Иван бунин детство краткое содержание. Анализ стихотворения Бунина И

Одно из самых известных стихотворений раннего творчества Бунина - "Детство" - написано в молодой поре, когда детство, кажется, ушло еще недалеко, однако уже, очевидно, безвозвратно. В этой статье представлен анализ стихотворения, а также история его создания и использованные выразительные средства.

"Чем жарче день, тем сладостней в бору..."

Прежде чем анализировать это стихотворение, необходимо освежить в памяти его строки. Стихотворение знакомо многим с юных лет:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

История создания

Стихотворение "Детство" Бунин написал в 1895 году в возрасте 25 лет. Это время в биографии поэта характеризуется началом серьезного творчества, первыми публикациями и участием Бунина в литературном кружке "Среда", завсегдатаями которого были также Максим Горький и Леонид Андреев. Первые поэтические признания, серьезные коллеги - и вдруг Бунин пишет это стихотворение, наполненное торжеством свежести детских впечатлений и тоской по времени, когда "деревья были большими".

Детство Ивана Бунина было счастливым. Когда мальчику исполнилось четыре года, семейство Буниных переехало в свое родовое поместье, расположенное в Елецком уезде. С малых лет Иван был окружен любовью, хорошим воспитанием и богатой природой. Словно с картин Шишкина, выступали перед мальчиком густые хвойные леса, сияющие в проблесках солнечного света. С детства одаренный тонким восприятием и богатым воображением, Иван нередко проводил время в лесу - один, с неизменной книгой под мышкой или в сопровождении гувернера - Николая Ромашкова, оказавшего значительное влияние на раннее образование будущего поэта. Маленький Бунин - на фото ниже.

Скорее всего, стоя на пороге между двадцатилетней юностью и тридцатилетним началом зрелости, между безвестностью начинающего поэта и славой знаменитого, Иван Бунин с особой ностальгией предался воспоминаниям о своем детстве. Тогда все было еще впереди, а сосновый бор мог стать надежным укрытием от любых неурядиц, которые могли случиться в его детской жизни.

Первая публикация этого стихотворения состоялась лишь в 1906 году, спустя одиннадцать лет после написания.

Анализ произведения

Темой стихотворения Бунина "Детство" является ностальгия по прошлому, по времени, когда целые дни можно было беззаботно проводить в лесу, а о взрослой жизни, кажущейся очень далекой, и вовсе не задумываться. Стихотворение написано в жанре лирического произведения с использованием перекрестной рифмы и в размере четырехстопного ямба - благодаря ему стихотворение звучит весело и легко, позволяя представить беззаботного мальчишку, радостно шагающего по утреннему лесу. Лирическим героем произведения является сам автор, его сверхзадача - рассказать о своей любви к природе, к летнему солнцу, но именно так, как он чувствовал это в детстве.

Выразительные средства

Основным средством художественной выразительности в стихотворении Бунина "Детство" является аллитерация: в каждой строке используется несколько шипящих и глухих звуков, позволяющих услышать шелест песка, скрип тяжелых стволов, хруст коры. Также обильно использованы твердые и мягкие звуки "л" - благодаря этому чувствуется, как сквозь деревья льется яркий свет, как горячая смола стекает по стволам сосен.

Помимо этого к выразительным средствам следует отнести метафору ("солнечные палаты"), сравнение ("песок - как шелк"), олицетворение ("величавый ствол"), лексический повторы ("повсюду блеск, повсюду яркий свет", "как тепла, как солнцем вся прогрета") и огромное количество восторженных эпитетов ("смолистый аромат", "солнечные палаты", "блеск и яркий свет", "ствол - тяжелый, величавый", "солнечное лето"). Именно преувеличенная восторженность позволяет почувствовать неподдельный, искренний восторг, на который человеческая душа способна только в детстве.

Очень кратко У мальчика умирает отец. Вместе с матерью он переезжает в дом жестокого и жадного деда. Мать выходит замуж, и мальчика растит бабушка. Когда мать умирает, дед отправляет мальчика «в люди».

1913 год, Нижний Новгород. Повествование ведётся от имени мальчика Алёши Пешкова.

