Духовная культура чувашей: фольклор и литература. Чувашский фольклор: культурно - образовательные аспекты

Одно из приоритетных направлений развития педагогической науки в современных условиях - воспитание подрастающего поколения через приобщение к народным традициям. Не секрет, что чем раньше ребенок соприкасается с народным бытом и обрядами, тем глубже он поймет и почувствует историю и культуру своего народа, его миропонимание, нравственные и эстетические взгляды.

Ёс тага ессыннисене юрат» - «Люби труд и людей труда» - это важнейшая заповедь чувашской народной нравственности. Такое моральное требование внушалось с малолетства. Уже в детских играх проявляется трудовой элемент: дети, подражая взрослым, копировали некоторые трудовые операции, в процессе игры они сами делали игрушки, убирали то место, где играли. Трудовой интерес в детях развивал и поддерживал также и своеобразный набор игрушек: в младшем возрасте в их числе преобладали предметы домашнего обихода, затем дети сами при участии взрослых начинали делать игрушечные орудия труда. Постепенно от игрушечных орудий труда дети переходили к настоящим.

Дети в труде и играх, копирующих трудовую деятельность взрослых, подражая взрослым, пели трудовые песни. Эти песни в сочетании с участием детей в труде содействовали одновременно и эстетическому воспитанию детей. Присутствие этого элемента, в свою очередь, усиливало представление о нравственно-эстетическом значении детского труда.

Детям внушалось, что труд - источник человеческого существования: «Вуг хумасар сакар тесмест, ёслесе тесёхмесёр сурт йёр пулмасть» - не истопив печь, хлеба не испечешь, без привычки к труду хозяйство не наживешь«, «Есле, есле, есле си, ёслемесен ан та си» - Трудись, трудись, трудись и ешь, если не трудишься - не ешь«. Чуваши стремились выработать у детей с малолетства выносливость к труду: «Ал-урле хапарать - ёсленипе мар. тесменнипе» - «На руках и ногах мозоли - не из-за работы, а из-за того, что нет привычки к труду». Чуваши трудолюбие считали настолько важной чертой нравственности, что по качеству и результату работы полагали возможным оценить моральный облик человека, для них отношение к труду -главный критерий оценки человека: «Сынни мёнле^ё те савхамкал» -«Каков человек, такова и его работа».

К моральному требованию - «Люби труд и людей труда» примыкает и другое - «Уважай старых, будь с людьми вежлив». Старых людей нужно уважать прежде всего потому, что у них огромный жизненный опыт, накопленный в процессе их трудовой деятельности. Об уважении, почтительном отношении к старым людям сказано во многих пословицах, поговорках, песнях и сказках.

В большинстве чувашских сказок освещается самоотверженная борьба народных героев со всевозможными чудовищами, от которых житья людям не было. В исторических легендах и преданиях воспеваются народные герои чувашского народа, которые в совместной борьбе с врагами защищали интересы трудящихся. Детям внушали: «Чун асапланакан - лесе тупахан» -«Находит богатство тот, кто заставляет страдать других».

Также в фольклоре ярко отражались идеи патриотизма и дружбы народов: «Таван сёршыве, таван халахна юрат, ытти халахсене хисепле» -«Люби родину, свой народ, уважай другие народы» - такова следующая заповедь. Она особенно ярко выражена в словах сказки «О барине и работнике»: «Таван сершыв этемисен нимрен те хахларах ене-ха» - «Родина для человека ведь дороже всего на свете!». Тема родины, тема патриотизма является весьма распространенной в устном народном творчестве. Весьма показательно, что почти во всех сказках главный герой, отправившийся путешествовать, искать счастье, спасать невесту, в конце концов возвращается на свою родину. Обычно его возвращением и заканчивается сказка. Родина лучше всех стран уже только потому, что она родина: там все близко к сердцу, там - родные, даже земля и вода там являются какими-то особенными, родными, недаром же чуваши родину называют «таван сёршыв», что буквально означает «родные земля и воды».

«Халхан телейлё пуласлахне шахса тар» - «Верь в светлое будущее своего народа» - так можно сформулировать следующую заповедь морали чувашей. Эта вера в светлое будущее нашла свое отражение во многом. Народ внушал молодежи, что народное горе, народное несчастье не является безысходным, вечным. Чувашская поговорка - «Хуйха хыссан саванас килет» - «После горя приходит радость» - как раз именно и выражает ту непоколебимую веру народа в счастливое будущее.

Всячески проповедовалась дружная семья, дружная жизнь на селе, дружба всех трудящихся к братскому единению.

Тема дружбы, солидарности, коллектива имеет широкое распространение в чувашском музыкальном фольклоре. Прежде всего, пропагандировалась дружная жизнь в семье, дружба между братьями и сестрами, между родственниками. Песня «Таванам, таванам, мён тавар?» -«Что же будем делать, братец мой?» и сама же отвечает: «Будем жить в вечной дружбе, будем навеки вместе!». Если все члены семьи будут жить в добром согласии, говорят чуваши, то даже палочка, без дела лежащая на улице, окажется во дворе и при деле; а если же этой дружбы в семье нет, то палочка со двора окажется на улице.

Большое значение в развитии культуры и искусства народа имеет его родной язык, который, бесспорно, является одним из важных и характерных элементов национальной формы культуры. Пренебрежение к языку и обычаям народа постепенно сменяется отчуждением от родителей, которые между собой общаются на чувашском, а детей своих учат только русскому. Поэтому задача воспитателей, родителей - научить детей говорить и мыслить на том языке, на котором говорили их предки, и через это донести до ребячьих сердец глубину народной мудрости.

Чувашский детский устно-поэтический фольклор делится на различные жанры: «Сапка сулёсен поэзийё», «Календарь поэзийё», «Чёну-йыхрав савви-юрри», «Кулленхи сава юра», «Вайа юррисем», «Витлешу такмакёсем», «Шутсем», «Хаварт самах», «Варттан чёлхе», «Юмах халап», «Калавсемпе юитарусем».

Первая песня, которую должен слышать ребенок, это колыбельная. С материнским молоком она должна проникнуть в детское сознание - ласковая, теплая, нежная, добрая. «Сапка юррисем» - небольшие песни. Герои этих песен близки детям. Эти песни желают счастья, здоровья и хорошую жизнь тем, кому они поются. Они помогают усыпить ребенка, учат быть хорошим и умным человеком. Услышав эти песни, ребенок знакомится с друзьями -птицами и животными, с близлежащими деревнями, реками, лесами. Эги же песни знакомят ребенка с трудовыми действиями, которые нужно выполнять дома.

Другой жанр - это «Календарь поэзийе». Произведения этого жанра тесным образом связаны с бытом и обычаями чувашей. Они помогают ознакомить детей с природными явлениями, с бытом и обычаями.

В этих песнях главную роль отводили детям, потому что с давних пор чуваши считали детскую наивность и чистоту способной воздействовать на силы природы. В семье один из детей считался самым счастливым. И в пору сева он должен был раньше всех встать и первым посеять маленький участок поля. И петь: Кайак ку9ё шаттар,

На праздниках немалую роль играли дети. Они пели песни, танцевали, соревновались. На каждом празднике пели разные песни. Зимой праздновали сурхури. Дети собирались группами и их называли «сурхури ачисем». