Эпизодические персонажи война и мир. Цитаты из романа “Война и мир”

1-2 сентября 1812 года из Москвы отступала русская армия. Никто так выразительно и психологически точно не написал об этом драматическом эпизоде истории, как Лев Толстой в «Войне и мире». Перечитать великий роман в 200-ю годовщину Отечественной войны 1812 года стоит хотя бы для того, чтобы как сквозь лупу увидеть тип безответственного и преступного властолюбца, постоянно всплывающий на поверхность русской истории

«Пожар Москвы». Гравюра И. Клара (1769-1844)

Со школьных лет мы привыкли считать, что главная антитеза «Войны и мира» — это Кутузов и Наполеон. С этим, конечно, не поспоришь. Однако сегодня более актуально, пожалуй, другое противопоставление. «В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, — в оставлении Москвы и сожжении ее, — Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе»* * «Война и мир», том III, часть третья, глава V. . В чем же, по мнению Толстого, эта «противоположность»?

Провидческая притча

Кутузов изображен руководителем, адекватным той власти, которой он оказался облечен. Спокойный, немногословный, уравновешенный, психически сильный. «Он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи». В критический момент, когда Кутузов сосредоточен на необходимости принять ужасное решение об оставлении Москвы, интриги штабных генералов проходят мимо его сознания. «Один страшный вопрос занимал его… «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона и когда же это я сделал? Когда это решилось? Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией». Кутузов не пытается искать виноватых, не пытается переложить на кого-то ответственность за непопулярное решение; он мужественно принимает на себя и вину, и ответственность: «Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого». И подводит итог знаменитому совету в Филях: «Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки».

Кутузов у Толстого — единственный из старших военачальников, кто заботится о сбережении народа, как сказали бы сегодня. Во время стремительного бегства наполеоновской армии «он один… настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны, не начинать новой войны и не переходить границ России». Когда русская армия, преследуя неприятеля, вышла на западные рубежи России, Кутузов счел свою задачу выполненной. Он не видел смысла продолжать войну в Европе. «Один Кутузов открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России… Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск, говорил о тяжелом положении населений».

Растопчин, который «не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять… в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства — сердца России». Роль морального лидера нации, как сказали бы теперь

Войны Наполеона унесли столько же жизней французов, сколько впоследствии Первая мировая война. В России начала XIX века демографическая проблема не стояла так остро, но она тогда же была гениально сформулирована в басне Крылова «Овцы и собаки» (1818 год). Смысл басни: если силовиков («собак») под предлогом защиты от врагов («волков») разводят слишком много, то охраняемый ими народ («овцы») неминуемо оказывается сожран своими же силовиками. Жаль, что эта провидческая притча, лаконичный десятистрочный шедевр, осталась не усвоенной соплеменниками.

Хаос и позор

Для психологического портрета графа Растопчина (писатель изменил одну букву в фамилии исторического персонажа) Толстой эпическую лиру сменил на «ювеналов бич». Добрую страницу романа заняло безжалостное перечисление абсурдных, взаимоисключающих указаний московского генерал-губернатора, в результате которых к моменту вступления Наполеона в город оказалось, что «не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба… тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены».

Растопчин получил от Кутузова распоряжение обеспечить силами полиции беспрепятственное проведение через город отступающих русских войск, но организовать ничего не сумел. В романе дана красочная сцена хаоса, мародерства и паники, сопровождавших продвижение воинских частей по московским улицам и мостам. А где же была полиция? Полицеймейстер ездил «в это утро по приказанию графа сжигать барки» и, по случаю этого поручения, выручил «большую сумму денег, находившуюся у него… в кармане». В городе хаос и мародерство, а полиция набивает карман, причем «по приказанию графа». До боли знакомо.

Растопчину были неинтересны служебные обязанности, а занимался он тем, к чему лежала душа: во-первых, популистским самопиаром, как сказали бы сегодня, во-вторых, преследованием неугодных. «…Он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал», — пишет Толстой. На какую же роль претендовал граф? Растопчин, который «не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять», тем не менее «в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства — сердца России». Роль морального лидера нации, как сказали бы теперь.

Ему «казалось, что он руководил их (жителей Москвы. — The New Times ) настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных… ерническим языком». В этих афишках московский главнокомандующий призывал народ не покидать Москву, а вооружаться чем придется и во главе с ним, Растопчиным, «идти на Три Горы (т.е. к тогдашней Трехгорной заставе) воевать с Наполеоном».

Толстой не отказал себе в удовольствии издевательски процитировать реальные афишки, где сам стиль выдает беспомощную демагогию автора: «…станем и мы из них дух искоренять и этих гостей к черту отправлять; я приеду назад к обеду, и примемся за дело, сделаем, доделаем и злодеев отделаем» (типа станем «мочить в сортире»).

Тайная агентура

Второе задушевное занятие Растопчина — преследование инакомыслящих — читатель «Войны и мира» сначала видит глазами Пьера Безухова. Пьер был видный масон, а значит, в глазах власти — неблагонадежный либерал. Не успел он вернуться в Москву с Бородинского поля, как адъютант Растопчина попросил Пьера немедленно явиться к графу.

Помимо гласного надзора Растопчин следил за «неблагонадежными» с помощью тайных агентов. Одного из них Пьер застал, войдя в рабочий кабинет генерал-губернатора: «Невысокий человек говорил что-то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел». Точным пунктиром из нескольких слов Толстой обрисовал фигуру, столь характерную для России: неприметный соглядатай, при котором остерегайся слово сказать. Тайная агентура — неизменная опора российской власти, и не случайно читатель «Войны и мира» впервые встречается с московским начальником именно в таком обществе.

С помощью агентурных данных Растопчин пытается запугать Пьера, напомнив ему о судьбе другого масона — высланного почт-директора Ключарева: «Мне известно, что вы послали ему свой экипаж… и даже что вы приняли от него бумаги на хранение». Растопчин полагал, что таким образом вынудит Пьера к покорности, заставит его покинуть Москву и предать друзей-масонов. Однако на Пьера с его повышенным чувством собственного достоинства шантаж произвел обратное действие. Прежде всего он поинтересовался: а за что же, собственно, был выслан Ключарев? В ответ прозвучала неожиданная для светского человека грубость. «Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать», — вскрикнул Растопчин. И далее, переходя на крик: «А я дурь выбью, в ком бы она ни была!» Какой характерный тон российского властителя по отношению к инакомыслящим!