I

Первое воспоминание Алёши - смерть отца. Он не понимал, что отца больше нет, но в память ему врезался плач матери Варвары. Перед этим мальчик сильно болел, и помочь приехала бабушка Акулина Ивановна Каширина, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом». Бабушка нюхала табак и была вся «чёрная, мягкая», как медведица, с очень длинными и густыми волосами.

В день смерти отца у Варвары начались преждевременные роды, ребёнок родился слабым. После похорон бабушка забрала Алёшу, Варвару и новорож­дённого в Нижний Новгород. Ехали они на пароходе. По дороге малыш умер. Бабушка, стараясь отвлечь Алёшу, рассказывала сказки, которых знала великое множество.

В Нижнем их встречало множество народу. Алёша познакомился с дедом Василием Васильичем Кашириным - маленьким, сухоньким старичком «с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками». С ним пришли дядья мальчика, Яков и Михайло, и двоюродные братья. Дед Алёше не понравился, он «сразу почувствовал в нём врага».

II

Жила семья деда в большом доме, нижний этаж которого был занят красильной мастерской. Жили недружно. Варвара вышла замуж без благословения, и теперь дядья требовали у деда её приданое. Время от времени дядья дрались.

Приезд Алёши с матерью только усилил эту вражду. Мальчику, выросшему в дружной семье, было очень тяжело.

По субботам дед сёк внуков, провинившихся за неделю. Алёшу это наказание тоже не миновало. Мальчик сопротивлялся, и дед засёк его до полусмерти.

После, когда Алёша отлёживался в постели, дед пришёл мириться. После этого мальчик понял, что дед «не злой и не страшен», но забыть и простить побои он не мог. Особенно поразил его в те дни Иван-Цыганок: он подставлял руку под розги, и часть ударов досталась ему.

III

После Алёша очень подружился с этим весёлым парнем. Иван-Цыганок был подкидышем: бабушка нашла его как-то зимой возле своего дома и воспитала. Он обещал стать хорошим мастером, и дядья часто ссорились из-за него: после раздела каждый хотел взять Цыганка себе.

Несмотря на свои семнадцать лет, Цыганок был добрым и наивным. Каждую пятницу его отправляли на рынок за продуктами, и Иван тратил меньше, а привозил больше, чем следовало. Оказалось, он приворовывал, чтобы порадовать скупого деда. Бабушка ругалась - она боялась, что однажды Цыганка схватит полиция.

Вскоре Иван погиб. Во дворе у деда лежал тяжёлый дубовый крест. Дядька Яков дал обет отнести его на могилу жены, которую сам же и убил. Цыганку выпало нести комель этого огромного креста. Парень надорвался и умер от кровотечения.

IV-VI

Прошло время. В доме жилось всё хуже. Алёшину душу спасали только бабушкины сказки. Бабушка не боялась никого, кроме тараканов. Однажды вечером загорелась мастерская. Рискуя жизнью, бабушка вывела из горящей конюшни жеребца и очень сильно обожгла руки.

«К весне дядьки разделились», а дед купил большой дом, на первом этаже которого был кабак. Остальные комнаты дед сдавал. Вокруг дома рос густой запущенный сад, спускавшийся в овраг. Бабушка с внуком поселилась в уютной комнате на чердаке.

Все любили бабушку и обращались к ней за советом - Акулина Ивановна знала множество рецептов лекарств из трав. Родом она была с Волги. Её мать «обидел» барин, девушка выбросилась из окна и осталась калекой.

С детства Акулина ходила «по людям», просила милостыню. Потом её мать, бывшая искусной кружевницей, выучила дочь своему мастерству, а когда о ней слава пошла, и дед появился. Дед, пребывая в хорошем настроении, тоже рассказывал Алёше о своём детстве, которое он помнил «от француза», и о своей матери - злой бабе калашнице.

Некоторое время спустя, дед взялся учить Алёшу грамоте по церковным книгам. Он оказался способным к этому, и вскоре бегло разбирал церковный устав. Дед был верующим человеком, но бог, которому он молился, вызывал у Алёши «страх и неприязнь».

На улицу мальчика отпускали редко - всякий раз местные мальчишки избивали его до синяков.

Вскоре Алёшина спокойная жизнь кончилась. Однажды вечером прибежал дядька Яков и сообщил, что дядька Михайло идёт убивать деда. С того вечера дядька Михайло являлся ежедневно и учинял скандалы, на радость всей улицы. Так он пытался выманить у деда Варварино приданое, но старик не сдавался.

VII-X

Ближе к весне дед неожиданно продал дом и купил другой. При новом доме тоже был заросший сад с ямой - остатками сгоревшей бани. Слева с ним соседствовал полковник Овсянников, а справа - семейство Бетленга.

Дом был набит интересными людьми. Особенно интересен для Алёши был нахлебник по прозвищу Хорошее Дело. Его комната была заполнена странными вещами, и он постоянно что-то изобретал.

Вскоре мальчик сдружился с Хорошим Делом. Тот научил его правильно излагать события, не повторяясь и отсекая всё лишнее. Бабушке и деду эта дружба не понравилась - они считали нахлебника колдуном, и Хорошему Делу пришлось съехать.

Очень интересовал Алёшу и дом Овсянникова. В щели забора или с ветки дерева он видел трёх мальчиков, играющих во дворе дружно и без ссор. Однажды, играя в прятки, младший мальчик упал в колодец. Алёша бросился на помощь и вместе со старшими детьми вытащил малыша.

Дети дружили, пока Алёша не попался на глаза полковнику. Пока он выставлял мальчика из дому, тот успел обозвать его «старым чёртом», за что был бит. С тех пор Алёша общался с Овсянниковыми-младшими только через дыру в заборе.

О матери, которая жила отдельно, Алёша вспоминал нечасто. Однажды зимой она вернулась, поселилась в комнате нахлебника и начала учить сына грамматике и арифметике. Жилось Алёше в те времена трудно. Часто дед ссорился с матерью, пытался принудить её к новому замужеству, но та всегда отказывалась.

Бабушка заступалась за дочь, и однажды дед жестоко её избил. Алёша отомстил деду, испортив его любимые святцы.

Мать подружилась с соседкой, женой военного, к которой часто приходили гости из дома Бетленгов. Дед тоже начал устраивать «вечера» и даже нашёл матери жениха - кривого и лысого часовщика. Варвара, женщина молодая и красивая, ему отказала.

XI-XII

«После этой истории мать сразу окрепла, туго выпрямилась и стала хозяйкой в доме». У неё в гостях стали часто бывать братья Максимовы, перекочевавшие к ней от Бетленгов.

После Святок Алёша долго болел оспой. Всё это время за ним ухаживала бабушка. Вместо сказки она рассказывала мальчику об отце. Максим Пешков был сыном солдата, «дослужившегося до офицеров и сосланного в Сибирь за жестокость с подчинёнными». В Сибири Максим и родился. Мать его умерла, и он долго скитался.

Попав в Нижний Новгород, Максим стал работать у столяра и вскоре сделался знатным красноде­ревщиком. Варвара вышла за него замуж против воли деда - тот хотел выдать дочь-красавицу за дворянина.

Вскоре Варвара вышла замуж за младшего Максимова, Евгения. Отчима Алёша сразу возненавидел. Бабушка от расстройства начала пить крепкое вино и часто бывала пьяной. В яме, оставшейся от сгоревшей бани, мальчик выстроил себе убежище и провёл в нём всё лето.

Осенью дед продал дом и заявил бабушке, что больше кормить её не будет. «Дед снял две тёмные комнатки в подвале старого дома». Вскоре после переезда появились мать с отчимом. Они рассказали, что дом их сгорел со всем скарбом, но дед знал, что отчим проигрался и приехал просить денег.

Мать с отчимом сняли бедное жильё и забрали Алёшу с собой. Варвара была беременна, а отчим обманывал рабочих, скупая за полцены кредитные записки на продукты, которыми на заводе платили вместо денег.

Алёшу отдали в школу, где ему очень не нравилось. Дети смеялись над его бедной одеждой, а учителя не любили. В то время мальчик часто хулиганил и досаждал матери. Жизнь между тем становилась всё тяжелее. Мама родила сына, странного большеголового мальчика, который быстро и тихо умер. У отчима появилась любовница.

Вскоре Варвара снова забеременела Однажды Алёша увидел, как отчим своей тонкой и длинной ногой бьёт беременную мать в грудь. Он замахнулся на Евгения ножом. Варвара успела его оттолкнуть - нож только разрезал одежду и скользнул по рёбрам.

XIII

Алёша вернулся к деду. Старик стал скуп. Он разделил хозяйство на две части. Теперь даже чай они с бабушкой заваривали по очереди.

Чтобы заработать на хлеб, бабушка занялась вышиванием и плетением кружев, а Алёша с компанией ребят собирал ветошь и кости, обирал пьяных и воровал дрова и тёс «в лесных складах по берегу Оки». Одноклассники знали, чем он занимается, и издевались ещё больше.

Когда Алёша перешёл в третий класс, к ним переехала Варвара с новорождённым Николаем. Отчим снова куда-то исчез. Мама была тяжело больна. Бабушка ушла в дом богатого купца вышивать покров, и с Николаем возился дед, часто из жадности недокармливая ребёнка. Алёша тоже любил играть с братишкой. Мать умерла через несколько месяцев на руках у мальчика, так и не увидев мужа.

После похорон дед сказал, что кормить Алёшу не собирается, и отправил его « ».

Для большинства людей детство является весьма интересным периодом жизни, когда самому не нужно практически ни о чем беспокоиться. Все решается взрослыми, и чаще всего в пользу ребёнка. Именно поэтому многие люди регулярно возвращаются в мыслях к этому периоду жизни. Действительно, в детстве и отрочестве мы не заботимся практически ни о чем. Можно учиться, играть, отдыхать – вот и все, что нужно. Со временем приходят хлопоты, ответственность, заботы и, естественно, все это далеко не всегда носит приятный характер. Но всё это будет позже, а пока маленький человек растёт он может рассчитывать на снисхождение, поддержку и любовь взрослых.

Бунин Иван Алексеевич

Иван Бунин вспоминает начальный период своей жизни в собственном произведении «Детство». Собственно, мало кто знает, с чего именно начинался творческий путь писателя. До того момента, как Бунин стал переводчиком и писателем, он занимался тем, что писал стихи, именно с поэзии начался его длинный путь. Впоследствии, конечно, он не забывал про это увлечение и продолжал писать стихи, хотя большую часть времени у него отнимала проза. Большинство его произведений носят сугубо лирический характер, часто это воспоминания о прошлом.

До одиннадцати лет писатель воспитывался дома в Орловской губернии в поместье Озерки. Окружающий мир вокруг ребёнка действительно был изумительной красоты, о чем в будущем автор будет говорить в собственных произведениях – русская природа, такая манящая и удивительная, способная подарить восхитительное и непередаваемое ощущение спокойствия. Бунин в детстве любил проводить время в лесу или в поле, наслаждаясь окружающей природой. Это ему давало какие-то особенные ощущения и развивало чувства прекрасного. Как только у него появлялась возможность улизнуть из дома, то он непременно ей пользовался. Мальчик так «сдружился» с природой, что в дальнейшем, во взрослой жизни, работая над своими произведениями, практически в каждой работе автора, можно найти качественное описание природных явлений, которые помогают лучше воспринимать смысловую нагрузку.


Например, очень часто можно заметить упоминания о чувствах людей друг к другу или о любви человека к самой природе. Тем не менее он говорит о том, что любовь к природе – гораздо сильнее, чем ее испытывают люди, так как для человека чувство любви лишь вспышка, яркий огонек, способный осветить ненадолго человеческую жизнь, не более. Как ярко он разгорается, так же быстро потухает, хотя это действительно священное и по-своему уникальное чувство. Зато любовь к природе – она может быть бесконечной, вечной, вне зависимости от обстоятельств, о чем, собственно, можно узнать в произведении Бунина «Детство».

Произведение «Детство»


Вся красота окружающего мира писателя действительно глубоко запала ему в душу. Этот период жизни он очень любит вспоминать, и регулярно мысленно возвращается к тем событиям, которые происходили с ним в детстве.

В 1895 году выходит стихотворение Бунина «Детство», в котором писатель пытается передать все те чувства, которые он испытывал раньше. Он делится своими ощущениями и будто переносится на пятнадцать лет назад, увлекая за собой читателя. В этом произведении очень сокровенный, можно сказать, интимный смысл.

Поэт отмечает, что в детстве мы все были беззаботными, могли получать удовольствие и неподдельное наслаждение от разных мелочей: теплоты летнего солнца, запаха смолы на соснах, от окружающей природы. Читателю становится ясно, что Бунин делиться собственною любовь не только к своему прошлому счастливому детству, но и устойчивому настоящему, когда можно спокойно погружаться в собственные воспоминания.

В жизни писателя обстоятельства сложились таким образом, что он просто не мог оставаться жить на Родине, и эмигрировал во Францию, в Париж. Расставание и Родиной тяжело давалось писателю. По этой причине он в каждом своем произведении вспоминает Россию, ее богатую, удивительную и интересную природу, её людей, культуру, обычаи. До самого своего последнего вздоха писатель помнит Россию. Её величественные, могучие леса, бесконечные поля, деревья – все то, что так или иначе у него ассоциируется с самым счастливым периодом в жизни, детством. Писатель постоянно намекает читателю, подводит его к мысли о том, что родные края нужно любить и относится к ним с трепетом.

«Чем жарче день, тем сладостней в бору», - это, пожалуй, ярчайшее воспоминание Ивана Алексеевича, которым он делится с читателями в своем произведении. Пытаясь укрыться в лесу от солнечных лучей в тени сосен-великанов, наблюдать за пробуждением густой чащи леса – излюбленное занятие поэта в детстве. Он вспоминает о том, как ему было радостно «бродить по этим солнечным палатам», что говорит о том, что мелочи могут радовать человека до глубины его души.

Поэт говорит читателям о том, что детство является по-настоящему золотой порой жизни, когда взрослый человек может буквально прикоснуться к своему прошлому, затронув тонкие струны своей памяти и вспомнить, как он был тогда счастлив.

Это стихотворение о природе имеет более глубокий смысл, чем может показаться изначально. Возможность вернуться в детство в собственных воспоминаниях - вот философия безграничных возможностей человеческих мыслей. Там в собственном детстве остались многочисленные радости жизни, возможность беззаботно играть и открыто смотреть каждому дню в лицо, ничего не бояться, не лукавить. Природа сама протягивает руки, создавая целый мир из звуковых и визуальных впечатлений, которые дарят счастье даже по прошествии многих лет жизни. Все, чего бы ни происходило в детстве непременно связано с радостным, веселым настроением, даже солнца жар или сухой смолистый аромат.

Характеристика произведения


Немаловажной особенностью самого произведения является уникальное сочетание сонорных звуков [л] и [л’]. Именно такое сочетание позволяет намного глубже прочувствовать само произведение, узнать об ощущениях, о которых нам рассказывает Бунин, понять их. Таким образом, он буквально на листке тетради передает нам звуки «льющегося солнца», «шелкового песка под ногами» и множество другого.

Кроме благоприятного и интересного сочетания звуков, нельзя не обратить внимания на цветовую гамму, которую предлагает поэт. Это разноцветье прямо говорит, что детская пора – сама по себе золотая, ею следует дорожить так же, как вы бы дорожили случайно найденным слитком золота. Также нельзя не отметить наличие красных «оттенков». Безусловно, такой цвет ассоциируется с кровью и огнем, следовательно, наличием родства между многими-многими поколениями. Таким образом, писатель буквально олицетворяет кровное и духовное родство, которое проявляется в единении с самой природой.

Как уже было сказано выше, в произведениях Бунина чаще всего присутствуют лирические герои. Это стихотворение не исключение. Действительно, несмотря на то, что он рассказывает о герое, как о взрослом человеке, но тот перед мощью самой природы, ее величием, сравнивая ничтожного человека с могучими столетними огромными соснами, буквально возвращает его в детство, создавая из взрослого человека ребенка. Ощущения лирического героя писатель довольно умело передает посредством применения самых различных эпитетов, например:

Смолистый аромат;

Шелковый песок;

Льющегося солнца.


