Хрустальный череп Судьбы – загадка древних майя. Кто мог создать хрустальные черепа

Хрустальные черепа — одна из величайших загадок нашей планеты. Известно в общей сложности тринадцать хрустальных черепов, хранящихся в музеях и частных коллекциях, а по некоторым данным, их даже 21. Это точные копии человеческих черепов и портреты-маски, изготовленные из кварца. Они найдены в Центральной Америке и на Тибете. Эти поразительные предметы, по всей вероятности, сделаны в далекой древности, а мастерство исполнения доказывает высокий уровень технических знаний, каким обладали предки современного человечества.

Горный хрусталь — это бесцветный кристаллический кварц. Еще в Средние века европейцы думали, что прозрачный твердый камень получился из обыкновенного льда, долгое время пролежавшего под толщей земных пород. Горный хрусталь встречается в природе довольно часто, но обрабатывать его трудно, поскольку это очень твердый минерал. По шкале твердости Мооса ему соответствует число 7. Только топаз (8), корунд (9) и алмаз (10) еще тверже, чем горный хрусталь. В наше время горный хрусталь обрабатывают на специальном высокотехнологичном оборудовании, но основные правила работы с кристаллами остались те же. Чтобы сохранить целостность кристалла, нужно направлять движение резца вдоль осей роста. Создатели хрустальных черепов ухитрялись вручную обрабатывать горный хрусталь, не соблюдая этого правила, и непонятно, почему у них кристаллы не рассыпались на мелкие осколки.

История 13 черепов началась в 1927 году, когда Митчелл предпринял экспедицию в Центральную Америку, в надежде найти остатки исчезнувшей цивилизации Атлантиды. И, сам того не зная, обнаружил их на развалинах "Города упавших камней", в котором когда-то жили Майа.

В 1924 году экспедиция известного английского археолога и путешественника Ф.Альберта Митчелл-Хеджеса начала работы по расчистке древнего города майя во влажных тропических джунглях полуострова Юкатан (в то время - Британский Гондурас, ныне - Белиз). Тридцать три гектара леса, поглотившего едва угадывающиеся старинные постройки, для облегчения раскопок просто выжгли. Когда дым окончательно рассеялся, участникам экспедиции открылось удивительное зрелище: каменные развалины пирамиды, городских стен и огромный амфитеатр на тысячи зрителей. С легкой руки Митчелл-Хеджеса за древним поселением закрепилось название Лубаантун, что в переводе с языка майя означает - "Город упавших камней".
Прошло три года, и в очередную свою экспедицию Митчелл-Хеджес взял юную дочь Анну... В апреле 1927 года в день своего семнадцатилетия Анна обнаружила под обломками древнего алтаря удивительный предмет. Это был изготовленный из прозрачнейшего кварца и прекрасно отполированный человеческий череп в натуральную величину. Его вес составлял 5,13 кг при весьма приличных размерах - 124 мм в ширину, 147 мм в высоту, 197 мм в длину. Правда, у него не хватало нижней челюсти, но через три месяца буквально в восьми метрах от места находки черепа обнаружилась и она. Оказалось, что эта хрустальная деталь подвешивается на идеально гладких шарнирах и приходит в движение при малейшем прикосновении. Сначала изучением черепа занялся искусствовед Фрэнк Дордланд.
При тщательном осмотре он обнаружил в нем целую систему линз, призм и каналов, создающих необычные оптические эффекты. Благодаря ей глазницы начинали светиться, когда под ними устанавливали, например, факел или свечу (аналогичный эффект наблюдается также у некоторых других, наиболее совершенных, находок, в которых также присутствуют искусно выполненные призмы и линзы). Исследователя поразило то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки. Исследование, проведенное в 1964 году в специальной лаборатории фирмы "Хьюлетт-Паккард", показало, что череп был изготовлен задолго до появления первых цивилизаций в этой части Америки.
Загадкой оказалось место изготовления черепа: ни в Мексике, ни во всей Центральной Америке нет ни одного месторождения горного хрусталя; единственным его источником могли быть только кварцевые жилы в Калифорнии, однако горный хрусталь столь высокого качества в этих местах вообще не встречается. Но самым поразительным открытием оказалось то, что "допотопный" череп изготовлен из цельного кристалла. Причем вопреки всем известным законам физики.

«Череп из Лубаантума» с тех пор нисколько не изменился и по-прежнему восхищает совершенством отделки. Коллеги-археологи никогда сомневались в подлинности многочисленных археологических находок Митчелл-Хеджеса, но этот череп…Он был слишком не похож на другие древние предметы и с самого начала вызвал некоторые подозрения, что заботливый отец подложил в развалины «красивую черепушку» в качестве оригинального подарка на день рождения любимой дочери. Эта версия до сих пор не опровергнута окончательно. Руины Лубаантума, найден необыкновенный череп, — уникальное место.

Вот, что по этому поводу говорил один из лучших экспертов фирмы, инженер Л.Барре: "Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков... Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп - они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски... Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки.

При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату". Профессионалы из "Хьюлетт-Паккарда" так и остались в недоумении: "Эта проклятая штуковина просто не должна существовать. Те, кто ее сотворил, не имеют ни малейшего представления о кристаллографии и волоконной оптике. Они совершенно игнорировали оси симметрии, и эта штука неминуемо должна была развалиться при первичной обработке. Почему этого не случилось, представить невозможно".

Однако факт, что называется, налицо: хрустальный череп - реальность, которую в Музее американских индейцев может увидеть любой желающий.

Один из наиболее авторитетных исследователей хрустальных черепов, Фрэнк Джозеф, заинтересовался, а был ли "прототип" у черепа "Митчелл-Хеджес" и как выглядел бы обладатель этого черепа? Для чистоты эксперимента это задание поручили двум независимым группам: нью-йоркской полицейской лаборатории, специализирующейся на реконструкции лиц по черепам, и группе экстрасенсов, которые "подключились" к черепу в состоянии транса... И те и другие независимо друг от друга заявили, что "прототипом хрустального черепа был череп молодой девушки. Портреты, полученные обеими группами, оказались весьма схожими. Гипотезы. Древние легенды рассказывали о странных ритуалах, связанных с хрустальными черепами. Тринадцать священнослужителей должны были одновременно вглядываться в "свой" череп. Предание сообщает, что таким образом жрецы могли увидеть любые тайны - не только то, что происходит в других местах, но и прошлое, и будущее, вплоть до конца света. Легенды также говорили, что посвященные могли узреть в черепах день возвращения богов... Оказалось, что древние хрустальные черепа интересуют не только историков, но и некие тайные общества. Так, буквально из-под носа археологов в Гондурасе бесследно исчез так называемый "Розовый кварц". Расследование установило, что до исчезновения его несколько раз пытались выкрасть жрецы тайного культа. Хрустальные черепа интересовали и серьезные государственные структуры.