Но если Пьер и Ключарев были защищены от более грубого произвола своей принадлежностью к высшему сословию, то молодой образованный купеческий сын Верещагин оказался беззащитной жертвой в руках Растопчина. Этот Верещагин был приговорен Сенатом к пожизненной каторге за то, что перевел и показал приятелю статью из гамбургской газеты. Граф возненавидел его, потому что тот отказался оговорить масона Ключарева, на которого Растопчин собирал компромат. Растопчин говорил о заключенном юноше «с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении».

Поиск виновных

И вот настал момент истины: через Москву отступает русская армия, и популистские мечты графа рухнули, никакого всенародного единения вокруг его героической фигуры не состоялось. Последние из состоятельных москвичей, еще не покинувшие город, спасаются паническим бегством. Мародеры грабят лавки. И только поверившие растопчинской пропаганде «фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве», но вскоре стихийно направилась на Большую Лубянку к дому Растопчина (красивое здание в стиле барокко сохранилось и поныне, принадлежит органам безопасности; туда в андроповские годы вызывали диссидентов для бесед, похожих на беседу Растопчина с Пьером).

«Приближенные никогда не видали графа столь мрачным и раздраженным», как в то утро. Размышления его были безрадостны. «В Москве осталось все то, что именно было поручено ему, что ему должно было вывезти». Слабый, закомплексованный человек не в силах взять на себя вину за содеянное. «Кто же виноват в этом, кто допустил до этого? — думал он. — Разумеется, не я. У меня все было готово, я держал Москву вот как! И вот до чего они довели дело! Мерзавцы, изменники!» — думал он, не определяя хорошенько того, кто были эти мерзавцы и изменники, но чувствуя необходимость ненавидеть этих кого-то изменников, которые были виноваты в том положении, в котором он находился». Вот она, психология безответственности — по контрасту с размышлениями Кутузова, который «готов сам платить за перебитые горшки».

Страдающий комплексом неполноценности обязательно ищет вовне, «кто виноват», чтобы направить на него свое раздражение. Такой руководитель непременно находит «изменников», «предателей», «пятую колонну». У Толстого подробно показано, как начальник убеждает сначала себя, а затем общество в наличии злокозненных виновников.

Кульминация «растопчинских» эпизодов в «Войне и мире» — это потрясающая сцена на Большой Лубянке, куда явилось несостоявшееся ополчение. Толпа простонародья была не кровожадной, но возбужденной, обескураженной. Еще бы: вчера «сам» приказывал явиться на битву с французами, а теперь что? «Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж мы, собаки, что ль?»

Растопчин увидал под своими окнами на улице беспокойную толпу в то самое время, как во дворе у него уже стоял наготове экипаж для бегства из города. Медлить с отъездом было нельзя. Но даже в этот критический момент граф не совладал со своими глубинными страстями: ненавистью к инакомыслию и желанием доиграть популистскую роль. С презрением оценив собравшихся («Подонки, плебеи… им нужна жертва»), он обратился к толпе: «Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва». Свою потребность найти жертву, чтобы перенести на нее подсознательное ощущение вины, Растопчин перенес на толпу: «…Ему самому была нужна эта жертва, этот предмет для своего гнева». И граф приказал драгунам вывести заключенного Верещагина, «молодого человека с длинной тонкой шеей», у которого «на тонких, слабых ногах тяжело висели кандалы» — и науськал на него толпу. Толпа забила Верещагина, задавила и изранила тех, кто очутился в центре, а затем в ужасе отхлынула, «с болезненно-жалостным выражением глядя на мертвое тело».

Ну а Растопчин, хоть и побледнел и несколько затрясся от рева толпы, все же благополучно сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом, по дороге самодовольно размышляя о том, «что он так удачно умел воспользоваться этим удобным случаем — наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу».

Модель управления

Какая же пророческая сцена получилась! Описание реального факта (градоначальник действительно так поступил с Верещагиным, чтобы отвлечь обманутых ополченцев) под гениальным пером превратилось в обобщенную модель «управления массами». Безответственный демагог-властитель целенаправленно, раз за разом добивается пробуждения первобытного, низменного стадного инстинкта, направляя ярость толпы на некую жертву. Цель — отвлечь внимание недовольных от преступлений власти, перенаправить их раздражение. Сколько раз подобная модель использовалась в XX веке что в Германии, что в России!

А если подобные манипуляции производить периодически, призывая всенародно ненавидеть то одних, то других «врагов народа»: «троцкистов», «пятую колонну», «вредителей», «безродных космополитов», «врачей-убийц», «шакалящих у посольств» — это приводит к массовому одичанию, утрате моральных норм. Все меньше людей в нынешней нашей толпе способно, отрезвев, ужаснуться тому, что им приказали сделать. (У Толстого-то такие люди в толпе были.)

После бессудной расправы Растопчина все-таки мучит воспоминание о ней. В голове его засел стоп-кадр: «Он видел испуганное и потом ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик…» Преступника преследуют образы двух его жертв: не только убитого, но и убивающего по преступному приказу. Это одна из основных идей Толстого: преступная власть разлагает, ожесточает подданных, заставляя осуществлять насилие.

Толстой в свою дотелевизионную эпоху дал нам посмотреть, как выглядит облеченный властью человек в момент борьбы со своей нечистой совестью.

Реальный граф Федор Васильевич Ростопчин в 1815 году поселился во Франции, несмотря на свой общеизвестный ура-патриотизм. Там он как бы «тосковал по родине» (подобно выездным советским деятелям) и сурово критиковал французов в своих текстах. Последовательный же был лицемер!

«Пожар в Москве (Наполеон у стен Кремля)». Ш. Мотт, XIX в.

