Аварец что за нация какие они. История, традиции и обычаи аварцев – самой многочисленной нации Дагестана

Величественный строгий Кавказ - это самобытная природа, захватывающие дух пейзажи, строгие горы и цветущие равнины. Народы, заселяющие его территорию, такие же строгие, сильные духом и одновременно поэтические и богатые духовно. Один из таких народов - люди, чья национальность - аварцы.

Потомки древних племен

Аварцы - это русское название народности, которая в основном заселяет север Дагестана. Сами себя они называют «маарулал», что переводится очень просто и точно: «горцы». Грузины звали их «леками», кумыки - «тавлу». Статистика насчитывает более 900 тыс. аварцев, в том числе 93% из них проживает в Дагестане. За пределами края небольшая часть этого народа обитает в Чечне, Грузии, Азербайджане, Казахстане. Есть община аварцев и в Турции. Аварцы - национальность, которая генетически родственна с евреями. Согласно летописи султан древней Аварии приходился родным братом правителю Хазарии. А хазарские ханы, опять же по летописи, были князьями еврейскими.

Что говорит история?

В первых упоминаниях в исторических манускриптах эти северо-кавказские племена представляются как воинственные и могущественные. Их место поселения высоко в горах способствовало ряду успешных побед над хазарами, которые селились на равнинах. Небольшое царство называлось Серир, позднее переименованное в Аварию по имени уважаемого в округе царя. Своего расцвета Авария достигла в XVIII веке. В дальнейшем мусульманская создала теократическое государство Имамат, которое в таком виде существовало до присоединения к России. Ныне это самостоятельная Республика Дагестан со своими культурными, политическими и религиозными особенностями.

Язык народа

Аварцы - национальность со своим отдельным языком, который относится к аваро-андо-цезской подгруппе кавказской группы. Южным и северным областям территории проживания свойственны два своих наречия, отличающиеся по некоторым фонетическим, морфологическим и лексическим признакам. Оба наречия имеют целый ряд диалектов, свойственных отдельным регионам республики. Литературный аварский язык сформировался в слиянии двух основных наречий, хотя значительным стало все же влияние северного. Ранее аварцы пользовались алфавитом из латинской графики, с 1938 года аварский алфавит - это буквы на основе русской графики. Основная масса народности свободно владеет русским языком.

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Быт горного народа

Те, чья национальность - аварцы, проживали издавна в горах. Основным занятием было и остается в этих районах и сейчас овцеводство, а также все промыслы, связанные с обработкой шерсти. Потребности в пропитании заставили аварцев понемногу спускаться на равнины и осваивать земледелие и животноводство, которые и стали основными занятиями равнинного населения. Дома свои аварцы строят вдоль бурных горных речек. Их строения очень интересны и необычны для европейцев. В окружении скал и камней дома выглядят их продолжением. Обычное поселение выглядит так: одна большая каменная стена тянется вдоль улицы, из-за чего она выглядит как тоннель. Разные уровни высоты способствуют тому, что часто крыша одного дома служит двором для другого. Современные влияния не обошли и эту национальность: аварцы нынешние строят большие трехэтажные дома с застекленными террасами.

Обычаи и традиции

Религия народа - ислам. Аварцы относятся к мусульман-суннитов. Естественно, правила шариата диктуют все традиции и семейные правила, которых строго придерживается аварец. Народ здешний в целом приветливый и гостеприимный, но свои верования и обычаи, вопросы чести отстаивает незамедлительно. в этих местах - дело привычное и поныне. Верования местного населения несколько разбавлены некоторыми языческими обрядами - так часто бывает на территориях, народы которых долгое время вели обособленный образ жизни. В семье главенствует муж, но по отношению к жене и детям его обязанность оказывать уважение и материально обеспечивать. Аварские женщины обладают настойчивым характером, который не прячут от своих мужчин, и всегда добиваются своего.

Культурные ценности

Каждый аварец, народ которого очень привязан к своим национальным традициям, почитает своих предков. Культурные традиции уходят корнями в века. На горных просторах родились своеобразные мелодичные песни, зажигательные танцы и мудрые сказания кавказских долгожителей. Музыкальные инструменты аварского народа - чагчана, чагур, лапу, бубен, барабаны. Традиционная аварская культура является истоком и первоосновой для современного дагестанского искусства и живописи. Живя в отдалении, вдалеке от торговых путей и центров, жители Аварии изготавливали предметы быта, одежду, украшения для себя и дома своими руками, из подручных материалов. Эти ремесленные поделки стали настоящими шедеврами, основой для теперешних мастеров.

Аварцы, прославившие свой народ

(национальность - аварец) - боксер, чемпион России, призер чемпионата мира по боксу, обладатель пояса WBA, чемпион Международной боксерской организации.

Амир Амаев - дагестанский ученый-атомщик, основоположник нового научного направления в разработке атомных реакторов.

Джамал Ажигирей - мастер спорта международного класса по у-шу, десятикратный чемпион Росии, двенадцатикратный чемпион Европы.

Фазу Алиева - дагестанская народная поэтесса, была редактором журнала «Женщины Дагестана».

Расул Гамзатов - аварский поэт, член Союза многих знаменитых и популярных и на сегодня песен.

Список дагестанских знаменитостей с известными на весь мир именами занимает не один лист. Они - истинная слава своего немногочисленного, но упорного народа.

Аварцы сегодня проживают на территории Дагестана и являются самым многочисленным этносом этой республики. Эти земли были заселены еще во времена позднего неолита (4-3,5 тысячи лет до н.э.). Аварцы являются прямыми потомками этих народов, говоривших на общем дагестано-нахском языке.

