Роза мира даниил андреев краткое содержание. Религиозный аспект Розы Мира

Эта книга начиналась, когда опасность неслыханного бедствия уже нависала над человечеством; когда поколение, едва начавшее оправляться от потрясений второй мировой войны, с ужасом убеждалось, что над горизонтом уже клубится, сгущаясь, странная мгла – предвестие катастрофы еще более грозной, войны еще более опустошающей. Я начинал эту книгу в самые глухие годы тирании, довлевшей над двумястами миллионами людей. Я начинал ее в тюрьме, носившей название политического изолятора. Я писал ее тайком. Рукопись я прятал, и добрые силы – люди и не люди – укрывали ее во время обысков. И каждый день я ожидал, что рукопись будет отобрана и уничтожена, как была уничтожена моя предыдущая работа, отнявшая десять лет жизни и приведшая меня в политический изолятор.

Книга «Роза Мира» заканчивается несколько лет спустя, когда опасность третьей мировой войны не поднимается уже, подобно мглистым тучам, из-за горизонта, но простерлась над нашими головами, закрыв зенит и быстро спускаясь от него вниз, по всем сторонам небосклона.

А может быть, обойдется? – Такая надежда теплится в душе каждого, и без подобной надежды нельзя было бы жить. Одни пытаются подкрепить ее логическими доводами и активными действиями. Некоторые ухитряются убедить самих себя в том, будто опасность преувеличивается. Третьи стараются не думать о ней совсем, погружаясь в заботы своего маленького мирка и раз навсегда решив про себя: будь, что будет. Есть и такие, в чьей душе надежда тлеет угасающей искрой, и кто живет, движется, работает лишь по инерции.

Я заканчиваю рукопись «Розы Мира» на свободе, в золотом осеннем саду. Тот, под чьим игом изнемогала страна, давно уже пожинает в иных мирах плоды того, что посеял в этом. И все-таки последние страницы рукописи я прячу так же, как прятал первые, и не смею посвятить в ее содержание ни единую живую душу, и по-прежнему нет у меня уверенности, что книга не будет уничтожена, что духовный опыт, которым она насыщена, окажется переданным хоть кому-нибудь.

А может быть – обойдется, тирания никогда не возвратится? Может быть, человечество сохранит навеки память о страшном историческом опыте России? – Такая надежда теплится в душе всякого, и без этой надежды было бы тошно жить.

Но я принадлежу к тем, кто смертельно ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией. Такие люди не верят в то, что корни войн и тираний уже изжиты в человечестве или изживутся в короткий срок. Может быть отстранена опасность данной тирании, данной войны, но некоторое время спустя возникнет угроза следующих. Оба эти бедствия были для нас своего рода апокалипсисами – откровениями о могуществе мирового Зла и о его вековечной борьбе с силами Света. Люди других эпох, вероятно, не поняли бы нас; наша тревога показалась бы им преувеличенной, наше мироощущение – болезненным. Но не преувеличено такое представление об исторических закономерностях, какое выжглось в человеческом существе полувековым созерцанием и соучастием в событиях и процессах небывалого размаха. И не может быть болезненным тот итог, который сформировался в человеческой душе как плод деятельности самых светлых и глубоких ее сторон.

Я тяжело болен, годы жизни моей сочтены. Если рукопись будет уничтожена или утрачена, я восстановить ее не успею. Но если она дойдет когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья духовная жажда заставит их прочитать ее до конца, преодолевая все ее трудности, – идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах.

И произойдет ли это еще до третьей мировой войны или после нее, или третья война не будет развязана в ближайшие годы вовсе – книга не умрет все равно, если хоть одни дружественные глаза пройдут, глава за главой, по ее страницам. Потому что вопросы, на которые она пытается дать ответ, будут волновать людей еще и в далеком будущем.

Эти вопросы не исчерпываются проблематикой войны и государственного устройства. Но ничто не поколеблет меня в убеждении, что самые устрашающие опасности, которые грозят человечеству и сейчас и будут грозить еще не одно столетие, это – великая самоубийственная война и абсолютная всемирная тирания. Быть может, третью мировую войну – в нашу эпоху – человечество превозможет или, по крайней мере, уцелеет в ней, как уцелело оно в первой и во второй. Быть может, оно выдержит, так или иначе, тиранию еще более обширную и беспощадную, чем та, которую выдержали мы. Может случиться также, что через сто или двести лет возникнут новые опасности для народов, не менее гибельные, чем тирания и великая война, но – иные. Возможно. Вероятно. Но никакие усилия разума, никакое воображение или интуиция не способны нарисовать опасностей грядущего, которые не были бы связаны, так или иначе, с одной из двух основных: с опасностью физического уничтожения человечества вследствие войны и опасностью его гибели духовной вследствие абсолютной всемирной тирании.

Существует инстанция, много веков претендующая на то, чтобы быть единственной неуклонной объединительницей людей, предотвращающей от них опасность войны всех против всех, опасность падения в хаос. Такая инстанция – государство. Со времен окончания родового строя на всех исторических этапах государство являлось существенной необходимостью. Даже иерократии, пытавшиеся его подменить властью религиозной, превращались в разновидности того же Государства. Государство цементировало общество на принципе насилия, а уровень нравственного развития, необходимый для того, чтобы цементировать общество на каком-либо принципе ином, не был достигнут. Конечно, он не достигнут и поднесь. Государство до сих пор остается единственным испытанным средством против социального хаоса. Но уясняется наличие в человечестве этических начал более высокого типа, способных не только поддерживать, но и совершенствовать социальную гармонию: и, что еще важнее, намечаются пути ускоренного развития этих начал.

В политической истории новейшего времени легко различаются две общечеловеческие направленности, полярные друг другу.

Одна из них стремится к переразвитию государственного начала как такового, к укреплению всесторонней зависимости личности от государства, точнее – от той инстанции, в руках которой находится государственный аппарат: партии, армии, вождя. Государства типа фашистского или национал-социалистического – ярчайший пример феноменов этого рода.

Даниил Андреев

РОЗА МИРА

РОЗА МИРА И ЕЁ МЕСТО В ИСТОРИИ

Роза Мира и её ближайшие задачи

Эта книга начиналась, когда опасность неслыханного бедствия уже нависала над человечеством; когда поколение, едва начавшее оправляться от потрясений второй мировой войны, с ужасом убеждалось, что над горизонтом уже клубится, сгущаясь, странная мгла - предвестие катастрофы ещё более грозной, войны ещё более опустошающей. Я начинал эту книгу в самые глухие годы тирании, довлевшей над двумястами миллионами людей. Я начинал её в тюрьме, носившей название политического изолятора. Я писал её тайком. Рукопись я прятал, и добрые силы - люди и не люди - укрывали её во время обысков. И каждый день я ожидал, что рукопись будет отобрана и уничтожена, как была уничтожена моя предыдущая работа, отнявшая десять лет жизни и приведшая меня в политический изолятор.

Книга «Роза Мира» заканчивается несколько лет спустя, когда опасность третьей мировой войны не поднимается уже, подобно мглистым тучам, из-за горизонта, но простёрлась над нашими головами, закрыв зенит и быстро спускаясь от него вниз, по всем сторонам небосклона.

«А может быть, обойдётся?» - Такая надежда теплится в душе каждого, и без подобной надежды нельзя было бы жить. Одни пытаются подкрепить её логическими доводами и активными действиями. Некоторые ухитряются убедить самих себя в том, будто опасность преувеличивается. Третьи стараются не думать о ней совсем, погружаясь в заботы своего маленького мирка и раз навсегда решив про себя: будь, что будет. Есть и такие, в чьей душе надежда тлеет угасающей искрой, и кто живёт, движется, работает лишь по инерции.

Я заканчиваю рукопись «Розы Мира» на свободе, в золотом осеннем саду. Тот, под чьим игом изнемогала страна, давно уже пожинает в иных мирах плоды того, что посеял в этом. И всё-таки последние страницы рукописи я прячу так же, как прятал первые, и не смею посвятить в её содержание ни единую живую душу, и по-прежнему нет у меня уверенности, что книга не будет уничтожена, что духовный опыт, которым она насыщена, окажется переданным хоть кому-нибудь.

«А может быть - обойдётся, тирания никогда не возвратится? Может быть, человечество сохранит навеки память о страшном историческом опыте России?» - Такая надежда теплится в душе всякого, и без этой надежды было бы тошно жить.

Но я принадлежу к тем, кто смертельною ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией. Такие люди не верят в то, что корни войн и тираний уже изжиты в человечестве или изживутся в короткий срок. Может быть отстранена опасность данной тирании, данной войны, но некоторое время спустя возникнет угроза следующих. Оба эти бедствия были для нас своего рода апокалипсисами - откровениями о могуществе мирового Зла и о его вековечной борьбе с силами Света. Люди других эпох, вероятно, не поняли бы нас; наша тревога показалась бы им преувеличенной, наше мироощущение - болезненным. Но не преувеличено такое представление об исторических закономерностях, какое выжглось в человеческом существе полувековым созерцанием и соучастием в событиях и процессах небывалого размаха. И не может быть болезненным тот итог, который сформировался в человеческой душе как плод деятельности самых светлых и глубоких её сторон.

Я тяжело болен, годы жизни моей сочтены. Если рукопись будет уничтожена или утрачена, я восстановить её не успею. Но если она дойдёт когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья духовная жажда заставит их прочитать её до конца, преодолевая все её трудности, - идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах.

И произойдёт ли это ещё до третьей мировой войны или после неё, или третья война не будет развязана в ближайшие годы вовсе - книга не умрёт всё равно, если хоть одни дружественные глаза пройдут, глава за главой, по её страницам. Потому что вопросы, на которые она пытается дать ответ, будут волновать людей ещё и в далёком будущем.

Эти вопросы не исчерпываются проблематикой войны и государственного устройства. Но ничто не поколеблет меня в убеждении, что самые устрашающие опасности, которые грозят человечеству и сейчас и будут грозить ещё не одно столетие, это - великая самоубийственная война и абсолютная всемирная тирания. Быть может, третью мировую войну - в нашу эпоху - человечество превозможет или, по крайней мере, уцелеет в ней, как уцелело оно в первой и во второй. Быть может, оно выдержит, так или иначе, тиранию ещё более обширную и беспощадную, чем та, которую выдержали мы. Может случиться также, что через сто или двести лет возникнут новые опасности для народов, не менее гибельные, чем тирания и великая война, но - иные. Возможно. Вероятно. Но никакие усилия разума, никакое воображение или интуиция не способны нарисовать опасностей грядущего, которые не были бы связаны, так или иначе, с одной из двух основных: с опасностью физического уничтожения человечества вследствие войны и опасностью его гибели духовной вследствие абсолютной всемирной тирании.

