Как называется баян по другому. История развития баяна

Представьте ситуацию: вы заходите в любимый паблик в ВК и видите довольно смешную картинку или анекдот. Вот только одна проблема — вы уже видели это в других группах. Вполне возможно, что в комментариях уже посыпался шквал комментариев типа «Админ, это баян!», «Баян! Отписываюсь от вас!» и т.д.

История может повторяться изо дня в день, а порой вы встретите затасканную по всем ресурсам шутку спустя год иди даже несколько лет!

Баян в интернете

Итак, давайте дадим определение жаргонизму, столь часто используемому в интернете. Баян — это слово, которое выражает неодобрение пользователей в случае демонстрации им устаревшей информации. То есть группа лиц возмущается, если видит новость, информацию, мем или шутку, которые уже давненько «разгуливают» по сети.

Иногда пользователи в соц сетях возмущаются, если видят в одном и том же паблике регулярно повторяющуюся новость. Для людей она становится баяном и они имеют полное право донести это до админов.

Подведем итог. Баяном можно назвать:

  • Рассказанную в сто первый раз печальную историю о котике.
  • Старый анекот.
  • Мем, который «гуляет» на просторах сети уже не первый год. Вспомните нашумевшую историю с Дианой Шурыгиной. Знаменитый мем «на донышке» теперь смело можно назвать баяном.
  • Новость, о которой все уже давно знают.

Кстати, само слово баян стало источником многочисленных мемов! Такие дела.

Баян на молодежном сленге

Молодежный сленг — отдельная тема для разговора, поскольку ребята очень часто употребляют такое выражение. Слово баян начало активно использоваться после того, как Макс +100500 использовал его в своем дисклаймере.

Музыкальный инструмент: Баян

Звуковая палитра мира музыкальных инструментов чрезвычайно богата - это скрипка с ее чарующим голосом, арфа с хрустальным звуком или труба с блестящим тембром. Среди большого разнообразия музыкальных инструментов есть один, который по праву можно назвать маленьким оркестром. Этот инструмент - баян, имеющий редкую способность имитации различных тембров, он может звучать как флейта, кларнет, фагот и даже как орган. Баяну, с его большими художественными возможностями, подвластно многое - от аккомпанемента простых народных песен, до сложных шедевров мировой классики. Пользующийся большой популярностью, он звучит и на больших концертных сценах, и является неизменным участником праздничных застолий, недаром баян называют - «душа русского народа».

Баян является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

Историю баяна и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.


Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.

Баян, в силу своей конструктивной особенности (наличие регистров), обладает разнообразной тембральной палитрой звука - от полнозвучного органного, до мягкого и теплого скрипичного. Тремоло на баяне очень похоже на тремоло скрипки, а динамический объем инструмента создает впечатление, что играет полный оркестр.

Диапазон баяна довольно большой и составляет 5 октав, начиная от «ми» большой октавы и заканчивая «ля» четвертой .

Фото :

Интересные факты:

  • Инструмент с названием «баян» существует только в России, в других странах подобные инструменты называют кнопочными аккордеонами.
  • Предшественница баяна - «ливенская» гармонь имела необычайно длинные меха, почти два метра. Такой гармонью можно было себя обмотать.
  • В Москве находится самый большой в мире музей гармоник, одной из разновидностей которой является баян.
  • В советское время лучшие концертные баяны индивидуальной сборки «Россия» и «Юпитер» изготавливаемые на московской государственной фабрике и, отличавшиеся высоким качеством звучания, стоили очень дорого. Их стоимость равнялась цене легкового отечественного автомобиля, а иногда даже двух, в зависимости от марки. Сейчас стоимость концертного многотембрового баяна довольно высока и доходит до 15 тысяч евро.
  • Первый концертный многотембровый баян был создан в 1951 году для баяниста Ю. Кузнецова.
  • На концертных баянах есть очень удобное приспособление - переключение регистров находится под подбородком у исполнителя, что дает возможность музыканту не отвлекаться во время исполнения.
  • В Советском Союзе одно время производили электронные баяны, однако это нововведение не прижилось, поскольку в то же время в обиход вошли синтезаторы, которые получили большое распространение.
  • Звучание баяна во время Великой Отечественной Войны поднимало боевой дух солдат, вдохновляло на подвиги. Он звучал всюду: в землянках, на привалах и на полях сражений.
  • Звучание баяна очень эффектно используют в своих композициях современные музыкальные группы, такие как «Любе», «Вопли Видоплясова», «Billy’s Band».
  • Известные фирмы по производству профессиональных концертных баянов, которые пользуются спросом и хорошо зарекомендовали себя, находятся в России - это московская фабрика «Юпитер» и «Тульская гармонь», а также в Италии: «Bugari», «Viktoria», «ZeroSette», «Pigini», «Scandalli», «Borsini».
  • В последние годы словом «баян» нередко называют несвежую «затрепанную», «бородатую» уже застарелую шутку или анекдот.

