Выставка дали режим работы. Кураторы

Алена Долецкая

Revista Gran Via de Actualidades, Artes y Letras, 20/08/1960

Revista de Actualidades, Artes y Letras, 8-14/09/1955

Photo Monde, 02/1954

Der Spiegel. Cover, 07/10/1959

БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОГИД ПО ВЫСТАВКЕ ДОСТУПЕН ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ .

Московский музей современного искусства совместно с Фондом "Гала-Сальвадор Дали, Фигерас" представляют выставку «Сальвадор Дали и медиа». Впервые в России работы одного из самых известных провокаторов в искусстве ХХ века будут представлены сквозь призму медиа. Партнером выставки стал испанский ювелирный дом Carrera y Carrera, который представит в одном из залов Гоголевского 10 спецпроект - фантазию на тему того, как бы выглядел сейчас результат совместной работы для глянцевых изданий Carrera y Carrera и Дали.

Традиционно работы Сальвадора Дали в медиа делят на периоды, напрямую связанные с геополитической ситуацией в мире. Однако выставка в ММОМА не будет построена по хронологическому принципу. Зритель сам выбирает последовательность осмотра экспозиции. Концептуально выставка будет поделена на два блока, неразрывно связанных друг с другом. Первый, Дали за работой: обложки и статьи для Vogue, GQ, TV Guide, Newsweek, Town&Country, This Week magazine и многих других изданий представят Дали как иллюстратора и арт-директора, писателя и редактора. Каждая новая роль художника будет рассказана в залах ММОМА. Второй - мир образов, ставших неотъемлемой частью эпохи «четвертой власти», в которой творил художник. Гигантское яйцо, женские ножки в чулках Bryans, губы и, конечно, знаменитые витиеватые усы создадут уникальное пространство безумного мира Дали. Но сюрреализм будет прерван рациональным залом, без которого невозможно представить себе работу гения с медиа. Цифры в мире художника сопровождали его с первых «проб»: будь то тираж издания, для которого он писал, количество его обложек или размер гонорара для одного из крупнейших издательских домов.

Творчество Дали в средствах массовой информации неразрывно связано с художественными образами автора. Его иллюстраторская деятельность не была случайным или временным увлечением, она составляла одну из основ не только его работы, но и всей далинианы, которая продолжается и сегодня. Момент творческого становления художника и первого этапа его карьеры пришелся на посткризисный период, первую пятилетку и «Новый курс» Франклино Делано Рузвельта. Политическая ситуация в мире определила время «умных» журналов (L’Amic de les arts («Друг искусств»), Gaseta de les Arts («Газета искусств»), «Минотавр»), в которых Дали выступал активным теоретиком. Во вторую половину тридцатых годов расцвело общество потребления, с ним пришел глянец, тогда же появились и многотиражки. В поисках сенсации и те, и другие обращались к художнику за помощью , он, в свою очередь, активно эксплуатировал свой образ, легко перевоплощаясь в сотрудника средств массовой информации, будь то иллюстратор или редактор, а иногда и в самого издателя. Дали повторял одни и те же эксцентричные темы, особенно очевидным это становится в 1934 году на страницах 60-миллионного еженедельника American Weekly короля прессы Уильяма Хёрста. Уникальность работ Дали и медиа заключалась в его удивительной способности общаться с читателями на уровне понятных символов, которые, в свою очередь, делали любую кампанию Дали успешной, будь то реклама «Изотты», или губной помады Chen Yu. В 1939 году, когда теория «сюрреалистического объекта» уже захватила мир, Сальвадор Дали заключает контракт с Conde Nast, тогда же женские головы-букеты окончательно войдут в набор художественных образов автора. Серия знаменитых шелковых чулок рекламы Bryans была опубликована годом позже. Десятки женских ног указывают то в небо, то в землю, где-то они превращаются в крылья пегасов, двоятся симметричными арками, двусмысленно выглядывают из-за кресел. В первые годы Второй мировой войны Дали оформит разворот 42 номера журнала Click на темы сновидений, моды в стиле сюрреализма.

