Обломов анализ произведения. Презентация к уроку по литературе на тему: Комплексный анализ романа Гончарова "Обломов"

«Обломов» Гончарова И.А.

Роман Гончарова " " раскрывает нам психологический кризис русского человека, обнажая проблемы общества XIX века. Изначально мы видим противопоставление двух героев, Обломова и Штольца. Разное мировоззрение этих людей, прямо противоположные характеры заставляют нас выбирать: кто же больше симпатичен.

Обломов - бездеятельный, апатичный человек с тонкой душой, любящий помечтать, мягкий, нежный и душевный, ни в чём никого не стесняющий, как впрочем и ничем никому не помогающий, не считающий нужным даже заботиться о себе самом, полностью пустивший дела в своём имении на самотёк.

Штольц - человек деятельный, активный, постоянно в работе, увеличивающий своё благосостояние, не остающийся равнодушным к проблемам друга.

Что же сближает этих людей? Отчего дружба между ними длится столько лет? Кажется, что Обломов и Штольц - противоположности, но они взаимодополняют друг друга, может быть, даже не могут друг без друга жить (а иначе зачем Штольцу так активно уговаривать Обломова изменить образ жизни, заботиться о благосостоянии Ильи Ильича).

Штольц имел в жизни чёткую задачу и "шёл по избранной дороге", "и среди увлечений чувствовал землю под ногой и силы в себе".

Эти качества чужды Илье Ильичу, у него нет ни цели в жизни, ни каких-либо стремлений. Что же есть в Обломове, чего не хватает Штольцу, такому, казалось бы, совершенному человеку? Обломов любит мечтать, его мысли свободно парят в неизведанном будущем, его душа отдыхает в мире грёз, он в мыслях живёт в гармоничном мире, который давно утрачен. А Штольц? "Больше всего боялся он воображения." Все стремления Штольца (он наполовину немец по происхождению) просты и приземлённы, ему не чужды сочувствие, преданность дружбе, но он не умеет отдохнуть душой, что так важно для человека, особенно для русского человека.

Обломова Штольц считает мечтателем-романтиком и подсознательно понимает, что обломовского романтизма ему не хватает в жизни.

Илья Ильич наделён при всех своих отрицательных качествах одним очень важным достоинством - он, сам того не осознавая, чувствует высокий духовный идеал, хоть и не умеет выразить свои ощущуния словами. Может быть, эта духовность и привлекает Штольца, критикующего Обломова, возмущающегося его бездействием. Ведь как бы ни велика была пропасть между такими разными людьми, всё же Штольц не покидает своего друга, заботится о нём (а впоследствии и о его сыне.

Трагедия русского общества XIX века, может быть, в том и заключается, что оно распалось на Обломовых, людей-романтиков, сохранивших в душе своей идею, но не имеющих никаких сил и воли, чтоб эту идею воплотить, и Штольцев, людей действия, которые работают ради самой работы (именно так говорил Штольц Обломову), забывших или не знавших, зачем они живут.

Штольц по-своему так же беспомощен, как и Обломов. Что будет со Штольцем, если его заставить задуматься над тем, зачем он действует. Штольц в романе активно проповедует идею работы ради самой работы, но ведь это тоже абсурд.

Обломов и Штольц - две стороны одной медали, следствия нарушения гармонии в жизни, распадения общества на людей нравственной идеи и людей действия. Соединение этих противоположностей может дать тот новый импульс жизни, который изменит ход вещей и сделает общество счастливым и гармоничным. Надежду на это Гончаров нам оставляет.

Может быть, сын Обломова, Андрей, воплотит в себе духовность отца, и, воспитанный Штольцем, вырастет человеком активным и деятельным.

Гончаров свой главный замысел вынашивал долгие годы.

В 1849 г. был опубликован «Сон Обломова» – глава неоконченного романа «Обломовщина». Отправляясь в летний отпуск в родной Симбирск, Гончаров даже заранее договорился в одной из петербургских редакций о публикации полного текста романа, уверенно рассчитывая привезти его из отпуска. Таким образом, можно предположить, что уже к лету 1849 г. первоначальный план « Обломова» сложился в творческом воображении писателя.

Но принадлежа к тому типу литератора, которому для создания произведения необходима сверхидея, Гончаров вновь обратился к своему замыслу лишь после возвращения из экспедиции на фрегате «Паллада», во время которой он имел возможность наблюдать нравы и обычаи, характеры и темпераменты самых разных народов, неизменно сравнивая их с русскими. «Обломов» увидел свет в 1859 г., и именно ему суждено было стать гончаровским ответом на вопрос о «корнях» и о «кроне» русской души.

Сюжет, проблематика и композиция

Помещик Илья Обломов живет в Петербурге на те средства, которые приносит ему его имение – деревня Обломовка. Службу он давно забросил, ни в какой другой деятельности себя не нашел. При этом он милый, добрый, образованный человек. Андрей Штольц, друг детства Обломова, тщетно пытается «пробудить к жизни» дорогого ему человека. Причем сделать это он пытается с помощью своей юной «ученицы» Ольги Ильинской. Он надеется таким образом внести «ровный свет, несколько градусов тепла» в беспросветную, мрачную и холодную жизнь Обломова.

Неторопливое развитие романа Ильи и Ольги составляет центральные – вторую и третью – части произведения. В конце концов вместо света в «несколько градусов тепла» – разгорелся огонь. Оказывается, в самом Обломове «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму» . Свет натолкнулся на свет – и породил огонь.

Но Ольге не нужен такой человек, как Обломов, и она в конце концов становится женою Штольца. А Илья в 4-й части романа находит пристанище у вдовы-мещанки Агафьи Пшеницыной, на которой в конце концов женится и с которой до самой своей смерти ведет «растительное» существование. « В ее имени, – замечает литературовед Е. А. Краснощекова, – возможно, отозвался и мифологический мотив (Агафий – святой, защищающий людей от извержения Этны, то есть огня, ада) » .

Впрочем, защитить от внутреннего огня – не значит ли загнать его еще глубже внутрь? Можно ли (и нужно ли) спасти человека от такого огня? Этот вопрос был популярен во второй половине ХІХ века, и причиной тому, если попытаться уложить ее в некую схему, можно назвать обострение извечного конфликта европейской культуры Нового времени – конфликта языческих (огонь желаний) и христианских (любовь-агапэ – еще одно толкование имени Агафья) элементов культурной традиции.

Жанр

Современное литературоведение часто относит «Обломова» к жанру «романа-мифа», ибо в нем «выразилась самая сущность русской культуры». В то же время это один из первых «чистых» образцов русского психологического романа, не признающего однозначных, формальных характеристик. Так, автор «Обломова» вряд ли был бы согласен со знаменитой первой фразой «Анны Карениной» , ибо и о счастливой семье Андрея и Ольги Штольцев ему хочется знать не только то, что они в конце концов были счастливы, но и то, ценою каких усилий каждого из них давалось их семейное счастье.

Персонажи

Еще современная Гончарову критика сосредоточилась на антитезе «Обломов – Штольц» как главной символической оси романа.

Объехав по периметру всю Азию, автор «Фрегата “Паллада” » вынес о ней почти то же самое впечатление о полном и убежденном погружении в сон, какое у Обломова (еще в его раннем «Сне… ») осталось от Обломовки. Однако, находя много родственного на Востоке, русский человек в то же время никогда не переставал дивиться дивам Запада и молиться на «священные», по словам Достоевского , «камни Европы». Автору «Обломова» и «Фрегата “Паллада” » быть может более других русских писателей свойственно это умиленное (но и достаточно отстраненное) восхищение Европой. «Все, начиная с человека, породисто и красиво в Англии», - замечает автор «Фрегата “Паллада” » . И вновь настаивает: «Все породисто здесь: овцы, лошади, быки, собаки, как мужчины и женщины» . И в «Обломове» о Штольце он говорит: Штольц породист, «как английская кровная лошадь» .

Уважение, умиление, восхищение – вот чувства, которые вызывает Штольц: у Обломова и Ольги, у Захара («патриархального» слуги Обломова), у повествователя, у читателя… Вот только быть как Штольц или даже быть рядом с ним – тяжелый, непосильный труд. И не на такой ли труд обрекла себя Ольга, выйдя за Штольца? … Не испытывая к нему – поначалу – влечения-эроса , не умея и любить «ни за что», любить любовью-агапэ , и, таким образом, лишенная одной из двух возможных надежд на счастье в браке, не будет ли она до конца жизни внутренне метаться, не находя никакого внешнего выхода? …

«У меня нет ни одного типа, а все идеалы», - утверждал сам автор, имея в виду двух главных героев и двух главных героинь «Обломова» . Каждый и каждая из них идеальны в чем-то одном и для кого-то одного. Илья не готов быть главой семьи, быть не просто умным собеседником, нежным любовником (его « голубиную нежность» еще долго поминают между собою Ольга и Андрей), но мужем, берущим на себя ответственность и без колебаний предлагающим жене единственно верный (конечно, всего лишь для их семьи) ответ на любой вопрос. Илье нужна Агафья: та ни в чем не усомнится, сама все решит и за все ответит. И Агафья идеал, и Ольга, и Илья идеал, и, конечно, Андрей – но в разном, для разного, для разных и по-разному.

«Ее замечание, совет, одобрение или неодобрение стали для него неизбежною поверкою: он увидел, что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его… Захар обижался такой способностью в своей жене, и многие обижаются – а Штольц был счастлив! … Андрей видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив и бледным отражением его в Ольге: он не ожидал никогда и этого».

Анализ 1 части романа И.А. Гончарова «Обломов».

Цели урока:

1) Развитие навыка анализа эпизода художественного произведения. Изучение стилистики автора на всех уровнях текста.

2) Развитие логического мышления (дедуктивный и индуктивный методы), совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса учащихся.

3) Формирование активной жизненной позиции учащихся.

4) Выработка навыков грамотного самостоятельного чтения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.

Приемы:

Разъяснительный с применением ИКТ, поисковый, исследовательский.

Тип урока:

Традиционный с использованием ИКТ.

Используемая литература:

Текст произведения; учебник Литературы. Литература. 10 класс. В 2 ч./ В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и др.; под ред.-М.:Просвещение, 2011.-383 с.; статья Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» /Н.А.Добролюбов. Избранное.Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974.

I. Ход урока

Запись на доске:

1. Кто такой Обломов? Почему он такой, каким мы видим его в 1 части?

2. Справедливы ли слова Гончарова И.А.: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»?

II. Опрос с применением презентации:

1. Какова цель написания романа?

3. Какие понятия, ставшие нарицательными, использует И.А.Гончаров в романе? Дать объяснение.

4. Какова композиция романа и как она используется автором для воплощения художественного замысла?

III. Беседа.

Роман Гончарова И.А. «Обломов» стал событием в литературном мире. «Редкий роман, — писал Д.И.Писарев, — когда-либо совмещал в себе до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного, и, по-видимому, несложного целого».

Н.А.Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» пишет, что обломовщина – «давний порок связанного с крепостническим укладом дворянства, свидетельство исторической обреченности этого сословия». И.А.Гончаров через судьбу Обломова показал социальное явление – обломовщину, вот почему так важно исследовать причины обломовской апатии, выявить то, что оказало влияние на формирование личности главного героя.

Гончаров рассказал нам «историю о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…»

IV. Анализ 1-8 глав 1 части.

1. Что мы знаем об Обломове? (Портрет, привычки, дом)

2. Кто составляет окружение Обломова? На какие группы можно разделить всех знакомых?

3. Как Обломов относится к образу жизни своих посетителей?

4. Кого считает истинным другом и почему?

5. Отношение к Захару. Какую черту Обломова автор подчеркивает через его отношение к слуге?

6. Каким себе представляет Обломов себя, что он думает о счастье и о жизни? («Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

«Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, — с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., — в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха — в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают».»Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя».)

V. Работа с 9 главой. «Сон Обломова»

Ученикам предлагается воссоздать облик Обломовки.

1 ученик.(Несколько пейзажей. Фотографии). Он выбирает ландшафт для Обломовки, чтобы там не было моря, гор, дремучих лесов. (Рассказывает, как автор описывает ландшафт Обломовки)

2 ученик. Выбирает сезонные изменения погоды (Картины художников). Нет полутонов. Зима – яркая, свежая, морозная, снежная. Лето теплое, солнечное, пейзаж пестрит цветочным многоцветьем. Осенью в одно и то же время начинается снег и мороз. Весна дружная, в ней нет места внезапным вьюгам и продолжительному ненастью.(Замечание о сезонности в Обломовке)

3 ученик. Люди, населяющие Обломовку. (Портреты. Красивые, пышущие здоровьем крестьяне и крестьянки. Спокойные, довольные, полные достоинства хозяева Обломовки). (Рассказ о взаимоотношениях обломовцев, о характере их жизни).

VI. Характеристика обломовцев. Сущность обломовщины.

1. Что является смыслом жизни обломовцев?

2. Какие представления о мире существуют у жителей Обломовки?

3. Какие три акта жизни обломовцев упоминает автор. Как это характеризует героев?

(«В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным»).

VII. Итог урока.

В чем заключаются главные черты обломовского характера? «В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.»

«История воспитания Обломова вся служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать — есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует… Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим».(А.Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Согласны ли вы с тем, что И.А.Гончаров сумел показать в образе главного героя, какие причины способствовали тому, что он стал таким, каким мы видим его в 1 части?

Для чего автор завершает «Сон Обломова» вопросом, который сам себе задает главный герой: «Отчего же это я такой?» (И.А.Гончаров показывает, что в главном герое еще «бродят» тревожные мысли, не дающие ему успокоиться окончательно. В них, быть может, сокрыта надежда на перемену участи Обломова?)

Домашнее задание.

Задание для 3 групп учащихся. 1. Охарактеризовать отношения Обломова и Штольца. 2. Охарактеризовать отношения Обломова и О.Ильинской. 3. Отношения Обломова и А.М.Пшеницыной.

  • Обновлено: Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Иван Гончаров написал роман "Обломов" в 1858 году, а через год журнал "Отечественные записки" напечатал текст произведения. Однако построение сюжетной линии романа было сделано намного раньше, когда Гончаров написал первую часть романа "Сон Обломова". Сделаем общий анализ романа "Обломов" Гончарова, обсудим характеристику главных героев "Обломова". Надо сказать, что Гончаров создал трилогию, куда помимо "Обломова" вошли произведения "Обыкновенная история" и "Обрыв".

Какие вопросы затрагивает Гончаров в романе "Обломов"? В основном это вопросы острого социального значения, характерные для той эпохи, когда жил автор. Например, Гончаров говорит о становлении нового поколения в России, о том, какое противостояние идет между европейским мышлением и русской ментальностью. И обязательно в романе "Обломов" Гончаров пишет о смысле и судьбе человека, о настоящей любви и счастье. Продолжим анализ "Обломова" Гончарова, рассмотрев конкретных персонажей произведения.

Характеристика героев романа "Обломов"

Как и в любом другом гениальном литературном шедевре 19 века, каким, собственно, является и роман "Обломов", все персонажи имеют важное значение для раскрытия идей автора и сюжетной линии. Например, Гончаров противопоставляет мужские образы женским: Обломов и Штольц, Ильинская и Пшеницына.

Если рассмотреть характеристику героев, то Обломов и Пшеницына выступили представителями слоев общества, которым присущи архаичные, устаревшие идеи, то что преобладало в русском мещанстве. Они находятся в отрешенном состоянии, бездеятельны и спокойны. Этой паре героев Гончаров противопоставляет Штольца и Ольгу, которые стремятся к новым веяниям, европейским нормам и устоям, новой ментальности общества.

Делая анализ романа "Обломов" Гончарова, обязательно нужно принимать во внимание это противопоставление главных героев, на основе которого автор строит главную идею романа.

Проблематика романа "Обломов"

Какие еще вопросы затронул Гончаров в "Обломове"? Тема романа связана с многими историческими, общественными и философскими вопросами, которые актульны по сей день. Центральная проблематика произведения - проблема "обломовщины", которая так ярко проявилась у русских мещан, став историческо-социальным явлением общества. Такие люди не хотели перенимать новые идеи, меняться и двигаться вперед.

И не только общество находилось в таком состоянии. По мнению Гончарова "обломовщина" стала характерной и для отдельных людей, по сути, непосредственно человека, который поддался деградации.

Сделав анализ романа "Обломов" видно, что классические русские типажи, которые отразились в главных персонажах, имеют первостепенное значение для ментальности русского общества. Такие типажи, как: помещик, предприниматель, девушка-невеста, жена, слуги, жулики, чиновники и др. ярко раскрывают русский характер и ставят его в противопоставление европейской ментальности. Это опять же хорошо видно на примере Обломова и Штольца.

". В нем впервые был представлен образ "окаменелого царства", являющегося одной из главных российских проблем.

Введенный Гончаровым термин "обломовщина" стал нарицательным. Еще Добролюбов отметил, что Обломов - "это коренной, народный наш тип".

Главный герой романа - не какое-то исключение из правил. Он является прямым порождением того неспешного образа жизни, который на протяжении веков ведет русская провинция. Дело даже не в том, что Обломов - барин.

Вся Российская империя находится в таком же беспробудном сне. Роман действительно ударил по одному из самых больных мест русского человека. Прирожденное стремление к лени и неприятие активной деятельности - характерная черта, которую каждый может заметить у себя.

Гончаров ярко указал на отрицательные последствия "обломовщины" и наметил пути для выходя из состояния вечного покоя и безмятежности.

2. История создания . Роман "Обломов" был начат Гончаровым в 1846 г., практически сразу после сдачи в печать "Обыкновенной истории". Вскоре был издан фрагмент нового произведения - "Сон Обломова", вызвавший массу положительных откликов. Написав первую часть романа, Гончаров отправился в кругосветное путешествие и надолго отложил работу.

