Витязи и царевны: волшебный мир виктора васнецова. Анализ стихотворения Ивана Бунина «На распутье

Более 10 лет творчества художник посвятил созданию знаменитого «Витязя на распутье». Работу над картиной Васнецов начал еще в первой половине 1870-х годов, а в 1878, на VI выставке общества передвижников вниманию зрителей был представлен ее первый вариант. Окончательный вид картина, какой ее знают сегодня, приобрела в 1882 году и послужила подарком меценату Савве Мамонтову.

Виктор Васнецов. «Витязь на распутье»

На фоне большинства картин Васнецова - светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь…» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне. Витязь вооружен копьем и булавой,

за спиной - крепкий щит, лук и колчан со стрелами.

Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один - «прямо пойдешь - живым не бывать!».

Мрачное настроение картине добавляет характерный фон. Неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни - все это усиливает впечатления от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.

Интересно, что за время работы над картиной, художником было создано значительное количество эскизов, зарисовок и набросков. И сегодня зритель мог бы видеть картину совершенно другой. Так, в одном из начальных вариантов, можно было бы разглядеть лицо всадника, но позднее художник решил представить витязя сбоку, со спины. От камня вдаль уходила дорога, в идеи изображения которой автор в итоге отказался.

Зритель, внимательно изучающий картину, обратит внимание на некоторую неточность, допущенную художником. А именно: копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Ошибка ли это?

Оружие других героев любой из картин Васнецова прописано с точностью до мелочей - копья, мечи, луки и стрелы соответствуют боевым характеристикам. Возможно, эта погрешность - намек на готовность всадника сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. При этом, несмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди.

hudojnik-peredvijnik.ru

Виктор Михайлович Васнецо́в (15 мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Младший брат — художник Аполлинарий Васнецов.

Знаменитый сегодня на весь мир русский художник Виктор Михайлович Васнецов работал в стиле русского реализма. И все же он оказался новатором, создавая картины на сюжеты русских сказок. Вот и в картине Виктора Васнецова Витязь на распутье перед нами появляется былинный герой. Известный художник так любил Древнюю Русь, настолько проникся духом седой героической старины, что его полотна вовсе не воспринимаются как нечто фантастическое, нереальное или декоративное. Картины живописца очень гармоничны, достоверны, на них смотришь как на историческое свидетельство былых времен.

Картина Виктора Васнецова Витязь на распутье – мощная энергетика полотна

Эта известная русская картина Витязь на распутье была закончена в 1882 году. Былинная тематика всегда привлекала художника, и вот наступил такой момент, когда она целиком захватила его, завладела умом и сердцем русского мастера кисти. Эта тема диктовала особое развитие творчества, и мастер, рискуя навлечь на себя осуждение коллег по цеху, уходил от острых социальных проблем современности, погружаясь в мир русских былин, мир древней отчизны. Одним из свидетельств напряженной самозабвенной работы является энергетически мощная, тревожная картина Витязь на распутье.

Описание картины художника Васнецова Витязь на коне на распутье

Приходя в этот мир, мы решаем множество задач. Один из наиглавнейших, роковых вопросов каждой человеческой жизни – это проблема выбора пути. Этот вопрос в произведении живописца приобретает особое звучание. Картина великого русского художника Виктора Васнецова Витязь на распутье о многом способна рассказать.

На живописном полотне Витязь стоит на перепутье. Он хорошо вооружен, под ним богатырский конь, и олицетворяет герой Васнецова активную мужскую силу. Но не гордо возвышается в седле воитель, нет, стоит он в глубокой задумчивости перед чародейским камнем-предсказателем. На изображении поникла голова витязя под тяжестью фатального пророчества, и не в силах смириться с неизбежным, стоит он, опечаленный, погруженный в тяжкую думу. Тропа меж белых камней убегает на запад, где садится солнце, окрашивая небо в золото и огонь. Ночная тьма уже ползет по земле, отдаленные пологие холмы, заросшие непроходимыми лесами, уже мрачны – такой мы видим природу на полотне В. Васнецова Витязь на распутье.

