Хоббит: Нежданное путешествие. Кто такие хоббиты и что они делают

  • Основой для фильма послужила изрядно переработанная и дополненная огромным количеством дополнительных материалов и сюжетных арок повесть Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» (The Hobbit, or There and Back Again, 1937).
  • Первоначально фильм должен был быть снят значительно раньше, приблизительно в 2009-м, но процесс застопорился по причине многочисленных судебных разбирательств относительно авторских прав, с последующей дележкой прибыли от проката и мерчендайза, в которых участвовали наследники Толкина, несколько телестудий и режиссер Питер Джексон.
  • Как продюсер, Питер Джексон желал видеть на посту режиссера Гильермо дель Торо, однако тот, как и ранее с фильмом «Хэло», отказался в пользу самостоятельного проекта. В 2008-м им стало продолжение культового «Хеллбоя», а три года спустя – «Тихоокеанский рубеж». Считается, что на решение Дель Торо повлияли долгие судебные тяжбы вокруг экранизации «Хоббита» и подвешенное состояние постановки.
  • После окончательного отказа Гильермо дель Торо от режиссуры и уговоров студий Warner Bros и MGM в 2010-м Питер Джексон согласился быть постановщиком, а уже в октябре на съемки кинотрилогии было получено разрешение.
  • Рон Пёрлман планировался для участия в одной из второстепенных ролей, но только при условии, что картину будет ставить Дель Торо. Когда мексиканец вышел из проекта, Пёрлман последовал за ним.
  • Фильм был снят с использованием 48 камер класса Red Epic – последней модели этой серии, которая была доступна на время производства.
  • Перед началом съемок фильм прошел несколько этапов препродакшена и урегулирование правовых споров между наследниками Толкина, Питером Джексоном и студией New Line Cinema. После этого компания MGM сдвинула проект с мертвой точки в 2008-м, но праздновать было еще рано. Эта студия обанкротилась, фильм вновь «лег на полку», что и послужило причиной ухода Гильермо дель Торо после трех лет ожидания. Также продюсерам пришлось столкнуться с организационными неурядицами в Новой Зеландии, съемки вновь были отложены – теперь уже по причине медицинских обстоятельств: Питер Джексон проходил курс восстановления после операции язвы.
  • На главную роль Бильбо Бэггинса рассматривались Джеймс МакЭвой, Шайа ЛаБаф, Адам Браун, Дэниэл Рэдклифф, Эррик Аркин и Тоби Магуайр. Но практических шансов никто из них не имел, поскольку Джексон видел в этом образе только Мартина Фримана. Дело осложнялось тем, что актер был занят на съемках в сериале «Шерлок» (2010), и состыковать два рабочих графика долгое время не удавалось. Джексону пришлось поменять весь ранее составленный план съемочного процесса, чтобы заполучить-таки Фримана.
  • В 2009-м по интернету поползли слухи, будто бы исполнителем роли Бильбо Бэггинса должен стать Дэвид Теннант, известный по участию в культовом сериале «Доктор Кто». Основанием для такой информации послужило совместное участие Теннанта и Джексона на фестивале Comic-Con. Оба опровергли эти слухи, но Теннант действительно мог сняться в картине, только в роли Трандуила, и отказался от нее по причине беременности своей девушки.
  • На роль Бильбо Бэггинса также пробовался Сильвестр МакКой – для первого фильма «Властелин колец».
  • Билл Бэйли рассматривался на роль Глоина. Не сложилось, однако в сериале «Долбанутые» (1991-2001) он воплотил персонажа по имени Бильбо, названного в честь главного героя «Хоббита».
  • Роберт Казински должен был играть Фили, успел сняться в нескольких сценах, но вскоре по личным обстоятельствам покинул проект и вернулся в Англию спустя месяц после начала съемок. Роль в итоге отошла Дину О’Горману.
  • Мартину Фриману доводилось сниматься в фильме «Зомби по имени Шон» (2004), где также участвовали Билл Найи и Пенелопа Уилтон – супруга предыдущего исполнителя роли Бильбо из трилогии «Властелин колец» – Иэна Холма.
  • Джон Коллен изначально рассматривался на роль Радагаста и для озвучки Смауга, но не сложилось.
  • Голлум отметился в фильме лишь как эпизодический персонаж. Энди Серкис закончил работы над этой сценой за первую неделю продакшена, и далее участвовал уже в качестве режиссера второго плана.
  • Все сцены с Иэном Холмом и Кристофером Ли были сняты в Англии, на студии Pinewood, поскольку в силу возраста и проблем со здоровьем актеры не смогли отправиться в Новую Зеландию.
  • Сирша Ронан могла поучаствовать в фильме как одна из эльфиек, но не смогла подладить производственный график под съемки в другой картине.
  • Имя Beorn переводится со староанглийского как «медведь» и тесно связано со скандинавским Bjorn, также означающим «медведь». Английский, скандинавские (шведский и норвежский) языки принадлежат к одной и той же германской языковой группе. Старый английский с древнескандинавским языком были схожими в еще большей степени.
  • Трандуил, отец Леголаса, впервые появляется в повести Толкина как безымянный эльфийский король. Лишь много позже, в книге «Властелин колец» писатель присвоил ему имя, а сам Леголас представляется, как сын Трандуила из Лихолесья.
  • Брэт МакКензи, отыгравший в фильме роль Линдира, прежде исполнял роль другого эльфа в фильмах «Властелиц колец: Братство кольца» (2001) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003). Его персонаж из трилогии «Властелин колец» изначально не имел имени, но был неофициально наречен фанатами Фигвитом (имя Figwit пошло от фразы «Frodo is great… Who is THAT?», произнесенной одним из фанатов во время просмотра момента, где появляется МакКензи в «Братстве кольца»).