Дали-художник стал живой легендой спустя всего десять лет: первые годы послевоенного десятилетия воплотило в жизнь идею всеобщей мобилизации, рынок лишился прежних законов, став зоной свободной торговли. Именно в это время Дали стал уделять особое внимание средствам массовой информации как наиболее лояльному для экспериментов пространству. Подтверждением тому стал первый номер журнала Dali News. Monarch of the Dalies, имитация известной газеты Daily News в четырехстраничном таблоидном формате на восемь колонок с громадными заголовками, вышел в 1945 году к открытию выставки Дали в галерее Бину в Нью-Йорке.

Тесное и продолжительное сотрудничество Дали с журналами и газетами было лишь частично освещено на знаменательной выставке 2004 года «Дали. Массовая культура», прошедшей в мадридском Национальном музее современного искусства имени королевы Софии в рамках празднования столетия со дня рождения великого испанского художника. В этом году мир празднует 110-й юбилей со дня рождения великого художника.

Как утверждают организаторы выставки, «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» станет самой масштабной экспозицией работ испанского художника в Петербурге. На ней будет выставлено 150 живописных и графических произведений Дали, предоставленных фондом «Гала — Сальвадор Дали» и другими музейными и частными собраниями.

Пейзаж, выкупленный фондом «Гала — Сальвадор Дали» за рекордную стоимость

Среди представленных на выставке сюрреалистических пейзажей 1934-1937 годов особенно выделяется «Пейзаж с загадочными элементами» , написанный художником в 1934-м. В 2011 году фонд «Гала — Сальвадор Дали» выкупил его у анонимного коллекционера за рекордную для себя сумму — $11,14 млн. В этом произведении процитирована картина «Аллегория живописи» Яна Вермеера, которого Дали называл «всеобъемлющим сюрреалистом» и чьим творчеством восхищался всю жизнь. В «Пейзаже с загадочными элементами» великий испанец поместил рисующего Вермеера на первый план, а себя, изображенного маленьким мальчиком в костюме моряка и в сопровождении няни, — на второй.

Сальвадор Дали. «​Пейзаж с загадочными элементами»

пресс-материалы Музея Фаберже

Иллюстрации к автобиографии Бенвенуто Челлини

«Сюрреализм — это я!», — заявлял Сальвадор Дали о своем месте в этом направлении искусства. Однако в 1936 году от него отошел, начав защищать ценности Ренессанса. В 1945 году Дали, к примеру, создал серию иллюстраций к автобиографии флорентийского скульптора и живописца Бенвенуто Челлини, считающегося одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения. Эти работы, выполненные чернилами и акварелью, также представлены на петербургской выставке.


Иллюстрации Сальвадора Дали к автобиографии Бенвенуто Челлини

пресс-материалы Музея Фаберже

Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери

Как выглядит дантов ад в представлении Сальвадора Дали? Ответ на этот вопрос тоже дает Музей Фаберже . В 1950 году Государственный полиграфический институт Италии заказал художнику серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, приуроченную к 700-летию поэта. Результатом работы Дали стали 102 рисунка, выполненные в различных техниках с использованием акварели, гуаши и чернил. Впоследствии заказ был отменен: итальянская общественность выразила недовольство тем, что произведение великого итальянского поэта доверили иллюстрировать испанцу. Однако Сальвадор Дали не сдался и обратился за помощью к французскому издателю Жозефу Форе, который, в свою очередь, выступил посредником между художником и издательством Les Heures Claires , в конечном итоге выпустившим книгу с этими иллюстрациями. 100 рисунков из этой серии будут представлены на выставке.


Иллюстрации Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери

пресс-материалы Музея Фаберже

Посвящения Микеланджело

После смерти своей жены и музы Галы в 1982 году Сальвадор Дали стал чаще задумываться о потусторонней жизни и бессмертии и написал ряд произведений, интерпретирующих классические образы еще одного мастера Ренессанса — Микеланджело Буонаротти. Вдохновившись знаковыми работами Микеланджело, Дали создал по их мотивам свои собственные, такие как «Геологическое Эхо. Пьета» и «Головы Джулиано Медичи» Микеланджело. Некоторые из произведений этого периода будут представлены в России впервые.