Кликабельно 2000 рх

В 1943 году в Бразилии после попытки ограбления местного музея были задержаны агенты немецкого общества "Аненербе". На допросах они показали, что были доставлены в Южную Америку со специальным заданием найти и изъять хрустальные черепа "Богини смерти". Но зачем самым секретным учреждениям гитлеровской Германии понадобились хрустальные черепа? Тайной целью третьего рейха было не только завоевать землю, но и захватить власть в невидимом мире. Этим занимался главный научно-исследовательский институт СС ордена "Аненербе" ("Наследие предков").
"Тайным кардиналом" этого мистического ордена был потомок древнего магического рода, носитель "знаний дьявола" группенфюрер СС Карл Мария Виллигуте. Именно по его инициативе эмиссары "Аненербе" и рыскали по всему миру в поисках магических реквизитов. Особенно их интересовали методы жрецов Атлантиды. Нацисты надеялись, что эти знания "прародительницы арийской расы" позволят им не только создать сверхчеловека, но и с помощью магии подчинить остальных, недочеловеков. Сегодня некоторые исследователи высказывают предположение, что найденные хрустальные черепа были изготовлены в Атлантиде и лишь чудом уцелели во время катастрофы. А сторонники гипотезы космических палеоконтактов считают череп творением инопланетян. Некоторые ученые полагают, что древние их использовали в лечебных целях. Так, Джоан Паркс, унаследовавшая хрустальный череп "Макс" от тибетского монаха, утверждает, что последний весьма успешно использовал череп для лечения людей. Наблюдения исследователей и расспросы очевидцев показали, что хрустальные черепа действительно как-то воздействуют на тех, кто приближается к ним. Причем на разных людей - по-разному. Одни испытывают дискомфорт и непонятные страхи. Некоторые даже падают в обморок и на какое-то время теряют память. Другие, наоборот, странным образом успокаиваются и даже впадают в блаженное состояние. Существует устойчивое мнение, что хрустальные черепа обладают еще и мистическими свойствами. Экстрасенсы и высокочувствительные люди дружно уверяют, что черепа навевают им особые, почти гипнотические состояния, сопровождающиеся необычными запахами, звуками и яркими зрительными галлюцинациями. Впрочем, не только особо чувствительные, но и обыкновенные люди утверждают, что временами видели, как череп в темноте начинал светиться или наполняться "белым туманом", а затем в нем появлялись "таинственные образы людей, а также гор, лесов, храмов и тьмы". Есть также версия, что черепа выступали получателями и проводниками коллективного бессознательного, то есть того наследия чувств и знаний, которое всегда циркулирует в пространстве в форме энергии.

26 июля 1924 года британский офицер санитарной службы доктор Томас Ганн, увлекавшийся археологией, с восторгом рассказал на страницах Illustrated London News о замечательном открытии в заморских владениях Великобритании. Доктор Ганн вместе с Ф. А. Митчелл-Хеджесом исследовал непроходимые джунгли и наткнулся на развалины многочисленных каменных построек. Томас Ганн считал, что они обнаружили самый древний город майя, построенный раньше, чем другие известные памятники этой культуры.

Энн Митчелл-Хеджес теперь живет в Канаде. Почтенная дама, которой уже перевалило за 90 лет, до сих пор твердо уверена, что хрустальный череп принадлежал культуре майя. В 1970 году она призналась: «Иногда я искренне жалею, что не исполнила пожелание моего отца — он хотел, чтобы я положила череп ему в гроб. Это было бы, вероятно, самым подходящим местом для такой странной вещи, ведь в чужих руках она начнет творить зло».

Американский реставратор Фрэнк Дорланд исследовал находку с 1964 по 1970 год. Он выяснил, что конструкция черепа так уравновешена относительно центра тяжести, что от легчайшего дуновения ветерка нижняя челюсть пятикилограммового черепа приходит в движение. Еще более удивительное свойство заметил Дорланд. Когда он повернул каменный череп лицом к зажженному камину, глазницы вспыхнули зловещим огнем. Какое жуткое впечатление производил, должно быть, этот странный череп на индейцев майя! Легко себе представить, как падал ниц потрясенный народ под грозным огненным взглядом хрустального идола!… Впрочем, никому доподлинно не известно предназначение этого предмета — притягательного и пугающего.

«Череп из Лубаантума», вместе с подвижной нижней челюстью, сделан из одного кристалла горного хрусталя. Шестигранный кристалл тщательно отшлифован таким образом, чтобы при определенных условиях получался задуманный оптический эффект. В затылочной части черепа находится искусно отполированная линза, которая собирает попадающие на него лучи света и направляет их в глазницы. Фрэнк Дорланд отзывался о хрустальном черепе очень эмоционально, словно этот неживой предмет был чем-то более сложным и значительным, чем просто обработанный кристалл прозрачного кварца. Он не мог понять, как удалось древним майя добиться такой гладкости поверхности кристалла, что даже под микроскопом на нем не видны следы резца или другого инструмента. «Если исключить участие сверхъестественных сил, ремесленникам майя пришлось бы полировать свой хрустальный череп вручную. Сотни лет, какие бы изменения ни происходили за это время в общественных условиях и религии, ремесленники продолжали бы свой немыслимый труд. Мы с трудом можем вообразить, чтобы работа над одной вещью передавалась из поколения в поколение в течение многих веков».

Чтобы придать кристаллу кварца округлую форму человеческого черепа, с соблюдением всех анатомических подробностей, потребовалось бы семь миллионов рабочих часов. Это соответствует 800 годам круглосуточной работы. Если предположить, что череп полировали по 12 часов в день, работа растянулась бы на 1600 лет! Известная компьютерная фирма «Хьюлетт-Пакард» из города Сайта-Клара в Калифорнии тоже получила возможность провести исследование хрустального черепа Специалисты фирмы пришли к выводу, что без применения новейшей техники, вручную, его нужно было бы шлифовать непрерывно в течение 300 лет.

Совершенство обработки твердого камня оставляет широкий простор для домыслов, одни считают хрустальный череп фальшивкой, изготовленной в XX веке, другие приписывают его создание инопланетянам, жителям легендарной Атлантиды или самому сатане. Археологи, работающие на раскопках в Гондурасе, убеждены, что хрустальный череп принадлежал народу, жившему там полтора тысячелетия назад, — народу майя или, возможно, позаимствован у ацтеков. Однако ученые не могут выяснить, какова была технология обработки кристаллов кварца. Профессор Р. Дистельбергер из Музея истории искусства в Вене обследовал «череп из Лубаантума» в 1982 году и пришел к выводу, что это подделка. Но «подделка» изготовлена с таким высоким мастерством, какого никогда не достигали флорентийские ремесленники, превзошедшие в искусстве обработки хрусталя всех своих европейских коллег.