  • Кристофер Ли признавался в интервью, что хотел бы озвучивать дракона Смауга в этом фильме. Не сложилось, однако актеру достался для работы другой дракон – Бармаглот из картины «Алиса в Стране чудес» Тима Бёртона (2010).
  • Некоторые названия глав из книги упоминаются в диалогах, например, «Радушный прием», «Из огня да в полымя» и «Баранье жаркое».
  • Персонажи Фродо (Элайджа Вуд), Леголас (Орландо Блум), Саруман (Кристофер Ли) и Галадриэль (Кейт Бланшетт), присутствовали в книге «Властелин колец» и ее экранизации, но никого из них нет в повести «Хоббит, или Туда и обратно». Радагаст (Сильвестр МакКой) лишь мимоходом упоминается в книге, а полноценно участвует во «Властелине колец». Впрочем, в первую кинотрилогию этот персонаж не вошел.
  • Во втором трейлере к фильму Гэндальф произносит фразу: «Дом уже позади, а дорога впереди». Эта цитата из «Властелина колец» и фрагмент песни, которую Пиппин поет Денетора в книге «Властелин колец: Возвращение короля».
  • На вопрос «Сколько всего в Средиземье волшебников?» Гэндальф отвечает, что их пятеро, перечисляя себя, Сарумана и Радагаста. После чего добавляет, что имена двух других не может вспомнить - Алатара и Палландо. Они появляются в книге «Неоконченные сказания», но не появились в фильме, поскольку продюсеры не имели права использовать материал из этой книги.
  • Персонаж Азог в книге отсутствует. Его сын Болг является лидером сил орков в битве пяти армий. Азог появляется только в приложении к «Властелину колец», где повествуется, как он убил Трора, и в конце концов был убит Даином Железностопом.
  • Ричард Армитэдж говорил, что его первым опытом игры на сцене была партия эльфа в театральной постановке толкиновского «Хоббита».
  • Съемки этого фильма и сиквела «Хоббит: Пустошь Смауга» (2013) были завершены 6 июля 2012 года, продлившись 266 дней.
  • Метод создания ног хоббита претерпел изменения относительно трилогии «Властелин колец». Ранее использовались специальные протезы, которые надевались на ступни актеров, но спустя некоторое время их приходилось менять. В этом фильме были усовершенствованные протезы, которые доходили по длине актерам до колен.
  • Характерный возглас, названный «Криком Вильгельма», можно услышать в сцене беготни гномов по горам гоблинов. Его издает один гоблин, падающий с дорожки.
  • Эта картина стала первой, которая была снята с частотой 48 кадров в секунду. Усовершенствование должно было проявиться в сглаживании картинки, повышенной реалистичности движений и уменьшении эффекта стробирования. Ярче всего изменения заметны при просмотре фильма в 3D, поскольку высокая частота кадров дает возможность лучше синхронизировать изображения для каждого глаза.
  • Использование в этом фильме повышенной частоты кадра (48 кадра в секунду) взбудоражило общественность, при этом несправедливо в стороне остались многие другие достижения в области создания визуальных эффектов. Действующий директор компании Weta Digital и супервайзер визуальных эффектов Джо Леттери рассказывал в интервью об огромной проделанной работе и креативности, приложенных для создания фильма. В основном это коснулось анимирования персонажей.
  • Первой сценой, вошедшей в фильм, стала совместная с Энди Серкисом и Мартином Фриманом, названная «Загадки в темноте». Несмотря на то, что положение головы и жестикуляция актера совмещались с виртуальным Голлум, пропорции их тел сильно разнились, и после захвата движения потребовалась дополнительная коррекция. В этой сцене Голлум является полноценной 3D-моделью, созданной без участия игры актеры на зеленом фоне.
  • Для этого фильма Голлум создавался с чистого листа. Количество отдельных деталей на лице Голлума в «Хоббите» больше, чем на всем его теле в трилогии «Властелин колец».
  • Использование повышенной частоты кадров в секунду позволяло переработать микродвижения в мимике, но стало большой проблемой для художников, которым на этот раз потребовалось рисовать и ротоскопировать гораздо большее количество кадров, чем было прежде.
  • Процесс создания виртуальных биологических существ с полноценным скелетом и мускулатурой в компании Weta Digital настолько продвинутый, что дает возможность делать их еще более реалистичным, чем аниматронные куклы.
  • Аналогичные методы, как и при «оживлении» Голлума, также использовались для сцен с троллями. Кадры с виртуальными персонажами накладывались на кадры с реальными актерами, после чего в процессе пост-предакшена сцена доводилась по графической безупречности.
  • Сцена званого обеда в Бэг Энде сделана по тому же принципу, что и сцена приезда Гэндальфа к Бильбо во «Властелине колец», в которой Гэндальф ударился головой о люстру (неумышленно – этого момента не было в сценарии).
  • Вместо того чтобы использовать фиксированную перспективу, Питер Джексон планировал перемещение камеры вокруг актеров, чтобы дать тем самым большую свободу передвижения. Для достижения этого эффекта, были построены два различных интерьера: один соразмерный Бильбо и гномам, и другой, чтобы показать Гэндальфа в тесном и замкнутом пространстве. Старая съемочная площадка, оставшаяся после съемок трилогии «Властелина колец», была переоборудована под домашний интерьер, показываемый в фильме, а новая площадка была полностью обтянута зеленым фоном. Основная камера, двигаясь по заранее определенной траектории, снимала на первой площадке, а вторая камера синхронно с ней повторяла движения на второй площадке с зеленым фоном. После этого, чтобы сопоставить необходимые пропорции, кадры с первой камеры были урезаны на одну треть.
