Вольга былинный герой. Характеристика Вольги Святославовича: описание героя

акатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звездочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь — Вольга. Запеленала его мать в красные пеленки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь.

Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся — лопнули золотые пояса, разорвались красные пеленки, у резной колыбели днище выпало. А Вольга на ноги стал да и говорит матери:

Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный да дай мне в правую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов.

Испугалась мать, а Вольга растет не по дням, не по часам, а по минуточкам.

Вот подрос Вольга до пяти годов. Другие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга на учился уже грамоте — писать и считать и книги читать. Как исполнилось ему шесть лет, пошел он по земле гулять. От его шагов земля заколебалась. Услыхали звери и птицы его богатырскую поступь, испугались, попрятались. Туры-олени в горы убежали, соболя-куницы на острова уплыли, мелкие звери в чащу забились, спрятались рыбы в глубокие места.

Стал Вольга Всеславьевич обучаться всяким хитростям.

Научился он соколом по небу летать, научился серым волком обертываться, оленем по горам скакать.

Вот исполнилось Вольге пятнадцать лет. Стал он собирать себе товарищей. Набрал дружину в двадцать девять человек,— сам Вольга в дружине тридцатый. Всем молодцам по пятнадцати лет, все могучие богатыри. У них кони быстрые, стрелы меткие, мечи острые.

Собрал свою дружину Вольга и поехал с ней в чистое поле, в широкую степь. Не скрипят за ними возы с поклажей, не везут за ними ни постелей пуховых, ни одеял меховых, не бегут за ними слуги, стольники, поварники...

Для них периной — сухая земля, подушкой — седло черкасское, еды в степи, в лесах много — был бы стрел запас да кремень и огниво.

Вот раскинули молодцы в степи стан, развели костры, накормили коней. Посылает Вольга младших дружинников в темные леса.

Берите вы сети шелковые, ставьте их в темном лесу по самой земле и ловите куниц, лисиц, черных соболей, будем дружине шубы запасать.

Разбрелись дружинники по лесам. Ждет их Вольга день, ждет другой, третий день к вечеру клонится.

Тут приехали дружинники невеселы: о корни ноги сбили, о колючки платье оборвали, а вернулись в стан с пустыми руками. Не попалась им в сети ни одна зверушка.

Рассмеялся Вольга:

Эх вы, охотнички! Возвращайтесь в лес, становитесь к сетям да смотрите, молодцы, в оба.

Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. Он и мелким зверьком не побрезговал, наловил к ужину серых заюшек.

Воротились дружинники с богатой добычей.

Накормил-напоил дружину Вольга да еще и обул-одел. Носят дружинники дорогие шубы соболиные, на перемену у них есть и шубы барсовые. Не нахвалятся Вольгой, не налюбуются.

Вот время идет да идет, посылает Вольга средних дружинников.

Наставьте вы силков в лесу на высоких дубах, наловите гусей, лебедей, серых уточек.

Рассыпались богатыри по лесу, наставили силков, думали с богатой добычей домой прийти, а не поймали даже серого воробья.

Вернулись они в стан невеселы, ниже плеч буйны головы повесили. От Вольги глаза прячут, отворачиваются.

А Вольга над ними посмеивается:

Что без добычи вернулись, охотнички? Ну, ладно, будет вам чем попировать. Идите к силкам да смотрите зорко.

Грянулся Вольга оземь, взлетел белым соколом поднялся высоко под самое облако, грянул вниз на всякую птицу поднебесную. Бьет он гусей, лебедей, серых уточек: только пух от них летит, словно снегом землю кроет. Кого сам не побил, того в силки загнал.

Воротилися богатыри в стан с богатой добычей. Развели костры, напекли дичины, запивают дичину ключевой водой, Вольгу похваливают.

Много ли, мало ли времени прошло, посылает сно-ва Вольга своих дружинников:

Стройте вы лодки дубовые, вейте невода шелковые, поплавки берите чистого золота, выезжайте вы в синее море, ловите семгу, белугу, севрюжину.

Ловили дружинники десять дней, а не поймали и мелкого ершика.

Обернулся Вольга зубастой щукой, нырнул в море, выгнал рыбу из глубоких ям, загнал в невода шелковые. Привезли молодцы полные лодки и семги, и белуги, и усатых сомов.

Гуляют дружинники по чистому полю, ведут богатырские игры, стрелы мечут, на конях скачут, силой богатырской меряются...

Вдруг услышал Вольга, что турецкий царь Салтан Бекетович на Русь войной собирается.

Разгорелось его молодецкое сердце, созвал он дружинников и говорит:

Полно вам бока пролеживать, полно силу нагуливать, пришла пора послужить родной земле, защитить Русь от Салтана Бекетовича. Кто из вас в турецкий стан проберется, салтановы помыслы узнает?

Молчат молодцы, друг за друга прячутся: старший за среднего, средний за младшего, а младший и рот закрыл.

