками. Москва победила ее своими привычками, нравами, обычаями, затхлой, застойной атмосферой. В ней легко поглупеть даже умному человеку. Фамусов становится глупцом по обычаю, держась стародавних жизненных правил, Софья – по «слепоте». В отличие от Фамусова она не противница новизны, но из всевозможных новшеств усваивает то, что противоречит подлинным национальным устоям и коренным нравам. Французское влияние – мода, лавки Кузнецкого моста, чтение французских книг. Невиданная смелость (приглашение Молчалина к себе в спальню ночью) навеяна именно романами, большей частью сентиментальными, романтическими балладами, чувствительными историями. Казалось бы, София не страшится, в отличие от Фамусова, Молчалина и Лизы, чужого мнения: «Что мне молва? Кто хочет, тот и судит…», «А кем из них я дорожу? Хочу люблю, хочу скажу», «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят». «Иначе расскажу Всю правду батюшке, с досады. Вы знаете, что я собой не дорожу» – такие фразы слышатся из уст Софьи. И в этом видна горячая, цельная натура, готовая отстаивать свое право на любовь. Но все дело в том, что в этом несходстве для Грибоедова заключено чуждое русской девушке и женщине качество. Им более к лицу, согласно национальным нравам, кротость, послушание, а не вызов воле родителей. Капризное самодурство, самовосхваление и смелость суждений – это скорее удел московских тетушек, чей колоритный образ в лице Хлестовой, княгини Тугоуховской тоже выведен в комедии. Но в данном случае презрение к молве, с точки зрения Грибоедова, – не только проявление личного достоинства, а и результат чтения французских книг, где героини во имя любви забывают «и женский страх и стыд», теряют целомудрие и прилюдно, не стесняясь, обнажают свои чувства. В Софье Грибоедов видит страшную смесь московской барыни, злобной кумушки, которая пускает сплетню о сумасшествии Чацкого, и напичканной французскими книгами барышни из сентиментального романа, готовой ночь напролет любезничать с молодым мужчиной в своей спальне и падать в обморок из-за пустяка, демонстрируя свою особую чувствительность. Чацкий винит во всем Москву, Фамусов – французов и Кузнецкий мост. Но, спрашивается, ради кого все жертвы Софьи? Ради ничтожного, подлого существа. Значит, отстаивая свое мнение, свою любовь, готовясь пожертвовать собой, София действует в «ослеплении». Она как бы пребывает в состоянии любовного помешательства. В ее голове все смещается и все принимает иной, ненормальный вид.

По замыслу Грибоедова, в этом наиболее всего виноваты французское воспитание, влияние и моды. Именно вследствие их София вообразила себя сентиментальной героиней «чувствительного» романа. Ее душа выбрала платонического возлюбленного, молчаливого, тихого, робкого не в пример смелому и самостоятельному Чацкому и типично московскому жениху Скалозубу, ограниченному, но богатому и быстро продвигающемуся по службе. Как сентиментальной героине, в роль которой вошла Софья, ей нужен мечтательный и чувствительный, без слов понимающий ее собеседник, перед ним раскрылась бы ее нежная и жаждущая любви душа. Понятно, что угодливость Молчалина София принимает за доброту души, за простоту нрава, за уступчивость, скромность. Молчалин для Софьи не скучен, потому что она придумала его и наградила предмет своей любви спокойствием, идеальной нравственностью, твердыми и высокими моральными свойствами. София не допускает мысли, что Молчалин притворяется и обманывает ее.

То, что в Молчалине с первых его слов открыто для Чацкого, – низость, подлость души, для Софии скрыто за семью печатями. Чацкий до последнего свидания Софии с Молчалиным не может поверить, что София влюбилась в Молчалина. Он называет ее притворщицей, обманщицей и только при разъезде гостей узнает правду.