Забытый Толстой

Сейчас нам трудно себе представить, как высок был моральный авторитет Льва Толстого — великого гуманиста и пацифиста, противника имперской государственности и огосударствленной Церкви — в образованном обществе, особенно в русской студенческой среде. Толстой учил, что люди живы не финансовым капиталом, не захватническими войнами, а добротой, трудом и совестью. Он призывал имущие классы к разумному самоограничению. Решительно протестовал против смертной казни. Его волновала коренная проблема России — отсутствие земельной реформы (так и оставшаяся нерешенной по сей день проблема).

Идеология Льва Толстого была одинаково неприемлема как для светских и церковных властей Российской империи, так и для большевиков. Сегодня же она просто забыта.

Советских школьников знакомили с Толстым, объясняя про «дубину народной войны» и про патриотизм Пети Ростова. Что же касается моральных исканий Толстого, его социальных воззрений, то к этому мы приучены относиться свысока, с эдаким ленинским пренебрежением: он всего лишь «зеркало русской революции», до марксизма не дорос. А ведь та моральная деградация, то бесстыдное игнорирование законов и совести, которое ныне наблюдается в нашей правящей верхушке, — это логический результат чекистско-воровских жизненных правил, «понятий», успешно привившихся в России взамен гуманистической этики. Правящие наследники растопчиных насаждают по вертикали сверху донизу эти «понятия», которые извращают представления о добре и зле, о долге и ответственности. Одна надежда, что для новых поколений россиян представления о чести, чувстве собственного достоинства, гражданской самоорганизации, к чему и призывал наш великий соотечественник, — вновь станут актуальными.

М. М. Блинкина

ВОЗРАСТ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"

(Известия АН. Серия литературы и языка. - Т. 57. - № 1. - М., 1998. - С. 18-27)

1. ВВЕДЕНИЕ

Основной целью данной работы является математическое моделирование некоторых аспектов развития сюжета и установление взаимосвязей между реальным и романным временем, а точнее - между реальными и романными возрастами персонажей (причем, в данном случае, связь окажется предсказуемой и линейной).

Само понятие "возраст" имеет, безусловно, несколько аспектов. Во-первых, возраст литературного персонажа определяется романным временем, которое часто не совпадает с временем реальным. Во-вторых, числительные в обозначении возраста помимо своего основного (собственно числового) значения нередко имеют ряд дополнительных, то есть несут самостоятельную смысловую нагрузку. Они могут, например, заключать в себе положительную или отрицательную оценку героя, отражать его индивидуальные особенности или привносить в повествование иронический оттенок.

В разделах 2-6 рассказывается, каким образом Лев Толстой меняет возрастные характеристики героев "Войны и мира" в зависимости от их функции в романе, от того, насколько они молоды, какого они пола, а также от некоторых других индивидуальных особенностей.

В разделе 7 предлагается математическая модель, отражающая особенности "старения" толстовских героев.

2. ВОЗРАСТНЫЕ ПАРАДОКСЫ: АНАЛИЗ ТЕКСТА

Читая роман Льва Николаевича Толстого "Война и мир", нельзя не обратить внимания на некоторые странные несоответствия в возрастных характеристиках его персонажей . Рассмотрим, к примеру, семью Ростовых. На дворе август 1805 г. - и мы впервые встречаемся с Наташей:... в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то кисейной юбкою ...

В том же самом августе 1805 г. мы знакомимся и со всеми остальными детьми из этой семьи, в частности, со старшей сестрой Верой: Старшая дочь графини была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже как большая .

Таким образом, в августе 1805 Вере семнадцать лет . А теперь перенесемся в декабрь 1806 г.: Вера была двадцатилетняя красивая девица... Наташа полубарышня, полудевочка ...

Мы видим, что за прошедшие год и четыре месяца Вера умудрилась вырасти на три года. Ей было семнадцать, а теперь ей не восемнадцать и не девятнадцать; ей сразу двадцать. Возраст Наташи в этом фрагменте задается метафорически, а не цифрой, что тоже, как выяснится, неспроста.

Пройдет еще ровно три года, и мы получим последнее сообщение о возрасте этих двух сестер:

Наташе было шестнадцать лет , и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом, после того как она с ним поцеловалась .

Итак, за эти четыре года Наташа выросла на три, как, впрочем, и предполагалось. Вместо семнадцати или даже восемнадцати ей теперь шестнадцать. И больше уже не будет. Это последнее упоминание о ее возрасте. А что же тем временем происходит с ее несчастной старшей сестрой?

Вере было двадцать четыре года , она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения .

Как мы видим, за три прошедших года Вера выросла на четыре. Если же считать с самого начала, то есть с августа 1805 г., то получается, что за четыре с небольшим года Вера выросла на семь лет. За этот временной промежуток разница в возрасте между Наташей и Верой удвоилась. Вера теперь уже не четырьмя, а восемью годами старше сестры.

Это был пример того, как меняются возрасты двух персонажей друг относительно друга. А теперь посмотрим на героя, который имеет в некоторый момент времени разные возрасты для разных персонажей. Этот герой - Борис Друбецкой. О его возрасте никогда не говорится впрямую, поэтому попытаемся вычислить его косвенным образом. С одной стороны, мы знаем, что Борис - ровесник Николая Ростова: Два молодых человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет ...

Николаю же в январе 1806 г. было девятнадцать или двадцать лет:

Как странно было графине, что сын ее, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой двадцать лет тому назад , теперь мужественный воин.. .

Отсюда следует, что в августе 1805 г. Борису девятнадцать или двадцать лет. А теперь оценим его возраст с позиции Пьера. В начале романа Пьеру двадцать лет: Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где пробыл до двадцатилетнего возраста .

С другой стороны, мы знаем, что Пьер оставил Бориса четырнадцатилетним мальчиком и решительно не помнил его .

Таким образом, Борис на четыре года старше Пьера и в начале романа ему двадцать четыре года, то есть ему двадцать четыре года для Пьера, в то время как для Николая ему пока еще только двадцать.

И, наконец, еще один, совсем уже забавный пример: возраст Николеньки Болконского. В июле 1805 г. перед нами предстает его будущая мать: ... маленькая княгиня Волконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности... переваливаясь, маленькими быстрыми шажками обошла стол.. .

Из общечеловеческих соображений понятно, что Николенька должен родиться осенью 1805 г.: но, вопреки житейской логике, этого не происходит, он появляется на свет 19 марта 1806 г. Понятно, что у такого персонажа до конца романной жизни будут проблемы с возрастом. Так в 1811 ему будет шесть лет, а в 1820 - пятнадцать.

Как можно объяснить подобные несоответствия? Может быть, для Толстого не важен точный возраст его персонажей? Напротив, Толстой, питает пристрастие к числам и с поразительной точностью задает возрасты даже самых незначимых героев. Так Марья Дмитриевна Ахросимова у него восклицает: Пятьдесят восемь лет прожила на свете...: Нет, жизнь не кончена в тридцать один год , - говорит князь Андрей.

У Толстого всюду числа, причем числа точные, дробные. Возраст в "Войне и мире", несомненно, функционален. Недаром Долохов, обыгрывая Николая в карты, решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони .

Таким образом, все описанные выше возрастные несовпадения, а всего их в романе около тридцати, являются преднамеренными. Чем же они обусловлены?

Прежде чем приступить к ответу на этот вопрос, замечу, что в среднем, по ходу романного времени, Толстой делает каждого из своих персонажей на год старше, чем им положено быть (это показывают расчеты, о которых будет рассказано позже). Обычно же герою классического романа всегда будет двадцать один год вместо двадцати одного года и одиннадцати месяцев, и в среднем, следовательно, такой герой оказывается на полгода моложе своих лет.

Однако, даже из приведенных выше примеров уже видно, во-первых, что автор "старит" и "молодит" своих героев неодинаково, а во-вторых, что происходит это не случайным, а системным, запрограммированным образом. Как именно?

С самого начала становится очевидным, что положительные и отрицательные герои стареют неодинаково, непропорционально. ("Положительные и отрицательные" - понятие, разумеется, условное, однако у Толстого полярность персонажа в большинстве случаев определяется практически однозначно. Автор "Войны и мира" удивительно откровенен в своих симпатиях и антипатиях). Как показано выше, Наташа взрослеет медленнее, чем положено, а Вера, напротив, быстрее. Борис как приятель Николая и друг семьи Ростовых предстает двадцатилетним; он же в амплуа светского знакомого Пьера и будущего мужа Жюли Карагиной параллельно оказывается значительно старше. На возрастах героев как будто задан некий нестрогий порядок, точнее, антипорядок. Возникает такое ощущение, что герои "штрафуются" прибавкой в возрасте. Толстой как бы наказывает своих героев непропорциональным старением.

Есть, впрочем, в романе персонажи, которые становятся старше строго в соответствии с прожитыми годами. Соня, например, не будучи, по сути дела, ни положительной, ни отрицательной героиней, но совершенно нейтральной и бесцветной, Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила , взрослеет исключительно аккуратно. Весь беспорядок возрастов, имеющий место в семье Ростовых, ее совершенно не затрагивает. В 1805 г. она пятнадцатилетняя девочка , а в 1806 - шестнадцатилетняя девушка во всей прелести только что распустившегося цветка . Именно ее возраст расчетливый Долохов выигрывает у Ростова в карты, приплюсовав к своему. Но Соня - скорее исключение.

Вообще же, персонажи "разной полярности" взрослеют по-разному. Более того, предельно насыщенное пространство возраста поделено между положительными и отрицательными героями. В возрасте до шестнадцати лет упоминаются Наташа и Соня. В возрасте после шестнадцати - Вера и Жюли Карагина. Не больше двадцати бывает Пьеру, Николаю и Пете Ростовым, Николеньке Болконскому. Строго больше двадцати Борису, Долохову, "неоднозначному" князю Андрею.

Вопрос не в том, сколько герою лет, вопрос в том, какой именно возраст в романе зафиксирован. Наташе не полагается больше шестнадцати; Марья непозволительно для положительной героини стара, поэтому о ее возрасте не говорится ни слова; Элен, напротив, вызывающе молода для отрицательной героини, следовательно, мы не узнаем, сколько ей лет.

В романе задается граница, после которой уже существуют только отрицательные герои; граница, перешагнув которую, заведомо положительный герой просто перестает существовать в пространстве возраста. Совершенно симметричным образом, отрицательный герой шагает по роману без возраста, пока не минует эту границу. Наташа теряет возраст, достигнув шестнадцати лет. Жюли Карагина, напротив, обретает возраст, будучи уже не первой молодости:

Жюли было двадцать семь лет . После смерти своих братьев она стала очень богата. Она теперь была совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна теперь, чем была прежде... Мужчина, который десять лет тому назад побоялся бы ездить каждый день в дом, где была семнадцатилетняя барышня , чтобы не компрометировать ее и не связать себя, теперь ездил к ней смело каждый день и общался с ней не как с барышней-невестой, а как с знакомой, не имеющей пола.

Проблема, однако, в том, что Жюли в этом романе никогда не было семнадцати лет. В 1805 г., когда эта круглолицая гостья-барышня появляется в доме Ростовых, о ее возрасте ничего не говорится, ибо если бы тогда Толстой честно дал ей ее семнадцать лет, то теперь, в 1811 г., ей было бы отнюдь не двадцать семь, а только двадцать три, что тоже, конечно, уже не возраст для положительной героини, но все-таки еще не время окончательного перехода в бесполые существа. Вообще же, отрицательным героям, как правило, не полагается детства и отрочества. Отсюда возникают забавные недоразумения:

Ну, что, Леля? - обратился князь Василий к дочери с тем небрежным тоном привычной нежности, который усваивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который был князем Насильем только угадан посредством подражания другим родителям.

А может быть, князь Василий не виноват? Может быть, у его сугубо отрицательных детей детства не было вовсе. И недаром Пьер, перед тем как сделать предложение Элен, убеждает себя, что знал ее ребенком. А была ли она вообще ребенком?