Существует инстанция, много веков претендующая на то, чтобы быть единственной неуклонной объединительницей людей, предотвращающей от них опасность войны всех против всех, опасность падения в хаос. Такая инстанция - государство. Со времён окончания родового строя на всех исторических этапах государство являлось существенной необходимостью. Даже иерократии, пытавшиеся его подменить властью религиозной, превращались в разновидности того же государства. Государство цементировало общество на принципе насилия, а уровень нравственного развития, необходимый для того, чтобы цементировать общество на каком-либо принципе ином, не был достигнут. Конечно, он не достигнут и поднесь. Государство до сих пор остаётся единственным испытанным средством против социального хаоса. Но уясняется наличие в человечестве этических начал более высокого типа, способных не только поддерживать, но и совершенствовать социальную гармонию: и, что ещё важнее, намечаются пути ускоренного развития этих начал.

В политической истории новейшего времени легко различаются две общечеловеческие направленности, полярные друг другу.

Одна из них стремится к переразвитию государственного начала как такового, к укреплению всесторонней зависимости личности от государства, точнее - от той инстанции, в руках которой находится государственный аппарат: партии, армии, вождя. Государства типа фашистского или национал-социалистического - ярчайший пример феноменов этого рода.

Другой поток явлений, возникший ещё в XVIII веке, если не раньше, - это поток направленности гуманистической. Его истоки и главнейшие этапы - английский парламентаризм, французская Декларация прав человека, германская социал-демократия, наконец, освободительная борьба против колониализма. Дальняя цель этого потока явлений - ослабление цементирующего насилия в жизни народов и преобразование государства из полицейского по преимуществу аппарата, отстаивающего национальное или классовое господство, в аппарат всеобщего экономического равновесия и охраны прав личности. В исторической действительности имеются ещё оригинальные образования, могущие показаться как бы гибридами. По существу оставаясь феноменами первого типа, они видоизменяют собственное обличье в той мере, в какой это целесообразно для достижения поставленной цели. Это - лишь тактика, маскировка, не более.

  • К метаистории Древней Руси
  • К метаистории Царства Московского
  • К метаистории Петербургской империи
  • К метаистории русской культуры
  • Во вводной первой книге автор рассказывает об историческом контексте написания трактата, его целях и задачах, об отношении «Розы Мира» к науке, искусству и религиям и излагает её гносеологию . Во второй книге писателем вводится общая система представлений и терминов, необходимая для понимания остального текста. Книги с третьей по шестую посвящены панораме многослойного планетарного космоса Земли (Шаданакара ). Созданная здесь картина (исключая главу «Логос Шаданакара») имеет статический характер, предваряя следующие пять книг, в которых изложена метаистория России и, в частности, метаисторическое значение творчества ряда наиболее ярких деятелей русской культуры. Заключительная книга рассматривает исторические перспективы, конкретизирует возможности, связанные с наступлением эпохи Розы Мира, и, наконец, содержит эсхатологическую часть учения.

    Космология

    Мироздание представляет собой «многослойную Вселенную», которая состоит из множества миров-брамфатур. Одной из брамфатур является наша Земля (Шаданакар ), другими являются планеты Солнечной системы (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Однако есть и мёртвые миры или «руины брамфатур»: Марс, Меркурий, Плутон. Каждая брамфатура состоит из параллельных измерений, аналогичных небесным (трансфизика) и подземным мирам (инфракосмос). Также Андреев использует термин Энроф для обозначения нашего трехмерного пространства (II:3).

    Весь этот мир представляет собой арену сражений между темными и светлыми духами (монадами). Монады бывают богорожденными (Логос, Звента-Свентана, Люцифер) или богосотворёнными (VI:2). Одни миры (Орион, Туманность Андромеды) контролируются ангелами, а другие (Антарес) - демонами. Темные или отпавшие от Бога духи (демоны) вынуждены питаться психическими излучениями, создаваемыми страданием (гаввах ). Для получения как можно большого количества гавваха ими был создан инфракосмос .

    Монады обладают «материальным вместилищем» эфирным телом (шельт ), который выступает как аналог души.

    В творчестве Андреева ни разу не встречается упоминание вечного ада, все описываемые им демонические миры могут быть разрушены или просветлены. Спасение души возможно даже из самых глубоких провалов. Тем не менее, описывается мир Суфэтх , в котором возможна гибель души, «смерть вторая».

    Затомисы

    Затомис (III:2) - это небесный (идеальный) мир метакультуры. Например, для византийской метакультуры затомисом является Рай . Затомис представляет собой обитель синклита (святых-покровителей) того или иного сверхнарода. Андреев описывает следующие метакультуры и соответствующие им затомисы:

    1. Атлантида (Андреев датирует её присутствие в Энрофе примерно 12 000 - 9 000 гг. до н. э.) называется Маиф (III:2);
    2. Гондвана , «очагами которой в Энрофе были Ява, Суматра , Южный Индостан , ныне покоящиеся на дне моря», - Линат (III:2);
    3. Древнеегипетская метакультура - Иалу (также Атхеам ) (III:2)
    4. «Вавилоно -ассиро-Ханаанская метакультура» - зиккурат Эанна (II:3; III:2);
    5. Еврейская - Нихорд (III:2);
    6. Китайская - Шан-Ти (II:3; III:2);
    7. Индийская - Мэру (II:3; III:2);
    8. Иран (маздеизм) - Зерван (III:2);
    9. Греко-римская - Олимп (II:3; III:2);
    10. Романо-католическая - Эдем (II:3);
    11. Европейский Северо-Запад - Монсальват (II:3);
    12. Византийская - Рай (II:3);
    13. Эфиопская метакультура - затомис Жюнфлейя (III:2);
    14. Мусульманская - Джаннэт (II:3; III:2);
    15. Махаяна (Тибет -Монголия) - Сукхавати (III:2);
    16. Малайзия (отделилась от Индийской) - Айренг-Далянг (III:2);
    17. Японская - Никисака (III:2).
    18. Общечеловеческая культура - Аримойя (III:2).
    19. Небесная Россия;
    20. Древнесуданская (во времени, согласно Андрееву, локализована между девятым и пятым тысячелетиями до н. э., в пространстве - «в долине Нигера, в районе озера Чад и в Кордофане ») - Намбата (III:2);
    21. Прамонгольская (Приамурье, Северный Китай 3 тыс. до н. э.) - Цен-Тинь (III:2).
    22. Монгольская - Юнкиф (III:2);
    23. Дравидическая (к поздним образованиям этой метакультуры относятся города Мохенджо-Даро и Хараппа) - Прэд (III:2);
    24. Древнегерманская (до XII века) - Асгард (III:2);
    25. Древнеперуанская (доинкская) - Токка (III:2);
    26. Древнетибетская (влилась в Махаяну) - Бон (III:2);
    27. Гималайская (отделилась от Индии) - Гаурипур (III:2);
    28. Древнеавстралийская - Йиру (III:2);
    29. Тольтеко -ацтекская - Тальтном (III:2);
    30. Юкатанская (майя) - Кэрту; (III:2)
    31. Инкская - Интиль ; (III:2)
    32. Индейская метакультура области Великих озёр - Даффам (III:2);
    33. Полинезийская (Гавайи , Таити) - Леа (III:2);

    Метакультура России

    Поскольку закладка основ Розы Мира возложена на нации «русского сверхнарода», его метаистории уделено огромное внимание (пять книг из двенадцати посвящены ей). В VIII-IX вв. Демиург Яросвет и соборная душа России Навна начинают формирование российской метакультуры, что отражается в Энрофе возникновением «восточнославянского племенного единства» и созданием Киевской Руси. Однако в XIII веке из-за угрозы уничтожения метакультуры под ударами монгольского уицраора Демиург для ее спасения вынужден пойти на создание уицраора Жругра, демона российского великодержавия. Дальнейшая история России неразрывно связана с деятельностью Жругров, последовательно сменяющих друг друга в качестве защитников и, одновременно, мучителей метакультуры. Первый из этих Демонов, первоначально выполняя задачи Демиурга, объединяет русские земли, дает отпор соседним уицраорам-агрессорам, но при Иване IV Грозном его деятельность начинает полностью диктоваться его демонической сущностью, что ведет его к гибели и наступлению Смутного времени . Второй Жругр, связанный с династией Романовых , погибает в 1917 году. Третий Жругр, строитель советской государственности, с самого начала является непримиримым противником Демиурга и всех светлых сил, союзником и слугой Гагтунгра, победа над ним должна создать предпосылки для появления Розы Мира.

    В отличие от государственных деятелей, выступающих в качестве орудий Жругров, деятели русской культуры в большинстве являются проводниками воли Демиурга Яросвета, наиболее влиятельных из них (Пушкина , Лермонтова , Гоголя , Достоевского , Владимира Соловьева) Даниил Андреев называет вестниками, подчеркивая их роль в качестве посредников между Небесной Россией и земным миром. Из добрых духов Небесной России Андреев называет сиринов и гамаюнов .

    Теология

    Андреев отождествляет ипостаси Отца и Святого Духа («Ведь кем может быть Сам Бог-Отец, как не Духом? Только Духом. И притом именно Святым, в отличие от всех других духов, им сотворенных» ). Другой ипостасью является Сын, третьей же ипостасью Андреев считает Вечную Женственность (Приснодеву-Матерь).

    Грехопадение Лилит

    Искупление и спасение Лилит станет одной из задач Второго Эона , то есть периода истории после Второго Пришествия Христова на Землю.

    Далее, «что касается легенды об Адаме и Еве, то в ней до того перепутаны все слои, эры и иерархии, что лучше совсем не трогать этого предания». Так, например, «если миф о восстании и падении Люцифера рассматривать в применении к духовной истории Шаданакара, он потеряет смысл. Никаких событий в метаистории нашей планеты, которые могли бы быть отражены в событиях этого мифа, не совершалось никогда. […] Эти события совершились некогда в плане вселенском, в превышающих все категории нашего разума масштабах той макробрамфатуры, которая объемлет Вселенную» .

