Сочинение: Милосердие и сострадание в романе "Преступление и наказание". «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф

Дабы не отходить от источника сей пророческой реплики, обратимся к одному из замечательных творений Ф. М. Достоевского «Идиот».
Главный герой романа – князь Лев Николаевич Мышкин – являет собой образец христианского сознания в представлении автора. Он бесконечно добрый, всепрощающий, тонко разбирается в людских душах. Однако окружающий героя мир далек от идеала. Мышкину не удается ни спасти от смерти Настасью Филипповну, ни уберечь Рогожина от совершения преступления, ни удержать Аглаю от опрометчивого шага. Однако сам Мышкин тоже не выдерживает тяжести мира и своей скрытой вины перед этими людьми. С иронией называя своего героя идиотом, в то время как задумывался роман «о положительно прекрасном человеке», автор подробно описывает социальную среду, в которую попадает персонаж. Его герои все как один – обуреваемые страстями грешники, не стоящие, по словам Аглаи, поднять платок князя Мышкина, – не будучи в силах разобраться сами в своих прегрешениях и страстях, тянутся к нему как к свету. Он чист душой. Он утешает всех, кто просто говорит ему, что хочет покаяться. Его отношение к Настасье Филипповне определяется в тот момент, когда он видит ее портрет: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено», но, осознав, что она не добра, а наоборот, под чувством своей тяжелейшей вины сама готова глумиться над правыми и неправыми, он решает для себя, что она безумна. Она же не безумная, а скорее бесноватая, и, чтобы исцелить ее, нужен действительно Христос, а Мышкин при всей доброте и чистоте не обладает твердостью в борьбе со злом, в отречении от лукавого. Он не видит зла в мире, для него все люди добрые, все несчастные и все страдают. Достоевский считает иначе. Он помещает своего героя в мир склок, раздоров и грехов. Мышкину удается своим бескорыстием вернуть отчасти на тропу истины, пусть и на короткий срок, Ганю Иволгина, но этот поступок в целом не оправдывается.
По сути, сострадание проявляется, когда человек забывает о своих насущных, эгоистичных интересах и отдает все, что может, нуждающемуся ближнему. Если человек способен на такой поступок, значит, он уверен, что с ним ничего не случится, он не пострадает, потому что его бережет Господь, а тому, кто нуждается, действительно нужно помочь, поскольку он отворотился от Бога и не верит в его помощь. Сострадание у Достоевского неразрывно связано с верой, а что может спасти душу, если не вера. Таким образом, человек эгоистичный отступает перед человеком духовным. Страдает тело, душа же принадлежит Богу, а потому источник душевной муки писатель видит в духовной слепоте, в неспособности отыскать божественный промысел в событиях жизни. Эта неспособность идет от человеческого малодушия, отсутствия истинной веры, страха за что-то суетное, в то время когда душа мучается и страдает не находя в потемках истинного света. Сострадание, способность ощутить душой и отчасти принять на себя страдания другого человека, его душевные муки и тем самым отречься хотя бы на короткий миг от собственного эгоизма показывают силу человеческого духа, а что если не духовная организация определяет смысл человеческого существования. Так, князь Мышкин являет собой воплощенный смысл духовных исканий писателя. Другой вопрос, что окружение вычурно безобразно и любви от него хотят совсем не христианской, а это в понимании писателя тяжкий грех. Достоевский имел верные представления о духовной сути, но основной конфликт произведения – в желании быть чистым и грязи окружающей обстановки, которая в свою очередь лишает героев веры в свои силы что-то изменить. Они не могут исправить свою жизнь, но могут и в этой обстановке оставаться людьми – прощать, любить, сострадать. Именно это определяет писатель смыслом существования человеческого. Пробуждение духовной сущности является масштабным прорывом для его героев. При совершении этого пробуждения, вспоминании человека о своем предназначении, смысле своего существования происходит оправдание совершенных им доселе в помраченном сознании деяний. Он оправдывает и Раскольникова, и Рогожина. Страдание искупает вину формально, сострадание же, открытие духовной сущности возносят человека на новый виток развития. Он уже не будет прежним. Познавший сострадание отрекается от зла, его жизнь наполняется любовью, светом и благодатью. Именно этого так хочет Мышкин. Чтобы люди о совести вспомнили, о ближних помолились, врагов пожалели. И пусть у него мало что получилось, он жил не зря. Возвращенный из безумия в мир помраченных разумом, он вынужден был испить и свою чашу страдания. Видна связь страдания и безумия, ибо лишь безумный, отворотившись от Бога, начинает страдать, а пребывающий с Богом испытывает благодать и понимание божественного промысла, а не страдание. Чистое намерение князя Мышкина помочь людям заведомо оправдывает его существование, поскольку его сострадание им излечивает души и дарует силу от Бога.

  • «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский). (По произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского) - -
  • «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно…» (Ф. М. Достоевский). Великий русский поэт Н. А. Заболоцкий (идеалы, творчество, судьба) - -

Протест против социальной несправедливоститрадиционная тема литературы. Часто стремление помочь обществу осознать свой долг перед теми, кто находится «внизу», помочь людям обрести существование с человеческим достоинством, часто
определяло тему и направление произведения автора. В «Преступлении и наказании» защита социального достоинства «маленького человека» занимает одно из ведущих мест. Но в романе Достоевского эта тема неразрывно связана с протестом не
только против социальной, но и нравственной униженности личности, с поиском той силы, которая способна помочь людям сохранить своё достоинство в любых социальных условиях.
Раскольников и его семья, семья Мармеладовых – лишь часть мира «отверженных» в романе. Этот мир представлен и другими персонажами в романе: девушкой, встреченной на бульваре Раскольниковым, покорной сестрой старухи-процентщицы Лизаветой,
многочисленными обитателями района Сенной площади. Символом же загноности бедного человека в романе, становится засечённая насмерть лошадь из сна Раскольникова. «Уездили клячу!» - кричит, умирая, Катерина Ивановна.
Справедливости и сочувствия ждут от общества «униженные и оскарблённые» герои романа. Справедливость они видят в том, чтобы занять в обществе положение, соответствующее их личным достоинствам. В результате безграничной власти денег они
обречены на постоянные унижения. Но и Раскольников, и Катерина Ивановна. И Дуня чувствуют себя выше окружающих, по уму, по культуре, по способностям, по образованию. Возможность занять в обществе достойное положение им необходима, чтобы уважать себя. Гордость Раскольникова всё время уязвлена взглядами прохожих, придирками хозяйки. Соседи и квартирная хозяйка, с нескрываемым презрением относятся к Катерине Ивановне. Соня вынуждена постоянно чувствовать себя
неполноценно, второсортно. Положение служанки является источником мучительных переживаний сестры Раскольникова.
Бедность всегда грозит окончательным превращением человека в вещь, которую можно продать и купить. В романе Достоевского такая угроза всё больше похожа на реальность. Именно купить себе жену пытается Лужин, а Свидригайлову это удаётся. Как на вещь смотрит Лужин на Соню. Власть денег сама по себе опасна для человеческого достоинства.
И всё же в бедственном социальном положении своих героев Достоевский особо выделяет тяжесть одиночества. Право на сочувствие, на понимание и поддержку дороже для автора романа, чем справедливость, потому что можно прожить и «внизу», если рядом с тобой люди. А не равнодушная толпа. Между тем ужас нищеты в том, что она оставляет человека один на один со своими страданьями. Жизнь каждого из «униженных» героев романа – это существование у последней черты. Каждому особо необходима моральная поддержка, человек, готовый разделить с ним тяжесть испытываемых переживаний. Но хохотом встречают посетители трактира исповедь Мармеладова. Чудом кажется Соне вежливость Раскольникова и его сестры. Нет взаимного понимания между Мармеладовым и Катериной Ивановной, несмотря на их общую судьбу. Возмущённые высказывания
Разумихина о теориях социалистов, сатирический образ Лебезятникова говорят о негативном отношении автора к революционерам. Для Достоевского было неприемлимо насильственно приравнивать всех людей. Но в то же время для него неприемлема и суть Наполеона, частично воплощённая в романе судьбой Раскольникова. Характерно, что именно неспособность главного героя убить в себе чувство неразделимой связи с другими
страдающими людьми стала залогом его нравственного преображения.
В символике романа единственная сила, способная изменить порядок вещей, - это сострадание. Чувство близости чужого горя. Искренний порыв сердца сильнее и чище любых теорий. В жестоком мире, изображённом в «Преступлении и наказании»,
немало примеров не только человеческого равнодушия, но и активного, действенного сочувствия. Раскольников помогает семье Мармеладовых, городовой – девушке на бульваре, раскаявшийся Свидригайлов – детям Катерины Ивановны. Даже Лебезятников не выдерживает вида человеческого унижения и выручает Соню, обвинённую в краже. Причём это не одиночные, случайные сцены.
Добро неуничтожимо в мире, оно дано человеку изначально, заложено в нём. Характерно, что сила сочувствия, жалости, чувство единства в страдании и совершают в конце романа нравственный переворот в душе главного героя. Для Достоевского это чувство было неотделимо от русской религиозной традиции, от всемирной жалости к страдающему человеку. Красота человеческой души была для автора «Преступления и наказания» добротой и верой, спасающими мир от нравственной гибели.

Доброта и жестокость – одна из вечных тем, которые встречаются как в литературе, так и в жизни. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» эти два контрастных понятия идут бок о бок и образуют драматический накал страстей. Что же выберут герои? Добро или зло? Добродетель или жестокость?