Своеобразной пародией на любовь Софии к Молчалину и на сюжет, придуманный Софией, оказывается рассказанный ею «сон», очень похожий на баллады Жуковского. Тут и цветистый луг, и милый человек, вкрадчивый, тихий, робкий. Наконец, темная комната, внезапно разверзшийся пол, оттуда появляется Фамусов бледен как смерть, дыбом волоса, с громом распахнутые двери, в которые вламываются чудовища. Они вместе с Фамусовым отнимают возлюбленного и увозят его, истошно кричащего. Тут София проснулась, совсем как Светлана в балладе Жуковского, и Грибоедов устами Фамусова повторяет заключение баллады («В ней большие чудеса, Очень мало складу»): «Где чудеса, там мало складу». Смысл этого повтора ясен: София придумала себя, придумала Молчалина, и все это вместе – результат любовного дурмана и новомодных литературных поветрий и веяний. И потому в финале комедии она терпит полное крушение: выдуманный ею сентиментальный сюжет рушится. Ее возлюбленный оказывается не платоническим воздыхателем, каким он притворялся, а расчетливым, корыстным и, главное, низким и подлым человеком. Самой же Софии угрожает домашняя опала и ссылка – Фамусов намерен заточить ее в глуши, в деревне. Тут-то, словно в насмешку, сбывается и дурной «балладный» сон: отец разлучает Софию с Молчалиным и удаляет их в разные концы империи. Софии некого винить – она сама виновата в том, что впала в обман. Причина, почему ее любовь к Молчалину стала возможной, заключена в ее подчинении нравам старой Москвы и в пристрастии к французским модам, к сентиментальной литературе. Тем самым Софья вытравила из своей души коренные национальные начала, и это привело ее к катастрофе.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Любовный треугольник в пьесе с общественным звучанием

("Горе от ума")

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" была закончена в 1824 году, накануне восстания декабристов. Поэтому на ее автора просто не могла не подействовать предреволюционная атмосфера тех лет. Однако сюжетных линий в комедии две - общественная и любовная, причем вторая, по мнению многих критиков и читателей, преобладает. Наша задача - попытаться понять, как связаны обе эти линии и в чем значение такой композиции комедии.

В основе пьесы, как уже было сказано, лежит любовная драма. Ее главными действующими лицами являются Софья Павловна Фамусова, Александр Андреевич Чацкий и Молчалин. Пожалуй, сложно представить себе двух более разных людей, чем Чацкий и Молчалин. Общее в них - только возраст. Чацкий - это активный сторонник новых просветительских идей, человек, стремящийся к знаниям, жаждущий служить "делу, а не людям". В Молчалине же все наоборот. Ему хорошо удается "там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть". Молчалину не интересно, что происходит за пределами фамусовского дома, все его мысли - лишь о собственном благосостоянии. Безропотность и услужливость Молчалина очень кстати пришлись и сейчас, и скоро он уже втерся в доверие к Фамусову и другим домочадцам. Понравился он и Софье. Она - так же как и Чацкий - натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. Софья зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое -она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Чацкий, искренне любящий Софью, страдает оттого, что та предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: "умеренность" и "аккуратность".

Под выбором Софьи скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах видна вся трагедия Чацкого. Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только полюбила подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Ответ напрашивается сам собой. Вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать - вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь. При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу.

Как же ведет себя в такой ситуации сам Чацкий? Он скоро разочаровывается и в Софье, и во всем московском "высшем обществе", понимая, что за время его путешествия всё здесь осталось прежним. Чацкий - это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, "не требуя ни мест, ни повышенья в чин". Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства да чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и образования, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее воспитание, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как "дядюшка Максим Петрович", потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Такие взгляды предопределяют его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире. По замыслу Грибоедова, Чацкий лишь посеет семена будущего благополучия, не увидев сам результатов своих трудов. Мысль эта оказалась пророческой - именно так и случилось с декабристами.

Благополучно ли сложилась судьба Софьи и Молчалина? Нет, и этого, пожалуй, можно было ожидать. Софья уличила Молчалина, став невольной свидетельницей его "ухаживания" за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена, но как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от "молчалинского типа": "Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей - Высокий идеал московских всех мужей" - так говорит об этом Чацкий. Молчалин тоже не пропадет после разоблачения. Его, наверное, выгонят из этого дома, но таких домов в Москве еще сотни, и где-нибудь он найдет себе уютное местечко. Да, что говорить, пока господствует "фамусовское общество", "молчалины блаженствуют на свете".

Похожие рефераты:

Героиня которая нарушает нравственные основы.

Проблема взаимопонимания "века нынешнего" и "века минувшего".

«Мильон терзаний» Чацкого. Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышет воздухом одним, И в нём рассудок уцелеет. А.С. Грибоедов.

Н.Шмелева. После войны 1812 года произошел раскол российского дворянства на два лагеря: консерваторов и реформаторов. Грибоедова, конечно, не могло не волновать противостояние реакционного и передового дворянства. Будучи прогрессивно мыслящим человеком и разделяя во многом убеждения будущих декабрис...

Сочинение на тему: «?» Ученика 9 класса «Г» Сергеева Григория Константиновича Преподаватель: Романова Людмила Анисимовна Оценка: хорошо «Горе от ума» - одно из ярчайших произведений русской литературы. Комедия была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни Ро...

Комедия "Горе от ума" стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления.

Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии "Горе от ума", как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: "Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку."

