Музыкальный словарь студии (слэнг, жаргон и пр.) Присоединяй. Краткий курс сленга рок-музыки хх

Достаточно полный толковый словарь языка рок-музыкантов и журналистов занял бы очень много места. Поэтому предлагаемый "глоссарий" ограничен - и сразу с двух сторон.

Во-первых, в него не вошли многие популярные словечки молодежного жаргона, не имеющие самого прямого, специфического отношения к року - скажем, "тусовка", "кайф", "облом" и многие другие. Во-вторых, не представляется необходимым объяснять многие конкретные технические термины, например, названия электронных эффектов ("квакушка"), приемов игры ("слэп"), видов заработка ("парнос") и т. д. Словарь составлен на уровне "профессионального любителя" - каковых, кстати, в рок-общине большинство.

Андеграунд (англ.) - буквально, подпольная музыка. До 1980 андеграундом фактически был весь наш рок. До 1985 - весь "нефилармонический" рок. С тех пор как все группы получили право на легальные выступления, подпольного рока, в строгом смысле этого слова, у нас не существует. Теперь андеграундом называют наиболее радикальные панковые и авангардные группы - что, в целом, соответствует и международному пониманию этого термина.

Болванка - предварительный, базисный вариант многоканальной звукозаписи. Как правило, на болванке записаны ударные инструменты, бас- и ритм-гитара. Затем осуществляется наложение вокальных партий и инструментальных соло, а под конец - финальное сведение (или "микс") всех записанных звуковых дорожек.

Бутлёг (англ.) - кассеты или пластинки, тиражируемые без ведома и согласия на то музыкантов. Как правило, в бутлег входят несанкционированные записи с концертов.

Вязать (винтить), вязалово - нередкий финал мероприятий андеграунда: запрет или насильное прекращение концерта, сопровождающееся задержанием музыкантов, организаторов и части публики.

Джэм (англ.) - совместное неформальное музицирование исполнителей из разных групп. Происходит иногда после больших концертов и фестивалей. Звучат почти исключительно традиционные рок-н-роллы и блюзы.

Драйв (англ.) - интенсивность, степень энергоотдачи в игре.

Драмс (драмсы), драмсист (англ.) - ударные инструменты, ударник.

Завод - примерно то же, что драйв, но в несколько более широком смысле: способность музыкантов растормошить, завести слушателей.

Имидж (англ.) - сценический образ солиста или всей группы. Создается с помощью одежды, грима, прически, особой манеры держаться на сцене, мимики.

Кабак - в узкомузыкальном смысле - дешевая, ресторанная стилистика, манера выступления.

Киборд (англ.) - клавишный инструмент, обычно электронный.

Лабух - пренебрежительная кличка ресторанных музыкантов или музыкантов, играющих в кабацкой манере.

Лажа, лажать - в широком смысле: ошибка, неприятность; делать что-то не то. В музыкальной практике, соответственно, - фальшивая нота, неритмичная игра, неверный текст и т. п.

Мастер (сокр. от англ. "мастер-тэйп") - оригинал, "нулевая копия" пленки со студийной звукозаписью.

Менеджер (англ.) - в практике андеграунда устроители концертов. Сейчас все чаще употребляется в своем настоящем значении - "управляющий делами" того или иного артиста, ансамбля.

Музон - музыка. Слово имеет грубовато-ремесленнический оттенок и употребляется в основном профессиональными музыкантами.

Мейнстрим (англ.) - буквально, "основное русло" какого-либо музыкального направления (рока, джаза, поп-эстрады), совокупность его наиболее популярных на данный момент характеристик.

Отвязка, отвязаться - вести себя на сцене в максимально раскрепощенной манере, давать жару, невзирая ни на что. Особо отвязные концерты зачастую заканчиваются скандалами.

Примочки - обобщенное название всевозможных звуковых эффектов и процессоров - "фузз", "кроссовер", "хорус" и т. д.

Раскручивать, раскрутка - активная пропагандистская кампания по внедрению в сознание аудитории новой песни, альбома или группы. Как правило, для этого используются "свои" каналы на ТВ, радио и в прессе.

Рифф (англ.) - короткая повторяющаяся музыкальная фраза, исполняемая в унисон гитарой и бас-гитарой. Очень часто - особенно в харде и хэви - на одном риффе строятся целые песни.

Рокер (от слова "рок") - то же, что рок-музыкант. Правда, в последнее время их стали путать с "неформальными" мотоциклистами.

Рэп (англ.) - буквально, "трёп". Ставшая популярной с середины 80-х манера быстро ритмически проговаривать текст песни, вместо того чтобы его петь. Практикуется не только рок-певцами, но и некоторыми диск-жокеями.

Самопал - самодельный музыкальный инструмент, предмет звуковой аппаратуры.

Саунд (англ.) - звук, звучание группы как на концерте, так и на записи. Складывается из нескольких компонентов: аранжировки, звукового баланса, стиля игры, манеры звукоизвлечения, качества аппаратуры (или записи). Наряду с композицией, текстом и мастерством исполнителей является важнейшей характеристикой любого рок-произведения.

Сингл (англ.) - маленькая пластинка (45 об/мин), содержит, как правило, две песни.

Сейшен (англ.) - "старо-хипповое", бытующее и поныне название рок-концерта.

Снимать - копировать, воспроизводить знаменитые (обычно западные) образцы. Снимать "в ноль" или "один в один" - значит достаточно близко к оригиналу. Раньше снимали целые песни, включая вокальную партию на языке оригинала. Теперь снимают отдельные полюбившиеся фрагменты (инструментальное соло, прием аранжировки, кусочек мелодии) и органично используют их.

Совок, совковый - нечто недалекое, невысокого качества и отдающее официозом. Скажем, характеристика "совковый фестиваль" будет, по-видимому, означать, что рок-фестиваль был плохо организован или проходил в формальной обстановке. Титулом "совок" могут награждаться и люди.

Стёб, стебать (ленингр.) - дурачить, иронизировать, глумиться, сохраняя при этом невинный вид. В годы застоя (они же - годы расцвета эзопова языка) стеб был для рок-авторов наиболее безопасным способом выражения отношения к действительности. Теперь постепенно выходит из моды.

Стрём, стрёмный - рискованный, находящийся на грани дозволенного. Как правило, самым стрёмным считаются тексты песен, сомнительные в идейно-художественном отношении. Однако бывает и стрёмный имидж, стрёмная музыка. Собственно говоря, весь советский рок до некоторых пор был сплошным стрёмом.

Сэмплинг (англ.) - занесение звуков путем цифровой записи в тембровую память музыкального компьютера. Инструмент, позволяющий это сделать, называется сэмплер.

Топ (англ.) - верхушка, элита. Попасть в топ, быть в топе - иметь успех, пользоваться популярностью.

Фенька (реже - фишка) - изюминка, удачная находка в музыке, имидже.

Фирма, фирменный - заграничный. Самопал под фирму - инструмент местного изготовления, но при всех иностранных ярлыках. Ударение в слове "фирма" может ставиться на любом слоге.

Халява (на халяву, халявный) - задаром. В переносном смысле - халтурный, дешевый, мелкий. К примеру, выражение "халявный концерт" можно понять двояко: концерт, за который музыкантам ничего не заплатили, или, напротив, - легкая халтура, которая им самим "далась задаром". Очень часто, впрочем, эти два смысла совпадают.

Хит, хитовый (англ.) - особо популярная песня. Таких в текущем репертуаре ансамбля может быть одна - две. Как правило, имеются еще и старые, любимые публикой хиты, исполняемые "на бис". Иногда хитовой называют и всю группу, имея в виду, что большой успех ей обеспечен.

Хэппенинг (англ.) - эксцентричное театрализованное представление. Чаще всего разворачивается спонтанно и охватывает часть зрителей.

Чёс - халтурные гастрольные поездки (обычно по провинции), когда за день дается до трех концертов. Когда-то это слово бытовало только среди музыкантов филармоний.

Достаточно полный толковый словарь языка рок-музыкантов и журналистов занял бы очень много места. Поэтому предлагаемый "глоссарий" ограничен — и сразу с двух сторон.

Во-первых, в него не вошли многие популярные словечки молодежного жаргона, не имеющие самого прямого, специфического отношения к року — скажем, "тусовка", "кайф", "облом" и многие другие. Во-вторых, не представляется необходимым объяснять многие конкретные технические термины, например, названия электронных эффектов ("квакушка"), приемов игры ("слэп"), видов заработка ("парнос") и т. д. Словарь составлен на уровне "профессионального любителя" — каковых, кстати, в рок-общине большинство.

Андеграунд (англ.) — буквально, подпольная музыка. До 1980 андеграундом фактически был весь наш рок. До 1985 — весь "нефилармонический" рок. С тех пор как все группы получили право на легальные выступления, подпольного рока, в строгом смысле этого слова, у нас не существует. Теперь андеграундом называют наиболее радикальные панковые и авангардные группы — что, в целом, соответствует и международному пониманию этого термина. Некоторые вариации стиля подразумевают даже кроссовки Adidas последних моделей, которые можно приобрести на официальном интернет магазине с доставкой по всей России.

Болванка — предварительный, базисный вариант многоканальной звукозаписи. Как правило, на болванке записаны ударные инструменты, бас- и ритм-гитара. Затем осуществляется наложение вокальных партий и инструментальных соло, а под конец — финальное сведение (или "микс") всех записанных звуковых дорожек.

Бутлёг (англ.) — кассеты или пластинки, тиражируемые без ведома и согласия на то музыкантов. Как правило, в бутлег входят несанкционированные записи с концертов.

Вязать (винтить), вязалово — нередкий финал мероприятий андеграунда: запрет или насильное прекращение концерта, сопровождающееся задержанием музыкантов, организаторов и части публики.

