Духовные искания Евгения Онегина (по роману А. С


Над основным текстом «романа в стихах» Пушкин работал более 7 лет, за эти годы многое изменилось в судьбе и характере самого поэта, в общественно-политического жизни страны и за рубежом. «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы», потеря друзей, трагедия восстания декабристов, возмужание самого автора - все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главных героях - Онегине, Татьяне, Ленском. Евгений Онегин представляет в романе высший свет Петербурга, его судьба - судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров-иностранцев. Это была трагедия старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина: отдаленность от народа, незнание национальной культуры, дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду. Таким он вошел в жизнь «света» и был принят благосклонно, «свет решил, что он умен и очень мил». С его незаурядным умом Онегин пытливо всматривался в жизнь столицы, он много читал, размышлял, хотел понять истоки сложившихся социальных условий жизни русского дворянства и свое место в дворянском обществе. Его внимание привлекают Байрон и Наполеон, он внимательно читает периодическую литературу (вспомним пометки на полях книг и журналов в его деревенской библиотеке, которые помогли Татьяне понять Онегина). Серьезные интересы Онегина противопоставили его основной части аристократии, он разочаровался в пустой жизни «золотой молодежи», в себе самом, понимая никчемность всех восьми лет, проведенных в этой среде. В исканиях Онегина «отразился век», то время, когда исторически были обусловлены в социальной среде лучшей части русской аристократии поиски путей, которые привели бы к коренным изменениям общественно-политической и интеллектуальной жизни. Но, рассказывая об Онегине, Пушкин отмечает и еще одну черту личности, определенную и средой, и эпохой, - эгоизм, столь типичный для дворянского класса. Говоря о дворянской интеллигенции, автор замечает: «Мы все глядим в Наполеоны... Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Социальная среда, ее материальные преимущества и блага, исторически закрепленные государственными законами, помогали утверждению чувства исключительности и превосходства в господах, особенно - в аристократах. Эта нравственная черта Онегина вызвала его личную трагедию, он остался одинок, не сумев вовремя быть внимательным и чутким к Татьяне, а потом и к Ленскому. Итог печальный: «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел». Печальна и судьба Татьяны, любимой героини Пушкина. Семья Лариных представляет в романе иную среду дворянства - поместную. Эти люди говорят «о сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне». Татьяна - чужая в их среде. Произошло это потому, что «от небес одарена умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Клариса, Юлия, Дельфина, героини французских романов, их любовь, их несчастья стали неотъемлемой чертой представлений Татьяны о жизни. Но воспитание в среде поместного дворянства, наиболее близкого к народу, дало Татьяне и те прекрасные качества, которые сделали ее «милым идеалом» автора и многих читателей: естественность и искренность поведения и проявления чувств, любовь к родной природе, к «обрядам милой старины», к няне. Народные u1090 традиции обусловили ее представления о долге и морали, поэтому Татьяна расстается с Онегиным во имя долга перед мужем. Но страдания ее глубоки и трагичны: она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком. Рассказ о путях нравственных исканий, которыми шла дворянская молодежь, был бы неполон без судьбы Ленского, соседа Лариных и Онегина по имению. Помещик Владимир Ленский был далек не только от жизни крестьян своей деревни, но и от знания каких-либо конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, хотя бы «от скуки» заменивший барщину оброком. Ленский же мечтатель и романтик настолько, что Пушкин, сочувствуя ему как поэту, смеется над ним как над помещиком, над влюбленным, над человеком. Исторически сложившееся стремление дворянства получать знания за границей обусловило полную никчемность возвышенного мечтателя, его нравственную слепоту, неумение верно оценить ни людей, ни обстоятельства. Заглядывая в возможное будущее Ленского, поэт написал: «В деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат, узнал бы жизнь на самом деле». То есть, останься Ленский в живых, его уделом стала бы жизнь обывателя, а такая судьба для поэта - самая страшная, поэтому Пушкин предпочитает, чтобы его герой умер юным и не растратившим своего романтизма. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» был для его современников произведением величайшего значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, добру, самобытности и гражданственности. «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский).

Перед Вами сочинение по произведению Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», посвященное анализу нравственных исканий героев.