  1. Раскольников показывает на своем примере, как в одном человеке может сочетаться и доброта, и жестокость. Главный герой по своей природе очень добр и милосерден – он очень любит сестру и мать, трепетно относится к семье Мармеладовых, не жалеет денег на похороны Мармеладова, искренне сочувствует Соне. Кроме того, автор акцентирует внимание на сне Родиона, где он возвращается в детство. Во сне мальчик до слез жалеет лошадь, которую бьют мужики. В то же время в его голове созревает жестокая теория о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Этот же человек убивает старуху-процентщицу и ее сестру. В душе Раскольникова на протяжении всего произведения идет внутренняя борьба между добротой и жестокостью. В финале читатель видит искреннее раскаяние героя, победу добра над злом. Но все же оба этих качества уживались в нем, как и во многих других людях.
  2. Соня Мармеладова – тоже пример того, как зло может бороться с добром в пределах одного сердца. Сама по себе героиня очень нежная, чуткая, кроткая. Эта героиня – образец христианского смирения и любви к окружающим. Под давлением жизненных обстоятельств Соня вынуждена совершить жестокий по отношению к себе и своей совести поступок – продать себя, свое тело. Но делает это она ради любви к своим ближним. Без денег, которые она заработала, ее мачеха и дети могут попросту умереть от голода. И вот уже получается, что в основе жестокого поступка героини лежит самое чистое и настоящее добро. К сожалению, жертва во имя светлых идеалов редко обходится без жестокости, но, тем не менее, пример Сони доказывает, что человек может победить темную сторону своей души и сохранить добродетель, несмотря ни на что.
  3. Жестокость и добро также борются и в душе Свидригайлова. Если верить сплетням Лужина, то выходит, что Свидригайлов – настоящий преступник, который совершил не одно, а целый ряд жестоких поступков. На его совести лежат изнасилование, убийство и растление малолетних детей. Хоть автор и не дает достоверное подтверждение этим деяниям, читатель все равно видит Свидригайлова преступником. С другой стороны, писатель рассказывает о том, как герой помогает Соне Мармеладовой и Катерине Ивановне. Достоевский присваивает одному герою такие контрастные поступки для того, чтобы показать его многогранность наряду с многогранностью окружающего мира. Добро сосуществует со злом, как в отдельно взятом герое, так и во всем романе.
  4. Зло ради добра – именно так Раскольников пытался оправдать жестокий по своей природе поступок. Он убил старуху-процентщицу ради денег, которые он планировал потратить на благие цели. Вместе с ней герой убил и ее сестру, которая по роковой случайности оказалась на месте преступления. Автор показывает, что жестокость и злость не могут стать основой чего-то светлого и доброго. Родион ничего не смог изменить к лучшему, обстановка в городе от его деяния лишь ухудшилась. Стало больше насилия, больше агрессии, но никак не меньше социальной несправедливости, которую хотел искоренить герой. Раскольников путем душевных метаний и страданий приходит к тому, что раскаивается в своем поступке. Однако Алену Ивановну и Лизавету этим раскаянием не вернуть. Поэтому жестокость не может быть оружием для достижения благой цели. Ее последствия всегда трагичны и, к сожалению, необратимы.
  5. Иногда мы считаем, что вправе относиться к другим людям без доброты, так как считаем их недостойными хорошего отношения. Например, таковыми являются люди, которые окружали Раскольникова и вызывали у него чувства ненависти, злости и жестокости. Лужин и Свидригайлов – воплощения крайнего эгоизма, который заставлял главного героя презирать этих господ. Родион с первого взгляда чувствует антипатию к ним, однако во время их общения автор дает понять, что неприятные собеседники – всего лишь двойники Раскольникова. Насильник и расчетливый лжец и вправду не заслуживают уважения, однако нуждаются в прощении и сострадании, ведь они такие же люди, как и все, просто запутались в хитросплетениях порока. Также запутался и Родион, которому милосердие Сони дало шанс на исправление. Однако без него он закончил бы свою грешную жизнь так, как это сделал Свидригайлов. Имел ли он моральное право жестоко осуждать жениха и бывшего работодателя сестры? Нет, ведь он сам не мог похвастаться святостью. Никто из нас не имеет права на осуждение ближнего своего, ибо никто из нас не может назвать себя безукоризненным моральным авторитетом. Значит, все мы должны относиться друг к другу по-доброму, только так мы сможем сделать друг друга лучше.
  6. Каждый из нас нуждается в добром друге в минуты, когда жизненный путь становится особенно тернистым. Поэтому общество всегда будет высоко ценить доброту в человеке. Например, Родиона спасла Соня Мармеладова – воплощение света, добра и любви. Девушка приняла горькую исповедь героя и не осудила его. Она поддержала преступника, а не отвергла. Поэтому Раскольников потянулся именно к Соне – она научила его любить, прощать, быть кротким и смиренным. Тогда Родион и осознал свою вину, свои ошибки. Сознательное покаяние героя – очень тяжелый и мужественный шаг к осознанию истины и начало нового чистого пути, с которого, хочется верить, он уже не сойдет.

Если вам не хватило аргументов, пишите в комментариях, добавим.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

У Достоевского тема отцов и детей присутствует настолько развернуто и противоречиво в "Братьях Карамазовых", "Бесах", "Подростке", "Униженных и оскорбленных", что проследить ее сколько-нибудь полно можно лишь в специальном исследовании. В школьном программном романе "Преступление и наказание" она возникает, пожалуй, косвенно, но для нашего очерка затронуть этот мотив необходимо.

Начнем не с главных персонажей. Фоном эта тема соотнесена со Свидригайловым: "Дети мои остались у тетки; они богаты; а я им лично не надобен. Да и какой я отец!" (6, 301). Эта реплика подчеркивает безжизненность Свидригайлова, его человеческое падение и устремленность к смерти. Заметим и связанный с ним образ отца невесты: здесь звучит определение расслабленный отец (6,501): болен, третий год в параличе. Всякое ослабление отцовства у Достоевского – это причина упадка: жизнь рушится там, где слабеет присутствие отца. Потому и невеста Свидригайлову найдена в ущербной семье.

С другой стороны, даже воспоминания об отце способны поддерживать несчастных героев романа: Катерина Ивановна будет вечно гордиться тем, что она полковничья дочь, но не видится ли корень несчастий ее семьи в том, что она в свое время пренебрегла отцом, выходя замуж? Она сама рвет с отцом – не с тем ли, чтобы образ отца остался для нее постоянным укором, но и последней поддержкой?

Раскольников видит своего покойного отца во сне, причем это будет своего рода предостережением перед задуманным убийством, не говоря уже и о том, что само преступление рождено безотцовщиной: лишенный отцовского попечения, герой в уродливых фантазиях сам себя видит попечителем человечества, оставаясь всего лишь недоучкой-студентом. Такие смещения в психике вполне могут быть связаны с отсутствием отца.