Рассердился Вольга:

Видно, надо мне самому идти!

Обернулся он туром — золотые рога. Первый раз скакнул — версту проскочил, второй раз скакнул — только его и видели.

Доскакал Вольга до турецкого царства, обернулся серым воробышком, сел на окно к царю Салтану и слушает. А Салтан по горнице похаживает, узорчатой плеткой пощелкивает и говорит своей жене Азвяковне:

Я задумал идти войной на Русь. Завоюю девять городов, сам сяду князем в Киеве, девять городов раздам девяти сыновьям, тебе подарю соболий шушун.

А царица Азвяковна невесело глядит:

Ах, царь Салтан, нынче мне плохой сон виделся: будто бился в поле черный ворон с белым соколом. Белый сокол черного ворона закогтил, перья наветер выпустил. Белый сокол — это русский богатырь Вольга Всеславьевич, черный ворон — ты, Салтан Бекетович. Не ходи ты на Русь. Не взять тебе девяти городов, не княжить в Киеве.

Рассердился царь Салтан, ударил царицу плеткою:

Не боюсь я русских богатырей, буду я княжить в Киеве.

Тут Вольга слетел вниз воробышком, обернулся горностаюшкой. У него тело узкое, зубы острые. Побежал горностай по царскому двору, пробрался в глубокие подвалы царские. Там у луков тугих тетиву пооткусывал, у стрел древки перегрыз, сабли повыщербил, палицы дугой согнул.

Вылез горностай из подвала, обернулся серым волком, побежал на царские конюшни — всех турецких коней загрыз, задушил.

Выбрался Вольга из царского двора, обернулся ясным соколом, полетел в чистое поле к своей дружине, разбудил богатырей.

— Эй, дружина моя храбрая, не время теперь спать, пора вставать! Собирайтесь в поход к Золотой Орде, к Салтану Бекетовичу!

Подошли они к Золотой Орде, а кругом Орды — стена каменная, высокая. Ворота в стене железные, крюки-засовы медные, у ворот караулы бессонные — не перелететь, не перейти, ворот не выломать.

Запечалились богатыри, задумались: «Как одолеть стену высокую, ворота железные?»

Молодой Вольга догадался, обернулся малой мошкой, всех молодцов обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами.

Ударили они на салтанову силу, словно гром с небес. А у турецкого войска сабли затуплены, мечи повыщерблены. Тут турецкое войско на убег пошло.

Прошли русские богатыри по Золотой Орде, всю салтанову силу кончили. Сам Салтан Бекетович в свой дворец убежал, железные двери закрыл, медные за совы задвинул.

Как ударил в дверь ногой Вольга, все запоры-болты вылетели, железные двери лопнули.

Зашел в горницу Вольга, ухватил Салтана за руки:

Не бывать тебе, Салтан, на Руси, не жечь — не палить русские города, не сидеть князем в Киеве!

Ударил его Вольга о каменный пол и расшиб Салтана до смерти.

Не хвались, Орда, своей силой, не иди войной на Русь-матушку!

Волх Всеславьевич – былинный герой, названный по имени , сына .

РОДОСЛОВНАЯ: мать — Марфа Всеславовна

ИМЯ: Откуда же взялось имя Волх? По древнему новгородскому преданию, у князя был старший сын, великий чародей — Волх. На берегу реки Мутной, что в его честь назвали Волховом, построил он себе крепость большую и разбойничал там нещадно, обращаясь водяными чудовищами наподобие бегемота, крокодила или змея страшного, преграждая путь всем судам и пугая честных корабельщиков. Крепость та была возведена на месте, что называлось Перынь, - там Волх воздвиг кумир славянского бога . Народ и боялся и почитал Волха, чтили его, как за Бога, за бога, величали меж собой и Громом и Перуном. А потом уже все чародеи, что после него жили, стали именоваться не как-нибудь, а волхвами.

ПРОТОТИП. Но говорят, что Вольга Святославович имел и другого прототипа: Всеслава Брячеславовича (он же — Всеслав Вещий или Всеслав Чародей). 57 лет княжил он в Полоцке (с 1044 по 1101 год). Известен как герой «Слова о полку Игореве», а также в восточно-славянском фольклоре, где он как чародей и богатырь фигурирует. Фольклор приписывает ему способность оборачиваться зверем лесным.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

  • Кто был учителем Волха?

Кудесник и чародей

  • Как шло обучение Волха? Во сколько лет и чему он научился?

В семь лет он научился грамоте, а в десять — превращаться в животных: в ясна-сокола, в серого волка, да в тура, что»золоты рога». Кроме того, мог Волх в муравья обратиться и в горностая.

  • Какой же все-таки город хотел завоевать царь Салтык?

Царя Салтык Ставрульевич захватить хотел Великий Киев-град, а также Чернигов и Новгород

  • Основная тема былины о Волхе Всеславовиче — о Родине или о волшебстве?