  • Вся сцена в доме Бильбо была отснята за 4 дубля.
  • На ведомой камере была задержка в 4 кадра.
  • Для совмещения отснятого материала с двух камер потребовалось 18 месяцев.
  • Первоначально в костюмах гоблинов были живые люди, которые сопровождали Бильбо и гномов по веревочному мосту. Использовались лишь аниматронные головы, но после этой попытки было принято решение заменить гоблинов полноценными компьютерными моделями, с помощью ротоскопирования живой игры актеров. Движения гоблинов были воссозданы при помощи технологии захвата движения. Невероятно, но факт: Двалин был полностью заменен цифровой моделью в этой сцене, так же как и все остальные персонажи, потому что было проще заменить всех, чем выстраивать всю сцену вокруг одного живого персонажа.
  • Технология захвата движения также использовалась во время создания сцены сражения Бильбо и гоблина на мечах. Позже во время пост-продакшна гоблин был уменьшен в размерах. А лицо Бильбо было заменено цифровой копией, поскольку вместо Мартина Фримана в этой сцене играл дублер.
  • Сцена с раскачивающимся веревочным мостом была полностью цифровой, за исключением самой веревки. Аниматоры надели костюмы для захвата движения для имитации героев фильма, когда они прыгают с раскачивающегося моста. Чтобы снять эту сцену им потребовалось буквально пара попыток.
  • Кадры пещеры гоблинов были практически полностью анимированы, но было построено и несколько реальных декораций. Они были сделаны специально для того, чтобы актерам было легче ориентироваться во время съемок, но позже все декорации были также заменены на цифровые.
  • Перед созданием короля гоблинов Питер Джексон попросил специалистов по эффектам сделать этого персонажа, «настолько отвратительного, насколько вы только можете его представить». Актер Бэрри Хамфриз, сыгравший эту роль, участвовал как при захвате движения, так и во время повторной записи диалогов с использованием специального оборудования для захвата анимации лица.
  • Первоначально Азог был сыгран живым актером в костюме. Но результат очень напоминал сильно полинявшего дикобраза человеческих габаритов, поэтому было принято решение пересоздать его, сделав полностью цифровую версию. «Полинявший дикобраз» стал другим персонажем в фильме, а на создание нового Азога ушло около шести недель.
  • Сцена погони за Радагастом была изначально снята вручную с использованием небольшой машины, которая волокла за собой сани сквозь декорации леса. Единственное, что осталось от этих кадров - сам Радагаст, все остальное было заменено компьютерной графикой. Для создания пейзажа в этой сцене, программисты написали совершенно новое программное обеспечение и назвали его «Дровосек» (LumberJack). Оно позволяло не только «выращивать» анимационные деревья с нуля, но и позволяло аниматорам динамический контроль вплоть до каждой хвойной иголки. На разработку этого обеспечения ушло около года.
  • Единственной проблемой при съемках сцены, в которой Бильбо и гномы входят по мосту в Ривенделл, было то, что потолок не был частью зеленого фона. В итоге аниматоры прибегли к другому программному обеспечению под названием «Парикмахерская» (BarberShop). Изначально его задействовали для создания «цифровых» волос для каждого актера, но оно так же подошло для сглаживания переходных областей, которые появлялись при совмещении кадров съемок живого актерского действа и кадров с зеленым фоном.
  • Миниатюры в «Хоббите» уже не использовались из-за жесткого графика, а уже существующие были слишком низкого разрешения. Почти все было сделано при помощи компьютерной графики: от водопадов до птиц (каждая из которых имела свой уникальный скелет и форму туловища). Когда Джексон желал более детально снять какую-то сцену, соответствующие места отстраивались вручную и уже впоследствии на них накладывали компьютерную графику.
  • Джо Леттери также отмечал, что кадр фильма с частотой 48 кадров в секунду ничем не отличается от фильма с частотой в 24 кадра, просто в первом их в два раза больше. Эффект 3D не зависит от частоты кадров, и был выбран вариант именно с частотой в 48 кадров в секунду, а не 60, потому что разница между 24 и 48 значительна, а между 48 и 60 незаметна глазу. Кроме этого прокатчикам так стало проще приспособиться к формату с 48 кадрами в секунду. Некоторые сцены фильма конвертировали из 2D в 3D на стадии пост-продакшна. Одна из них - это крупный план Бильбо в начале фильма. Это пришлось делать из-за сбоя одной из камер.
  • D-фильм с частотой 48 к/сек был отправлен в некоторые кинотеатры на стандартном SATA-жестком диске с кодом безопасности, который защищал содержимое от просмотра или копирования. Сам код предоставлялся дистрибьюторами за сутки до выхода фильма. 3D-версия фильма с частотой 48 к/сек занимает 639 Гб на жестком диске. Кинотеатры могли бы скачать весь фильм через защищенный канал спутниковой связи, но закачка заняла бы больше суток. Учитывая, что для 3D изображения необходима частота 96 к/сек (по 48 к/сек для каждого глаза), объем данных одного кадра для каждого глаза составляет 0,66 Мб.

