Платон каратаев отношение к войне. Платон Каратаев в романе “Война и мир”: образ и характеристика, описание портрета

/ / / Значение образа Платона Каратаева в романе Толстого «Война и мир»

Во время написания романа «Война и мир», Л.Н. Толстой пытался найти ответы на многие жизненные вопросы, он желал раскрыть истину человеческой жизни, ее сущность и смысл. Автор пытается описать те события, которые происходили вокруг него, в ту неспокойную эпоху.

На страницах романа читатель встречается с различными героями, которые являлись представителями различных слоев населения. Особенное внимание автор уделял простому народу, людям со скромными задатками и чистыми помыслами. Одним из таких героев был Платон Каратаев.

Описанию данного персонажа автор уделил довольно много времени. Платон был солдатом Апшеронского полка. Именно с этим замечательным человеком встречается Пьер Безухов во время своих душевных страданий и смятений. И такое знакомство внедряет Пьера в народ, дает возможность прочувствовать суть и смысл жизни простого человека.

На примере Платона Каратаева, автор показывает, в какой гармонии с окружающим миром и с самим собой живет его герой. Он испытывает любовь ко всему, что его окружает. Он довольствуется всем тем, что ежедневно посылает ему Господь. Платон переполнен чувством радости и легкости. Его душа следует христианским убеждениям. Он не пытается изменить окружающий его мир, а просто лишь является одной из его частичек.

Довольно часто, в описании данного персонажа, Толстой использует слово «круглый». Оно ассоциируется с внешностью Платона. Читатель представляет себе его «большие, нежные, круглые глаза», «круглую фигуру», «голову – совершенно круглую». И такое частое использование данного прилагательного было совершенно не напрасным. По мнению Толстого, круг символизирует гармонию и спокойствие. Именно поэтому, Платон Каратаев был так похож на него.

Продолжая прочтение романа, читатель обращает внимание на то, как часто автор использует выражения устного народного творчества. Обращаясь к фольклору, Лев Николаевич наполняет свое произведение народными мыслями, сказаниями и прочими выражениями. Даже самые простые рассказы Платона Каратаева о самых обыденных вещах превращались в настоящие торжественные события.

Именно благодаря этому положительному персонажу, смог вернуться к реальности, к размышлениям о вере, любви, о Боге в довольно сложный период своей жизни.

На страницах романа читатель замечает антитезу, которую использует Толстой, сравнивая двух героев – Каратаева и Безухова. Автор неоднократно обращается к проблемам народного характера, к двойственности народной души. Именно Лев Николаевич Толстой стал одним из первых писателей, которые попытались раскрыть тайну и загадку русского человека, а также его непредсказуемой души.

С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир «превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора». «В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога». Помогает герою выйти из этого кризиса «Платоша». Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа - Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями о жизни Каратаева. Так что же это за образ - Платон Каратаев?

Автор прежде всего показывает его «круглые, спорые движения», в которых было «что-то приятное, успокоительное». Это солдат; участвовавший во многих походах, но в плену «он отбросил от себя все… чуждое, солдатское» и «возвратился к крестьянскому, народному складу». Автор подчеркивает «круглое» начало во внешности героя: «даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают обаятельный внешний облик «большие карие нежные глаза» и «приятная улыбка». В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат «ласка и простота». «А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи…» Речь Платоши - певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «На болезнь плакаться - Бог смерти не даст», «Реж головы ищет» и т. д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, - вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.

Главная мысль романа «Война и мир» - это мысль о единении людей доброй вили. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их «существованием распоряжается не простой произвол», а справедливая высшая сила. «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». «Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого. Суть натуры Каратаева - это любовь. Но также особенная - это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.

Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, - символ завершенности, совершенства. И Платон «навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды. Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как. эти два начала дополняют друг друга: «Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим». И, только ощущая себя причастным к общей «роевой» жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни, и смерть, и война, и, конечно, любовь. Каждый сам выбирает...

В душевном складе Каратаева (см. статью Образ Платона Каратаева в «Войне и мире») было много «благообразия»: «в его речи события, самые простые, получали характер торжественного благообразия... Он любил слушать сказки... Но больше всего любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали». «В рассказе его о том, как он попал в солдаты, что спасло от солдатчины его брата, есть что-то евангельское», – говорит критик Овсянико-Куликовский.

Лев Толстой. Война и мир. Главные герои и темы романа

«Не один Толстой открывал в своем народе евангельское. Великое историческое и общечеловеческое значение Евангелия на том и основано, что в каждом народе есть нечто ему сродни. Если бы в Платоне Каратаеве не было, кроме этой черты (сочетания мужицкого с евангельским), еще и других важных черт, то он был бы очень широким общечеловеческим типом, объемлющим соответственные стороны духа у разных народов. Он был бы во всемирной литературе тем, чем, по словам Толстого, он был и навсегда остался для Пьера Безухова – «вечным олицетворением духа простоты и правды». На самом деле, этого нет. Толстой на этот раз сузил образ, сделав Каратаева типом специально-русским, национальным». (Овсянико-Куликовский).