Джэм (англ.) — совместное неформальное музицирование исполнителей из разных групп. Происходит иногда после больших концертов и фестивалей. Звучат почти исключительно традиционные рок-н-роллы и блюзы.

Драйв (англ.) — интенсивность, степень энергоотдачи в игре.

Драмс (драмсы), драмсист (англ.) — ударные инструменты, ударник.

Завод — примерно то же, что драйв, но в несколько более широком смысле: способность музыкантов растормошить, завести слушателей.

Имидж (англ.) — сценический образ солиста или всей группы. Создается с помощью одежды, грима, прически, особой манеры держаться на сцене, мимики.

Кабак — в узкомузыкальном смысле — дешевая, ресторанная стилистика, манера выступления.

Киборд (англ.) — клавишный инструмент, обычно электронный.

Лабух — пренебрежительная кличка ресторанных музыкантов или музыкантов, играющих в кабацкой манере.

Лажа, лажать — в широком смысле: ошибка, неприятность; делать что-то не то. В музыкальной практике, соответственно, — фальшивая нота, неритмичная игра, неверный текст и т. п.

Мастер (сокр. от англ. "мастер-тэйп") — оригинал, "нулевая копия" пленки со студийной звукозаписью.

Менеджер (англ.) — в практике андеграунда устроители концертов. Сейчас все чаще употребляется в своем настоящем значении — "управляющий делами" того или иного артиста, ансамбля.

Музон — музыка. Слово имеет грубовато-ремесленнический оттенок и употребляется в основном профессиональными музыкантами.

Мейнстрим (англ.) — буквально, "основное русло" какого-либо музыкального направления (рока, джаза, поп-эстрады), совокупность его наиболее популярных на данный момент характеристик.

Отвязка, отвязаться — вести себя на сцене в максимально раскрепощенной манере, давать жару, невзирая ни на что. Особо отвязные концерты зачастую заканчиваются скандалами.

Примочки — обобщенное название всевозможных звуковых эффектов и процессоров — "фузз", "кроссовер", "хорус" и т. д.

Раскручивать, раскрутка — активная пропагандистская кампания по внедрению в сознание аудитории новой песни, альбома или группы. Как правило, для этого используются "свои" каналы на ТВ, радио и в прессе.

Рифф (англ.) — короткая повторяющаяся музыкальная фраза, исполняемая в унисон гитарой и бас-гитарой. Очень часто — особенно в харде и хэви — на одном риффе строятся целые песни.

Рокер (от слова "рок") — то же, что рок-музыкант. Правда, в последнее время их стали путать с "неформальными" мотоциклистами.

Рэп (англ.) — буквально, "трёп". Ставшая популярной с середины 80-х манера быстро ритмически проговаривать текст песни, вместо того чтобы его петь. Практикуется не только рок-певцами, но и некоторыми диск-жокеями.

Самопал — самодельный музыкальный инструмент, предмет звуковой аппаратуры.

Саунд (англ.) — звук, звучание группы как на концерте, так и на записи. Складывается из нескольких компонентов: аранжировки, звукового баланса, стиля игры, манеры звукоизвлечения, качества аппаратуры (или записи). Наряду с композицией, текстом и мастерством исполнителей является важнейшей характеристикой любого рок-произведения.

Сингл (англ.) — маленькая пластинка (45 об/мин), содержит, как правило, две песни.

Сейшен (англ.) — "старо-хипповое", бытующее и поныне название рок-концерта.

Снимать — копировать, воспроизводить знаменитые (обычно западные) образцы. Снимать "в ноль" или "один в один" — значит достаточно близко к оригиналу. Раньше снимали целые песни, включая вокальную партию на языке оригинала. Теперь снимают отдельные полюбившиеся фрагменты (инструментальное соло, прием аранжировки, кусочек мелодии) и органично используют их.

Совок, совковый — нечто недалекое, невысокого качества и отдающее официозом. Скажем, характеристика "совковый фестиваль" будет, по-видимому, означать, что рок-фестиваль был плохо организован или проходил в формальной обстановке. Титулом "совок" могут награждаться и люди.

Стёб, стебать (ленингр.) — дурачить, иронизировать, глумиться, сохраняя при этом невинный вид. В годы застоя (они же — годы расцвета эзопова языка) стеб был для рок-авторов наиболее безопасным способом выражения отношения к действительности. Теперь постепенно выходит из моды.

Стрём, стрёмный — рискованный, находящийся на грани дозволенного. Как правило, самым стрёмным считаются тексты песен, сомнительные в идейно-художественном отношении. Однако бывает и стрёмный имидж, стрёмная музыка. Собственно говоря, весь советский рок до некоторых пор был сплошным стрёмом.

Сэмплинг (англ.) — занесение звуков путем цифровой записи в тембровую память музыкального компьютера. Инструмент, позволяющий это сделать, называется сэмплер.

Топ (англ.) — верхушка, элита. Попасть в топ, быть в топе — иметь успех, пользоваться популярностью.

Фенька (реже — фишка) — изюминка, удачная находка в музыке, имидже.

Фирма, фирменный — заграничный. Самопал под фирму — инструмент местного изготовления, но при всех иностранных ярлыках. Ударение в слове "фирма" может ставиться на любом слоге.

Халява (на халяву, халявный) — задаром. В переносном смысле — халтурный, дешевый, мелкий. К примеру, выражение "халявный концерт" можно понять двояко: концерт, за который музыкантам ничего не заплатили, или, напротив, — легкая халтура, которая им самим "далась задаром". Очень часто, впрочем, эти два смысла совпадают.

Хит, хитовый (англ.) — особо популярная песня. Таких в текущем репертуаре ансамбля может быть одна — две. Как правило, имеются еще и старые, любимые публикой хиты, исполняемые "на бис". Иногда хитовой называют и всю группу, имея в виду, что большой успех ей обеспечен.

Хэппенинг (англ.) — эксцентричное театрализованное представление. Чаще всего разворачивается спонтанно и охватывает часть зрителей.

Чёс — халтурные гастрольные поездки (обычно по провинции), когда за день дается до трех концертов. Когда-то это слово бытовало только среди музыкантов филармоний.

Введение

Глава 1. Теоретические основы описания жаргона северодвинских рок-музыкантов

§ 2. О типах членения языка и формах его существования

§ 3. Жаргон, арго, сленг: о терминологической избыточности и омонимии в метаязыке социолингвистики

§ 4. О жаргоне как второстепенной коммуникативной системе национального языка и функциях жаргона

Выводы по первой главе

Глава 2. Лингвистическое описание жаргона северодвинских рок-музыкантов

§ 1. Рок-культура и язык

§ 2. Экстралингвистическая основа понятия «жаргон северодвинских рок-музыкантов»

§ 3. Лексико-семантические особенности жаргона северодвинских рок-музыкантов

§ 4. Заимствования в жаргоне северодвинских рок-музыкантов

§ 5. Фразеологизмы в жаргоне северодвинских рок-музыкантов

§ 6. Лексико-семантические группы в составе жаргона северодвинских рок-музыкантов

§ 7. Особенности морфемной структуры жаргонного словаи способы образования жаргонных единиц

§ 8. Семантический перенос как способ образования жаргонасеверодвинских рок-музыкантов

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Список лексикографических источников

Приложение 1. Материалы к словарю жаргона северодвинских рок-музыкантов

Приложение 2. Список респондентов


Введение

Русский национальный язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также социальные жаргоны. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык. До недавнего времени филологическая наука, изучая динамику русской речи, преимущественное внимание уделяла положительному – словесному творчеству в высоком его понимании: книжному литературному языку, художественным текстам, поэтической речи, достойным проявлениям национального фольклора – и существенно меньше занималась стихией массовой городской речи, органической частью которой являются профессиональные подъязыки, социальные жаргоны, арго. Между тем городская речь как живой организм, существующий относительно самостоятельно, является частью общего русского языкового и культурного пространства, с которой посредством многих факторов связан и собственно литературный язык.

В силу географической отдаленности от других российских городов, а также ряда объективных социальных причин (род занятий жителей, влияние местных диалектов, условия жизни, природно-климатические условия, отдаленность от крупных центров), городская речь Северодвинска имеет свои индивидуальные черты. В рамках этой речи свое место занимают жаргоны, в числе которых и жаргон музыкантов – сравнительно небольшой социальной группы, для которых, по нашим наблюдениям, не характерны тесные контакты с себе подобными из других городов.

Изучение социальных диалектов связано с определенными трудностями. Подсистемы очень подвижны, они имеют некодифицированный характер и подчиняются законам, прежде всего социолингвистической нормы, которая значительно менее устойчива, чем языковая. Основная форма реализации социальных диалектов – устная. В письменных текстах элементы нелитературного языка встречаются эпизодически, выполняя разного рода стилистические функции. Сбор же образцов устной речи – задача всегда более трудоемкая и кропотливая, чем анализ письменных текстов, поскольку на этом материале очень наглядно прослеживаются корреляции между языковыми и социальными явлениями. Тем не менее, сам по себе предмет исследования еще не предопределяет непременно социолингвистический характер его описания. В принципе, каждый социальный диалект может быть изучен с чисто структурных позиций – описан его словарь, выявлены источники его пополнения (безусловно, что этим фактам может быть дана и социолингвистическая интерпретация, но они могут быть освещены и исключительно лексикологически), выявлены наиболее частотные морфологические модели, особенности фонетики и синтаксиса (если таковые существуют). Таким образом, обращение к такому динамически развивающемуся и меняющемуся идиому русской речи, как жаргон музыкантов, причем в территориально отмеченной форме (г. Северодвинск), надо полагать, является актуальным и научно перспективным. Тот факт, что жаргонная лексика Северодвинска никем не изучалась, определяет научную новизну исследования.

Материалом исследования послужили лексические единицы, репрезентирующие жаргон северодвинских рок-музыкантов, собранные автором.

Цель дипломного исследования – описать лингвистические особенности жаргона северодвинских рок-музыкантов.

В связи с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:

– изучить научную литературу по теме исследования;

– охарактеризовать место жаргонной лексики в системе современного русского национального языка;

– определить и охарактеризовать источники жаргонной лексики;

– раскрыть понятие «жаргон музыкантов» и его место в русском языковом пространстве (в системе форм существования современного русского языка);

– собрать и систематизировать примеры жаргонной речи северодвинских рок-музыкантов;

– выявить признаки системной организации жаргонизмов;

– описать основные способы (приемы) образования жаргонных единиц, выявить среди них доминирующие в образовании жаргонизмов, входящих в состав жаргона северодвинских музыкантов;

– представить описание лексико-семантических групп жаргонной (собственно жаргонной и профессионально-жаргонной) лексики северодвинских рок-музыкантов.

На разных этапах работы нами использовались различные методы и приемы анализа. В качестве основного был избран метод лингвистического описания со всеми его приемами; а также частные методы: метод включенного наблюдения, сопоставительный метод. Метод включенного наблюдения позволяет делать определенные выводы о речевом поведении изучаемой референтной группы , откорректировать результаты конкретного языкового материала, полученные путем интервьюирования и анкетирования. В ряде случаев записи жаргонной речи осуществлялись без ведома информантов. Использовался также и прием самонаблюдения. В записях речи информантов, а также собственной речи зафиксировано использование лексических единиц в естественных условиях. При квалификации семантики жаргонных единиц продуктивными оказались приемы компонентного анализа; при характеристике словообразовательных особенностей изучаемой лексики, формальных связей внутри цепочек применялся перспективный словообразовательный анализ, в тех случаях, когда внимание обращалось на некоторые сочетаемостные свойства ЛСВ, использовались приемы дистрибутивного анализа.


Глава 1. Теоретические основы описания жаргона северодвинских музыкантов

§ 1. Понятие о русском языковом пространстве и пространстве русской культуры

Современная языковая ситуация в России характеризуется большой динамикой, особенно в сфере некодифицированной речи. Осмысление и анализ сложившейся ситуации – одна из насущных проблем, стоящих перед современной лингвистикой.

Изучению социальных диалектов с различных позиций посвящены труды многих ученых [Швейцер, Никольский 1976; Крысин 1989; Лисовский 1996; Грачев 1997; Химик 2000 и др.]. В настоящее время вышел целый ряд словарей различных жаргонов и арго [Быков 1994; Елистратов 2000; Большой словарь русского жаргона 2000; Квеселевич 2003; Словарь современного русского города 2003 и др.].

По утверждению многих лингвистов, русская речь – это использование русского языка в основных его функциях: общения, сообщения, воздействия и т.д. Однако из этого утверждения можно сделать вывод, что говорение, или русский язык в действии, – это разноплановый, разноаспектный процесс, зависящий, по утверждению В.В. Химика, от того, кто говорит, что сообщает, с кем общается, с какой целью и в каких условиях [Химик 2000: 3]. Русская речь – многообразна. И это «многообразие речевой стихии в целом и является русским языковым пространством» Лотман 1993: 15].

Языковое пространство составляет условие порождения и развития культурного пространства и средство его формирования и существования. Иными словами, «язык – зеркало культуры, главный источник истории народа и его духа» [Химик 2000: 8].

Свой взгляд на понятия русское языковое и культурное пространство в статье «Лингвистическое пространство как компонент парадигмы социокультурного пространства» отстаивает Н.К. Фролов: «понятие «пространство», ставшее в последние десятилетия модным, суперупотребительным в сфере науки, культуры, образования, выступает синонимом понятия «поле», «среда обитания», «сфера деятельности». Для примера можно привести слова и выражения типа духовное, национальное, языковое, политическое, юридическое, географическое пространство и даже моральное пространство <…>. Верования, нравы, убеждения, определенные знания, способы добывания средств существования, социально-политическая организация и др. закрепляется в устных фольклорных традициях, фиксируется языковыми средствами. Совокупность всех этих чувственно-познавательных, побудительно-коммуникативных факторов как раз и составляет форму пространственного бытия – духовную культуру <…>. Культурно-лингвистическая среда включает в себя ряд языковой и неязыковой компоненты: а) ортнический язык как готовую систему знаков и значений, известных писателям, творцам языка (вербально-сигнификативный компонент; б) материальные объекты (денотативный компонент); в) когнитивный этнокомпонент, т.е. комплекс знаний, убеждений, представлений и познавательных стереотипов; г) психологический компонент, представляющий собой фактор этнического сознания его лингвистических ориентаций. Языковое пространство объективируется в речевой деятельности» .

