Конспект урока по изо "русские богатыри". «Богатыри - защитники земли русской»

Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

  • Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
  • Слайд 3

    За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

    Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    • Константин Васильев «Русский витязь»
  • Слайд 4

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Слайд 5

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

    В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

    Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    Слайд 6

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

    Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

    Слайд 7

    • Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор.
    • Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
  • Слайд 8

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем.

    Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей.

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Слайд 9

    Константин Васильев «Вольга Святославович»

    Слайд 10

    Самые известные былинные богатыри:

    • Илья Муромец, Алеша Попович,
    • Добрыня Никитич.
    • В.М.Васнецова «Богатыри».
  • Слайд 11

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия.

    Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

    Слайд 12

    • Памятник Илье Муромцу в Муроме.
  • Слайд 13

    АЛЁША ПОПОВИЧ

    Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
    !Не топтать их коням Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!

    Посмотреть все слайды

    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

    Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе.

    Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

    Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

    Программные задачи:

    Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.

    Продолжать воспитывать гордость за свой народ через ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, формировать патриотические качества на материале легенд, сказок, стихов, исторических событий нашей Родины.

    Удовлетворять потребность детей искренне сопереживать сказочным героям.

    Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.

    Предварительная работа:

    Ознакомление с репродукциями В. М. Васнецова, организация выставки.

    Чтение сказок «Снегурочка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Илья Муромец», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

    Прорисовывание графических элементов и украшение ими силуэтов одежды, посуды.

    Оборудование:

    Выставка репродукций.

    Изо-материалы: гуашь, кисти №2, 4, бумажные силуэты доспехов.

    Ход занятия:

    В кресле сидит «бабушка». Она обнимает ребенка, сидящего рядом.

    Ребенок: … Заберусь я на колени к бабушке седой

    И начну у бабки сказки я просить.

    И начнет мне бабка сказки говорить,

    Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

    Как ему невесту Серый волк достал.

    Слушаю я сказку, сердце так и мрет,

    А в трубе сердито ветер злой поет.

    (из стих. И. З. Сурикова «Детство»)

    «Бабушка» (воспитатель) встает, подходит ко всем детям и обращается к ним.

    Воспитатель: А вы любите сказки? История нашего народа, воплощенная в его сказках, песнях, былинах оживает на картинах В. М. Васнецова.

    Дети подходят к зрительному ряду репродукций картин В. М. Васнецова.

    Воспитатель: О какой картине говорят слова из этого стихотворения:

    … Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

    Как ему невесту Серый волк достал…

    (Иван-царевич на Сером волке)

    Полюбуйтесь на эту репродукцию. Мчится Царевич в глухом лесу на Сером волке и крепко обнимает Елену Прекрасную. А кругом страшный лес. Волк мчится быстро. Как я это узнала? (ответы детей)

    Воспитатель обращается к детям:

    Что вы чувствуете? Как художник передал настроение? (ответы детей)

    Посмотрите на лица, их глаза. Им страшно? Но они знают, что выдержат это испытание. Вот как передал художник настроение героев, их переживания.

    Воспитатель: А сейчас послушайте эту русскую народную песню и посмотрите, какую из героинь она вам напоминает. (Аленушка)

    Включается аудиозапись отрывка из русской народной песни

    То не ветер ветку клонит,

    Не дубравушка шумит.

    То мое сердечко стонет,

    Как осенний лист дрожит…

    Почему слова этой песни вам подсказали название этой картины? Как художник показал грусть? (Аленушка грустит, она прибежала к пруду, чтобы выплакать свою печаль. Вода все заберет, и тоску, и все обиды) .

    Воспитатель: А сейчас прозвучит другая мелодия. Скажите, на какую картину хочется посмотреть, слушая ее.

    Звучит отрывок из произведения Римского-Корсакова «Снегурочка»

    О какой героине идет речь? (Снегурочка). Это нежная, задушевная, добрая Снегурочка, которой хорошо зимой на морозе, а от тепла она тает.

    Воспитатель: Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри.

    Посмотрите на эту репродукцию. В Третьяковской галерее она занимает целую стену.

    Дети рассматривают репродукцию «Богатыри»

    Полюбуйтесь на эту картину. Как вы думаете, о чем, о ком эта картина? (Ответы)

    Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)

    Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

    Вот и В. М. Васнецов назвал ее просто и коротко – «Богатыри». Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачный в бою.

    1 ребенок: Если богатырь на страже,

    Может быть уверен каждый –

    От врагов защищены

    Рубежи родной земли.

    Воспитатель: Остановились в поле три всадника. Это русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, вглядываются 0 не враг ли там вдали. Они вооружены.

    Вопрос к детям: Чем вооружены богатыри? (Ответы детей) .

    Шлем фигурный на голове с высоким шишаком. Щит и ножны меча тоже украшены.

    2 ребенок: Навстречу ворогу чужому,

    Чтоб защитить родимый кров,

    Стеной стоит наш богатырь огромный

    И не уступит наш заставы ров.

    Воспитатель: Мы рассмотрели с вами несколько репродукций В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?

    Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.

    Какие это элементы? (Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)

    Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому герою из сказок можно будет подарить ваш рисунок?

    А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

    Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

    Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

    Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

    Все покажут без подсказки.

    Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

    Два здоровых бодрячка.

    Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

    Молчуны, всегда упрямы.

    Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

    Непоседы и плутишки.

    Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

    Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

    А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.

    Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.

    Воспитатель: Каким сказочным героям можно подарить ваши рисунки?

    (33 богатыря, Царь Гвидон, Иван-царевич, Елисей)

    3 ребенок: Богатыри в твореньях Васнецова

    Раскрыли русские черты:

    И меч, и шлем – все образцово

    Рождают гордости мечты.

    4 ребенок: Весь мир богатырей тех знает.

    И в мирный час любой готов

    Придти на помощь, на защиту

    Твоих, Лопасня, берегов.

    Воспитатель: Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.


    Дата публикации: 18.04.17

    Цель: формирование гражданско-патриотических качеств личности школьников на основе социокультурного наполнения категории "Богатыри".

    Задачи:

    • Создать условия для понимания исторических событий, изображающих богатырей земли русской.
    • Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы.
    • Создать условия для формирования патриотических качеств личности школьника на основе знаний истории государства.
    • Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.
    • Воспитывать интерес к предмету.

    Оборудование:

    • репродукция В. Васнецова "Богатыри"
    • фоторепродукция вятского богатыря Василия Бабушкина
    • песня "Богатырская сила"
    • карточки со словами: разумный, глупый, смелый, добрый, трусливый, злой, слабый, сильный, жестокий
    • мультимедийная установка

    Предварительная подготовка: дети знакомятся с народными сказаниями о русских богатырях.

    Слайд - фото класса.

    Прозвенел звонок,

    Начинаем наш урок.

    Будем изобразительное искусство изучать,

    Творчество и фантазию развивать!

    Мы начинаем сегодня занятие с того, что пошлём друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь о своих пожеланиях. А что вы хотите мысленно пожелать?(Здоровья, добра, послать привет, пожелать не болеть, не получать двоек, чтобы друзей было много:)

    2. Введение в тему.

    Сколько в мире красок!

    Сколько красоты!

    Изобразительному искусству

    Научишься и ты.

    Какое это счастье-

    Дарить людям прекрасное!

    Только проявите старание,

    Внимание и прилежание.

    Для того чтобы попасть в королевство красок, нужно приготовить к уроку необходимые принадлежности. Отгадайте какие:

    1.Я в руке своей держу радуги кусочек.

    Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)

    2.Как только в акварель уткнусь я хвостиком

    Тот час буду рисовать то, что вы попросите. (кисть)

    3.Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)

    4.Черный Ивашка, деревянная рубашка,

    Где носом проведет,

    Там заметку кладет. (карандаш)

    Молодцы, всё отгадали. Постарайтесь их не забывать.

    Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.

    3.Подготовка к выполнению практической работы.

    Давайте послушаем песню. Кто внимательно послушает, тот догадается, о ком мы сегодня поговорим.

    Звучит музыкальная заставка - песня "Богатырская наша сила".

    Ребята, вы прослушали отрывок из песни. О ком эта песня?