Символично, что во сне отец ведет Родиона за руку: это жест, передающий оттенок покровительства, воспитания. Они идут на кладбище, где любил бывать мальчик и где все исполнено святости: родовые могилы, старинная, любимая им церковь – все пробуждает Бога в душе Раскольникова ("Он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее", 60). Словом, отец ведет сына по праведному пути, а вокруг – страшный и греховный мир: "Он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак" (60). Здесь разыгрывается кошмарная сцена убийства лошади, первая символическая аналогия будущего убийства. Уводит от окровавленной лошади – отец. "Папочка! – звучит здесь. – За что они… убили!": это очень важное обращение к отцу, скорее всего, как к возможному защитнику, носителю добра и одновременно силы. И во всей этой сцене важен оттенок именно бессилия отца в картине торжества зла. "Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем! – говорит отец. Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит" (65). Не из-за этого ли бессилия следующим, кто будет вести Раскольникова за руку будет уже сам дьявол: "Как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений" (77). Сын не может принять в отце всего лишь маленького человека, и в его сознании рождается мечта, как он сам выразился, о роли Наполеона, о роли спасителя, право имеющего.

Отца уже нет у Раскольникова, он сирота, а для героев Достоевского спасительным будет присутствие даже слабого отца. В этом роль Мармеладова для нашей темы. Он несет лишь несчастья своей семье, тем не менее никто из детей не выскажет ему никакого упрека. Даже сам его странный брак с Катериной Ивановной может быть понят не только через мотив "некуда пойти" человеку, но и через необходимость отцовства для трех сирот. Для троих приемных детей он подлинный папаша, за которого все молятся наравне с молитвой за родного отца ("другого папашу"). По Достоевскому, любовь не должна противоречить страданиям, источником которых будет и отец (ср. противоположное решение у Лермонтова). Это именно христианское состояние: любовь не вопреки страданиям, а именно как чувство к ближнему, страданиями очищенное. Поэтому только любовь связывает Мрамеладова и его дочь Соню и его приемных детей.

Приемные дети введены в роман, конечно, не случайно: Достоевскому важно не столько кровное, сколько духовное отцовство. В словах Мармеладова есть и оттенок, отмеченный нами еще в толстовском переложении Евангелия: он называет себя "земным отцом" (26), подразумевая некое высшее отцовство в самом Боге. Собственно Мармеладов и вносит в семью, в сознание Сони религиозность, он учит детей Закону Божьему (197). Он дает Соне надежду на оправдание перед Богом за ее любовь – к земному, падшему отцу: "Прощаются же тебе грехи твои мнози за то, что ты возлюбила много" (27), пересказывает он Евангелие. Отношение к отцу символизирует здесь любовь к грешному человеку в целом, поэтому так естественно будет для Сони полюбить и куда более грешного, чем отец, Раскольникова: через отношение к отцу все люди становятся для нее подлинно близкими. От Мармеладова дано ей христианское чувство, а далее уже сам герой отвечает за свою душу перед Отцом небесным.

При всем сюжетно незначительном присутствии темы отцов и детей в "Преступлении и наказании", очевидно существенное отличие решения Достоевского от других авторов. Есть нечеловеческое решение темы в Свидригайлове – полное отчуждение отцовства, до безразличия к своим детям, что даже более отвергает отцовство, чем прежняя вражда, но это уже признак обреченности героя (ср. для контраста с Ноздревым). Однако и в Свидригайлове будет замечена своего рода тоска по отцовству, хотя бы когда он устраивает детей Мармеладова.

Далее. В этом романе – отсутствие конфликта отцов и детей при любых поводах для обвинений и вражды (ср. с Лермонтовым, а затем и с Братьями Карамазовыми), как нет здесь и личной обособленности (герои Грибоедова), нет мотива власти отца (ср. с Тарасом Бульбой), ответственности отца за земное благо детей (Чичиков), нет и сугубо родовой, генетической связи (ср. с Гончаровым). Решение Достоевского в "Преступлении и наказании" состоит в том, что отцовство – чисто духовная тема: отец – это ближайший из близких, его присутствие символизирует отношение человека к людям, к миру. Разрыв этой связи (в Раскольникове) ведет к разрыву и с людьми. Поэтому возвращение к миру, к жизни происходит в Раскольникове через обращение к Соне, истинной дочери своего отца. Безотцовщина опустошает, связь даже с самым падшим отцом связывает с Богом, пусть и не суля никакого земного блага. Лирическому герою Лермонтова стоило бы читать Достоевского, но – это уже решение темы в ином времени.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

«Мечты и реальность» — такие близкие душе человеческой понятия. Каждому хочется укрыться от мирской суеты в мире грёз. Это не всегда возможно, но можно обратиться к литературе, которая содержит немало аргументов, раскрывающих эти понятия.

1. Ф.М. Достоевский назвал свой роман “Преступление и наказание” “психологическим отчётом одного преступления”. Произведение повествует о человеке с «неправильной мечтой». Родион Романович Раскольников, главный герой романа, не смог правильно воплотить свою идею в жизнь. Бедный студент, живущий в комнатушке, похожей на гроб, просто не справился с обстоятельствами окружающего его мира. Герой полагал, что убив старуху-процентщицу, сможет изменить реальность. Он поддался «наполеоновской» мечте: разделить всех людей на «материал» и «право имеющих». Казалось бы, убийца-идеолог должен совершить преступление ради улучшения собственного положения, либо для «униженных и оскорблённых». Но украденные деньги никому не помогли, а исчезновение ростовщика лишило бедняков возможности получить сиюминутную финансовую помощь. В этом и заключается суть «неправильной мечты»: нельзя сделать добро людям, истребляя кого-то из них. Поэтому не все грёзы должны сбываться, ведь мечтатель может ошибиться и воплотить совсем не то, что хотел.

