Печорин в системе мужских образов сообщение. даже самые добрые

/ / / Как система мужских образов романа помогает понять характер Печорина?

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов собрал огромное количество как женских, так и мужских образов. И практически каждого персонажа он сопоставил . Для чего? Чтобы нагляднее показать особенности в характере Григория Александровича.

Каждый мужской персонаж тщательно подобран таким образом, чтобы он был и похожим на характер Печорина, и одновременно различался с ним. Ведь герой, в каждой отдельной ситуации поступал совершенно по-разному. Например, в случае с Грушницким, Григорий Александрович вел себя с Мери сначала дерзко. Он это делал намерено, для контраста. Мужчина понимал, что услужливый и покладистый юнкер, рано или поздно надоест девушке. И вот тогда она захочет видеть рядом с собой гордого и независимого Печорина.

Образ офицера Вулича также помогает Григорию Александровичу раскрыться с еще неизвестной для читателя стороны. Однажды, между мужчинами возник спор, о жизни и смерти. На самом ли деле все давно предрешено, там, на небесах, или все решает случай.

То что сделал Вулич доказало присутствующим о его везении, азарте и намерении идти до конца. Печорин же, как завороженный смотрел на мушкет, который по счастливой случайности дал осечку. Он проиграл в споре. Но ему не жалко было проигранных денег. В лице стрелявшего офицера был заметен отпечаток смерти. Это была роковая метка, но почему тогда Вулич еще жив? Это не укладывалась в голове Григория Александровича. А еще его мучил вопрос, на который Вулич не дал однозначного ответа – о чем думает человек, в момент, когда рискует собственной жизнью?

Печорин тоже часто рисковал жизнью, но это были другие ощущения. Если ему придется умереть в бою, он не сможет так прочувствовать момент и так насладиться жизнью.

После выигрышного спора Вулич, поспешил удалиться от компании. Уже на выходе его догнал Печорин и объявил, что того все равно ждет смерть в ближайшем будущем. Через несколько часов, мужчину нашли разрубленным шашкой. Он случайно набрел на пьяного казака, который видимо был чем-то недоволен.

Образ доктора Вернера, помогает раскрыть в Печорине такие черты как справедливость и благородство, и уважение к окружающим. Мужчины становятся если не друзьями, то уж однозначно единомышленниками. Офицер открывает подробности из своей «тайной» биографии, рассказывает за Веру. Доктор, внимательно выслушивает его, но давать советы не решается. Каждый из них практически без слов стали понимать друг друга.

В сравнении с образом Максим Максимыча, образ Печорина выглядит очень негативно. Молодой человек не посоветовавшись ни с кем, ворует горскую княжну Бэлу. И Максим Максимыч входит в его положение, и разрешает девушке остаться в крепости. Но супружеская жизнь быстро надоедает Григорию Александровичу, а все попытки старшего товарища заставить его взять на себя ответственность – ни к чему не приводят.

Когда Бэлу убивают, испытывает настоящее горе. Он и Печорина призывает к скорби, но молодой человек лишь смеется у нее над могилой.

Смерть становится переломным моментом для обоих мужчин. Печорин больше не желает оставаться в крепости. Ему просто стыдно, но он в этом никому не признается, даже себе.

Мужские образы в романе совершенно по-другому раскрывает Печорина. Если с женщинами молодой человек пытается показать себя, то мужчин он больше изучает. Молодой человек, как психолог, постоянно переосмысливает события и людей. Единственный человек, которого он до конца так и не смог понять, так это был он сам.

Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

I. Печорин в системе мужских образов романа

После того как основное содержание романа уже осмыслено учениками, полезно провести несколько уроков-практикумов, на которых будут закреплены навыки анализа эпизода и выявлена роль второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Для этого необходимо сопоставление образа главного героя с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем (в группах).

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошенность души Печорина — это веяние века.
дальше...
2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
3. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и под твердите каждое цитатой. (Максим Максимыч— удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин — безразличие, равнодушие.) Какова роль образа Максима Максимыча в романе?

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).
2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?

Группа 3. Печорин и Вернер.

1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).
2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 4. Печорин и Вулич.

1. Как в сцене заключения пари между Печориным и Вуличем отразился характер каждого из героев? Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?
2. Оцените поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака. Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем смысл такой авторской позиции?
3. Какова роль образа Вулича в романе?

В заключение урока возможно составление плана сопоставительного анализа мужских образов романа или опорной схемы.

