Какая народная мудрость заключена в былинах. Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества

Введение

Народное искусство слова – героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки – обычно называют фольклором. В переводе с английского языка это значит «народная мудрость, знание». Возникшее в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые.

Фольклор возник в глубокой древности, когда человечество не имело письменности. Труд двигал вперед человеческую мысль, труд вызвал к жизни первые сказки и песни.

Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можно сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.

Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка, прибаутка и загадка.

Есть в народном творчестве удивительный жанр. Удивляет он своей лаконичностью и одновременно глубиной и емкостью содержания. Это – пословица, краткое устойчивое выражение, прочно вошедшее в разговорную речь. Как правило, она содержит важную и вполне законченную мысль, воплощенную в образ.

В ней вполне «словам тесно, а мыслям просторно». «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!» - писал А.С. Пушкин. Высоко ценил народную мудрость Н.В. Гоголь. Он находил в пословицах необыкновенную «полноту ума, умение сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного выражения».

Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.

Как писал К.Д. Ушинский, в пословицах отразились «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».

Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме, семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многом другом.

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т.п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов.

Работая над пословицами с учащимися, учитель решает следующие задачи:

  1. понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице;
  2. владение известным запасом произведений данного жанра;
  3. умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком-то факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью;
  4. выработка умения обоснованного употребления пословиц в речи.

Цели:

  1. Продолжить знакомить учащихся с многообразием устного народного творчества русского народа; изучить жанр «пословица».
  2. Развивать умения видеть скрытый смысл и значение пословиц; развивать воображение; выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи.
  3. Прививать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», (сост. Л.А. Ефросинина), репродукция к картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке», «живой цветок» - схема фольклор, дидактические игры: «Собери пословицу», «Доскажи пословицу», презентация «Пословица – народная мудрость», выставка книг.

Ход урока

Структура урока Содержание урока Примечание
I. Организация класса. - Здравствуйте, ребята!
Сейчас мы посчитаем, какой ряд сядет первым. На кого укажу, сядете тихонько.
Катилось яблоко Мимо сада.
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет!

Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет по полям
Тут и там.
Где проскачет он,
Выйди вон!

II. Проверка домашнего задания.

Скажите, что я использовала, чтобы посадить вас за парты? (Вы использовали считалки)

Считалка – это жанр чего? (Жанр устного народного творчества)

Объясните, что значит «устное народное творчество»? (То, что люди передали из уст в уста; то, что они рассказывали, передавалось из поколения к поколению. У устного народного творчества нет определенного автора. Этот автор - народ.)

Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор)

На доске.
- Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете? (Сказки, былины, скороговорки, считалки, песни, пословицы, потешки загадки, поговорки)

В конце ответа на доске появляется «живой цветок».
- Дома вам нужно было подобрать народные считалки и одну выучить наизусть.
- Давайте поиграем в игру «Кошки и Мышки». Выбираем Кошку и Мышек с помощью считалок, которые вы выучили.
Физминутка. Играем один раз.
Молодцы! Вы выучили много разнообразных считалок. И они помогли нам провести интересную игру.
III. Сообщение темы и цели. - Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения, которые написаны на доске.
Поспешишь – людей насмешишь.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
На доске.
- Как называются эти предложения? (Эти предложения называются пословицами)

Правильно. Сегодня на уроке мы поговорим о пословицах. Узнаем, какой смысл они в себе несут, когда и как можно их употреблять в повседневной речи.

IV. Работа по теме.
1. Понятие «пословица».

Какие пословицы вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы что-то получилось, надо хорошо потрудиться) и т.п.

Как вы думаете, что такое пословица? (Устное народное творчество, народная мудрость. Пословицы учат нас быть трудолюбивыми, любить свою семью, Родину.)

2. Работа по учебнику. - Открываем учебник страница № 23.

Вы рассказали то, что знаете о пословицах, а теперь читаем понятие «пословица».

Ребята, вот это понятие «пословица» дается в «Детской Энциклопедии».

Презентация «Пословица – народная мудрость» Слайд 2.
В слайде 3 дается понятие «пословица» взятая у В. Даля. Использование его на уроке на усмотрение учителя.
- А понятие, которое вы видите ниже, дается в «Литературном справочнике» Слайд 4.

Давайте посмотрим, что во всех этих понятиях общего. (Пословица – законченное предложение, которое несет в себе народную мудрость)

Пословицы бывают разной тематики.

Читаем пословицы о Родине, написанные в учебнике. Оговариваем смысл пословиц.

Физминутка.
3. Пословица и ее место в нашей речи. - Прочитайте, какие пословицы о Родине есть еще. Слайд 5.
- По-хорошему, по-доброму говорят люди о Москве.
- Почему так тепло народ отзывается о Москве?
Слайд 6.
Читаем пословицы в учебнике и в ЦОР, раскрываем смысл пословиц.
Слайды 7 - 12.

Значит, пословицы – это мудрые изречения. Они учат нас многому: каким нужно быть человеку в труде, дружбе, учении, как он должен относиться к матери, к Родине, к старшим.

Где вы берете книги? (в библиотеке)

В каждой школе, клубе, городе и в деревне есть библиотеки, и там много читателей.


На картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке» нарисованы читатели – школьники. Посмотрите, с каким нетерпением девочка ждет, когда ей подберут интересную книгу.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга не пряник, а к себе тянет.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
На доске выписаны пословицы.

Посмотрите, какая из предложенных пословиц подходит к ожиданию девочки. (Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость)

А рядом с ней примостился малыш, видимо ее братишка. Подберите пословицу. (Книга не пряник, а к себе тянет)

Видите, как мальчишки у окна увлеклись интересной книгой. Они ничего не замечают вокруг. Как бы вы тут сказали? (Книга не самолет, а за тридевять земель унесет)

О чем эти пословицы? (Они о книгах)

- Посмотрите, какие пословицы о книгах есть еще. Слайд 13.

А как вы понимаете смысл пословицы: «Азбука – наука, а ребятам – бука».

Почему же азбука – ступенька мудрости, а для детей – бука? Эта пословица сложена о старой школе. Буквы имели трудные названия: аз, буки, веди. Детям было трудно выучить буквы, а потом складывать слова. Слово книга, например, читались так: како – наш – иже – глаголь – аз. Недаром говорят: «Аз, буки, веди страшат, что медведи».

Пословицы не только делают нашу речь выразительной, яркой, но и помогают нам узнать то, что было раньше.

Люди давно заметили могущество слова, его силу.
Человеческое слово стрелы острее .
Слово горы ворочает .

Заметил народ и тех, кто безумно бросается словами:
На словах густо, а на деле пусто .
Дело, словом не заменишь .

На все случаи жизни созданы народом пословицы.

Эти пословицы вы можете прочитать в тех книгах, которые находятся у нас на выставке. Учитель обращает внимание учащихся на подборку книг о пословицах, фольклоре.
Физминутка. (деление на группы)
В классе только девочки,
В классе только мальчики.
В классе только… (имена учащихся)
V. Закрепление изученного.
Работа в группах.
ИГРА для 1 группы: «Составь пословицу»

На словах и так и сяк, покажи делом.
На словах города берет, а на деле ни шагу вперед.
Не храбрись словами, да скуп на деле.
Щедр на слова, а на деле ни как.

Какой темой можно объединить все эти пословицы? (Пословицы о слове)

ИГРА для 2 группы: «Доскажи пословицу»

Землю солнце красит, а человека… (труд)
Дерево ценят по плодам, а человека… (по делам)
Без труда жить,… (только небо коптить)
Недаром говорится, что дело… (мастера боится)
Что посеешь,… (то и пожнешь)

Какой темой можно объединить эти пословицы? (Пословицы о труде)

ИГРА для 3 группы: «Собери пословицу»


(Не пляши под чужую дудку – ноги надсадишь. Не живи чужим умом, свой потеряешь.)

Игры, предложенные в презентации «Пословица – народная мудрость», можно использовать на этом уроке, если осталось время или на следующем при проверке домашнего задания.
VI. Итог.

Что такое пословица?

Чему учит нас пословица?

Домашнее задание.

Домашнее задание дифференцированное:

Сильным – написать мини-сочинение по пословице. (Примеры работ учащихся)
Средним – прочитать пословицы в учебнике и подобрать свои по каждой теме, нарисовать рисунок к одной из своих пословиц.
Слабым – прочитать пословицы и раскрыть их смысл. Нарисовать рисунок к одной из них.

Литература

  1. Детская энциклопедия. / под ред. Благой Д.Д., Тимофеева Л.И., Леонтьева А.А. – М.: Издательство «Педагогика» 1976.
  2. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Народное образное слово./ Сост. Г. Науменко. – М.: «Детская литература», 1979. – 32с.
  3. Литературное чтение: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Графф, 2002. – 160с.
  4. Обучение во 2 классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. В 2 кн. Кн. 1. / Т.Г. Рамзаева, Е.Н. Соколова, Л.Я. Желтовская. Под ред. Б.И. Фоменых. – М.: Просвещение, 1989. – 431с.
  5. Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 195с.
  6. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.
  7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
  8. Стрекалова М.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 3-4 класса четырехлетней начальной школы. – Челябинск. Издательский центр «Взгляд», 2003. – 116с.
  9. Чистяков А.Ф. Пословица не зря молвится. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 176с.

Конспект воспитательного мероприятие для школьников 4-5 класса на тему: «Мудрость народная»