2. Реальность, описанная в романе, сама подталкивает героя к убийству. Мрачный, бедный, пьяный и распутный Петербург давит на Родиона со всех сторон. Отправной точкой преступления становится разговор двух молодых людей о жадной старухе — процентщице, которая обманывает своих клиентов. Раскольникову кажется, что смерть этой алчной старухи изменит реальность. Он поставил на себя клеймо убийцы дважды (от его руки пала сестра процентщицы Лизавета) и разрушил свою и без того неспокойную личность. Убийство — не та мера, которая может привести к положительному преобразованию реальности. Это всего лишь путь к саморазрушению. Этого Родион не учёл, поэтому ему так и не удалось изменить окружающую действительность. Если человеку хочется изменить мир, то ему надо начать с себя, а не с тех, кого он считает лишними.

3. Одним из обитателей бедной и безысходной реальности стал Мармеладов, который пропивал деньги, так необходимые его семье. Раскольников познакомился с ним в одной из грязных распивочных. Мармеладов вызвал у Родиона сострадание, потому что герои очень похожи. Оба они мечтатели не от мира сего. Только вот бывший чиновник погубил себя и близких, когда его грёзы стали расходиться с реальностью. Когда-то герой был преуспевающим человеком, который захотел помочь бедной вдове, оставшейся с детьми и без средств к существованию. Его мечта была такой же радужной утопией, как и теория у Родиона: изменить людей, не любя их. Семён Захарович взял в жены нелюбимую женщину, желая лишь помочь ей материально, а не создать семью. В итоге он сам же запил, потерял работу, опустился на дно жизни и потащил за собой всех своих близких, а все потому, что его пленительная грёза воплотилась в кошмар наяву. Мармеладов изначально ошибся, пытаясь воплотить то, что неосуществимо.

4. Пострадала от мрачной и жестокой реальности и Соня Мармеладова. Девушка была вынуждена жить по “жёлтому билету”, чтобы прокормить свою семью. В глазах Раскольникова она стала воплощением “всего страдания человеческого”, которое так тяготило героя. Когда-то совсем еще девочка выбежала из дома и отправилась продавать себя. Поздно она возвратилась к мачехе, а с собой принесла 30 рублей – такова цена ее позора. Но, несмотря на такую убогую и грязную жизнь, героиня не разочаровалась в себе и в том, что ее окружает. Она не винила во всем жестокий мир и его законы, ведь вера помогла ей вырваться из лап порока и смириться с тем, что происходит. Кротость нрава помогла ей научиться понимать людей и бескорыстно помогать им, улучшая мир по мере возможностей. Именно Соня помогла Родиону покориться мукам совести и признаться в убийстве, приняв наказание. Именно она содержала всю семью, спасая детей мачехи от голодной смерти. Эта девушка – живое доказательство, что мир можно изменить своими силами, но начать нужно с того, что тебе по силам.

5. Воплощать мечты нужно, но отнюдь не всеми способами. Существуют методы, которые любую грёзу превратят в кошмар наяву. К примеру, благородное стремление Родиона улучшить мир не привело его к желаемому результату. Петербург остался во власти бедности и бесправности, несмотря на исчезновение Алёны Ивановны. Значит, вовсе не она была причиной всех бед, и убивать ее уж точно не стоило. Поступок Раскольникова – не спасение и не допустимая месть, а жестокое преследование самого общества, которое после каждого убийства теряет веру в собственную безопасность и становится еще несчастнее. Услышав об очередном насилии, любой горожанин задумается: «Неужели власть ничего не может сделать? Тогда и я пойду и сделаю, что хочу». Значит, насильственные и противоправные методы никак не подходят для воплощения светлой и нравственной мечты, так как они лишь вредят людям.

6. Мечты всегда должны быть взаимосвязаны с реальностью, иначе человек сделает совсем не то, что ему нужно на самом деле. Примером может послужить намерение Дуни Раскольниковой. Она хотела спасти семью от бедности и обеспечить брату достойное образование, но работать она не могла, так как барин, у которого она служила гувернанткой, домогался до нее и опозорил на весь уезд. В итоге для женщины того времени оставался один выход: выйти замуж за богатого человека. Так и решила сделать героиня, найдя жениха — расчетливого и эгоистичного мужчину. Лужина она не любила, да и он видел в Дуне лишь покорную рабу, обязанную ему во всем подчиняться. Но, в конце концов, девушка разочаровалась в избраннике и поняла, что никто из членов ее семьи не хочет этой жертвы. Несчастный брак Дуни сделает их несчастными, и никакие деньги не помогут. Девушка просто не хотела видеть этого, считая, что ее решение — самое лучшее и благородное средство от бед. Видя ее ошибку, читатель должен сделать вывод: нельзя уходить из реальности в область иллюзий, даже мечты должны корректироваться в соответствии с тем, что нас окружает.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.


«идея Наполеона» — идея одного избранного, стоящего над человечеством и предписывающего ему свои законы.

Если один человек присваивает себе право физического уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, «простой арифметики» здесь не получается: помимо старухи, Раскольникову приходится убить и Лизавету, ту самую униженную, ради которой и был поднят его топор.


"Месть и великодушие" по роману Достоевского "Преступление и наказание", предлагаю следующий образ для описания:

Родион Раскольников - его существование, причины, которые побудили его на двойное убийство. Но в то же время его отношение к Соне. Сравнить, какие противоположные качества описывает автор у Раскольникова, его проявление великодушия по отношению к похоронам малознакомого человека, где он отдает последние гроши. Можно привести пример вмешательства в судьбу юной девочки, которую он пытается спасти от бесчестия.

Месть, как говорят многие - это блюдо, которое подается холодным. А становится ли человеку легче, когда он отомстит? Большинство преступлений совершается в порыве именно мести. Только потом до человека доходит, что поддавшись этому сильному, но в то же время губительному чувству он отомстил не только обидчику, но и сломал жизнь себе.

Не многие готовы проявить великодушие...

А что же такое великодушие? Великая душа или великодушие характерно не многим людям. Кажется, оно совсем не сопоставимо с местью, ведь великодушный человек прощает зло и не таит его в сердце.

расскрывать исходя из идеологии - теории надчеловека. Он жаждал мести, но совершил преступление.

В то же время Соня Мармєладова имела силы не мстить другим, не искать "виновного". Ее великодушие заключалось в смирении, готовности жертвовать. Именно Сонино великодушие помогло Радиону раскаяться, избавиться от жажды мстить.

Душа живая. Мы сами наполняем ее чувствами, делая определенные поступки. Но если месть - порок, темное проявление нас, то великодушие - благо, высшая степень добродетели.

Чтобы развить у себя великодушие, нужно трудиться - прощать, забывать старое, помогать другим.

Целью Раскольникова в конечном итоге являются «свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащей тварью и над всем муравейником!..»

Но для Сони Мармеладовой человек никогда не сможет быть «дрожащей тварью» и «вошью». Именно Сонечка прежде всего олицетворяет собой правду Достоевского. Натуру Сони можно определить одним словом — «любящая». Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони пронзительно христианским образом.

Именно с христианских позиций, а это позиция самого Достоевского, в романе выносится приговор Раскольникову.

Сонечка, тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, та самая униженная и оскорбленная, осуждает его за презрение к людям и не принимает его бунта, его топора, который, как казалось Раскольникову, был поднят и ради нее, ради ее счастья. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное христианское начало, русскую народную стихию, православие: терпение и смирение, безмерную любовь к Богу и человеку.

Вданном романе много великодушия, но есть и месть. И месть и великодушие борются в главном герое - Родионе Раскольникове, совсем еще молодом человеке, с больной душой. Месть по отношению к старухе-процентщице идет от стремления улучшить мир, освободив его от недостойного по мнению Родиона человека. Раскольников мстит не от внутренней врожденной злобы, скорее от боли, от несовершенства живой человеческой души. Но в его сердце есть место не только для мести, но и для великодушия, иначе и писать бы было нечего. Раскольников великодушен по отношению к Соне (которая сама является образцом великодушия в этом романе) и к малознакомым ему людям.


4. Искусс
Втво и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе «Преступление и наказание»

Доброта и жестокость – одна из вечных тем, которые встречаются как в литературе, так и в жизни. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» эти два контрастных понятия идут бок о бок и образуют драматический накал страстей. Что же выберут герои? Добро или зло? Добродетель или жестокость?

1. Раскольников показывает на своем примере, как в одном человеке может сочетаться и доброта, и жестокость. Главный герой по своей природе очень добр и милосерден – он очень любит сестру и мать, трепетно относится к семье Мармеладовых, не жалеет денег на похороны Мармеладова, искренне сочувствует Соне. Кроме того, автор акцентирует внимание на сне Родиона, где он возвращается в детство. Во сне мальчик до слез жалеет лошадь, которую бьют мужики. В то же время в его голове созревает жестокая теория о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Этот же человек убивает старуху-процентщицу и ее сестру. В душе Раскольникова на протяжении всего произведения идет внутренняя борьба между добротой и жестокостью. В финале читатель видит искреннее раскаяние героя, победу добра над злом. Но все же оба этих качества уживались в нем, как и во многих других людях.

2. Соня Мармеладова – тоже пример того, как зло может бороться с добром в пределах одного сердца. Сама по себе героиня очень нежная, чуткая, кроткая. Эта героиня – образец христианского смирения и любви к окружающим. Под давлением жизненных обстоятельств Соня вынуждена совершить жестокий по отношению к себе и своей совести поступок – продать себя, свое тело. Но делает это она ради любви к своим ближним. Без денег, которые она заработала, ее мачеха и дети могут попросту умереть от голода. И вот уже получается, что в основе жестокого поступка героини лежит самое чистое и настоящее добро. К сожалению, жертва во имя светлых идеалов редко обходится без жестокости, но, тем не менее, пример Сони доказывает, что человек может победить темную сторону своей души и сохранить добродетель, несмотря ни на что.

3. Жестокость и добро также борются и в душе Свидригайлова. Если верить сплетням Лужина, то выходит, что Свидригайлов – настоящий преступник, который совершил не одно, а целый ряд жестоких поступков. На его совести лежат изнасилование, убийство и растление малолетних детей. Хоть автор и не дает достоверное подтверждение этим деяниям, читатель все равно видит Свидригайлова преступником. С другой стороны, писатель рассказывает о том, как герой помогает Соне Мармеладовой и Катерине Ивановне. Достоевский присваивает одному герою такие контрастные поступки для того, чтобы показать его многогранность наряду с многогранностью окружающего мира. Добро сосуществует со злом, как в отдельно взятом герое, так и во всем романе.