Сокровенный смысл картины живописца Виктора Васнецова Витязь на распутье

На картине мы видим как один стоит витязь в широком поле, и спутники его – лишь черные вороны, магические птицы, сопровождающие души умерших в загробное царство. Кажется, эти замшелые камни лежат здесь целую вечность, и только череп человека и лошади на переднем плане полотна напоминают о бренности человеческой жизни. Атмосфера полотна живописца Витязь на распутье тревожит, распаляет воображение, нагнетает тоску, волнение. И хоть витязь стоит на распутье, дорог, кроме узкой протоптанной кем-то тропинки, как символ выхода из трудной ситуации, не видно. Может быть потому, что известный русский художник В.М. Васнецов своей картиной Витязь на распутье хотел сказать о неотвратимости предначертанного.

«На распутье» Иван Бунин

На распутье в диком древнем поле
Черный ворон на кресте сидит.
Заросла бурьяном степь на воле.
И в траве заржавел старый щит.

На распутье люди начертали
Роковую надпись: «Путь прямой
Много бед готовит, и едва ли
Ты по нем воротишься домой.

Путь направо без коня оставит –
Побредешь один и сир, и наг, —
А того, кто влево путь направит,
Встретит смерть в незнаемых полях…»

Жутко мне! Вдали стоят могилы…
В них былое дремлет вечным сном…
«Отзовися, ворон чернокрылый!
Укажи мне путь в краю глухом».

Дремлет полдень. На тропах звериных
Тлеют кости в травах. Три пути
Вижу я в желтеющих равнинах…
Но куда и как по ним идти?

Где равнина дикая граничит?
Кто, пугая чуткого коня,
В тишине из синей дали кличет
Человечьим голосом меня?

И один я в поле, и отважно
Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит…
Черный ворон сумрачно и важно,
Полусонный, на кресте сидит.

Анализ стихотворения Бунина «На распутье»

Получив домашнее образование, Иван Бунин мечтает связать свою жизнь с литературой. Против воли родителей он покидает родовое имение и устраивается на работу в орловскую типографию простым корректором, надеясь, что со временем сможет здесь издать сборник своих стихов. Однако именно работа в газете помогла юному поэту открыть в себе дар публициста, и очень скоро Бунин стал сомневаться в том, каково же его истинное признание.

В 1900 году автор публикует стихотворение под названием «На распутье», в котором делится собственными сомнениями. Это произведением написано по мотивам русских былинных сказок, однако автор привносит в него свой, особый смысл, который легко угадывается между строк. Действительно, как и русские витязи, Бунин оказывается на жизненном распутье, и перед ним открывается сразу три дороги. Первая из них может сделать из 20-летнего молодого человека известного поэта, вторая сулит лавры публициста. Ну, а третий вариант – вернуться домой и стать управляющим в собственном имении. Как и в былине, каждая из дорог обещает автору смерть, и это неудивительно, потому что каждый человек рано или заканчивает свой земной путь. Однако Бунина в большей степени волнует не это, а то, насколько правильным окажется его выбор. Поэтому он обращается к ворону, сидящему на кресте-указателе, с просьбой помочь выбрать правильную дорогу. О том, насколько принятие подобного решения является для автора важным, можно судить по его душевному состоянию. «Жутко мне! Вдали стоят могилы…». Конечно, поэт утрирует свое внутреннее состояние, однако бесспорно что он действительно боится ошибиться в своем решении и не знает как же правильно поступить.

У Бунина слишком много советчиков, которые видят в нем разностороннего и достаточно одаренного человека. Родители и брат настаивают на том, чтобы он вернулся домой, гражданская супруга Варвара Пащенко видит в Бунине талантливого поэта. Сам же автор все чаще задумывается о том, чтобы начать писать рассказы.

В итоге первый вариант, который сулит «смерть в незнаемых полях», автор практически сразу же отвергает. Однако выбрать между прозой и поэзией он не в состоянии. Именно по этой причине сегодня Бунин известен как автор прекрасных стихов, однако еще более огромной популярностью пользуются его романы, повести и рассказы. «Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит», — именно так объясняет свой выбор Бунин и нисколько не жалеет о том, что пошел сразу по двум дорогам.

Стихотворение Бунина «На распутье» было написано после того, как поэт увидел знаменитую картину Васнецова «Витязь на распутье». Именно этому произведению искусства было посвящено оно в сборнике «Листопад».

Героем данного стихотворения является могучий витязь, который вынужден выбирать путь, по которому ему предстоит идти. Как описывает автор, ни на одном из этих путей героя не ждет ничего хорошего. Везде он встретит неминуемую смерть. Этот решающий момент отражает и исход жизни каждого человека. О человеческом опыте в этом поле свидетельствуют не скрытые следы: «Заросла бурьяном степь на воле. И в траве заржавел старый щит». Это значит, что витязь не первый, кто посещает эти края.