Автор работы: Плотная Юлия Валерьевна, музыкальный руководитель МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский Советского р-на ХМАО-югра.
Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования, классным руководителям – 4-5 классов для внеклассной работы.
Форма проведения воспитательного мероприятия: Классный час.
Цель: Воспитывать в детях патриотизм, любовь к Родине, и уважение к русской культуре.
Задачи:
Воспитательные:
1.Способствовать формированию уважения к русской культуре
2.Содействовать воспитанию в детях патриотизма
3.Способствовать воспитанию любви к Родине
Развивающие:
1.Способствовать развитию правильно излагать свои мысли
2.Способствовать развитию логического мышления.
Образовательные:
1.Познакомить детей с русским народным творчеством.
2.Сформировать у учащихся представление об особенностях русских народных пословиц, поговорок, былин и сказок.
3.Показать их глубокий нравственный смысл.
Возраст участников: 10-11 лет.
Материально-техническое обеспечение: Проектор, диск со слайдами и мультфильмом «Илья Муромец»
Оформление доски: Тема, пословицы, поговорки, незнакомые слова:
- Сирых – сирот; сулить – обещать; несметный – огромный; витязь – воин.
- «Кто рано встает, тому Бог дает».
- «Кто отца и мать почитает, тот вовеки не погибает».
- «Медвежья услуга» - (т.е. помощь, обращенная во вред).
План мероприятия:
Вступительное слово учителя
Разминка (пословицы)
Анализ пословиц
Анализ поговорок
Сказки
Былины
Просмотр мультфильма "Илья Муромец".
Викторина
Заключительное слово учителя.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встречи. Сегодня мы с вами проведем классный час на очень необычную тему "Мудрость народная", а также посмотрим мультфильм, и в конце урока проведем небольшую викторину. Итак, каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения. Каждый народ имеет свой набор сказок, пословиц и поговорок. И именно они стали истинным воплощением народной мудрости. Тема выбрана в связи с тем, что сказки, пословицы и поговорки шагают с нами на протяжении всей нашей жизни. Помогают нам принять правильное решение, объяснить наши поступки, и иногда ответить на сложный вопрос.

Разминка:
Скажу вам одну пословицу, которую, вы все слышали: «век живи – век учись» ее мне постоянно твердила моя мама, а моей маме – ее родители. Наверное, и вам о ней не раз говорили ваши родители. Вы, наверное, слышали от своих дедушек и бабушек многие другие пословицы. Приведите мне пожалуйста ваши примеры.
Ответ: Отца с матерью почитать - горя не знать; Мал да удал; На ошибках учатся; Глаза страшатся, а руки делают и т.п.

Анализ пословиц:
Ребята, мы с вами уже немного поговорили о пословицах, вспомнили некоторые из них, а вот что такое пословица мы еще не выяснили. Итак, пословица – это одно, целое предложение, которое содержит нравоучение, мораль и наставление. Обратите, пожалуйста, свое внимание на доску. Первые две фразы это пословицы. Давайте сейчас вместе их проанализируем.
Вопрос: Как вы думаете, о чем говорится в первой пословице «Кто рано встает, тому Бог дает»?
Ответ: высказывают свои предположения (что Бог помогает, тем кто рано встает).
Да вы совершенно правы, в данной пословице сказано, что если рано встать, то Господь во всем поможет. Помогает он потому, что когда встаешь рано, есть время, не торопясь, помолиться на предстоящий день, есть время сделать все дела по дому, сделать уроки и представьте, остается время для того, чтобы сходить погулять с друзьями. Если же мы до обеда спим, то проснувшись, мы не замечаем, как быстро пролетает день….
Теперь давайте рассмотрим следующую пословицу «Чужбина – калина, родина – малина».
Вопрос: (наводящий) Ребята, кто из вас пробовал калину на вкус?
Ответ: горькая, невкусная.
Вопрос: Согласна с вами. Так о чем же нам говорит пословица?
Ответ: Высказывают свои предположения (дома хорошо, а на чужбине плохо).
Эта пословица рассказывает нам о нашей милой родине. Калина – это горькая ягода, а малина – сладкая и желанная. Чужбина здесь сравнивается с горечью, конечно когда нет рядом близких людей, когда место тебе не знакомо, то человеку грустно. А на родине все мило, душа человека всегда стремится в родные края, так же, как каждый человек летом, увидев куст малины, спешит к ее сладким ягодкам.
Молодцы и с этой пословицей мы разобрались, можем приступать к следующей пословице «Крови не одной, а души одной».
Вопрос: Скажите, как вы называете людей, которые вам не родственники, т.е. вы с ними не одной крови, но с которыми вам интересно общаться, ходить в школу и гулять?
Ответ: Высказывают свои предположения (друзья, подруги).
Да вы правы это ваши друзья.
Вопрос: А скажите мне, почему люди считают друзей - одной души?
Ответ: Высказывают свои предположения (одни и те же интересы, друг всегда спешит на помощь и т.п.).
Какие же вы молодцы, быстро у нас с вами получается расшифровывать пословицы, осталась последняя «Кто отца и мать почитает, тот вовеки не погибает». Почитание и уважение родителей во все времена являлось главным достоянием нашего народа. Ни одно серьезное дело не начиналось без благословения родителей. Материнская любовь – душа семьи – согревала всех своим теплом. Отеческая любовь – мудрость семьи – приносила в семью мир и уверенность в завтрашнем дне. Основой порядочности человека является уважение родителей. Это одно из главных правил для каждого человека.
Вопрос: Как вы ребята считаете, почему, кто не почитает своих родителей, потом страдает?
Ответ: Приводят свои примеры (не слушаются родителей и из-за этого потом в беду попадают и т.п.).
Только представьте, мама и папа, всегда вам помогают, если вы чем-то расстроены они вас жалеют, ну а если ругают, так это любя, для того, чтоб вы жить правильно учились. После всего, что для нас сделали родители, будет не честно обижать и злиться на них.

