В чем отличие массовой культуры от традиционной. Элитарная культура vs массовая

По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру . Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм ». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют собой национализм. Противоположностью выступает культурный релятивизм.

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью , либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства ”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки . Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая культура

Массовая или общедоступная не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью , чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной . Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Культура в России

Состояние духовной жизни современной России можно охарактеризовать как переходное от отстаивания ценностей, связанных с попытками построения коммунистического общества, к поиску нового смысла общественного развития. Мы вышли на очередной виток исторического спора между западниками и славянофилами.

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие обусловлено особенностями национальных культур. Уникальность духовной жизни России заключается в многообразии культурных традиций, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. д., что связано со спецификой культурного наследия разных народов.

В настоящее время в духовной жизни нашей страны наблюдаются противоречивые тенденции . С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

образовательного уровня и социального статуса (популяризация науки, комиксы с кратким изложением сюжетов классической литературы и др.).

Усиление к концу ХХ века второго направления маскультуры (адаптирование сложных сюжетов для упрощенного восприятия неподготовленной аудиторией) позволяет ученым говорить о возникновении мидкультуры (культуры «среднего уровня»), которая несколько сокращает разрыв между элитарной и массовой культурами.

Одним из проявлений массовой, главным образом молодежной, культуры стала поп-культура (от англ.popular : популярный, общедоступный). Это совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 60-е годы ХХ века. Ее характеризует отрицание опыта предшествовавших поколений; поиск новых форм в искусстве, стиль жизни, выражающий мировоззренческий протест молодежи против ханжеской морали современного западного общества.

Несмотря на кажущуюся демократичность, маскультура таит в себе реальную угрозу низведения человека-творца, активного создателя духовных ценностей до уровняпассивного пользователя

массовой культуры, запрограммированного на ее бездумное и бездуховное потребление (от производящей позиции к присваивающей).

Маскультура – это всегда девальвация высоких культурных образцов, имитация приобщения к культуре.

Поэтому маскультуру как феномен, хоть и производный от собственно культуры, но, по сути, далеко отстоящий от культуры в ее высоком понимании и значении, следует назвать паракультурным (от греч.para : возле, при, около), т. е. околокультурным, явлением.

Противопоставить стандартизации культуры и экспансии маскульта можно только приобщение к ценностям подлинной культуры в процессе духовного воспитания личности, в том числе в курсе культурологии и других гуманитарных дисциплин.

5.4. Элитарная культура

В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает культура элитарная (от фр. e lite : лучшее, отборное, избранное).

Ее истоки – еще в античной философии Гераклита и Платона, в которой впервые выделяется интеллектуальная элита как особая профессиональная группа – хранитель и носитель высшего знания.

В эпоху Возрождения проблема элиты поставлена Ф. Петраркой

в его рассуждении «О подлинном благородстве». Для гуманистов той поры «чернь», «презренные» люди – это необразованные сограждане, самодовольные неучи. По отношению к ним сами гуманисты предстают как интеллектуальная элита.

Теория элит складывается на рубеже XIX–XX веков. Основателями теории элит являются итальянские ученые В. Парето (1848–1923), Г. Моска (1858–1941), Р. Михельс (1876–1936). До Второй мировой войны теория элит получила широкое распространение кроме Италии – в Германии и Франции, после войны ― в США. Признанным теоретиком элиты был испанский философ Х. Ортега-и-Гасет, который считал, что элита есть в каждом общественном классе.

Согласно теории элит, необходимыми составными частями любой социальной структуры является высший привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления и развития культуры.

Это и есть элита.

Элита – это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества, которая и обеспечивает прогресс.

Элиту характеризует высокая степень активности и продуктивности. Она обычно противопоставляется массе.

Существует множество определений элиты, назовем лишь некоторые специфические ее черты.

Элиту составляют люди, обладающие такими качествами, как организованность, воля, способность объединяться для достижения цели (Г. Моска); пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством, обладающие наивысшим чувством ответственности, интеллектуальным или моральным

превосходством над массой (Х. Ортега-и-Гасет); это творческое меньшинство в противоположность нетворческому большинству (А. Тойнби).

По мнению В. Парето, общество представляет собой пирамиду с элитой на вершине. Наиболее одаренные из низов поднимаются наверх, пополняя ряды правящей элиты, члены которой, в свою очередь, деградируя, опускаются вниз, в массы. Происходит циркуляция, или круговорот, элит; обновлению элиты способствует социальная мобильность. Чередование, смена элит – закон существования общества. (Как было сказано выше, представление об обществе как о социальной пирамиде содержится также в социологии П. А. Сорокина, который тоже разрабатывал проблемы социальной мобильности.)

Наука выработала классификацию теорий элит: 1)биологическая – элитой являются люди, занимающие высшие

места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению;

2)психологическая – основана на признании исключительно психологических качеств элитарной группы;

3)техническая – понимает под элитой совокупность людей, владеющих и управляющих техническим производством;

4)организаторская – относит к элите руководящих работников, в том числе бюрократически организованный чиновничий аппарат;

5)функциональная – причисляет к элите людей, которые выполняют важнейшие функции в обществе, в определенной группе или на определенной территории;

6)распределительная – считает элитой тех, кто максимально получает материальные и нематериальные блага;

7)художественно-творческая – включает в элиту представителей различных сфер духовного производства (наука, искусство, религия, культура).

Элита характеризуется сплоченностью и активностью, способностью вырабатывать устойчивые образцы мышления, оценок и форм общения, эталоны поведения, предпочтений и вкусов.

Ярким примером выработки таких образцов и эталонов и являются элитарная культура и элитарное искусство .

Типичным для элитарного искусства является эстетический изоляционизм «чистого искусства», или «искусства ради искусства».

Элитарное искусство – течение в западной художественной культуре, создающее искусство для немногих, для избранных, для эстетической и духовной элиты, непонятное для широкой публики, народных масс.

Особое распространение элитарное искусство получило в начале ХХ века. Оно проявилось в многообразии направлений декадентства и модернизма (абстракционизм в живописи; сюрреализм в изобразительном искусстве, литературе, театре и кино; додекафония1 в музыке), которые ориентировались на создание искусства «чистой формы», искусства истинного эстетического наслаждения, лишенного всякого практического смысла и общественного значения.

Сторонники элитарного искусства противопоставляли себя массовому искусству, аморфной массе, тенденциям «омассовления» в культуре, выступали против пошлых идеалов сытой, мещанской жизни.

Теоретическое осмысление элитарной культуры нашло свое отражение в трудах Ф. Ницше, В. Парето, Х. Ортеги-и-Гасета и других философов.

Наиболее цельно и последовательно концепция элитарной культуры изложена в работах Х. Ортеги-и-Гасета, который дал философскую оценку художественному авангарду XX века. В книге «Дегуманизация искусства» (1925) он делил людей на «народ» (массу) и элиту – особо одаренное меньшинство, творцов подлинной культуры. Он считал, что импрессионисты, футуристы, сюрреалисты, абстракционисты раскалывают аудиторию искусства на две группы:художественную элиту (выдающиеся люди, понимающие новое искусство) иширокую публику (заурядные люди, не способную его понять). Поэтому художник-творец сознательно обращается к элите, а не к массе, отворачивается от обывателя.

1 Додекафония (от греч.dōdeka : двенадцать +phōnē : звук) – метод сочинения музыки, разработанный в XX веке австрийским композитором А. Шёнбергом. Основывается на определенной последовательности 12 звуков различной высоты.

Народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, сегодня они существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

Авторы народных творений зачастую неизвестны. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами. Ее субъектом является весь народ, функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение.

В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике и др. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе, однако ситуация в постиндустриальном обществе меняется.

Элитарная культура присуща привилегированным слоям общества, либо считающими себя таковыми. Она отличается сравнительной углубленностью и сложностью, а иногда и изощренностью форм. Элитарная культура исторически формировалась в тех социальных группах, которые имели благоприятные условия приобщения к культуре, особый культурный статус.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства». Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Баха, трудна для понимания неподготовленным человеком.



Кругом потребителей элитарной культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, постоянные посетители музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Как правило, высокая культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. В случае, когда уровень образования населения возрастает, круг потребителей высокой культуры значительно расширяется.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века. Это время распространения средств массовой информации (радио, печать, телевидение). Через них она стала доступной представителям всех социальных слоев - «потребная» культура. Массовая культура может быть этнической или национальной. Эстрадная музыка выступает ярким ее примером. Массовая культура понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования.

Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая массовая и широкая аудитория, поскольку она удовлетворяет «сиюминутные» запросы людей, оперативно реагируя на любое новое событие общественной жизни. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды.

С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки правящей элиты, а массовая культура – пристрастия «низов». Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре. Музыка классическая – пример высокой культуры, а музыка популярная – массовой культуры. Аналогичная ситуация с изобразительным искусством: картины Пикассо представляют высокую культуру, а лубок – массовую.

То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Органная музыка Баха относится к высокой культуре. Но если она используется в качестве музыкального сопровождения по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры. При этом она не теряет своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза, или рока не компрометируют сам высокой уровень авторского произведения.

Массовая культура выступает сложным социальным и культурным феноменом, характерным для современного общества. Она стала возможной из-за высокого уровня развития коммуникационных и информационных систем и высокой урбанизации. Одновременно массовая культура характеризуется высокой степенью отчуждения индивидов, потерей индивидуальности. Отсюда «идиотия масс», вследствие манипулирования и насаждения поведенческих штампов через каналы массовых коммуникаций.

Все это лишает человека свободы и уродует его духовный мир. В среде функционирования массовой культуры трудно проводить истинную социализацию индивида. Здесь все подменяется стандартными моделями потребления, которые навязываются массовой культурой. Она предлагает усредненные модели включения человека в социальные механизмы. Создается замкнутый круг: отчуждение > заброшенность в мире > иллюзии принадлежности массовому сознанию > модели усредненной социализации > потребление образцов массовой культуры > «новое» отчуждение.

Элитарная культура имеет достаточно размытые границы, особенно в настоящее время с тенденциями стремления элементов массы к выражению индивидуальности. Ее особенность в том, что она обречена быть непонятой большинством людей, и это является одной из главных ее характеристик. В этой статье мы узнаем, элитарная культура, каковы ее основные характеристики и сопоставим ее с массовой.

Что это такое

Элитарная культура - это та же «высокая культура». Она противопоставляется массовой, что является одним из методов ее обнаружения в общем культурном процессе. Это понятие впервые было выделено К. Манхеймом и Х. Ортегой-и-Гассетом в их трудах, где они вывели его именно как антитезу понятия массовой культуры. Они подразумевали под высокой культурой ту, которая содержит в себе смысловое ядро, способное развивать человеческую индивидуальность, и из которого может следовать продолжение создания других ее элементов. Еще одно направление, которое они выделили - наличие особенных вербальных элементов, доступных для узких социальных групп: например, латынь и санскрит для священнослужителей.

Элитарная и массовая культура: противопоставление

Они противопоставляются друг другу по типу воздействия на сознание, а также качеством смыслов, которые содержат их элементы. Так, массовая направлена на более поверхностное восприятие, которое не требует специфических знаний и особенных интеллектуальных усилий, чтобы понять культурный продукт. В настоящее время происходит усиленное распространение массовой культуры из-за процесса глобализации, который, в свою очередь, распространяется посредством СМИ и стимулируется капиталистическим устройством общества. в отличие от элитарной, предназначена для широкого круга лиц. Сейчас мы видим ее элементы повсюду, и особенно ярко она проявляется в программах телевизионных каналов и кинематографе.

Так, голливудское кино можно противопоставить артхаусному. При этом первый тип фильмов акцентирует внимание зрителя не на смысле и идеи истории, а на спецэффектах видеоряда. Здесь качественное кино подразумевает интересное оформление, неожиданный, но простой для восприятия сюжет.

Элитарная культура представлена фильмами артхауса, которые оцениваются по другим критериям, чем голливудские продукты подобного рода, главный из которых - смыслосодержание. Так, качество видеоряда зачастую в подобных фильмах занижено. На первый взгляд причиной низкого качества съемки служит либо отсутствие хорошего финансирования, либо дилетантство режиссера. Однако, это не так: в кино артхаус функция видео - передать смысл идеи. Спецэффекты могут отвлекать от этого, поэтому они не свойственны продуктам подобного формата. Идеи артхауса оригинальны и глубоки. Очень часто в изложении простой истории спрятан от поверхностного понимания глубокий смысл, раскрывается настоящая трагедия личности. В ходе просмотра этих фильмов часто можно отследить, что режиссер сам пытается найти ответ на поставленный вопрос и изучает героев по ходу съемки. Предсказать сюжет артхаусного кино практически невозможно.

Характеристика высокой культуры

Элитарная культура имеет ряд характеристик, которые отличают ее от массовой:

  1. Ее элементы направлены на отображение и изучение глубинных процессов психологии человека.
  2. Она имеет замкнутую структуру, доступна для понимания лишь незаурядным личностям.
  3. Отличается оригинальностью художественных решений.
  4. Содержит минимум изобразительных средств.
  5. Обладает способностью выражать нечто новое.
  6. В ней происходит апробация того, что в дальнейшем может стать классикой или тривиальным искусством.

Народная культура состоит из двух видов – популяр­ной и фольклорной культуры. Попу­лярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его про­шлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора созда­вались в прошлом, а сегодня существуют как историче­ское наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в по­пулярную культуру, которая помимо исторических пре­даний постоянно пополняется новообразованиями, напри­мер современным городским фольклором. Таким образом, в народной культуре, в свою оче­редь, можно выделить два уровня – высокий, связан­ный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. По исполнению элементы народной культуры мо­гут быть индивидуальными (изложение легенды), груп­повыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры – всегда большин­ство общества. Так было в традиционном и индустри­альном обществе. Ситуация меняется только в постин­дустриальном обществе.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех соци­альных слоев. Массовая культура может быть интерна­циональной и национальной. Эстрадная музыка – яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народ­ная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной куль­туры подобного не происходит. Высокая культура обо­значает пристрастия и привычки горожан, аристокра­тов, богатых, правящей элиты, а массовая культура – культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классиче­ская музыка – высокой, а популярная музыка – массо­вой, фильмы Феллини – высокой, а боевики – массо­вой, картины Пикассо – высокой, а лубок – массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантасти­ка, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высо­кой. То же самое происходит с конкретными произведе­ниями искусства.

Высокая культура создается не эт­носом или народом, а образованной частью общест­ва – писателями, художниками, философами, учены­ми. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впер­вые применяются те художественные приемы, кото­рые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Спе­циалисты называют иногда срок 50 лет. Сегодня авангард, осо­бенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.

1.1.2. Массовая и популярная культуры

В культурологии еще не сформировалось четких представлений о том, чем в конечном счете различа­ются массовая и популярная культура. Одни культу­рологи, в силу сходства двух культур, предлагают ото­ждествлять и рассматривать их как два названия одного феномена. Тогда в массовую культуру зачисля­ют те же самые артефакты, что и в популярную, а именно популярную музыку, журнал «Плейбой», те­левидение, футбол, бейсбол, гамбургеры из «Макдо­нальдса», дискотеки и даже шекспировский театр.

Популярная культура в литературе воспринимается как дублер к термину «массовая культура» и потому оба слова пишутся так: массовая/популярная.

Вторые считают массовую культуру подчиненным видом популярной. Так, Т. Вольф утверждает: за ис­ключением высокой культуры все остальные названия можно считать подзаголовками популярной культуры. В таком случае частными видами популярной культу­ры являются массовая культура, масс-медиа (в част­ности, порнографические журналы и телевидение), формы массового досуга (футбол и бейсбол), массовое потребление (гамбургеры).

Однако третьи, в том числе Рассел Ней, предлагают разводить два явления и считать их самостоятельны­ми разновидностями культуры. Согласно их мнению, популярная культура подразумевает самый поверхно­стный, доступный непосредственному наблюдению слой культуры, расположенный между элитарной и фольклорной культурой. Это культура большинства населения или культура среднего класса, если он со­ставляет такое большинство.

Иногда в классификацию вносят ценностный ас­пект и считают популярную культуру более цивили­зованной формой массовой, поскольку в первой предполагается некоторый профессионализм и артис­тичность, которые не присущи второй. Первая прев­ращается во вторую при ее коммерциализации. В таком случае массовая культура предстает как сни­женный, вульгарный образчик популярной или высо­кой культуры. Поскольку в жизни мы часто сталки­ваемся с низкосортной продукцией – эротическим и развлекательным шоу, низкопробными публикациями и т.д., у нас сложилось определенное представление о массовой культуре как о безвкусной и безнравствен­ной подделке под настоящую культуру, характеризующуюся нездоровым интересом к сексу, психопа­тологии, насилию и проч.

Между двумя видами культуры отмечены и возрас­тные различия: популярная культура – это система ценностей и образ жизни тех, кому за 50 лет, а массо­вая культура – удел молодых, так называемых тиней­джеров.

Популярная культура – совокупность форм повсе­дневной деятельности, навыков, привычек, верований и вкусов, присущих большинству населения и доми­нирующей культуре, и реже – меньшинствам и суб­культурам. Для большинства специалистов по массо­вой и популярной культуре культура есть типичный способ, каким представители данного общества про­водят свое нерабочее время, а значит, она эквивалент популярной культуре. К примеру, типичными черта­ми повседневной жизни американцев сегодня высту­пают массовые зрелища и шоу, телевидение и хот-доги, а типичными чертами жизни античных греков явля­лись театральные драмы и политические диспуты. Такое понимание культуры исключает законы, поли­тику, религию, труд, но включает массовую культуру (Голливуд), массовый досуг (спортивные зрелища) и множество субкультур (диско-дансы).

Слова «popular culture» и «population» – одного корня. Они касаются населения, большинства жите­лей данной страны либо ее части. Отсюда следует, что популярная культура охватывает нравы, манеры, по­ведение и образ жизни больших групп населения. Термин «популярный» означает «широко распрост­раненный», «народный», «широкоизвестный». Попу­ляризация обозначает пропаганду чего-либо, превра­щение малоизвестного в общедоступное и широко известное, одновременно приближенное к пониманию и мышлению простых людей. В тех случаях, когда мы считаем выражения «большинство населения» и «на­род» синонимами, то эквивалентными, обозначающи­ми одно и то же, надо считать термины «популярная культура» и «народная культура». Если мы вкладыва­ем в понятие «народ» дополнительно этический, героико-эпический смысл, т. е. нечто большее, чем совокуп­ность ныне проживающих на данной территории людей, то необходимо разводить оба термина, а «на­родную культуру» связывать главным образом с фольк­лорной, а не с популярной культурой.

В 1895 г. был изобретен кинематограф , ставший средством мас­сового искусства, близкого всем – без различия пола, возраста, ве­роисповедания, не требующий даже элементарной грамотности для своего восприятия. К тому же периоду относится и широкое рас­пространение фотографии, ставшей массовым средством инфор­мационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изо­бретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) – легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным твор­чеством славу «развлечения» и «развращения» широких масс.

Первая мировая война во многом способствовала разочарова­нию в прежних ценностях, внедряемых классической культурой. Она же скомпрометировала прежние господствующие элиты, ока­завшиеся неспособными справиться с социальными и националь­ными противоречиями и конфликтами. После окончания войны средства массовой культуры получили интенсивное развитие сна­чала в Америке, а затем в Западной Европе в 20-х гг., сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда, как иногда полагают, в условиях массового разорения, безрабо­тицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». Конечно, в дополнение к масскульту в обществе были использованы эффективные социальные програм­мы , связанные с «новым курсом» Ф. Рузвельта. Однако не мень­шее значение отводилось массовой культуре, с соответствующим националистическим уклоном, в нацистской Германии.

Таким образом, в процессе формирования массовой культуры участвуют как технологические, так и социальные факторы. Становление массовой культуры связывают с завершением формирования индустриального общества и его зрелостью, с совершенствованием средств массовой коммуникации.

1.3 . Средства массовой коммуникации в массовой культуре

По расхожему выражению западных социологов, в современ­ном обществе господствуют три МММ: массовое общество, массовая культура и масс-медиа. СМИ составляют также важную часть современной массовой культуры. А может быть, и важнейшую, так как считается, что почти вся современная мас­совая культура так или иначе проходит через масс-медиа.

Именно через масс-медиа массовая культура проникает в са­мые широкие слои, самые удаленные уголки как в рамках национальных обществ, так и в глобальных пределах. Через масс-ме­диа проходит процесс «культурной гомогенизации», в ходе кото­рого сходные вкусы и формы «культурного потребления» распро­страняются как в привилегированных, так и малообеспеченных слоях населения. Все общество может убедиться в том, что «бога­тые тоже плачут» (так назывался один из мексиканских телевизи­онных сериалов). Это само по себе не приведет к изменению соотношения разных слоев в сфере производства, а политика также будет определяться игрой.

А. Кравченко отмечает, что к массовой культуре относят только те элементы культуры, которые транслируются благодаря масс-медиа, или каналам массовой коммуникации – это радио, телевидение, кино, пресса. С их изобретением сначала стерлись границы между городом и деревней, а затем между странами. По мнению И. Ламонда, указанные три критерия – телевидение, радио и прес­са – отличают массовую культуру от народной". Масс-медиа являются формой того, содержанием чего вы­ступает массовая культура.

К 60-м гг. XX в. технические возможности массовой культуры многократно возросли. В дополнение к статичной фотографии при­шло кино, многократно возросли возможности радио и телевиде­ния, спутниковая связь в сочетании с минимизацией принимаю­щих систем и их надежностью обеспечивает устойчивую сеть про­никновения массовой культуры. В дополнение и на смену прежне­му телевидению приходят кассеты, компакт-диски и видеофильмы. Первое выступление в США рок-группы Биттлз, происходившее в 1964 г. в Карнеги-холл в Нью-Йорке, слушали не только 2 ты­сячи посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевиде­нию. Позднее благодаря спутниковой связи подобные мероприя­тия становились доступны почти 2 миллиардам людей – почти половине жителей земли. Таким образом, масс-медиа служат как носителями культуры, так и средством манипуляции.

Конечно, важную роль различные варианты массовой культу­ры играют и в реализации массовой коммуникации и распростра­нении информации. Поэтому аудиовизуальные технологии рассмат­риваются как часть средств массовой информации, хотя они, как мы видим, играют важнейшую роль в сфере массовой культуры. Способность к быстрому и почти тотальному охвату самых широких аудиторий превращает СМИ в важнейший фактор, транс­формирующий всю систему духовного производства.

Не менее важная особенность массовой культу­ры – гибридизация СМИ , т.е. соединение в целое самых разных технических достижений. Именно так возникли кино, радио и телевидение. Телевидение, функцией которого является обучение, информирова­ние и развлечение, соединило в себе почти все преж­ние формы информации – школу, кино, радио. В свою очередь, радио еще до появления телевидения акку­мулировало в себе газету (выпуски новостей), книгу (радиопостановки), театр и концертный зал (радио­спектакли, трансляции концертов), стадион (спорт­ивные репортажи), эстраду (проигрывание грамзапи­сей). Что касается кино, то оно приблизило к нам различные аспекты визуальной сферы – от фотогра­фии до театра, цирка и эстрады.

Традиционная театральная культура оказалась широкодоступной. Коммерческие зрелищные пред­приятия, ставшие со второй половины XIX века харак­терной чертой городской культуры, столкнулись с конкуренцией. Теперь актеры играли не на сцене, а перед микрофоном и кинокамерой; люди могли выби­рать, ходить ли им в театры и концертные залы или слушать радио и смотреть телевизор. Оперные певцы, музыканты и журналисты стали работать на радио. Кино – самая молодая из всех форм развлечений – поначалу процветало, используя опыт радио и попу­лярность кинозвезд, до тех пор пока не пришло теле­видение. Традиционные формы культуры и досуга меняли свой статус и переживали финансовый кри­зис. С приходом радиовещания и телевидения лиши­лись своей аудитории театр и кино.

Сегодня появилось выражение «культура на скорую руку» . Радио, телевидение и пресса удовле­творяют основному условию массовой культуры: сиюминутной реакции на происходящее и, следова­тельно, отсутствию какой-либо избирательности. С появлением спутников связи новости стали распро­страняться по миру почти мгновенно. В одно и то же время огромная аудитория получает одну и ту же культуру".

Массовая культура, как более мобильная и техни­чески оснащенная , стала теснить традиционные виды искусства. Сначала кино переманило почти всех посе­тителей театра, а затем само было вытеснено телеви­дением. Борьба за аудиторию, конкуренция – новое явление в области культуры, которого раньше не было. Конкурируя за возврат аудитории, театр и кино выну­ждены были искать новые формы, стиль, язык выра­жения, что плодотворно сказалось на их дальнейшем развитии. Вытеснение или потеснение традиционных видов искусства объясняется большей доступностью мас­совой культуры, приближенностью к аудитории и более высоким уровнем комфортности .

Однако «зрительная цивилизация», пришедшая на смену речевой и письменной, имеет не только пози­тивные, но и негативные стороны . Некоторые спе­циалисты считают, что зрительная информация ведет к раннему взрослению детей и инфантилизму взрос­лых. Она вызывает одинаковую реакцию у людей независимо от уровня образования, воздействуя на низшие уровни психики (эмоции и чувства) в ущерб разуму.

Массовое общество противоречиво. С одной сто­роны, оно сделало книги общедоступными, а вместе с ними сделало общедоступным всеобщую грамот­ность и научные знания. С другой стороны, именно массовое общество отбивает у людей интерес к глу­бокому и заинтересованному чтению. Кризис чтения на Западе представляет одну из разновидностей кризиса культуры.

Таким образом, к массовой культуре можно отнести те элементы культу­ры, которые транслируются благодаря масс-медиа или каналам массовой коммуникации, – это радио, телевиде­ние, кино, пресса. Появление современных средств массовой информации позволило тиражировать один продукт культуры в тысячах и миллионах экземпляров, а стало быть, снижать стоимость каждого и делать его доступным широким массам. Индуст­риальное и особенно постиндустриальное общество связы­вают с двумя важными процессами – распространением массового производства и появлением массового досуга .

1.4. Элементы массовой культуры

К элементам, видам и средствам выражения массовой культуры специалисты причисляют очень широкий круг явлений. Так, например, А.Я. Флиер называет следующие: СМИ, школьное и вузовское образование, идеологию и пропаганду, индустрию развлекательного досуга, включая массовые поста­новочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения орга­низованного развлекательного досуга (клубы, диско­теки, танцплощадки и проч.), индустрию оздорови­тельного досуга (курорты, физкультура, культуризм и аэробика, спортивный туризм, медицинские, фар­мацевтические, косметические услуги), индустрию интеллектуального досуга (художественная самодея­тельность, коллекционирование, кружки по инте­ресам, научно-просветительские учреждения, ин­теллектуальные игры и др.), игровые автоматы и компьютерные игры, всевозможные словари, спра­вочники, энциклопедии, каталоги, Интернет, шоу-бизнес, кино и др.

1.5. Механизм массовой культуры и ее функции

Массовая культура – сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. Она характеризуется высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. Отсюда идиотия масс и их легкая манипулируемость элитами посредством насаждения культурно-поведенческих штампов через каналы массовых коммуникаций.

Для массового общества – среды функционирования массовой культуры, присуще крайнее отчуждение индивида, его «заброшенность», трудность его истинной социализации, общения и творчества, что подменяется стандартными моделями потребления, которые и навязывает массовая культура, предлагая свои усредненные модели включения человека в социальные механизмы. Таким образом, создается «замкнутый круг»: отчуждение – «заброшенность» – «иллюзии» массового сознания – модели усредненной стандартной социализации – потребление – отчуждение. Развитие техники, превращающееся в самоцель на стадии массового общества, по мнению Ж. Эллюля, уничтожает традиционные ценности всех обществ, создает единую «выхолощенную» культуру. Она лишает человека свободы и уродует его духовный мир. Происходит распад системы ценностей современного общества, что, с другой стороны, по мнению Э. Фромма, ведет к абсолютизации технического и нивелированию ценности человеческого бытия.

Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция. Мнимая политическая апатия обернулась ростом социальной напряженности. Конформистское сознание обнаружило себя как сложное и противоречивое, так как на разных уровнях социальности оно показало противоположные признаки. Влияние массовой культуры опосредуется огромным количеством факторов. Воздействие со стороны манипулирующих элит, посредством массовых коммуникаций, наталкивается на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида. Оно может быть конформным и неконформным, податливым и устойчивым, что обусловлено и включенностью индивида в те или иные группы. Тем не менее, современное массовое общество препятствует реализации заложенных в каждом индивиде глубинных личных потребностей. Стремление человека обрести себя и установить подлинно личностные отношения с другими людьми либо вырождается в духовную пассивность, вызывающую стандартность поведения, либо замечается тяготением к «идолам», к ложным ориентирам, используемым индивидом для выработки иллюзорного представления о себе самом.

В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов. В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей, в унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций в рамках сложной социальной структуры нашего времени.

Какие же изменения в духовном производстве принесла с со­бой массовая культура? Как подчеркивает К. Разлогов, этот про­цесс означал не только введение еще одного типа и варианта культуры, наряду с другими, уже сложившимися и устоявшими­ся, а изменение самого типа функционирования культуры. Это изменение вполне можно сравнить с тем, что произошло на пере­ломе между средневековьем и Возрождением, когда началась эра постепенного оттеснения монополии религиозной духовности и церковного искусства в пользу секулярной культуры просвещен­ных слоев. Каковы бы ни были достижения и распространение этой светской духовности, все же монополистом духовной жизни масс оставалась церковь. На рубеже XIX-XX вв. оба эти сопер­ника вынуждены были уступить влияние на умы и души людей новому грубоватому пришельцу, располагавшему, в отличие от конкурентов, гораздо большими техническими возможностями, над развитием которых трудились талантливые изобретатели – «коммерческие структуры».

В социальном плане массовая культура связана с необратимы­ми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколения­ми, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными цен­ностями. В растущей степени церковь оказывалась бессильной дать надежную ориентацию в условиях резко усложнившейся жизни. Психическое напряжение, неизбежное в ходе широкой миграции из деревни в город и из Старого Света в Новый Свет, наряду с расширенными возможностями по новому «устроиться» в жизни, требовали нового духовного, душевного и умственного продукта.

Как пишет далее К. Разлогов, «ключевую роль сыграло и развитие производства, его усложнение и резкое повышение затрат психической энергии». Если в эпоху классического капитализма для восстановления сил было достаточно сна и «грубых наслаж­дений», то новые типы производства, неизмеримо увеличивая интеллектуальные нагрузки, столь же значительно расширяют роль художественной культуры в процессах рекреации. «В этом же направлении движется и эволюция всей системы образования, в особенности увеличение длительности учебы, в ходе которой опять-таки тратится интеллектуальная энергия. Если учитывать, что именно молодежь обладает наибольшим резервом свободно­го времени для расширения контактов с искусством и непосред­ственного участия в культурном творчестве, то крен в сторону компенсаторно-развлекательного начала предстанет и вовсе не­избежным».

Функциональность культуры в массовом обществе можно оп­ределить по нескольким измерениям. Она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зави­симости от ситуации, быстрых перемен в характере производст­ва, образе жизни и т.д. Конечно, это происходит большей частью через банализацию и упрощение объяснительных причин и об­стоятельств, сводимых обычно к хорошо узнаваемым различиям «свои» – «чужие», «хороший» – «плохой», «доброта» – «жесто­кость», «случай» – «повседневность». Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения, массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отно­шениях, не требуя от человека усилий на преодоление самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечения.

Таким образом, первичная функция этой культуры – обеспе­чить социализацию и витальность человека в условиях усложнен­ной, изменчивой, неустойчивой и ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, спо­собам регуляции своего поведения и деятельности в разнообраз­ной обстановке, снятия психологического напряжения и реше­ния конфликтных ситуаций .

Огромному контингенту людей, различного возраста и пола, эта культура дает функционально пригодные представления о не­обходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации своих стремлений.

Согласно концепции широко известного канадского социо­лога и культуролога Г.М. Маклуэна, эра масс-медиа и электрон­ной информации радикально меняет как среду обитания челове­ка, так и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые удаленные уголки. Сам человек принуждается думать не «линейно-последовательно», а через ин­тервалы, мозаично, и именно глобальная сеть СМИ воссоздает универсальность духовной регуляции.

Другая важная функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха . Эта культура складывается не толь­ко на основе таких развлекательных жанров, как эстрада, коме­дии, комиксы, зрелищный спорт и т.п. Ее наиболее существен­ный механизм составляет постоянно расширяющееся потребле­ние в самых различных сферах, обеспечивающее хотя и унифи­цированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключается уже в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая тех­ника, предметы обихода, образование – все поступает человеку через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными. Даже в глазах представителей элиты духовный продукт приобретает цен­ность лишь постольку, поскольку он становится предметом мас­сового спроса. Непризнанные гении вышли из моды. Их место заняли кумиры и идолы, изготовленные «фабриками грез».

Массовая культура характеризуется всеобщностью, охватываю­щей широкую срединную часть современного общества, затраги­вая тем или иным образом и состоятельную элиту, и маргиналь­ные слои. В массовом обществе происхо­дит перестройка системы стратификации, вызываемой ростом среднего класса (более 50% населения), т. е. сближения основ­ных социальных групп и слоев если и не по месту в системе про­изводства, то, по крайней мере, в политической жизни и образе жизни.

Массовая культура избавляет индивида от необходимости долгого и сложного приобщения к вы­сокой культуре. Как подчеркивает К. Разлогов, «массовой аудито­рии трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текс­том и зрителем, читателем, слушателем. Тем самым художник об­легчает работу критика, в задачу которого как раз и входит анализ эстетической специфики. Массовая культура, наоборот, эту дис­танцию игнорирует. Если элитарное искусство в известной мере, хотя далеко не полностью, характеризуется торможением непосред­ственных человеческих переживаний, то массовая культура базиру­ется на универсальных психологических, даже психофизиологи­ческих механизмах восприятия, которые активизируются незави­симо от образования и степени подготовленности аудитории... Для того чтобы ею по-настоящему наслаждаться, лучше быть ху­дожественно необразованным человеком. Художественная обра­зованность здесь не стимул, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению, не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа».

Эта всеобщность как пригодность для максимально широкого круга населения не исключает разнообразия и структурирован­ности массовой культуры в зависимости от социальных, возрас­тных, субкультурных различий. К этой культуре можно отнести огромное разнообразие жанров, в том числе детектив, приключе­ния, фантастику, мелодраму, мистику, эротику, книги об НЛО, таинственных явлениях, джаз и рок, мистические практики, вос­точные системы психотренинга и т.д.

Тиражирование отнюдь не обязательно является опошлением высокого и уникального (хотя потери здесь возможны и неиз­бежны). Согласно исследованиям искусствоведов, в современную эпоху знакомство с тиражированными творениями культуры ни­как не исключает глубокого проникновения в уникальную сущ­ность оригиналов.

Поэтому неоправданно судить о функции массовой культуры с позиций высокой эстетики и, опираясь на них, принимать меры по ограничению этой культуры, уничтожая тем самым культур­ный механизм снятия огромных напряжений, возникающих в по­вседневном существовании, настроений усталости и безразличия, жестокости и агрессивности, отчаяния и растерянности, обиды и страха.

Подводя итоги вышесказанному в этой главе, попытаемся сформулировать понятие массовой культуры, выделить ее основные черты.

2. ПОЗИТИВНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Распространение массовой культуры породило научные исследования этого явления. В США, а затем и в других странах сформировалась социология мас­совой культуры. В некоторых концепциях массовая куль­тура рассматривается как положительное явление, отражающее рост жизненного уровня и образования и к тому же являющееся фактором демократизации общественной жизни.

Массовая культура, по оценке некоторых отечественных культурологов, выполняет ряд позитивных функций. Одна из них состоит в приоб­щении миллионов людей к ценностям высокой и народ­ной культуры Начиная с 1920 года в США выпущено 80 млн. грампластинок с музыкой Моцарта, в 10 раз увеличилось число симфонических оркестров, в 10 раз чаще люди посещают концерты, чем бейсбольные мат­чи, каждый год продается 400 млн. экземпляров книг. За количественным ростом следует видеть качествен­ное изменение культурной ситуации в мире, случившее­ся благодаря внедрению технических достижений.

Как только заходит речь о массовой культуре, по мнению рос­сийского социолога А.Б. Гофмана, «даже наиболее беспристраст­ные исследователи утрачивают порой объективность. Случается, что даже деятели культуры, убежденные в собственной привер­женности демократическим ценностям, считают своим долгом ее осудить. При этом используются разного рода ухищрения, в част­ности терминологические. Массовая культура решительно про­тивопоставляется культуре масс, народной, подлинной культуре и т.д. Этому обычно предшествует процедура сведения первой к низкопробной, пошлой продукции, создаваемой ловкими ремес­ленниками и мошенниками на потребу неразвитой в духовном отношении массе». Далее исследователь пишет: «Чрезвычайно важно выяснить, какие реальные альтернативы скрываются за такого рода ходом мысли. На сегодня доминируют две критические позиции – куль­турный элитаризм и традиционализм (последний часто выдается за народность). Явно или неявно подразумевается, что в прошлом существовал золотой век культурного процветания, когда «истин­ные» творцы создавали исключительно «подлинные» культурные ценности, а «истинные» ценители «по-настоящему» усваивали их. Недифференцированно критическое отношение к массовой культуре, ее «отбрасывание» многими западными, а вслед за ними и некоторыми отечественными теоретиками и практиками, по сути дела, скрывает снобистскую критику масс. Разумеется, не­приятие низкопробной продукции, предлагаемой «рынком» куль­туры, не может вызвать возражений, однако низкое качество и массовость – отнюдь не синонимы». Представим себе заведомо низкопробное произведение искус­ства, не распространяемое средствами массовой коммуникации и «потребляемое» в рамках небольшой группы. Отнесем ли мы его к массовой культуре? Отрицательный ответ очевиден.

С дру­гой стороны, шедевры мировой культуры могут одновременно или последовательно принадлежать обоим измерениям: массово­му и внемассовому. Произведения Баха сами по себе, конечно, не возникли в сфере массовой культуры. Однако будучи записа­ны на грампластинку, магнитофонную ленту или же используемые в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, они, несомненно, уже принадлежат массо­вой культуре. При этом, что особенно важно подчеркнуть, они не перестают принадлежать своему гениальному автору и никоим образом не могут его скомпрометировать. То же самое относится и к часто упоминаемой «профанированной» Моне Лизе на упа­ковке туалетного мыла и к другим подобным фактам.

Распространенный мотив критики массовой культуры – стан­дартизация, неизбежно сопровождающая ее «продукцию». Такая критика всегда явно или неявно исходит либо из идеализации традиционной культуры, якобы не знавшей стандарта, либо из сведения культурных ценностей прошлого только к высшим уни­кальным классическим образцам (при этом забывают о том, что «средние» и «нижние» этажи зачастую просто канули в Лету). Уместно заметить, что заниматься этим – значит уподобляться человеку, который стал бы сравнивать, к примеру, современный типовой жилой дом, построенный массовым индустриальным методом, с каким-нибудь флорентийским палаццо XV в. и энер­гично доказывать очевидные эстетические дефекты первого в срав­нении со вторым, подразумевая, что хижин во Флоренции того времени просто не существовало.

Дилеммы типа «массовая или народная?», «массовая или клас­сическая?» необоснованы. Более уместно и ближе к реальности сопоставление массовой культуры с элитарной, традиционной и специализированной. Но здесь важно осознавать условность и подвижность этого различения. В современных обществах эли­тарное, традиционное и массовое составляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, кото­рые зачастую не могут существовать друг без друга.

В 70-80-х гг. в западных странах стала количественно преоб­ладать культура среднего уровня (мидкульт). Для телепрограмм, радиопередач, журналов уровня мидкульта характерно соедине­ние образцов высокой культуры и популярной. Священная исто­рия становится сюжетом для музыкальной оперы «Иисус Хрис­тос – суперзвезда». Экранизация «Оливера Твиста» и «Войны и мира» адаптирует классику к «экранной» культуре, но тем самым приподнимает духовный мир зрителя над обыденным уровнем. Мидкульт делает модными образцы подлинно художественного творчества (например, высокоинтеллектуальные романы А. Камю или У. Фолкнера), создает моду на популярную науку, старину, альтернативные стили бытия и т.д.

Существенной особенностью массовой культуры стало широ­кое распространение в ней не только собственно развлекательной художественной продукции, но и популярной науки. Огром­ное число научно-популярных журналов дополняется постоян­ными радио- и телепередачами образовательного характера. Пуб­личные чтения, семинары, сессии, летние лагеря собирают небы­вало обширные аудитории и способствуют приобщению широ­ких масс населения к научным знаниям. Но конечно, наряду с собственно научными, хотя бы и популярными знаниями немалое распространение получают и оккультные знания, а также различ­ного рода манипулятивная психотехника, хорошо приживающая­ся в массовой культуре.

Для массовой культуры 70-80-х гг. характерны попытки ее этизации. Общеизвестно разлагающее влияние масскульта: про­паганда насилия, порнографии, наркотиков превратилась в его атрибут. Среди теоретиков массовой культуры, считающих ее обя­зательным атрибутом технизированного мира, стали раздаваться призывы поднять ее моральный уровень. Этизацию масскульта связывают обычно с ростом влияния гуманитарной интеллиген­ции и диффузией религиозных ориентации, хотя и в «размытом» и неустойчивом поисковом виде.

Таким образом, распространение массовой культуры породило научные исследования этого явления. В некоторых концепциях массовая куль­тура рассматривается как положительное явление, отражающее рост жизненного уровня и образования и к тому же являющееся фактором демократизации общественной жизни. Однако зачастую массовая культура решительно про­тивопоставляется культуре масс, народной, подлинной культуре и т.д. На сегодня доминируют две критические позиции – куль­турный элитаризм и традиционализм. Недифференцированно критическое отношение к массовой культуре, ее «отбрасывание» многими западными, а вслед за ними и некоторыми отечественными теоретиками и практиками, по сути дела, скрывает снобистскую критику масс. Разумеется, не­приятие низкопробной продукции, предлагаемой «рынком» куль­туры, не может вызвать возражений. Однако необходимо учитывать, что дилеммы типа «массовая или народная?», «массовая или клас­сическая?» необоснованы. Более уместно и ближе к реальности сопоставление массовой культуры с элитарной, традиционной и специализированной. Но здесь важно осознавать условность и подвижность этого различения. В современных обществах эли­тарное, традиционное и массовое составляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, кото­рые зачастую не могут существовать друг без друга.

Массовая культура – сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. И как сложный социально-культурный феномен, он не может оцениваться однозначно.

Заключение

Массовая культура – термин, используемый в со­временной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность ши­рокого тиражирования оригинального продукта. Появление массовой культуры принято связывать с эпохой становления крупного про­мышленного производства, потребовавшего для своего об­служивания создания армии наемных рабочих. Происходив­шая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. Массовая культура возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (на­емных рабочих и служащих) создать собственную разновид­ность городской народной культуры, с другой – как средст­во манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур.

Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренче­ских клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения.

Массовая культура создает современную мифологию, кон­струируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование.

Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, со­циальной и национальной групп), что определяет выбор со­ответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход.

Массовая культура тради­ционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продук­ты, требующие для своего восприятия определенных интел­лектуальных усилий и исходного культурного багажа.

Массовая культура служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подполь­ем» и традиционной народной культурой. Превращая эзоте­рические откровения и маргинальные художественные экс­перименты в часть «наивного» сознания, массовая культура способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя суще­ствующие в обществе массовые умонастроения и ориента­ции, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции.

Динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основ­ных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представля­ет собой естественное порождение современной цивилизации.

Список использованной литературы

1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн.:Дизайн ПРО, 1998. – 160 с.

2. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с.

4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 736 с.

5. Культурология. XX век. Энциклопедия. T.I. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алтейя»,1998. – 447 с.

6. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1999. – 544 с.

7. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.:«Гардарика», 1997. – 344 с

8. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446с.

9. Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180.

10. Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1.