Конструкция

Баян, представляющий довольно сложную конструкцию, состоит из двух основных секций: левой и правой, соединенных между собой мехом.

1. Правая часть инструмента - это коробка прямоугольной формы, с прикрепленными к ней грифом и декой, с вмонтированными в нее механизмами. При нажатии на клавишу, механизм поднимает клапаны, тем самым пропуская воздух к резонаторам с голосовыми планками и язычками.

Для изготовления коробки и деки используются резонаторные породы древесины: ель, береза, клен.

К коробке крепится решетка, а также переключатели регистров (если таковы предусмотрены конструкцией) которые служат для изменения тембра. На коробке также находятся два больших ремня для фиксации инструмента во время исполнения.

На грифе в хроматическом порядке расположены игровые клавиши в три, четыре или пять рядов.


2. Левый корпус – это тоже коробка прямоугольной формы, в которой на внешней стороне находится левая клавиатура инструмента, содержащая пять, а иногда шесть рядов кнопок: два – басы, остальные ряды готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе имеется регистр для переключения готовой или выборной системы звукоизвлечения, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.

В левом корпусе располагается дека со сложными механизмами для извлечения звуков в двух системах для левой руки: готовой и готово-выборной.

Меховая камера, прикрепляемая к корпусу рамками, изготавливается из специального картона и сверху оклеивается тканью.

Вес многотембрового концертного баяна достигает 15 кг.

Разновидности


Большое баянное семейство делится на две группы: обычные баяны и оркестровые.

Обычные имеют два вида, которые отличаются друг от друга системами аккомпанемента в левой руке: готовая и готово–выборная.

  • Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
  • Готово–выборная имеет две системы: готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Выборная система имеет полный хроматический звукоряд, что увеличивает исполнительские возможности инструмента, но в то же время усложняет технику игры.

Оркестровые баяны, в силу своей конструктивной особенности имеющие клавиатуру только с правой стороны корпуса, также делятся на два вида:

  • первый - инструменты отличаются по звуковысотному диапазону: контрабас, бас, тенор, альт, прима, и пикколо;
  • второй - отличаются по тембру: баян-труба, фагот , флейта, кларнет , гобой.

Применение и репертуар


Спектр применения баяна очень широк, его можно услышать и на сценах больших концертных залов в качестве солирующего, ансамблевого, оркестрового инструмента и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Большой популярностью пользуются коллективы, состоящие только из баянистов. Очень часто баян используют как аккомпанирующий инструмент или просто в быту на различных семейных праздниках.

Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно.

Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта , Н. Паганини, Л.В. Бетховена , И. Брамса, Ф. Листа , К. Дебюсси, Д. Верди , Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков.

Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.

Баян – в своей основе язычковый духовой, но в то же время и клавишный музыкальный инструмент. Он сравнительно «молодой» и постоянно развивающийся. От создания и до наших дней баян претерпел огромное количество изменений и усовершенствований.

Принцип звукоизвлечения, который используется в инструменте, известен уже более трех тысяч лет. Металлический язычок, колеблющийся в струе воздуха, применялся в китайских, японских и лаосских музыкальных инструментах. В частности, такой способ извлечения музыкальных звуков использовался в китайском народном инструменте — шэне.

История баяна началась с того момента, когда впервые металлический язычок, издающий звук, заставили колебаться от воздуха, направленного не из легких музыканта, а из специального меха (примерно такого же, какой используется в кузнечном деле). Этот принцип рождения звука лег в основе устройства музыкального инструмента.

Кто изобрел баян?

Кто изобрел баян? В создании баяна в том виде, в котором мы его знаем, принимали участие многие талантливые мастера. Но у истоков стояли два независимо работающие друг от друга мастера: немецкий настройщик органов Фридрих Бушман и чешский мастер Франтишек Киршнер.

Киршнер еще в 1787 году предложил идею создания музыкального инструмента, в основе которого лежал принцип колебательного движения металлической пластины в столбе воздуха, нагнетаемого, с использованием особой меховой камеры. Им же были созданы и первые опытные образцы.

Бушман же использовал колеблющийся язычок как камертон для настройки органов. Только выдувал он точные звуки с помощью своих легких, что было крайне неудобно использовать в работе. Чтобы облегчить процесс настройки, Бушман сконструировал механизм, в котором использовался специальный мех с грузом.

При разжимании механизма груз поднимался вверх и затем собственным весом сдавливал меховую камеру, что позволяло сжатому воздуху довольно продолжительное время колебать металлический язычок, находящийся в специальной резонаторной коробке. Впоследствии Бушман добавил в свою конструкцию дополнительные голоса, которые вызывались попеременно. Использовал он данный механизм только с целью настройки органа.

В 1829 году идею создания музыкального инструмента с язычками и меховой камерой перенял венский органный мастер Кирилл Демиан. Он создал на основе механизма Бушмана музыкальный инструмент, который состоял из двух независимых клавиатур и меха между ними. На семи клавишах правой клавиатуры можно было сыграть мелодию, а на клавишах левой — бас. Демиан назвал свой инструмент аккордеоном, оформил патент на изобретение, и в том же году приступил к их массовому производству и продаже.

Первые гармони в России

Примерно в это же время подобный инструмент появляется и в России. Летом 1830 года оружейных дел мастер Тульской губернии Иван Сизов приобрел на ярмарке диковинный инструмент – гармонику. По возвращении домой он разобрал его и увидел, что конструкция гармоники очень проста. Затем он сконструировал подобный инструмент сам и назвал его гармонью.

Так же, как и Демиан, Иван Сизов не ограничился изготовлением единственного экземпляра инструмента, и буквально через несколько лет в Туле был налажен фабричный выпуск гармони. Более того, создание и усовершенствование инструмента приобрело поистине народный характер. Тула всегда славилась своими мастерами, а тульская гармонь и сегодня считается эталоном качества.

Когда же появился собственно баян?

«Ну а где же баян?» – спросите вы. Первые гармони — это и есть прямые предшественники баяна. Главная особенность гармони заключается в том, что она настроена по диатонике и может играть только в одной мажорной или минорной тональности. Этого вполне достаточно для организации народных гуляний, свадеб и прочих развлечений.

На протяжении второй половины XIX столетия гармонь остается поистине народным инструментом. Так как она еще не слишком сложна в строении, наряду с фабричными образцами гармони изготавливали и индивидуальные мастера.

В сентябре 1907 года петербургский мастер Петр Стерлигов сконструировал гармонь, которая имела полноценный хроматический звукоряд. Стерлигов назвал свою гармонь баяном, чествуя Бояна – легендарного певца-сказителя древней Руси.

Именно с 1907 года в России начинается история развития современного баяна. Этот инструмент становится настолько универсальным, что позволяет музыканту-исполнителю играть на нем как народные мелодии и их обработки, так и баянные переложения классических произведений.

В настоящее время профессиональными композиторами пишутся оригинальные сочинения для баяна, а исполнители-баянисты по уровню технического владения инструментом не уступают музыкантам других специальностей. Всего лишь за сто лет сформировалась оригинальная школа игры на инструменте.

Все это время баян так же, как и гармонь, по-прежнему любим народом: редкая свадьба или иное торжество, особенно в сельской местности, обходится без этого инструмента. Поэтому баян заслуженно получил звание русского народного инструмента.

Одно из самых знаменитых произведений для баяна — «Ферапонтов монастырь» Вл. Золотарева. Предлагаем вам его послушать в исполнении Сергея Найко. Эта музыка серьезная, но очень душевная.

Говорить о времени появления на свет музыкального инструмента очень сложно, так как музыка, а значит и музыкальные инструменты, сопровождают человека с самых древних времен. И никто не может точно сказать – когда человек впервые подул в бамбуковую тростинку и появилась дудочка, которая в дальнейшем превратилась во флейту. Или когда человек заметил, что натянутая струна лука красиво звучит, добавил к ней еще несколько, и появилась лира – предшественница арфы и гитары.

Сегодня мы поговорим об одном удивительном музыкальном инструменте. Вы знаете, что каждый инструмент имеет свой голос, свою тембровою индивидуальность, то есть особую окраску звука. Можно ли перепутать звучание скрипки, органа или флейты?..... Но есть один музыкальный инструмент, который как бы вобрал в себя голоса многих инструментов, например, флейты, фагота, органа и других. Этот инструмент вы наверняка хорошо знаете. Недаром его называют «душой русского народа». Догадались?...... Да, это баян Полное имя современного баяна – многотембровый готово - выборный баян.

Сегодня его знают и любят во многих странах мира. Недаром проводятся Международные конкурсы баянистов, в которых участвуют зарубежные музыканты. Но это сегодня... А что же было в начале его пути?

Вы, наверное, знаете, что баян произошел от гармоники. Сначала появилась губная гармошка. В древнем Китае существовал инструмент, который назывался «шэн». А первая ручная гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Имя изобретателя ручной гармоники – Фридрих Бушман. Он работал он настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить настройку органных труб он сконструировал маленькую коробочку с металлическим язычком. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавал тон определенной высоты. Несколько таких коробочек, дававших звуки определенной высоты, упрощали настройку органа. Но мастеру не нравилось, что одна рука была занята. Тогда он вделал каждый язычок в мех. Он ставил приспособление рядом, растягивал мех кверху и отпускал, сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки оставались свободными, не нужно было дуть ртом, что облегчало работу. Потом Фридрих догадался все язычки встроить в мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастил клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми. Чуть позже он понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Сначала она была больше похожа на детскую игрушку, чем на музыкальный инструмент - у нее было всего лишь 5 кнопочек справа и 5 слева. Сыграть на ней можно было только очень простые мелодии без аккомпанемента. Несмотря на это, гармонь быстро распространилась по всему миру, попав и на тульскую ярмарку. Заморская диковинка так полюбилась в Туле, что распространилась по всей России и превратилась в русский народный инструмент. Причем, в каждой области она видоизменялась, подстраиваясь под местные напевы. Так появились саратовская, ливенская, череповецкая, вятская, бологоевская гармошки. Благодаря русским мастерам появился, по сути новый инструмент, в котором от прежней гармошки остался лишь принцип звукоизвлечения.

В1830 году музыкальный мастер Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород, и там услышал гармонику. купил Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал и изучил устройство инструмента. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Конечно, об этом сразу же узнали родственники, знакомые, а среди них было немало умельцев. Тула всегда славилась мастерами. Очень скоро изготовление гармоник стало повальным увлечением.

Путь совершенствования гармоники был долгим и сложным. Вначале она была очень проста и примитивна (5-7 кнопок на правой стороне и два баса на левой стороне). Пришло время, и в таком виде она уже не могла удовлетворять возросшее мастерство исполнителей. И вот в 1871 году тульский музыкант – самородок Николай Иванович Белобородов сконструировал новый вид инструмента – хроматическую гармонику. В ней уже был расширенный аккомпанемент (состоял из басов, трех мажорных и двух минорных аккордов), два ряда кнопок в правой клавиатуре. И теперь на инструменте можно было сыграть 42 звука! Но поиск более удобной конструкции продолжался. И вот один из музыкантов, Яков Федорович Орланский - Титаренко, поделился с гармонным мастером Петром Егоровичем Стерлиговым идеей нового инструмента. Или, если языком сегодняшнего производства, сформулировал техническое задание. Было это в 1905 году. Идея вдохновила мастера, и через два года, в 1907 году был построен инструмент, имевший для правой клавиатуры более четырех октав - по двенадцать звуков в каждой, а для левой руки - полный набор басов и аккордов для всех без исключения тональностей. В честь легендарного древнерусского певца – сказителя Бояна его назвали – баяном. Баян – название, принятое только у нас в стране. Так что лавры изобретения баяна в равной степени принадлежат и музыканту, и мастеру. Они создали инструмент, с самого начала настолько совершенный, что в принципе он не изменился до сих пор, хотя улучшения, конечно, были. И уж этому инструменту стало доступно все, вплоть до концерта с симфоническим оркестром. Баян – название, принятое только у нас в стране. За рубежом все хроматические гармоники, будь у них клавиши или кнопки, называют аккордеонами.. Работа по совершенствованию инструмента продолжалась еще много лет. Да она, по существу, продолжается и сейчас.

У нас в России есть замечательные фабрики, где делают по специальной технологии на заказ современные концертные баяны последнего поколения «Юпитер», «Аппассионата», «Левша», «Россия», на которых играют выдающиеся музыканты. Многотембровый готово-выборный баян – это инструмент больших динамических, тембровых и акустических возможностей, которому под силу исполнение самых сложных произведений, написанных для различных инструментов. Уровень баянного исполнительства в наши дни чрезвычайно высок. Имена прекрасных баянистов Ивана Паницкого, Юрия Казакова, Владимира Бесфамильного, Фридриха Липса, Вячеслава Семенного, Юрия Шишкина и многих других известны во всем мире. Для современного баяна пишутся сложнейшие оригинальные сочинения. Проводятся международные конкурсы и фестивали, талантливые композиторы пишут новые интересные произведения, баянисты гастролируют по всему миру, собирая огромные концертные залы

использованная литература.

1 Газарян С.С. «В мире музыкальных инструментов», издательство «Просвещение», Москва. ,1989 год. 2 Мирек А.М. «Из истории аккордеона и баяна», издательство «Советский композитор», М., 1967г.

3 Шорникова М. «Музыка, ее формы и жанры» музыкальная литература для ДМШ и ДШИ, 1-ый год обучения, издание 5-е «Феникс» Ростов – на - Дону, 2006 год.

Баян — язычковый музыкальный инструмент, разновидность хроматической гармонии, широко распространённый в СССР.

Изобретён в России. Название инструмента связано с именем древнерусского певца-сказителя Баяна (Бояна).

Баян имеет устройство, общее со всеми гармониями. Корпусы баянов бывают разрезными и неразрезными. В первом случае обе коробки корпуса (правая и левая) состоят каждая из двух соединяемых между собой на шпильках половин, к одной из которых прикрепляют мех. Неразрезной корпус соединяется с мехами при помощи узкой меховой рамки. Клавиши правой клавиатуры баяна расположены обычно в три ряда; баян с четырёх- и пятирядной правой клавиатурой встречаются редко. Левая клавиатура — кнопочная, состоит из расположенных в 4, 5, 6 или 7 рядов кнопок. Левая механика, как правило, валиковая. Детали её изготовляются из стали, реже из латуни. Голосовые планки изготовляются обычно из алюминия, реже из латуни и стали.

Баян "Киров"

Цена баяна на 1960 год составляла 1280 рублей.

Корпус баяна окрашивают в чёрный или коричневый цвет и полируют или облицовывают художественным целлулоидом; полированный корпус у отдельных баянов украшают инкрустацией из жести, перламутра и т. п. Баян имеет два ремня: плечевой — надеваемый при игре на правое плечо, и левый — для левой руки. Изготовляются также баяны, у которых правый ремень заменен двумя надеваемыми на оба плеча ремнями. В зависимости от количества одновременно звучащих голосовых язычков баяны бывают одно-, двух-, трёх- и четырёхголосными. При растяжении и сжатии меха каждая клавиша даёт один и тот же тон. По устройству левой клавиатуры различают баяны с готовым или с так называемым выборным аккомпанементом. В первом случае кнопки первых двух рядов дают звуки басовых тонов, а остальных трех рядов (при наиболее распространенной пятирядной системе левой клавиатуры) — готовые аккорды — минорные и мажорные трезвучия, а также и доминантсептаккорды; при семирядной клавиатуре добавляются уменьшенные септаккорды и трезвучия. У баянов с выборным аккомпанементом каждая кнопка в левой клавиатуре служит для извлечения одного тона. В этом случае для аккомпанемента может применяться любое сочетание тонов низкого регистра, как и при игре на рояле. Игра на баяне с выборным аккомпанементом значительно сложнее, чем на баяне с готовыми аккордами, поэтому они используются главным образом высококвалифицированными исполнителями. Изготовляют также баяны с комбинированным аккомпанементом — готовым и выборным. В этом случае баяны обычно снабжают переключателем, позволяющим переключать механизм левой клавиатуры с готовых аккордов на отдельные тоны выборного аккомпанемента и наоборот. Лучшие и изготовляемые по заказу баяны имеют как в правой, так и в левой клавиатуре регистровые переключатели, число которых иногда доходит до 18. При помощи регистровых переключателей включают дополнительные, соответствующим образом настроенные, голосовые язычки, благодаря чему изменяются тембр и сила звука инструмента.

Полубаяны Ганинской фабрики

Полубаяны Ганинской фабрики были удобны для обучения детей. По сравнению с полными баянами они меньше по размеру и, более портативны и легки. Полубаяны выпускались с двумя диапазонами голосов: 37Х60 и 43Х80. Цена в 1960-м году соответственно: 700 рублей и 855 рублей.

Баяны различают по числу клавиш в правой и левой клавиатурах. Массовое распространение имеют баяны с числом клавиш 52Х100, двухголосные. Менее распространены баяны с числом клавиш 37X60, 43X80, 35X100; 56X120, 58X120. Баяны, изготовляемые по заказу, и баяны с выборным аккомпанементом имеют самое разнообразное количество клавиш. Звуковой диапазон баяна зависит от числа клавиш и количества регистровых переключателей. Массовый баян (52Х100) не имеет регистровых переключателей и диапазон его охватывает около З½ октав — от ля диез большой октавы до до диез четвертой октавы. Вес этого баяна с алюминиевыми планками колеблется в пределах 5—6 кг. Баян, как правило, снабжается футляром.

Изготовляли баяны предприятия местной промышленности в городах Москве, Ленинграде, Туле, Ростове-на-Дону, Харькове, Житомире и др.

Требования к качеству, маркировка, упаковка и хранение — как Язычковые музыкальные инструменты.

Баян "Солист"

Баянная фабрика имени Советской Армии Мосгорсовхоза приступила к массовому производству баянов в металлическом (алюминиевом) корпусе. Они отлиаются от баянов в деревянном корпусе меньшим весом и габаритом, в то же время долговечнее их и стоят дешевле.

Овальный металлический корпус баяна покрыт цветной нитроэмалью и располирован; он усиливает звучание инструмента. Алюминиевые деки анодированы и не коробятся; металлические клавиши правой клавиатуры баяна не западают, как это происходит иногда с клавишами, сделанными из древесины. Басовая механика переконструирована, благодаря чему ослаблены шумы во время игры.

Фабрика выпускает баяны с настройкой в «розлив» (тембр аккордеона) и в «унисон» (мягкий тембр баяна).

Баян легко разбирается, поэтому доступ к механизмам не затруднён.

Длина левого плечевого ремня баяна регулируется. Ремни на правой стороне корпуса двойные, с поворотной скобой.

На новом баяне можно исполнять самые сложные и разнообразные музыкальные произведения. Он широко используется как в качестве сольного, так и аккомпанирующего инструмента.

Фабрика получает от торгующих организаций и покупателей хорошие отзывы об этом инструменте.

Цена баяна в металлическом корпусе (без футляра) — 1500 рублей.

И. Кузнецов, 1959 год

Баян-аккордеон "Солист"

Интересный инструмент — многотембровый баян-аккордеон «Солист» — создал коллектив Московской баянной фабрики им. Советской Армии. Он значительно отличается от ранее выпускавшихся моделей своими конструктивными особенностями, акустическими и игровыми качествами. На баяне-аккордеоне можно играть как на обычном баяне или воспроизводить звучание различных инструментов оркестра — стоило только нажать одну из кнопок, как слышался замечательный по колориту и тонкости звук аккордеона. Нажали на другую кнопку — звучит кларнет с его объёмной и чистой мелодией. Звук и тембр этого инструмента можно легко менять с помощью специальных регистровых переключателей, которые расположены около наклонного грифа.

У баяна-аккордеона — трёхголосое звучание (девять планок); правая металлическая дека — своеобразной конструкции, с тембровой камерой. Хорошая герметичность корпуса и увеличение глубины складок меха (до 36 мм) создают лучшую манёвренность при игре. Для исполнения различных мелодий имеется 52 кнопки с сопровождением на 100 кнопках басов. Технологический процесс изготовления инструмента несложен благодаря использованию деталей, выпускаемых для обычных баянов.

Баян-аккордеон имеет красивый корпус, облицованный цветным целлулоидом. Размеры корпуса в мм: высота 450, ширина 220, длина 370. Вес 10 кг 400 г.

Многотембровый баян-аккордеон «Солист» поступит в торговую сеть во втором полугодии 1960 года.

Г. Яницкий, 1960 год

Баян "Пионер"

Московская фабрика им. Советской Армии выпускает большое количество разнообразных баянов с различными диапазонами звучания. Коллектив фабрики заботится не только о взрослых любителях музыки. Недавно начался выпуск детских баянов «Пионер». Корпус баяна имеет удобную обтекаемую форму и облицован подобранным с большим вкусом цветным целлулоидом. Диапазон мелодии от «соль» малой октавы до «соль» третьей октавы (37X60).

Расположение басов и аккомпанементе удобно как для исполнения музыкальных произведений, так и для учебных занятий.

Большим достоинством баяна «Пионер» является то, что голосовые планки, басовая механика и клавиатура мелодии такие же, как у «взрослых» баянов. Поэтому дети, освоив баян «Пионер», смогут в дальнейшем играть на баянах больших размеров.

Цена баяна «Пионер» 70 рублей.