Анализ поговорок:
Мы с вами ребята рассмотрели пословицы, поняли, о чем они нас учат. Теперь давайте рассмотрим, что же такое поговорки, а также выясним, чем отличается поговорка от пословицы. Поговорка – это фраза или словосочетание, которое легко можно заменить другими словами. Давайте снова обратимся к нашей доске:
Итак, «Кот наплакал» - вообще-то коты не проливают слез, поэтому употребляют эту поговорку, когда остается чего-то очень мало или совсем ничего не остается.
Вопрос: Приведите мне примеры пожалуйста, когда можно применить данную поговорку.
Ответ: Примеры детей (много гостей а конфет мало; мало торта, а детей много; много работы, а людей мало и т.п.).
Молодцы вы все правильно поняли и примеры хорошие приводите. Давайте еще одну поговорку разберем. «Делать из мухи слона» - т.е. преувеличивать значения события.
Вопрос: Приведите мне примеры пожалуйста, когда можно применить эту поговорку.
Ответ: (когда много шума из-за пустяка и.т.п.)
Молодцы, а вот еще одна поговорка «Медвежья услуга» - ее стали употреблять после басни Крылова «Пустынник и медведь». В ней говорится о Медведе, который, отгоняя муху от своего друга, по неловкости убил вместе с мухой самого Пустынника, когда она села ему на лицо. (Слайд №1). Поэтому «Медвежья услуга» - это помощь, обращенная во вред, ведь Мишка хотел помочь, а получилось со всем наоборот.

Вопрос: Ребята, вы можете привести свой пример «медвежьи услуги»?
Ответ: (решила помочь маме кашу подогреть, а она подгорела; хотел чай налить товарищу и нечаянно его облил).
Ну, вот мы с вами разобрались и с поговорками, и теперь я хотела бы вас спросить, как вы думаете, в чем отличие между пословицей и поговоркой?
Ответ: пословицы нас учат чему-то, а поговорки можно заменить другими словами.
Да вы правы поговорки – это два или три слова, которые можно заменить другими, похожими словами, а пословицы – это большие предложения, которые нас чему-то поучают.

Анализ сказок:
Вопрос: Ребята, а вы в детстве читали сказки?
Ответ: Да читали и т.п.
Появились сказки, очень давно. "Сказка" – от слова "сказывать", "рассказывать". Так оно и было раньше – сказку обязательно рассказывали, а не читали по книге, как чаще всего делают сейчас. Авторы многих сказок нам не известны – затерялись их имена в глубине веков и через наших родных они передавались из поколения в поколение, такие сказки называются народными. Но есть сказки, авторы которых известны точно.
Вопрос: Кто сочинил "Сказку о рыбаке и рыбке" (А. С. Пушкин), «Дюймовочка» (Андерсен Ганс Христиан), "Конёк-горбунок" (Петр Павлович Ершов).
Ответ: ученики вспоминают авторов перечисленных сказок.
Такие сказки называются авторскими или литературными.
Вопрос: А вы знаете, чем сказки похожи между собой?
Ответ: Высказывают свои предположения (все сказки учат нас добру или все сказки хорошо кончаются и т.п.).
Совершенно верно. В любой сказке обязательно побеждает добро. В этом и заключается мудрость сказки.
Давайте рассмотрим с вами сказку о «Рыбаке и рыбке» (Слайд 2)


«Жил старик со своей старухой...» Были они очень бедными и жили на то, что старик в море наловит. Вот однажды поймал старик золотую рыбку, а та пообещала ему в обмен на свободу исполнять его желания. Сначала старик попросил новое корыто для старухи, но корыта ей было мало, пошел старик просить избу, но и избы было мало. После того как старуха получила избу, она захотела получить титул «дворянки». Старухе и этого показалось мало, захотела быть царицей, но и это ей вскоре наскучило, решила она стать «Владычицей морскою»... Ничего не сказала рыбка... Лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море... Старик не дождался рыбки, и ушел домой, а придя домой, увидел, что все по-старому, и старуха его сидит возле разбитого корыта.
В этой сказке очень хорошо показан характер человека. В ней говорится, что за жадность люди наказывают сами себя. В сказке старуха выражает зло, ей характерна зависть, злоба, жадность, жажда власти и богатства. А мы с вами ребята помним, что во всех сказках, добро побеждает зло. Но в этой сказке добро не только побеждает зло, но еще его наказывает и поучает.
Вопрос: Ребята, как добро наказало старуху?
Ответ: Рыбка долго исполняла желания старухи, но старухи хотелось все больше богатства. Тогда рыбка захотела наказать старуху, вернув её к разбитому корыту.
Вопрос: Дети, чему добро научило старуху?
Ответ: Добро показало злу, что счастье не в богатстве и что люди в погоне за богатством выглядят смешно.
Ребята вы должны помнить, что поставив перед собой цель, нужно ее добиваться, а добившись, ею довольствоваться, но чтобы это было не в ущерб себе и другим.

Былины:
От пословиц, поговорок, русских сказок можно набраться огромной мудрости, но силу русского духа, ее веру, стойкость и благочестие мы можем узнать из Былин.
В давние времена народ сложил удивительные песни-сказания о русских богатырях и витязях. Былина – это старина, это сам народ и жизнь Руси, и жизнь эта рисуется в песнях со всеми подробностями о домашней, военной и придворной обстановке. Былины учат нас любить родину и их народ, где сила, ум, доблесть и добрые качества открываются в созданных ими легендах. Главные герои былин – это русские богатыри, люди которые обладают невиданной силой, безграничной храбростью и разными талантами.
Любимый герой былин – Илья Муромец (Слайд №3).