    Грехопадение Лилит, произошедшее ещё задолго до того, как стараниями провиденциальных сил произошло «выделение человеческого вида из царства животных» с целью будущего просветления материальности Земли, поставило исполнение этой задачи под угрозу и сделало необходимым воплощение Планетарного Логоса среди людей.

    Христология

    Миссия Христа была прервана и полностью своих целей не достигла. Согласно Даниилу Андрееву, «Христос не должен был умирать - не только насильственной, но и естественной смертью. После многолетней жизни в Энрофе и разрешения тех задач, ради которых Он эту жизнь принял, Его ждала трансформа, а не смерть - преображение всего существа Его и переход Его в Олирну на глазах мира. Будучи завершенной, миссия Христа вызвала бы то, что через два-три столетия на земле вместо государств с их войнами и кровавыми вакханалиями установилась бы идеальная Церковь-Братство».

    Демонология

    Демоны в «Розе Мира» - существа, совершившие богоборческий выбор и ведущие непрерывную войну против сил Провидения во Вселенной. Шаданакар является одним из множества мест, где идет сражение между силами Света и демонами, вторгшимися сюда еще во времена формирования Земли. Главного демона Шаданакара, имеющего облик огромного ужасного крылатого существа, Андреев именует Гагтунгр ом. Он, как и почти все остальные демоны, поддерживает свое существование гаввахом - страданиями людей и других существ. Сладострастная демоница Луны Воглеа напротив, питается излучениями похоти (V:1). Помимо них существует еще множество демонов меньшего масштаба: рыфры - холмоподобные «хозяева магм», велги , выглядящие как лиловые живые покрывала, ангелы мрака (IV:1). Особое место в демонологии «Розы Мира» занимает античеловеческая раса игв (IV:3) - высокоинтеллектуальных красноглазых гуманоидов с серой кожей и перепонками на лапах. Игвы непосредственно связаны с деятельностью демонов великодержавия и питаются излучениями «государственного комплекса чувств». Андреев полагал, что игвы появились в Вавилонии от скрещивания жреца Нергала с Лилит . Также упоминаются раругги , напоминающие «мезозойских ящеров » (IV:3) и волгры (IV:2).

    Ещё одним типом демонов являются уицраоры - «демоны великодержавной государственности» (II:1), которые присущи любому тираническому государству. При этом по характеру своего бытия уицраор напоминает как спрутоподобного энергетического вампира, так и эгрегор (VII:3). Разные типы демонов могут враждовать друг с другом, как например уицраоры с велгами (VII:3).

    Эсхатология

    Даниил Андреев описывает грядущую эпоху Розы Мира или «золотой век человечества», основой которого станет сообщество Розы Мира, всечеловеческая церковь-братство.

    По Андрееву, закладка основ Розы Мира, преображение государства в духовное братство, создание интеркультуры и интеррелигии, - это смысл существования «русского сверхнарода», то есть общности русской, белорусской, украинской и других наций, её миссия. Будущее всечеловеческое общество, опираясь на достижения в области улучшения материального благосостояния и социального реформаторства, а также новое понимание религиозного опыта, станет намного более одухотворенным и нравственным. Постоянной столицы у объединенного человечества не возникнет, ее функции поочередно будут выполнять различные города, в том числе Москва , Дели и Токио (XII:4).

    Религия Розы Мира будет лишена аскетизма и обращена к женственному началу (Звента-Свентана). Признавая существование Единого Бога, она будет также почитать различные светлые сущности. Почитаться будут также различные учителя человечества, носители светлых миссий, включая Платона, Аристотеля, Коперника, Шекспира, Вагнера и Ганди.

    Значение Розы Мира в метаисторической перспективе заключается в сокращении числа духовных жертв антихриста, которые вынуждены будут пройти посмертие в мирах искупления; но Роза Мира не сможет преодолеть последствия недовершенности миссии Христа и привести человечество к выполнению его миссии (которая, как сказано выше, заключается в просветлении материальности Земли).

    Средние слои Шаданакара

    Из каждого затомиса восходит лестница т. н. миров Высокого Долженствования . Она ведёт к трансмифу , с которым связан затомис. Так же, как затомис есть небесный мир той или иной культуры, трансмиф можно назвать небесным миром той или иной религии. Так же, как народы в Энрофе возникают в результате своего рода проекции реальности затомисов на земную действительность, религиозные сообщества появляются как проекции трансмифов. В Шаданакаре, согласно Андрееву, пять трансмифов:

    • Трансмиф зороастризма называется Азур ;
    • Трансмиф иудаизма - Аэ ;
    • Христианства - Небесный Иерусалим ;
    • Трансмиф индуизма состоит из четырёх слоёв - Нируддхи , Эройи , имя третьего слоя не приводится, а последний называется Шатриттва ;
    • Трансмиф буддизма из двух слоёв - Нирваны и слоя дхиани-бодхисаттв .