Версию о создании хрустального черепа сатаной и его приспешниками приходится отвергнуть за отсутствием прямых доказательств. Более правдоподобной кажется версия об изготовлении хрустальных черепов в Атлантиде. Эти предметы якобы имели какое-то предназначение в культуре народа, создавшего высокую цивилизацию 12 тысяч лет назад. По другой гипотезе, первые земные цивилизации возникли 36 тысяч лет назад, когда нашу планету заселили 12 инопланетных рас, и именно они с легкостью полировали твердый кристаллический кварц. Пришельцы из далеких миров обладали техническими возможностями, какие нам и не снились. С помощью этих кристаллов инопланетяне якобы поддерживали «духовный контакт» со своими родными планетами.


Кликабельно

Вот например есть еще такие сведения

Эта легенда с давних пор передаётся из уст в уста в Центральной Америке. Майя и ацтеки считают, что мир разрушался четыре раза, и мы живём под пятым солнцем.
Под первым солнцем жили гиганты, их мир уничтожила вода. Второе солнце - свидетель разрушения мира и уничтожения людей воздушным змеем, который к тому же превратил людей в обезьян, спаслись один мужчина и одна женщина. Третий мир сожжен небесным огнём (метеоритом), жители этого мира питались одним фруктом.
При четвёртом солнце люди погибли от голода, вызванного потоком огня и крови. Конец пятого мира наступит от колебания и сотрясения земли (возможное смещение магнитных полюсов Земли) и вся жизнь прекратится. Видимо вы слышали о календаре майя? Он ведёт отсчёт с 13 августа 3114 года до н.э. и заканчивается 21 декабря 2012 г. Он связан с Венерой. В рукописных трудах, называемых кодексами, писцы оставили многочисленные предсказания, в частности, - о солнечных затмениях. Майя были знаменитыми астрономами.

С тех пор, когда люди ещё жили на 12 планетах, существуют 13 хрустальных черепов. Те жители передали их землянам. Атланты оставили их майя. Собранные вместе эти черепа могли бы поведать нам о нашем прошлом и помочь избежать катастрофы. Предки умели их заставлять говорить, ведь у них движущиеся челюсти, можно предположить, что это - супермощные компьютеры.
Удивительны результаты многочисленных исследований этих черепов. По итогам изучения знаменитого черепа Анны Митчел-Хедж в лаборатории Хевлетт Пакард был составлен отчет, который можно резюмировать так: « Нашим учёным не понятно, каким образом они были выполнены в древние времена без современных приборов и инструментов». По мнению исследователей из Хевлетт Пакарда, понадобилось бы не меньше года для создания этого черепа и были бы необходимы точные современные инструменты. Также не понятно, как такой хрупкий предмет сохранился при постоянных сотрясениях и жаре.
Есть у кристаллов одно замечательное свойство: как и живые биологические объекты, они обладают собственной памятью. Во многом это связано с тем, что кристаллы имеют жесткую структуру. У каждого минерала - своя, сугубо индивидуальная пространственная решетка, и именно она определяет его основные физические и «магические» свойства. Расположение частиц внутри этой решетки хотя и довольно устойчиво, но не идеально и не стабильно. От внешних воздействий они могут смещаться, и от этого кристаллическая решетка, подобно граммофонной пластинке, приобретает уникальную форму. А по сути, «запоминает» внешние влияния, то есть становится своего рода летописью событий, которые происходили при формировании и росте кристалла. И если бы имелся «патефон», на котором можно воспроизвести записанное, то «летопись» поддавалась бы расшифровке. Это, так сказать, «геометрический» способ записи.

в Центральной Америке был найден удивительный артефакт, ныне известный как «череп Митчелл-Хеджеса», - рассказывает кандидат технических наук в области искусственного интеллекта, кибернетик и «по совместительству» специалист по аномальным явлениям Виталий ПРАВДИВЦЕВ. - Предшествовали находке начавшиеся еще в 1924 году утомительные работы по расчистке древнего города майя Лубаантуна, утонувшего во влажных тропических джунглях полуострова Юкатан (в то время Британский Гондурас, ныне Белиз). Тридцать три гектара леса, поглотившего едва угадывающиеся старинные постройки, для облегчения раскопок было решено просто выжечь. Через пару лет археолог и исследователь Альберт Митчелл-Хеджес вместе со своей дочерью Анной, проводившие раскопки под обломками древнего алтаря, обнаружили изготовленный из горного хрусталя и прекрасно отполированный человеческий череп в натуральную величину. По крайней мере такова легенда, связанная с находкой.

Сначала у черепа не хватало нижней челюсти, но через три месяца буквально в десятке метров нашлась и она. Оказалось, что хрустальная челюсть подвешивается на идеально гладких шарнирах и приходит в движение при малейшем прикосновении.

- Рассказывают, будто бы с теми, кто входил в контакт с хрустальным черепом, начинали происходить странные вещи, - продолжает Виталий Леонидович. - Впервые это случилось с дочерью ученого Анной. Как-то вечером она положила эту удивительную находку рядом с постелью. И всю ночь ей снились странные сны о... жизни индейцев тысячелетия назад. Когда же череп на ночь убирали подальше, то сны прекращались. Уже после смерти отца Анна решилась передать череп для исследования специалистам.
Сначала изучением артефакта занялся искусствовед Фрэнк Дордланд. При тщательном осмотре он обнаружил внутри черепа целую систему линз, призм и каналов, создающих необычные оптические эффекты. Исследователя поразило и то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки. Искусствовед решил обратиться за консультацией в знаменитую фирму «Хьюлетт-Паккард», специализировавшуюся в то время на выпуске кварцевых генераторов.


Кликабельно

Экспертиза показала, что череп был изготовлен задолго до появления первых цивилизаций в этой части Америки. Считается, что цивилизация майя возникла в 2600 году до н. э., а хрустальный череп, по мнению экспертов, был создан аж 12 тысяч лет назад!

Однако факт, что называется, налицо: хрустальный череп - реальность, которую в Музее американских индейцев может увидеть любой желающий.

Из заключения эксперта фирмы «Хьюлетт-Паккард» инженера Льюиса БАРЕ:

«Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков. Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По специальной шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп - они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения кристалл может расколоться на куски, поэтому его нельзя резать - он просто расколется. Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них»

Оказалось, что Миджел-Хеджес был не первым автором подобных находок: еще в конце 80-х годов прошлого века в Мексике одним из солдат императора Максимилиана был найден хрустальный череп, ныне экспонирующийся в Британском музее. Данный экземпляр значительно отличается от лубаатунского - несмотря на сходство в размерах, он менее прозрачный, менее детальный, а нижняя челюсть слита с черепом.

Еще одна грубая "копия" хрустального черепа находится в Музее человека в Париже. Она фигурирует под названием - "череп ацтекского бога подземного царства и смерти".

Интерес представляет еще один вполне человеческий череп ("Макс"). Владелец Джоан Паркс унаследовала его от тибетского монаха, который пользовался им для лечения людей.

И наконец, одна из последних находок, о которой в августе 1996 года сообщил журнал FATE. Зимой 1994 года хозяйка ранчо близ Крестона (штат Колорадо, США), объезжая на лошади свои владения, заметила на земле какой-то блестящий предмет. Подняла его. Это был человеческий череп из прозрачного стекла или хрусталя. Однако чрезвычайно твердый материал смят и скручен так, будто ранее был очень пластичным. Откуда он взялся и почему так изуродован, остается загадкой до сих пор.