Больше фактов (+50)

Ошибки в фильме

  • Первый заметный киноляп встречает зрителя в одной из открывающих сцен. Гэндальф Серый приходит в гости к хоббиту Бильбо Бэггинсу. Во время разговора можно заметить, что волшебник держит свой посох, складывая руки тремя возможными способами.
  • Еще один ляп из начальной сцены. Пока Гэндальф увлеченно общается с Бильбо, размахивая руками, на заднем плане можно заметить женщину-хоббита, развешивающую постиранное белье. В следующем кадре веревка наполовину опустевшая, а на момент окончания разговора все вещи возвращаются на положенное место.
  • И третий ляп из самого начала фильма: эпизод, где нахмуренный Бильбо наблюдает за тем, как первый гость из гномов Двалин сидит обеденным столом, поглощая трапезу хоббита. В первом кадре, когда показывают, как Бильбо смотрит на Двалина - стол чист. Когда камера возвращается на это место во второй раз - на столе появляются лишняя посуда и крошки.
  • В доме у Бильбо Бэггинса встречается еще один «кулинарный» ляп. Когда Торин Дубощит поднимается со своего места, чтобы сказать свою речь, то на столе перед ним тарелка с печеньями почти пуста – там лежит несколько штук. В кадре, когда предводитель гномов уже опустился на свое место и камера снова снимает тот же ракурс стола, можно заметить, что тарелка волшебным образом полна печеньями.
  • Среди гномов оказывается немало пожилых, но на скорости их движения возраст явно не сказывается. Скорее наоборот! Вот гномы поют и перекидывают посуду, Балина мы видим спиной сидящего. Ракурс меняется, и Балин вдруг оказывается с метлой где-то у дальней стенки, а его стул пустует. Но в следующем кадре он снова сидит на своём месте и помогает кидать посуду... Да и все гномы то тут, то там... Питер Джексон решил, что раз гномов так много, то зритель не заметит их мельтешение?
  • Фили нёс меч за спиной, но собираясь отдать меч Бильбо, он по непонятной причине вдруг вытаскивает его откуда-то из-за пазухи.
  • Весьма любопытный ляп поджидает зрителя в кульминационной сцене знакомства Бильбо с Голлумом и нахождения кольца. Дело в том, что в фильме «Властелин колец. Братство Кольца» этот момент показан совершенно по-другому - помимо того, что Бильбо находит кольцо совсем иначе, чем в «Хоббите», так он выглядит значительно моложе и одет в совершенно другую одежду.
  • Весьма досадный киноляп встречается в эпизоде кражи троицей троллей пони гномов, с целью последующего поедания. Тролли привязали пони в загоне, где лошади то становятся высокими жеребцами с хорошо заметной уздечкой на их мордах, то вновь превращаются в маленьких пони без всяких уздечек. Да и сами обстоятельства похищения рождают вопросы. Гномы расположились на ночлег на опушке леса, и принялись стряпать себе ужин, оставив Фили и Кили сторожить пони. Эти двое оказались никудышными сторожами, потому что парочку-другую пони тролли умыкнули прямо у них из-под носа.
  • И еще о троллях. Эти здоровенные, премерзко пахнущие туши весом в несколько тонн, вызывают ужасный шум, даже если крадутся на цыпочках. Они настолько неуклюжи и могучи, что буквально каждым шагом выдергивают деревья с корнями. Там, где паслись украденные пони, хорошо заметна парочка вывороченных здоровенных стволов. Логично предположить, что треск, с которым они были повалены, был слышен за многие мили. Этот шум моментально должны были услышать в лагере, и тем более непосредственные стороны Фили и Кили.
  • Довольно милый ляп встречается в Ривенделле, обители эльфов, когда Гендальф находит одиноко стоящую под луной эльфийскую королеву Галадриэль. В первом кадре, когда показывают лицо Кейт Бланшетт, видно, что её диадема немного криво закреплена на лбу. В следующем кадре можно увидеть, что диадема сидит абсолютно прямо и красиво, без каких-либо недочетов.
  • Интересные метаморфозы случаются с ногой и мечом Торина Дубощита. Орел схватил вожака гномов так, что одна нога осталась болтаться в воздухе. Судя по всему, в полете орел сцапал когтями и вторую ногу, но по прилету, смилостивившись, отпустил вторую ногу, заодно и меч прицепил к поясу.
  • Великий волшебник Гэндальф Серый, способный в одиночку переламывать ход битвы, не раз бросает своих подопечных на произвол судьбы, отбывая в неизвестном направлении. Потом он, правда, появляется вновь, но, как правило – за мгновение до неминуемой смерти Бильбо и гномов. Так и хочется спросить: куда отлучается Гэндальф? Что у него за неотложные дела, которые важнее, чем миссия, выполняемые друзьями на протяжении всего фильма? Лишая своих друзей поддержки, Гэндальф не только деморализует их – нередко он вообще ставит план под угрозу срыва! Разве не логично было бы не отлучаться никуда во время всего похода, чтобы уберечь путников от бесчисленных опасностей? А если уж так надо по делам – почему бы не объяснить, по каким именно?
  • И вот противоположный пример безрассудности Гэндальфа. Когда гномы были на краю гибели в логове Подгорного Короля, окруженные тысячами уродливых гоблинов, волшебник пришел на помощь в последний момент – видимо для пущей драматичности. Ослепительная вспышка – и вот уже гоблины летят во все стороны, ошарашенные, как шведы под Полтавой. Но откуда взялся Гэндальф? Во время вспышки он стоял посередине центральной платформы, окруженный гоблинами, в самом центре кишащей врагами пещеры. Для того чтобы добраться туда, Гэндальфу нужно было как минимум войти в пещеру и пройти по ней сотни метров до трона гоблинского короля. Можно себе представить, какой визг поднялся бы вокруг, сделай Гэндальф хотя бы пару шагов на глазах бесчисленных уродливых тварей! Единственное объяснение тому, что Гэндальфа никто не заметил – что он умеет становиться невидимым в нужный момент… только он не умеет этого делать ни в книге, ни в фильмах.

Больше ошибок (+10)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Хоббит Бильбо Беггинс вовсю готовится к вечеринке по случаю своего 111-летия. Он решает написать мемуары и предается воспоминаниям, описывая события, произошедшие более полувека назад. В те времена дракон по имени Смауг напал на гномье королевство и крошечное государство людей, разрушил их и забрал все сокровища. Затем он унес их в пещеру и стал сторожить.

После этих ужасных событий к Бильбо приходит Гендальф вместе с Торином, правителем павшего королевства гномов, и тринадцатью спутниками. Они просят его присоединиться к походу в пещеру Смауга, чтобы вернуть сокровища. У них есть карта и ключ от секретного входа. Бильбо не соглашается. Однако наутро он догоняет Торина и присоединяется к небольшой армии гномов.

Через некоторое время на путников нападают тролли и уводят их в свою пещеру. Благодаря Бильбо всей команде удается избежать участи быть съеденными. Неожиданно появляется Гендальф и уничтожает чудищ с помощью солнечного света. В пещере путники находят оружие.

Гендальф встречает могущественного мага Рагастра. Тот говорит ему, что видел в руинах Дол Гулдура дух Некроманта. Через некоторое время путники приходят в Ривенделл. Правитель Элронд помогает им расшифровать карту. Гендальф встречает Сарумана Белого и делится с ним рассказом Рагадаста. Тот говорит, что это пустая болтовня, и пытается остановить поход гномов. Гендальф помогает им уйти.

По пути из Ривенделла в Мглистые горы герои попадают в ловушку гоблинов. Бильбо, сражаясь с одним из них, падает в большую яму. Там он встречает Голлума, подбирает кольцо, упавшее из кармана бывшего хоббита, и убегает. Главный герой присоединяется к команде, которая выбралась из плена, и приходит к Одинокой горе, где скрывается Смауг.


Гномы
Хоббиты
Энты
Орлы
Орки
Тролли
Драконы Другие

Народности хоббитов

В предисловии к «Властелину колец» упомянуты три древних племени хоббитов, впоследствии смешавшихся в единую народность:

  • мохноноги (англ. Harfoots ) - смуглее и меньше других хоббитов. Предпочитали холмы и взгорья. Автор называет их «самыми настоящими, самыми правильными хоббитами», наиболее консервативными по сравнению с другими племенами. Типичные представители мохноногов - Сэмуайз Гэмджи , а также Бильбо и Фродо Бэггинсы (оба - по отцовской линии).
  • хваты (англ. Stoors ) - большерукие и крепкие, селились в речных долинах и на равнинах (предположительно, именно к таковым принадлежали Мериадок Брендибак , а также Смеагол-Голлум и его брат Деагол).
  • лесовики (англ. Fallohides ) - светлокожие и высокие (по меркам хоббитов), жили в лесах (типичные представители - семейство Туков, в том числе известный по роману «Властелин Колец» Перегрин Тук).

Образ жизни

По описаниям, представленным, в частности, в прологе к роману-эпопее «Властелин колец», хоббиты живут оседло в норах под землёй, либо в домиках на поверхности. Норы богатых хоббитов очень благоустроены: пол выложен плитками и устлан ковром, стены обшиты панелями. Двери и окна в норах, как правило, круглые, ручки таких дверей располагаются ровно посередине, а рамы выкрашены в излюбленные хоббитами жёлтые и зелёные цвета (более подробным описанием жилища хоббитов является описание дома Бильбо Бэггинса). Городов у хоббитов нет, они живут в более или менее крупных сельских посёлках.

Хоббиты занимаются в основном сельским хозяйством . Достоверно известно, что они выращивают ячмень , табак , виноград . Выращивают они и другие зерновые культуры и овощи. Варят хорошее пиво , выделывают наилучшие в Средиземье сорта трубочного табака. Механических устройств как таковых не любят и не делают, хотя мастерят телеги, строят мельницы и изготавливают разный сельский инвентарь, как и прочие нужные для жизни вещи. Строят дороги и мосты. Содержат трактиры.

Хоббиты очень любят гостей, и, зачастую, длинные коридоры, уходящие от входной двери вглубь норы, увешаны крючками и полками, уставлены подставками для зонтов. Хоббиты также очень любят есть, они могут принимать пищу по шесть раз в день. Они любят курить трубки, как и автор Толкин , и изысканное табакокурение чтится у них в качестве особого искусства. Хоббиты страстно увлекаются генеалогией (впрочем, это практически единственная наука, которая их интересует). Также они очень любят садоводство и могут подолгу работать в своих огородах. В разговоре с сыном наместника Гондора Фарамиром хоббит Фродо отдельно упоминает: «Садовники действительно у нас в почёте» :

Хоббиты любят спокойную и размеренную жизнь, стараются избегать опасных приключений и почти не покидают свою родину. В книге «Хоббит, или Туда и обратно » приводятся слова Бильбо Бэггинса , которые можно по праву считать негласным лейтмотивом любого «правильного» хоббита:

Социальные отношения и иерархию хоббитов нельзя назвать совсем демократическими: напротив, в их селениях встречаются господа-феодалы и хоббиты среднего звена, занимающиеся физическим трудом. Так, Сэмуайза Гэмджи Фродо Бэггинс представляет Фарамиру как «достойного хоббита, взятого им в услужение» :

Сам Сэм обращается к Фродо и Бильбо «господин» и относится к ним как к аристократам, заведомо превосходящим его в интеллектуальном отношении, сведущим в литературе, истории и языках. Действительно, Бэггинсы - типичная «голубая кровь»: они владеют богатым поместьем, позволяют себе экстравагантность, не занимаются никаким физическим трудом, однако интересуются лингвистикой, филологией, историей, литературой:

Вначале сам Бильбо, а затем и Фродо пишет книгу-летопись с художественным уклоном. Бильбо самостоятельно обучает племянника эльфийскому языку (что для среднестатистического хоббита нонсенс и пустая трата времени, необходимого для более значимых насущных дел). Тем не менее, с годами приобретя уважение соседей, сам Сэм становится градоначальником и летописцем.

Хоббиты в культуре

Российская фолк-рок-группа «The Hobbit Shire » написала и исполнила шуточную песню «Как хоббит искал носки».

Еще одна российская панк-группа «Король и шут » выпустила песню «Вино хоббитов».

  • Tetramorium hobbit (муравей)

Известные хоббиты

  • Смеагол, он же Голлум

См. также

Напишите отзыв о статье "Хоббиты"

Примечания

Отрывок, характеризующий Хоббиты

– Ты меня искала – зачем? – внимательно глядя мне в глаза, спросила Вэя.
Её взгляд был тоже очень необычным – как будто вместе со взглядом она одновременно передавала образы, которых я никогда не видела, и значения которых пока, к сожалению, ещё не понимала.
– А так? – улыбнувшись, спросила «звёздная» малышка.
У меня в голове что-то «вспыхнуло»... и открылось умопомрачительное видение совершенно чужого, но необыкновенно красивого мира... Видимо того, в котором она когда-то жила. Этот мир был чем-то похож на уже нами виденный (который она себе создавала на «этажах»), и всё же, чем-то чуточку отличался, как если бы там я смотрела на рисованную картину, а сейчас вдруг увидела эту картину наяву...
Над изумрудно-зелёной, очень «сочной» землёй, освещая всё вокруг непривычным голубоватым светом, весело поднималось потрясающе красивое и яркое, фиолетово-голубое солнце... Это наступало чужое, видимо инопланетное, утро... Вся буйно растущая здесь зелень, от падающих на неё солнечных лучей, сверкала золотисто-фиолетовыми бриллиантами «местной» утренней росы, и, счастливо ими умываясь, готовилась к наступающему новому чудесному дню... Всё вокруг благоухало невероятно богатыми красками, слишком яркими для наших, привыкших ко всему «земному», глаз. Вдали, по покрытому золотистой дымкой небу клубились почти «плотные», нежно-розовые кудрявистые облака, похожие на красивые розовые подушки. Неожиданно, с противоположной стороны небо ярко вспыхнуло золотым.... Я обернулась, и от удивления застыла – с другой стороны царственно поднималось невероятно огромное, золотисто-розовое, второе солнце!.. Оно было намного больше первого, и казалось, было больше самой планеты... Но его лучи, в отличие от первого, почему-то светили несравнимо мягче и ласковее, напоминая тёплое «пушистое» объятие... Казалось, это огромное доброе светило, уже устало от каждодневных забот, но всё ещё по привычке отдавало этой невероятно красивой планете своё последнее тепло и, уже «собираясь на покой», с удовольствием уступало место молодому, «кусачему» солнцу, которое ещё только-только начинало своё небесное путешествие и светило яро и весело, не боясь расплескать свой молодой жар, щедро заливая светом всё вокруг.
Удивлённо оглядываясь по сторонам, я вдруг заметила причудливое явление – у растений появилась вторая тень... И она почему-то очень резко контрастировала с освещённой частью – как будто светотень была нарисована яркими, кричащими цветами, резко противоположными друг другу. В теневой части воздух мерцал яркими миниатюрными звёздочками, вспыхивающими от малейшего движения. Это было сумасшедше красиво... и необыкновенно интересно. Пробудившийся волшебный мир звучал тысячами незнакомых голосов, будто радостно оповещая о своём счастливом пробуждении всю вселенную. Я очень сильно, почти наяву, почувствовала, насколько невероятно чистым был здесь воздух! Он благоухал, наполненный удивительно приятными, незнакомыми запахами, которые чем-то неуловимо напоминали запахи роз, если бы их было здесь тысяча разных сортов одновременно. Повсюду, сколько охватывал глаз, алели те же самые ярко-красные, огромные «маки»... И тут только я вспомнила, что Вэя принесла мне такой же цветок! Я протянула к ней руку – цветок плавно перетёк с её хрупкой ладошки на мою ладонь, и вдруг, в моей груди что-то сильно «щёлкнуло»... Я с удивлением увидела, как миллионами невиданных фантастических оттенков на моей груди раскрылся и засверкал изумительный кристалл... Он всё время пульсировал и менялся, как бы показывая, каким ещё он может быть. Я застыла в шоке, полностью загипнотизированная открывшимся зрелищем, и не могла отвести глаз от всё время по-новому открывающейся красоты...
– Ну вот, – довольно произнесла Вэя, – теперь ты сможешь это смотреть когда захочешь!
– А почему этот кристалл у меня на груди, если ты поставила его в лоб? – наконец-то я решилась задать мучивший меня несколько дней вопрос.
Девочка очень удивилась, и чуть подумав, ответила:
– Я не знаю почему ты спрашиваешь, тебе ведь известен ответ. Но, если тебе хочется услышать его от меня – пожалуйста: я тебе просто дала его через твой мозг, но открыть его надо там, где должно быть его настоящее место.
– А откуда же мне было знать? – удивилась я.
Фиолетовые глаза очень внимательно несколько секунд меня изучали, а потом прозвучал неожиданный ответ:
– Я так и думала – ты ещё спишь... Но я не могу тебя разбудить – тебя разбудят другие. И это будет не сейчас.
– А когда? И кто будут эти – другие?..
– Твои друзья... Но ты не знаешь их сейчас.
– А как же я буду знать, что они друзья, и что это именно они? – озадаченно спросила я.
– Ты вспомнишь, – улыбнулась Вэя.
– Вспомню?! Как же я могу вспомнить то, чего ещё нет?..– ошарашено уставилась на неё я.
– Оно есть, только не здесь.
У неё была очень тёплая улыбка, которая её необыкновенно красила. Казалось, будто майское солнышко выглянуло из-за тучки и осветило всё вокруг.
– А ты здесь совсем одна, на Земле? – никак не могла поверить я.
– Конечно же – нет. Нас много, только разных. И мы живём здесь очень давно, если ты это хотела спросить.
– А что вы здесь делаете? И почему вы сюда пришли? – не могла остановиться я.
– Мы помогаем, когда это нужно. А откуда пришли – я не помню, я там не была. Только смотрела, как ты сейчас... Это мой дом.
Девчушка вдруг стала очень печальной. И мне захотелось хоть как-то ей помочь, но, к моему большому сожалению, пока это было ещё не в моих маленьких силах...
– Тебе очень хочется домой, правда же? – осторожно спросила я.
Вэя кивнула. Вдруг её хрупкая фигурка ярко вспыхнула... и я осталась одна – «звёздная» девочка исчезла. Это было очень и очень нечестно!.. Она не могла так просто взять и уйти!!! Такого никак не должно было произойти!.. Во мне бушевала самая настоящая обида ребёнка, у которого вдруг отняли самую любимую игрушку... Но Вэя не была игрушкой, и, если честно, то я должна была быть ей благодарна уже за то, что она вообще ко мне пришла. Но в моей «исстрадавшейся» душе в тот момент крушил оставшиеся крупицы логики настоящий «эмоциональный шторм», а в голове царил полный сумбур... Поэтому ни о каком «логическом» мышлении в данный момент речи идти не могло, и я, «убитая горем» своей страшной потери, полностью «окунулась» в океан «чёрного отчаяния», думая, что моя «звёздная» гостья больше уже никогда ко мне не вернётся... Мне о скольком ещё хотелось её спросить! А она так неожиданно взяла и исчезла... И тут вдруг мне стало очень стыдно... Если бы все желающие спрашивали её столько же, сколько хотела спросить я, у неё, чего доброго, не оставалось бы время жить!.. Эта мысль как-то сразу меня успокоила. Надо было просто с благодарностью принимать всё то чудесное, что она успела мне показать (даже если я ещё и не всё поняла), а не роптать на судьбу за недостаточность желаемого «готовенького», вместо того, чтобы просто пошевелить своими обленившимися «извилинами» и самой найти ответы на мучившие меня вопросы. Я вспомнила бабушку Стеллы и подумала, что она была абсолютно права, говоря о вреде получения чего-то даром, потому что ничего не может быть хуже, чем привыкший всё время только брать человек. К тому же, сколько бы он ни брал, он никогда не получит радости того, что он сам чего то достиг, и никогда не испытает чувства неповторимого удовлетворения оттого, что сам что-либо создал.
Я ещё долго сидела одна, медленно «пережёвывая» данную мне пищу для размышлений, с благодарностью думая об удивительной фиолетовоглазой «звёздной» девчушке. И улыбалась, зная, что теперь уже точно ни за что не остановлюсь, пока не узнаю, что же это за друзья, которых я не знаю, и от какого такого сна они должны меня разбудить... Тогда я не могла ещё даже представить, что, как бы я не старалась, и как бы упорно не пробовала, это произойдёт только лишь через много, много лет, и меня правда разбудят мои «друзья»... Только это будет совсем не то, о чём я могла когда-либо даже предположить...

Хоббиты - это сказочные существа, создателем которых является писатель-фэнтезист Джон Рональд Роуэл Толкин. Встретить хоббитов можно на страницах его произведений, посвящённых сказочной стране Средиземье, таких как «Хоббит, или Туда и обратно» и небезызвестной трилогии «Властелин Колец».

Как выглядят хоббиты

Хоббиты - это низкорослые человечки, не более 1-го метра, благодаря чему они получили название «половинчики». По внешнему виду они полноваты, с густыми курчавыми волосами и длинными пальцами рук, что делает их похожими на гномов. Единственное их отличие только в отсутствии бороды. Это очень жизнерадостный народ с крепким здоровьем. Поэтому они ходят без обуви. Хоббиты любят яркие цвета, отдавая преимущество жёлтым и зелёным оттенкам.

Они славятся точной стрельбой из лука, владением пращой, бесшумным передвижением и способностью быстро исчезать.

Стиль жизни хоббитов

Данный вид сказочных персонажей предпочитает спокойную, оседлую жизнь без всяких опасностей. Обитают хоббиты либо в домиках, либо в подземных норах с круглыми окнами и дверями.

Как таковых городов у них нет. Обитают хоббиты в наиболее крупных поселениях, каких очень много в Израиле, стране с высоким уровнем жизни и очень развитой медициной. Разнообразие клиник и различных центров, в которых профессиональные врачи позаботятся о здоровье пациентов, проконсультируют и подберут наиболее оптимальный вариант лечения. Выбирая лечение в Израиле, предварительно следует ознакомиться с необходимой информацией. Лучше всего в этом поможет сайт www.online-doctors.ru . На данном сайте можно прочитать все актуальные сведения об израильских клиниках, работающих в них врачах, а также используемом медицинском оборудовании и методах терапии. Посетив вышеуказанный сайт, вы также сможете прочитать информацию о том, что лечение в Израиле осуществляется в очень многих направлениях, среди которых такие как гастроэнтерология, гинекология, дерматология, кардиология, неврология, нейрохирургия, онкология, ортопедия, педиатрия, пластическая хирургия, урология и эндокринология. Изучив информацию на сайте, вы с лёгкостью выберите именно то медицинское учреждение, врачи и специалисты которого лучше всего помогут в решении проблемы. Также на данном сайте вы узнаете о преимуществах решения проблем со здоровьем в Израиле, среди которых приемлемая стоимость, персонал, говорящий на многих языках, а также комфортные условия пребывания. Поэтому можно не бояться, что пациента из-за рубежа будут не поняты.

Сельское хозяйство является единственным и самым любимым занятием хоббитов. На своих полях и огородах они выращивают различные культуры. Их табак считается самым лучшим в Средиземье. Хоббиты - очень гостеприимны. Поэтому очень часто сотни подставок для зонтиков украшают длинные коридоры, ведущие в глубь их жилищ.

Наиболее известные хоббиты

Именно благодаря произведениям Дж.Р.Р. Толкина с хоббитами познакомился весь мир. Наиболее известными представителями данного народа из Средиземья являются Фродо Беггинс и его дядя Бильбо Беггинс, Бандобрас Тук и его потомок Перегрин Тук, Сэм Гемджи, Мериадок Брендибак и Голлум.

Фильм «Хоббит», все части которого вы найдете здесь по порядку, включены в наш список в нужной хронологической последовательности. Мы собрали кое-что интересное о съемочном процессе. Но перед тем, как переключаться на Хоббита, загляните в статью про .

Хоббит (1977)

Удивительный мир Средиземья, где живут эльфы, гномы, хоббиты и волшебники. Особенно удивительный народец – это хоббиты. Бильбо – один из них. Он – настоящий домосед и не любит особо приключения, но именно ему предстоит поучаствовать в миссии гномов, которые отправились за своим сокровищем.

Хоббит: Нежданное путешествие (2012)

Бильбо Бэггинс пока и сам не знает, что стал частью масштабного путешествия многочисленных друзей, которые отправились вызволять Эребор – королевство гномов, на которое позарился дракон Смауг. Гендельф Серый сделал так, что теперь хоббит не может не пойти за тринадцатью гномами, которые, в свою очередь, следуют за могущественным воином Торином Дубощитом.

Хоббит: Пустошь Смауга (2013)

Команде Торина Дубощита необходимо, наконец, закончить свое странствие к Одинокой горе, рискованно преодолевая Лихолесье уже без волшебника, но с поддержкой могучего незнакомца. Хоббиту Беггинсу предстоит отыскать скрытую от чужих глаз дверь, чтобы обнаружить сокровища дракона Смауга.

В самом начале фильма в небольшом эпизоде можно увидеть Питера Джексона – режиссера картины – он проходит мимо, жуя при этом морковку.

Бильбо Бэгинс наивно полагал, что после того, как приключения в походе к Одинокой горе закончатся, гномы Торина оставят его в покое. Но это оказалось не так. Путешествие в Эребор для спасения оказалось куда опаснее, чем все думали. Даже Гендельф не мог знать, что предвещает будущее.

Актриса Кейт Бланшетт участвует во всех трех фильмах, но ее съемочное время заняло от силы 8 дней.

Теперь вы знаете все про фильм «Хоббит». Все части по порядку включены в список и всегда у вас под рукой. Добавляйте в закладки. 😉

Серию связанных общим сюжетным повествованием кинофильмов, поставленных режиссером Питером Джексоном, представляющих собой киноэкранизацию произведения Дж. Р. Р. Толкина принято называть трилогией «Хоббит». Ответ на животрепещущий вопрос, волнующий многих фанатов, как называются все части «Хоббита» по порядку, прост. Трилогия состоит из трех кинокартин: «Нежданное путешествие», «Пустошь Смауга» и «Битва пяти воинств», объединенных неизменным присутствием слова «хоббит» в заглавии.

Фильм первый 2012 года

Перечисляя все составляющие трилогии «Хоббит» (все части по порядку), список фильмов следует начать с картины «Хоббит. Нежданное путешествие», которая вышла в прокат в 2012 году. Немало прошло времени с того момента, как по мировым экранам триумфально прошествовала заключительная часть «Властелина колец», и вот в 2012 году вышел первый эпизод, хронологически ей предшествующий.

Джексон в «Нежданном путешествии» не пытался начать повествование с чистого листа. Его проект не зря изначально был заявлен как колоссальный флэш-бэк: Бильбо предстает пред зрителем молодым, беспечным и бодрым, Бильбо до «Кольца». Но главным достижением режиссерского производственного анахронизма является конкретный жанровый сдвиг, превративший все части «Хоббита» по порядку (список оглашен выше) из сказки для детей в полноправную часть эпическо-героической саги. Гномы, утратив свой комизм, предстают могучими, закаленными в боях воинами, только невысокими. Джексон устраивает им настоящую проверку на крепость, в течение хронометража они успеют и побегать, и посражаться, и с мостов попадать, деятельность их будет в сто крат активнее, нежели у Толкиена.

Сюжет. Начало трилогии

Сюжет «Путешествия» предлагает зрителю начало хронологии событий, которую будут продолжать все части «Хоббита» по порядку. Список сюжетных нестыковок ничтожен. Первый эпизод начинается с того, что гномы были вынуждены покинуть историческую родину и долгое время скитаться по бескрайним просторам Средиземья. Вернуться домой они бы и рады, но там обитает алчный дракон, тем не менее пророчества указывают им на то, что пришло время с ним поквитаться. Так 13 самых отважных гномов, возглавленных Торином Дубощитом (Ричард Армитейдж) с хоббитом Бильбо Бэггинсом (Мартин Фриман) под покровительством волшебника Гэндальфа (Иен Маккеллен) отправляются в поход к Одинокой горе.

Фильм второй 2013 года

Продолжаем рассматривать все части «Хоббита» по порядку. Список продолжает кинолента «Хоббит. Пустошь Смауга», вышедшая в прокат в 2013 году. Второй эпизод трилогии о приключениях хоббита во время путешествия к Одинокой горе оказался в самой выигрышной ситуации, в сравнении с первым и третьим - это чистый неумолимый экшен. Стремительный ритм повествования, скоростное действие было удачным решением режиссера.

Так была реализована одна из задач новой экранизации - покрепче привязать трилогию к «Властелину колец». Режиссер нарочно вводит пролог, в котором маг Гэндальф вступает в сговор с гномом Торином (Ричард Армитидж), обещая помощь Бильбо (Мартин Фриман) в возврате драгоценного камня Аркенстон, магического артефакта уровня Кольца всевластья. Мощь Аркенстона сможет объединить семь родов гномов, в данное время разобщенных. Разбирая трилогию «Хоббит» (все части по порядку), список первенства в художественной ценности и близости к толкиеновской идее должна возглавлять именно вторая часть.

Фильм третий 2014 года

Заканчиваем изучать все части «Хоббита» по порядку. Список завершает третья кинолента «Хоббит. Битва пяти воинств», вышедшая на радость фанатам в прокат в 2014 году. Второй эпизод заканчивается на довольно интригующем моменте. Дракон Смауг, оказавшись на свободе, готов испепелить целый город. Сердца зрительской аудитории сжимаются в предвкушении и кажется, что следующая серия будет состоять из захватывающих сцен борьбы с ним. Не тут-то было. Расправа оказывается предсказуемой и слишком быстрой. Отряд вытесняет дракона из Одинокой горы, но на вожделенные гномами сокровища Эребора претендуют и люди, и эльфы. Орки продолжают терроризировать Средиземье. Грядет эпическое сражение между силами зла и добра.

Великая битва

Финальный эпизод растянувшейся на три года трилогии Питера Джексона о приключениях Бильбо и его путешествии к Одинокой горе критики назвали наиболее смотрибельным, а зрители высиживали его охотнее, чем два предыдущих. Дело не в хронометраже части, который на полчаса меньше обычного. Скорее, в том, что пролог с романтическими линиями и песнями благополучно завершился и грянула великая бойня. Финал затянувшейся эпопеи не разочаровывает. Режиссер умело представляет зрителю зрелищные батальные сцены, в которых Леголас игнорирует все законы физики, из-под земли выскакивают мерзкие убийцы-черви, а Торин, облачив козла в кольчугу, на всех парах мчится к Азогу.