Если же от лирики перейти к цифрам, то выясняется, что в романе встречаются положительные герои в возрасте 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16, 20, а также 40, 45, 50, 58. Отрицательным же бывает 17, 20, 24, 25, 27. То есть, положительные герои из ранней юности сразу попадают в почтенную старость. У отрицательных героев старческий возраст тоже, конечно, бывает, но дробность возраста у них на старости лет меньшая, чем у положительных. Так, положительная Марья Дмитриевна Ахросимова говорит: Пятьдесят восемь лет прожила на свете... Отрицательный князь Василий оценивает себя с меньшей точностью: Мне шестой десяток , мой друг...

Вообще же, точные расчеты показывают, что коэффициент старения в пространстве "положительные-отрицательные" равен -2.247, т.е. при прочих равных положительный герой будет на два года и три месяца моложе отрицательного..

Поговорим теперь о двух героинях, которые подчеркнуто не имеют возраста. Эти героини - Элен и княжна Марья, что само по себе не случайно.

Элен символизирует в романе вечную красоту и молодость. Ее правота, ее сила в этой неисчерпаемой молодости. Время как будто не властно над ней: Елена Васильевна, так та и в пятьдесят лет красавицей будет . Пьер, уговаривая самого себя жениться на Элен, как основное ее достоинство также приводит ее возраст. Он вспоминает, что знал ее ребенком. Он говорит себе: Нет, она прекрасная девушка ! Она не дурная женщина !

Элен - вечная невеста. При живом муже она с очаровательной непосредственностью выбирает себе нового жениха, причем один из претендентов молод, а другой - стар. Умирает Элен при загадочных обстоятельствах, предпочтя старого обожателя молодому, то есть: как бы сама выбирает старость и смерть, отказываясь от своей привилегии непреходящей юности, и растворяется в небытии.

Княжна Марья также не имеет возраста, и вычислить его по окончательной версии романа не представляется возможным. В самом деле, в 1811 г., она, старая сухая княжна , завидует красоте и молодости Наташи. В финале же, в 1820 г., Марья - счастливая молодая мать, она ждет четвертого ребенка, и ее жизнь, можно сказать, только начинается, хотя ей в этот момент никак не меньше тридцати пяти лет, возраст мало подходящий для лирической героини; потому она и живет без возраста в этом романе, насквозь пропитанном цифрами.

Любопытно, что в первой редакции "Войны и мира", которая отличается от окончательной версии предельной конкретностью и "последней прямотой", неопределенность в образах Элен и Марьи отчасти снимается. Там в 1805 г. Марье двадцать лет: старый князь сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях .

И Элен там тоже умирает отнюдь не от избытка молодости...

4. ПЕРВАЯ ЗАВЕРШЕННАЯ ВЕРСИЯ РОМАНА

Первая версия "Войны и мира" помогает разгадывать многие загадки, заданные в окончательном варианте романа. То, что весьма туманно прочитывается в финальном варианте, предстает в ранней версии с поразительной для романного повествования четкостью. Пространство возраста здесь не пропитано еще той романтической недосказанностью, с которой сталкивается современный читатель. Нарочитая точность граничит с банальностью. Не удивительно, что в окончательной редакции романа Толстой от подобной дотошности отказывается. Упоминаний о возрасте становится в полтора раза меньше. За кадром оказывается масса интересных деталей, о которых не лишним будет упомянуть здесь.

Княжне Марье , как это уже отмечалось, в начале романа двадцать лет . Возраст Элен не уточняется, однако он заведомо ограничен сверху возрастом ее старшего брата. Причем в 1811 г. Анатолю было 28 лет . Он был в полном блеске своей силы и красоты .

Таким образом, в начале романа Анатолю двадцать два года, его другу Долохову - двадцать пять, Пьеру - двадцать. Элен не больше двадцати одного. Более того, ей, вероятно, не больше девятнадцати , потому что по неписаным законам того времени она не должна быть старше Пьера. (Тот факт, например, что Жюли старше Бориса, подчеркивается особо.)

Итак, сцена, в которой светская львица Элен пытается свести с пути истинного юную Наташу Ростову, выглядит совершенно комически, если учесть, что Наташе в этот момент двадцать лет, а Элен двадцать четыре, то есть они, на самом деле, принадлежат к одной возрастной категории.

Ранняя версия проясняет нам также и возраст Бориса : Hélène называла его mon hage и обращалась с ним, как с ребенком... Иногда в редкие минуты Pierr"у приходила мысль, что эта покровительственная дружба к мнимому ребенку, которому было 23 года имела что-то неестественное .

Эти соображения относятся к осени 1809 г., то есть в начале романа Борису девятнадцать лет , а его будущей невесте Жюли - двадцать один год , если отсчитывать ее возраст назад от момента их свадьбы. Первоначально Жюли, судя по всему, отводилась в романе роль более симпатичной героини: Высокая, полная с гордым видом дама с миловидною дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную .

Эта миловидная дочка - Жюли Карагина, которая мыслилась сначала моложе и привлекательней. Однако в 1811 г. Жюли Ахросимова (так ее первоначально зовут) будет уже тем "бесполым" существом, каким мы ее знаем по окончательной версии.

Долохов в первом варианте романа выигрывает у Николая не сорок три, а только сорок две тысячи.

Возрасты Наташи и Сони даются несколько раз. Так, в начале 1806 года Наташа говорит: Мне пятнадцатый год , уж бабушка в мою пору замуж вышла .

Летом 1807 г. возраст Наташи упоминается дважды: Наташе минуло 15 лет и она очень похорошела в это лето .

- А вы поете, - сказал князь Андрей. Он сказал эти простые слова, прямо глядя в прекрасные глаза этой 15-летней девочки .

Такое количество возрастных вхождений позволяет установить, что Наташа родилась осенью 1791 г. Таким образом, на своем первом балу она блещет в восемнадцать, а отнюдь не в шестнадцать лет.

Чтобы сделать моложе Наташу, Толстой меняет заодно и возраст Сони. Так, в конце 1810 г. Соне был уже двадцатый год . Она уже остановилась хорошеть, ничего не обещала больше того, что в ней было, но и этого было достаточно .

На самом деле, двадцатый год в этот момент Наташе, а Соня, по крайней мере, на полтора года старше.