Давайте мы с вами посмотрим о нем небольшой мультфильм, кто смотрел – вспомнит, кто не видел – узнает. Смотрите мультфильм внимательно, после мы с вами продолжим нашу увлекательную беседу.

(Просмотр мультфильма «Илья Муромец») – 10 минут.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему Русский богатырь Илья лежал прикованным к кровати до 33 лет?
Ответ: В те времена молодые люди проверяли свою силушку. Бились стенку на стенку, порою проливая невинную кровь. Поэтому Господь, сохраняя жизнь Ильи Муромца до поры до времени лишил его ног. Когда же на Русь святую нашла туча темная – иго татарское, Господь исцелил Илью и дал ему великую силушку, для того, чтоб оберегал свою родину и веру христианскую.
Ребята сейчас я вам прочитаю отрывок из былины – благословение отца Ильи Муромца: «На добрые дела даю тебе свое благословение родительское; только на худые дела нет тебе моего благословения; не проливай напрасно крови христианской, не делай зла даже и татарину, за сирых заступайся».
Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова отца?
Ответ: Предположения детей (из этого отрывка видно, что отец Ильи Муромца благословлял его только на добрые дела).
Вопрос: Как вы думаете, почему Иван Тимофеевич завещал своему сыну: не делать зла даже и татарину?
Ответ: Татарин – это тоже человек и мы не имеем права причинять ему зло, только потому, что мы этого хотим. Поэтому вы ребята должны понимать, что нельзя обижать друг друга, что лучше все разногласия решать мирным путем, а не так как мы любим это делать – кулаками.
Вопрос: Давайте вместе с вами мы сейчас попытаемся вспомнить одну былину – «три поездки Ильи Муромца» (Слайд №4).


Представьте…, едет по чистому полю, богатырь могучий, глубокую думушку думает и не заметил, как оказался пред белым камнем, а на нем надпись…
Вопрос: Ну, кто мне скажет, что там было написано?
Ответ: налево поедешь – богатым станешь, направо поедешь - жену найдешь, прямо поедешь – умрешь.
Правильно, молодцы. Итак у нас три дороги:
1-я: «Кто поедет по средней дорожке – тому быть убитому…».
2-я: «…кто поедет направо – тому быть женатому…».
3-я: «…налево ехать – быть богатому…».
Давайте рассмотрим отношения Ильи Муромца к этим поездкам.
Первая дорога, обещала смерть, но великий богатырь не испугался, он освободил эту дорогу от злых разбойников, и, вернувшись к камню, написал на нем: « Неправду говорит надпись: Ездил по средней дорожке – убит не был». На этой дорожке Илья Муромец выполнил свой долг перед родиной, он освободил дорогу от врага.
Вторая дорога – это путь удовольствий. Когда Илью Муромца дорога привела к так называемой невесте, то он понял, что тут кроется что-то не то. Ведь королевна сразу начала говорить ему ласковые слова, накормила, напоила его вином, и сразу спать начала укладывать. Богатырь видно вспомнил заповеди Божьи, что без благословения родительского не хорошо жену себе выбирать. Он был прав, оказывается она многих князей так, как Илью Муромца встречала, а потом их хитростью в темницу отправляла. Освободил Илья всех князей и королей, что в темнице ее томились, а королевну наказал, чтоб неповадно было над народом русским насмехаться.
Третья дорога сулила огромные богатства. Нашел Илья Муромец богатства несметные.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что с этим богатством сделал богатырь?
Ответ: Предположения детей.
Он настроил на них церквей Божиих, а часть раздал бедным. Представляете, ребята, какую веру и щедрость имел Илья Муромец.
Вопрос: Ребята, а как вы считаете, Илья Муромец – это вымышленный герой, или он все же жил на Руси?
Ответ: Он жил на самом деле.
Илья Муромец жил на самом деле.(Слайд № 5)


Родился примерно в X веке в селе Карачарове под старым городом Муромом. В конце своей жизни он принял монашеский постриг. Погиб, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем. Причиной смерти послужил удар острого орудия меча в грудь. После смерти тело Ильи Муромца поместили в Киево–Печерском монастыре, и 1643 году он был прославлен в лике святых, где и до сих пор покоятся его мощи (Слайд №6).


Люди, помня о его подвигах, воздвигли ему памятник в городе Муроме. (Слайд №7).

В конце прошлого века ученые провели исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными: на его костях ученые обнаружили множественные травмы: переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало о том, что Илья Муромец был могучим воином, участником жестоких сражений.
Но больше всего ученых поразило другое: они утверждают, что, в полном согласии с народными преданиями, Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание – туберкулез костей. Это и стало причиной паралича ног. Как бы то ни было, Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась.
Ребята мне кажется, что о богатыре Илье Муромце мы узнали много интересного, но мы забыли с вами о том, что на Руси были и другие великие богатыри.
Вопрос: Каких богатырей вы еще знаете?
Ответ: Дети вспоминают богатырей (Добрыня Никитич, Алеша попович и.д.) (Слайд №8 и 9).