В конце 3 тысячелетия до н.э. предки аварцев перешли в оседлому земледельческо-скотоводческому типу хозяйства. Этногенез аварцев проходил в условиях горной изоляции, способствующей консервации определенных черт хозяйства и культуры, антропологического облика населения, языковых особенностей. Уже античные источники I-II вв. н. э. упоминают «саваров», которые, скорее всего, являются предками современных аварцев. С аварцами связывают также известные со 2-й половины 1 тысячелетия до н.э. племена легов, гелов, каспиев, утиев.

В 1 тысячелетии нашей эры аварцы достигли больших успехов в террасном земледелии. Арабские источники (IХ-Х вв.) содержат данные о царстве Серир, на месте которого возникло Аварское ханство. Аварское ханство рисуется источниками как союз вольных обществ, которые объединялись под центральной властью хана лишь в военных целях. Позже здесь возникло Мехтулинское ханство, в которое входило около сорока «вольных обществ».

В XVв. утвердился ислам суннитского толка, с XVI в. существовала письменность на арабской графической основе. Вплоть до XVIII в. Аварское ханство находилось в зависимости от . После присоединения Дагестана к России в 1813 г. аварцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Во второй половине XIXв. к аварцам стали проникать товарно-денежные отношения. Национальная консолидация аварцев ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921 г., с 1991 г. – Республики Дагестан).

В ХIV-ХV веках прекращаются вторжения кочевников, большое внимание уделяется , аварцы начинают выращивать товарное зерно. На равнинных районах аварцы выращивали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овес, просо, бобовые, кукурузу, картофель, лен, коноплю. В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонному овцеводству).

Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные породы овец. Существовавшие государственные образования обычно поддерживали друг с другом дружественные отношения, что обеспечивало беспрепятственный перегон скота с гор на равнину и обратно. Стадо состояло обычно на 2/3 из овец и коз и на 1/3 из крупного рогатого скота, лошадей и ослов. Во все времена аварцы занимались садоводством и виноградарством, практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сельскохозяйственных культур, трехъярусное использование участков. Существовала оросительная система.

Аварцы использовали деревянные и металлические орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыгу, кирку, малую косу, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, деревянную лопату. Среди главных промыслов и ремесел можно назвать ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари. Аварцы занимались обработкой кож, ювелирным, кузнечным, оружейным делом, резьбой по камню и дереву, чеканкой по металлу (серебру, меди, мельхиору).


Традиционные занятия аварцев – скотоводство и пашенное земледелие. Земледелие играло ведущую роль до ХIII-ХIV вв., с ХIV-ХV вв. основным направлением хозяйства большинства районов становится , хотя во многих селениях, прежде всего по долинам Койсу, значительное место занимает садоводство.

Равнинные поселки построены по современному типу. Традиционные жилища аварцев представляют собой каменные строения в 1, 2, 3 этажа с плоской земляной крышей или 4-5-этажные башнеобразные здания с отдельным входом на каждом этаже. Часто дома строились по такому принципу, что крыша одно служила двором для другого. Характерной особенностью жилища являлся центральный опорный столб, украшенный резьбой. В настоящее время аварцы стоят дома из камня в один или два этажа с застекленной террасой, покрывают железом или шифером.

Традиционным костюмом аварцев является туникообразная рубаха, штаны, бешмет, папаха, башлык, овчинная шуба, бурка, кожаный ремень. Женщины носили штаны, платье-рубаху, длинное платье с двойными рукавами, головной убор «чохто», представлявший собой чепец или капюшон с мешочком для кос, цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Обувь у аварцев была кожаная, войлочная или вязаная.

Семейные отношения складывались на основе шариата, общественная жизнь регулировалась обычаями взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Сохранились пережитки домусульманских верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и другие).

До наших дней дошли многие эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки. Аварцы играли на различных музыкальных инструментах: чагчане, чагуре, тамур-пандуре, лалу (вид свирели), зурне, бубне, барабане. Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, женские, парные.

В высокогорных районах аварцы проживали небольшими поселениями по 30-50 домов, в горных районах – поселениями по 300-500 домов. Дома составляли сплошную стену вдоль узких улиц, которые часто перекрывались навесом и образовывали тоннели. Во многих селениях ставили боевые башни.

Современное состояние аварцев

По переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживало более 814 тысяч аварцев. Большинство из них проживает в Республике Дагестан. За последние 35 лет численность аварцев в России увеличилась в 2,5 раза.

Рождаемость и уровень естественного прироста аварцев остаются очень высокими, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к их стабилизации. Доля городского населения растет быстрыми темпами. Численность горожан среди аварцев за последние 35 лет выросла в 7 раз, в значительной степени за счет миграций из села. Однако в городах рождаемость падает достаточно медленно.

Несмотря на быстрый процесс миграции в города, сельскохозяйственные занятия преобладают. Доля лиц с высшим образованием относительно невелика, однако численность студентов выше среднего для России уровня. Ввиду слабого развития промышленности, сфера высшего образования и интеллектуальных занятий в течение длительного времени была своеобразной «отдушиной», поглощавшей избыток трудовых ресурсов в слабоиндустриализированной республике. В настоящее время возможности развития сферы образования сокращаются и повышается угроза безработицы.

Ассимиляция аварскому этносу не угрожает. Об этом говорят и высокие показатели выбора языка своей национальности в качестве родного, и достаточно высокий уровень эндогамии (внутриэтнических браков), по всей видимости повысившийся в последнее время. Специальные исследования показали, что в Дагестане не происходит ни ассимиляция коренных народов Дагестана русским населением, ни формирование единого «общедагестанского» этноса, а скорее складываются нескольких относительно крупных этнических общностей в результате ассимиляции ими малочисленных групп.