Лишь в 1857 г. писатель в письме к Ю. Д. Ефремовой с радостью отмечал, что вскоре новый роман будет закончен. В течение года Гончаров тщательно "отделывал" свое произведение, а в 1859 г. "Обломов" был напечатан в четырех номерах "Отечественных записок".

3. Смысл названия. Роман лаконично назван по фамилии главного героя. Обломов - не просто основное действующее лицо произведения. Это собирательный образ, отражающий в себе все отрицательные черты той среды, которая его породила. Бездеятельность Ильи Ильича красной нитью проходит через весь роман и парадоксальным образом оказывает влияние на всех остальных героев.

4. Жанр . Роман

5. Основная тема произведения - "обломовщина". Этот ставший нарицательным термин лучше всего отражает главную мысль автора. Обломовщина - очень опасное явление, складывающееся на протяжении веков. За Ильей Ильичем стоит множество поколений предков, проживших свои жизни в состоянии полного покоя и бездействия.

В сне Обломова очень ярко продемонстрирован ограниченный взгляд на мир провинциальных помещиков и подвластных им крестьян. Эти люди испытывают огромную тревогу и волнение, обнаружив незнакомого человека или получив раз в сто лет письмо. Они добровольно законсервировали себя и опасаются любого вмешательства в свою жизнь. Вся жизненная философия обломовцев сводится к одной фразе: "Надо Богу больше молится, да не думать ни о чем!".

Деревни, подобные Обломовке, были разбросаны по всей России и, по сути, ничем не отличались друг от друга. Во всех царил "беспробудный сон", начавшийся еще во времена Древней Руси. Опасность обломовщины заключается в ее устойчивости. Даже переехав в Петербург, Илья Ильич вместе с Захаром словно бы создают в петербургской квартире небольшой аналог Обломовки.

Ни энергичные усилия Штольца, ни любовь Ольги не могут побороть всеобъемлющей лени главного героя. В минуты духовного подъема Ильи Ильич понимает, что он медленно, но неуклонно деградирует. Однако такие моменты просветления случаются у него все реже и реже, да и не имеют никакого практического результата. Становится очевидно, что русский барин является главным виновником всероссийского застоя. Он упорно сопротивляется любым изменениям привычного уклада жизни, не видит пользы в нововведениях.

6. Проблематика. В основе главных проблем романа лежит все та же обломовщина. Почему даже в XIX веке в России до сих пор сохранились многочисленные обломовки, выглядящие анахронизмом? Главная причина - крепостное право. У русских помещиков, живущих исключительно за счет своих крестьян, нет никакого стимула к деятельности. Илья Ильич быстро выходит в отставку, так как знает, что будет полностью обеспечен благодаря доходам со своей деревни.

О полной зависимости барина от своих слуг ярко свидетельствует замечание Захара на желание Ильи Ильича ехать за границу: "Кто вам там будет сапоги снимать?". Свою роль играет и необозримая территория Российской империи. Обломовки настолько затеряны в полях и лесах, что влияние цивилизации их практически не затрагивает.

Проблема искоренения всероссийской лени решается автором в образе Штольца. В обрусевшем немце сливаются воедино западная энергичность и русская душа. Штольц выступает идеальным примером нового русского человека, которому суждено вступить в борьбу и одержать победу над "беспробудным сном".

Большое место в романе занимает проблема любовных отношений. Любовь к поначалу выглядела единственным спасительным средством для Обломова, но даже она не смогла пробудить его ото сна. Ольга, в свою очередь, думала, что действительно по-настоящему полюбила Илью Ильича, но оказалось, что в основе ее чувства лежала жалость к медленно погибающему человеку. В финале главные герои находят свой идеал. Штольц и Ольга составляют прекрасную пару. Илья Ильич тоже счастлив с Агафьей Матвеевной, но соединив с ней свою судьбу, он фактически подписал себе смертный приговор.

7. Герои . Илья Ильич Обломов, Захар, Ольга Ильинская, А .

8. Композиция . Роман представляет собой последовательную историю жизни и трагической смерти Ильи Ильича Обломова. Большое внимание уделяется его взаимоотношениям с детских другом Штольцом, недолгому роману с Ольгой и достижению "идеала" с Агафьей Матвеевной.

9. Чему учит автор . Гончаров решительно осуждает обломовщину в любом ее проявлении. На примере Ильи Ильича он показывает, насколько это явление гибельно даже для человека с честной и благородной душой. Образ Штольца, в противовес Обломову, воплощает в себе самые лучшие человеческие качества, к которым нужно стремиться.