Евгений онегин лирические отступления автора о любви. Сочинение на тему: Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин

В русской классической литературе нет I произведения, равного по богатству тематики пушкинскому роману «Евгений Онегин». На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников. Он вступает в воображаемую полемику со своими критиками, рассуждает о природе, иронизирует по поводу морали и нравов поместного и светского дворянства. Благодаря лирическим отступлениям сюжет о любви и дружбе вырастает в развернутую картину эпохи, создается целостный образ России. первой трети XIX столетия. Глазами автора показана в романс картина современной Пушкину русской культуры.

В лирических отступлениях первой главы автор говорит о достижениях русского театрального искусства, вспоминает минувшую любовь («Я помню море пред грозою...»), дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»), высказывает свое мнение по поводу привычек светских «львов» («К чему бес- цельно спорить с светом? Обычай деспот дм еж людьми»).

Тема любви, впервые прозвучав в первой главе романа (элегическое воспоминание поэта о М. Волконской), в дальнейшем неоднократно становится поводом для авторских отступлений. Комментируя «отповедь», в которой Онегин отверг любовь Татьяны, Пушкин защищает героя от возможных обвинений, подчеркивая, что Онегин «не в первый раз... явил души прямое благородство». Строфы, посвященные любви Ленского к Ольге, окрашены мягкой иронией («Он был любим... по крайней мере так думал он...»).

Пушкин обращается в романс и к теме дружбы. В конце четвертой главы автор вспоминает беззаботную атмосферу дружеских пирушек. Воспоминание перерастает в шутливый гимн дружбе. Поэт прибегает здесь к образному параллелизму: как надежный друг лучше ветреной кокетки, так «аи» предпочтительней «бордо».

В связи с повествованием о дружбе Онегина и Ленского возникает тема эгоизма, русского «наполеонизма». «Мы все глядим в Наполеоны...» - замечает поэт, подчеркивая, что эгоизм - типичная черта поколения.

Художественным открытием Пушкина стали реалистические образы русской природы, которой посвящены многие страницы романа. Автор описывает все времена года, сопровождает пейзажными зарисовками основные события в судьбе героев. Так, сцена письма Татьяны предваряется описанием ночного сада, а завершается картиной сельского утра: Сиянье гаснет. Там долина

Сквозь пар яснеет. Там поток

Значительная часть авторских отступлений посвящена проблемам русского языка и литературы, теме творчества. Так, в четвертой главе Пушкин ведет воображаемую полемику с - «критиком строгим», который требует от поэзии одической торжественности и призывает поэтов сбросить «элегии венок убогий». Для Пушкина ода - отживший жанр, но автор противопоставляет себя и современным «поэтам слезным», подражательное творчество которых обращено на завоевание «приятно-томных» красавиц.

В лирическом отступлении седьмой главы звучит патриотическая тема, поэт раскрывается здесь как гражданин России, один из ее любящих сынов:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

На страницах «Евгения Онегина» поэт делится с читателем размышлениями о творческом процессе создания романа. Он жалуется на трудности, связанные с использованием в литературе иноязычных слов; в конце третьей главы легкомысленно заявляет, прервав повествование, что должен «отдохнуть»; в пятой главе сообщает, что намерен «эту пятую тетрадь / От отступлений очищать», и, наконец, завершая роман, прощается и со своими героями, и с читателем.

Подводя итог сказанному, вспомним слова В. Г. Белинского, который писал, что в «Евгении Онегине» отразились «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, его «чувства, понятия, идеалы».

/ / / Роль лирических отступлений Пушкина в романе «Евгений Онегин»

Произведение Александра Пушкина «Евгений Онегин» является великим достоянием классической литературы начала 19 века. Каждый читатель может найти в нем что-то свое. Известный русский критик Виссарион Белинский считал, что данный роман в стихах исчерпывающе отображает русскую жизнь.

« » - произведение с разнообразной проблематикой: человек и общество, неразделенная любовь, идеал и реальность. Большое значение в романе имеют лирические отступления автора. Таким образом, Пушкин выражал свою точку зрения относительно событий, высказывал мнение о героях.

Анализируя лирические отступления, можно сделать вывод, что главный герой и сам автор – близкие по духу люди. Пушкин пишет о Евгении, как о «давнем приятеле».