Язык аварцев относится к группе иберо-кавказских языков нахско-дагестанской языковой семьи. Имеет два наречия: северное и южное, каждое из которых включает ряд диалектов.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Аварцы. «Свадебный характер»


Общие сведения

АВАРЦЫ - народ Дагестана, населяющий горную часть этой республики. По переписи 2002 года здесь проживают 758 438 человек. Всего же в России, по переписи 2009г., проживают 912 тыс. 90 аварца. Кроме того, около пятидесяти тысяч аварцев живут в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана.

Аварцы - древний народ, уже в VII веке он упоминается в «Армянской географии» Анания Ширакаци. Аварский язык относится к дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. До 1928 года аварцы пользовались арабским алфавитом, употребляя некоторые дополнительные знаки для специфических аварских согласных. В 1938 году был принят ныне существующий алфавит на основе русской графики, который выгодно отличался от предшествующих тем, что использует буквы русской азбуки с добавлением одного только знака «I».

Знаменитый на всю Россию поэт Расул Гамзатов писал свои произведения на аварском языке. Многие его стихи имеют фольклорные корни. Например, те, что вошли в популярный цикл «Надписи на дверях и воротах». («Не стой, не жди, прохожий, у дверей. Ты заходи иль прочь ступай скорей»).

Верующие аварцы исповедуют ислам. Долгое время он должен был конкурировать с местными языческими верованиями. Постепенно некоторые из них приобрели новую исламскую окраску, а какие-то сохранились лишь в виде преданий и суеверий. Но они тоже очень интересны и многое могут рассказать об аварском народе. Например, будуалы - духи, покровительствующие охоте. На охоте человека, который совершил какой-нибудь греховный поступок, духи забрасывают камнями. Нормального охотника, то есть праведного, они, наоборот, приветствуют и угощают.


Очерки

Мягкость карандаша побеждает твердость сабли

Аварцы - народ Дагестана, населяющий горную часть этой республики. По переписи 2002 года здесь проживают 758 438 человек. Всего же в России, по той же переписи, проживает 814 473 аварца. Кроме того, около пятидесяти тысяч аварцев живут в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана. Аварцы — древний народ, уже в VII веке он упоминается в «Армянской географии» Анания Ширакаци.

Аварцы исповедуют ислам. Долгое время он должен был конкурировать с местными языческими верованиями. Постепенно некоторые из них приобрели новую исламскую окраску, а другие сохранились лишь в виде преданий и суеверий. Но они тоже очень интересны и многое могут рассказать об аварском народе.


Привели жениха к родне невесты

Об аварской мудрости ходят легенды. И вообще аварцы умеют найти выход из очень трудных ситуаций. Послушаем одну аварскую притчу.

Привели жениха к родне невесты. Принес он в подарок барана и сладости. Спрашивают братья невесты жениха:

Почему ты выбрал в невесты нашу сестру?

И ответил им жених сказкой-притчей.

Давным-давно огромный и страшный дракон-аждаха захватил единственный в Аварии источник. Люди остались без воды. Женщины плакали, дети стонали от жажды.

Самые смелые и сильные джигиты набрасывались на чудовище с саблями в руках, но он всех сметал ударами длинного хвоста.

Аждаха построил у источника громадный красивый дворец. Огородил его частоколом и насаживал на него головы убитых.

Люди были в отчаянии. Кто же победит страшного дракона?

В то время родился у бедной вдовы сын. Он ходил пить воду из источника по ночам. И набирался небывалой силы, смелости и удали. Видел он, как безобразничал у источника дракон, и возненавидел его. И поклялся перед всем народом освободить от чудовища страну.

Мать, родственники, соседи и друзья долго отговаривали его:

Ты только вырос. Еще молод. Погибнешь во цвете лет. Пожалей себя!

Но юноша сел на коня и отправился сразиться с чудовищем.

Дракон-аждаха уже издали почуял его и заревел страшным голосом:

Это кто осмелился приблизиться к источнику?!

Я хочу сразиться с тобой, чудовище окаянное! — гордо ответил юноша.


Дракон загоготал:

Безумный! Разве тебе не известно, что я не сражаюсь оружием? Ты должен знать, что нет в мире никого, равного мне по силе. Всем своим противникам я задаю только один вопрос. Если он не сможет ответить на него правильно, то я убиваю его одним ударом своего огромного хвоста!

А если ты ответишь правильно, то я тут же сам и погибну!

Хорошо, я согласен! - отвечает юноша. - Задавай вопрос!

Дракон громко зарычал, и в окне его дворца показались две женщины. Одна - невероятно ослепительная красавица, другая - обыкновенная простая женщина.

Которая из них краше? - спросил дракон.

Юноша посмотрел на женщин и ответил:

Краше та, которая тебе больше нравится!

Ты прав! - прохрипел дракон и испустил дух.

Так Авария была избавлена от чудовища.

Закончил жених сказку-притчу и сказал: «Мне ваша сестра нравится!»

Ты прав! - воскликнули братья невесты.

И произнесли они слова молитвы за молодожена:

Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлет Он тебе Свои благословения, и да соединит Он вас во благе!


Свадьба, обогащенная новыми обычаями

Раз зашел в этой аварской притче разговор о молодоженах, то самое время рассказать об аварской свадьбе. Бракосочетание является одним из наиболее старинных торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. У аварцев есть свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времен. Они обогащены новыми ритуалами, забавами, идейным содержанием, созвучными с современностью, интересами разных народов и молодых людей.

Но неизменным остается главное: свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, фольклорных знаний, социального опыта и нравственных норм.

До прошлого века аварцы в основном жили в горных селах, поэтому народные свадебные обряды формировались главным образом там.