Истинной ценностью, смыслом жизни, самым важным и самым главным делом для всех русских богатырей была защита Отечества. А волшебство — это всего лишь средство, подмога, приятный бонус.

********

Что необычного вы заметили в самом начале былины? -Что может символизировать белое облако?

Середина неба?

Гроза?

Радуга?

Вспомните сказки, есть ли какое-то сходство, если да,

то в чём?

А рождение богатыря, его рост (в сказке: не по

дням, а по часам…)- сходство с волшебной сказ-

кой.

Как вы понимаете фразу «Пеленай меня в крепкие латы булатные » (Доспехи из твердой стали)

Как вы считаете, что такое палица? (старинное оружие- тяжелая дубинка с утолщенным концом.

А как вы думаете, кто такой старик кудесник? (Волшебник)

Как понимаете фразу: «Он научил Волхва волхвовать»-это значит что делать? (колдовать)

А как вы думаете, почему кудесник помогает нашему герою?

Всем ли помогают и в сказках волшебники? – нет, правильно ни каждому, а тому, кто из героев делает добро.

Опять мы наблюдаем сходство сходства с волшебной сказкой.

А что символизирует цифра 30?

А как вы считаете, почему Волхв решил посетить соседние царства -государства? Какую цель преследовал наш герой?(герой решил посмотреть что в каждом царстве происходит)

А как это его характеризует?

А каким вы представляете себе царя Салтыка?

Как характеризуют его поступки? Прокомментируйте.

А что вы думаете о царице? Её поведении? Нарисуйте словами её портрет, какие личностные качества ей присущи?

Как вы считаете, что означает слово «Туром»? (т.е. придет диким быком с большими рогами)

— В облике кого Волх оказался в третьем царстве царя Салтыка? (сокола)

— что остановило царя не пойти на русские земли? Найдите это подтверждение в тексте.

Кто отговаривал царя от войны с Русскими землями? (царица)

Послушал ли царь Салтык обращение к нему царицы? (нет)

— Что произошло с царицей поле этого? Найдите это подтверждение в тексте?

Как сумел Волх отвести от Русской земли беду?

Удалось ли ему справится с царем Салтымаком и освободить царицу и темницы?

Как ему это удалось? Как вы понимаете слово: то-

А другом?

Как вы думаете, каким необычным даром был наделен Волх?

Какой вывод вы сделали?

Какую мысль пытается

Передать нам былинный сказитель?

Добро всегда побеждает зло! Добро всегда возвра-

щается добром, а зло – злом.

ЧУДО РОЖДЕНИЯ: В былине о герое Волхе, которая дошла до нас в текстах XVIII-XIX веков, все дышит глубокой стариной и пронизано древними мифологическими мотивами. Подобно многим персонажам мировой мифологии, Волх обязан своим рождением фантастическим обстоятельствам.

По саду, саду зеленому
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна.
Она с каменю скочила на лютого на змея,
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну,
А вта поры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила:
А на небе просветя светел месяц,
- А в Киеве родился могуч богатырь.
Итак, Волх родился от фантастического змея и от него унаследовал способности, которые обыкновенному человеку не свойственны. Что родился великий герой, которому предстоят чудесные деяния, - об этом сразу же узнала природа:

Худ..Г.Юдин

Подрожала сыра земля…
А и синее море сколыбалося
Для-ради рожденья богатырского…
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.

Звери испугались еще и потому, что знали:
Волх будет великим охотником и им от него не станет спасения.
ЧУДО ВЗРОСЛЕНИЯ: Второе после рождения чудо с Волхом заключалось в его невероятно быстром росте и взрослении. Ему еще не было полутора часов, а он уже попросил мать, чтобы она пеленала его в крепки латы булатные», надела бы на голову золотой шлем и положила бы ему «по праву руку» «тяжку палицу свинцовую» весом в «триста пуд».
ЧУДО ПРЕМУДРОСТИ: И, наконец, третье чудо, завершившее формирование богатыря, - это быстрота, с какой Волх овладел науками - грамотой и волшебными премудростями:

А и первой мудрости учился -
Обвертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он, Волх,-
Обвертываться серым волком,
Ко третьей-то мудрости учился Волх -
Обвертываться гнедым туром -
золотые рога.

Так оправдалось имя, которое ему дали: Волх, то есть волхв - волшебник, кудесник, колдун. Но также - и жрец в языческом храме. Нашему Волху от рождения предстало быть великим воином - недаром он уже младенцем потребовал воинское снаряжение и оружие. В древние времена - до княжеские - ему была уготована роль вождя племени. Но в Киевской Руси вождей уже не было, на смену им пришли князья.

Вольга Святославович, К.Васильев

БЫЛИННЫЙ КНЯЗЬ: И вот былина делает Волха киевским князем: он набирает дружину и во главе ее совершает свои подвиги. Обратим внимание на его отчество: Всеславьевич. Летопись сохранила имя полоцкого князя Всеслава Брячиславича: в 60-70-е годы XI века он принимал деятельное участие в княжеских междоусобицах, и его считали князем-кудесником. Это о нем говорилось в «Слове о полку Игореве» как о князе, что волком рыскал ночами по Русской земле, успевал «до петухов» преодолеть расстояние от Киева до Тмутаракани, перебегая по-волчьи путь солнцу, на момент захватывал киевский княжеский стол и тут же соскакивал с него «лютым зверем»… Конечно же, Волх Всеславьевич - персонаж вымышленный, пришедший в историю из древней мифологии. Но, может быть, перекличка его отчества с именем реального князя, которому приписывали способности кудесника, и не случайна…
ПОХОД: Итак, набрав дружину, Волх отправляется в поход к чужому царству. В былинах, записанных в XVIII-XIX веках, оно называется Индийским. Как оно звалось в древнерусских былинах, мы не знаем, но это и не имеет значения, потому что речь идет ведь не о действительном, имевшем место в истории событии, а о вымышленном, фантастическом. Важно, что царство это - враждебное, Волх хочет напасть на него, чтобы пограбить либо предупредить поход индийского царя на Русь.
ОБОРОТНИЧЕСТВО: Самое интересное - в описании похода и в рассказе о победе. На пути в чужую страну дружина не терпит никаких трудностей: ночами, пока она спит, Волх, обернувшись «серым волком», охотится на зверей, кормит мясом дружину и одевает ее в шубы соболиные; а ради перемен оборачивается «ясным соколом» и бьет на синем море гусей, лебедей, уток. Когда нужно разведать вражеские силы, он же оборачивается сначала гнедым туром и в несколько скачков достигает чужеземного царства, а затем превращается в сокола и, усевшись на окошке, подслушивает разговор царя с царицей; наконец, оборачивается горностаем, пробирается в царские арсеналы и портит все оружие.
Когда его войско подходит к городу, перед ним оказывается каменная стена с железными воротами, и тогда Волх обращает всю дружину в муравьев, и они легко преодолевают препятствие. И лишь в самом городе дружина, вернув облик добрых молодцев, проявляет свои воинские способности. После полной победы Волх становится царем. Снова повторим: ничего исторического - в смысле событийном, летописном - былина о Волхе не заключает. Ее можно было бы счесть за сказку, если бы не одно очень важное обстоятельство: сам народ и к ее герою, и к описываемому в ней относился с полным доверием. И в этом смысле Волх - лицо историческое, он - персонаж народной устной истории. Образ Волха наглядно свидетельствует, что в Древней Руси сохранялась живая память о временах языческих, что герои языческих преданий занимали в этой памяти свое место. Но они не оставались такими, какими их создала народная фантазия языческих времен. Волх соединяет в себе черты героя мифологического и исторического. Заметим, что в нем нет никаких следов влияния христианского учения. Слияние ранней мифологии и поздней истории (уже княжеских времен) характерно для народного сознания Древней Руси; оно проявлялось в самых разных формах. В данном случае - в перенесении персонажа из языческих времен в эпоху Киевской Руси, в превращении древнего волхва (племенного вождя) в князя - предводителя дружины

СМЕРТЬ ОБОРОТЕНЯ ВОЛХА: Для своих многообразных чудес призывал чародей навий, силы тьмы. Как-то раз не поладил он с ними - они и задушили Волха, бросив его тело в реку. Оно плыло вверх по реке (против течения!) и было выброшено волнами напротив крепости, где жрецы и слуги похоронили Волха. Над могилою насыпали курган, но спустя три дня «прослезися земля и пожрала мерзкое тело» оборотня, а могила провалилась «на дно адское».
В память о сем Волхе-оборотне и был назван хитромудрый Всеславич, совершивший много чудесных подвигов. В былинах позднейшего времени он уже зовется Вольгой Святославичем и соперничает с пахарем Микулой Селяниновичем.

В ЛИТЕРАТУРЕ: … Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. … Молодой Вольга догадался, обернулся малой мошкой, всех молодцев обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами. ВОЛЬГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ. Русская былина

(222)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.

Этот персонаж полюбился мне с раннего детства, уж очень необычным был его образ на фоне остальных, доступных совковым детям, сказок и мифов. Живой, реалистичный. Подбирая информацию для данного поста, я в очередной раз повеселилась от того, что Князь-оборотень, рассматривается скорее как исторический персонаж и о его удивительных способностях упоминается лишь вскользь. Приятно удивило и то, Вики, как оказалось, повествует о нём на удивление четко и лаконично) Немного об оборотнях в славянской мифологии и, непосредственно о Вольге под катом, а вот эта картинка показалась мне максимально отображающей образ моего любимца, ибо горностай и тур, и даже мушка - это круть неземная, но Воооолк - это суть)

ОБОРОТНИ В СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ

Волкодлак, волколак, волкулак, вовкулак, в славянской мифологии человек-волк; оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей.
Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии. Исключительная архаичность представлений об оборотнях явствует из того, что в других индоевропейских традициях (в частности в хеттской) превращение жениха в волка связывается с распространенной формой брака - умыканием (насильственным уводом невесты).
Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей о волколаке, который "гонит облака и изъедает луну" (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи). По мнению Ф. Буслаева, "остаток этого предания доселе сохранился в пословице: "Серый волк на небе звезды ловит." В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное - да, но не в коем случае - не страшное и ужасное. Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым:

"На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц - золотые рожки!
Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской."

Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить вслух, поэтому вместо "волк" говорили "лютый", а мужчин некоторых племен называли "лютичи". Способность превращаться в волка издревле приписывалась "особо сильным" колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. "Оборотиться", "обвернуться" (превратиться) нередко буквально означало "перевернуться", то есть перекувырнуться, "переброситься через себя" или через условную границу. "Оборачиваясь", человек как бы
переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам - "предкам, родственникам и покровителям". В повествованиях об оборотнях грань между человеком и зверем - узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит через самого оборотня: он и человек, и животное [я бы сказала - ЗВЕРЬ] одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает [исходя из отношения самого Геродота к своим же словам - дескать, я-то напишу, но пусть в это верят те, кто хочет этому верить...] ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся.
А славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя оборотня как существо божественного происхождения. При рождении русского героя-волка Волха [а так же Волхва и собственно Вольги] Всеславовича:

А и на небе просветя светлел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
Подрожала сыра земля,
Стреслося славное царство Индейское,
А и синея море сколыбалося
Для-ради рождения богатырскова,
Молода Вольха Всеславьевича.

Подобные катаклизмы и природные явления сопровождали рождение стихийных славянских божеств. Многие исследователи проводят параллели (правда, весьма условные), согласно которым Вольх - это киевский князь Олег, считавшийся вещим (другим словом для обозначения волколака было слово, образованное от глагола vedati - "знать": укр.вiщун - "волк-оборотень", др.-чеш.vedi - "волчицы-оборотни", словен. vedomci, vedunci, vedarci - "волки-оборотни"). Впрочем таким князем-оборотнем был и не менее прославившийся Всеслав Полоцкий (вторая половина 11 в.), который "...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал..." (Слово о полку Игореве).
Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, "в рубашке" или с "волчьей шерстью" - приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе - птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных. Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка (белого царика) или в волчьего пастыря. С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами. Не обошла эта участь и оборотней, которые из божеств-помощников и героев-богатырей стали жуткими чудовищами ночных кошмаров. Среди русских крестьян XXвека вера в оборотничество, в общем, угасает, хотя рассказы об оборотнях - волках и медведях до сих пор популярны в некоторых районах России.
Интересная трансформация темы оборотничества обнаруживается в записанном И.В. Карнауховой на Русском Севере повествование об одном из героев Гражданской войны, "прославившимся" своей жестокостью: в этом рассказе партизанский командир выступает как волк-оборотень, губящий людей.

Отдельный сюжет былины о Вольге был записан лишь однажды А.Ф. Гильфердингом от восьмидесятилетнего Кузьмы Ивановича Романова, ученика легендарного сказителя ХVIII века Ильи Елустафьева, от которого понял былины Т.Г. Рябинин и многие другие сказители ХIХ века. Обычно имя Вольги встречается в сочетании с другим именем – Микулы Селяниновича. В данном варианте образ Вольги, с пяти годков обучающегося хитростям-мудростям, знанию всяких языков разныих (имеются в виду, конечно, языки зверей и птиц), наиболее близок к образу Волха Всеславьевича.

В былине воссоздан удивительно поэтичный образ древнего охотника и рыболова (вполне возможно, самого бога охоты и рыболовства), умеющего не только ставить веревочки шелковые, но и заворачивать куниц, лисиц, черных соболей, поскакучиих заячков и малыих горностаюшков, приняв их облик. Точно так же происходит при ловле рыбы: Вольга повертывается рыбой щучинкой и заворачивает в сети: рыбу семжинку, белужинку, щученку, плотиченку, дорогую рыбку осетринку.

Описание сцен волшебной охоты Вольги не имеет себе равных в русском народном эпосе. Это целая охотничья поэма, созданная народом.

Текст публикуется по изданию: Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. 3-е изд. М., 1938, т. 2, № 91.

От себя лишь добавлю - присутствует смутное ощущение от образа трех богатырей (в частности картины Васнецова), что на месте Алеши Поповича положено быть Вольге, несправедливо отторгнутому с приходом христианства.

Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) - богатырь, персонаж русских былин. Основной отличительной чертой Вольги является хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных.
Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. В нём много архаического, магического. Миллер придаёт Вольге мифическое значение: по его мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное. На основе сохранившихся данных о Вольге исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха.

Былина о походе сохранилась в 11 записях.

Рождение богатыря

Вольга - сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змея. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Поход на Индейское царство

Центральный момент былин о Вольге - его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов - на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем.