4. Зло ради добра – именно так Раскольников пытался оправдать жестокий по своей природе поступок. Он убил старуху-процентщицу ради денег, которые он планировал потратить на благие цели. Вместе с ней герой убил и ее сестру, которая по роковой случайности оказалась на месте преступления. Автор показывает, что жестокость и злость не могут стать основой чего-то светлого и доброго. Родион ничего не смог изменить к лучшему, обстановка в городе от его деяния лишь ухудшилась. Стало больше насилия, больше агрессии, но никак не меньше социальной несправедливости, которую хотел искоренить герой. Раскольников путем душевных метаний и страданий приходит к тому, что раскаивается в своем поступке. Однако Алену Ивановну и Лизавету этим раскаянием не вернуть. Поэтому жестокость не может быть оружием для достижения благой цели. Ее последствия всегда трагичны и, к сожалению, необратимы.

5. Иногда мы считаем, что вправе относиться к другим людям без доброты, так как считаем их недостойными хорошего отношения. Например, таковыми являются люди, которые окружали Раскольникова и вызывали у него чувства ненависти, злости и жестокости. Лужин и Свидригайлов – воплощения крайнего эгоизма, который заставлял главного героя презирать этих господ. Родион с первого взгляда чувствует антипатию к ним, однако во время их общения автор дает понять, что неприятные собеседники – всего лишь двойники Раскольникова. Насильник и расчетливый лжец и вправду не заслуживают уважения, однако нуждаются в прощении и сострадании, ведь они такие же люди, как и все, просто запутались в хитросплетениях порока. Также запутался и Родион, которому милосердие Сони дало шанс на исправление. Однако без него он закончил бы свою грешную жизнь так, как это сделал Свидригайлов. Имел ли он моральное право жестоко осуждать жениха и бывшего работодателя сестры? Нет, ведь он сам не мог похвастаться святостью. Никто из нас не имеет права на осуждение ближнего своего, ибо никто из нас не может назвать себя безукоризненным моральным авторитетом. Значит, все мы должны относиться друг к другу по-доброму, только так мы сможем сделать друг друга лучше.

6. Каждый из нас нуждается в добром друге в минуты, когда жизненный путь становится особенно тернистым. Поэтому общество всегда будет высоко ценить доброту в человеке. Например, Родиона спасла Соня Мармеладова – воплощение света, добра и любви. Девушка приняла горькую исповедь героя и не осудила его. Она поддержала преступника, а не отвергла. Поэтому Раскольников потянулся именно к Соне – она научила его любить, прощать, быть кротким и смиренным. Тогда Родион и осознал свою вину, свои ошибки. Сознательное покаяние героя – очень тяжелый и мужественный шаг к осознанию истины и начало нового чистого пути, с которого, хочется верить, он уже не сойдет.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Жестокость окружающего мира угнетала Родиона Раскольникова. Он не мог спокойно смотреть, как бедняки мучились в нищете, а богачи жили в роскоши, и считал, что его призвание – восстановить справедливость. Жестокость породила жестокость: Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую считает никчемной и недостойной существования, а следом, не намеренно, лишает жизни и ее сестру. Но преступление не приносит герою ожидаемого облегчения, наоборот, обрекает его на муки и страдания. В тяжелые моменты одиночества он встречает Соню Мармеладову – образец добродетели и человеколюбия. Девушка возвращает Раскольникова к жизни, заставив отказаться от бесчеловечных идей и изменить мировоззрение.


Полно о себе одном думать,
для себя одного жить, оглянись кругом,
не увидишь ли для своих забот предмета
более благородного, чем свои сапоги.
Ф. М. Достоевский «Бедные люди»

Фёдор Михайлович Достоевский – писатель-гуманист, психолог человеческих душ, патриот своей родины. Да-да, патриот, и его патриотизм покоился на глубокой вере в духовные силы народа. « Я хочу не такого общества, где бы не мог сделать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам…» - говорил сам писатель.
Все великие романы Фёдора Михайловича от "Преступления и наказания" до "Братьев Карамазовых" преисполнены веры, сострадания и милосердия.

Главные положительные герои его романов, начиная с Сони Мармеладовой и князя Мышкина и заканчивая старцем Зосимой и Алёшей Карамазовым, проповедуют эти христианские заповеди к ближнему, будь то друг или враг.

Человеческую трагедию, нравственную и физическую гибель людей мы видим в романе «Преступление и наказание». И лишь одна единственная сила способна изменить порядок вещей – это милосердие и сострадание. Сам главный герой Раскольников, его семья, а также семья Мармеладовых, раскрытые автором с удивительной глубиной и психоанализмом, ждут от общества понимания и сострадания. Бедность этих людей грозит окончательным превращением в вещь, которую можно обменять, продать или просто-напросто выбросить, как выбрасывают старый диван, пружины которого уже вылезли наружу с течением времени. Каждому из них необходима моральная поддержка, капля милосердия в море, наполненном слезами одиночества и печали, простое, но, одновременно с этим, такое важное чувство близости чужого человека. И в жестоком мире романа мы видим, что не всё потеряно, достаточно примеров не только человеческого равнодушия, но и активного сочувствия. Сам Родион Раскольников помогает семье Мармеладовых, оставляя последние деньги на окне, в то время как посетители трактира, слышавшие исповедь бедного чиновника, встречают его насмешками. Городовой помогает девушке на бульваре, а ведь случайные прохожие даже не остановились рядом (да они и смотрели с явным отвращением и презрением, где уж тут быть милосердию?!). Раскаявшийся Свидригайлов не мог смотреть на нуждающихся детей Катерины Ивановны. Так что же такое сострадание? Со-страдать – значит «страдать вместе», и страдания Свидригайлова не были направлены исключительно вглубь себя. Даже Лебезятников не выдерживает вида человеческого унижения и выручает Соню, ложно обвинённую в краже. И всё это не одиночные, случайные сцены. Мы видим, что чувство милосердия заложено в человеке, на нём строятся отношения почти всех героев, оно определяет красоту человеческой души, спасает мир от полнейшего краха и является главной верой в лучшее.