По ходу поисков неожиданно выяснилась еще одна интригующая деталь. Оказалось, что древние хрустальные черепа интересуют не только историков, но и некие тайные общества. Так, буквально из-под носа археологов в Гондурасе бесследно исчез так называемый «Розовый кварц» — шедевр, не уступающий по своему совершенству «Митчелл-Хеджесу». Он также имел съемную нижнюю челюсть. Расследование установило, что до исчезновения его несколько раз пытались выкрасть жрецы какого-то тайного культа. Видимо, последняя попытка увенчалась успехом.

Выяснилось также, что хрустальные черепа интересовали и серьезные государственные структуры. Так, в 1943 году в Бразилии после попытки ограбления местного музея были задержаны агенты немецкого общества «Аненербе». На допросах они показали, что были доставлены в Южную Америку секретным судном абвера — яхтой «Пассим» — со специальным заданием найти и «изъять» хрустальные черепа «Богини смерти». С такой же целью были заброшены еще несколько групп. И хотя многих также арестовали, не исключено, что кто-то успеха добился.

Хрустальные черепа понадобились самым секретным учреждениям гитлеровской Германии....

Многие люди замечали, что в присутствии хрустальных черепов у них появлялись странные видения, а другие жаловались на головокружение и дурноту. Некоторые даже впадали в состояние транса под влиянием «магического взгляда» хрустальных глазниц. Больше всего неприятностей причинял наблюдателям так называемый череп «Е. Т.», принадлежащий собирательнице древностей Ван Дитен из Нидерландов. В 1991 году Ван Дитен приобрела в Гватемале для своей коллекции череп из дымчатого кварца весом около пяти килограммов. Видевшие этот предмет люди утверждают, что он обладает целительной силой и с его помощью можно получать информацию из высших, духовных сфер.

Венский профессор Дистельбер-гер исследовал этот череп «Е Т.». Он признал это изделие подлинным и определил его возраст -500 лет. По мнению профессора Дис-тельбергера, череп наверняка не европейского происхождения: «Для фальсификатора не имеет никакого смысла делать такую трудную работу — много лет вручную полировать камень. Я не могу объяснить, почему он выглядит так естественно, почти как настоящий череп европейского человека, хотя он более узкий и отполирован такими средствами, которые у нас не известны. По этому предмету вряд ли возможно узнать, чем он обработан, к тому же он довольно долго пролежал в земле».

Гипотезу об использовании хрустального черепа в магических ритуалах высказал еще Митчелл-Хеджес, который определил возраст находки — примерно 3600 лет. Но точное датирование предмета из горного хрусталя вообще невозможно. Самый надежный радио-углеродный метод может показать только возраст органического материала. Если находка лежала, к примеру, в грунте, содержащем органические остатки 600-летней давности, это значит, что неорганические предметы могут иметь такой же возраст.

Большинство хрустальных черепов найдены в Центральной Америке и связаны с культурой инков. Известно, что у ацтеков мертвые головы и черепа имели большое значение в различных ритуалах и верованиях. Культурное наследие ацтеков и майя отличается большим количеством изображений человеческого черепа.

В храмах, пирамидах, на каменных стелах и местах ритуальных жертвоприношений мы часто встречаем этот мрачный и многозначительный символ. У ацтеков череп обозначал подземный мир, смерть и потусторонний мир. В их представлениях смерть и мир божественных предков были важнее кратковременного и хрупкого земного существования. Известно, например, что ацтеки специально развязывали войны, чтобы захватить побольше пленников для человеческих жертвоприношений. Возможно, хрустальные черепа со светящимися глазницами были как-то связаны с этими кошмарными ритуалами.

Черепа из кристаллов прозрачного кварца находятся сейчас в разных музеях и в частных коллекциях в Лондоне, Париже и за океаном. Подлинность большинства из них не подвергается сомнению, но о происхождении продолжают спорить, и решения проблемы пока не предвидится.

Есть у кристаллов примечательное свойство: они обладают собственной памятью. Во многом это связано с тем, что кристаллы имеют жесткую структуру. У каждого минерала - своя, сугубо индивидуальная пространственная решетка. Расположение частиц внутри этой решетки хотя и довольно устойчиво, но не идеально и не стабильно. От внешних воздействий они могут смещаться, и от этого кристаллическая решетка приобретает уникальную форму, то есть становится своего рода летописью событий, которые происходили при формировании и росте кристалла. И если бы имелся инструмент, на котором можно воспроизвести записанное, то "летопись" поддавалась бы расшифровке.

Оптические свойства черепов и содержащихся в них линз и призм подталкивают также к мысли об возможном использовании голографических технологий. Проверить это просто: достаточно облучить лучом лазера череп под разными углами с вариацией частоты лазера и проанализировать выходной сигнал. Если череп выполняет роль носителя информации, то при каких-то направлениях лазерного луча эта информация может проявиться в выходном сигнале. Хотя вовсе не обязательно, что данная информация будет иметь вид голографического изображения. Вполне возможно, что анализ выходного сигнала потребует и дополнительных усилий по дешифровке. Через какое-то время исследователи обратили внимание на то, что в древних индейских преданиях упоминается целых тринадцать хрустальных черепов "Богини смерти", хранившихся отдельно друг от друга под бдительным присмотром жрецов и специальных воинов.

Подобные черепа обнаруживались в запасниках некоторых музеев и у частных лиц. Причем не только в Америке (в Мексике, Бразилии, США), но и в Европе (во Франции), и в Азии (в Монголии, Тибете). Черепов оказалось значительно больше тринадцати. Но не все были столь совершенны, как "Митчелл-Хеджес". Большинство черепов выглядели значительно грубее. Похоже, это были более поздние и не очень умелые попытки создать нечто подобное идеальным черепам, которые, как считается, когда-то подарили людям боги. В начале века черепа продавали на аукционах. Спрос коллекционеров на странные артефакты рос быстрыми темпами, так что вскоре появились их многочисленные копии. Современный кристаллический череп стоит от 10 до 50 тысяч долларов.
Из десятков тысяч черепов, разошедшихся по коллекциям в разные страны мира, действительно древними на сегодня признаны сорок девять. Два из них, знаменитые Макс и Ша-На-Ра (каждый кристаллический череп имеет свое имя), выставлены на публичное обозрение в музеях США. Остальные тщательно укрыты от посторонних глаз хозяевами. В самой крупной коллекции раритетных черепов их насчитывается восемь. Считается, что, если удастся найти 13 древних черепов и разложить по кругу, один из них окажется главным и "соберет" знания всех остальных. Так что же это за знание?

Бесспорно одно: эти шедевры древнего искусства и мысли одно из самых загадочных богатств нашей планеты.