Сальвадор Дали. «​Без названия», 1982. По мотивам скульптуры «Джулиано Медичи» Микеланджело

пресс-материалы Музея Фаберже

Выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в Музее Фаберже будет открыта с 1 апреля по 2 июля 2017 года.

В Москве в рамках года Испании в России открылась уникальная выставка

Десятки картин и рисунков работы легендарного Сальвадора Дали — столь масштабной экспозиции в нашей стране ещё не было.

Поднимась по знаменитой лестнице Пушкинского музея, уже первые посетители выставки Сальвадора Дали всё время смотрели вверх. Туда, где другой художник Борис Мессерер, создавая сценографию выставки, подвесил костюмы. В таком же эпатажный Дали однажды появился на карнавале в Венеции. Получается, что директор музея Ирина Антонова напрасно переживала: не заденут ли их люди головами.


Постоянство памяти (1931)

Огромные яйца и пирамиды из папье-маше расставили тоже с особым смыслом. Повторяя украшение карниза музея-театра Дали в испанском городе Фигейросе. Там художник впервые выставлялся, там же, прямо под полом музея и похоронен. Одалживая именно здесь 25 живописных и 90 графических работ для выставки, в Пушкинском были, прежде всего, уверены в их подлинности. Ведь эту коллекцию Дали создавал лично. Но, чтобы картины в чужой обстановке чувствовали себя как дома, из соседних залов переместили слепки античных скульптур. Ведь они так часто были для Дали источником вдохновения.

Чтобы посетители не задавали лишних вопросов, скажем, «А причём здесь Венера Милосская?», скульптуру расположили именно так, чтобы взгляд с неё сразу падал на этюд к картине «Галлюционогенный торреро». И даже сложно посчитать, сколько раз узнаваемый силуэт знаменитой статуи Дали использовал в этой работе.


Галлюциногенный тореадор, 1968-70

В диалоге с Диего Веласкесом и его полотном «Менины» Сальвадор Дали однажды создал свой собственный шедевр. «Автопортрет с рафаэлевской шеей» — пожалуй, самая знаменитая из привезённых в Москву работ Дали. Картину «Странность» в своё время считали потаканием вкусу толпы.

«Модный силуэт, платье дамы по моде 35-го года, в котором написана эта картина. Диван в тонах, как раз модных в ту эпоху. Ну, и конечно же, застёжка-молния, которая как раз в эти годы постепенно перекочевала с курток лётчиков и автомобилистов на дамские сумочки и наряды», — поясняет хранитель Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Алексей Петухов.

Кроме графики, среди которой очень много иллюстраций к «Дон Кихоту», также впервые покажут уникальные фотографии из семейного альбома Сальвадора и Гала Дали. Почти всю жизнь урождённая Елена Дьяконова была женой и музой самого безумного из гениев XX века. Её лицо можно найти почти на каждой его картине. А этот крошечный портрет Гала с двумя бараньими рёбрышками на плече — особое признание в любви.


Автопортрет с рафаэлевской шеей, 1920-1921

«Гала, по признанию Дали была очень аппетитной женщиной. Он говорил: её всё время так и хочется скушать. И чтобы передать это свою страсть к ней, этот образ, он и изобразил её вместе с бараньими рёбрышками», — говорит представитель Фонда «Гала — Сальвадор Дали» (Испания) Ирэн Сибиен.

Выставку, открытую в рамках Года России-Испании, одной из первых сегодня увидела супруга Президента России Светлана Медведева. Она призналась, что картины Сальвадора Дали по-настоящему волнуют, заствляют задуматься и восхищаться. Кстати, в Москве для них создали особые условия. В залах выставки заметно прохладнее, чем в других. А первые посетители даже не заметили стекло, которое совершенно не бликует, отчего отлично видно даже мельчайшие детали, ведь в каждой из них и скрывается тайна великого сюрреалиста.

Алексей Зотов, Дирекция информационных программ Первого канала

САЛЬВАДОР ДАЛИ. СЮРРЕАЛИСТ И КЛАССИК

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

31 марта 2017 года в Музее Фаберже состоится открытие выставки «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Впервые в Санкт-Петербурге будет демонстрироваться столь масштабная экспозиция, включающая более 150 живописных и графических работ Дали, предоставленных Фондом «Гала - Сальвадор Дали» в Фигерасе (Каталония, Испания), а также другими музейными и частными собраниями. Выставка позволяет проследить творческий путь художника, начиная со сделавших его знаменитым сюрреалистических работ 1930-х годов и заканчивая его обращениями к сюжетам классического европейского искусства в 1980-х. Особый акцент сделан на осмыслении Сальвадором Дали наследия гениев итальянского Ренессанса - Микеланджело и Челлини, а также «Божественной комедии» Данте.

Сальвадор Дали - один из главных художников, определивших развитие искусства XX века, был бесконечно парадоксален как и сам XX век. Моментально узнаваемый и ни на кого не похожий, он навсегда вошел не только в историю изобразительного искусства, но также и в историю дизайна, моды, театра, кинематографа и литературы. Ему удалось отразить в своем творчестве чуть ли не все великие идеи и противоречия своего времени. Выставка в Музее Фаберже дает возможность прикоснуться к замечательному разнообразию творчества Дали, и почувствовать внутреннее родство модернизма и классики, заключенное в его работах.

Наиболее ранние произведения, представленные на выставке - сюрреалистические пейзажи 1934-1937 годов. Дали изображает пустынные ландшафты Ампурдана и внедряет в них различные фигуры и элементы. Их загадочные сочетания напоминают сновидения, а возможно, открывают нам содержание бессознательного художника, которое тот, посредством своего «параноидально-критического метода», высвобождает из-под гнета логики и рассудка и переносит в живопись.

На выставке будет представлена одна из самых интересных работ этого периода - «Пейзаж с загадочными элементами» (1934) - недавнее и рекордно дорогое приобретение Фонда «Гала-Сальвадор Дали», она была куплена у частного коллекционера в 2011 году. В этом произведении Дали оригинально цитирует знаменитый шедевр «Искусство живописи» Вермеера. Личностью и творчеством голландского живописца Дали восхищался на протяжении всей жизни, ставил его на первое место в своей скандальной сравнительной таблице значимости художников и даже называл «всеобъемлющим сюрреалистом». Отдавая должное своему «наставнику», Дали часто изображал Вермеера на своих картинах. Вот и в «Пейзаже с загадочными элементами» он помещает его на первом плане пронизанной удивительным, неземным светом Ампурданской долины, а себя, еще совсем ребенка, одетого в костюм моряка, в сопровождении няни - где-то вдали. Фрагменты реальности - небо, кипарисы, идеальный ампурданский поселок Портльигат - соседствуют на картине с призраками, тенями и фантастическими безымянными формами, давая самое широкое поле для трактовки.

Эти и другие знаковые сюрреалистические образы будут и в дальнейшем постоянно появляться в работах Дали, но с течением времени начнут менять свое значение. В картине «В поисках четвертого измерения», написанной гораздо позже, в 1979 году в период активных экспериментов художника со стереоскопическими и голографическими изображениями, которые могут помочь найти третье и четвертое измерение, а значит, по логике Дали, позволяют обрести бессмертие, мы вновь видим его символику - белые туники, хлеб, кипарисы, мягкие часы, но уже совсем в ином контексте. В попытке объединить пространство и время, Дали сочетает собственную образность с цитатами из канонических работ эпохи Возрождения - «Афинской Школы» Рафаэля и «Передачи ключей Апостолу Петру» Перуджино. Однако сам по себе интерес к классической европейской живописи появляется у Дали гораздо раньше.