Сам Достоевский говорил: «Помутилось сердце человеческое…» - эти размышления подтолкнули его на сознание совершенно нового образа героя, отличающегося ото всех, не похожего на предшествующих ему. Образ князя Льва Мышкина является центром всего романа и по-настоящему «положительно прекрасным человеком», воплощением доброты, наивности и честности. Этот герой, сказав однажды, «теперь я к людям иду», готовил себя к некоей миссии и был готов «исполнить своё дело честно и твёрдо» - он должен был страдать, ибо страдания, по его собственным словам, «есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». Он должен был проходить земной путь со всеми людьми вместе, принять их всех в свою душу со всей их тоской, грехами, стать всем братом. Его деятельность и участие в человеческих судьбах должно пробудить в людях спящее желание «творить» добро. Он выполнил свою миссию: любил всех и страдал за всех. Вспомним эпизод с пощёчиной от самолюбивого Гани Иволгина. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» - говорит герой человеку, попирающему своё собственное достоинство, такой человек подвергает себя унижению. Это ли не милосердие? Лев Мышкин может спокойно, на равных, беседовать с лакеем, не обращая внимание на неравное происхождение и положение в обществе, он преисполнен «чистоты нравственного чувства», поэтому и разговор его учтивый, трепетный и вежливый. Герой отставил в сторону все условности и принципы. Разве это нельзя назвать милосердием? Князь хочет помочь всем людям – добрым словом, состраданием, участием, он прощает людской эгоизм, понимая, что причинами его являются непонимание и одиночество.
Своей любовью и страданием князь пробуждает в каждом из тех, с кем встречается, самое высокое, чистое и благородное. Он одухотворяет людей, да-да! люди, привыкшие к фальши, эгоизму и жестокости, корысти и жадности, возрождаются. вот такие чудеса способно творить оно – милосердие.

Возьмём отрывок «Мальчики». Здесь, как и в других произведениях, раскрыт мир человеческой души, в частности тема детства, детские страдания и взгляды на мир. Мы слышим боль и отчаяние автора в этих строчках, которые он пытается донести до нас, читателей. Главные герои – Алёша, Снегирёв, Илюша, Костя Красоткин – терпят изменения в душе, развиваются, идут по своим собственным жизненным путям. Они открывают для себя радость, светлые чувства, сопереживания, сочувствия, умение прощать и любить. Алёша Карамазов проходит настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей через страдания, боль и утраты. Можно сказать, что он – лучик из рая, предвещающий светлое будущее, пусть сам в душе «маленький-взрослый» ребёнок. Герой олицетворяет мир, добро, милосердие, например защищая Илью от летящих камней. Этот человек сыграл свою роль в жизни каждого из мальчиков, объединив их и наставляя на путь добра, справедливости и счастья.

Говоря о милосердии, нельзя не вспомнить повесть «Бедные люди», оригинальность которой заключается в том, что произведение состоит из писем. Это позволяет автору раскрыть тему «маленького человека», сострадать его горю, радоваться его маленьким радостям. Герой повести – Макар Девушкин – полунищий чиновник, живущий своей собственной внутренней жизнью. Его письма – единственная возможность раскрыться перед девушкой Варенькой. В них он пишет о своём скромном жизненном укладе, о мыслях и внутренних чувствах. Его денег едва хватает на жизнь, но этот бедный, но с большой душой человек начинает помогать Варе, ставшей жертвой социального неблагополучия. Макар понял, как, должно быть, трудно ей быть совсем одной в Петербурге. Получается, что бедный поможет ещё более бедному, в этом и заключается героизм милосердия героя. Он урезал все свои расходы до минимума, чтобы купить ей герань или винограду, совершенно не думая о том, что забрал жалование вперёд и жить теперь не на что. И герой вовсе не ждёт какой-то награды за добро, напротив, он считает, что мир не совершенен. В лице этого благородного человека Достоевский показывает нам, сколько прекрасного, чистого и доброго лежит даже в самой ограниченной человеческой натуре. Порой человек, не имеющий ровным счётом ничего сам, отдаёт это самое «ничего» без остатка, умеет сострадать и любить.

В изображении людских страданий и несправедливости, царящих в мире, Ф.М. Достоевский выражает свою собственную боль и страдания. Автор ищет собственные пути спасения человечества, он жаждет счастья людям, униженным и оскорблённым судьбой, он благоговейно, с состраданием относится к любому, даже самому приниженному человеку. В этом и заключается гуманность всех его произведений. В этом и заключается величие той задачи, которую ставил перед собой писатель: «восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств… оправдание униженных и всеми отринутых партий общества»