Источники
http: //shkolasveta.ucoz.ru
http: //neo-news.ucoz.ru
http: //www.rugia.ru
и др.

Хрустальный череп Митчелл-Хеджес

Хрустальные черепа Майя были обнаружены в Южной Америке и других частях света и несколько десятилетий представляли для ученых неразрешимую загадку. Одни считают их внеземными артефактами, другие связывали их происхождение с Атлантидой. Позже появились сведения, что черепа являются подделками и никакого исторического интереса не представляют.

Находка на древнем алтаре

Свой семнадцатый день рождения Анна Митчелл-Хеджес – приемная дочь британского археолога – в 1927 году отмечала не за праздничным столом, а на раскопках древнего храма Майя в развалинах Луаантуна в Британском Гондурасе.

На освобожденном от земли древнем алтаре девушка обнаружила хрустальный череп, изготовленный в натуральную величину неизвестным мастером.

Заметка: «Находка получила три различных названия – Череп Митчелл-Хеджес, Череп Рока и Череп Судьбы».

Первоначально череп был найден без нижней челюсти, которую обнаружила через три месяца та же Анна в полутора метрах от места первоначальной находки.

Челюсть крепилась к черепной коробке на гладких шарнирах и при касании черепа она начинала двигаться, создавая впечатление, что череп разговаиват. Вес черепа составлял 5,13 кг при размерах – 197 мм в длину, 124 мм в ширину и 147 мм в высоту.

Некоторых археологов насторожила такая находка и они неоднократно высказывали предположение, что отец просто подкинул череп, чтобы порадовать дочь. Но возникает вопрос откуда его взял сам Мтчелл-Хедженс? Нашел при раскопках или привез из Европы?

Загадочные сны и явления

С появлением хрустального черепа по рассказам Анны, ей стали сниться удивительные сны. Однажды девушка перед сном рассматривала находку и поставила череп у изголовья кровати. В ту ночь ей приснился необычный сон, в котором она во всех подробностях видела жизнь древних индейцев.

Вскоре Анна заметила закономерность: как только череп оказывался у изголовья кровати ей снились поразительные сны о повседневной жизни индейцев, их ритуалах и жертвоприношениях, быте и традициях.

Появилось предположение, что череп является кладезем информации о жизни исчезнувших индейцев Майя. Девушка даже стала вести дневник, в котором описывала свои сны.

Загадочные феномены черепа были замечены и искусствоведом Фрэнком Дорландом. Он рассказывал, что порой череп светился, внутри него появлялись изображения незнакомых ландшафтов и строений, камней, гор и искаженных лиц, а также слышались звон колокольчиков, постукивания, рычание ягуаров, шепот и голоса людей, хором распевающих странные песни на непонятном языке.

По мнению некоторых исследователей, хрустальные черепа Майя представляют собой своеобразные усилители психической энергии человека. Кварц, благодаря своему строению, оказывает на мозг человека таинственное воздействие и позволяет путешествовать в прошлое и будущее.

Череп-убийца


Согласно, книги Митчелл-Хеджеса «Опасность – мой союзник» найденному хрустальному черепу не менее 3600 лет и по древней легенде жрецы могли с его помощью обрекать на смерть любого человека. Череп якобы являлся воплощением вселенского зла.

После находки черепа появились слухи, что с ним был связан ряд смертей. Конкретных фактов подтверждения этого в литературе найти не удалось. Возможно, слухи распускал сам Митчелл-Хеджес для придания своей находке мистического налета и привлечения внимания публики.

Однако владелица черепа Анна Митчелл-Хеджес благополучно прожила 100 лет. Вот что она сказала в 1970 году в интервью: «Иногда я искренне жалею, что не испилила пожелание моего отца – он хотел, чтобы я положила череп ему в гроб. Это было бы, вероятно, самым подходящим местом для такой странной вещи, ведь в чужих руках она начнет творить зло».

Изучение артефакта

В 1960-х годах искусствовед Фрэнк Дорланд после смерти отца уговорил Анну Митчелл-Хеджес позволить ученым изучить хрустальный череп. Специалисты сразу определили, что прототипом артефакта послужил настоящий женский череп.

Фрэнк Джозеф предпринял попытку воссоздать образ дамы, череп которой послужил для создания уникального изделия из горного хрусталя. Для этого он обратился за помощью в нью-йоркскую полицейскую лабораторию, которая специализируется на реконструкции лиц по черепам.


Одновременно Джозеф попросил группу экстрасенсов определить внешний вид обладательницы подобного черепа. Удивительно, но научная реконструкция и описания, полученные от экстрасенсов, практически совпали. Оказалось, что прототипом хрустального черепа был череп молодой индейской девушки.

Фрэнк Дорланд попросил своего друга Л. Барре, который работал в известной фирме «Хьюлетт-Паккард» в Санта-Кларе (Калифорния, США), изучить загадочный череп. Специалисты компании, являющиеся экспертами по кварцу, были потрясены. По их словам подобное изделие просто не могло существовать реально: кусок горного хрусталя, из которого были вырезаны череп и челюсть, состоял из трех-четырех сростков и должен был развалиться еще на начальном этапе обработки. Кроме того, даже при наличии современных технологий пока невозможно изготовить подобное изделие. По прикидкам специалистов, чтобы отполировать такой череп, потребовалось бы семь миллионов часов. При этом поразителен тот факт, что на хрустальном черепе не было обнаружено никаких следов механической обработки.

В конце исследования инженер Л. Барре сделал следующие заключение: «Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков… Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, коме алмаза, резать невозможно.

Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп – они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она была подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски… Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату».

Легенда о 13 хрустальных черепах


Оказывается, фашисты были прекрасно осведомлены о хрустальных черепах. Сохранилось упоминание о том, что в 1943 году в Бразилии были захвачены агенты немецкого общества «Аненербе», которые пытались проникнуть в один из местных музеев. В ходе допроса было выяснено, что целью секретной операции немцев был поиск и доставка в Германию хрустальных черепов.

Бытует легенда о 13 хрустальных черепах, согласно которой существовало тринадцать хрустальных черепов «Богини смерти» , которые содержали в себе все знания мира от его возникновения до далекого будущего. Эти черепа хранили отдельно друг от друга, за каждым из них присматривали особые жрецы, в совершенстве владеющие воинскими искусствами и способные защитить реликвии от любых посягательств. В легенда гласила, что когда человечество окажется на грани гибели, все тринадцать черепов соберутся вместе и дадут людям спасительную для них информацию.

Сначала черепов было двенадцать. Весной 2011 года весь мир облетела новость об обнаруженном в тайнике на чердаке старого дома в Баварии (Германия) тринадцатом черепе. Сразу появилась версия, что череп принадлежал одному из нацистских лидеров Генриху Гимлеру.

Артефакт или подделка

Кроме черепа Анны Митчелл-Хеджес с 1898 года в Британском музее хранится еще один хрустальный череп. Этот череп является монолитным и в отличие от черепа Анны не имеет отдельно выполненной нижней челюсти. По первоначальной версии этот череп был доставлен в Европу в 1860-х годах испанским офицером из Мексики. По оценкам специалистов череп является женским и по своим параметрам практически соизмерим с настоящими черепами и выполнен в натуральную величину.