Люди пытались пройти свой путь, защищались щитами, но все же для предупреждения остальных путников установили указатель с обозначениями. За всеми действиями витязя следит непоколебимый ворон, который не издает ни звука для поддержки нашего героя. От того, как будет действовать витязь, зависит и дальнейшее поведение черной траурной птицы.

Это очень трудный выбор, который нужно сделать в жизни каждому и никто не поможет.

Ведь это личная жизнь и никто не сделает выбор за витязя. Даже ворон молчит и не подсказывает главному герою правильный путь, он просто ждет. Настораживает та бесконечная неизвестность, которая ждет человека в будущем, где ничего не известно и никто не подскажет. Но здесь присутствует и позитивная нота: «и отважно Жизнь зовет». Это значит, что не все так ужасно и обреченно. А вдруг люди ошибались, и за поворотом ждет светлое будущее? Просто нужно сделать правильный выбор. Перед этим выбором стоит каждый человек, и он просто обязан его сделать. Без этого выбора не будет продолжения жизни.

Бунину удалось создать стихотворение, которое заставляет задуматься всех людей, прочетших это произведение, о своей жизни и выборе, который имеет большое значение для дальнейшей жизни человечества. Ведь при ошибке, которая может быть сделана, будет нанесен ущерб человеческому опыту, который накапливается годами.

Б ылинная тема, начало которой было положено картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами», получила дальнейшее развитие в серии работ, главным героем которых становится богатырь-витязь. Первый опыт относится еще к 1870 г., когда Васнецов пишет акварель «Богатырь». Именно эта небольшая композиция, носящая пока что эскизный характер – воин, восседающий на коне и смотрящий вдаль, - стала предпосылкой для появления одной из самых значительных работ Васнецова «Витязь на распутье». Художника порой упрекали (и иногда справедливо) в излишней красивости, декоративизме, но глубину и философский смысл этого произведения никто не решился бы отрицать.

В основе картины лежит былина «Илья Муромец и разбойники», но обращение к литературному источнику - всего лишь повод поразмыслить над извечным русским вопросом «что делать?». В России 1870-х гг. проблема выбора пути была особенно актуальной - идеи народничества уже начинали изживать себя, а путь насилия, террористические идеи, естественно, не могли быть одобрены обществом. В более узком смысле сюжет выражал поиски самим Васнецовым своей дороги в искусстве. «Это есть выражение моих личных мыслей», - говорил он.

Перед нами сумеречная степь, озаренная тусклым светом догорающей зари. На поле битвы, усеянном черепами, высится камень, а рядом с ним в глубокой задумчивости остановился понурый всадник с опущенным копьем.

Богатырь. 1870-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первые наброски к «Витязю» появились, когда художнику было чуть больше двадцати лет. В доме-музее Васнецова хранится множество эскизов, представляющих долгий процесс поиска образов богатыря, камня, поля, усыпанного костями... Один из этюдов «Воин в шлеме с кольчужкой» был написан с брата художника Аркадия. Замысел вынашивался долго и только в 1877 г. полностью оформился в картину, которая была выставлена на Шестой передвижной выставке. В этом первом варианте витязь был повернут к зрителю лицом и с вниманием читал подробную надпись, объясняющую, что произойдет, если он поедет прямо, направо или налево.

Полотно заслужило одобрение критика В. Стасова, однако самого художника не удовлетворило. На обдумывание нового замысла ушло еще несколько лет. Во втором варианте увеличился размер холста, а фигура богатыря обрела монументальность. Теперь мы не видим лица витязя, художнику важнее сделать акцент на надпись. «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». «Следуемые далее надписи: «направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» - на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью», - объяснял Васнецов в письме к Стасову, принимавшему горячее участие в работе над картиной. Таким образом, внимание зрителя привлекается к мрачному пророчеству, и становится ясно, что у витязя нет другого пути, только этот, гибельный. А если мы приглядимся повнимательнее, то увидим, что перед витязем… никакой дороги нет!

Что это? Грустная ирония автора над бесполезностью всех попыток русского народа найти правильный путь? Одно утешает - в былине говорится, что богатырь, не побоявшийся грозного предупреждения, сумел переломить судьбу, что все же вселяет в зрителя некоторый оптимизм…