Музыкальный стиль и танец кубы 5 букв. Кубинский танец под звуки африканских барабанов

Постоянные шумные карнавалы, толпы беснующихся людей в ритме танца под палящим тропическим Солнцем — да, всё это Куба!

Кубинские танцы такие чувственные: искрометные, зажигательные и кокетливые — они стремительно прошлись по планете, собирая сердца всё новых и новых сторонников. И вообще, в наше время умение танцевать кубинские танцы — это знак отличного вкуса, даром что танцевать их можно в любом возрасте.

Сама школа кубинских танцев разделена на несколько направлений: румба, сальса, мамбо, пачанга, ча-ча-ча — всё это кажется экзотическими и диковинным на первый взгляд. Всё это можно освоить после посещения занятий кубинских танцев, наблюдая за движениями профессиональных мастеров. Каждый из стилей особенен, обладает своей прелестью.

Ча-ча-ча

Этот стиль тесно связан с румбой. Особенностью его исполнения является расстояние между партнерами — оно не должно превышать 15 см. Задание это отнюдь не такое простое, как может показаться. Однако регулярно занимаясь в школе кубинских танцев, можно освоить это без проблем.

Для танца ча-ча-ча характерны энергичные движения бедрами, которой поражают свой четкостью и чистотой выполнения элементов. Этот танец отдает некой дерзостью, страстью и немного нахальством.

Сальса

Вообще, само название переводится как «соус». Ооо.. это визитная карточка, поистине кубинский народный танец! Страстная, рискованная и невероятно жизнерадостная; она полна всевозможными комбинациями движений. Поистине соус! Сальса — это некая феерия, где много решает импровизация, которую демонстрируют умелые танцоры. Сама школа кубинских танцев обучает двум видам сальсы: линейной и круговой. Разумеется, каждое направление имеет свои нюансы, без которых не обойтись.

Круговая сальса (она же «сальса касино») в исполнении не очень сложна. Но как она зажигает! Все движения партнеров наполнены динамичностью, причем это касается как ног, так и рук. Всевозможные финты, повороты, кружева.. Любопытно, что мастерство партнерши определяется её умением чувствовать своего партнера-мужчину, следовать за его действиями.

Другая разновидность круговой сальсы — руэда де касино — подразумевает одновременное участие сразу нескольких пар, которые следуют командам ведущего — кантора. В обязанности кантора входит, например, наблюдать за своевременным выполнением элементов танца. Кроме того, он заботится о своевременном объявлении нового движения.

Линейная сальса. Также весьма динамична и стремительна. Она наполнена многообразием комбинаций. Отличается от круговой геометрией танца, исходя из своего названия.

Румба

Кубинские танцы невозможно представить без еще одного представителя — румбы. Предупреждаем сразу — этот танец весьма эротичен, наполнен эмоциями и демонстрирует разнообразные тонкости взаимоотношений полов. В этом танце, в отличие от сальсы, ведущую роль исполняет женщина.

Задача партнерши — привлечь внимание мужчины, заманить его в свои сети. Получив желаемое, партнерша тут же теряет всякий интерес к партнеру и начинает свою игру с другим. Множество плавных движений телом и бедрами отличает этот игривый кубинский танец. При этом стоит отметить, что темп танца сравнительном медленный, однако такой чувственный!

Пачанга

Некоторые начинают свои первые шаги в освоении кубинских танцев именно с пачанги. Для пачанги характерны шаги, которые имитируют стук конских копыт. Со временем прочие двигательные элементы пополнили пачангу, сделав её более насыщенной и экспрессивной.

Правда, мода на этот танец, очевидно, закончилась. Лишь в некоторых областях Латинской Америки по-прежнему активно танцуют его. Если вам предстоит побывать в Колумбии, то вы вполне можете встретить там фестиваль пачанги.

Мамбо

Кубинские танцы пополнил один из самых сложных танцев, который стал всемирно знаменитым — это, конечно же, мамбо. Искрометный, зажигательный, очень быстрый — в нем масса акробатических элементов, которые требуют хорошей физической подготовки танцора.

Вначале в мамбе преобладали простые движения. Со временем этот кубинский танец всё более усложнялся, приобретая неповторимое великолепие, которое особенно ярко проявляется в медленном исполнении.

Вообще, цель любого кубинского танца — раскрепостить мужчину или женщину, освободить от власти комплексов.

Кубинский танец на гитаре

В качестве музыкального сопровождения выступает, конечно же, гитара. От музыкантов, желающих исполнять музыку для кубинских танцев, ожидается высокая техника исполнения. Композицию не обязательно играть в строго заданном ритме и темпе. Ввиду этого даже был введён специальный термин - «Рубато» - который подразумевает некоторое отклонение от ритма.

Темпу исполнения свойственны частые синкопы, которые для неопытного гитариста могут стать непреодолимым барьером, особенно если он раньше не играл подобные композиции. В этом случае нужно мысленно простукивать каждую восьмую долю. После нескольких тренировок всё это будет доведено до автоматизма.

Кубинская музыка отличается своим богатством стилей, которые постоянно развиваются талантливыми народными музыкантами и композиторами.
Танец и музыка пребывают в постоянном единстве, несмотря на то, что продолжают развиваться независимо друг от друга. Их гармоничным союзом мы можем наслаждаться в театре, опере и кино, или отдать преимущество одному из этих элементов народного творчества.

Куба – это страна, которая подарила миру наибольшее количество танцевальных жанров, ставших впоследствии международными танцами, такие как: дансон, мамбо, румба, ча-ча-ча, касино и другие. Без сомнения, не обошлось и без начительного влияния иностранных жанров на музыкальное наследие кубинского народа.
С одной стороны, в Сатьяго де Куба оживленно распространяется народный танец преподавателями и артистами, но, в то же время, не хватает культуры обучения, что значительно приостановило внедрение народного танца в современную повседневную жизнь кубинцев.
Множество трудов было написано на тему музыкального и танцевального мира Кубы. Огромным полем для исследования является кубинская ритмика, жанровое музыкальное и танцевальное разнообразие и их развитие. Следует выделить труды Виктории Эли и Зойла Гомес («…haciendo Musica cubana»); Каридад Сантос и Ньевес Армас (« Danzas Populares Tradicionales Cubanas»); Барбары Бальбуэна («El Casino y la Salsa en Cuba»); Элио Оровио (« Diccionario de Musica cubana»); Алэхо Карпентьер («La musica en Cuba») и много других.
Танцы, являясь для кубинцев их сущностью и оригинальным народным способом самовыражения, имеют сейчас статус мирового культурного наследия.
Для кубинцев очень важно возрождать любовь молодежи к национальному танцу, чувство гордости к родной культуре, желание узнать ее историю и вернуть в народ восхищение его танцевальными возможностями, почувствовать истинное единство нации.

Культурная, музыкальная и танцевальная идентичность кубинцев

Само слово «культура» (от латинского «colo») означает культивацию, результат социальной деятельности человека. Ученые утверждают, что термин «культура» изначально был связан с сельскохозяйственной деятельностью населения: обработка земли, выращивание продуктов питания; а затем стал относиться к приобретённому комплексу социального поведения внутри определенного социума.
В результате взаимоотношений человека в социальной группе, вырабатывается культура, манера поведения в окружающей среде.
Человек сам определяет составляющие собственной культуры и использует всевозможные технологии, для передачи культурной информации всей социальной группе. Идентичность, со своей стороны, является социально-историческим феноменом, напрямую связанным с корнями и традициями народа, с его самобытностью, социальным обменом и особой формой взаимосвязи членов социума, на основании унаследованного опыта. Из понятия идентичности исходит и термин национальность, что обозначает культурный комплекс социальной группы, которые передается из поколения в поколение, а также развитие новых традиций в определенном населенном регионе. Идентичность нельзя рассматривать отдельно от понятия культуры. Каждый народ имеет свои характерные традиции, наречия и танцы. Понятие идентичности изучается исследователями как неотъемлемая часть каждой нации. Слово идентичность происходит от латинского «identitas», «identitatis de idem» и означает «тот же», «одинаковый». Таким образом, идентичность, – это одинаковые и различимые черты каждого народа, то, что одновременно объединяет и отделяет в отдельные социальные группы. Это основное богатство народа, созданное в быту и во время творческого саморазвития. Это те спонтанные действия, привычки и бытовые элементы, которые со временем, развиваясь, приобретают форму укорененных традиций.
Идентичность народа создается в процессе примыкания к определенной социальной группе каждого человека, с чувством ответственности перед социумом, отнесения себя к определенному классу и прослойке общества, признавая свою идентичность.
Из культурной кубинской идентичности происходят различные культурные формы, которые исследователь Роландо Самора охарактеризовал как следующие:

1. Язык
2. Народная традиционная культура
3.Расовые скрещивания
4. Религия
5. Кубинское мышление
6. Образование
7. Коллективное сознание
8. Творческая и литературная культура
9. Теоретическое понятие и народное сознание
10. Быт
11. Отдых и свободное времяпровождение
12. Культура, борьба классов и расовый конфликт

Из кубинской культурной идентичности основными элементами являются творческая и литературная культура, танец и ее предшественница – музыка. С развитием кубинской нации, эти основные формы пребывают в постоянном процессе усовершенствования, являясь гордостью и богатством народа.
Для кубинской музыкальной истории характерным является влияние волн колонизации и захвата острова, насаждение иностранных тенденций и синтез с оригинальными музыкальными традициями местного населения. В результате, мир получил удивительную форму танцевальной музыки с необычными мотивами и ритмами, в которых кубинцы отобразили свой характер и самобытность, создав универсальное наследие всего человечества.
Всеми узнаваемы кубинские ритмы заставляют восхищаться любого человека. Стоит только назвать некоторые из них: «пунто гуахиро или кубано», «румба», «конга» «болеро», «гуарача», «дансон», «мамбо», «ча-ча-ча», «сон», « » и различные вариации, такие как «пилон», «мосамбикэ» и т.д.
Многие исследователи разделяют кубинскую музыку на популярную и традиционную, в зависимости от исполнителей, использованных традиционных элементов и места произведения.
Популярная музыка имеет автора, сохраняется в письменном виде, ее распространение массивное и часто с определенными коммерческими целями. Это социо-исторический феномен, связанный с корнями и традициями народа, использующий наследие многих поколений.
Для лучшего понимания понятия кубинской музыки, советуют не рассматривать отдельно понятия популярный и традиционный. Именно поэтому мы говорим о кубинских популярных и традиционных музыке и танце.
Традиционная музыка это творчество, которое создается, развивается и передается от отца к сыну. Данная музыка имеет свои собственные черты, в зависимости от региона и определенной страны. В свою очередь, танцевальная идентичность – это хореографическая часть каждого музыкального ритма, результат культурной деятельности человека. Это постепенное накопление черт, созданных в быту, такие как религиозные убеждения, творческие выражения и познания, которые меняют свой образ с каждым поколением.

«Касино » –результат синтеза народных и традиционных кубинских танцев

Для кубинцев, как и для других народов, музыка является важнейшим культурным аспектом, равным любой другой системе социальной коммуникации. Музыка является носителем информации и передает собой народные познания, переживания и эмоции. Кубинская музыка богата на разнообразие жанров и ритмов, что стало возможным благодаря значительному влиянию культур завоевателей и испанских колонизаторов, а также африканских корней чернокожего населения Кубы.
За века пребывания на Кубе представителей различных национальностей, местное население познакомилось с различными иностранными танцевальными жанрами, такими как французский контрданс, менуэт, вальс и другие. Без сомнения, это влияние чужой культуры отразилось на кубинских национальных танцах, а развитие обновленных танцевальных вариаций привело к зарождению танца касино.
Среди популярных и традиционных танцевальных кубинских ритмов основополагающими были кубинский сон и ча-ча-ча. Также стоит отметить, что свой значительный след оставили зарубежные танцы: контрданс, данса и рок-н-ролл.
Контрданс, который на Кубу пришел из Англии и Нормандии во времена испанской колонизации во второй половине восемнадцатого века, оказал наибольшее влияние на создание стиля касино, с использованием шага вперед или назад со сменой ног за четыре музыкальных такта. Этот шаг сохранился во всех кубинских танцах: дансон, сон, ча-ча-ча и др. Именно открытая социальная позиция данного ритма становится заметной в касино.
Одним из самых важных элементов касино является «бастонэро» («bastonero» - руководитель танца с исп.). Это ведущий танцор или мастер танца, создатель модных танцевальных хореографий. Бастонэро устанавливает порядок в танце, смену фигур и место, которое должны занимать пары.
Кубинский танец данса считается упрощенным вариантом контрданса, который сохранил его музыкальную форму, но начинался танец в закрытой социальной позиции, что тоже имеет свое отражение в касино.
Контраданс впитывает в себя танцевальные комбинации и ритмические фигуры оригинального кубинского происхождения, что в итоге способствует возникновению танца дансон.
Создателем дансона считается композитор Мигель Фраилдэ (1852-1921 гг.), который представил публике свое первое произведение из жанра дансон «Las alturas de Simpson». Важно знать, что дансон с музыкальной точки зрения включает в себя мамбо и ча-ча-ча .
Танец дансон состоит из квадратов и является единственным танцевальным жанром, который в своей хореографии чередует танцевальные фрагменты, так называемые «седасо» («cedazo» - национальная кубинская разновидность вальса – перев.) с фрагментами «отдыха» в музыкальный такт. Танец начинается с социальной позиции, что очень важно. Среди основных фигур мы можем выделить «пасэо» («paseo» –проход с исп.), «кахон» («cajon» - ящик с исп.), «вуэльта дэ торнильо» («vuelta de tornillo» – поворот винта с исп.) и другие фигуры, которые позже эволюционировали в касино.
Танец сон, в свою очередь, появился в в горных предместьях восточных городов Кубы, таких как Гунтанамо, Баракоа, Мансанильо и Сантьяго дэ Куба, а в начале двадцатого века был завезен в Гавану солдатами кубинской армии, где сон стали танцевать в пристройках зданий, залах и академиях.
Существует два основных вида интерпретации данного танцевального жанра: сон монтуно («son montuno» – горный сон с исп.) и сон урбано («son urbano» - городской сон с исп.). Сон становится всенародным танцев кубинцев с характерной для него чертой: базовый шаг в ритм клавэ («clave» – звук инструмента клавэ – Куб.) или в контрритм клавэ.
Сон монтуно более подвижный. Для этого танца характериным является акцентируемое движения торса со стороны в сторону, глубокие сгибания в коленах с постоянным подъемом и опусканием корпуса и движением плеч вниз и вверх. Музыкальная ритмика танца состоит из четырех счетов, а хор вступает два раа между каждым соло. В жанре сона встречаются такие разновидности, как чангуи («changui» – простонародный танец на Кубе – прим. перевод.), «суку-суку» («sucu-sucu») и другие.
В танце сон урбано движения более размеренные, мягкие и элегантные, социальная позиция более выровненная. Сгибание колен не так выраженные, плечи не двигаются, как было описано ранее. Общий базовый шаг для сона танцуется в 4 счета, первые три совпадают с 3 шагами, а на четвертый счет – пауза, за которую пара переходит в закрытую социальную позицию. Именно данный особый стиль танца сон получил впоследствии наибольшее выражение в касино.
В свою очередь, ча-ча-ча является еще одним основополагающим ритмом танца касино. Основателем ритма ча-ча-ча считается композитор и дирижер Энрикэ Хоррин. Ча-ча-ча возник в следствии поиска креативной альтернативы ритму дансону. Название танца подражает звук, который производили танцоры в залах Прадо, Нэптуно и других заведениях Гаваны при осуществлении шагов танца. Именно структура танца определила структуру ритма ча-ча-ча.
Из ча-ча-ча танец касино позаимствовал хореографические фигуры. Танцуют касино в парах или танцорами отдельно. В конце 50-х годов возникает руэда («rueda» – круг с исп.) как вариация танца ча-ча-ча, и была всенародно признана как ча-ча-ча в руэде (в кругу – прим. перевод.). В руэде пары танцевали синхронно, исполняя фигуры танца, находясь в позиции сзади или сбоку в форме круга, перемещаяясь за или против часовой стрелки. Стоит упомянуть, что сон также иногда танцевали в руэде, но не так популярно.
В 60-х годах всё более популярным становиться танец пар в кругу под сопровождение музыки из других жанров и модных народных тенденций, который вскоре стали называть касино. Этот вид танца стали танцевать в Клубе Спортивного Казино. Такой креативный подход к исполнению группового танца был одобрен молодежью и позаимствован другими клубами. В процессе популяризации известной была фраза «Давайте станцуем в кругу, как в казино» или «давайте станцуем руэду казино», что сокращенно обозначило танец, а в последствии и новый стиль – касино.
Некоторые музыковеды подчеркивают особое влияние на происхождение названия «касино» известной группы «Коллектив Касино » (1940г.), которые исполняли джаз с кубинскими ударными инструментами.
Без сомнения, танец рок-н-ролл оставил значительный след в стиле кубинского касино: характерные акробатические элементы, повороты пар, постоянные повороты со сплетенными руками и аналогичное осуществление шагов в счет.
Касино как вариант сальсы на Кубе впитывает в себя динамично развивающиеся разнообразные музыкальные и танцевальные жанры, популярные среди кубинского населения, обожаемый молодежью и заражающий энергетикой всех танцующих, а также зрителей этого действия. Касино возникает как анонимная форма танцевального проявления среди населения, и не соответствует какому-либо конкретному жанру или музыкальной тональности. Касино – это стиль танца среди населения Кубы, который объединил индивидуальность и коллективность танца. Касино не представляет какую-либо религию, а его фигуры не несут какой-либо скрытый смысл.
Танцуют касино на 8 счетов, разделенных на две части по 4 счета – три шага на три счета, а четвертый – пауза. Шаги осуществляются с перемещением вперед или назад или с быстрыми или медленными поворотами вокруг оси. Во всех случаях ноги чередуются. В руэде касино пары становятся в закрытую позицию: правое плечо женщины и левое плече мужчины – внутри круга. Шаги фигур участники танцуют синхронно.
В процессе развития стиля касино танцевальные коллективы использовали различную хореографию из многих танцевальных жанров, позволяющую танцевать базовый шаг. Мы можем видеть позаимствованные фигуры из мамбо, пилон, румбы . Это доказывает, что касино – это феномен, который не мог изолировать себя от популярных танцевальных жанров и различных инновационных хореографических элементов эпохи развития данного стиля.
С революционным триумфом касино превращается в обычай и укоренился среди народных кубинских традиций, постоянно усовершенствующийся местным населением, передавая истинный характер кубинцев. Касино впитал в себя множество разнообразных характерных черт кубинцев. Его популярность и признание среди кубинской публики в течении десятилетий стали возможными благодаря тому, что касино является частью культурного наследия кубинского народа. Таким образом, мы можем утверждать, кто касино – это синтез всех народных и традиционных кубинских танцев.

Posted on: 17.12.2015 /

Categories: Без рубрики

Музыка и танцы - народное богатство Кубы, которым она с радостью делиться со всеми. Именно «Остров Свободы» подарил миру наибольшее количество танцевальных жанров, ставших впоследствии международными, такие как: дансон, мамбо, румба, ча-ча-ча, касино и другие. Танцевальных туров на Кубу еще не придумали, но рекомендует не упускать такую возможность - выучить хотя бы пару па горячей румбы, чтобы козырнуть потом где-нибудь эксклюзивными знаниями кубинских танцев.


 - понятия неразделимые. К примеру, Румба родилась в результате смешения испанского пения и африканских ритмов. Дансон и Сон появились, когда соединились элементы музыки кампесино (фермеров испанского происхождения) с африканскими ритмами и ударными инструментами. Если к Сону добавить элементы Румбы, получается Ча-ча-ча, потом Мамбо и, наконец, Сальса, которая впоследствии превратилась в Тимбу - новое оригинальное течение в танцевальной музыке.


Танцы у кубинцев в крови. По крайней мере, так думает каждый турист, глядя на то, как зажигают местные в клубах и на вечеринках. Глядя на это, ноги сами просятся в пляс. Дело в том, что кубинцы настолько зажигательный народ, что они могут начать танцевать просто на улице, услышав любимую мелодию. Так они проявляют свои эмоции. Кстати, барышни этим умело пользуются. Девушки, которые занимаются кубинскими танцами, поражают мужчин сексуальностью, гибкостью, а также страстью, которую они излучают.


Итак, где же постигать азы кубинских танцев? Если в Гаване, то вы окажетесь в царстве Сальсы. Она в каждом баре, клубе и на дискотеках. уже рассказывал о ночной жизни Гаваны. Вот в описанных «злачных» местах и ищите танцевальных приключений.

«С середины девятнадцатого века кубинская популярная музыка стала играть важную роль в развитии западной городской культуры. Кубинский танец повлиял на все: от хабанер, которые танцевали в салонах Нью-Йорка в шестидесятых, до конг, румб, ча-ча-ча, son-montuno и «молоденьких» мамбо.

«Большая часть кубинской культуры, в том числе и танцы - производная от того, что Фернандо Ортиз окрестил «кубинским контрапунктом»: сочетания иберийских и африканских компонентов. Один из лучших примеров этому - son-montuno. В зависимости от конкретного региона Кубы доминантное влияние на музыку и общественную деятельность могло быть либо испанским, либо западно/центральноафриканским. В регионах, где выращивался табак, многие фермеры были из Испании или с Канарских островов. А там, где выращивался сахарный тростник, рабочие в основном были рабами, которых привезли из Западной и Центральной Африки в середине девятнадцатого века.

Рабы, завезенные на Кубу, организовывали «cabildos» (религиозные братства) и уберегали в них религиозные и мирские танцы народов Yoruba, Fon, Ejagham и Kongo-Angola от исчезновения.
В религиях Yoruba и Fon поклонялись многим богам и вызывали их, исполняя различные танцы, которые захватывали танцующих так, что боги словно «танцевали в их головах».
Люди Ejagham формировали тайные общества, абакуа, члены которых танцевали на секретных ритуалах или в карнавальных парадах. Они носили маски, i"remes, (или «diablitos», что по-испански означает «маленький дьявол»), изображающие потомственные образы. На кубинскую культуру сильно повлияли конго-ангольцы с их неритуальными празднествами, congueri"as, на которых танцевались makuta и yuka.

Yuka, напоминающая современную румбу, состоит из ronquido и campanero. Ronquido – это серии боковых степов, campanero – это восьмерка. Танцоры также исполняют военный ритуальный танец Конго, mani", похожий на бразильские капоэйру и congueri"as. Yambu", guaguanco" и сolumbia – это подражательные танцы, формирующие «рубму» и относящиеся к ранним танцевальным формам Конго.

Yambu" – это танец в медленном темпе, часто ассоциирующийся с пожилыми людьми; он имитирует их движения и затруднения при выполнении повседневных дел.

Guaguanco", современная версия румбы, включает в себя vacunao, движение тазом, и состоит из двух частей:
В первой происходит имитация погони мужчины за женщиной, они танцуют раздельно;
Во второй, vacunao, движения символизируют победу мужчины.
Хотя vacunao похож на европейский парный танец zapateo и на umbigada, другой выпад бедрами в ранних ангольских танцах, повлиявших на самбу, он, несомненно, относится к семейству танцевальных стилей Конго.

Columbia, родившийся в сельской местности, представляет собой мужской сольный танец, состоящий из акробатических и имитационных элементов, которые делают его самым сложным из всех видов румб. Танцор может подражать игроку в мяч, велосипедисту, сборщику сахарного тростника, калеке или исполнять степы Abakua"n ireme". Танцор и главный барабанщик соперничают друг с другом на протяжении всего танца.

А вот Comparsas – это общее название для массовых танцев уличной румбы. Соседи образовывают comparsa и выступают на карнавалах и других событиях. Танец напоминает бразильскую самбу и основывается на драматических или аллегорических схемах.

Conga – это упрощенная форма румбы, ставшая популярной в США в конце тридцатых годов. «Два главнейших танца Кубы, danzo"n и son-montuno, вышли из совершенно разных общественных сред. Во время передвижения с восточной Кубы на западную, с иберийских мест в афро-кубинские, оба танца разительно изменились». Данцон, потомок французского контрданса, был завезен на Кубу французскими плантаторами, бежавшими с Гаити в конце 18 века, и к середине 19 века эволюционировал в несложный danza или хабанеру.

В конце семидесятых годов 19 века danza превратился в новый данцон, который теперь считают национальным танцем Кубы. Чуть ли не до начала тридцатых годов 20 века данцон почти не выходил за пределы частных клубов и обществ высших классов. Затем в нем появилась более синкопированная финальная секция. И в 1938 году Антонио Аркано создал мамбо – новый ритм данцона, включающий в себя более свинговую, основанную на риффах секции, которую исполняли оркестры чаранги на флейте и скрипках. Вскоре негры и кубинцы из рабочего класса стали под эту музыку танцевать. Перез Прадо в Мексике и Мачито в Нью-Йорке популяризовали мамбо благодаря своим биг-бэндам. Из танца мамбо вырос ча-ча-ча, и, таким образом, ча-ча-ча также является потомком контрданса.

Son-montuno родился в Ориенте, кубинской провинции, как парный танец. В качестве аккомпаниаторов обычно выступали испанские гитаристы из народа и афро-кубинские перкуссионисты. В своем движении на запад, к Гаване, музыка и танцевальные стили развивались и обогащались ударными звуками, особенно в последней части montuno. Этот процесс в тридцатых годах 20 века стал повсеместным и получил ошибочное название румбы.

Испанские и африканские музыкальные элементы montuno формируют основы сегодняшней сальсы и городской танцевальной музыки в масштабе всего мира, в том числе основы музыки франкоговорящих регионов Западной и Центральной Африки и Карибского бассейна, Колумбии, Венесуэлы и Эквадора.

\КУБИНСКИЙ СОН И НЬЮ-ЙОРКСКАЯ САЛЬСА - II

Кубинская музыка сон у сальсы – что корни у дерева. У сальсы много корней, но стиль, взрастивший ее и придавший ей такую совершенную форму – именно сон.

Сон – это самая важная и влиятельная музыка Кубы двадцатого века. Armando Sa"nchez, лидер Conjunto Son de la Loma, говорит, что сон – «это музыка людей – подлинное проявление истории и образа жизни кубинцев. Эта музыка больше чем какая-либо другая выражает дух жителей Кубы». Сон появился в девятнадцатом веке в горах кубинской провинции Ориенте. Он произошел от changui", родственного африканской музыке стиля, завезенного на Кубу африканскими рабами в начале двадцатого века и подхваченного их потомками. Когда африканцы мигрировали в Гавану, сон стал популярным музыкальным стилем рабочего класса. Музыканты стали объединять африканские и испанские стили, такие как румба и santeri"a, decimal и guajira. И к двадцатым годам сон уже был самой популярной музыкально-танцевальной формой у кубинцев всех уровней общества.

Благодаря синтезу африканской и испанской музыки и чарующей привлекательности для всех кубинцев, сон превратился в национальную музыку Кубы.

После Первой Мировой Войны в Гавану повалили толпы богатых туристов и белых кубинских аристократов и буржуа; это обусловило потребность в создании ночных развлечений. В ночных клубах играли сон, но, как замечает Sa"nchez, «белые не могли понять и прочувствовать африканские ритмы и музыкантам пришлось их модифицировать. … Мы должны были принять их стандарты и «отбелить» музыку». Двумя наиболее типичными для того времени conjunto (ансамблями) были Sexteto Habanero и Septeto Nacional By 1918. Первый разрабатывал звучание son conjunto: три вокальных партии, бас, tres (шести или девятиструнная гитара), маракас (тыква на ручке, заполненная галькой или высушенными бобами), бонго (небольшие сдвоенные барабаны), claves (два соударяемых бруска), труба и гитара. В конце двадцатых годов Septeto Nacional расширил стиль сон, привнеся в вокальные партии большую гармонию и увеличив сложность ритма и скорость темпа. И этот новый стиль стал популярным уже на международном уровне. Однако в конце тридцатых Arsenio Rodri"guez (один из величайших кубинских музыкантов и композиторов) взялся за восстановление связи сона с его африканскими корнями. «Арсенио вернул нас к началу и тем самым продвинул вперед» - говорит Sa"nchez.

Посредством множества нововведений в оформлении и инструментовке, Rodri"guez, акцентируя внимание на африканских элементах, которых в прежнем соне не было или были только в упрощенных формах, существенно обогатил звучание стиля. Он соединил Африку и Испанию и не дал им снова разъединиться. Вот некоторые из его новаций:
Адаптация guaguanco" к стилю сон
Добавление коубелла и conga в ритм-секцию
Увеличение значимости tres как соло-инструмента
Введение секции montuno или мамбо в мелодических соло

В песнях Arsenio содержались философские утверждения о Кубе, общественной жизни и национальной гордости. Его стиль стал известен как son montuno; он заложил основы мамбо-мании сороковых годов, оказав влияние на популярную латинскую музыку Нью-Йорка. К началу тридцатых сон и мамбо стали популярными в Пуэрто-Рико, где музыканты объединили их с собственными стилями.

Мигрировав в США и захватив музыку с собой, кубинские и пуэрториканские музыканты стали создавать son conjunto (особенно в Нью-Йорке). «С начала шестидесятых годов соны Arsenio подхватили и стали переделывать музыканты сальсы».

Хотя у сальсы много корней и главные ее представители – пуэрториканцы, нет сомнений, что кубинский сон – главная ее основа. «Сальса – это по существу торговая бирка современной латинской поп-музыки. Она передает чувство так же, как и другие переработанные интерпретированные стили и традиции. В конце сороковых образование латинских биг-бэндов стимулировал афро-американский биг-бэнд джаз. Кубинцы, пуэрториканцы и афро-американцы стали играть музыку, соединившую в себе композиционные идеи духовой секции биг-бэнда с афро-кубинской ритм-секцией, и это в конце концов привело к появлению нью-йоркского латинского звучания, которое можно было услышать по большей части в ансамблях пуэрториканцев. Такие лидеры биг-бэндов как пуэрториканцы Tito Puente, Tito Rodriguez и кубинец Machito расширили мамбо-секцию сона, организовав собственные стиль и форму – первый серьезный кроссовер афро-карибской музыки.

В этом стиле оказались также международно популярные ча-ча-ча и мамбо, ставшие основой сальсы. Нью-йоркские и кубинские музыканты взаимодействовали друг с другом, создавая параллельные латинские музыкальные стили, до тех пор, пока в 1962 году США не ужесточили дипломатические отношения с Кубой. Затем нью-йоркская латинская музыка оглянулась на происходящее в музыкальном мире рядом с ней, и, как следствие, обзавелась самобытным нью-йоркским стилем.

Одним из итогов взаимодействия латинских и негритянских сообществ стал латинский бугалу, созданный из популярного афро-американского танца середины шестидесятых годов. Бугалу опирался на стандартные латинские музыкальные инструменты, но прибавил к ним ударные (trap drums). Тексты пелись на испанском и английском.

Другим итогом явилось слияние cumbia, меренге и музыкальных стилей bomba, plena, jibaro (с гор), принадлежащих колумбийцам, доминиканцам и другим пуэрториканцам, жившим в Нью-Йорке.

«Наплыв кубинцев в начале восьмидесятых годов и приезды некоторых кубинских музыкальных коллективов привели к возобновлению связей с кубинской музыкой восстановлению ее влияния на нью-йоркский стиль. Но сальса остается уникальным феноменом Нью-Йорка, и ее главными представителями до сих пор являются нью-йоркские пуэрториканцы, несмотря на то, что музыканты изо всех стран Карибского бассейна и Латинской Америки, а так же европоамериканцы, также имеют к ней отношение».


Одним из самых популярных танцев на кубе является сальса - танец, который примечателен яркими, энергичными движениями и раскачиваниями под зажигательную интенсивную музыку. Этот стиль образовался в 1960-х годах из смеси кубинского мамбо и латинского джаза, при этом частично были позаимствованы хореографические и стилистические оттенки пуэрториканских народных танцев. В Колумбии и Венесуэле сальса сразу же стала популярной среди маргиналов. Люди полюбили сальсу за то, что танцоры в ней постоянно изменяли движения, изобретали что-то новое. В отличие от строгих бальных танцев, сальса была создана для развлечения. Фактически этот танец сломал барьеры этнической и классовой принадлежности и стал символом Латинской Америки. К 21-му веку сальса стала стала мировым хитом.


Сон стал национальным танцем Кубы перед кубинской Революцией (1959), но правительство Фиделя Кастро предпочитало видеть в роли национального танца румбу, потому что это якобы подчеркивало «африканское наследие Кубы». У румбы есть три разных формы: ямбу, гуагуанко и колумбия. Ямбу - танец, в котором единственная пара медленно и степенно танцует в пределах круга, созданного барабанщиками конга, певцами, танцорами, ждущими своей очереди, и зрителями. Партнеры редко касаются друг друга, кроме тех случаев, когда человек двигается в сторону женщины и кладет руку на ее плечо.


В гуагуанко мужчина и женщина всегда танцуют лицом друг к другу, поскольку эта разновидность румбы является символической сексуальной игрой. Колумбия - танец для мужчин, которые по очереди входят в круг и соревнуются друг с другом. Они могут использовать свечи, которыми балансируют на головах, танцевать (исполняя полуакробатические движения) вокруг бутылки или шляпы, стоящей на полу.


Что же касается темнокожих кубинцев, то их ритуальные танцы сформировали огромную отдельную группу кубинских танцев. Их можно разделить на четыре главные группы, по тому откуда произошли предки африканцев, приплывших в Кубу: танцы конго-ангольских народностей западно-центральной Африки, арара (потомки народности фон и других этнических групп из нынешних Бенина и Того), танцы йоруба (в основном из Нигерии) и карабали (танцы народностей, живущих вдоль реки Калабар в Камеруне и Нигерии).


Самые известные танцы темнокожих кубинцев - танец йоруба под названием сантерия и ла релижен лукуми. Сантерия - смесь африканских и римско-католических религиозных танцев. Танцуют как мужчины, так и женщины, а музыкальный аккомпанемент оказывают исключительно мужчины, играющие на священных барабанах бата. Сантерия танцуют, чтобы понравиться orishas (божествам) и убедить их присоединиться к празднованию.


Кубинцы верят, что если божества обратили внимание на танцоров, то вселяются в них. Со стороны это смотрится как впадение в транс - у танцоров резко меняются движения, вместо медленных до этого шагов танца, танцоры внезапно чуть не падают на землю и их начинает трясти. Затем ритм танца становится резким и очень быстрым.