    Как вы думаете, о ком мы будем говорить на занятии? (слайд)

    Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

    Сильна и могуча Россия. Россия всегда славилась своими защитниками от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, солдат лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет.

    Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

    Богатыри.

    Кто такие богатыри?

    Силачи, воины, борцы.

    А какие они были?

    Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, добрые, храбрые, мужественные.

    Откуда вы знаете о богатырях?

    Из былин, сказок, мультфильмов.

    А что такое былина?

    Быль, правда – то, что происходило на самом деле.

    Слайд картины Васнецова «Богатыри»

    Учитель: Посмотрите на картину. Кто здесь изображён?

    Кто назовет их имена?

    Знаете ли вы их имена? (богатырь Вольга, Микула, Селянинович, Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

    Имена этих славных богатырей каждый из нас знает с самого детства. Портреты самых известных богатырей изобразил на своей знаменитой картине один из крупнейших русских художников. Кто это? (Виктор Михайлович Васнецов).

    Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".

    Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?

    Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 25 лет; художник создал собирательный образ богатырей-витязей.

    На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

    Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

    Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются вдаль; не грозит ли русской земле беда.)

    Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки. Фигуры богатырей расположены на первом плане, словно вырастают из этой земли и свидетельствуют о неразрывной связи героев со своей родиной. Васнецов сознательно несколько поднимает линию горизонта, и мы как бы снизу смотрим на богатырей, выделяющихся на фоне светлого неба. Этот прием художника также усиливает впечатление о несокрушимой мощи и величии русских витязей.

    Как изобразил богатырей Васнецов? (Богатырей Васнецов изобразил по- разному.)

    Что вы можете сказать о лицах этих богатырей? Илью Муромца - со спокойным выражением лица, прямым и твердым взглядом. Это говорит о его уверенности в своих силах, готовности встретить врага. Добрыню Никитича - благородным и добрым. Алешу Поповича - с тонкими чертами лица, хитрой и лукавой усмешкой..

    Картина убеждает нас в том, что русская земля сильна и могущественна. И никакой враг ей не страшен. На высоких холмах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы.

    За лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в плен.

    И чтобы сберечь от врагов землю русскую, начали ставить в степи маленькие крепости - заставы богатырские. Они оберегали путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степи стали разъезжать богатыри на богатырских конях. Зорко они всматривались в даль - не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?

    Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали родную землю Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - все они в степи да в чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть - гусляров послушать, друг с другом потолковать.

    Кто из богатырей вам больше нравится?

    Лера. Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.

    Алёша. А мне нравится Алёша Попович.

    Саша. А мне нравится Добрыня Никитич

    А ведь Илья Муромец не сразу богатырем стал. Расскажите, что за беда с ним приключилась и кто его от этой беды избавил?

    Ученик из 1 микрогруппы:

    Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди прохожие - дали испить водицы. Больше всего люди любили да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. его даже причислили к одному российских Святых, и у него остался в истории день рождения - 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.

    Учитель: А кто из богатырей носил прозвище "Тихий"?

    Ученик из 2 микрогруппы : Добрыня Никитич. Он был хорошим дипломатом, умел к каждому человеку подойти по- особенному, недаром князь Владимир назначил его послом. А какие увлечения были у Добрыни Никитича.С 12 годов на гуслях играл, сам песни складывал и в шахматы играл.

    Учитель: А кто из богатырей расправился с Тугариным, Змея Горынычем сыном?

    Ученик из 3 микрогруппы:

    Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. Из-за неимоверной силы Алеши в детских играх у его сверстников руки-ноги отрывались: "Кого он не возьмет за ручку - ручка прочь, кого возьмет за ножку - ножка прочь".

    Нарядился Алеша стражником, прикинулся глухим и подманил Тугарина, а затем хватил его дубинкой так, что тот пал бездыханным.

    Вспомнили мы сейчас былинных героев, от которых, по преданию, и пошла сила русских воинов.

    4. Работа в микрогруппах.

    Задание: выбрать карточки с теми словами, которые подходят к описанию образа богатыря. Отвечают лидеры микрогрупп.

    5. Практическая часть.

    Вы должны изобразить богатырей.

    6. Рефлексия.

    О ком мы говорили на занятии?

    Каким должен быть человек, защищающий свое Отечество, свою Родину?

    Что бы вы сказали богатырям земли русской?

    Помните: всегда есть место подвигу. Всегда есть те, кто нуждается в вашей защите, поддержке, одобрении, дружеской улыбке. Желаю вам мира, удачи, добра, счастья. До свидания.

    7.Выставка работ.

    Богатырь. Защитник Земли Русской. Мастер-класс с пошаговыми фото.

    Мастер-класс по рисованию. Богатырь. Защитник Земли Русской.

    Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО "ДШИ" г.Оханск
    Описание: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно - эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне могут справится с данной работой.
    Поэтапное рисование-поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
    Назначение: использование на занятиях по рисованию, украшения интерьера или в качестве подарка.
    Цель: выполнение композиции - Богатырь
    Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
    способствовать развитию творческих способностей
    развивать чувство композиции, умение анализировать форму изображаемых объектов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
    воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к его защитникам,
    развить аккуратность в работе
    Материалы:
    гуашь
    ватман формата А-3.,
    нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.

    Последовательность выполнения:

    Лист бумаги располагаем вертикально. Тонкой линией намечаем холмы. Больше карандаш нам не понадобится.


    Крупными кольцами выполняем небо от солнечного диска к краям (постепенно увеличивая радиус и утемняя цвет). Цвета кругов последовательно - желтый(солнце), желто-белый, бледно голубой и насыщено голубой.


    Размываем границы между "кольцами", делая переходы более плавными.



    Холмы выполняем двумя цветами - светло зеленым и темно зеленым.


    Размываем границы между цветами делая перехода более плавными.


    Начинаем работу над главным персонажем.
    Начнем с головы, так как именно от нее будет зависеть пропорции всей фигуры.
    Голову выполняем светло розовым цветом.


    Прорисовываем шлем.


    Приступаем к проработке лица. Тонкой кистью рисуем нос и глаза.


    Прорисовываем бороду и усы.


    Черным цветом рисуем тени на бороде и шлеме богатыря.


    Бело-желтым цветом рисуем свет на бороде и шлеме богатыря.


    Темно-розовым цветом рисуем тени вокруг глаз и на щеках.


    Рисуем кольчугу крепящуюся к шлему и прикрывающую уши и шею.


    Прорисовываем верхнюю часть туловища.


    Рисуем нижнюю часть и рукава кольчуги а так же пояс.


    Намечаем тень и свет на кольчуге.


    Размываем тени и свет по внутреннему контуру смягчая их границы.


    Прорисовываем край рубахи и штаны.


    Рисуем сапоги.


    Прорисовываем щит и рукав рубахи.


    Намечаем кулак и узор на щите.


    Намечаем тени - на рукаве,штанах и сапогах, щите и под щитом, а так же складки на рубахе.


    Размываем тени по внутреннему контуру смягчая их границы.


    Намечаем свет - на рукаве,щите, штанах и сапогах.


    Размываем свет по внутреннему контуру смягчая его границы.


    Рисуем копье.


    Намечаем флажок на копье.


    Заполняем флажок цветом.


    Рисуем тень и свет на копье и флажке.


    Размываем свет и тени на копье и флажке, по внутреннему контуру смягчая их границы.


    Прорисовываем пальцы на руке.


    Прорисовываем металлические пластины на груди,выделяем ворот кольчуги, уточняем узор на щите.


    Легкими волнистыми линиями создаем фактуру кольчуги.


    Прорисовываем лес на дальнем плане.


    Насыщенным белым цветом рисуем основные объемы церкви.


    Прорисовываем купол.


    Тонкой линиями делим "тело" церкви на части.


    Прорисовываем окна и узорчатый пояс.


    Рисуем тени и свет на куполах, дверях и стенах церкви.


    Прорисовываем крышу и крест.


    Легкими мазками придаем холмам фактурность, прорисовываем дорожку от церкви.


    Рисуем траву на переднем плане.


    Тонкой кистью намечаем колосья.


    Прорисовываем колосья.