В прошлом при заключении брака требовалось, чтобы жених и невеста происходили из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий. Еще в XIX веке аварцы, как и многие другие дагестанские народы, придерживались эндогамии, то есть старались заключать браки в пределах своего аула. У аварцев такие брачные союзы предпочитали заключать между близкими родственниками и однофамильцами.

Самым крепким считался брак, заключенный между односельчанами. Межаульные браки аварцев были немногочисленными.

Что касается интернациональных браков, то они вплоть до середины 40-х годов ХХ века были крайне редки. Раньше прерогатива заключения брака главным образом принадлежала родителям. И дочерей это касалось в первую очередь. В последнее время эти традиции не везде сохраняются, например, в городах гораздо больше вольностей и нововведений. Но по-прежнему при заключении брака учитывают национальность, село, район.

Брак по шариату (магар) и развод (талак) продолжают устойчиво сохраняться в наше время и дополняются гражданским браком и разводом.

Интересно отметить, что взимание калыма для аварцев, а также и для некоторых других дагестанских народов не было характерным обычаем. В современных условиях адат дачи калыма усиливается и быстро распространяется, что объясняется улучшением экономического положения людей.

В сельской местности в большей степени сохранились многие положительные стороны обычаев и традиций, в частности, этикетное подчеркивание статуса старших. Согласно этому адату, младшая сестра или брат не вступают в брак раньше старших. Не разрешается брак между молочными братом и сестрой.

В настоящее время у аварцев бытуют свадьбы двух видов. Первый вид, которого придерживается большинство сельского населения, является традиционным. Он и практикуется лишь с незначительными инновациями. Во втором виде свадьбы преобладают современные элементы и частично соблюдаются традиционные обряды.


А мужчины поют героические песни

Ну а там, где свадьба, там и музыка, там и пение. Аварская музыка отличается яркой самобытностью. Специалисты уже давно заметили, что в музыке аварцев преобладают натуральные минорные лады, больше всего - дорийский. Распространен двухдольный и трехдольный метр. Один из характерных размеров - 6/8. Встречаются также сложные и смешанные размеры.

Аварские мужчины поют эпико-героические песни. Они отличаются трехчастной структурой мелодии. Крайние части выполняют роль вступления и заключения. А в средней (речитативного склада) излагается основное содержание поэтического текста.

Типичный женский жанр: лирическая песня. Для женской манеры вокального исполнения характерно «горловое» пение. Преобладает также сольное пение с инструментальным сопровождением.

Встречаются и унисонное ансамблевое (женский дуэт) и хоровое (мужское) пение. Для старинных лирических песен характерна диалогическая манера пения. Маршевые и танцевые мелодии используются как самостоятельные произведения. Женское пение часто сопровождается бубном. Помимо национальных инструментов у аварцев широко распространены гармоника, баян, аккордеон, балалайка, гитара. Традиционный инструментальный ансамбль - зурна и барабан. Первые записи народной аварской музыки были сделаны во второй половине XIX века.

Несколько слов об аварском языке. Он относится к дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Свою письменность аварцы получили лишь после установления советской власти. До 1928 года аварцы пользовались арабским алфавитом, употребляя некоторые дополнительные знаки для специфических аварских согласных. В 1938 году был принят ныне существующий алфавит на основе русской графики, который выгодно отличается от предшествующих тем, что использует буквы русской азбуки с добавлением одного только знака I.


Надписи на дверях и воротах

Как известно, знаменитый на всю Россию поэт Расул Гамзатов писал свои произведения на аварском языке. Многие его стихи имеют фольклорные корни. Например, те, что вошли в популярный цикл «Надписи на дверях и воротах».

Не стой, не жди, прохожий, у дверей.
Ты заходи иль прочь ступай скорей.

Прохожий, не стучи, хозяев не буди,
Со злом пришел - уйди,
с добром пришел - входи.

Ни в ранний час, ни в поздний час
В дверь не стучать, друзья:
И сердце отперто для вас,
И дверь моя.

Я - джигит, и есть одна лишь
Просьба у меня:
Не входи, коль не похвалишь
Моего коня .


Но не только коня хочется нам похвалить. Хочется похвалить и того анонимного автора, который сочинил поучительную аварскую сказку «Лиса и змея».

Как-то подружились лиса и змея и решили побродить по свету. Долго шли они по лесам, полям, горам и ущельям, пока не вышли к широкой реке, где не было брода.

Давай переплывем реку, - предложила лиса.

Но я совсем не умею плавать, - соврала змея.

Ничего, я тебе помогу, обвейся вокруг меня.

Змея обвилась вокруг лисы, и они поплыли.

Тяжело было лисе, но она не подавала виду и плыла, выбиваясь из сил.

Уже у самого берега змея начала крепко сжимать лису своими кольцами.

Что ты делаешь? Ведь так и задушить можно! - закричала лиса.

Так тебе и надо, - ответила змея.

Ну что ж, видно, смерти не миновать, - простонала лиса. - Об одном только сожалею. Сколько лет мы дружим, а я ни разу не видела вблизи твое лицо. Сделай последнее одолжение - дай как следует посмотреть на тебя перед смертью.

Хорошо. Да и я тоже хочу взглянуть на тебя напоследок, - сказала змея и приблизила голову к лисе.

Лиса тотчас отгрызла змеиную голову и вышла на берег.

Здесь она освободилась от мертвой змеи и воскликнула:

Не доверяй друзьям, которые извиваются!

Легко догадаться, что эта мысль очень скоро стала аварской пословицей. Вот еще несколько интересных пословиц аварского народа, которые стоит намотать на ус:

Хорошему человеку одного слова достаточно, хорошему коню - один удар плетью.