Комедия "Горе от ума" Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов.

"Горе от ума" Грибоедова - социально-политическая реалистическая комедия, одно из самых злободневных произведений русской литературы. Комедия "Горе от ума" была написана в 20 годы XIX века, после Отечественной войны 1812 года.

Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии.

У многих читателей при знакомстве с героями произведения А.С.Грибоедова "Горе от ума" возникает вопрос: "Почему Софья, "девушка не глупая", предпочитает дурака умному человеку?"

Образ Софьи выполняет в комедии важную роль, так как основной конфликт и развитие сюжета происходят в результате любовной интриги. Софью любит Чацкий, ради неё он приезжает в Москву, в дом Фамусова. Почему же Софья оказала предпочтение Молчалину?

Героиня произведения очень молода, ей всего семнадцать лет. Вряд ли можно говорить о каких-то устоявшихся убеждениях, сознательном выборе жизненного пути. Воспитывалась Софья, как и многие московские барышни, на дому: её обучали танцам, пению, игре на фортепьяно и французскому языку. Она любит музыку, достаточно, видимо, начитанна, предпочитает французские романы, сентиментальные произведения. Об этом говорит её отец, важный чиновник Фамусов:

Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг.

Софье нравился когда-то Чацкий, но она не считает эти чувства серьёзными:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой...
Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далёко?

Юная Софья высказала очень характерную для фамусовского общества мысль: "Зачем ума искать...". Эта фраза позволяет понять, что под словом "ум" подразумевалась образованность. И действительно, ведь Чацкий уехал, чтобы продолжить образование, а Софья, как и многие другие, считала это ненужным. Становится понятным, почему главный герой получил "горе от ума", ведь из-за своего стремления "увидеть свет", получить образование, он три года находился вдали от любимой, а затем и совсем потерял её. Да и в отношениях с соотечественниками, поделившись своими просвещёнными взглядами, герой испытал унижения, оскорбления, был отвергнут обществом, что также стало следствием его критического взгляда на современную действительность. А Софья к тому времени уже выбрала другого, того, кто особым умом не отличался:

Конечно, нет в нём этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит.
Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Можно проследить возникновение у героини чувства к Молчалину по высказываниям самой Софьи:

Милый человек, один из тех, кого мы
Увидим – будто век знакомы...

Действительно, рядом, в их доме, живёт молодой человек, умеющий быть услужливым: вовремя скажет комплимент, смотрит влюблёнными глазами. А у девушки как раз наступила пора грёз, желание любить и быть любимой:

Возьмёт он руку, к сердцу жмёт,
Из глубины души вздохнёт,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Софья привыкает к Молчалину, потом ей кажется, что он «дороже всех сокровищ», хотя умом осознаёт, насколько он ей «не пара»:
...и вкрадчив, и умён,
Но робок... знаете, кто в бедности рождён...

Девушка невольно сравнивает Молчалина с Чацким. В разговоре со служанкой Лизой, а потом и с самим Чацким подчёркивает недостатки одного и достоинства другого:

Счастлив там, где люди посмешнее (о Чацком).
Кого люблю я, не таков:
Молчалин за других себя забыть готов,
Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело...

За время отсутствия Чацкого Софья повзрослела, у неё появились какие-то собственные принципы и взгляды на жизнь, о которых он не имеет представления. При возвращении в Москву герой не способен быть объективным по отношению к той, в которую влюблён, да и невозможно за день-два разглядеть внутренний мир человека, с которым не виделся долгое время. Он не знает, что Софья сознательно выбрала Молчалина из возможных кандидатов в женихи, и Чацкий в её планах не присутствовал. При встрече через три года он кажется ей язвительным, желчным, нетерпимым: «Не человек, змея!» Софье гораздо проще с любезным и услужливым Молчалиным, который стал дорог.

Как большинство влюблённых, Чацкий идеализирует любимую. Он считает Софью умной, доброй, справедливой, восхищается её красотой. А когда подозревает наличие соперника, то не может поверить, что Софья, с её сердцем и умом, предпочла Молчалина: невозможно любить ничтожного человека, который ради карьеры или другой какой-либо выгоды готов льстить, унижаться, угождать хотя бы тем, что вовремя погладит чью-то собачку. Но так рассуждает Чацкий, который о нравственности имеет довольно строгие понятия. Однако он не может знать, видит ли Софья то же самое в поведении Молчалина и что думает она по поводу его моральных качеств.