Всего в романе есть 27 лирических отступлений и не менее 50 разных лирических вставок. Александр Пушкин позиционировал свое произведение как «свободное», то есть, автор и читатель сближались при помощи прямых обращений автора к читателям. Таким образом, Пушкин свободно размышлял о значении литературы, о намерении писать прозу.

Лирические отступления помогают раскрыть портрет автора. Перед нами предстает человек образованный, умный, понимающий. Виссарион Белинский тепло отзывался о романе Пушкина. Литературный критик считал, что это произведение воплощало само естество автора, его душевные порывы, мечты, идеалы.

Лирические отступления – своеобразные отступы от текста, которые повествуют о современных поэту проблемах. Автор апеллирует к читателям с вечными вопросами, заставляет задуматься над их решением.

Лирические отступления отличаются живостью языка, эмоциональностью, простотой изложения. Все это создает доверительную атмосферу непосредственного легкого общения между автором и его читателем.

Авторская позиция видна во всем. Он не скрывает своего отношения к персонажам. Евгения он называет «давним приятелем», поэтому, не лицемеря, говорит о его достоинствах и недостатках. Довольно иронично автор отзывается о системе образования дворянских детей: «учились чему-нибудь и как-нибудь». Следуя моде, хорошо владел французским языком, однако плохо был знаком с родной культурой.

Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» столь высока, а содержащиеся в них сведения столь всеобъемлющи, что крупнейший литературный критик В. Г. Белинский сравнил это гениальное произведение о русской жизни с энциклопедией. Кроме того, он же считал это сочинение народным и самым лирическим из всех творений гения русской словесности. Действительно, лирические отступления в романе «Евгений Онегин» полны размышлений и выкладок автора о человеческих взаимоотношениях, об историческом пути России, о поэтическом творчестве, и о многом-многом другом.

Историческое свидетельство эпохи

В «Евгении Онегине» нашли отражения все события русской жизни первой трети позапрошлого века. А. С. Пушкин работал над своим произведением с 1823 по 1931 годы, а в романе описаны события, произошедшие с 1819 по 1925 годы. Кто не знаком с этим величайшим шедевром мировой литературы, кто не знает на зубок его сюжет и героев? Цитаты из романа вошли в повседневный язык. Прелести этому произведению добавила и гениальная музыка П. И. Чайковского из одноименной оперы. О популярности романса Ленского перед дуэлью говорить не приходится. И каждый русский знает знаменитые строки, посвященные Москве. Поэтому великий литературный критик и назвал это произведение народным - он не написан для узкого круга эстетов.

Отступления - источник сведений

Но знаменитым роман в стихах сделала не простая история любви, так прекрасно описанная автором, а именно лирические отступления. В романе «Евгений Онегин» девять глав. Многие жители старшего поколения знали наизусть начала почти каждой главы, а первую знать целиком вообще считалось чем-то замечательным. И уже в ней читатель сталкивается с первыми несюжетными элементами произведения. Это и воспоминания о его любви к с семьей которой он был дружен, находясь в ссылке в Одессе, и рассуждения о русском балете, его репертуаре, о таланте о театральных нравах, о публике. Александр Сергеевич называет имена всех крупных представителей литературы и искусства того времени.

В первой главе А. С. Пушкин рассказывает о жизни и нравах Санкт-Петербурга, высшего света столицы, к которому принадлежал молодой красавец Евгений Онегин. Роль лирических отступлений в романе переоценить трудно. Всего их 27 и чуть меньше 50 лирических вставок. Именно в них дан срез общества того времени - подробно рассказано, как одевались люди всех сословий, что ели, о чем судачили, что читали или не читали вообще. Первая глава полностью посвящена главному герою, рассказывает о том, кто был отец, как он проматывал состояние, какое образование получил Онегин, с каким восторгом он вошел в свет и как спустя некоторое время нравы и образ жизни представителей высшего общества опротивели герою произведения. Попутно с сюжетной линией имеется достаточно отступлений, в которых А. С. Пушкин выражает свое отношение ко всему, с чем сталкивается молодой дворянин. Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» высоко ценили как современники поэта, узнавая в них себя, так и все последующие поколения, благодарные автору за столь ценные сведения.

Историческое полотно

Почему характеризует роман как исторический, если в нем отсутствуют исторические личности и события? Потому что именно в отступлениях А. С. Пушкин яркими и точными красками рисует картину жизни страны, победившей объединенную армию Европы под руководством Наполеона. Автор касается абсолютно всех тем, в том числе и экономики - он рассказывает о крепостничестве и налогообложении крестьян.

Это интересно, потому что действие романа заканчивается годом декабрьского восстания. Высоко оценена роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» в том числе и потому, что из них становятся известны мелкие подробности, складывающиеся в общую картину крепостнической России. Даже добрейшая сельская помещица, мать Татьяны Лариной, заставляла девушек, убирающих клубнику, петь песни, чтобы они не могли съесть ни одной ягодки. А Евгений Онегин, о котором с симпатией отзывается автор, по приезде в село заменил непосильные налоги легким оброком. Кто-то из исследователей романа даже предположил, что впоследствии главный герой станет декабристом.

Любимая героиня

Все симпатии автора на стороне главной героини. Если восторженного Ленского и даже Онегина, с которым был А. С. Пушкин дружен, он описывает с легкой иронией, то «милой» Татьяне в романе отводятся только теплые или восторженные строки. Именно с ней связаны те лирические отступления в романе А. С Пушкина «Евгений Онегин», которые посвящены русской природе. Автор проводит аналогии между простым и прямым нравом главной героини и горячо любимой Пушкиным в любое время года русской природой. Он говорит, что Татьяна любит зиму, и тут же идет прекрасная зарисовка зимнего дня, деревенских мальчишек, катающихся с горки, деревьев в снегу, яркого солнца. Все это написано таким изумительным языком, что картинка просто оживает, и кажется, вот-вот пахнет морозцем. Глубокий знаток жизни, тонкий наблюдатель, автор считал, что русский человек неразрывно и гармонично связан с природой, которой в произведении отведено очень много места.

Автор - один из героев романа

Рассуждения на тему природы читатель встречает на протяжении всего шедевра, название которому - «Евгений Онегин». Роль лирических отступлений в романе значительна еще и тем, что Пушкин, рассказывая о чем-либо, делится с читателем своими взглядами на этот предмет или явление, высказывает свою точку зрения. Надо отметить, что беседа автора с читателем проходит в непринужденной форме, а произведение написано изумительным языком, который близок и понятен жителям XXI века, и поэтому читается легко и свободно. Постепенно, благодаря отступлениям, автор становится одним из главных героев произведения. Перед нами возникает образ человека эрудированного, мудрого и бесконечно любящего Россию.

Великий преобразователь

Необходимо отметить, что это произведение было и новаторским, и единственным в своем роде - и в этом большая роль лирических отступлений. В романе «Евгений Онегин» всё, что не касается основной сюжетной линии, все сведения о нравах, чувствах, взаимоотношениях людей, судьба народа - все, что делает это творение гения уникальным, все это сведения содержатся в отступлениях. Сам А. С. Пушкин говорил о «дьявольской разнице» между крупными литературными формами, написанными в стихах и прозе. Но чтобы роман в стихах читался с такой легкостью, история настоящей, большой любви так плавно разворачивалась, так захватывала читателя, да еще при всем при этом присутствовала такая познавательная составляющая - ничего подобного не было ни до, ни после этого произведения. Гениальное, ни с чем не сравнимое творение стоит особняком. В связи с вышесказанным, необходимо признать громаднейшую роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин». Пушкин А. С. был великим реформатором литературных форм, талантливым преобразователем русского языка. И в описываемом произведении этой теме отводится довольно места. Пушкин даже иронизирует о трудностях правописания, говоря о том, что как прекрасные губы невозможно представить без улыбки, так и русский язык без Автор «Евгения Онегина» сделал литературный язык народным. Отступления в этом романе занимают наибольшее место и придают ему философскую глубину. Диапазон их так обширен, что даже в XXI веке понятна справедливость слов В. Г. Белинского об энциклопедичности произведения. Действительно, в отступлениях содержатся сведения о русской жизни от A до Я.

1. В. Г. Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин*.

2. Историзм произведения.

3. Лирические отступления в романе.