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖАРГОН МУЗЫКАНТОВ.
Перевод с музыкального языка на человеческий и обратно:
♪ В до мажоре - нагишом (выбежал из номера в до мажоре)
♪ Махать - дирижировать, руководить музицированием (кто сегодня машет?)
♪ Орудие наживы - музыкальный инструмент.
♪ "Вот это дирижёр!" - отпустил раньше с репетиции (не менее чем за час до окончания.)
♪ Залиговал - ну, это, свистнул то, что халявой, по большому счёту, не является
♪ Из-под волос - без нот (аккомпанемент)
♪ Бемоль - пузо (смотри, какой бемоль отрастил!)
♪ Бекар - провал, неудача (с зарплатой полный бекар...)
♪ Под сурдинку - тайком, украдкой (под сурдинку захапал два бутерброда)
♪ В два смычка - любовный треугольник (поправлено цензурой)
♪ Дудеть, свистеть, пиликать, орать, щипать, стучать - играть на различных музыкальных инструментах.
♪ Картошка - длинная нота. (все картошки вибрировать!!!)
♪ Чёс - обилие очень быстрой музыки (две минуты безумного чёса)
♪ Чёс, чесать (другое значение) - играть много концертов подряд.
♪ Обслужить клиента - играть аккомпанемент солисту (Н-да, сложный клиент попался...)
♪ Пол-кирпича - разница в четверть тона. (да он играет на пол-кирпича выше!!!)
♪ Два кирпича (да он играет на два кирпича выше!!!) то же, что и пол-кирпича, но с оттенком личной неприязни.
♪ Пузочёс - исполнитель на щипковых народных инструментах.
♪ Забекарить - соответственно, отказать
♪ Под кочум - втихаря.
♪ Кочумать - молчать, отдыхать, держать паузу.
♪ Слил под рояль - не очень хорошо играл на фортепиано.
♪ Что трём? - какое музыкальное произведение исполняется в данный момент
♪ Обманный жест - ауфтакт дирижёра к несуществующему в данный момент аккорду или вступлению.
♪ Мимо кассы - мимо нот.
♪ По соседям - играть мимо нужных нот, попадая в соседние.
♪ Чёрная икра - целая страница шестнадцатых
♪ Струнотёры - исполнители на струнных смычковых инструментах
♪ Духовенство - музыканты-духовики
♪ Дембельнуться - модулировать, перейти в другую тональность
♪ Шара (на шару) - то,что даётся бесплатно
♪ Берло - еда
♪ Берлять - есть
♪ Сгонять в Берлин - сбегать в столовую.
♪ Башли - деньги
♪ Башлять - деньги платить
♪ Простыня - нотные страницы, склеенные или разложенные одна за другой по причине сплошного чёса без возможности перевернуть. Максимальная длина простыни теоретически ограничена исключительно шириной сцены. Для раскладывания простыни требуется в среднем три пульта в сочетании с собранностью и внимательностью исполнителя при раскладке. Правильно разложенная простыня обеспечивает 27,5 % успешного исполнения. В то же время неправильно разложенная простыня с вероятностью до 97 % ведёт к неизбежному провалу на концерте.
♪ Лажа - основной музыкальный термин, - ошибка в исполнении и вообще любая неприятная ситуация.
♪ Халтура - подвернувшаяся подработка, чаще всего одноразовая.
♪ Ща-бемоль-мозоль - очень неудобная тональность со множеством знаков и трудных позиций. Другой вариант - неопределенная тональность при очень фальшивом исполнении.
♪ Друшлять - спать. Друшлаг - кровать.
♪ Двойная доминанта - очень большая попа.
♪ Взлабнуть - сыграть. Как именно - зависит от интонации. «Надо бы нам с тобой взлабнуть» - это когда музыканты мечтают сыграть что-то вместе к обоюдному удовольствию. «Взлабнули вчера на шару, прокатило» - сыграли кое-как, без репетиций.
♪ Лабать жмура - играть на похоронах (обычно жмура лабают духовики).
♪ Ходить на жмура - играть на похоронах.
♪ Солировать - пить алкоголь. "Они солировали всю дорогу до Вольска..."
♪ Пойти на диминуэндо - плавно выйти из запоя.
♪ Тремоло - тряска рук с бодуна.
♪ Тосканини - перенос аппаратуры или крупных инструментов.
♪ Исполнять - относится к любому действию, напр: Мы исполнили по паре пива.
♪ Прозвучало - выражение удовлетворения от чего-либо, например от пары пива.
♪ Диез - тюрьма. Также диезом часто называют значок решетки в телефонах и домофонах.
♪ Ухо - валторна.
♪ Голенище - аккордеон, баян.
♪ Трубачисты - духовики.
♪ Репа - репетиция.
♪ Сопли - медленная и печальная часть музыки.
♪ Гусиный вздр0ч - быстрая часть музыки, внезапно настающая после медленной.
♪ Рубилово, мочилово, кач - интенсивная часть музыки.
♪ Др04ить - старательно отрабатывать игру на инструменте в одиночку.
♪ Доска – электрическая гитара, ее корпус обычно сделан из сплошного дерева.
♪ Банка - акустическая гитара, ее корпус внутри пустой.
♪ Весло, лопата, топор – электрогитара.
♪ Подстежка – синкопированная инструментальная партия, звучащая контрапунктом к основному ритму.
♪ По Прокофьеву? - По Чайковскому! – Не выпить ли нам кофе? - В это время суток я предпочитаю чай!
♪ П**дык-п**дык, бл*буду-бл*буду-бл*буду, дыщ-ср@ка-така-та, Ё*ц! - мнемонические сочетания звуков, помогающие барабанщику запомнить свою партию.
♪ Пи©ька-пипи©ька - мнемоническое выражение свингового ритма на барабанах.
♪ Римс-кий-Кор-са-ков-сов-сем-су-ма-со-шел - мнемоническое сочетание звуков, позволяющее запомнить размер 11/8, активно используемый Римским-Корсаковым.
♪ Барашки, бараны - чрезмерная неконтролируемая вибрация в голосах некоторых не очень хороших вокалистов.
♪ Выплюнуть связки - выражение, которое в ходу у певцов после исполнения сложной партии с большой вокальной нагрузкой.
♪ География - термин для работы с оперным режиссером. Означает откуда и куда идти по сцене.
♪ Дать петуха - некачественно взять высокую ноту.
♪ Кошпырять - играть неуверенно, сбивчиво.
♪ Металл в голосе - яркость в голосе, к которой стремятся певцы.
♪ Морж - певец, которого обычно ставят на партии «кушать подано». Устойчивое словосочетание - моржовая партия.
♪ Налить - спеть полным звуком, заполнить все акустическое пространство зала, поразить объемом голоса.
♪ Отоварить - очень похвальный термин среди вокалистов, означает спеть с необходимым тембровым наполнением.
♪ Шкаф - контрабас.
♪ Шкварка - плохой контрабас.
♪ Штырять - играть в переходе, на улице. Соответственно, штырщик - уличный музыкант, штырка - место для уличного музицирования. Устойчивое выражение - идти на штырку.
♪ Шубой по печке - неполетный голос с неярким тембром.
♪ Шубой по роялю - спеть или сыграть что-то слишком тихо, когда из зала не слышно.
♪ Щас я им объясню в до мажоре - выражение крайнего негодования.
♪ Вокалюга - певец, который очень громко поет с точки зрения инструменталиста.
♪ Горловик - певец с дефектом вокализации, жестким, «горловым» тембром.
♪ Дошник - нота «до» третьей октавы, для теноров и сопрано являющаяся примерно тем же, чем прыжок в три оборота для фигуристов. Решник - соответственно четверной прыжок. Самый знаменитый пример - теноровая ария из «Дочери полка» Доницетти с девятью верхними «до». Для колоратурного сопрано, голоса наиболее легкого, тем же испытанием является фашник, то есть «фа» третьей октавы. Классический пример - ария Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта.
♪ Дудки - струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель. «Как тебе моя новая страдивариевская дудка?» - пример утонченного юмора исполнителя-струнника.
♪ Дýхи - духовики.
♪ Игра со шмальцем - игра на струнных с ярко выраженными «еврейскими» оттенками, с глиссандо и т.д. В наше время - скорее признак дурного вкуса.
♪ Как собачий нос - крайняя актерская невыразительность.
♪ Меццуха - меццо-сопрано.
♪ Милицейский свисток - распространенный недостаток вокализации колоратурных сопрано.
♪ Орево - крикливый стиль пения.
♪ Отоварить - очень похвальный термин среди вокалистов, исключающий какую-либо снисходительно-бытовую коннотацию, которая может померещиться поначалу. Означает - спеть с необходимым тембровым наполнением.
♪ Пéрепел - состояние усталости голоса после чрезмерной нагрузки.
♪ Режопера - режиссерская опера (которую обычно еще называют «осовремененной»).
♪ Руки как ноги - рабочее выражение у пианистов после долгого перерыва в занятиях.
♪ Силовик - певец, поющий натужно.
♪ Хрящ - характерный неприятный призвук у струнников.
♪ Ча мажор - фальшивое пение.