Характерной русской чертой в Каратаеве было, по мнению Толстого, – смирение бессознательное, органически-прирожденное, которое, как любовь к людям, не было у него результатом сознательной «борьбы» с гордыней. Толстой называет Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого», – «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды», – и вся жизнь, все миросозерцание Каратаева полно выражаются в этих словах. В его «смирении» – кроется разгадка основ национального нашего русского миросозерцания, – которое можно определить словами проф. Овсянико-Куликовского: – «наш умеренный (сравнительно с восточным, азиатским) фатализм и наш неумеренный (сравнительно с западноевропейским) оптимизм.

«Рок головы ищет» – говорит Каратаев. – «А мы все судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулась, а вытащишь – ничего нет!»

Фатализм и оптимизм Каратаева слышится также в рассказе его о том, как он попал в солдаты, и как это оказалось «к лучшему»; эти же черты освещают его рассказ о купце, по судебной ошибке сосланном на каторгу... Каратаев вечно благодушен, – не беспокоится о будущем, без страха готов умереть и со всем примиряется легко.

Ложась спать, говорил он: «положи, Господи, камушком, подними калачиком», а, просыпаясь, повторял: «лёг – свернулся, встал – встряхнулся».

Так проходит вся жизнь его, ровная, беспорывная, безличная, крепкая тем внутренним укладом мыслей и чувств, которые определены его неразрывностью с «общим» – крестьянским и русским. Целостность, нетронутость его души выражены тем словом «круглый» которым Толстой не раз его определяет.

К национальным свойствам, воплощенным в образе Каратаева, относится также его «простота и правда»... Это тоже не «добродетели», а «свойства» русского народа, – вернее, даже «свойство», так как, оба эти понятия, в сущности, представляют собою одно целое, неделимое качество. В круг понятий, которые охватываются понятием «простота», видят: «простодушие», «добродушие», «искренность», «наивность», наконец, «добродушная глупость», – в круг понятий, заключенных в слове «правда», входят: «объективная истина», «субъективная правдивость», «нравственная правда» (справедливость отношений). Уж из этого перечня видно, как один круг понятий («простота»), входит в другой («правда»). Вот почему –

«как самый термин «простота и правда» есть явление лингвистически-национальное и непереводим на другие языки (подобно греческому «калокагатия»), так и художественные образы, ему отвечающие, суть образы, специально русские, национальные и часто, целиком, или в некоторых отношениях, остаются непонятными для иностранца» (Овсянико-Куликовский).

Таков сложный образ простого мужичка Каратаева, который лишь эпизодическим лицом появляется в романе, но играет огромную роль в истории самосознания Пьера. Показав в его лице, как русский народ мыслит и чувствует, перенося бремя жизни, указав, какая сила душевная кроется в простом народе, Л. Толстой приводит своего колеблющегося, оторванного от родины, интеллигента Пьера опять к народной жизни, включает его в «круглое», «цельное», представляющее собою жизнь всего русского народа .

См. также статью Платон Каратаев – взгляды на жизнь . Ссылки на другие материалы по творчеству Л. Н. Толстого – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»


Одним из крайних выражений этого национального свойства является в народной поэзии образ Иванушки-Дурачка, в котором «простота» доведена до глупости, хотя только кажущейся, а «правда» – до высшей нравственной правды. Другим представителем того же типа, только в иной постановке служит нам эпический богатырь – Илья Муромец, в котором «простота» развита до прямодушия, искренности, бесхитростности, а «правда» – до известных понятий о долге, призвании, чести идр.» (Овсянико-Куликовский).