В 1996 и 2004 годах хрустальный череп из Британского музея был тщательно изучен ученными из университетов Кардиффа и Кингстона. Результаты исследования черепа с помощью электронного микроскопа и рентгеновской спектроскопии показали, что он был изготовлен предположительно в Европе ювелирными инструментами конца XIX века. Его поверхность была обработана вращающимся кругом с алмазной и корундовой крошкой.

Подвергся критике и хрустальный череп Анны Митчелл-Хеджес. По заключению археолога Нормана Хэммонда отверстия снизу черепа были выполнены металлическим сверлом с высокой скоростью вращения. Данное заключение поддержал и профессор Р. Дистельбергер из Музея истории искусств в Вене. Антрополог Джейн Макларен отметил, что у этого черепа полностью отсутствуют черты, характерные для скульптурных изображений ацтеков, майя и предшествующих им культур. В 1982 году после внимательного исследования профессор Р. Дистельбергер заключил, что череп является подделкой.

Считается что, Митчелл-Хеджес купил хрустальный череп в 1943 году на аукционе «Сотби» за 400 фунтов стерлингов. На аукцион данное изделие выставил антиквар Сидни Берни, который владел им с 1933 года. Откуда череп у антиквара сведений нет.

Хрустальный череп: предистория

Уже длительное время не утихают споры вокруг загадочных хрустальных черепов и связанных с ними необъяснимых явлений. В 1924 году экспедиция известного английского археолога и путешественника Ф.Альберта Митчелл-Хеджеса выполняла работы по расчистке древнего города в джунглях полуострова Юкатан. Тридцать три гектара леса, скрывающего старинные постройки, для облегчения раскопок выжгли. Когда дым рассеялся, участникам экспедиции открылись каменные развалины пирамиды, городских стен и огромный амфитеатр на тысячи зрителей.

В 1927 году Митчелл-Хеджес отправился в новую экспедицию, взяв с собой свою дочь Анну. Анна как раз и обнаружила под обломками древнего алтаря, изготовленный из прозрачнейшего кварца и прекрасно отполированный человеческий череп в натуральную величину. Его вес составлял 5,13 кг при весьма приличных размерах - 124 мм в ширину, 147 мм в высоту, 197 мм в длину. Первоначально у него не хватало нижней челюсти, но через три месяца недалеко от места находки черепа обнаружилась и она. Оказалось, что эта хрустальная деталь подвешивается на чрезвычайно гладких шарнирах и приходит в движение при малейшем прикосновении.

Исследователи обратили внимание на то, что в древних индейских преданиях упоминается тринадцать хрустальных черепов "Богини смерти", хранившихся отдельно друг от друга под присмотром жрецов и специальных воинов. Начался их активный поиск, вскоре давший результаты. Черепа обнаруживались в запасниках некоторых музеев и у частных лиц: в Америке, Европе и Азии. Черепов оказалось значительно больше тринадцати. Но далеко не все из них были столь совершенны, как "Митчелл-Хеджес", - большинство черепов были выполнены значительно грубее. Возможно, это были более поздние попытки создать нечто подобное идеальным черепам, которые, как считается, когда-то подарили людям боги.

Исследования: свойства хрустального черепа

Изучением черепа занялся искусствовед Фрэнк Дордланд. При тщательном осмотре он обнаружил в нем систему линз, призм и каналов, создающих необычные оптические эффекты. Благодаря данной системе глазницы начинали светиться, когда под ними устанавливали источник света. Дордланд сделал несколько гипсовых копий хрустального черепа и огромное количество фотографий с использованием микроскопа. Исследователя поразило то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки. Чтобы разрешить данную загадку, он решил обратиться за консультацией в знаменитую фирму "Хьюлетт-Паккард", специализировавшуюся на выпуске кварцевых генераторов и считавшуюся наиболее авторитетной по экспертизе кварцев.

Исследование было проведено в 1964 году в лаборатории фирмы "Хьюлетт-Паккард". Согласно выводам экспертов, череп был изготовлен задолго до появления первых цивилизаций в этой части Америки. Загадкой оказалось место изготовления черепа: ни в Мексике, ни во всей Центральной Америке нет ни одного месторождения горного хрусталя; единственным его источником могли быть только кварцевые жилы в Калифорнии, однако горный хрусталь столь высокого качества в этих местах вообще не встречается.

Но самым поразительным открытием оказалось то, что "допотопный" череп изготовлен из цельного кристалла, причем вопреки всем известным законам физики. Один из лучших экспертов фирмы Л.Барре сформулировал свой ответ так: "Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков... Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп - они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски... Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату".

С мнением эксперта согласны и его коллеги. Для того, чтобы при обработке хрустальный череп не рассыпался, нужны были точнейшие аналитические методы: распилы должны быть строго ориентированы относительно осей роста кристалла. Однако изготовителей таинственной находки, очевидно, знали совершенно другие технологии обработки, неведомые нам сегодня.

Люди, близко контактирующие с черепом, утверждают, что он обладает мистическими свойствами. К примеру, что он мог вызывать сны и зрительные галлюцинации о жизни индейцев тысячелетия назад, временами светиться или наполняться "белым туманом", с последующим появлением "таинственных образов людей, а также гор, лесов, храмов и тьмы".

В настоящее время этот хрустальный череп хранится в Музее американских индейцев и его может увидеть любой желающий. Скептики поспешили причислить черепа к подделкам, изготовленным в более позднее время. Несомненно, часть из них действительно таковыми и являются, однако, некоторые из них не могут быть воссозданы даже в настоящее время.

Предания, связанные с хрустальным черепом

Существуют древние легенды, рассказывающие о странных ритуалах, связанных с хрустальными черепами. Тринадцать священнослужителей должны были одновременно вглядываться в "свой" череп. Предание сообщает, что таким образом жрецы могли увидеть любые тайны - не только то, что происходит в других местах, но и прошлое, и будущее, вплоть до конца света. Легенды также говорили, что посвященные могли узреть в черепах день возвращения богов...

Сегодня некоторые исследователи высказывают предположение, что найденные хрустальные черепа были изготовлены в Атлантиде и лишь чудом уцелели во время катастрофы. А сторонники гипотезы космических палеоконтактов считают череп творением инопланетян.

Некоторые ученые полагают, что древние их использовали в лечебных целях. Так, Джоан Паркс, унаследовавшая хрустальный череп "Макс" от тибетского монаха, утверждает, что последний весьма успешно использовал череп для лечения людей. Наблюдения исследователей и расспросы очевидцев показали, что хрустальные черепа действительно как-то воздействуют на тех, кто приближается к ним. Причем на разных людей - по-разному. Одни испытывают дискомфорт и непонятные страхи. Некоторые даже падают в обморок и на какое-то время теряют память. Другие, наоборот, странным образом успокаиваются и даже впадают в "блаженное” состояние. Очевидно, что черепа (рассматриваемые тринадцать) изготавливались с определенной целью. Учитывая, что они содержат сложную оптическую систему, это не могло быть просто украшением. Предания Тибета говорят о неведомой нам энергии, используемой древними в Городе Богов с помощью системы гигантских зеркал. Это наводит на мысль об аналогии: оптическая система черепов могла выполнять подобную задачу и открывать доступ к параллельному миру.

Возможно, этим и объясняется невидимая опасность, исходящая от баснословных кладов майя, спрятанных в джунглях Мекси-ки. К этой мистической земле археологи относятся крайне осторожно — до сих пор не найдены 16 ученых, которые в 1974 году под руководством Митчелла-Хеджеса проводили рас-копки древнего города майя.

Продолжение этой истории было очень печальным. В 1997 году на Юкатан вылетели 8 итальянских путе-шественников, которые приобрели на нём участок территории с целью поиска древнего города и кладов майя. Для облегчения рабо-ты рабочие подожгли большой участок леса. Когда дым рассеялся, откры-лись остатки пирамиды, каменные стены, огромный ам-фитеатр с местами для сидения, рассчитанный на тысячи зрителей. Это и был тот са-мый древний город.

Но вскоре радость исследователей сменилась страхом и тревогой, так как, осматривая развалины пирамиды, они наткнулись на разбросанные обезглавленные скеле-ты, которых было ровно 16. На некоторых из них сохра-нились остатки одежды. Рядом валялись личные вещи погибших. Среди них был и запечатанный целлофановый пакет, в котором были обнаружены документы и дневни-ки самого Митчелла-Хеджеса. В них описывались стран-ные явления, наблюдаемые профессором. Экспедиция за-нималась поисками чудесного хрустального черепа бога Солнца Кукулькана. Этот череп якобы позволял видеть прошлое и будущее, и, судя по всему, британцы его на-шли. Однако, дальше началось непредвиденное. Сначала у них исчезли все продукты и инструменты, потом таинственным образом стали погибать люди. «Вокруг нас со всех сторон выросла непроходимая стена деревьев и ко-лючих ядовитых растений, — писал Митчелл-Хеджес. — Обессиленные люди не в состоянии что-либо предпринять. Каждый день мы теряем по одному участнику экспеди-ции. Происходят поистине странные вещи. Кто-то незри-мый приходит по ночам и в непроглядной тьме обезглав-ливает спящих, затем усаживает их в амфитеатр. В кро-мешной тьме ничего не видно. Наверное, Кукулькан, бог Солнца, решил нам отомстить, несмотря на то, что череп мы положили туда, где взяли, — под алтарь. Нас осталось всего пять человек...»

Хрустальные черепа, изготовленные с большим искусством — уникальный феномен культурной «загадки майя». Жрецы майя еще в глубокой древности использовали их для своих мистерий как символ власти над потусторонними силами. В представлении индейцев эти черепа были материализованным воплощением зла, которое жрецы с помощью магии удерживали в повиновении. В музеях мира собрано много скульптурных черепов всевозможных форм и цветов, размером от совсем маленьких до натуральной величины. Среди них есть поистине легендарный череп, который считается одним из самых загадочных предметов древности. Он известен как череп Митчелл-Хеджеса, названный именем английского путешественника и искателя приключений Фредерика Митчелл-Хеджеса, который нашел его. Этот череп вызвал множество догадок относительно его происхождения, возраста, способа изготовления и поразительного воздействия на психику человека.


Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес

История находки этого хрустального черепа, окруженного ореолом тайны, не менее увлекательна. Фредерик Митчелл-Хеджес, будучи любителем острых ощущений и приключений, путешествовал по всему свету. Его экспедиции поддерживали как частные инвесторы, так и музеи, которым он дарил найденные экспонаты. Хеджес был одержим найти исчезнувшую Атлантиду, которая по его предположению, некогда находилась у побережья Гондураса. Он считал, что когда Атлантида погрузилась под воду, небольшая часть людей выжила и из них возникла великая цивилизация майя. Поиски исчезнувшей Атлантиды привели Хеджеса в 1924 году в Центральную Америку, в джунгли полуострова Юкатан, который в то время был Британским Гондурасом, а ныне — Белиз.

Экспедиция начала работы по расчистке древнего города майя во влажных тропических джунглях. Для облегчения раскопок выжгли 33 гектара леса, скрывавшего едва угадывающиеся старинные постройки: развалины каменной пирамиды и городских стен, огромный амфитеатр на тысячи зрителей. С легкой руки Хеджеса за древним поселением закрепилось название Лубаантун, что в переводе с языка майя означает — «Город упавших камней». Лубаантун был почти не исследован и потенциально считался кладезем древних артефактов майя.

Спустя три года, в очередную свою экспедицию Хеджес взял приемную дочь Анну. В апреле 1927 года в день своего семнадцатилетия Анна под обломками древнего алтаря обнаружила искусно сделанный череп в натуральную величину, который был вырезан из цельного куска почти идеального кварца и прекрасно отполирован. Его вес составлял 5,13 кг. У него не хватало нижней челюсти, которую нашли через три месяца в восьми метрах от места находки черепа. Оказалось, что эта хрустальная деталь подвешивается на идеально гладких шарнирах и подогнана так хорошо, что приходит в движение при малейшем прикосновении и может двигаться так, словно череп разговаривает.

Артефакты майя, изготовленные из хрусталя были чрезвычайно редкими, а хрустальный череп был уникален. Но Митчелл-Хеджес не сказал о нем на публике ни слова, что было не характерно для такого падкого до славы человека.

Рассказывают, будто бы с теми, кто входил в контакт с хрустальным черепом, начинали происходить странные вещи. Впервые это случилось с Анной. Как-то вечером она положила эту удивительную находку рядом с постелью, и всю ночь ей снились странные сны о жизни индейцев тысячелетия назад. Когда же череп на ночь убирали подальше, то сны прекращались.

Никаких публичных заявлений об этой уникальной находке Митчелл-Хеджес не делал и тогда, когда в 1926 году он уехал из Лубаантуна. Позже череп тайно хранился в Англии, куда Хеджес и Анна вернулись жить. Одной из часто называемых причин скрытности была необходимость прятать череп от спонсоров, которые финансировали его раскопки.

Рассказала о черепе миру и сделала из него всемирную сенсацию Анна, когда ей было уже за пятьдесят. После смерти своего приемного отца Анна подумывала о том, чтобы продать череп. Но эксперты сомневались в его подлинности, так как находка не была задокументирована, и некоторым ее история казалась подозрительной. Чтобы удостоверить подлинность черепа, Анна решилась передать его для исследования специалистам.

Изучением артефакта занялся искусствовед Фрэнк Дордланд. При тщательном осмотре он обнаружил внутри черепа целую систему линз, призм и каналов, создающих необычные оптические эффекты. При направлении светового луча в полость черепа глазные впадины начинают ярко сверкать. Если направить луч света в центр носовой полости, череп начинает светиться полностью, и вокруг него возникает яркий ореол. Возможно, череп использовали жрецы майя во время ритуальных церемоний, когда призматические «глаза» фокусировали солнечные лучи, вызывая появление из раскрытых челюстей сакрального языка пламени.

Исследователя поразило и то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки. «Полировка черепа Митчелл-Хеджеса настолько хороша, что на него трудно смотреть в оптический микроскоп. Свет отражается вам в глаза, потому что при такой тонкой полировке это все равно, что смотреть в зеркало».

Он не мог понять, как удалось древним майя добиться такой гладкости поверхности кристалла: «Если исключить участие сверхъестественных сил, ремесленникам майя пришлось бы полировать свой хрустальный череп вручную. Сотни лет, какие бы изменения ни происходили за это время в общественных условиях и религии, ремесленники продолжали бы свой немыслимый труд. Мы с трудом можем вообразить, чтобы работа над одной вещью передавалась из поколения в поколение в течение многих веков».

В 1970 году Дордланд организовал проверку в калифорнийской кристаллофизической лаборатории компании Хьюлетт-Паккард (Hewlett-Packard), специализировавшуюся в то время на выпуске кварцевых генераторов. Исследования показали, что обе части черепа были сделаны из одного монолитного куска кварца и выточены без учета молекулярной симметрии кристалла и чрезвычайной хрупкости материала. А это невозможно сделать, не раскрошив кристалл, даже при помощи лазера. Вот, что по этому поводу говорил один из лучших экспертов фирмы, инженер Л.Барре:

Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков. Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп — они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски. Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки.

При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату.

Профессионалы из «Хьюлетт-Паккард» так и остались в недоумении: «Эта проклятая штуковина просто не должна существовать. Те, кто ее сотворил, не имеют ни малейшего представления о кристаллографии и волоконной оптике. Они совершенно игнорировали оси симметрии, и эта штука неминуемо должна была развалиться при первичной обработке. Почему этого не случилось, представить невозможно». По их мнению, чтобы достичь такого совершенства, череп должны были шлифовать песком и водой в течение 300 лет.

Крайне сложно было определить возраст черепа, так как хрусталь не содержит углерода, по которому обычно датируют древние предметы. Ученые искали подсказки на поверхности черепа, например, следы инструментов, которыми его вырезали. Но не нашли ни одной микроскопической царапины от инструментов и пришли к выводу, что ни одна из известных современных технологий не способна создать точную копию человеческого черепа из цельного куска кварца. Они даже отказались от полумиллиона долларов, которые предлагались тому, кто сделает копию хрустального черепа.

Загадкой оказалось и место изготовления черепа: ни в Мексике, ни во всей Центральной Америке нет ни одного месторождения горного хрусталя. Единственным его источником могли быть только кварцевые жилы в Калифорнии, однако горный хрусталь столь высокого качества в этих местах вообще не встречается. Хрустальный череп упорно хранит тайну своего изготовления.

Испытания в Хьюлетт-Паккард открыли еще одну особенность черепа — он обладал пьезоэлектрическими свойствами: если взять кварцевый кристалл и надавить на него, сжать его очень сильно, то в кристалле индуцируется электрический заряд. Фрэнк Дордланд считал, что этот кристалл за счет пьезоэлектрических свойств мог хранить сознание.

Анна Митчелл-Хеджес объявила об испытаниях Хьюлет-Паккард как о триумфальном подтверждении ее рассказа о черепе. Она оставила его себе и начала делать поразительные заявления о его способностях, одна из них — способность предсказывать глобальные катастрофы. Анна ездила в турне с хрустальным черепом, а в 1980 году снималась в эпизоде телесериала «Таинственный мир Артура Кларка». Анна Хеджес умерла в апреле 2007 года в возрасте 100 лет и до самой смерти настаивала, что ее история о находке хрустального черепа была правдой.

Но есть еще одна версия появления хрустального черепа. Хотя Анна утверждала, что сама нашла череп, по сведениям Британского музея, Ф. Митчелл-Хеджес купил его за 400 фунтов на аукционе Сотбис в Лондоне в 1943 году у торговца изделиями искусства Сиднея Барни.

Именно с этим может быть связан тот факт, что Митчелл-Хеджес не упоминает о черепе в своих газетных публикациях об Атлантиде, написанных им в 30-е годы XX века. В пользу этой версии свидетельствует и отсутствие фотографий необычного артефакта среди снимков, сделанных во время экспедиции в Лубаантун. Еще одно доказательство того, что Хеджес не находил артефакт в Белизе, обнаружено в июльском номере журнала «Мэн» (1936) — печатного издания Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии. В нем содержалась статья об исследовании двух хрустальных черепов. Об одном из них говорилось как об экспонате Британского музея, второй назывался черепом Барни. Последний был не чем иным, как черепом Митчелл-Хеджеса и, очевидно, принадлежал Сиднею Барни. Нигде в статье не говорилось о Митчелл-Хеджесе и не упоминалось о том, что череп был обнаружен в руинах города майя Лубаантун.

В своей книге «Тайны сверхъестественного» Джо Никел ссылается на письмо Барни, написанное в 1933 г. в Американский музей естественной истории. В нем говорится: «Череп из горного хрусталя несколько лет был собственностью коллекционера, у которого я купил его, тот в свою очередь получил его от англичанина, в чьей коллекции он также находился несколько лет. Дальше заглянуть мне не удалось».

Упомянутые данные ставят под сомнение историю Хеджеса, но не аутентичность самого черепа, по каким бы причинам Хеджес ни придумал эту необычную историю. Впрочем, ему было не привыкать. Он имел репутацию сочинителя небылиц (среди них истории о том, как он делил одну комнату с Львом Троцким и дрался с Панчо Виллой).

Многие сверхъестественные свойства и зловещие легенды, связанные с хрустальным черепом, берут начало в автобиографической книге Митчелл-Хеджеса «Моя подруга опасность». Именно в ней артефакт впервые был назван Черепом Судьбы. Хеджес пишет, что череп использовался верховными жрецами майя в магических обрядах, связанных с проклятиями, насылающими мучительную смерть на предполагаемых жертв. Сила черепа была настолько велика, что он сам по себе мог стать причиной мгновенной смерти. Митчелл-Хеджес также сообщает, что возраст черепа, создание которого длилось целых 150 лет, составляет как минимум 3 600 лет. Хотя он не привел никаких данных, которые могли бы подтвердить его слова, заявления Митчелл-Хеджеса стали частью легенд о Черепе Судьбы. Поговаривали, что его высекали сотни лет, чтобы добиться идеальной формы: мастера шлифовали и полировали его каждый день в течение всей своей жизни.

Сегодня череп хранится у Била Хоманна, который долгое время был спутником Анны Митчелл-Хеджес в ее преклонном возрасте.

Использованы материалы