В отличие от многих других героев, князь Андрей не имеет точного возраста в первой версии романа. Вместо хрестоматийного тридцати одного года ему около тридцати лет .

Разумеется, точность и прямота ранней версии романа не может служить "официальной разгадкой" возрастных сдвигов, поскольку мы не имеем права считать, что Наташа и Пьер первого издания это те же самые герои, что Наташа и Пьер в окончательном варианте романа. Меняя возрастную характеристику героя, автор отчасти меняет и самого героя. Тем не менее ранняя версия романа позволяет нам проверить точность расчетов, сделанных по окончательному тексту, и убедиться, что эти расчеты верны.

5. ВОЗРАСТ КАК ФУНКЦИЯ ВОЗРАСТА (ВОЗРАСТНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ)

Жить осталось так недолго -

Мне уже шестнадцать лет!

Ю. Ряшенцев

Традиция старить пожилых персонажей по сравнению с молодыми уходит своими корнями в глубь веков. В этом смысле, ничего нового Толстой не изобрел. Расчеты показывают, что коэффициент "старения от возраста" в романе равен 0.097, что в переводе на человеческий язык означает год романного старения на десять прожитых лет, то есть десятилетнему герою может оказаться одиннадцать лет, двадцатилетнему герою двадцать два, а пятидесятилетнему пятьдесят пять. Результат неудивительный. Гораздо интереснее, как Толстой подает возрасты своих героев, как он их по шкале "молодые - старые" оценивает. Начнем с самого начала.

5.1. До десяти лет

Лев Николаевич Толстой очень любил детей.

Бывало приведут ему полную горницу. Шагу

ступить некуда, а он все кричит: Еще! Еще!

Д. Хармс

Хармс, безусловно, прав. Персонажей младенческого возраста в романе множество. Общим для них является, пожалуй, то, что они не кажутся самостоятельными единицами, наделенными своими проблемами и переживаниями. Возраст до десяти лет является как бы сигналом того, что герой будет, по сути, маленьким рупором для автора. Дети в романе видят мир удивительно тонко и правильно, они занимаются систематическим "остранением" окружающей обстановки. Они, не испорченные бременем цивилизации, успешнее взрослых решают их моральные проблемы и при этом как бы начисто лишены разума. Поэтому столь юные персонажи, число которых к финалу вырастет до невероятных пределов, смотрятся весьма искусственно:

Через пять минут маленькая черноглазая трехлетняя Наташа, любимица отца, узнав от брата, что папенька спит в маленькой диванной, не замеченная матерью, побежала к отцу... Николай обернулся с умиленной улыбкой на лице.

- Наташа, Наташа! - послышался из двери испуганный шепот графини Марьи, - папенька спать хочет.

- Нет, мама, он не хочет спать, - с убедительностью отвечала маленькая Наташа, - он смеется.

Такой вот назидательный маленький персонаж. А вот следующий - немного постарше:

Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка , которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе... Малаша... иначе понимала значение этого совета. Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между "дедушкой" и "длиннополым", как она называла Бенингсена.

Потрясающая проницательность!

Последний по возрасту персонаж, проявляющий признаки такого же "детски-бессознательного" поведения, как все малолетние персонажи Толстого, - вечно шестнадцатилетняя Наташа Ростова:

В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Все они пели что-то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых в обтяжку панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками...

После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, все это было дико и удивительно ей.

Итак, Наташа видит мир тем же самым детским неразумным образом. Не по возрасту же взрослые дети смотрятся как юные старики. Стремясь к глобальности, автор "Войны и мира" теряет мелочи, индивидуальность младенцев, например, дети у Льва Николаевича идут не штучно, а в комплекте: За столом были мать, жившая при ней старушка Белова, жена, трое детей , гувернантка, гувернер, племянник со своим гувернером, Соня, Денисов, Наташа, ее трое детей , их гувернантка и старичок Михаил Иванович, архитектор князя, живший в Лысых Горах на покое.

Индивидуальность в этом перечислении полагается всем, даже старушке Беловой, которую мы встречаем в первый и в последний раз. Даже гувернер, и гувернантка, и еще гувернер не сливаются в обобщающее понятие "гувернеры". И только дети, бесполые и безликие, идут скопом. Хармсу было что пародировать.

В романе «Война и мир» Лев Толстой передал авторское видение нравов, состояние мыслей и мировоззрение передовой прослойки русского общества в начале XIX века. Проблемы государства возникают вследствие великих мировых событий и становятся заботой каждого сознательного гражданина. Главные герои романа «Война мир» являются представителями влиятельных семей при дворе императора.

Андрей Болконский

Образ русского патриота, павшего в борьбе с французскими оккупантами. Его не манит тихая семейная жизнь, светские приемы и балы. Офицер берет участие в каждой военной кампании Александра I. Муж племянницы Кутузова, он становится адъютантом прославленного генерала.

В Шенбергском сражении поднимает в атаку солдат, неся упавшее знамя, как настоящий герой. В битве под Аустерлицем Болконский получает ранение и попадает в плен, освобожден Наполеоном. В Бородинском сражении осколок снаряда попадает в живот храброму воину. Половник скончался в муках на руках любимой девушки.

Толстой показал человека, жизненными приоритетами которого являются государственный долг, военная доблесть и честь мундира. Представители русской аристократии всегда были носителями моральных ценностей монархической власти.

Наташа Ростова

Юная графиня росла в роскоши, окруженная родительской заботой. Дворянское воспитание и прекрасное образование могло обеспечить девушке выгодную партию, веселую жизнь в высшем свете общества. Война изменила беззаботную Наташу, перенесшую потерю дорогих людей.

Выйдя замуж за Пьера Безухова, она стала многодетной матерью, нашедшей покой в семейных заботах. Лев Толстой создал положительный образ русской дворянки, патриотки и хранительницы очага. Автор критически относится к тому, что родив четверых детей, Наташа перестала следить за собой. Автор хочет видеть женщину неувядающей, свежей и ухоженной на протяжении всей жизни.

Мария Болконская

Воспитанием княжны занимался отец, современник Потемкина и друг Кутузова, Николай Андреевич Болконский. Старый генерал придавал значение образованию, особенно изучению технических наук. Девушка знала геометрию и алгебру, много часов проводила за чтением книг.

Отец был строгим и предвзятым, изводил дочь уроками, именно так демонстрируя свою любовь и заботу. Марья принесла молодые годы в жертву старости родителя, была с ним рядом до последних его дней. Она заменила мать племяннику Николеньке, пытаясь окружить того родительской нежностью.

Свою судьбу Мария встретила во время войны в лице спасителя Николая Ростова. Их отношения развивались долго, оба не осмеливались сделать первый шаг. Кавалер был младше своей дамы, это смущало девушку. Княжна обладала большим наследством Болконских, что останавливало парня. У них получилась хорошая семья.

Пьер Безухов

Юноша получил образование за границей, вернуться в Россию ему позволили в двадцатилетнем возрасте. Высший свет принял молодого человека настороженно, потому что он был незаконнорожденный сын знатного вельможи. Однако перед кончиной отец просил царя признать Пьера законным наследником.

В один миг Безухов стал графом и владельцем огромного состояния. Неопытного, нерасторопного и доверчивого Пьера использовали в корыстных интригах, его быстро оженил на своей дочери князь Василий Курагин. Герою пришлось пройти через боль измен, унижение любовников жены, дуэль, масонство и пьянство.

Война очистила душу графа, избавила его от пустых мысленных мытарств, кардинально изменила мировоззрение. Пройдя сквозь огонь, плен и потерю дорогих людей, Безухов обрел смысл жизни в семейных ценностях, в идеях новых послевоенных политических реформ.

Илларион Михайлович Кутузов

Личность Кутузова является ключевой фигурой событий 1812 года, потому что он командовал армией, защищающей Москву. Лев Толстой в романе «Вона и мир» представил свое видение характера генерала, свою оценку его поступков и решений.

Командующий выглядит, как добрый толстый старик, который своим опытом и знанием ведения больших сражений пытается вывести Россию из сложной отступательной ситуации. Бородинская битва и сдача Москвы – это была хитрая военная комбинация, которая привела к победе над французской армией.
Автор описал прославленного Кутузова, как обычного человека, раба своих слабостей, у которого есть опыт и мудрость, накопленная за долгие годы жизни. Генерал является образцом командующего армией, который заботится о солдатах, переживает за их обмундирование, довольствие и сон.

Лев Толстой пытался через образ главных героев романа передать сложную судьбу представителей высшего общества России, которые пережили военную европейскую бурю начала XIX века. Тогда формировалось поколение декабристов, которые положат начало новым реформам, результатом станет отмена крепостного права.

Главной чертой, объединяющей всех героев, является патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к родителям.

), вторжение французов в Россию , Бородинское сражение и взятие Москвы, вступление союзных войск в Париж; конец романа отнесен к 1820 году. Автор перечитал множество исторических книг и мемуаров современников; он понимал, что задача художника не совпадает с задачей историка и, не стремясь к полнейшей точности, хотел создать дух эпохи, своеобразие ее жизни, живописность ее стиля.

Лев Толстой. Война и мир. Главные герои и темы романа

Конечно, исторические лица Толстого несколько модернизированы: часто они говорят и думают, как современники автора. Но это подновление старо неизбежно при творческом восприятии историке кого процесса как непрерывного, жизненного потока. В противном случае получается не художественное произведение, а мертвая археология. Автор ничего не придумывал – он только выбирал то, что ему казалось наиболее показательным. «Везде, – пишет Толстой, – где только в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг».

Для «семейных хроник», помещенных в исторические рамки наполеоновских войн , он пользовался фамильными воспоминаниями, письмами, дневниками, неопубликованными записками. Сложность и богатство «человеческого мира», изображенного в романе, можно сравнить только с галереей портретов многотомной «Человеческой комедии» Бальзака . Толстой дает более 70 подробных характеристик, намечает несколькими штрихами множество второстепенных лиц – и все они живут, не сливаются друг с другом, остаются в памяти. Одной остро схваченной деталью определяется фигура человека, его характер и поведение. В приемной умирающего графа Безухова один из наследников – князь Василий в растерянности ходит на цыпочках. «Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом». И в этом подпрыгивании сказывается вся натура сановного и властного князя.

Внешняя черта приобретает у Толстого глубокое психологическое и символическое звучание. У него несравненная острота зрения, гениальная наблюдательность, почти ясновидение. По одному повороту головы или движению пальцев он угадывает человека. Каждое чувство, даже самое мимолетное, немедленно воплощается для него в телесном знаке; Движение, поза, жест, выраженье глаз, линия плеч, дрожание губ читаются им как символ души. Отсюда – то впечатление душевно-телесной цельности и полноты, которое производят его герои. В искусстве создания живых людей с плотью и кровью, дышащих, движущихся, отбрасывающих тень, Толстой не имеет себе равных.

Княжна Марья

В центре действия романа поставлены две дворянские семьи – Болконских и Ростовых. Старший князь Болконский, генерал-аншеф екатерининских времен, вольтерьянец и умный барин, живет в имении Лысые Горы с дочерью Марьей, некрасивой и уже немолодой. Отец страстно ее любит, но воспитывает сурово и мучит уроками алгебры. Княжна Марья «с прекрасными лучистыми глазами», с застенчивой улыбкой – образ высокой духовной красоты. Она безропотно несет крест своей жизни, молится, принимает «Божьих людей» и мечтает сделаться странницей… «Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе любви и самоотвержения, преподанном ей Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда Сам Он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и она это делала».

И все же ее иногда волнует надежда на личное счастье; ей хочется иметь семью, детей. Когда надежда эта осуществляется и она выходит замуж за Николая Ростова, душа ее продолжает стремиться к «бесконечному, вечному совершенному».

Князь Андрей Болконский

Брат княжны Марьи, князь Андрей не похож на сестру. Это – сильный, умный, гордый и разочарованный человек, чувствующий свое превосходство над окружающими, тяготящийся своей щебечущей, легкомысленной женой и ищущий практически полезной деятельности. Он сотрудничает со Сперанским в комиссии по составлению законов , но скоро устает от этой отвлеченной кабинетной работы. Его охватывает жажда славы, он отправляется в поход 1805 года и, как Наполеон, ожидает своего «Тулона» – возвышения, величия, «людской любви». Но вместо «Тулона» его ждет поле Аустерлица, на котором он лежит раненый и смотрит в бездонное небо. «Все пусто, – думает он, – все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения».

Андрей Болконский

Вернувшись в Россию, он поселяется в своем имении и погружается в «тоску жизни». Смерть жены, измена Наташи Ростовой, которая казалась ему идеалом девичьей прелести и чистоты, повергают его в мрачное отчаянье. И только медленно умирая от раны, полученной в Бородинском бою, перед лицом смерти он находит ту «правду жизни», которую всегда так безуспешно искал: «Любовь есть жизнь, – думает он. – Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

Николай Ростов

Сложные отношения связывают семью Болконских с семейством Ростовых. Николай Ростов – цельная, непосредственная натура, вроде Ерошки в «Казаках » или брата Володи в «Детстве ». Он живет без вопросов и сомнений, у него «здравый смысл посредственности». Прямой, благородный, храбрый, веселый, он удивительно привлекателен, несмотря на свою ограниченность. Конечно, ему не понять мистической души своей жены Марьи, но он умеет создать счастливую семью, воспитать добрых и честных детей.

Наташа Ростова

Его сестра Наташа Ростова – один из самых обаятельных женских образов Толстого. В жизнь каждого из нас она входит как любимый и близкий друг. От ее оживленного, радостного и одухотворенного лица исходит сияние, освещающее все вокруг нее. Когда она появляется, всем становится весело, все начинают улыбаться. Наташа полна таким избытком жизненной силы, таким «талантом жизни», что ее капризы, легкомысленные увлечения, эгоизм молодости и жажда «наслаждений жизни» – все кажется очаровательным.

Она постоянно в движении, опьянена радостью, вдохновлена чувством; она не рассуждает, «не удостаивает себя быть умной», как говорит о ней Пьер, но ясновидение сердца заменяет ей ум. Она сразу же «видит» человека и метко его определяет. Когда ее жених Андрей Болконский уезжает на войну, Наташа увлекается блестящим и пустым Анатолем Курагиным. Но разрыв с князем Андреем и затем смерть его переворачивают всю ее душу. Ее благородная и правдивая натура не может простить себе этой вины. Наташа впадает в безысходное отчаяние и хочет умереть. В это время приходит весть о гибели на войне ее младшего брата Пети. Наташа забывает о своем горе и самоотверженно ухаживает за матерью – и это спасает ее.

«Наташа думала, – пишет Толстой, – что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь». Наконец она выходит замуж за Пьера Безухова и превращается в чадолюбивую мать и преданную жену: отказывается от всех «наслаждений жизни», которые так страстно любила раньше, и всей душой отдается своим новым, сложным обязанностям. Для Толстого – Наташа есть сама жизнь, инстинктивная, таинственная и святая в своей природной мудрости.

Пьер Безухов

Идеологическим и композиционным центром романа является граф Пьер Безухов. К нему стягиваются все сложные и многочисленные линии действия, идущие от двух «семейных хроник» – Болконских и Ростовых; он явно пользуется наибольшей симпатией автора и наиболее близок ему по душевному складу. Пьер принадлежит к людям «ищущим», напоминает Николеньку , Нехлюдова , Оленина , но более всего самого Толстого. Перед нами проходят не только внешние события жизни, но и последовательная история его духовного развития.

Путь исканий Пьера Безухова

Пьер воспитан в атмосфере идей Руссо , он живет чувством и склонен к «мечтательному философствованию». Он ищет «правду», но по слабоволию продолжает вести пустую светскую жизнь, кутить, играет в карты, ездит на балы; нелепая женитьба на бездушной красавице Элен Курагиной, разрыв с ней и дуэль с бывшим приятелем Долоховым производят в нем глубокий переворот. Он увлекается масонством , думает найти в нем «внутреннее успокоение и согласие с самим собой». Но скоро наступает разочарование: филантропическая деятельность масонов кажется ему недостаточной, их пристрастие к мундирам и пышным церемониям возмущает его. На него находит нравственное оцепенение, панический страх жизни.

«Запутанный и страшный узел жизни» душит его. И вот на Бородинском поле он знакомится с русским народом – новый мир открывается ему. Духовный кризис подготовлен потрясающими впечатлениями, внезапно на него обрушившимися: он видит пожар Москвы, попадает в плен, проводит несколько дней в ожидании смертного приговора, присутствует при казни. И тут он встречает «русского, доброго, круглого Каратаева». Радостный и светлый, он спасает Пьера от духовной смерти и приводит его к Богу.

«Прежде он искал Бога в целях, которые он ставил себе, – пишет Толстой, и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уже говорила нянюшка; что Бог – вот Он, тут, везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной».

Религиозное вдохновение охватывает Пьера, все вопросы и сомнения исчезают, он не думает больше о «смысле жизни», ибо смысл уже найден: любовь к Богу и самоотверженное служение людям. Роман завершается картиной полного счастья Пьера, женившегося на Наташе Ростовой и ставшего преданным мужем и любящим отцом.

Платон Каратаев

Солдат Платон Каратаев, встреча с которым в занятой французами Москве произвела переворот в ищущем правды Пьере Безухове, задуман автором как параллель к «народному герою» Кутузову; он тоже человек без личности, пассивно отдающийся событиям. Таким видит его Пьер, т. е. сам автор, но читателю он представляется иным. Не безличность, а необыкновенное своеобразие его личности поражает нас. Его меткие словечки, прибаутки и поговорки, его постоянная деятельность, его светлое веселие духа и чувство красоты («благообразие»), его деятельная любовь к ближним, смирение, жизнерадостность и религиозность складываются в нашем представлении не в образ безличной «части целого», а в изумительное по цельности лицо народного праведника.

Платон Каратаев – такой же «великий христианин», как и юродивый Гриша в «Детстве». Толстой интуитивно почувствовал его духовное своеобразие, но его рационалистическое объяснение скользнуло по поверхности этой мистической души.