Другие произведения бояна и служение при княжеском дворе. История баяна

Представьте ситуацию: вы заходите в любимый паблик в ВК и видите довольно смешную картинку или анекдот. Вот только одна проблема — вы уже видели это в других группах. Вполне возможно, что в комментариях уже посыпался шквал комментариев типа «Админ, это баян!», «Баян! Отписываюсь от вас!» и т.д.

История может повторяться изо дня в день, а порой вы встретите затасканную по всем ресурсам шутку спустя год иди даже несколько лет!

Баян в интернете

Итак, давайте дадим определение жаргонизму, столь часто используемому в интернете. Баян — это слово, которое выражает неодобрение пользователей в случае демонстрации им устаревшей информации. То есть группа лиц возмущается, если видит новость, информацию, мем или шутку, которые уже давненько «разгуливают» по сети.

Иногда пользователи в соц сетях возмущаются, если видят в одном и том же паблике регулярно повторяющуюся новость. Для людей она становится баяном и они имеют полное право донести это до админов.

Подведем итог. Баяном можно назвать:

  • Рассказанную в сто первый раз печальную историю о котике.
  • Старый анекот.
  • Мем, который «гуляет» на просторах сети уже не первый год. Вспомните нашумевшую историю с Дианой Шурыгиной. Знаменитый мем «на донышке» теперь смело можно назвать баяном.
  • Новость, о которой все уже давно знают.

Кстати, само слово баян стало источником многочисленных мемов! Такие дела.

Баян на молодежном сленге

Молодежный сленг — отдельная тема для разговора, поскольку ребята очень часто употребляют такое выражение. Слово баян начало активно использоваться после того, как Макс +100500 использовал его в своем дисклаймере.

Наверняка многие пользователи интернета сталкивались с таким понятием, как баян. Что значит это слово, знают многие, но не все, поэтому для некоторых эта статья окажется познавательной.


Чаще всего слово "баян" можно увидеть на различных форумах, в чатах, а также в социальных сетях, например "ВКонтакте". Допустим, группа или паблик выставляет интересную картинку или смешной анекдот. Хоть один из участников да скажет о том, что это баян. Что значит это слово, поинтересоваться, конечно, можно, но нежелание быть обсмеянным вряд ли позволит незнающим это сделать. Проще всё узнать самому. Между тем информация о том, что значит баян в "ВК", так и остаётся вопросом, на который приходится искать ответ.

Определение

Если вы "находитесь" в интернете не один год, вы наверняка заглядываете на разные сайты. Вы видите картинки, читаете посты и забавные/страшные/грустные истории, удивляетесь, смеетесь или не испытываете ничего. вы запоминаете те изображения или рассказы, что вам попались на глаза. Проходит несколько лет, и вот вы видите в одной из групп "ВК", например, ту самую картину, которую некогда видели на другом сайте или в другой группе, или в этой же. Вы точно знаете, что видели изображение, причём не вчера/позавчера/на прошлой неделе, а именно давно, несколько лет назад. Это и есть баян, что значит "несвежая" информация, шутка или картинка.

Итак, из вышесказанного выносим полноценное определение. Баян - слово, выражающее неодобрение лиц того факта, что им показывают информацию, новость, картинку, шутку и т. д., которая либо давно разгуливает по интернету, либо уже была в этом же месте раньше (например, повторяющийся в группе в "ВК" один и тот же пост). Вот, что значит баян в интернете.

Происхождение

У большинства слов или фраз есть происхождение, и "баян" не исключение. Был некогда анекдот: «Хоронили тёщу. Порвали два баяна». Он настолько часто постился на одном и том же сайте, что окончательно надоел всем участникам. Негативные комментарии лились рекой, среди которых в какой-то момент начали появляться слова вроде «баян», что значит в переводе «снова этот надоевший анекдот про эти надоевшие баяны». Кто-то подхватил, пустил в интернет, и понеслось - это слово начало расползаться повсюду в слегка модернизированном смысле, чем в него вкладывали изначально.

Другая версия, пусть и менее правдоподобная, но также имеющая право на существование такая: чтобы не писать одно и то же слово по несколько раз, люди стали употреблять знак -//- для обозначения повтора. Поскольку эти символы похожи на баян, а пользователи интернета, которые сами писали эти знаки при письменной речи, стали обозначать ими именно непригодную для «свежей новости» информацию, появилось название "баян".

Схожие понятия

Синонимом к слову «баян» является фраза «бородатый анекдот». Именно это словосочетание наиболее приближено к его смыслу. Правда, "баян" распространяется на более масштабный контент. То есть, например, увиденную в 13-ый раз грустную историю о котике можно назвать баяном, но нельзя - бородатым анекдотом. А смешной рассказ о какой-нибудь собаке, которая появляется где-то чуть ли не каждый день, можно назвать и так, и так.

Бородатый анекдот - это термин, означающий шутку, которая уже давным-давно всем известна. Название у него такое потому, что, высмеивая человека, его рассказавшего, люди говорили, что, мол, ещё их деды смеялись над этой «забавностью». А поскольку при воспоминании о дедушках приходят ассоциации с бородатыми мужчинами, пошло схожее название.

Итог

Да, баяны многих раздражают. Но никогда нельзя забывать о тех, кто, возможно, не видел знаменитую картинку или историю. Некоторые редко заходят в интернет, поэтому для них большинство получаемой информации кажется новой, а значит, пока есть спрос, будут рождаться предложения. Пока в интернете появляются новые пользователи, баяны были, есть и будут.

Мерзкая погода, курсы валют, новые законы, цены на жилье, плохие кафе, какающие на газонах собаки, музыканты-бездари, соседи-придурки - поводов для нытья у белорусов хоть отбавляй. Кажется, с каждым днем волна всенародного стенания все нарастает. Жалобщики у нас - это уже почти профессия. Позитивный взгляд на что бы то ни было - признак инфантильности, дурной тон. Но, видимо, мироздание не терпит однополярности - в противовес тысяче нытиков появляются десятки ярких, инициативных ребят, которые говорят: все проблемы кроются исключительно в нас, и решить их можно только самостоятельно, хватит жаловаться, пора браться за дело.

Музыкальная сцена - квинтэссенция белорусской депрессии. Как побороть уныние и посредственность? Что сделать для того, чтобы наши музыканты стали ярче, живее и заряжали всех вокруг своим творчеством? Такими вопросами задавались многие, но панацею так и не нашли. Зато есть примеры того, как исполнители развиваются, создают, покоряют вершины - и делают это играючи, вопреки всем тем проблемам, которыми озабочено большинство. Оказывается, это возможно! О неиссякаемом источнике жизнерадостности - сегодняшний разговор.

Кто это?

Виталий Воронко - многократный победитель классических международных музыкальных конкурсов. Но узнавать артиста начали тогда, когда он отложил в сторону Римского-Корсакова и Листа, надел костюм супергероя и начал отжигать на многочисленных конкурсах современной музыки не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Выступление родившегося год назад «Человека-баяна» становится событием буквально всегда. И если жюри порой не балует его высокими оценками, присутствующая в зале публика всегда выражает свою благодарность бурными овациями.

Меня всегда поражало то, насколько отвратительно белорусы относятся к своим исполнителям. Едешь в ту же Польшу - они обожают своих рэперов, рокеров, попсарей - да всех! Буквально носят их на руках. Та же картина в Литве, Германии, Латвии. Я, поверьте, совершенно не ною, просто задаюсь вопросом: отчего вы, люди, так не любите своих земляков? Почему не готовы поддержать их?

- Так, может, причина банальна - их пока не за что обожать?

Ну, здесь с какой стороны посмотреть. Ведь это взаимообратный процесс. Музыкант играет, его творчество хвалят, он окрылен и готов играть лучше и так далее. Но проблемы, конечно, есть. Начнем с того, что мы до сих пор не умеем создавать до конца качественный продукт. Возможно, дело в бюджетах, но скорее всего - в идеях. Кроме того, согласитесь, мы до сих пор не доверяем белорусскому производству. В смысле молочко там, маслице, тракторы - это еще можно, а вот что-то более возвышенное - музыка, кинематограф, изобразительное искусство - это вроде как нашему брату и не по силам.

А ведь при этом буквально во всех белорусах есть огромный потенциал. Но мы, с…а, ленивые! Многим музыкантам государство подарило классическое образование. Как ни крути, оно просто обязывает смотреть на мир чуть шире, стремиться экспериментировать, фантазировать, развиваться. А вместо этого они выбирают самый простой путь - «лабают» то, что умеют, не пытаясь напрягаться, меняться и двигаться вперед. Очень многие выпускники музыкальных учебных заведений играют музыку, которая им совсем не нравится. Почему? Наверное, «прыцярпелися». Чуть измениться, попробовать что-то новое для них сродни подвигу. Задумайтесь: человеку проще годами рутинно перебирать струны, бренчать по клавишам, с отвращением думая, что завтра тебе опять подниматься на ту же сцену, только бы не напрягать мозги, только бы не вступать в зону дискомфорта, в которой придется решать что-то самостоятельно.

- С пустыми карманами создавать качественный продукт не так просто…

Так надо с чего-то начинать! Основное мое место работы - по распределению - приносит зарплату в 1,5 млн белорусских рублей, я езжу на стареньком ржавом четвертом «гольфе», живу на съемной квартире. Наверное, собирая деньги, заработанные на «халтурах», я смог бы купить машину поновее, отложить про запас. Но вместо этого за последний год я побывал в Австралии, ОАЭ, Польше, Литве, Австрии, Норвегии, Британии. Деньги надо вкладывать в развитие, перебороть наш накопленный поколениями менталитет страха за будущее. Руки-ноги есть? Голова есть? Значит, заработаешь. Чего бояться-то?

Конечно, кто-то скажет, что здесь, в Беларуси, невозможно строить свое дело, творить и так далее. Но, ребятки, давайте разберемся. Эта земля и эти люди дали вам возможности на старте: образование, начальный капитал… А вообще, по большому счету, нытиков, которые хают свою страну, уже ведь не перевоспитаешь. Поэтому надо, наконец, нам всем, кто любит свою страну, сказать им: «Не нравится Беларусь? Так почему вы до сих пор здесь? Валите, никто вас не держит. Не можете свалить? Тогда задумайтесь: почему? Может, потому, что вы и там никому нафиг не нужны?»

- То есть уедут лучшие, востребованные, а здесь останутся одни посредственности?

Почему мы так боимся, что кто-то от нас уедет? Если захотят уехать, вы их что, цепями прикуете? Надо смотреть шире: другие страны - это расширение кругозора. У кого есть возможность учиться за рубежом - учитесь. Кто-то может сразу «ввязаться в драку» - попробовать выступать на конкурсах, телешоу, да просто играть на улице - дерзайте! Шенгенские визы есть, наверное, у половины минчан, билет до Вильнюса стоит совсем немного. А там лоукосты дают огромное пространство для маневров. Я вот купил билет в Норвегию туда и обратно за €9. Залез на фьорды в костюме супергероя и отчасти почувствовал себя таковым. Нет денег? Экономический кризис? Да ладно, ребята, признайтесь: проблема только в головах! Я привез с собой море энергии, вдохновения и идей.

А потом еще слетал в Австралию, выступил на Тихоокеанском Кубке мира по баяну - и выиграл его. В долги залез по самые уши, но это того стоило, поверьте. Я верю, что сильное желание двигаться вперед меняет мир и подстраивает его под тебя порой самым удивительным, я бы даже сказал парадоксальным образом. Вот вам пример. В Австралию я приехал на десять дней. Чтобы не терять время даром, получил лицензию уличного музыканта (для этого пришлось выдержать экзамен перед муниципальной комиссией). Выхожу на улицу поиграть, смеху ради затягиваю «Без тебя, без тебя…». И тут ко мне подходит и начинает подпевать… кто бы вы думали? Стас Михайлов! Я, скажем так, не большой его поклонник. Но мне кажется, это вселенная посылает мне знаки, мол, ты все делаешь правильно, только не останавливайся, не задавайся вопросами типа «Как бы мне начать что-то делать?», а делай.

Можно было бы начинать карьеру уличного музыканта не на том конце света… Вот и принес бы пользу родной стране.

Лет девять назад я единственный раз попробовал играть в переходе в Минске. Купил себе дорогущий баян, не терпелось опробовать его. Шли с другом-саксофонистом, остановились - и давай играть. На улице 11 градусов мороза. Сразу народ начал собираться, и за 15 минут игры мы заработали по нынешнему курсу $20. Думаю: вот это крутой бизнес! Но он быстро закончился, нас прогнала милиция.

Действительно, очень многие талантливые музыканты начинают с уличных концертов. Это оттачивает умение работать с аудиторией, чувствовать ее. Сейчас в Москве приняли правила, по которым ты можешь играть на улице лишь после того, как сдашь специальный экзамен. Лично я считаю, что это очень крутая идея. Имея такие разрешения, наши ребята могли бы спокойно, не опасаясь репрессий со стороны милиции играть, радовать людей, зарабатывать деньги и получать опыт. Все бы от этого выиграли. Вот вам, кстати, реальный шаг к тому, чтобы развивать белорусский шоу-бизнес. Государство даже могло бы заработать, принимая небольшую плату за такие разрешения.

Белорусы постоянно «загоняются» по поводу того, выиграли мы на «Евровидении» или нет. Ты трижды пытался пробиться на этот конкурс, но дальше финала отбора не прошел, затем пробовал свои силы на российских, украинских и польских музыкальных конкурсах. Везде эти попытки заканчивались неудачей. Откуда берутся силы на все новые и новые заходы?

Почему вы думаете, что эти выступления были неудачными? Я «засветился» перед аудиторией, получил кайф от выступления. Некоторые ролики набрали в YouTube больше миллиона просмотров. Значит, результат есть. Идем дальше: последнее мое выступление на британском конкурсе Britain’s Got Talent было все-таки успешным. Я прошел в полуфинал и скоро еще поборюсь за право быть первым. Вот ты правильно говоришь: белорусы «загоняются» по поводу победы, они не столько болеют за своих, сколько ждут от них результата. У меня возникает ощущение, что, ни черта не создавая, мы хотим просто угадать рецепт успеха. Так не бывает. Для того чтобы его найти, требуется перелопатить море материала, необходима критическая масса, в которой родится звезда. А для меня важны участие, опыт, веселье. Все это я получаю сполна.

Но давай смотреть правде в глаза. Ратуешь ты за то, чтобы поднимать белорусскую музыку, а выступать ездишь в Европу…

Я же говорю, еду туда набираться опыта. Генерировать идеи можно в любой стране мира, но все равно точка отсчета будет здесь, на родине. С нее все началось, и, если вы личность целостная, здесь все продолжится и закончится. Тем более что Беларусь в музыкальном плане - просто поле непаханое. Сегодня здесь фактически нет конкуренции. Посмотрите, сюда стремятся именитые иностранные исполнители, рассчитывая подзаработать. Не просто так! Мои знакомые из Европы, смотря на белорусский музыкальный рынок, говорят: «Вау! Это же просто идеальная страна для старта и развития». От нас, белорусских исполнителей, требуется только пахать так же, как заезжие «зорки», и все будет просто прекрасно.

- Откуда появился «Человек-баян»?

Помните, на телеканале ТНТ мелькала программа, в которой фигурировал супергерой «Человек-синяк»? Поначалу кажется, что это чистая «ржака», но, если задуматься, образ достаточно глубокий. В России с ее нынешними проблемами (как, кстати, и у нас) главная беда заключается в том, что все ждут прихода героев, способных изменить мир. Вот только себя в их роли никто не видит. Конечно, страшно ведь, задаешься вопросом: а чем я, собственно, особенный, чтобы вот так выделиться, заявить о себе? Но в итоге все завертится только тогда, когда героями начнут становиться те, кому уже нечего терять. Например, те же «синяки» - они ведь на самом деле могут. Каждый может. Остальные, смотря на «простых смертных», готовых к подвигам, наконец поймут, что герой есть в каждом из нас, каждый обладает суперспособностями. Я вот на баяне неплохо играю - так и получился «Человек-баян». Считайте, что это мой протест против скуки, безынициативности и лени. Вам сложно оторвать ж…у от стула? Тогда к вам идет «Человек-баян»!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

пуян «богатый», общетюрк. бай «богатый», от глагола baj - «становиться богатым». В казахском языке баян означает «повествовать, излагать, докладывать».

Великий Новгород, информационная табличка на улице Бояна

Имя Боян является очень распространенным и у южнославянских народов, особенно у сербов, болгар, македонцев, черногорцев. Кроме имени Боян, на территориях с преимущественно болгарским населением с X века засвидетельствованы имена, этимологически схожие - Боимир (Х в.), Бояна (XVI в.), Бойо (XV в.) с др. Также стоит упомянуть легендарного основателя Аварского каганата Баяна I и древнеболгарскаго княза Батбаяна .

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Боян" в других словарях:

    Боян - (XI в.) – древнерусский поэт певец. Как «творец песен» Б. назван в зачине «Слова о полку Игореве» (см. Автор «Слова о полку Игореве»): «Боянь бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    В восточнославянской мифологии эпический поэт певец. Известен по «Слову о полку Игореве» (имя Б. встречается также в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по… … Энциклопедия мифологии

    Археологическая культура эпохи неолита (4 е тыс. до н. э.), на территории Румынии, Болгарии и Молдавии. Название по оз. Боян (Румыния). Остатки поселений, орнаментированная керамика. Хозяйство: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство … Большой Энциклопедический словарь

    А, муж. Слав. редк.Отч.: Боянович, Бояновна; разг. Бояныч.Происхождение: (От бой (ср. боец, бой))Именины: 10 апр. Словарь личных имён. Боян См. Баян. День Ангела. Справочник по именам и именинам … Словарь личных имен

    Баян, поэт, певец Словарь русских синонимов. боян сущ., кол во синонимов: 4 баян (17) певец (95) … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    БОЯН. см. баян. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    А, м. Слав. редк. Отч.: Боянович, Бояновна; разг. Бояныч. [От бой (ср. боец, бой).] †10 апр. Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

    Боян - (Баян), русский песнотворец 11 12 вв., слагавший песни славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в Слове о полку Игореве (соловей старого времени, вещий певец); в Задонщине назван в Киеве гораздым гудцом. Имя стало нарицательным для… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

БОЯН, М.В.Фаюстов

БОЯН (Баян) - славянский бог музыки, поэзии и музыкальных инструментов. мифический поэт-певец древних славян. Упоминается в летописях.

ИМЯ: Баян (Боян) — русское «богач», «богатство», «богатый», «изобильный»; бурятское «баян»; тувинское «бай», «пай». Имя и характер певца связаны со словами «6ая(и)ть» - говорить, рассказывать, «байка» - сказка, «баюн» - говорун, сказочник, краснобай, «прибаутка» - шутка, «баюкать» - укачивать ребенка под песенку, «обаять» - обольстить, обворожить. Старинное «обавник», «обаянник» - значит чародей, «бальство» - ворожба.

Русская быль, В.Васнецов

СПОСОБНОСТИ: Прародитель Бояна - звериный и «скотий» бог , поэтому вещий певец умеет и слышать голоса птиц и зверей, а потом перелагать их на язык человеческий. Струны его гуслей - живые, персты его - вещие. Боян один из немногих, кто умеет слышать пророчества птицы кому навевает сладкие сны , кто не убоится смертоносных песнопений

В песнях Бояна есть и шаманская традиция, связанная с представлением о мировом дереве, и навыки ранней славянской поэзии, восходящей к общеиндоевропейскому поэтическому языку.

Памятник Бояну в Ялте

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: От Бояна идёт традиция сложения былин, раннего устного поэтического творчества. Он везде успевает, где случаются значительные события, воспевает мудрость князей и подвиги воинов; но в назидание потомкам смело «бает» о распрях, изменах, неразумной гордыне правителей, что приводит к страшным бедам. Песни Бояна - устная летопись жизни народа.

В ЛИТЕРАТУРЕ: У Бояна вещего, бывало,
Если петь он начинал о ком,
Мысль, как серый волк в степи, бежала,
Поднималась к облакам орлом.
… Но не десять соколов взлетали,
А Боян персты на струны клал,
И живые струны рокотали
Славу тем, кто не искал похвал.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Перевод Н.РЫЛЕНКОВА

ГУСЛЯРЫ, В.Васнецов

ИСТОРИЯ: Согласно наиболее распространённой в современной науке точке зрения, Боян - историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Автор «Слова» называет трёх князей, которых воспевал Боян: братья-соперники Мстислав Владимирович Храбрый (ум. 1036) и Ярослав Мудрый (ум. 1054), а также внук второго из них Роман Святославич (ум. 1079), - и одного князя, которого Боян порицал: это Всеслав Полоцкий (правил в 1044-1101, в 1068 кратковременно княжил в Киеве). Судя по тому, что двое из положительных героев Бояна правили в Черниговском и зависимом от него Тмутараканском княжестве (а после смерти Мстислава всей Русью, включая Чернигов и Тмутаракань, владел и третий из них, Ярослав Мудрый), выдвигалась гипотеза о том, что и сам Боян был связан с этими местами. Хронология показывает, что Боян был активен как певец на протяжении не менее 40 лет. По характеру творчества он, скорее всего, напоминал скандинавских скальдов, сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы или песни-хулы.

Памятник Бояну в Трубчевске

СКУЛЬПТУРА: В Трубчевске (1975), Брянске (1985) и Новгороде-Северском (1989) установлены памятники Бояну. Памятник Бояну - ключевая фигура композиции в честь 1000-летия города Трубчевска

В ПАМЯТИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Мы сохранили имя Бояна в музыкальном инструменте баяне.

Да и баять — рассказывать до сих пор продолжаем.

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ. Некоторые люди предлагают день Бояна отмечать в день славянской письменности

(175)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.