Здесь присутствует огромное количество цветовых эпитетов, которые еще больше указывают нам на важность детского периода жизни в судьбе каждого человека.

Как во многих своих произведения, в стихотворении «Детстве» Бунин снова рассказывает читателям о любви, только не той приземленной, подобной яркой вспышке между двумя людьми, а о любви человека и природы. Он рассказывает нам о детстве, которое, действительно, проходит очень быстро и всё, что человеку посчастливилось запомнить, следует хранить в своей памяти как бесценный дар. В этом и состоит счастье в единении с природой и с самим собой.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

Анализ стихотворения «Детство» Бунина

Детство - лучшая пора человеческой жизни. Именно в детском возрасте люди учатся открывать свою душу прекрасному. Стихотворение И. А. Бунина «Детство» передаёт искренний восторг от ощущения единства с природой.

Произведение написано двадцатипятилетним писателем в 1895 году, а опубликовано оно было лишь спустя 11 лет. Этот период его творчества был очень плодотворен и богат на события, но всё-таки И. А. Бунин тосковал по собственной детской непосредственности и лёгкому восприятию мира.

Жанр, тема и идея

По жанру стихотворение относится к пейзажной лирике. Его темой является описание впечатлений от прогулки в солнечном бору. Идея Бунина - показать, как природа может вернуть детское мироощущение и чувствительность.

Основной мотив и образы

Стихотворение проникнуто весёлым настроением. Это подтверждают слова: «весело мне было…». В «Детстве» можно выделить два основных образа:

  • образ лирического героя, который на миг возвращается в детство;
  • образ сосны, который выступает символом всей родной природы.

Эти два образа противопоставлены по возрасту («…мне только десять лет, // А ствол - гигант, тяжёлый, величавый»). Несмотря на это, они единое целое: «Прильну к сосне…».

Композиция

«Детство» состоит из трёх четверостиший:

  • в первой строфе описывается солнечный бор, в котором гуляет лирический герой;
  • во второй строфе рассказывается, как он прильнул «к сосне корявой»;
  • третья строфа описывает грубый, но тёплый ствол сосны.

Ритмический строй

Произведение написано пятистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Этот двусложный размер лёгок для восприятия и осмысления.

Художественные средства

  • слова, передающие запахи: «сухим смолистым ароматом», «пахнет»;
  • слова, передающие солнечный свет и тепло: «жарче», «по … солнечным палатам», «повсюду блеск», «повсюду яркий свет», «Кора … тепла, так солнцем вся прогрета!», «зной … солнечного света»;
  • звукопись: повтор шипящих и звуков [с] и [т];
  • сравнения: «Песок - как шёлк…»;
  • метафору: лес сравнивается со дворцом («по этим солнечным палатам»);
  • эпитеты: «тяжёлый, величавый», «сладостней», «весело»;
  • восклицательные предложения в первой и третьей строфах.

Таким образом, И. А. Бунин намеренно создал в стихотворении атмосферу преувеличенной восторженности, позволяющую почувствовать непритворное восхищение природой. На такое любование человеческая душа способна только в детстве.

Доклад 7 класс.

Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября 1870 года (ір октября по старому стилю) в Воронеже, на Дворянской улице. Обнищавшие помещики Бунины принадлежали к знат­ному роду, среди их предков - В.А. Жуковский и поэтесса Анна Бунина. В Воронеже Бунины появились за три года до рождения Вани, для обучения старших сыновей: Юлия (13 лет) и Евгения (12 лет). Юлий был на редкость способным к языкам и математике, учился блестяще, Евгений учился плохо, вернее, совсем не учился, рано бросил гимназию; он был одаренным художником, но в те годы живописью не ин­тересовался, больше гонял голубей. Что же касается младше­го, то мать его, Людмила Александровна, всегда говорила, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он «особенный», «ни у кого нет такой души, как у него». Вот как писал И. Бунин много позже в од­ном из своих стихотворений:

«Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит, Любовь и радость бытия».