Встреча с Микулой Селяниновичем

Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов г. Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога. Да и поведал ему как наказал их за жадность плеткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец дали бой и собрали подати.
Согласно Славянской Вере у человека есть три пути: Волхв, Витязь и Труженик. Каждый выполняет свое предназначение и неспособность поднять дружиной соху показывает, что и Витязю/Волхву никак не обойтись без Труженика. Равно как и Труженику Микуле не наказать без Витязя Вольги людей неправедных.

Вольга Святославич и князь Олег

Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.
По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим. Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского.
Некоторые исследователи отождествляют Вольгу Святославича и князя древлянского Олега Святославича, брата Владимира и Ярополка Святославовичей.
Этот рассказ сохраняет древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.

Эта статья показалась мне одной из самых интересных

Волх, Волх Всеславьевич, Вольга

Волх, Волх Всеславьевич, Вольга, мифологизированный персонаж русских былин, обладатель чудодейственных оборотнических свойств. Сюжет о Волхе Всеславьевиче (реже - Вольга Буславлевич или Святославьевич) и его походе на Индию принадлежит к наиболее архаичному слою в русском былинном эпосе, характеризующемуся неизжитыми тотемистическими представлениями и широко представленной стихией чудесного, волшебно-колдовского, магического, слиянностью человеческого и природного начал. Чудесно рождение В.: мать В. Марфа Всеславьевна, гуляя по саду, соскочила с камня на лютого змея; он обвивается вокруг её ноги и «хоботом бьёт по белу стегну»; вскоре появляется на свет В., рождение которого потрясло всю природу: гремит гром, дрожит сыра земля, трясется "царство Индейское", колеблется море, рыба уходит в морскую глубину, птица - высоко в небеса, звери - в горы и т. п. Чудесно и развитие В.: едва родившись, он уже говорит, «как гром гремит», его пеленают в «латы булатные», кладут ему в колыбель «злат шелом», «палицу в триста пуд»; в семь лет его отдают учиться грамоте, а к десяти годам он постигает «хитрости-мудрости»: оборачиваться «ясным соколом», серым волком, «гнедым туром-золотые рога». Освоив искусство оборотничества, В. в 12 лет набирает себе дружину, а в 15 лет уже готов к воинским подвигам. Когда приходит весть, что «индейской царь» собирается идти на Киев, В. решает опередить противника и отправляется с дружиною в поход на Индейское царство. По пути он упражняет и демонстрирует свои «хитрости-мудрости», выступая как великий охотник, повелитель природного царства, прежде всего мира зверей. Обернувшись волком, он бегает по лесам и «бьёт звери сохатые», в облике сокола бьёт гусей, лебедей, уток. В, кормит и поит, одевает и обувает свою дружину; он всегда бодрствует. Решив «вражбу чинить» индейскому царю и убедившись, что никто из дружины не может выполнить предстоящей задачи успешно, В. применяет свои «хитрости-мудрости», чтобы сокрушить Индейское царство. Обернувшись туром-золотые рога, он быстро достигает цели; обернувшись ясным соколом, он прилетает в палаты к индейскому царю Салтыку (Салтану) Ставрульевичу и подслушивает его разговор с «царицей Азвяковной, молодой Еленой Александровной». Узнав о враждебных Руси намерениях царя, В. оборачивается горностаем, спускается в подвал-погребы, перекусывает тетиву у луков, обезвреживает стрелы и ружья, снова оборачивается ясным соколом, прилетает к своей дружине и ведёт её к городу-крепости индейского царя. Чтобы проникнуть незаметно внутрь, В. оборачивает своих воинов в муравьев (мурашиков) и вместе с ними по узкой щели проникает в город, подвергая его разгрому. В. убивает индейского царя, берёт в жёны царицу Азвяковну, женит своих воинов на семи тысячах пощажённых девиц, а сам становится царём, богато одарив дружину.

Мотив превращения В. (и его воинов) в муравьев, проникающих в неприступную крепость, напоминает подобный же мотив в связи с громовержцем Индрой. (Ригведа I, 51 и др.). Зевс является к Эвримедузе также в виде муравья. Их сын Мирмидон (букв.-«муравейный») стал родоначальником мирмидонян, "муравейных" людей. В русской сказке Иван-царевич, превратившись в муравья, проникает в хрустальную гору, убивает двенадцатиголового Змея и освобождает царевну, на которой он женится. Связь с В. мотива гремящего грома в былине также намечает в его образе тему громовержца. Вместе с тем В. реализует и тему противника громовержца - Змея: будучи сыном Змея, он унаследовал от него «хитрости-мудрости» и, в частности, уменье прятаться от врага, оборачиваться в другие существа. Поэтому в образе В. обнаруживаются переклички с Волосом-Велесом, в котором также отыскиваются змеиные черты, или со Змеем Огненным Волком. В новгородском книжном предании о Волке-чародее В., старший сын Словена, давший своё имя реке Волхов, ранее называвшейся Мутною, был «бесоугодный чародей»; «бесовскими ухищрениями» превращался «в лютого зверя крокодила»; преграждая в Волхове водный путь тем, которые ему не поклонялись: одних пожирал, других потоплял. А невежественный народ почитал его за бога и называл его Громом или Перуном (ср. образ «змеяки Перюна» в новгородских источниках). В. на берегу реки поставил «городок малый» на месте, называвшемся Перынь, и кумир Перуну. Бесы удавили В. в Волхове, тело его плыло вверх по реке и было выброшено «против Волховнаго его городка» и здесь похоронено язычниками. Но через три дня «прослезися земля и пожрала мерзкое тело крокодилово, и могила просыпалась над ним на дно адское».