А Софья приписывает своему другу те качества, которые ей нравились в героях книг, или, возможно, она судит о необходимых достоинствах мужчины, будущего мужа, по мнениям тётушек, знакомых дам. Защищая Молчалина от насмешек Чацкого, девушка рассказывает, как приобрёл её друг хорошие отношения со всеми и в доме, и по службе, потому что он «смирнейший» и добрейший человек, почитает старших, уступчив, скромен, тих:

В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, –
Вот я за что его люблю.

Чацкий лучше многих понял, как Софья «создала» образ любимого:

Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему.

Когда он догадывается, что уважения к Молчалину у Софьи, возможно, и нет, то советует девушке приглядеться к человеку более внимательно, но переубедить уже невозможно.

Таким образом, Софья сама объяснила, кого она выбрала героем своего романа и почему ей не нужен умный, то есть образованный муж. Её задевают высказывания Чацкого о Молчалине, она считает, что это от зависти, и в отместку пускает слух о странностях Чацкого: «Он не в своём уме». Этот поступок, как и многое другое в поведении Софьи, характеризует её отрицательно, но в той среде, где выросла, она была самой обычной барышней, хотя в чём-то, возможно, превосходила некоторых сверстниц.

Когда героиня случайно услышала признание Молчалина Лизе в том, что он никогда не любил Софью, девушка потрясена подлостью и низостью своего избранника. Её возмущает, как Молчалин объяснил своё притворство: оказывается, ухаживания были «в угодность дочери» большого человека, то есть ради того, чтобы лучше шли дела по службе. И Софья гневно отвергает мольбы Молчалина о прощении, в ней говорят гордость, обида, оскорблённое самолюбие. Возможно, у неё и не было настоящей любви к человеку, который за одно мгновение вызвал такое презрение. Однако Чацкий предполагает другой вариант:

Подумайте, всегда вы сможете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –
Высокий идеал московских всех мужей.

Любила ли Софья Молчалина по-настоящему – сложно сказать, этого не понял и умный Чацкий. Но вот Чацкого она не любила, это точно, иначе не объявила бы его сумасшедшим. А он помнил о ней всегда, скучал в разлуке, мечтал о встрече. Софья удивила его и причинила страдания. Обида и боль заставляют Чацкого покинуть дом Фамусовых, уехать из Москвы без всякой надежды на счастье с любимой.

Неизвестна дальнейшая судьба Софьи, которую отец хотел бы временно выслать из Москвы, но можно предположить, что ей предстоит брак по расчёту и типичная для московской барыни размеренная жизнь. И об участи Молчалина автор не сообщает. Один только Чацкий сам решает, что делать дальше, и уезжает туда, "где оскорблённому есть чувству уголок".

Рецензии

Как бы сейчас говорила Софья у Грибоедова?
Ше Марк
”В своём труде «Марксизм и вопросы языкознания» товарищ Сталин
говорит, что «язык относится к числу общественных явлений, действующих
за всё время существования общества»”.. Я специально начал с этой
цитаты, чтобы ВЫ почувствовали дыхание того времени: даже через
два года после смерти Сталина люди боялись его. А до XX-го съезда
(на котором Хрущёв осудил культ личности) ещё был целый год.
Короче, какое общество, такой и язык. Он меняется вместе с изменением
общества.
Если бы Грибоедов жил в наше время, то, как бы разговаривала у него
Софья? Думаю, что, понасмотревшись сериалов о бандитах, зэках, ментах и
улицах с разбитыми фонарями она не говорила бы так витиевато:
”Счастливые часов не наблюдают”, а сказала бы просто и понятно:
”Где кайф, котлы не рубят!”.
ЛИТЕРАТУРА
Шевалдышев, Суворов, Корндорф. Учебник английского языка.
Изд-во литературы на иностранных языках. М. 1955