Под роковой музыкой подразумевается синтез негритянского ритм-энд-блюза и кантри. От первого направления позаимствован своеобразный ритмический рисунок (обратный бит: акцент на вторую и четвёртую доли такта), от второго - завершённость композиций и упрощённая по сравнению с блюзом импровизация. Рок - это протест против политической ситуации в стране, ценностей старшего поколения, способ самовыражения и заявления собственных взглядов на жизнь. Противостояние происходит за счёт текста песен и агрессивной манеры исполнения.

История

Впервые музыка подобного стиля появилась в 1954 году. В фильме «Джунгли классных досок» прозвучала песня Rock round the clock в исполнении Билла Хейли. В это же время вышли пластинки Элвиса Пресли. Несколько позже на музыкальной арене появляются «Битлз», «Роллинг Стоунз» и Боб Дилан.

Постепенно музыка рокового направления начинает исполняться как протест против войны во Вьетнаме, создаются организации, члены которых не приветствуют вооружённые конфликты и расизм.

С появлением в США развивается андеграунд (The Doors, Steppenwolf, Blood, Sweet & Tears), а в Великобритании музыканты стараются сохранить черты традиционной культуры (Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd). В это же время появляется новая форма представления композиций - музыкальный альбом: несколько мелодий, объединённые одной идеей.

Постепенно рок-стиль завоёвывает популярность в других странах, развивается и распадается на различные направления.

Джаз, хард, фолк…

В основе стиля лежит классический рок. Музыканты (Элтон Джон, Стинг, The Who) играют на электрогитаре, бас-гитаре, барабанах и не используют стилистические особенности других направлений.

Психоделический рок - это музыка, которую сочиняют под влиянием а прогрессивный отличается иными формами музыкального построения, сложностью и глубиной подаваемого материала. К прогрессивным рокерам относятся Blood, Sweat & Tears, Gong и другие. Творчество музыкантов, желающих выйти за рамки стиля, называют экспериментальным роком. Наиболее известные экспериментаторы - The Fugs, The Godz, Red Crayola и др.

Ещё одно направление объединяет в себе черты рока и джаза. Оно появилось не только из-за того, что джазменам стало тесно в своём стиле, но и как результат слияния «белой» и «чёрной» музыки в рамках борьбы с расизмом. Известные музыканты синтетического стиля - Georgie Fame, The Soft Machine, The Mahavishnu Orchestra и т. д. Фолк-рок представляет собой синтез рока и народной музыки (Боб Дилан, Джоан Боез, Fairport Convention), а хард-року присущи специфические гитарные ритмы, тяжёлая ритм-секция и чрезмерная громкость звучания. Известные представители направления - Джимми Хендрикс, Iron Butterfly, Vanilla Fudge.

Также музыкальные критики выделяют глэм, готик и т. д. Определение стилевых разновидностей несколько условно, так как группы постоянно экспериментируют, меняют манеру игры или изобретают новые способы исполнения.

Рок-опера

Характерно для всех видов искусства, в том числе музыкального. Пример тому - синтез рока и драмы, называемый рок-оперой. Сюда относится состоящее из эпизодов, в которых раскрывается сюжет. Арии исполняются в стиле рока. В отличие от классической оперы, на сцене могут присутствовать клавишник, гитарист, другие музыканты. Чаще всего спектакль сопровождается и звучанием классического оркестра.

Манера пения напориста и агрессивна, что характерно для рок-музыки. Иногда партии содержат элементы других музыкальных направлений (джаз, фолк, барокко и т. д.). Помимо арий, музыканты исполняют речитативы и пластические номера.

Примеры произведений подобного жанра - «Волосы» Г. Макдермота, «Годспел» С. Шуорца, «Юнона и Авось» А. Л. Рыбникова и т. д.

Рок-культура

С течением времени музыка рокеров стала настолько популярной, что элементы стиля проникли в другие пласты культуры, возник своеобразный рок-стиль. Так появился особый язык (сленг), на котором изъясняются приверженцы стиля и фанаты. Сленг используется для написания текстов песен, однако на концертах (сейшенах) становится важнее невербальное общение. Единство музыки, слов, сценических движений и образов воздействует на подсознание человека, вызывая определённые ощущения и эмоциональные реакции.

Рокеры увлекаются буддизмом, другими религиозными учениями, противоречащими психологии Запада. В свободное от концертов время музыканты и поклонники посещают так называемые хэппенинги (встречи), на которых общаются, музицируют, высказывают своё мнение по поводу всего, что происходит в их жизни.

Тенденции рок-культуры проявляются в одежде (несмываемые пятна грязи у хиппи), манере держать себя (рок - это отрицание всего и вся, поэтому приверженцам стиля свойственна агрессия), отвержение традиционных ценностей, нравственных и эстетических установок.

Рок и христианство

Христианская религия не признаёт право на существование рока, считая приверженность рок-культуре невозможной для верующих в Бога. Усиленные ритмы, повышенные частоты, проникновенные тексты влияют на подсознание людей, будят глубинные инстинкты.

Рок - это серьёзное воздействие на психику. После прослушивания подобной музыки человек теряет способность к самоконтролю. Содержание многих песен посвящено теме смерти, депрессивным состояниям человека, саморазрушению. Во многих случаях увлечение роком тесно связано с употреблением наркотиков, проявлениями насилия, что также не соответствует образу жизни христианина.

Искусствоведами и культурологами рок-музыка и всё, что связано с ней, рассматривается как противостояние традиционной культуре.