В 1874 году Бунины решили перебраться из города в де­ревню на хутор Бутырки, в Елецкий уезд Орловской губернии, в последнее поместье семьи. Детские годы прошли именно в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии, сре­ди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой ти­шине» под присмотром учителя и воспитателя, «престранного человека», увлекшего своего ученика живописью, от которой у того «было довольно долгое помешательство», в остальном мало что давшего. В эту весну Юлий окончил курс гимназии с золотой медалью и осенью должен был уехать в Москву, что­бы поступить на математический факультет университета. В деревне от матери и дворовых маленький Ваня «наслушался» песен и сказок. Воспоминания о детстве - лет с семи, как пи­сал Бунин, - связаны у него «с полем, с мужицкими избами» и обитателями их. Он целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Подражая подпаску, он и сестра Маша ели черный хлеб, редьку, «шершавые и бугри­стые огурчики», и за этой трапезой, «сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещест­венного, из чего создан мир», - писал Бунин в автобиографи­ческом романе «Жизнь Арсеньева». Уже тогда с редкой силой восприятия он чувствовал, по собственному признанию, «бо­жественное великолепие мира» - главный мотив его творче­ства. Именно в этом возрасте обнаружилось в нем художест­венное восприятие жизни, что, в частности, выражалось в способности изображать людей мимикой и жестами; талант­ливым рассказчиком он был уже тогда. Лет восьми Бунин на­писал первое стихотворение.

На одиннадцатом году он поступил в Елецкую гимназию. Учился сначала хорошо, все давалось легко; мог с одного про­чтения запомнить стихотворение в целую страницу, если оно его интересовало. Но год от года ученье шло хуже, в третьем классе оставался на второй год. Учителя в большинстве были люди серые и незначительные. В гимназии он писал стихи, подражая Лермонтову, Пушкину. Его не привлекало то, что обычно читают в этом возрасте, а читал, как он говорил, «что попало». Гимназию он не окончил, учился потом самостоя­тельно под руководством старшего брата Юлия Алексеевича, кандидата университета. Следующие четыре года провел в деревне Озерки, где окреп и возмужал. Образование его за­вершается не совсем обычно. Его старший брат Юлий, окон­чивший университет и отсидевший год в тюрьме по политиче­ским делам, выслан в Озерки и проходит весь гимназический курс с младшим братом, занимался с ним языками, читал на­чатки философии, психологии, общественных и естественных наук. Оба были особенно увлечены литературой.

С осени 1889 года началась его работа в редакции газеты «Орловский вестник», нередко он был фактическим редакто­ром; печатал в ней свои рассказы, стихи, литературно- критические статьи и заметки в постоянном разделе «Литера­тура и печать». Жил он литературным трудом и сильно нуж­дался. Отец разорился, в 1890 году продал имение в Озерках без усадьбы, а лишившись и усадьбы, в 1893 году переехал в Каменку к сестре, мать и Маша - в Васильевское к двоюрод­ной сестре Бунина Софье Николаевне Пушешниковой. Ждать молодому поэту помощи было неоткуда. Многие представля­ют себе Бунина сухим и холодным. В.Н. Муромцева-Бунина говорит: «Правда, иногда он хотел таким казаться, - он ведь был первоклассным актером», но «кто его не знал до конца, тот и представить не может, на какую нежность была способ­на его душа». Он был из тех, кто не перед каждым раскрывал­ся. Он отличался большой странностью своей натуры.

В 1889 году Бунин покидает имение и вынужден искать работу, чтобы обеспечить себе скромное существование (ра­ботает корректором, статистиком, библиотекарем, сотрудни­чает в газете). Часто переезжает: живет то в Орле, то в Харь­кове, то в Полтаве, то в Москве. В 1891 году выходит сборник «Стихотворения», насыщенный впечатлениями от родной Ор- ловщины.

Средняя Россия, в которой прошли детство и юность Бу­нина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, подлинным знатоком которо­го он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обога­щался именно в этих местах.

Вопросы по докладу:

1) В какой части России родился будущий писатель И.А. Бунин?

2) Где прошло детство будущего писателя?

3) Что запомнил И.А. Бунин из своего детства?

4) Какое образование получил И.А. Бунин?

5) Кто оказал сильное влияние на молодого И. Бунина по­сле того, как он оставил Елецкую гимназию, так и недоучив­шись?

6) Почему И.А. Бунин был вынужден рано искать работу?