Сразу после своего разрыва с сюрреалистами и далее, в начале 1940-х годов, Дали провозглашает возврат к классицизму и выступает в защиту ценностей Ренессанса. Широкие интеллектуальные и творческие интересы художника не укладываются ни в один из актуальных трендов того времени, и действительно напоминают о гуманизме эпохи Возрождения. В 1945 году он создает серию иллюстраций к автобиографии Бенвенуто Челлини, одного из самых известных представителей флорентийского Ренессанса. Дали свободно интерпретирует текст Челлини, предоставляя максимальные возможности для своей фантазии. Данные иллюстрации, выполненные акварелью и чернилами на бумаге, будут показаны на выставке в Музее Фаберже.

Еще одним масштабным проектом Дали, направленным на осмысление памятников классического европейского искусства и литературы, является его серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, заказанная ему по случаю 700-летия Данте Государственным полиграфическим институтом Италии. Дали приступил к этой работе в 1950 году в прибрежном поселке Кадакесе и завершил ее через два года, выполнив 102 иллюстрации в различных техниках, используя акварель, гуашь, сангину и чернила. Между 1959 и 1963 годами 100 из них были воспроизведены в технике фотогравюры. Все сто иллюстраций, вошедшие в итоговую серию и к настоящему моменту ставшие хрестоматийными, можно будет увидеть на выставке.

Также на выставке будут представлены живописные произведения, выполненные Сальвадором Дали в начале 1980-х годов и посвященные другому великому мастеру Ренессанса - Микеланджело Буонаротти. Работая с сюжетами Микеланджело, Дали проявляет огромное уважение к традиции и прошлому, но в то же время не скрывает своего стремления превзойти их путем постоянного новаторства и погружения в современность. Несколько из этих произведений впервые были продемонстрированы публике только в прошлом году на тематической выставке в Италии, а в Россию приедут впервые. Эти работы приоткрывают завесу над малоизученными последними годами жизни Дали. Смерть его единственной и горячо любимой жены и музы Галы (Елены Дьяконовой) в июне 1982 года становится для него сильным ударом и заставляет все чаще задумываться о потусторонней жизни. Дали испытывает страстный интерес к теме бессмертия и пишет целый ряд работ, в которых интерпретирует классические образы Микеланджело с все той же, свойственной ему неудержимой фантазией. В знаменитой работе «Геологическое Эхо. Пьета» (1982) Дали встраивает фигуры Девы Марии и Христа в скалистый пейзаж залива Кадакеса, как будто пытаясь найти божественное в земном. А в своеобразном художественном завещании «По мотивам «Головы Джулиано Медичи» Микеланджело» (1982) художник объединяет все характерные для него на разных этапах символы и приемы - красоту классического профиля, загадочный, сюрреалистичный, наполненный странными фигурами пейзаж, использует эффект оптической иллюзии, словно подводя итог своих творческих исканий. Он также создает целую серию работ, в которой образы «Гробницы Медичи», украшающие капеллу династии главных покровителей Ренессанса, становятся величественным мемориалом для Галы и него самого и даруют им бессмертие, хотя бы в измерении мирового искусства.

Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже (Россия) в партнерстве с Фондом «Гала --- Сальвадор Дали» (Каталония, Испания). Координатором выставки является компания Мондо Мостре (Италия). Кураторы выставки: Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала - Сальвадор Дали» и Томас Клемент Саломон, научный сотрудник компании Мондо Мостре.

Выставка продлится с 1 апреля по 2 июля 2017 года. В период работы выставки Музей Фаберже открыт ежедневно, без выходных, с 10-00 до 20-45.

Билеты на выставку можно приобрести заранее по адресу tickets . fsv . ru В настоящее время в продажу поступили билеты на период с 1.04 по 15.05. Билеты на более поздний срок посещения выставки поступят в продажу 10.04. Стоимость билета - 450 рублей, льготного - 200 рублей.

Адрес Музея Фаберже: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 21.

Выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик.» рекомендована для посетителей от 18 лет.

По всем вопросам dali@сайт

*Image Rights of Salvador Dalí reserved. Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2017