Пчела и муха вместе не работают.

Пока дичь еще в горах, не ставь котел на огонь.

Из одного человека войска не будет, из одного камня башни не будет.

А вот очень интересная пословица, подчеркивающая высокую роль образования, а также искусства в аварском обществе:

Мягкость карандаша побеждает твердость сабли.

От себя добавим, но только если этот карандаш попадет в талантливые руки.


Хозяйство и быт

Традиционные занятия — скотоводство и пашенное земледелие. Археол. и письм. источники свидетельствуют о древности происхождения и развитых формах земледелия у А. В горных р-нах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству. Создавали искусств, террасные поля, укреплённые каменными стенами на сухой кладке; террасирование сочеталось с устройством дренажа. Практиковали трехъярусное использование участков (под фруктовыми деревьями сажали кукурузу, в междурядьях — бобы, картофель, овощи), беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур. Поля удобряли навозом, золой. В горных долинах была развита система орошения (каналы, желоба, дерев, колёса-самокачки).

Орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, дер. лопата; в садоводч. х-вах в горных долинах пользовались особой лопатой для ручной вспашки. Возделывали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, кукурузу, картофель.

Из техн. культур сеяли лен и коноплю. Зерно мололи на водяных мельницах с горизонтальным колесом. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством; имелись эндемичные сорта. Выращивали персики, абрикосы, черешню, яблоки, груши, алычу и др. Практиковалось домашнее сушение фруктов, с кон. XIX в. — переработка их на кустарных консервных заводах, а также вывоз за пределы Аварии на продажу и для обмена на зерно. Из лучших сортов винограда делали на продажу вино.

С кон. XIX в. начали выращивать лук, чеснок, в сов. период — капусту, огурцы, помидоры. В сов. время усилилась зональная специализация, в ряде р-нов действуют филиалы пром. предприятий, консервные заводы.

Считается, что уже в эпоху бронзы скотоводство на терр. А. имело оседлый характер. Разводили мелкий (овец, коз), а также кр. рогатый скот, лошадей, ослов, мулов. Преобладало, особенно в высокогорных р-нах, овцеводство, к-рое уже с XVI в. развивалось как товарная отрасль с географич. разделением труда.

Традиц. породы овец грубошерстные (андийская, гунибская, аварская), в сов. время появились и тонкорунные. В высокогорной зоне преобладало отгонное скотоводство, в горной — стойлово-выгонное в сочетании с отгонным (овцеводство), в предгорной — стойлово-выгонное. Подсобные занятия — охота (дикие козы, олени, туры, лисы и др.) и пчеловодство (особенно в садоводч. р-нах).

Домашние промыслы и ремесла: жен. — ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание; муж. — обработка кожи, резьба по камню и дереву, кузнечное, чеканка по меди, оружейное, ювелирное, изготовление деревянной утвари. Сукна выделывались с древности (имеются средневековые археол. находки) и считались лучшими в Дагестане, вывозились за его пределы (особенно белые — в Тбилиси); фабричными тканями сукно было вытеснено лишь в нач. XX в. Имеются археол. находки VIII—X вв. бронзовых ажурных поясных пряжек, блях.


Выделяется серебряное дело (мастера работали на продажу и на заказ), наиб. кр. центры — Согратль, Ругуджа, Чох, Гоцатль, Гамсутль, Унцукуль. Выделывали кинжалы, газыри, наборы для сбруи, муж. и жен. пояса, жен. украшения (браслеты, кольца, цепочки, бляхи, подвески, ожерелья, серьги и др.), в сов. время — также посуду, разл. предметы быта.

Изделия XIX в. часто повторяли более старые образцы. В Гоцатле в 1958 году был осн. художеств, комбинат. Техника металлообработки: гравировка, чернение, филигрань (особенно накладная), насечка, зернь; применяли вставки из натуральных камней, цветного стекла, цепочки и др. наборные детали. В совр. искусстве Гоцатля большую роль играет техника чернения.

С кон. XIX — нач. XX вв. мировой известностью пользуются изделия из Унцукуля: предметы быта (трубки, портсигары, шкатулки, трости, палки, чернильные наборы, коробочки, шкатулки и т. д.) из кизилового дерева с тонкой насечкой (узор геом.) из серебра, меди, позднее и мельхиора; в сов. время здесь открыта худ. фабрика.

Осн. центры коврового произ-ва — Хунзахский, Тляратинский р-ны, часть с. Левашинского и Буйнакского р-нов: ворсовые и безворсовые двухсторонние ковры, гладкие двухсторонние паласы, узорные войлочные ковры, циновки чибта (к шерст. пряже добавлена болотная осока), мелкие ковровые изделия (переметные сумки хурджины, наседельники, попонки, подушки и т. д.).

Резьбой по дереву занимались почти в каждом селении; ею украшали наличники окон и дверей, колонны, подбалки столбов, балконы, мебель, лари и др. предметы утвари, посуду. Осн. виды резьбы — контурная, плоскосилуэтная, трехгранновыемчатая. Резьбой по камню украшали фасады жилых домов, мечетей, надмогильные памятники. Особенно славились резчики из ее.

Ругуджа, Чоха, Куядинских хуторов (Гунибский р-н). Традиц. мотивы орнамента — стилизованные изображения животных, астральные символы, геометрические, растительные, ленточные узоры, плетёнка.

Строгий, гордый, величественный и мудрый Кавказ - это захватывающие дух природные пейзажи, внушительные горы и живописные равнины. Народы, которые заселяют эти территории, такие же сильные духом, строгие, гордые, мужественные, задумчивые и умудренные опытом. Одним из таких народов являются дагестанцы. Им свойственны свои специфические черты, которые их отличают от других жителей Кавказа, у них свои обычаи и менталитет.

Дагестанцы - это не единая нация, а своеобразный конгломерат народов. В чем их особенность, почему Дагестан называют территорией с уникальным и специфическим народом? Какие они - дагестанские мужчины и женщины? В статье пойдет речь о специфических чертах характера и менталитете дагестанцев.

Особенности дагестанской внешности

В Дагестане проживают более 30 народностей, половина из которых являются коренными жителями. Поэтому неправильно характеризовать всех дагестанцев по единому стандарту. Например, образ сельских жителей отличается от образа городских, горные представители народа отличаются от равнинных жителей.

Основные черты дагестанской внешности это:

  • Высокий рост (более 170 сантиметров).
  • Прямые жесткие волосы от черного до светло-каштанового оттенка.
  • Цвет глаз - серый, черный, карий.
  • Расположение глаз «переднеазиатское», или горизонтальное, глазная щель узкая.
  • Брови прямые, очень часто сросшиеся.
  • У мужчин волосяной покров развит нормально, борода и усы негустые.
  • Лицо длинное и узкое. Черты лица несколько угловатые, с заметными скулами.
  • Лоб высокий, нос длинный, прямой, узкий, кончик иногда приподнят. Часто лоб и нос образуют одну линию.
  • Губы пухлые.
  • Подбородок не выступающий, но высокий.
  • Затылок выпуклый. Уши высокие с длинными мочками.

В Интернете часто обсуждают красоту и внешние данные дагестанцев. Очень сложно однозначно утверждать - красивые дагестанские мужчины или нет. Красота - это очень относительное понятие. Следует отметить, что у многих представителей этого народа достаточно яркие восточные черты, которые придают определенный шарм.

Забота о доме

Традиционно забота о доме, детях, семье - это одна из святых обязанностей дагестанских мужчин. Вся жизнь их посвящена обустройству и совершенствованию быта. В народе желают друг другу: «Чтобы твой дом здравствовал!» В этом пожелании вся суть отношения к своему и чужому дому: уважение, почитание, бережное отношение и пожелание процветания.

Гостеприимство

Дагестанцы свято чтят традиции гостеприимства и почитания старших. Гостеприимство - это обычай, в разной степени свойственный многим народам, но у горцев он возведен в культ. Сколько бы хлопот это не доставляло хозяину, вне зависимости от экономического положения семьи уважающие себя дагестанцы сделают все, чтобы достойно встретить гостей. Существует правило: все лучшее (кровать, пища, вино, комната) - гостю. Даже в наши дни дети спрашивают, если находят деликатес, для них это или для гостей.

Уважение к старшим

Национальной характеристикой дагестанских мужчин и женщин является почитание старших. Это древняя характерная особенность бытовых и семейных отношений. Старость имеет свои преимущества: молодые люди всегда уступают место старикам, первым начинает говорить всегда тот, кто старше, в присутствии стариков молодые всегда стоят, при стариках нельзя курить и пить, им первым подают воду и пищу. Почитание старших передается из поколения в поколение. Неуважительное отношение к старикам порицается в обществе, такому человеку могут выкрикнуть проклятия в след.

Уважение к женщине

Многие исследователи подчеркивают приниженное и бесправное положение женщин в среде мусульманского Востока, но среди них дагестанские девушки относительно свободны. Женщины не носили паранджу, чадру, здесь не было распространено женское затворничество.

Уважение к женщине в обществе выражается в обычаях и обрядах. Например, когда дагестанская девушка проходит мимо группы мужчин, они прекращают смех, чтобы она не подумала, что они смеются над ней. При появлении в обществе взрослой женщины (как в прошлом, так и в настоящее время) принято вставать в знак уважения к ней. Достоинство и честь девочек и женщин строго оберегается. Посягательство на честь женщины служило и продолжает служить поводом для кровной мести. При этом наказание, мщение, убийство не совершается в присутствии женщины.

Если женщина без головного убора и с распущенными волосами бросалась в центр сражающихся, дагестанцы вмиг останавливали кровопролитие и враждующие расходились.

Следует отметить, что у дагестанских мужчин отношение к женщине формировалось исходя из двух исторических предпосылок. С одной стороны, у мальчиков с рождения воспитывалось уважительное отношение к матери, они осознавали необходимость заботиться о родных женщинах: матери, сестре, жене, дочери или других родственниках. Забота и оберегание женщины - святой долг мужчины.

Но с другой стороны, женщина всегда занимала подчиненное положение в семье, то есть последнее слово всегда оставалось и остается за мужчиной. До сих пор сохраняется разделение обязанностей по дому на мужские и женские, чаще всего женщины не работают, а занимаются домашними делами (готовят, стирают, убирают, растят детей). Мужчины зарабатывают деньги и обеспечивают семью всем необходимым.

Межнациональные браки

Взаимоотношения в межнациональных браках очень сложные из-за разности менталитетов, мировоззрений, культур. Как правило, до сих пор у дагестанцев принято создавать браки с представителями своего народа. Но бывают и исключения, когда возникающие отношения между русской женщиной и дагестанским мужчиной перерастают в брак. Следует отметить, что взаимоотношения могут быть гармоничными только в том случае, если соблюдаются традиции и обычаи каждого партнера, если есть уважительное отношение к культуре народа своего супруга или супруги.

  • уважительно относиться к нему и его родственникам;
  • не перечить мужу в присутствии посторонних;
  • не провоцировать его;
  • не создавать искусственно ситуаций, в которых проявилась бы его ревность;
  • быть гостеприимной;
  • ответственно относиться к своим домашним обязанностям;
  • быть скромной и воспитанной.

Ответственность

Особенностью дагестанских мужчин является ответственность. Слово для них дороже жизни: если он что-то пообещал - сделает. Но даже самые ответственные способны забывать о мелочах, особенно если это касается бытовых вопросов, например, купить лампочку, отремонтировать шкаф, установить Интернет и так далее.

Как и все мужчины восточного типа, дагестанцы умеют много и красиво говорить, способны в мгновение вскружить голову комплиментами. Но везде есть свои подводные камни: дагестанцы очень религиозные, не каждый сможет нарушить традиции рода и жениться на христианке. Если у него уже есть своя семья, то он никогда не уйдет из нее. Семья - это святое, хотя романов на стороне может быть множество.

Отношение к деньгам

Дагестанские мужчины любят красиво ухаживать, дарить подарки, совершать широкие жесты. Им нравится исполнять желания. Но минусом таких жестов является транжирство, а самым страшным злом многих представителей народа являются азартные игры и казино. У многих восточных мужчин сложные взаимоотношения с деньгами, и дагестанские представители сильного пола - не исключение.

Эмоциональность

Дагестанские мужчины умеют открыто проявлять свои чувства - это положительная черта, которая помогает выстраивать отношения, потому что понятно, что именно чувствует человек, можно корректировать свои действия, чтобы улучшить взаимоотношения.

При этом, если возникают вопросы, которые касаются их самих или их здоровья, они очень сдержанные. Например, при переломе руки дагестанский мужчина на вопрос врача о том, что случилось, чаще всего ответит, что поцарапался. Вот так проявляются сдержанность и чувствительность.

Но следует отметить и негативную сторону эмоциональности - ревность, чаще всего абсолютно беспричинная. В отношениях мужчины могут постоянно проверять почту, мобильные телефоны, социальные сети. В случае семейных разборок нельзя выводить мужчину из себя. Конечно, у каждого свой темперамент, но рукоприкладство или разгром помещения - самые распространенные проявления бурного темперамента.

Религиозность

Особенностью народа является следование духовной традиции, несмотря на то, что население Дагестана очень разнообразно. Практически 90 % жителей исповедуют ислам, оставшиеся 10 % - иудаизм и христианство. Распространяться религия в Дагестане начала еще в VII веке. Первоначально она появилась в Дербенте, затем на равнинной территории. Но господствующей религией в Дагестане ислам стал только в XIII веке. Такое длительное его распространение связано с междоусобными войнами, и только после нашествия татаро-монголов ислам стал религией всех народностей республики. Среди жителей есть как шииты, так и сунниты.

Все хорошо, что в меру. Среди дагестанцев встречаются и ярые религиозные фанатики. Они верят, что действуют во имя Бога. Прежде чем заводить семью с дагестанским мужчиной, следует прояснить некоторые моменты: его отношение к женщине и ее роли в семье, его отношение к религии, его отношение к детям. Во многом религиозность отражается на других аспектах жизни человека. Например, строгое соблюдение религиозных обычаев и традиций в быту, подчиненное положение женщины, многодетность и так далее.

Какие они - современные дагестанские мужчины?

  • Это прежде всего самые гостеприимные люди на планете. При встрече всегда улыбаются и жмут руку.
  • Уважение к старшим возведено в культ и в ранг закона. Любой старик будет иметь почет и уважение среди молодежи.
  • Среди мужчин нет никаких поцелуев.
  • Они очень не любят отчества, всегда обращаются только по имени.
  • Очень талантливые, среди них много танцоров, певцов и поэтов.
  • Очень любят петь патриотические песни.
  • Любят должности и внешние атрибуты: машина, кабинет, яркая одежда.
  • У мужчин развиты сильные лидерские качества, всегда берут инициативу на себя.
  • Любят соревноваться по любому поводу и очень болезненно переживают поражения.
  • Любят мясо на огне и хинкали.
  • Легко теряют самоконтроль. Если хотите вывести дагестанца из состояния равновесия, заденьте его патриотизм или укажите на слабости.
  • Открытые, про них можно смело сказать «душа на распашку».
  • Не любят иронию, абстрактные шутки. Все сказанное принимают за чистую монету.
  • Они очень эмоциональные, любят размахивать руками, кричать, громко выражать свои мысли.
  • Многие любят лошадей и собак, причем увлекаются ими серьезно.
  • Знают свой род чуть ли не до 7-го колена.
  • Пренебрежительно относятся к закону, считают себя свободными людьми.
  • Щедрые, отдадут последнее своему соседу.
  • Умеют дружить, для друга пожертвуют всем, что есть.
  • Очень любят свою Родину, язык, культуру и обычаи.

Самые известные дагестанские мужчины

Народы Дагестана дали стране и миру великих поэтов, ученых, художников, спортсменов, композиторов и других деятелей искусства и культуры:

  • Абдулагатов Ильмутдин - ученый физико-математических наук.
  • Айтберов Тимур - историк, специалист по дагестанской историографии, средневековому Дагестану, персидским и арабским рукописям, истории ислама в Дагестане.
  • Аливов Яхья - знаменитый физик.
  • Альдеров Альберт - генетик в области зерновых культур.
  • Алиев Шамиль - разработчик космических технологий и ракетного оружия.
  • Апашев Магомед - доктор технических наук.
  • Темиров Руслан - ученый в области нанотехнологий.
  • Темиров Юсуп - радиоэлектронщик.
  • Халидов Гамид - ученый, изобретатель.
  • Шихсаидов Музакир - знаменитый физик, в настоящее время работает директором АО "Дагтелеком" в Махачкале (Дагестан).
  • Хангишиев Мужаедин - авиаконструктор, изобретатель.
  • Шихсаидов Амри Рзаевич - историк, специалист по дагестанской историографии, средневековому Дагестану, истории ислама в Дагестане и Махачкале.
  • Магомедов Наби - известный химик.
  • Магомедов Мурад - археолог, специалист по истории народов Дагестана в период раннего средневековья.
  • Магометов Александр - лингвист, специалист по лезгинским языкам и языкам даргинской группы.
  • Махов Магомед - заслуженный врач Российской Федерации.
  • Нажмудинов Гаджи - специалист в сфере философии и истории зарубежной философии, социальной культурологии, антропологии.
  • Султанов Казбек - специалист по культуре и литературе народов Кавказа.
  • Талибов Букар - специалист по лезгинским языкам, лингвист.
  • Тарланов Замир - литературовед, лингвист, специалист по русским пословицам и литературному языку XVIII века, по агульскому языку.
  • Батдалов Мухтаритдин - знаменитый архитектор.
  • Гамзатов Гаджи - литературовед.
  • Гусейнов Абдусалам - советский и российский философ.
  • Даидбеков Адильгерей - профессиональный инженер Дагестана.
  • Каяев Али - дагестанский религиозный деятель и ученый.
  • Курбанали Акаев - серебряный призер чемпионата мира в 2007 году по кикбоксингу.
  • Сапиюлла Карачаев - чемпион Европы 1978 года по вольной борьбе.
  • Меджид Бектемиров - чемпион России по боям без правил (2007), чемпион мира по боям без правил (2008).
  • Джамал Касумов - двукратный чемпион мира по кикбоксингу. Чемпион мира (2005), Европы (2004).
  • Гаджиев Гаджи - заслуженный тренер России.

Кроме того, Дагестан дал миру таких великих поэтов: Гамзатова Расула, Алиева Фазу, более 60 героев Великой Отечественной войны, например, Исмаилова Абдулхакима и многих других. Продолжать можно до бесконечности. На весь мир прославилась школа вольной борьбы. Здесь появился один из лучших борцов в истории, трехкратный чемпион Олимпийских игр - Сайтиев Бувайсар, а дзюдоисты Исаев Мансур и Хайбулаев Тагир принесли стране первые золотые медали на Лондонской Олимпиаде 2012 года.

Один из самых многочисленных и самых древних народов Кавказа – это аварцы. Живут они в Дагестане, а также в Чечне, Калмыкии, в восточной Грузии и в Азербайджане – всего около миллиона человек. Аварцы гордятся своей историей: ведь их предки обитали на территории Кавказа еще в период неолита, а язык современных аварцев, существовавший с незапамятных времен, не исчез, в отличие от многих языков дагестано-нахской группы.

История аварцев

История появления аварцев сложна и до настоящего времени до конца не выяснена. Одна из старинных грузинских летописей рассказывает библейскую версию рождения этого народа: она называет первопредком всех горцев Дагестана праправнука Ноя – Лекоса. Один из сыновей Лекоса –Хозоних – основал в горном ущелье город и назвал его своим именем, Хозанихети. Считается, что это искаженное слово Ханзах – древняя столица аварских ханов.

Если не вникать в сложные перипетии истории многочисленных кочевых народов, обитающих на территории Евразии тысячи лет назад и постоянно формирующие новые этносы, то коротко историю аварцев можно рассказать так. Тысячи лет до нашей эры предки аварцев были кочевниками, но примерно в третьем тысячелетии до н.э. они начали вести оседлый образ жизни, разводить скот и заниматься земледелием. Жизнь аварских племен (в античных источниках упоминаются племена «саваров», которые, вероятнее всего, и были предками современных аварцев) проходила в горах, в относительной изоляции от других племен и народов, что позволило сохранить не только язык и отличительные внешние особенности народа, но и многие традиции и обычаи.

В первом тысячелетии нашей эры в арабских летописях упоминается царство Сарир, на его месте чуть позже образовалось Аварское ханство. Это был союз независимых племен и обществ, которые объединялись под началом хана только в случае военной необходимости. Аварское ханство просуществовало до XVIII в., на протяжении нескольких последних веков находясь в зависимости от соседнего Ирана. К тому моменту, как ханство присоединилось к России в 1813 году, аварцы имели свою письменность, похожую на арабскую, и исповедовали ислам суннитского толка. В начале XIX века аварцы приняли участие в войне, в ней под предводительством Шамиля горцы пытались отстоять свою свободу. Однако активно консолидироваться как народ аварцы стали после образования Дагестанской АССР в 1921 году.

Религия аварцев

Сегодня аварцы в абсолютном большинстве – мусульмане-сунниты. Интересно, что уже упомянутое средневековое государство Сарир на Кавказе в качестве официальной религии выбрало православное христианство. Существует мнение, что до принятия ислама небольшая часть предков аварцев исповедовала иудаизм, однако достаточных доказательств этому нет. Как бы то ни было, ислам начал проникать на территорию современного Дагестана уже в VII в н.э., а окончательно обосновался здесь примерно в XV веке.

Современные аварцы

Численность аварского народа стремительно растет. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что за несколько последних десятилетий XX века численность аварцев в России выросла в 2,5 раза. В аварских семьях принято иметь несколько детей, поэтому рождаемость постоянно растет. Все чаще аварцы уезжают из сел в города, но, что интересно, этот народ практически не ассимилируется с другими народами: очень редко встречаются браки аварцев с русскими или представителями других кавказских национальностей. Современные аварцы, как и их далекие предки, успешно занимаются сельским хозяйством, виноделием, разводят коз и овец. Они чтят свои национальные и культурные традиции, многие знают аварский язык – в общем, делают все для того, чтобы аварцы как народ существовали еще долгие столетия.