Оборотничество В. нашло продолжение в таком же свойстве, приписываемом историческому персонажу князю Всеславу Полоцкому (11 в.), упоминаемому в этой связи и в «Слове о полку Игореве» (ср. отчество В.- Всеславьевич, т. е. сын Всеслава). Несомненны и связи между В. и Василием Буслаевым (мотив отсутствия отца и воспитания матерью, похода в дальнюю землю, роль камня в рождении или смерти и т. п.). В послемонгольский период (13 в.) появляются новые трактовки противника В.: теперь он царь Золотой Орды или даже турецкий султан; вместо Индейского царства появляется Турец-земля и т. п.

Второй сюжет, в котором выступает В. (как правило, именно Вольга, иногда Вольга Святославгович и т. п.), связывает его с Микулой Селяниновичем. Общее у Вольги этого сюжета с В.- воспитание в детстве без отца, освоение «мудрости» (превращение в щуку, в сокола, в волка и охота на зверей), собирание дружины для похода. Дядя Вольги князь Владимир стольно-Киевский жалует племянника тремя городами Гурговцем, Ореховцем и Крестьяновцем (их реальные прототипы относят также к Новгородской земле, к невско-ладожскому ареалу), и Вольга с дружиной отправляется «за получкою»; по пути В. встречается с пашущим своё поле оратаем Микулой; Вольга и его дружина не могут поднять сохи Микулы, его крестьянская кобыла обгоняет коня Вольги и т. д. (ср. также противопоставление в русском эпосе «крестьянского сына» Илью Муромца и князя Владимира). Иногда вместе с В. и Микулой выступает и Садко, в других случаях В. смешивается с Василием Буслаевым (побивание купцов на Волховском мосту, мотив камня с надписью, перепрыгивание через него и смерть и т. п.).

В. В. Иванов, В. Н. Топоров.

А, для терпеливых, здесь http://www.neohogwarts.ru/subjl.php?s=122&l=1 симпатишный сайт по аниморфомагии)))

Счастья всем хвостатым и пусть Ваши когти и зубы никогда не затупятся!

"Вольга и Микула Селянинович" - великолепная былина, русское произведение в фольклорном жанре, которое писал народ. Рассмотрим основные моменты, которые играют важную роль в восприятии текста. Характеристика Вольги Святославовича в былине также имеет немаловажное значение.

Вольга Святославович в былине отправился в поход со своими молодцами для того, чтобы собрать дань с людей, проживающих в трех городах. Услышали они стук сошки и устремились к ней, чтобы понять, откуда идет звучание. Ехал Вольга Святославович долго со своей дружиной и наконец достиг своей цели. Видит он: стоит перед ним молодец, крестьянин, одет он в бархатное одеяние, а в руках сошка. Молодой человек описан во всей своей красе. Увидев Вольгу Святославовича, молодец интересуется, куда направляется дружина. Князь отвечает ему, на что получает предупреждение. В городах, куда они собрались, проживают разбойники, поэтому Вольге Святославовичу с добрыми молодцами следует быть внимательнее и аккуратнее. После этого князь решает взять пахаря с собой. Он соглашается. Скачут молодые люди на своих конях, но вскоре крестьянин вспомнинает, что он забыл бросить сошку за куст, оставив ее на том же месте. Послал князь свою дружину для того, чтобы они выполнили поручение, но им не хватило сил. В итоге оратай возвращается, с легкостью вынув сошку из земли, бросает ее за ракитовый куст. Удивленный могуществом молодца, былинный герой Вольга Святославович интересуется, как зовут пахаря. Он отвечает, что Микула Селянинович. Приехав в город, мужики узнают Микулу. Они извиняются перед ним и перед Вольгой Святославовичем. Увидев, как здесь уважают Микулу, князь дарует ему три города.

Главные герои былины

Главные герои былины "Вольга и Микула Селянинович" - князь Вольга Святославович и пахарь Микула Селянинович. Оба персонажа описаны величественными молодцами. Несмотря на то, что крестьяне были одеты достаточно просто, Микула Селянинович представлен в прекрасном бархатном одеянии, в пуховом головном уборе и в ярких сапогах на каблуках. При описании используется народный язык, что добавляет выразительность произведению. Такой простой бытовой предмет, как сошка, описывается с помощью различных выразительных средств, множества эпитетов и метафор, благодаря чему образ сохи раскрывается наиболее подробно. Использован приём контраста, антитезы при описании образов Микулы Селяниновича и Вольги Святославовича. Деятельность пахаря и его труд возвышается над воинским занятием Вольги Святославовича. Также сказитель употребляет такой прием, как гипербола - преувеличение, во время описания силы Микулы, что свойственно жанру русской былины. Целая дружина не справилась с трудом, который Микула Селянинович выполняет ежедневно и с легкостью. Отношение к крестьянину уважительное, это выражается также при помощи использования уменьшительно-ласкательнх прилагательных. Но тем не менее стоит отметить, что характеристике Вольги Святославовича сказитель уделяет меньшее внимание.

Выразительные средства для описания образов героев

Сказитель использует множество выразительных средств для описания образов Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича. Колорита произведению добавляет употребление народных слов и выражений. Большое количество эпитетов и метафор при описании образов пахаря и Вольги Святославовича представляют читателю наиболее подробно внешность и характер главных героев.

Происхождение образа Вольги Святославовича

Герой Вольга Святославович - реальный исторический персонаж, который сущестовал во времена Киевской Руси. Он представляет собой князя Киевской Руси Олега Святославовича. Его дедом был сам Ярослав Мудрый, а Владимир Мономах был двоюродным братом князя. Олег Святославович родился в 1073 году и был четвертым по счету ребенком Святослава Ярославича. Его образ также упоминается в произведении "Слово о полку Игореве".

Характеристика одного из главных героев - Вольги Святославовича

Вольга Святославович силён, его походка отличается особенной тяжестью, что подчеркивает его могущество и величие. Он словно составляет часть природы. Вольга Святославович настолько близок к естеству, к натуре, что он может превратиться в птицу и улететь. Близость к природному началу характеризует его как человека внимательного, умеющего вглядываться, всматриваться, ценящего красоту и искусство. Это означает, что князь развит не только физически, но и является обладателем богатого внутреннего мира. Он также имеет авторитет среди людей. Вольга Святославович сумел собрать молодцев для похода, создав мощную дружину. Один из главных героев обладает уважением и умеет правильно организовать такое важное событие, как поход. Все эти качества Вольги Святославовича характеризуют его как организованного, сильного, мощного, близкого к природе человека. Он является типичным героем фольклорных произведений.

Князь одет в русскую одежду, свойственную людям его сословия. В отличии от описания одежды Микулы Селяниновича, сказитель не придает такого важного значения характеристике Вольги Святославовича, а особенно тому, в чем предстает герой. Сказитель особенно выделяет его основные качества, такие как готовность к бою, умение собрать могучую дружину, быть частью природы, сливаясь с ней, составляя одно целое. Он обладает природной мудростью, самоотверженностью и храбростью. Но его образ блекнет перед образом Микулы Селяниновича, так как сказитель уделяет меньше внимания описанию Вольги Святославовича. Он показывает, что простой русский крестьянин превосходит своими качествами даже такого великого человека, как князь Вольга Святославович. Микула выделяется своей могучей силой, красотой одеяния и уважением среди народа.

Вывод

"Вольга и Микула Селянинович" - великое произведение русского фольклора, повествующее о встрече Микулы Селяниновича с князем Вольгой Святославовичем. Несмотря на всё величие князя, пахарь превосходит описание Вольги Святославовича по характеристике благодаря своей силе, а также красоте. Образы героев описаны очень точно и подробно с помощью использования множества художественно-выразительных средств.

И умение понимать язык птиц и зверей.

Отождествление Вольги и Волха не является общепринятым в фольклористике. Возможно, это разные лица, которые в поздний период бытования эпоса стали сливаться в сознании сказителей из-за сходства имён.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    СКАЗКИ НА НОЧЬ. ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ

    "Вольга и Микула Селянинович"

    Волх Всеславьевич

    Субтитры

Происхождение образа

В былинной фигуре Волха Всеславьевича много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре. В. Ф. Миллер полагал, что первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и скорая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха.

Предполагалось происхождение имени этого героя от слова «волхв » (путём превращения имени нарицательного в имя собственное).

На основе былинных сведений о Вольге современные исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога Волха.

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий .

Основные сюжеты

1. Рождение богатыря

Вольга - сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырём, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Этот рассказ сохраняет древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.

2. Поход на Индийское царство

Центральный момент былин о Вольге - его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьёв , а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своим воинам отдаёт местных девушек, оставленных в живых. Сам он становится царём.

Былина о походе сохранилась в 11 записях.

3. Встреча с Микулой Селяниновичем

Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Микула пожаловался на сборщиков налогов города Гурчевца, дерущих с мужика простого втридорога, и рассказал, как наказал их за жадность плёткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.

Вольга Святославич и князь Олег

Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом , княжившим после Рюрика . Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в