Нравственные искания героев в романе «Евгений Онегин»

Над основным текстом своего нетленного романа в стихах Пушкин работал более 7 лет, за эти годы многое изменилось в судьбе самого автора, в общественно-политической жизни страны и за рубежом. «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы» , потеря друзей, трагедия восстания декабристов, мужание самого автора — все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главных героях — Онегине, Татьяне и Ленском.

Евгений Онегин представляет в романе высший петербургский свет. Его судьба — судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров-иностранцев. Это была традиция старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина: отдаленность от народа, незнание национальной культуры, дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду.

Обладая незаурядным умом, Онегин пытливо всматривался в жизнь столицы, много читал, размышлял, хотел понять истоки сложившихся социальных условий жизни русского дворянства.

Серьезные интересы Онегина противопоставили его аристократии, он разочаровался в пустой жизни «золотой молодежи», в себе самом, поняв никчемность всех восьми лет, проведенных в этой среде.

Но, рассказывая об Онегине, Пушкин отмечает и еще одну черту личности, определенную и средой, и эпохой, — эгоизм, граничащий с индивидуализмом, столь типичным для дворянского класса. Говоря о дворянской интеллигенции, автор замечает: «Мы все глядим в Наполеоны… Мы почитаем всех нулями, а единицами себя» . Социальная среда, ее материальные преимущества и блага, исторически закрепленные государственными законами, помогли утверждению чувства исключительности и превосходства в господах, а особенно — в аристократах. Эта нравственная черта Онегина определила его личную трагедию: он остался одинок, не сумев вовремя оценить чувства Татьяны, быть внимательным и чутким к ней, да и к Ленскому.

Печальна и судьба Татьяны, любимой героини Пушкина. Семья Лариных представляет в романе иную среду дворянства — поместную. Эти люди говорят «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» . Татьяна — чужая в их среде. Но воспитание в среде поместного дворянства, наиболее близкого к народу, дало Татьяне и те прекрасные качества, которые сделали ее «милым идеалом” автора и многих читателей: естественность и искренность поведения и проявления чувств, любовь к родной природе, к обрядам «милой старины», к няне. Народные традиции обусловили ее нравственные представления о долге и морали, поэтому Татьяна расстается с Онегиным во имя долга перед мужем. Но страдания ее глубоки и трагичны: она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком.

Помещик Владимир Ленский был далек не только от жизни крестьян своей деревни, но и от конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, который хотя бы от скуки, но заменил барщину оброком. Ленский же — мечтатель и романтик настолько, что Пушкин смеется над ним как над помещиком, над мужчиной, поэтом. Исторически сложившееся стремление дворянства получить знания за границей обусловило полную никчемность возвышенного мечтателя, его нравственную слепоту, неумение верно оценить ни людей, ни обстоятельства.

Заглядывая в возможное будущее Ленского, поэт написал: «… в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат, узнал бы жизнь на самом деле» , то есть, останься Ленский в живых, его уделом стала бы жизнь обывателя.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» был для его современников произведением величайшего значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, самобытности и гражданственности. (В.Г. Белинский).

Надеюсь, Вам понравилось сочинение Нравственные искания героев в романе «Евгений Онегин»


С чего начинает свой роман А. С. Пушкин? В чем своеобразие такого начала? Почему автор подробно описывает воспитание, образование и времяпровождение Онегина? Как Онегин относится к окружающему его миру? Чем является для Онегина театр? Чем он его привлекает? А что значит искусство (театр) для Пушкина?




Какого же окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения (Пушкина, Каверина, Чаадаева)? Случаен ли круг знакомых Онегина? Чем Онегин отличается от общей массы аристократической молодежи? Чем пытается заняться герой, покинув светское общество?


Вывод: Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, но это ему не приносит удовлетворения. Прежние настроения продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставят его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекают при отсутствии общественной деятельности на одиночество.


Почему Онегин свел знакомство с Ленским? Как Пушкин относится к их дружбе? В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Онегина? Каков интерьер бесед Онегина и Ленского? Каков результат этих бесед? Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить о его высоком предназначении? О чем спорили Онегин и Ленский? В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры?


Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая. Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился, оказалось мнимым. « Убив на поединке друга », Онегин нарушил, по мнению Пушкина, нравственную природу вещей. Невозмутимость Онегина обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим. Мгновенным холодом облитый. Онегин к юноше спешит …


Онегин не выдерживает не только испытание дружбой, но и испытание любовью. С первых глав Пушкин показывает, что герой лишен способности любить, его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Как проявил себя Евгений в испытании любовью? Что привело героя к прежде недоступному миру чувств? Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?


Итоги урока: Кризисные этапы – испытание дружбой и любовью Дуэль и убийство Ленского – начало возврата к себе истинному Путешествие – изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого Любовь к Татьяне – обретение себя истинного, расцвет души

Над основным текстом «романа в стихах» Пушкин работал более семи лет, за эти годы многое изменилось в судьбе и характере самого поэта, в общественно политической жизни страны и за рубежом. «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы», потеря друзей, трагедия восстания декабристов, мужание самого автора – все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главный героях – Онегине, Татьяне, Ленском.
Евгений Онегин представляет в романе высший свет Петербурга, его судьба – судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров иностранцев. Это была трагедия старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина: отдаленность от народа, незнание национальной культуры, дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду. Таким он вошел в жизнь «света» и был принят благосклонно, «свет решил, что он умен и очень мил».
С его незаурядным умом Онегин пытливо всматривался в жизнь столицы, он много читал, размышлял, хотел понять истоки сложившихся социальных условий жизни русского дворянства и свое место в дворянском обществе. Его внимание привлекают Байрон и Наполеон, он внимательно читает периодическую литературу (вспомним пометки на полях книг и журналов в его деревенской библиотеке, которые помогли Татьяне понять Онегина).
Серьезные интересы Онегина противопоставили его основной части аристократии, он разочаровался в пустой жизни «золотой молодежи», в себе самом, понимая никчемность всех восьми лет, проведенных в этой среде. В исканиях Онегина «отразился век», то время, когда исторически были обусловлены в социальной среде лучшей части русской аристократии поиски путей, которые привели бы к коренным изменениям общественно политической и интеллектуальной жизни.

Но, рассказывая об Онегине, Пушкин отмечает и еще одну черту личности, определенную и средой, и эпохой, – эгоизм, столь типичный для дворянского класса. Говоря о дворянской интеллигенции, автор замечает: «Мы все глядим в Наполеоны… Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Социальная среда, ее материальные преимущества и блага, исторически закрепленные государственными законами, помогали утверждению чувства исключительности и превосходства в господах, особенно – в аристократах. Эта нравственная черта Онегина вызвала его личную трагедию, он остался одинок, не сумев вовремя быть внимательным и чутким к Татьяне, а потом и к Ленскому. Итог печальный: «Дожив без цели, без трудов до 26 годов, он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел».
Печальна и судьба Татьяны, любимой героини Пушкина. Семья Лариных представляет в романе иную среду дворянства – поместную. Эти люди говорят «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Татьяна – чужая в их среде. Произошло это потому, что «от небес одарена умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Кларисса, Юлия, Дельфина, героини французских романов, их любовь, их несчастья стали неотъемлемой чертой представлений Татьяны о жизни.
Но воспитание в среде поместного дворянства, наиболее близкого к народу, дало Татьяне и те прекрасные качества, которые сделали ее «милым идеалом» автора и многих читателей: естетственность и искренность поведения и проявления чувств, любовь к родной природе, к «обрядам милой старины», к няне. Народные традиции обусловили ее представления о долге и морали, поэтому Татьяна расстается с Онегиным во имя долга перед мужем. Но страдания ее глубоки и трагичны: она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком.
Рассказ о путях нравственных исканий, которыми шла дворянская молодежь, был бы неполон без судьбы Ленского, соседа Лариных и Онегина по имению. Помещик Владимир Ленский был далек не только от жизни крестьян своей деревни, но и от знания каких либо конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, хотя бы «от скуки» заменивший барщину оброком. Ленский же мечтатель и романтик настолько, что Пушкин, сочувствуя ему как поэту, смеется над ним как над помещиком, над влюбленным, над человеком. Исторически сложившееся стремление дворянства получать знания за границей обусловило полную никчемность возвышенного мечтателя, его нравственную слепоту, неумение верно оценить ни людей, ни обстоятельства.
Заглядывая в возможное будущее Ленского, поэт написал: «В деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат, узнал бы жизнь на самом деле». То есть, останься Ленский в живых, его уделом стала бы жизнь обывателя, а такая судьба для поэта – самая страшная, поэтому Пушкин предпочитает, чтобы его герой умер юным и не растратившим своего романтизма.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» был для его современников произведением величайшего значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, добру, самобытности и гражданственности. «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В. Г. Белинский).