Живым олицетворением русского народного характера является в романе простое солдат Платон Каратаев Наиболее характерными особенностями русского человека являются следующие черты: инстинкт общественности, умеренный фатализм, нашедший себе выражение в известной пословице: «чему быть, того не миновать», смирение, несколько чрезмерный оптимизм (знаменитое «авось»), простота, приподнятость как в процессе мышления, так и в области чувств и волевых действий, наконец, обуславливающая эту простоту правдивость, искренность, что Толстой называет «духом простоты и правды».
Эти особенности национального облика русского народа и были в высшей степени присущи Каратаеву. У Каратаева совершенно нет чувства личности, своей обособленности. Сознавая себя «частью целого», Каратаев ценил в других людях не их личность, а то общее, что принадлежит всем людям, то есть «образ Божий» — добрую и прекрасную человеческую душу. Поэтому Каратаев не имел особенной привязанности к кому-либо, он жил со всеми любовно, даже с врагами. Все миросозерцание Каратаева проникнуто глубокой верой в неизбежное торжество справедливости (оптимизм и фатализм). Эта мысль утешала Каратаева среди всех его житейских невзгод.
Счастье свое Каратаев полагал в удовлетворении естественных человеческих потребностей. Он всегда был за делом. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он никого не утруждал, так как эти разнообразные житейские знания позволяли ему добывать все необходимое. Эта простота потребностей и привычка к полезному труду давали ему независимость,обеспечивали счастье и здоровье. Ничто в мире не в состоянии было на рушить его счастья, потому что несчастье происходит от излишеств, которые были чужды Каратаеву. Кроме того, в Каратаеве воплотилось столь свойственное нашему народу увлечение, так сказать поэзией страдания, это своего рода умение радоваться доставшейся и на мою грешную долю чаше общего, неисчерпаемого и во веки вечные горя. Такое восторженное настроение слышится в рассказе Каратаева о невинно пострадавшем купце. «Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла на лице Каратаева … это-то смутно и радостно наполняло душу Пьера». Каратаев, по-видимому, счел бы себя «заедающим чужой век», если бы ему досталась какая-нибудь особенно счастливая, завидная для множества ему подобных доля.
Создание личности Каратаева, в котором удачно воплощены дух и характер русского народа, составляет величайшую заслугу Толстого. Известно, что наша литература очень долго занималась простым народом, много попыток было сделано, чтобы уловить его дух и силу. Все эти попытки превзойдены и навсегда заслонены созданием яркой фигуры Каратаева.

Образ Платона Каратаева, изображенный в романе-эпопее «Война и мир», получил неоднозначную оценку исследователей творчества Л.Н. Толстого. В романе он представлен как смиренная натура. В оценке литературоведов Каратаев воспринимается как герой, олицетворяющий пассивность, покорность судьбе и неизбежность «божьего суда». В такой трактовке характер Платона Каратаева скорее отрицателен. Однако Толстой видел в этом образе более сложную натуру.

Каратаев появляется перед нами впервые в тот момент, когда в горящей Москве бесчинствуют французы. Мы представляем образ Каратаева через его восприятие Пьером Безуховым, удивительно мягким человеком, который, глядя на все, что творится вокруг него, не может оставаться равнодушным к происходящему, испытывая душевный надлом и теряя веру в человека.

Именно в этот момент появляется Каратаев-солдат. До своего пленения он исправно нес службу, исполняя свой долг перед Отечеством.

Попав в плен, он стойко переносит все лишения, воспринимая сложившиеся обстоятельства как очередное испытание, выпавшее на его долю.

Анализируя характер Каратаева, мы замечаем в нем очень важное качество – кротость, смирение, готовность протянуть руку помощи нуждающемуся в ней. В подтексте образа Платона чувствуются размышления самого автора. В характере Каратаева Толстой стремится противопоставить аристократию народу, искусственность и условность одних простоте и крестьянской правде других.

Рисуя образ своего героя, Толстой остается верен своему художественному принципу несколько раз повторять важные детали. Так, при изучении внешней характеристики Каратаева, мы читаем: «Вся фигура Платона … была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые». В другом месте снова звучит усиление повтором: «Лицо, несмотря на мелкие круглые морщины, имело выражение невинности и юности, голос у него был приятный и певучий…». Образ «круглого» Платона Каратаева представлен символично. Согласно древним представлениям, шар являлся символом завершенности, совершенства. Эпитетом «круглый» автор хотел подчеркнуть исчерпанность и законченность образа, изображая цельную и внутренне гармоничную личность.

В речи Каратаева звучит народная мудрость. Обилие поговорок, которыми он подкрепляет свои слова, повествование о несправедливо осужденном купце – это выражение народного характера, которому свойственна глубокая житейская философия, вера в добро и в то, что справедливость всегда восторжествует, даже если для этого придется пройти долгий путь.

Но Толстой вовсе не стремится к идеализации своего героя, он постоянно подчеркивает естественную природу поступков Каратаева и то, что все, что он делает и говорит, происходит неосознанно, а значит, идет из глубины души.

Платон Каратаев не противопоставлен другим героям, относящимся в романе к представителям низшего сословия, а выполняет схожую с ними функцию: становится средством познания народной жизни. Для Пьера Безухова герой становится выразителем народной жизни, столь далекой от дворянской среды. Каратаев “навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”. Платон Каратаев сыграл важную роль в становлении характера Пьера Безухова, встретившись на его пути в тот момент, когда Пьер особенно нуждался в духовной цельности и гармонии.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -