Эволюция онегина - сочинение. Влияние дворянского общества XIX века на судьбу Евгения Онегина по роману А

Евгений Онегин - молодой дворянин 10-х - начала 20-х годов 19 века. Получил воспитание и образование, типичные для людей его круга (недостаток воспитания - ничего русского). Онегин - дитя «забав и роскоши»; мы имеем возможность наблюдать обстановку его кабинета, круг его чтения-, способы времяпрепровождения. Очень скоро Онегин понимает, что забавы «света» (к которому принадлежит и он) - пусты и бессмысленны. Онегин умен, одарен от природы, но почему-то не применяет свои способности в жизни. Автор ставит вопрос: почему? Возможно, это связано с качествами его характера: он пессимистичен, разочарован, склонен скорее к рефлексии (раздумьям, анализу), чем к действиям. Онегин эгоистичен. Интересны его взаимоотношения со «светом»: с одной стороны, он презирает мнение света, с другой стороны, он зависит от него. Пойдя на дуэль с Ленским, Онегин оказывается жертвой светских предрассудков; он пугается, что мнение света осудит его в случае, если дуэль не состоится. Убийство друга потрясло душу Онегина, он почувствовал опустошение и одиночество. Это состояние пробудило в нем желание к перемене мест, и он отправился путешествовать по России. Это нехарактерно для молодых людей света - обычно они путешествовали по Европе. После путешествия происходит разрыв Онегина с обществом. К тому же в Онегине происходит нравственный переворот, и он влюбляется (чувство, которое раньше, трезво размыслив, он не мог или не хотел позволить себе). Отказ Татьяны - потрясение для Онегина. После всех произошедших в нем перемен Онегин уже не может быть другим. Но каким именно он будет - этот вопрос остается открытым. Будущее Евгения неизвестно. Существовала 10 глава, в которой Онегин становился декабристом, но Пушкин уничтожил ее.

Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - первое в России XIX века реалистическое произведение. Евгений Онегин – центральный персонаж этого романа.

В первой главе автор подробно описывает поступки молодого человека, прожившего восемь лет рассеянной светской жизнью в Петербурге. Однообразие и пестрота, полная бездеятельность надоели герою: он «к жизни вовсе охладел», им овладела «русская хандра». В это время поэт познакомился с Онегиным, «как он, отстав от суеты» светской жизни. Такое замечание даёт нам понять, что охлаждение героя к высшему свету – не причуда, а некая закономерность для незаурядных личностей.

Преждевременная старость души Онегина настолько глубока, что сильные чувства не имеют над ним власти, его не трогает прекрасное. Оказавшись в деревне, герой вскоре охладевает к ее красотам. Более того, он остается равнодушным к признаниям Татьяны.

Влияние общественной среды на формирование таких черт характера Онегина, как разочарованность в жизни, эгоизм, индивидуализм, показано в первых четырёх главах через описание времяпровождения героя в обществе. В авторском отступлении, вслед за проповедью Онегина, Пушкин защищает своего героя. Он объясняет эгоизм Евгения социальными причинами. Герой, хотя и находится в конфликте со средой, не может решительно, раз и навсегда, порвать с петербургским обществом.

В шестой главе, где описана дуэль Онегина с Ленским, Пушкин показывает зависимость поведения современного ему человека от общественного мнения, от нравов среды, с которой герой связан происхождением, воспитанием, образом жизни. Приняв вызов, Онегин считал себя неправым и даже представлял, как можно успокоить Ленского и развеять его ревность. Но поступил он совсем не так, как ему подсказывала совесть и благоразумие. Онегин принял дуэль и тем самым исполнил роль безупречного дворянина.

В душе герой осуждает себя, но не находит мужества пойти против общественного мнения, даже если оно создаётся такими людьми, как бывший «глава повес» и «картёжной шайки атаман» Зарецкий. Ведь отказавшийся от вызова – это, с точки зрения законодателей светских мнений, либо трус, либо мошенник, с которым порядочные люди не должны иметь ничего общего. Автор сочувствует душевным терзаниям Онегина, ставшего жертвой общепринятой морали.

Сложный характер героя раскрывается не только через особенности его образа жизни, поступки, но и через восприятие пытающейся разгадать его Татьяны. Она читает книги, принадлежащие Онегину, который

Издавна чтенье разлюбил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана

Да с ним ещё два-три романа,

В которых отразился век

И современный человек

Изображён довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Татьяна, влюблённая в Онегина, уловила сложность и противоречивость его характера. Чего же в нём больше: доброго или злого? Неужели Онегин подражает безнравственным героям романов, одиноким индивидуалистам с «озлобленным умом»? Неужели он всего лишь карикатурное подражание героям Байрона? Но Пушкин защищает своего героя. Его душевная отчуждённость от высшего света – не игра, не барская причуда, а трагедия.

В восьмой главе, названной «Странствие» и позже не включённой в основной текст романа, автор сделал новый шаг в раскрытии взаимоотношений героя с обществом. Онегин посещает старинные русские города (Москву, Нижний Новгород, Астрахань, Новгород Великий) и едет на Кавказ. Контраст славного исторического прошлого этих городов и их современного общественного застоя вызывает у героя тоску.

Таким образом, на мой взгляд, Онегин принадлежит к поколению незаурядных представителей дворянского общества. Он начал преодолевать, под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие), свой эгоистический подход к людям. В финале романа герой взволнован встречей с Татьяной.

В своём запоздалом чувстве одинокий и страдающий герой надеется на возрождение к жизни. Но Онегин отвергнут Татьяной. За ним, как шлейф, тянется молва: «убийца, но… честный человек!» Невольно для себя герой предстаёт теперь перед светской толпой как человек, над судьбой которого будто тяготеет нечто роковое.

Новый социально-психологический тип, представленный в образе Онегина, только формировался в русской действительности 1820-х годов. Он был необычным, непривычным, не похожим на традиционного героя. Требовалось много наблюдательности, чтобы разглядеть его в массе светской толпы, осмыслить его сущность и место в жизни.

Человек и общество (как общество влияет на человека?) как мода влияет на человека? как социальные факторы влияют на формирование личности?

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер Евгения: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обремененного службой, - суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами.


Конфликт человека и общества. Как общество влияет на человека?


Характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.
Затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков – только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» – это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой.
Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми (автор и Ленский). В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину легким оброком.


Зависимость от общественного мнения. Можно ли стать свободным от общественного мнения?


Зачастую человек оказывается в глубочайшей зависимости от общественного мнения. Порой приходится пройти длинный путь освобождения от оков общества.
Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершенным. освобождается от старых представлений о жизни, но прошлое не отпускает его. Кажется, что – хозяин своей жизни, но это только иллюзия. Всю его жизнь его преследует душевная лень и холодный скепсис, а также зависимость от общественного мнения. Однако сложно назвать Онегина жертвой общества. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Его дальнейшие жизненные неудачи уже невозможно оправдать зависимостью от общества.


В отношениях с Татьяной проявил себя как рассудительный, рациональный человек. послушался голоса своего рассудка. Автор еще в первой главе отметил в Евгении «острый ум» и неспособность к сильным чувствам. Именно эта его черта и стала причиной несостоявшейся любви. не верит в любовь, потому и не способен полюбить. Смысл любви для него исчерпывается «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.
В 8 главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека, он превратился в пылкого влюбленного, ничего не замечающего, кроме объекта своей любви (эти стал больше напоминать Ленского). впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь разум побежден –

В одном из писем Пушкина можно прочесть: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Роман в стихах – жанр лиро-эпический, поэтому, наряду с повествовательным, в романе Пушкина сильно лирическое начало – присутствие авторского «я», отражение не только внешнего мира, но и мира авторских размышлений, чувств, оценок. Образ автора раскрывается и в самих событиях, когда поэт оказывается рядом с персонажами своего романа, и в многочисленных лирических отступлениях, тематика которых удивительно богата. Автор незримо присутствует всегда и всюду: принимает живое участие в судьбе своих героев, откликается то лирически взволнованно, то с шутливой иронией на их переживания, делится творческими планами с читателем, размышляет о природе, литературе, любви, свободе, о самой жизни. Именно благодаря этому достигается удивительная содержательная насыщенность произведения. «Онегина» воздушная громада, - сказала Анна Ахматова. И «громадность» этого романа, и его «воздушность» имеют своими истоками уникальность и масштабность мира автора.

Духовная эволюция Евгения Онегина

Тема Онегина в романе – это тема душевного пробуждения, взросления, духовной эволюции.

Мир Онегина первой главы – это светский Петербург, блистательный, праздничный, но всё же несколько искусственный, далёкий от истинной русскости. Не случайно Пушкин столь подробно описывает бытовую культуру дворянского Петербурга: кабинет Онегина, его одежду, стиль жизни, потом столь же подробно опишет кабинет Онегина в его имении – портрет лорда Байрона, статуэтку Наполеона. В Онегине первой главы отразился довольно типичный для первой половины 19 века «байронический герой», наделённый, однако, индивидуальными чертами, даже в самом своем скептицизме отражающий извечную русскую тоску по более осмысленной, одухотворенной жизни.

Онегин начала романа – человек, не знающий всей сложности жизни, упрощающий ее. Ни истинной любви, ни подлинной дружбы нет в мире Онегина. Подчеркивая типичность своего героя, Пушкин подробно воссоздает один день его жизни: утро начиналось с чтения записок с приглашением на бал, затем прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, вечером – театр, бал, и только на заре Онегин возвращается домой. Не случайно автор использует глаголы движения – стремительного, но бессодержательного: «поскачет», «помчался», «полетел», «стремглав поскакал», «стрелой взлетел». Онегин не способен принадлежать чему-либо глубинно, его жизнь мчится, но мчится бесцельно, ее разнообразие и полнота заменены пестротой, мельканием:

Проснётся за полдень. И снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

При всей насыщенности внешней жизни Онегина, его внутренняя жизнь была пуста, не случайно Пушкин подчеркивает: «Томясь душевной пустотой». Именно эта «душевная пустота», непробужденность духовной жизни - причина равнодушия Онегина к поэзии, чтению книг («хотел писать – но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его», «читал, читал, а всё без толку»).

Одним из центральных в первой главе романа становится мотив маски: автор сравнивает своего героя то с Чаадаевым, то с ветреной Венерой, но главная маска Онегина – разочарованность, которую Пушкин называет на английский манер «сплином», однако следующий тут же русский перевод выявляет авторскую иронию: «русская хандра им овладела понемногу». С одной стороны, «сплин» – это маска, которую Онегин носит даже не без некоторого удовольствия, с другой – истинная, глубинная разочарованность в той жизни, которая была ему уготована.

Онегин был бы мало интересен Пушкину, если бы эта бесцельная жизнь удовлетворяла героя. В Онегине уживаются, с одной стороны, зависимость от мнения света, подчиненность общему стилю жизни, с другой – «неподражательная странность, мечтам невольная преда нность и резкий, охлаждённый ум». Онегина не удовлетворяет то, что удовлетворяло многих, он равнодушен к удовольствиям светской жизни, знает цену минутным сердечным привязанностям. Онегин, «свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений», всё же не был счастлив. Причина в том, что он не мог считать смыслом жизни «блистательная победы» и «вседневные наслаждения», его душа ждала чего-то большего.

Первым толчком к душевному пробуждению Онегина явилась встреча с Ленским: искренность и воодушевленность юного поэта напомнили Онегину об истинных чувствах. Онегин с легкой улыбкой относился к восторженности и некоторой наивности Ленского, который «сердцем милый был невежда», однако благородство Онегина сказалось в том, что он «охладительное слово в устах старался удержать», не разрушал мечты Ленского холодом своего скептицизма.

Однако в большей степени поразил Онегина совершенно непривычный для него духовный мир и облик Татьяны Лариной. Письмо Татьяны удивило Онегина глубиной мысли и чувства, искренностью, открытостью и одновременно простодушием, наивностью: «Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был», «быть может, чувствий пыл старинный им на минуту овладел». Пушкин подчеркивает, что в отношении к Татьяне Онегин поступил благородно, он не позволил себе играть искренними чувствами: «Но обмануть он не хотел доверчивость души невинной».

При первом взгляде отличив Татьяну от Ольги, Онегин все же не понял до конца любви Татьяны. Онегин так привык к одиночеству и несчастливости, что прошел мимо своего действительного счастья, которое было ему послано в любви Татьяны. «Примите ж исповедь мою», - говорит Онегин Татьяне во время их объяснения в саду, однако автор назовет слова Онегина более точно – не исповедью, а проповедью («так проповедовал Евгений»). Истинную причину своей «проповеди» Онегин откроет потом, в письме к Татьяне: «Свою постылую свободу я променять не захотел». И с горечью добавит:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

«Вольность», «покой», «постылая свобода» - такое понимание смысла жизни оказалось ошибочным, и эта ошибка разбила возможное счастье.

Ситуацией, разрушившей прежнее мировосприятие Онегина, стала дуэль с Ленским. Онегин, не разделяя морали светского общества, всё же не смог ей ничего противопоставить, он оказался рабом общественного мнения, единственное, на что его хватило, - он пренебрег некоторыми правилами дуэли (опоздал, в качестве секунданта пригласил своего слугу), тем самым обнаружив своё отношение к ней. Онегин понимал всю нелепость этой дуэли, но всё же он, в отличие от автора, не смог подняться над этой ситуацией, преодолеть самого себя. Убийство на дуэли Ленского стало потрясением, после которого Онегин по-иному воспринимает мир и себя. Не в силах бывать там, где он бывал с убитым им другом, Онегин уезжает странствовать. Глава о путешествии Онегина не вошла в окончательный вариант романа, однако можно предположить, что герой Пушкина по-новому всматривается в мир, пытаясь понять свое место в нем, открыть истинные человеческие ценности.

В последней главе перед нами уже во многом иной человек: Пушкин с особой теплотой говорит о новом, изменившемся Онегине. Теперь герой понимает, что «вольность» и «покой» не заменят счастья, что жить нужно ради любви, взаимопонимания, ценить нужно тех, кто тебя любит и понимает, именно поэтому весь смысл жизни для Онегина сосредоточился в любви к Татьяне. Драма недостижимого счастья, которую проживает Онегин, делает его страдающим, но и более одухотворенным. Невозможно представить, чтобы о своем герое в первой главе Пушкин сказал: «угрюмый, неловкий», «с трепетом к княгине входит». Теперь уже «мечты, желания, печали теснились в душу глубоко». Онегин ни за что не отказался бы от этих «печалей», потому что это и есть полнокровная жизнь, которая только сейчас ему открылась.

Теперь уже Онегина не влекут светские удовольствия, он не спешит включиться в пёструю карусель жизни дворянского Петербурга, отчего для всех становится «чужим», «чудаком»: встретившись с Татьяной на балу и увидев ее холодность, Онегин на целую зиму запирается в своем кабинете, погружается в чтение книг, открывает для себя особый мир любви и страданий, его чувства готовы уже излиться в поэтическом творчестве:

А точно: силой магнетизма

Стихов российских механизма

Едва в то время не постиг

Мой бестолковый ученик.

Однако Татьяна не может изменить своим представлениям о долге и чести, ведь еще в письме к Онегину она мечтала «быть верной супругой и добродетельной матерью». Онегин любит и любим, но это, оказывается, уже ничего не может изменить в его судьбе. Последнее объяснение героев заканчивается словами Татьяны: «Я вас прошу меня оставить; я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь». Есть в сердце Онегина честь, и она не позволит ему больше напоминать о себе Татьяне. Это действительно разлука навсегда. Любящий и любимый, Онегин остается одиноким чудаком, странным и чужим для всех. Цель жизни, её смысл, обретённые ценою тяжелых раздумий, ошибок, поиска, оказались недостижимы. Долг и честь закрывают путь к счастью, в «минуту, злую для него», мы вместе с автором расстаемся с Онегиным.

Роман был закончен в 1831 году – уже после декабристского восстания, ставшего для поколения Пушкина эпохой, переломившей жизнь, а судьба Онегина на страницах романа не доведена до роковой черты двадцать пятого года – герою это еще предстоит. Так сама история разлучила автора и его героя. Не столь значимо, выйдет Онегин на Сенатскую площадь или нет, значимо другое – личность состоялась. Пушкин, со свойственной ему гармонией мировосприятия, не замыкается на одной стороне жизни: героям даны не только утраты, но и обретения, не только печали, но и радости. Татьяне и Онегину не дано счастья, но им дана любовь – это уже немало. И Татьяна, и Онегин остались верны себе, не изменили своему представлению о долге и чести – именно с этим связана особая просветлённость романа, судьбы главных героев которого складываются драматично. Эта просветленность основана на вере в человека, в доброе начало в нем, на вере в «самостоянье», которое, по Пушкину, есть «залог величия».

Человек и среда в «Евгении Онегине»

Роман «Евгений Онегин» - величайшее создание А. С. Пушкина и при этом уникальное, не имеющее аналогий по жанру в русской и мировой литературе. Роман является поэтическим изложением событий, где описание современной поэту жизни русского общества органично сливается с лирическим дневником автора, с его размышлениями о времени и о себе. Саму русскую жизнь Пушкин изображает с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, и в то же время делает это со свойственным ему лаконизмом, в предельно сжатой форме.

Роман А. С. Пушкина - первое в русской литературе реалистическое произведение, и все типичные образы, представленные в нем автором, заключают в себе широкие художественные обобщения.

Это и образ Евгения Онегина - русского молодого человека, представителя вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной жизнью, скучающей, разочарованной дворянской молодежи первой четверти XIX века. Это и образ Татьяны Лариной - реальный, вместивший все лучшие черты «натуры глубокой, любящей, страстной» (В. Г. Белинский). Это и характерный для пушкинского времени образ Ленского - романтика «из Германии туманной», и образ русской, непосредственной Ольги. Второстепенные образы романа (помещики, столичное и московское дворянство) столь же жизненны и реалистичны.

Каждый герой романа является ярким примером, типичным представителем определенного круга людей, определенного общественного слоя. В то же время, каждый образ сформировался под действием среды, в которой живет герой, наиболее полно впитал в себя ее черты и нравы, в ней получил воспитание и образование. Среда наложила отпечаток на взгляды и мировоззрение всех героев «Евгения Онегина» и сделала их именно такими, какими мы видим их на страницах романа.

В самом начале перед читателями предстает типичный образ, индивидуализированный, жизненный и правдивый. Автор сразу срывает ореол таинственности с главного героя романа- Евгения Онегина: перед нами выступает характер персонажа- «молодого повесы», эгоиста и скептика с острым и злым языком.

В коротком вступлении А. С. Пушкиндает его биографию:

Сперва Madame за ним ходила
Потом Monsieur ее сменил.
...Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой...

Среда, к которой принадлежал Евгений Онегин, и сформировала его убеждения, мораль и интересы. В первой главе автор иронизирует над его ученостью, глубиной экономических познаний, и этот тон сохраняется до конца романа: Перед читателем предстает светский молодой человек:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
...Свет решил, что он умен и очень мил.

Социальное положение и воспитание определили основные черты характера героя:

...рано чувства в нем остыли,
Ему наскучил света шум;
...Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели...

А. С. Пушкин рисует портрет эгоиста, не умеющего обращать внимания на чувства других людей, способного с легкостью обидеть, оскорбить, даже не заметив этого.

Однако Онегин трезво мыслит, он требователен к себе. Белинский видел незаурядность личности этого героя: «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям». Но разочарование в жизни, в окружающих людях, в самом себе и отличало его от, массы столичных, дворян, Онегин, «желая много», не удовлетворился «ничем» (В. Г. Белинский).

Будучи знатоком «науки страсти нежной», Евгений Онегин сумел разглядеть в Татьяне Лариной глубину ее натуры, простоту, грусть, одиночество, непохожесть на других, «доверчивость души невинной». Нигде не упоминая о возвышенных поступках главного героя, в четвертой главе А. С. Пушкин замечает:

"Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство."

В своих критических статьях В. Г. Белинский называл Онегина «эгоистом поневоле», отлично понимающим «людей и их сердца»: герой был «живо тронут» письмом бедной девушки.

Однако в отношениях с Ленским Онегин открыто демонстрирует свою привязанность к устоям светского общества. Презирая их, он не смог преступить эти законы. Ярким примером тому является поведение героя на именинах Татьяны, дуэль с другом. Даже удалившись от высшего света, Онегин не упускает случая воспользоваться своим прошлым опытом: флиртует с невестой Ленского, понимая, что именно это обидит и унизит друга более всего. Согласие на дуэль с молодым, неопытным, пылким юношей Онегин дает мгновенно, без раздумий и сомнений. Влияние обычаев, среды, воспитавшей его, здесь проявляется наиболее полно. Реакция Онегина почти инстинктивна, но это дань силе влияния «общественного мнения», «шепота, хохота глупцов». Внутренний голос говорит герою, что он не прав, но Онегин полностью находится в плену общества, от которого бежит, ненавидя свет, но правила которого соблюдает строго.

Драма Онегина в том, что, несмотря на свой ум и неудовлетворенность светской жизнью, он не может порвать с ней, не может найти для себя значимую цель в жизни. Он является порождением петербургского общества, видя его негативные черты. Противоречивость натуры была типична для дворян-интеллигентов. Она хаpaктepизyeт героев литературы критического реализма, и автору жаль своего героя: Судьба Онегина глубоко трагична, он не находит своего места в жизни. «Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило совсем такое воспитание» (В. Г. Белинский).

Образ уездной барышни - Татьяны Лариной - не менее типичен. Прожив в деревне среди «бедных поселян», на лоне природы все детство и юность, она и в столичном обществе сохранила нерушимость воспоминаний, впечатлений, черт характера.

Близость к народной жизни, к русской природе, особая атмосфера простоты, незатейливости в семье с «привычками милой старины» повлияли на мировоззрение, взгляды Татьяны, Сильная привязанность к няне пробудила в ней интерес к слухам, гаданиям, преданьям:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны...
...Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод...

Девушка была безразлична к интересам поместного дворянства, но одиночество сохранилось в ней и в Петербурге, где она оставалась столь же равнодушной к «пышной роскоши» столичного дворянства. «Законодательница мод», «равнодушная княгиня» в глубине души осталась прежней - сердечной и искренней, душевно чистой, безыскусственной, верящей в «избранную мечту» - такой, какой она была в «жизни полевой».

Совершенно по-иному повлияла среда на пламенного, восторженного юношу - Владимира Ленского. «Полурусский сосед» из «Германии туманной» совершенно не был приспособлен к действительности, не знал жизни:

От сладкого разврата света
Еще увязнуть не успев,
Его душа была согрета
Приветом друга, лаской дев...

Мир, в котором был воспитан Ленский, не имел ничего общего с реалиями, в которых он оказался. Сочетание возвышенного идеала и слабого знания людей заставляло Ленского реагировать на все по-своему, воспринимать жизнь со своих позиций, что и привело его к трагическому финалу. По словам Белинского, «это не была одна из тех натур, для которых жить - значит развиваться... Это был романтик и больше ничего».

Саму среду в «Евгении Онегине» составляют поместное и московское дворянство, петербургский свет. Изображая лишь нескольких представителей того или иного круга, давая обобщенные образы, А. С. Пушкин сумел со всей полнотой нарисовать целые слои общества, различающиеся и по нравственному, культурному облику, и по быту.

Наиболее полнокровно все поместное дворянство с его нравами и обычаями было представлено в романе на балу в честь именин Татьяны:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздик.....превосходный
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая...
...И отставной советник Флянов;
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

Здесь автор даже использует «говорящие» фамилии, наделяя помещиков в основном негативными чертами: они безжалостные крепостники, люди низкой культуры, сплетники, обладающие примитивными, низменными интересами (все их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне»).

На фоне остальных А. С. Пушкин выделяет семью Лариных:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У ццх на масленице жирной...
Водились русские блины...

В день Троицын, когда народ.
Зевая, слушает молебен,
УмЪльно на пучок зари
Они роняли слезки три...

Семья Лариных- это та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность, сердечность.

Но в них не видно перемены,
Все в них на старый образец...
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович также глуп,
Семен Петрович так же скуп...

Типичность характеристик Пушкин подчеркивает многообразием примеров, укладывающихся под одно, общее правило - грибоедовская Москва.

В петербургским свете, Где вырос Евгений Онегин, где сложился его характер, основные взгляды и мировоззрение, Пушкин говорит еще более, зло:

Тут был, однако-, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы.

...И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой!

Отношение автора к этому кругу людей ясно уже с первых страниц романа, где автор представляет главного героя: свет не предъявил особых требований ни к широте знаний, ни х образованию, ни к личным качествам человека.

Каждый герой романа является продуктом и жертвой того общества, в котором вырос, получил образование, воспитание, где сложились его основные жизненные принципы и позиции. Пушкинская реалистическая «энциклопедия русской жизни» позволяет нам увидеть типичные обобщенные характеры в типичных условиях.

Пушкина очень интересовали процессы, происходящие в обществе того времени. Он удивительно полно сумел изобразить жизнь, быт и нравы дворянства. «Евгений Онегин» является бесценным источником познания русской жизни первой четверти XlX вeкe.