Какой ужас Вы нарисовали! Однако вынуждена согласиться, что упали низко не только культура, нравственность, но и язык, который всё больше опошляется, становится дрянным и грязным. Скудеет разум, за ним и речь.
Правда, сохраняют всё в достойном виде люди, не поддающиеся разложению и гнили. В таких семьях и молодое поколение продолжает традиции.
Воспитанию и образованию большое значение стали придавать и в XVIII веке, когда Фонвизин показал, кого воспитывают невежеcтвенные помещики, готовя Митрофанушек на службу Отечеству. А в XIX веке господа дворяне говорили уже на французском, дети их читали французскую классику, хотя владели и языком Ломоносова. И большое спасибо Пушкину надо сказать за развитие русского языка! Но особенно важным стало образование в годы советской власти, когда стало всеобщим, доступным и крестьянину, и рабочему.
А вот теперь, в обществе собственников, рвущихся к прибылям и доходам любыми путями за счёт народа, довелось увидеть весь этот ужас: трудно стало ставить образование, язык и литературу выше потребительских запросов. Капиталистам умные не нужны, потому и рады они видеть жующих животных, готовых купить хоть водку, хоть курительные смеси.
Спасибо за Ваше неравнодушие.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" была закончена в 1824 году, накануне восстания декабристов. Поэтому на ее автора просто не могла не подействовать предреволюционная атмосфера тех лет. Однако сюжетных линий в комедии две - общественная и любовная, причем вторая, по мнению многих критиков и читателей, преобладает. Наша задача - попытаться понять, как связаны обе эти линии и в чем значение такой композиции комедии.В основе пьесы, как уже было сказано, лежит любовная драма. Ее главными действующими лицами являются Софья Павловна Фамусова, Александр Андреевич Чацкий и …… Молчалин. Пожалуй, сложно представить себе двух более разных людей, чем Чацкий и Молчалин. Общее в них - только возраст. Чацкий - это активный сторонник новых просветительских идей, человек, стремящийся к знаниям, жаждущий служить "делу, а не людям". В Молчалине же все наоборот. Ему хорошо удается "там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть". Молчалину не интересно, что происходит за пределами фамусовского дома, все его мысли - лишь о собственном благосостоянии. Безропотность и услужливость Молчалина очень кстати пришлись и сейчас, и скоро он уже втерся в доверие к Фамусову и другим домочадцам. Понравился он и Софье. Она - так же как и Чацкий - натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. Софья зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое -она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Чацкий, искренне любящий Софью, страдает оттого, что та предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: "умеренность" и "аккуратность".Под выбором Софьи скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах видна вся трагедия Чацкого. Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только полюбила подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Ответ напрашивается сам собой. Вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать - вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь. При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Как же ведет себя в такой ситуации сам Чацкий? Он скоро разочаровывается и в Софье, и во всем московском "высшем обществе", понимая, что за время его путешествия всё здесь осталось прежним. Чацкий - это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, "не требуя ни мест, ни повышенья в чин". Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства да чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и образования, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее воспитание, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как "дядюшка Максим Петрович", потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Такие взгляды предопределяют его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире. По замыслу Грибоедова, Чацкий лишь посеет семена будущего благополучия, не увидев сам результатов своих трудов. Мысль эта оказалась пророческой - именно так и случилось с декабристами. Благополучно ли сложилась судьба Софьи и Молчалина? Нет, и этого, пожалуй, можно было ожидать. Софья уличила Молчалина, став невольной свидетельницей его "ухаживания" за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена, но как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от "молчалинского типа": "Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей - Высокий идеал московских всех мужей" - так говорит об этом Чацкий. Молчалин тоже не пропадет после разоблачения. Его, наверное, выгонят из этого дома, но таких домов в Москве еще сотни, и где-нибудь он найдет себе уютное местечко. Да, что говорить, пока господствует "фамусовское общество", "молчалины блаженствуют на свете"…

    «Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет. «Горе от ума» - плод патриотических...

    Преодолевая шаблоны легкой классической комедии, осваивая достижения русской и зарубежной драматургии, Грибоедов создал первую реалистическую комедию в русской литературе - свой бессмертный шедевр “Горе от ума”. Комедию восторженно встретили декабристы....

    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...

    Александр Сергеевич Грибоедов является автором замечательной реалистической комедии “Горе от ума”. Наследуя сатирические традиции Фонвизина и Крылова, он сумел создать русскую политическую комедию на бытовом материале, с широким изображением современных...


Основной сюжет комедии Грибоедова лежит на любовном треугольнике между Софьей, Чацким и Молчалиным. Пожалуй, без этого конфликта нас, читателей, так бы не заинтересовало произведение Александра Сергеевича.

Софья - дочь Фамусова, управляющего в казенном доме. Умная, образованная девушка, воспитанная на французских романах. Её раздражает язвительный язык Чацкого. Прекрасная девица, влюбленная в лицемерного Молчалина.

Алексей Степанович - секретарь Фамусова, молчаливый человек. С Софьей он прикидывается влюбленным, ухаживает за ней не потому, что она ему симпатична, а потому, что она дочь начальника. Сам же откровенно признается служанке Лизе в любви.

После длительного путешествия возвращается в Москву Чацкий. Кажется, что приехал он для Софье и к одной только Софье.Он давно влюблен в нее, хотя сам вызывает у неё отвращение.

Если бы не было Молчалина в доме Фамусова, смогли бы сложиться отношения между Софьей и Чацким? Не думаю. Не смотря на то, что их связывают дружеские отношения с самого детства, девушка очень изменилась за время отсутствия Чацкого.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.