    Через сакуалу Высокого Долженствования в трансмифы поднимаются не только души людей. К сообществам Шаданакара, созданным провиденциальным силами, помимо человечества относятся стихиали, животные, даймоны, ангелы и титаны. История сообщества титанов как такового закончилась, и ныне их души проходят становление в других сообществах. Остальные же имеют «свои» последовательности миров, аналогичные описанной выше человеческой, хотя их пути и пересекаются в некоторых вселенных - как, например, в Энрофе сосуществуют стихиали, животные и люди. Нечто подобное совершается и в трансмифах. Здесь присутствуют помимо людей животные, даймоны , и, возможно, представители остальных двух сообществ.

    Особую группу средних слоёв Шаданакара составляет сакуала космических инвольтаций . Это миры, через которые Шаданакар сообщается с другими брамфатурами - планет Солнечной системы, самого Солнца, а также созвездия Орион и Астрафайра - центра Млечного Пути.

    Высшие слои Шаданакара

    Монады, попавшие в затомисы (например, в Эдем), далее могут попасть в Синклит Мира , где пребывают Мухаммед , Рамакришна , Иезекииль , Василий Великий . Синклит Мира связан с Элитой Шаданакара : Эхнатон , Моисей , Ашока , Нагарджуна , Лао-Цзы , Франциск Ассизский , Иоанн Златоуст , Леонардо да Винчи (VI:1).

    Вершину Шаданакара образует Мировая Сальватэрра (Эмпирей), в одном из которых пребывает Планетарный Логос, в другом - Дева Мария, в третьем - Звента-Свентана. По словам Андреева, «тот, чьей души коснется отблеск Мировой Сальватэрры, становится праведником и пророком».

    Инфракосмос

    Иначе миры нисходящего ряда Андреев называет мирами возмездия . Они созданы не провиденциальными, а демоническими силами . Как и в случае миров восходящего ряда, душа попадает сюда в результате действия кармических законов. Смысл их двойствен. «Демоническая цель законов - порождать гаввах и парализовать проявления подпавших им душ Света. У законов есть и другая сторона, это - их очищающее значение. Это остаток древнейших светлых празаконов миротворивших прекрасных иерархий; цель этих иерархий и всех светлых сил Шаданакара - смягчение и просветление законов; цель демонических - ещё большее их утяжеление». Из всех сообществ Шаданакара человечество связано с самой сложной и дифференцированной системой миров нисходящего ряда.

    Чистилища

    В описываемой системе миров чистилища, согласно Андрееву, появились позже всего. К чистилищам относятся девять миров (Скривнус, Ладреф, Мород, Агра, Буствич, Рафаг, Шим-биг, Дромн, Фукабирн - IV:2). По мере схождения человека во всё более глубокие слои его эфирное тело утрачивает изначальный облик, повторяющий умершее физическое тело, черты смазываются. Условия существования постепенно меняются от тоскливых до мучительных.

    Магмы

    В магмах тонкие тела человека оказываются разрушенными и заменяются на «шарообразное нечто из оживлённого инфраметалла». К магмам относятся пять слоёв: Окрус, Гвэгр, Укарвайр, Пропулк, Ырл (IV:2). Андреев помещал сюда Робеспьера , Сен-Жюста , Малюту Скуратова , Ежова и сподвижников Берии .

    Ядро

    Оценка "Розы Мира" с научных и религиозных позиций

    Мировоззрение "Розы Мира" плохо согласуется с большинством современных научных представлений, традиционные конфессии, в свою очередь, не могут принять ее в силу несовпадения некоторых утверждений Даниила Андреева с религиозной ортодоксией. Как следствие, наблюдается ее отторжение и религиозными, и светскими исследователями.

    Православные авторы относятся к труду Даниила Андреева резко отрицательно. Примером может служить статья дьякона Андрея Кураева, где он порицает язык, используемый в "Розе Мира" и на этом основании отказывает ей в принадлежности к христианской традиции .

    Научная общественность в основном предпочитает эту книгу не замечать. Немногочисленные ученые, пишущие о ней, оценивают ее как "эзотерику" , что некорректно по отношению к "Розе Мира". Эзотерика представляет собой тайные знания, предназначенные для посвященных и способные давать их обладателю некое духовное могущество. Никаких подобных знаний в "Розе Мира" не содержится. Предпринимались также попытки представить "Розу Мира" исключительно как "поэтическое создание" , однако данный взгляд на нее противоречит категорическим утверждениям самого Даниила Андреева, настаивавшего, что все, описанное им, - абсолютно реально.

    Еще одна группа противников данной книги - либеральные публицисты, которые видят в предлагаемом в "Розе Мира" народоустройстве угрозу демократии . В результате в настоящее время взвешенная и объективная критика "Розы Мира" полностью отсутствует. Почти все авторы, пишущие о ней, сознательно искажают ее содержание в своих целях, приписывая Даниилу Андрееву идеи и высказывания, которых у него нет.

    Влияние на современную художественную культуру

    Образы иных миров и сверхъестественных существ, описанных в «Розе Мира», используются в основном писателями-фантастами или авторами, тяготеющими к данному жанру. Для композиторов и музыкантов, в свою очередь, оказались интересными национально-исторические мотивы творчества Даниила Андреева.