Роль лирических отступлений в создании «энциклопедии русской жизни». Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это реалистическое произведение. В. Г. Белинский писал, что «“Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху». Критик отмечал: «мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения “Евгений Онегин”есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».

Мнение Белинского нам, современным читателям, не может не казаться интересным. Но, с другой стороны, в чем же проявляется историзм произведения? Ведь автор не говорит ни о каком историческом событии. А история жизни молодого дворянина на самом деле не так уж связана с исторической эпохой… Но на самом деле роман блестяще воссоздает картину реальной жизни того времени воссоздается во многом благодаря лирическим отступлениям. Их в произведении более чем достаточно. Несомненное достоинство лирических отступлений в том, что роман не читается как рассказ о частной жизни главного героя. Они позволяют воспринимать роман как настоящую «энциклопедию русской жизни», именно так назвал произведение В. Г. Белинский.

В романе есть отступления автобиографического характера. В них поэт обращается к своему прошлому, рассказывает о себе и собственной жизни. Элегическая тональность, свойственная отступлениям подобного характера, дает нам возможность беспристрастно наблюдать за идейной эволюцией самого поэта, осознать, как он сам меняется по мере написания романа. Создание «Евгения Онегина» заняло у Пушкина около восьми лет. Это весьма значительный срок в рамках человеческой жизни. А если учесть, что поэт погиб на дуэли сравнительно в молодом возрасте (тридцать семь лет), то для его короткой жизни восемь лет - огромный срок. Большое значение имеют лирические отступления, в которых поэт говорит о культуре того времени. Он обращается к театру и литературе, называет имена наиболее известных деятелей искусства и культуры:

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидро венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.

Можно понять, что Пушкин гордится ими. Он прекрасно разбирается в настоящем и прошлом, чувствует свою сопричастность с миром прекрасного. Не менее интересными являются лирические отступления, в которых поэт рассуждает о Москве:

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Москва в представлении самого Пушкина тесно связана с судьбой русского народа. Поэт не случайно вспоминает Наполеона, желающего покорить Россию. То, что родная страна выстояла, по мнению автора, закономерность, потому что русские люди до последней капли крови готовы защищать свое государство.

Благодаря отступлениям автора перед читателем раскрываются яркие картины. Из них можно подробнее узнать об особенностях быта провинциальных помещиков, о жизни крестьян. Много сказано о народных обычаях. Жизнь семьи Лариных, провинциальных помещиков, тесно связана с жизнью простого народа. Мы узнаем о том, что «привычки милой старины» обязательно соблюдаются в их семье, так же наблюдаем, как они проводят время, как развлекаются:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям Носили блюда по чинам.

У нас складывается впечатление, что жизнь сельских помещиков более гармонична, чем жизнь блистательного светского общества. Слишком явны противоречия, фальшь и лицемерие, свойственные знатным людям:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется томный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой.

О том, насколько велика роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин», блестяще писал Белинский: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!» Эта связь произведения с реальной жизнью русского общества XIX века ощущается даже теперь, несмотря на то, что нас, современных читателей, отделяет от пушкинского времени огромный временной промежуток. Мы с упоением читаем пушкинские строки, дающие возможность лучше узнать и понять историю родной страны, ее прошлое. Не случайно роман «Евгений Онегин» считается одним из лучших произведений русской классической литературы.

Лирическими отступлениями принято называть внесюжетные вставки в литературном произведении, моменты, когда автор отходит от основного повествования, позволяя себе размышлять, вспоминать какие-либо события, не относящиеся к повествованию. Тем не менее, лирические отступления представляют собой отдельные композиционные элементы, как пейзажи, характеристики, диалоги.

Роман в стихах «Евгений Онегин» изобилует лирическими отступлениями. Сложно найти другое литературное творение, в котором они были бы столь значимы. Основная задача этих вставок — время. Пушкин уходит в лирические отступления, когда нужно было подчеркнуть промежутки прошедшего в ходе повествования времени. Но в то же время они гармонично вплетены в сюжет повествования. Таким образом поэт выражает свой авторский взгляд на те, или иные события, отношение к своим героям. Пушкин незримо присутствует в общей канве повествования.

После некоторых рассуждений о нравах и характерах людей, поэт, наконец, «приводит Музу» на светский прием, где состоялась встреча Онегина и Татьяны Лариной.

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!