Своеобразие начала романа Происхождение, воспитание, образование, времяпрепровождение Онегина. Характеристика Онегина в период увлечения светом (бездумное отношение к жизни, напускная разочарованность, «наука страсти нежной») Равнодушие Онегина к искусству. День Онегина - типичный день молодого человека. Причины разочарования Онегина в жизни и интересах светского общества. Черты Онегина в период разочарования в свете: презрение к светскому обществу. отстранение от светской жизни, стремление найти цель в жизни. Жизнь Онегина в деревне: попытка заняться полезной деятельностью: замкнутость, эгоизм в сочетании с некоторым благородством; пренебрежение общественным мнением и одновременно подчинение ему; разочарование в жизни
h Онегин и Ленский: изначаль- lt;у°ная непрочность дружбы. Испыта- " ние дружбой. Различие и близость I Онегина и Ленского. Дуэль и убий- I ство Ленского. Значимость гибе- , ли Ленского. Путешествие - по- I знание родины и народа, измене- I ние мировоззрения под влиянием і путешествия Любовь к Татьяне.
Попытка найти цель в жизни в I любви к Татьяне. Открытый финал I романа.

Место образа Татьяны в истории русской литературы Условия формирования характера и мировоззрения Татьяны (влияние быта, пансион, сентиментальная литература). Обзор чтения Татьяны. Основные черты Татьяны до встречи с Онегиным: мечтательность и замкнутость, любовь к родной природе, любовь к «простонародной старине», неосознанная неудовлетворенность жизнью. Черты Татьяны, раскрывшиеся в период любви к Онегину: прямота и искренность, решительность. Татьяна в свете: понимание тщеты светской жизни, постоянство чувств, высокое понимание своего нравственного долга, сила воли. См. также 9 класс, тема №21.
I 14. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ
. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
I Мир автора, показанный через
1 образ лирического героя, поэта,
| рассказчика и друга Онегина. Ав-
I тор-персонаж («приятель» Онеги-
. на) появляется уже в первой гла-
I ве: «Условий света свергнув бре-
I мя./Как он, отстав от суеты,/С ним
і подружился я в то время». Онегин
" вызывает у автора симпатию, но
| «Всегда я рад отметить разность/
I Между Онегиным и мной». Види-
. мо, эта «разность» объясняется
I тем, что устремления автора, как
I человека творческого, направлены
і в окружающий мир, он всегда от-
" крыт для красоты, радостей и не-
I счастий этого мира; Онегин же
I долгое время был занят исключи-
. тельно собой. Во 2-й главе автор
I появляется, описывая внешность
I и привычки Ольги, и замечает, что
і и сам прежде любил этот образ,
" но он ему «безмерно» надоел. Ли-
I рические отступления как особая
f
сюжетная линия, раскрывающая образ автора. Тематические группы лирических отступлений: авто-
| биографические (например, глава
і восьмая, начало: «В те дни, когда в садах Лицея/Я безмятежно рас-
I цветал.../В те дни в таинственных
I долинах,/Весной, при кликах лебе-
I диных,/Близ вод, сиявших в тиши-
" не,/Являться муза стала мне»);
І критико-публицистические, бесе-
I ды на бытовые темы (глава седь-
, мая:

Пейзажные {глава седьмая" Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана. . Вот север, тучи нагоняя, Дохнул завыл - и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.
Не радо ей лишь сердце Тани.../ а также глава седьмая, первые три строфы.
I
Отступления на гражданскую тему (глава седьмая, со слов «Москва...как много в этом звуке для сердца русского слилось!» и далее).

Еще по теме 12. ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ОНЕГИНА:

  1. Г. ФРАНКФОРТ. Г.А.ФРАНКФОРТ ДЖ. УИЛСОН. Т. ЯКОБСЕН. В ПРЕДДВЕРИИ ФИЛОСОФИИ Духовные искания древнего человека. Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы Москва 1984, 1984