    • В первой книге цикла российского писателя Василия Звягинцева - "Одиссей покидает Итаку" имеется прямая отсылка к системе миров Даниила Андреева:

    "– Ты слышал такую фамилию – Андреев?
    – И неоднократно. Леонид Андреев <...>
    – Даниил Андреев.
    – Такого не знаю, – ответил Воронцов.
    <...>
    – Можно сказать, что этим трудом он поставил себя в ряд крупнейших мыслителей человечества. Впрочем, когда прочтешь, сможешь составить собственное мнение. Сейчас же для тебя интересна космологическая составляющая его теории. Кое в чем она точно совпадает с реальностью. Поразительна сама сила провидения, тем более что никаких фактов он не имел и иметь не мог, сидя в тюрьме."

    Влияние "Розы Мира" заметно и в других произведениях писателя, к примеру, образ императора вампиров в романе "Бэтман Аполло" имеет сходство с описанным Даниилом Андреевым демоном американского великодержавия.

    • В романе Дмитрия Быкова «Остромов, или ученик чародея» главный герой, Даниил Галицкий, одним из прототипов которого послужил Даниил Андреев, открывает (или создаёт) систему мироустройства, подобную той, что описывается в «Розе Мира». Идеи Даниила Андреева нашли также свое отражение в литературоведческих и публицистических сочинениях Дмитрия Быкова, в частности, циклы безблагодатной российской государственности он описывает в полном соответствии с "Розой Мира" .
    • В романе Василия Головачева «Посланник» использованы многие образы, заимствованные из «Розы Мира». Главный герой странствует по «вееру миров» - Шаданакару, сражается с Люцифером и его помощниками - великими игвами, пользуется помощью «мага» Яросвета. Вместе с тем для В. Головачева характерно свободное художественное переосмысление идей и образов Д. Андреева, его вселенная не является копией мироустройства, описанного в «Розе Мира».
    • В творчестве писателя-концептуалиста Владимира Сорокина присутствуют мотивы, заимствованные из «Розы Мира», к примеру, в его романе «Голубое сало» образы и идеи из главы «Князь тьмы» вплетаются в ткань создаваемой Сорокиным «альтернативной антиутопии» .
    • В романе Павла Комарницкого «Дева дождя» действие разворачивается в ближайших к Энрофу мирах нисходящего и восходящего рядов, описанных в соответствии с «Розой Мира». Главная героиня, Марина, спасает своего убитого в Афганистане парня, добровольно спускаясь за ним в чистилища с помощью обитателей светлых слоев Шаданакара.
    • В романе Петра Воробьева «Горм, сын Хёрдакнута» для создания мифологии вымышленной цивилизации использованы имена и образы из «Розы Мира». В пантеоне присутствуют боги Яросвет и Свентана, а главный герой совершает мистическое путешествие в один из нижних миров, где встречает дохлого раругга.
    • Писатель-фантаст Олег Лукьянов после знакомства с "Розой Мира" посвятил последние семь лет своей жизни созданию фундаментального труда "Миф о планетарном космосе" . В нем он представил развернутый анализ идей Даниила Андреева в контексте как современных научных, так и религиозных представлений. Исследуя с помощью своей концепции миф "Розы Мира", О.М. Лукьянов приходит к выводу о том, что он мог бы "способствовать культурному и экономическому возрождению России".
    • В мае 1998 года в Иркутске состоялась мировая премьера оратории-мистерии Александра Сойникова «Роза Мира» , в Санкт-Петербурге оратория была исполнена 26 апреля 2012 года в Смольном соборе . 17 марта 2017 года мистерия была исполнена в Большом зале Московской консерватории Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева .
    • 8 ноября 2009 в Большом зале Московской консерватории состоялась премьера симфонии композитора Сергея Жукова «Навна» . Симфония написана под влиянием «Розы Мира» и является одной из частей большого цикла, задуманного композитором по её мотивам.
    • Название одной из современных музыкальных групп звучит как «Zventa Sventana». Группа основана в 2005 году в Москве Христиной Кузнецовой и Алёной Романовой , исполняет творческие переложения народных песен, созданные при помощи как русских народных, так и электронных инструментов.
    • В книге Ярослава Тарана «Роза Мира или родонизм? (вспоминая будущее)» проводится философский сравнительный анализ основных положений и ветвей «родонизма» и Розы Мира, на котором строится прогноз развития различных интерпретаций андреевского мифа на будущее. В частности - предсказывается появление нового интерактивного искусства, сближающего Даниила Андреева и Германа Гессе, «Розу Мира» и «Игру в бисер».
    • Книга Евгения Морошкина «Два века прароссианства» посвящена некоторым идеям X книги «Розы Мира». Прароссианство - термин, выдвинутый Даниилом Андреевым; в книге рассматривается как одно из важнейших качеств, присущих русской культуре и русскому менталитету. В работе Евгения Морошкина обсуждается ряд художественных явлений, носивших ключевое значение для культурного самоопределения России на протяжении XIX и XX веков, а русское искусство - как единый, целостный духовно-творческий поток, имеющий множество параллелей и взаимодействий между отдельными его руслами - литературой, музыкой, живописью, другими формами творчества.
    • Поклонником идей Даниила Андреева является российский писатель-фантаст Антон Вильгоцкий.

    «Роза Мира»

    Роза Мира - это религиозно-философское учение русского писателя, поэта, философа и мистика-визионера Даниила Леонидовича Андреева (сына писателя Леонида Андреева), изложенное им в одноимённом трактате, а также в ряде художественных произведений, в особенности в поэтическом ансамбле «Русские боги» и метаисторической трагедии «Железная мистерия».