Вариант плана сопоставительной характеристики героев

1. Место героев в системе образов (главный — второстепенный, мужской — женский, молодой — старый и т. п.) и их взаимоотношения.
2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).
3. «Говорящий» смысл их имен и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.
4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами они даются.
5. Наличие пейзажей и интерьеров, связанных с героем (сходство — контраст).
6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.
7. Поступки героев, раскрывающие их характер.
8. Функция снов, смыслообразующих художественных деталей.
9. Герои в оценке других персонажей (в оценке друг друга, в самооценке).
10. Прямые или косвенные способы авторских характеристик героев.

II. Дружба в жизни Печорина

Итог урока

Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, ме нее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.

Домашнее задание

Пользуясь планом сопоставительной характеристики героев, составить сообщение на одну из тем: 1) Печорин в системе мужских образов романа; 2) Сравнительная характеристика двух мужских образов романа. Подготовить письменный ответ на проблемный вопрос «Можно ли отношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?» (по выбору).

Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

I. Печорин в системе мужских образов романа

После того как основное содержание романа уже осмыслено учениками, полезно провести несколько уроков-практикумов, на которых будут закреплены навыки анализа эпизода и выявлена роль второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Для этого необходимо сопоставление образа главного героя с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем (в группах).

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошенность души Печорина — это веяние века.
дальше...
2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
3. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и под твердите каждое цитатой. (Максим Максимыч— удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин — безразличие, равнодушие.) Какова роль образа Максима Максимыча в романе?

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).
2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?

Группа 3. Печорин и Вернер.

1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).
2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 4. Печорин и Вулич.

1. Как в сцене заключения пари между Печориным и Вуличем отразился характер каждого из героев? Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?
2. Оцените поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака. Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем смысл такой авторской позиции?
3. Какова роль образа Вулича в романе?

В заключение урока возможно составление плана сопоставительного анализа мужских образов романа или опорной схемы.

Вариант плана сопоставительной характеристики героев

1. Место героев в системе образов (главный — второстепенный, мужской — женский, молодой — старый и т. п.) и их взаимоотношения.
2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).
3. «Говорящий» смысл их имен и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.
4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами они даются.
5. Наличие пейзажей и интерьеров, связанных с героем (сходство — контраст).
6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.
7. Поступки героев, раскрывающие их характер.
8. Функция снов, смыслообразующих художественных деталей.
9. Герои в оценке других персонажей (в оценке друг друга, в самооценке).
10. Прямые или косвенные способы авторских характеристик героев.

II. Дружба в жизни Печорина

Итог урока

Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, ме нее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.

Домашнее задание

Пользуясь планом сопоставительной характеристики героев, составить сообщение на одну из тем: 1) Печорин в системе мужских образов романа; 2) Сравнительная характеристика двух мужских образов романа. Подготовить письменный ответ на проблемный вопрос «Можно ли отношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?» (по выбору).

«В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа

В центре урока - раскрытие необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов разделить на четыре группы.

1-я группа. и Максим Максимыч

1. Перечитайте монолог Печорина из главы « » со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?

2. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы « ». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

3. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?

2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?

3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3- Я Группа . Печорин И Вернер

1. Перечитайте Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?

2. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?

3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?

2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?

3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.

Мужские образы романа - двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.


Урок 48
Печорин в системе мужских образов романа .

Дружба в жизни Печорина

…Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
I. Печорин в системе мужских образов романа

После того как основное содержание романа уже осмыслено учениками, полезно провести несколько уроков-практикумов, на которых будут закреплены навыки анализа эпизода и выявлена роль второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Для этого необходимо сопоставление образа главного героя с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем (в группах).

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошенность души Печорина - это веяние века.

2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

3. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и подтвердите каждое цитатой. (Максим Максимыч - удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин - безразличие, равнодушие.) Какова роль образа Максима Максимыча в романе?

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).

2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

3. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?

Группа 3. Печорин и Вернер.

1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).

2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?

3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 4. Печорин и Вулич.

Для этого школьники сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина, наметят параллели между романом романтической поэмой «Мцыри» и поэзией Лермонтова.

Это поможет в подготовке к сочинению.
I . Споры о романтизме и реализме романа

«Герой нашего времени»

Проблемные вопросы

Черты какого художественного метода - романтизма или реализма - присущи роману «Герой нашего времени»?

Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма?

Для ответов на эти вопросы нужно повторить характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях.

Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.

Учитель может записать на доске в два столбика основные аргументы, затем пронумеровать их по степени важности и в окончательном виде составить обобщающую таблицу.


Черты романтизма и реализма

в романе «Герой нашего времени»


Черты романтизма

Черты реализма

1. Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью - главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» - говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)

1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей

2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов

2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу своих переживаний, мотивам поведения, что характерно для психологического романа

3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина, бесполезность его исканий

3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц

4. Печорин - личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина

4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется

Дракон. Как так?

Ланцелот. Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть пошли бы, а не остались покоренным народом...
Проблемные вопросы

Что общего в прозвучавшем диалоге и поэме Гоголя «Мертвые души»?

(У Шварца речь идет о «невидимых» душах. Гоголь создавал их видимыми, чтобы люди испугались, чтобы пробудились от мертвящего сна и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души.)

Для чего Гоголь стремился в первом томе воссоздать страшные, безнадежные, уродливые картины современной России, обнаружить со всей беспощадностью «пошлость пошлого человека»?

Чтобы ответить на второй вопрос, можно провести заочную экскурсию по губернскому городу N, обратить внимание на его улицы, рассмотреть вывески на домах, посетить присутственные места, губернаторский дом, трактир и гостиницу, в которой останавливался Чичиков. Это нужно, чтобы прийти к выводу, что город N, как и помещичьи усадьбы, символ «городского безделья», пустоты и пошлости.

Учащиеся могут рассказать о городе, выступив в роли экскурсоводов.


Темы заочных экскурсий по городу N

1. Гостиница города N (внешний вид, убранство комнат, цена за номер, общая зала, меню в трактире и т. д.).

2. На улицах города N (высота и цвет домов, магазины, бильярдная, харчевня, городской сад, афиши и т. д.).

3. «Визитные карточки» правителей города N: губернатора, вице-губернатора, полицмейстера, председателя палаты (внешний вид, любимое занятие, оценка Чичиковым их деятельности и др.).

4. Бал у губернатора (освещение дома и зала, одежда и внешний вид гостей, темы разговоров, карточные игры и др.).
Вопросы и задания к главе I

1. Каким вам видится город N с первых страниц поэмы? Докажите, что Гоголь рисует его с иронией.

2. Почему Гоголь подробно описывает краски и архитектуру города?

3. С какой целью Гоголь приводит читателя на бал к губернатору?

4. Какой смысл имеет сравнение гостей на балу у губернатора с мухами?

6. Как и о чем разговаривал Чичиков на обеде и вечере у полицмейстера и у председателя палаты, на обедах у откупщика и у прокурора?

7. Как понять слова Гоголя о Чичикове: «Приезжий во всем как-то умел найтиться...?

8. Каким город видится глазами Чичикова и каким глазами автора?

Приступая к обсуждению главы VII, следует выяснить:

Какой смысл в том, что глава начинается пространным лирическим отступлением о том, чем «счастлив писатель»?


Вопросы для анализа эпизода

1. В чем ирония Гоголя в описании присутственных мест? Почему описание канцелярских комнат дается глазами Чичикова и Манилова?

2. Докажите, что чиновники создают видимость работы, а на самом деле ничего не делают.

3. Как Иван Антонович кувшинное рыло берет у Чичикова взятку? В чем ирония автора?

4. Зачем Гоголь сравнивает Чичикова и его провожатого к председателю палаты с Данте и Вергилием?

5. Почему Гоголь называет деятельность чиновников священнодействием и принесением жертвы Фемиде?

6. Почему при оформлении купчей Чичиков не только не встречает препятствий, а чиновники даже помогают ему?

7. Что смутило Чичикова, когда он встретил у председателя Собакевича ?

8. Какую оценку дает чиновникам города Собакевич? («Они все даром бременят землю».)

9. Современны ли мысли Гоголя об общественном предназначении человека?


Индивидуальное задание

Найти в описании оформления Чичиковым купчей крепости аналогии с «Божественной комедией» Данте.


Вывод

Перед нами «храм» взяточничества, лжи и казнокрадства. Если в общей атмосфере города все окостенело, устоялось, омертвело до такой степени, что даже трудно представить себе возможность какого-нибудь движения, то в палате жизнь кипит. Но чиновники заботятся только о своем собственном благе, и чем выше чиновник, тем больше его «аппетит».

В описании храма Фемиды важнейшую роль играет комическое преломление образов «Божественной комедии». В этом якобы храме возрождается образ ада - хоть и опошленного, комического, но истинно русского ада. Самое страшное и самое трагическое заключается в том, что «мелкий бес» - палатный чиновник - почитал председателя солнцем и так благоговел перед его кабинетом, что «не осмелился занести туда ногу». В отличие от помещичьей жизни, где время застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет. Но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета.

Анализ глав VIII, IХ, Х и «Повести о капитане Копейкине» можно организовать в группах.


Группа 1.