Вспомните о Добрыне Никитиче, который храбро сражался со Змеем Горынычем. Об Алеше Поповиче, который сражался с Тугариным. О Святогоре, который хотел судьбу свою перехитрить, да спас красавицу, которая стала его женою. О Вольге Святославиче, который мог обернутся, в сокола ясного, в волка серого и гнедого турка. О Дунай Ивановиче, который князю Владимиру невесту привез. Между прочим, река Дунай по легендам появилась после смерти богатыря Дунай Ивановича – его пролитая русская кровь превратилась «в воды могучие, в воды реки Дуная».
Ребята, а знаете ли вы, что в былинах упоминаются не только богатыри, но и богатыри-женщины – например: Настасья Микулична (Слайд № 10)


(дочь Микулы Селяниновича, жена Добрыни) и Настасья – королевична (дочь литовского короля, жена Дунай Ивановича).
Итак, вот мы с вами и разобрали, что такое пословицы, поговорки, сказки и былины.
Вопрос: Ребята, что их связывает?
Ответ: Приводят свои предположения (они учат все добру, дружбе и т.п.)
Правильно, они нас учат добру, любви, надежде, вере, доблести и дружбе. Они являются мудростью народной.

Викторина:
А теперь давайте проведем с вами небольшую викторину, за каждый правильный ответ, вы будете зарабатывать по одной закладке. В конце игры, каждый посчитает свои закладки, и у кого их будет больше всего, получит приз. Буду спрашивать только тех, кто первый поднял руку.
Что такое поговорка? (Это фраза слов, которую можно заменить другим словом)
Закончите пословицу «Что посеешь, то и …» (пожнешь)
Что означают слова «Медвежья услуга» (помощь, обращенная во вред)
Чем отличается пословица от поговорки (поговорку можно заменить другим словом)
Какие сказки называются народными? (сказки, авторы которых нам не известны)
Чем все сказки между собой похожи? (в них всегда побеждает добро)
Кто главные герои былин? (Богатыри)
Чему нас учит былина? (любить родину и ее народ, помогать друг другу)
Где родился Илья Муромец? (под г. Муромом, в селе Карачарове)
Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Александровна)
Во сколько лет Илья Муромец встал на ноги? (в 33 года)
Почему отец Ильи Муромца завещал не делать зла даже и татарину? (т.к. он тоже человек)
Где находятся мощи Ильи Муромца? (в Киево-Печерском монастыре)
За что была наказана старуха в сказке «о рыбаке и рыбке»? (за жадность, жажда власти и богатства).

Подведение итогов конкурса и поздравление победителей.

Заключительное слово учителя:
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». А вы ребята, являетесь носителями народной мудрости, помните об этом.
Мне очень понравился наш классный час, но он, к сожалению, подошел к концу, всем огромное спасибо за участие, до скорых встреч.Классный час о дружбе для 4 класса

Кемерово МБДОУ №199
Тема: «Былины – как источник, народной мудрости».
Цель: Формирование представления детей о былинных героях Руси, их характерах, внешнем виде, доспехах.
Задачи: Уточнять и закреплять знания детей о русских богатырях, о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении; вызывать интерес детей к русскому народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за Богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально- художественная.
Прогнозируемые результаты: Дети проявляют познавательные способности, интерес и стремление подражать героям былин. Готовы к индивидуальному самовыражению. Эмоционально реагируют на ситуацию.
Содержание организованной деятельности:
1. Беседа.
Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые! Собрались мы не на почетный пир, а на беседу добрую, да на складную, чтобы красные девицы послушали, а добры молодцы призадумались.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матушкой.
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
- «Славна богатырями земля русская», - гласит народная мудрость, а кто же такие богатыри? (Это герои русских былин, защитники земли русской, которые совершали подвиги и прославляли свою Родину)
- А каких богатырей вы знаете? (Перечислить)
- Кто же придумал эти удивительные былины и как они сохранились до наших дней? (Сочинял эти истории русский народ. Передавались они из уст в уста, так как на Руси в то время не было письменности)
- Из былин мы узнали как люди жили в Древней Руси, какие события происходили. Скажите ребята. а наше время богатыри бывают? (Это смелые солдаты, пожарные, олимпийские чемпионы, а у нас в Кузбассе – это шахтёры!)
- Много богатырей на земле Русской, а какие качества объединяют их всех? (Сила, смелость, мужество, отвага, выносливость, храбрость ….)
2. Пословицы.
- Давайте вспомним пословицы о смелости и отваге русских воинов.
-Кто смел, тот на коня сел.
- Смелость города берёт.
- Богатыри ни с мечом, ни с калачом не шутят.
- Храбрый побеждает, а трус погибает.
- Не родом богатырь славен, а подвигом.
3. Игра-хоровод «Дуб- дубок»
- Кто помнит с каким деревом на Руси сравнивали богатырей? И почему?
(Дуб, он огромный. могучий, высокий, крепкий…)
- Уходя на битву, богатыри брали с собой дубовый листок и горсть родной земли. Я вам тоже хочу подарить талисманы (Листочки дуба), чтобы вы были смелыми, сильными, храбрыми, как былинные герои
У нас рос дубок- вот таков!
Корень его- вот так глубок!
Листья его- вот так широки!
Ветки его – вот так высоки!
Ах ты, дубок, как ты могуч!
А на ветру как ты скрипуч!
Дай мне силы, отваги,добра!
Чтобы землю родную,
Защитить от врага!
4. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»
- Подвиги русских героев- богатырей отражены не только в стихах и песнях, но и в творчестве художников. Кто написал эту картину? Кто изображен на ней? Куда смотрят богатыри? (Смотрят в даль, не видать ли врагов)
- Кто был надежным, верным другом богатырей? (Кони были под стать своим хозяевам; огромные, огромные, могучие, выносливые…)
5. Драматизация богатырских потешек.
- Предлагаю вам облачиться в богатырские доспехи, взять в руки щит и меч и представить себя богатырями! (Дети читают потешки)
Если богатырь на страже,
Может быть уверен каждый-
От врагов защищена
Наша матушка- земля!
Не скакать врагам по родной земле,
Не топтать коням землю русскую,
Не затмить им солнце красное
И не брать им в плен красных девушек!
Ой, вы гой еси, люди добрые,
Много ходим мы по родной земле,
Охраняем мы землю Русскую,
От врагов лютых. Гостей непрошенных,
Век стоит Русь, не шатается и века простоит не шелохнется!
- Как вы думаете, что нужно делать чтобы стать настоящими богатырями?
(Заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, слушаться взрослых, любить свою Родину, не обижать маленьких, помогать слабым…..)
6. Рассматривание богатырских доспехов.
- Обратите внимание на то, как одеты богатыри!
(Дети перечисляют доспехи, из чего они были сделаны, для чего нужны)
- Меч был главным оружием богатырей, его еще называли булавой. Меч был дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну, каждый меч украшали разными узорами. Верили что рисунок сделанный своими руками принесет удачу и послужит оберегом.
7. Рисование узора на рукоятке меча пером.
- Предлагаю вам самим расписать рукоятку мяча пером, ведь на Руси не было карандашей, ручек. Давайте вспомним, что изображали на щитах и мечах богатырей? (Солнце. траву, листья, птиц, животных, колосья – которые символизировали богатство…)
8. Итог.
- В былинах мы читали о богатырских яблоках. Кто их отведал, тот получал богатырскую силу, никогда не болел и если встречался с врагом, то выходил из боя победителем. Я для вас приготовила эти волшебные яблоки, мне очень хочется, чтобы вы выросли дружными, сильными, здоровыми, не давали в обиду слабых, берегли и прославляли свою Родину.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Научно-практическая конференция МКОУ СОШ п. Мизур.

Направление: русский язык и литература

Название работы

Народная мудрость в пословицах и поговорках.

Зангиева Лана , 5 класс

Место выполнения работы

МКОУ СОШ п. Мизур

Научный руководитель

Кочиева З.А., учитель русского языка и литературы

п. Мизур

2015-2016

Содержание

    Введение …………………………………………………… .. 3

    1. Обоснование темы и актуальность

      Цели исследования

      Задачи исследования

      Объект исследования

      Предмет исследования

      Гипотеза

      Методы и приёмы исследования

II . Основная часть ……………………………………………… 4-8

2.1 Вступительное слово

    1. Историческая справка

2.3

2.4 Различия между поговорками и пословицами

2.5 Сравнительный анализ русских и зарубежных пословиц и поговорок

    Заключение……………………………………………………9

    Список литературы………………………………………….. 10

Введение.

Обоснование темы и а ктуальность:

С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «мал золотник, да дорог», «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Поступив в школу, на уроках чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки . А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни? Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила выбрать для проекта тему:

«Народная мудрость в пословицах и поговорках»

Знать много пословиц и поговорок и уметь их использовать в своей речи - очень актуально , так как они украшают нашу речь, делают её более выразительной, образной, обогащают словарный запас.

Цели:

Осмысление содержания пословиц и поговорок;

Применение пословиц и поговорок в разных жизненных ситуациях.

Задачи:

    Выяснить откуда появились пословицы и поговорки в фольклоре.

    Определить что называют «пословицами» и «поговорками».

    Найти различия между поговорками и пословицами

    Провести сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками.

    Пополнить свой активный словарный запас.

Объект исследования: устное народное творчество – малые жанры фольклора.

Предмет исследования: пословицы и поговорки.

Методы исследования: наблюдение, анализ, беседа.

Методы и приёмы исследования: чтение и анализ научной и художественной литературы, наблюдение, анализ, беседа.

Гипотеза исследования

Пословицы живут в нашей речи, делают её яркой, образной, интересной.
Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет огромную роль во всестороннем развитии.
Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, также добросовестности и трудолюбия.

Основная часть

Вступительное слово

Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.

Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют фольклором. Слово фольклор английского происхождения folk lore . Оно значит народная мудрость, народное знание.

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора . Пословицы и поговорки порождаются устным народным творчеством, они обобщают мудрость и опыт человека, помогают жить, учат трудиться, дружить. Этот вид фольклора стал самым необходимым и стойким в нашем быту.

Историческая справка:

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно одно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Это короткие, простые, но богатые изречения. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота.

Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. В.И. Даль писал, что пословицы – это « цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной.

Работа по собиранию пословиц начинается с 17века – это были рукописные сборники. Их собирали многие поэты и писатели. Наиболее крупным был сборник Даля (1862 г.), куда вошло свыше 30 тысяч пословиц.

Опыт поколений в поговорках, пословицах

Пословицы были придуманы в разные времена, при разных обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за историю его существования и развития. Почему люди поступают так, а не иначе. Откуда взялись основные манеры поведения и многое другое.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о том, откуда они и какие между ними различия?

В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости.

Возраст пословицы можно рассмотреть «между строк». Так, например, выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» говорит о том, что оно было придумано сравнительно недавно, поскольку рубль – не самая старая валюта по мировым меркам. Более устаревшее денежное название в поговорке «Мал золотник, да дорог!». Множество пословиц и поговорок имеют многовековую историю и возраст. Об этом говорят устаревшие слова, встречающиеся в них. «Беречь, как зеницу ока», «Кто старое помянет, тому глаз – вон!»

Какие между ними сходства и различия?

В народе говорят: «Пословица» и «поговорка» «ходят вместе». А еще говорят:

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

То есть:

Заключение.

При написании работы была дана характеристика происхождения пословиц и поговорок, было проведено сравнение между ними, также провела сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками. Но актуальность пословиц и поговорок заключается в том, что благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Обращая внимание на пословицы, можем быть уверены, что поступаем правильно. Пословицы и поговорки были придуманы давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так, как велит народная мудрость, сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то, что говорит пословица или поговорка. Можно сказать, что их не вспоминают без повода и причины. Они всегда приходят нам на память при разговоре, к случаю.

В ходе исследования я расширила свои знания о пословицах и поговор ках.

Выводы:

Итак, пословицы и поговорки делают нашу речь яркой, образной, делают нас воспитанными.

Прекрасны пословицы и поговорки!

Наш долг - беречь этот мудрый чистый родник!

Читайте жанры устного народного творчества!

Уважайте мудрость предков!

Список литературы:

    Словарь русских пословиц и поговорок В. П. Жуков Издательство Москва 2001г.

    К мудрости ступенька В. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские народные пословицы поговорки, загадки. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские пословицы А. С. Спирин. Издательство Ростовского университета, 1985 г.

    Русское народное творчество. Издательство Высшая школа Москва 1966 г.

    Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В. П. Аникина.

    Народная мудрость в пословицах и поговорках. Н.А.Сытова Издательство Москва, 1985 г

    Интернет ресурсы

Былины – это один из самых древних жанров литературы. Это старинные сказания, в которых сохранились воспоминания народа о далеком прошлом: о войнах с врагами народа, о борьбе трех всем нам известных богатырей с чудовищами и разбойниками, о легендарных героях, совершивших подвиги во имя народа.

Читать былины ребенку сложнее, чем другие жанры литературы: сказки, стихотворения, рассказы. Сразу же поясним, почему так: в этих сказаниях (в отличие от других жанров) нет динамики, т.е. они рассчитаны на медленное, спокойное чтение. Здесь очень вдумчивая структура текста, слишком подробное описание всего. А ребенок любит быструю смену действий. У ребенка КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ, т.е. он мыслит образами. Следовательно, для того чтобы перед ним возникла картинка происходящего в сказке, хватит одной фразы. Например, «снесла курочка яичко» — и сразу образ! Не так ли? А чтобы при чтении былины возник образ, понадобится гораздо больше слов:

«Во стольном городе во Киеве,
А у ласкового князя у Владимира,
Заводился у князя почестный пир
А на многи князя, на бояра
И на все поляницы удалые.
Все на пиру напивалися,
Все на пиру наедалися,
Все на пиру да пьяны-веселы»…

Из этого следует и то, что ребенку не нравится читать произведения такого жанра, для него это сложно и неинтересно. Возникает вопрос:

Как читать былины?

1) надо насытить их образами так, чтобы ребенок привык к их сложному языку!

2) надо проработать все!!! непонятные слова и выражения . Ведь в былинах используется много слов устаревших для создания образы старины, а теперь эти слова не используются. Ребенок должен понимать, о чем речь идет. И для этого надо понимать слова.

Только по проработке данных шагов ребенок будет готов к полноценному чтению и восприятию былин.

Как это сделать:

— Первое чтение былины должно быть образцовым (либо читает взрослый, либо звучит чтение диктора).

— Найти и объяснить все непонятные слова и выражения.

Вспомогательный материал при работе с былинами:

1. Рисовать картинки: богатырей, князя, войска и т.д. Но перед этим прочитать те строки, которые помогут нам представить эту картину, а затем сформулировать мысль более простыми, понятными ребенку словами, чтобы сразу возник образ.

2. Можно лепить из пластилина героев повествования.

3. Можно подготовить для ребенка рисунки, а он пусть подберет, к каким строкам они подходят. А если эти рисунки черно-белые, пусть он их еще и разукрасит!

4. Попробовать устроить домашний спектакль из игрушек на былину. Озвучивать речь героев, сперва упрощая ее, а потом как есть, со сложными оборотами. Это, кстати поможет в развитии речи вашего ребенка.

5. Поиграть в ролевую игру, например: «Ты богатырь, а я – Соловей-разбойник». Это поможет сделать сюжет более динамичным.

6. Кроме всего вышеперечисленного после прочтения былины для облегченного ее понимания посмотрите с ребенком ее экранизацию (мультфильм).

Все эти способы помогут вам приблизить ребенка к миру литературы и показать ему, насколько увлекателен такой жанр как былины!

И вам на десерт я приготовила такую картинку: Пословицы и поговорки о богатырях.