    Космология Розы Мира

    Роза Мира представляет мир как многослойную реальность, разделённую на ряды миров - миров восходящего ряда (ведущих к Богу), и миров ряда нисходящего (творимых противобожескими силами во главе с Люцифером). Миры сосуществуют друг с другом, различаясь по количеству пространственных и/или временных координат. Вся Вселенная суть поприще творчества и становления множества созидаемых Богом индивидуальных духовных единиц - монад . Каждая монада подобна Богу и обладает неисчерпаемым творческим потенциалом и свободой. Монады, по Андрееву, делятся на две онтологически различные группы - богосотворённые (их большинство) и богорожденные (их меньше, но они обладают изначально большими дарами и предназначены к водительству мирами).

    Религиозный аспект Розы Мира

    Рассматривая вопрос об истинности религиозных учений, Д. Андреев исходит из тезиса о Боге как об объекте, познаваемом в полной мере только «в Себе» и «Собою». Религиозные же учения представляют собой частные варианты Относительной истины , отражающие отдельные аспекты мироздания. При этом Даниил Андреев отмечает, что ни одно из религиозных учений не является полностью ложным, но содержат в себе те или иные элементы истины, в том или ином количестве.

    Вместе с тем, в учении Андреева существует разделение религий по принципу истинности. Религии порождённые воздействием сил Провидения Андреев именует религиями правой руки. Религии порождённые демоническим влиянием именуются Андреевым религиями левой руки. Величайшей религией правой руки обладающей, таким образом, наибольшей истинностью, по Андрееву, является христианство, которое станет непосредственной основой возникновения Розы Мира.

    Историософия Розы Мира

    Сверхнарод - это этническая общность, созидающая ту или иную метакультуру. Сверхнарод представляет собою совокупность ряда народов, объединённых общими метаисторическими задачами, задачами созидания общих духовных ценностей, общей метакультуры.

    Сверхнароды обладают Демиургами, которые водительствуют сверхнарод и метакультуру от лица сил Провидения; также некоторые народы, входящие в их состав, обладают духами-народоводителями. В каждой метакультуре также существует один или несколько демонов великодержавия (уицраоров, в терминологии Андреева), проекциями которых в истории являются государственные системы.

    Одной из величайших метакультур является Российская метакультура, границы которой, по утверждению Андреева, примерно совпадают с границами бывшей Российской Империи и бывшего СССР . Кроме того, к Российской метакультуре тяготеет ряд стран духовно близких ей - Болгария , Сербия , Греция . Соответственно, одним из величайших сверхнародов является Российский сверхнарод, в который, помимо русских, входят украинцы, белорусы, грузины, армяне и ряд других народов.

    Помимо Российской, к великим ныне существующим метакультурам относятся:

    • Романо-Католическая
    • Северо-Западная
    • Индийская
    • Буддийская
    • Китайская
    • Исламская

    метакультуры.

    Футурология и эсхатология Розы Мира

    Роза Мира - это не только книга и учение Даниила Андреева, но и, по утверждению мыслителя, грядущая интеррелигия человечества и грядущий период истории - Золотой век. Роза Мира как интеррелигия возникнет в результате воссоединения христианства и союза его с другими религиями правой руки. После чего Роза Мира возьмёт под этический контроль государственную систему Земли (к тому времени мир объединится), и проведёт ряд мероприятий по преображению природы и человеческого общества. В результате, по Андрееву, на Планете водворятся условия материального, культурного и духовного процветания - Золотой век.

    Особую роль, по утверждению мыслителя, в этом процессе должна сыграть Россия. Россия, Российская метакультура возникли по воле Провидения именно для того, чтобы стать теми вратами, через которые Роза Мира придёт на землю.

    Однако, по мысли Андреева, благоденствие не продлится долго, так как случится то, чего, к сожалению, скорее всего не удастся избежать - явится антихрист . Явившись, он, по пророчеству Апокалипсиса, получит власть над землёй, и будет царствовать вплоть до второго пришествия Христа.

    После второго пришествия Христа, антихрист будет низвергнут со всеми предавшимися ему, верные же переменятся физически, и не будет больше ни смерти, ни рождения, но бесконечная жизнь и совершенствование - наступит второй эон - тысячелетнее Царство праведных.

    Дополнительные материалы

    Источники:

    Литература:

    Ссылки

    Pro

    • RozaMira.Org Сайт и форум по «Розе Мира» Даниила Андреева
    • Миросвет Библиотека по тематике Розы Мира
    • Иллюстрации к «Розе Мира» на сайте художника Армодэя Моро
    • The Rose of the World by Daniel Andreev Роза Мира на английском языке
    • Клуб друзей и читателей «Розы Мира» Форум

    Contra

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "«Роза Мира»" в других словарях:

      Первое издание книги Д. Андреева «Роза мира» на русском языке (Москва, «Прометей», 1 … Википедия

      Роза Мира это религиозно философское учение русского писателя, поэта, философа и мистика визионера Даниила Леонидовича Андреева (сына писателя Леонида Андреева), изложенное им в одноимённом трактате, а также в ряде художественных произведений, в … Википедия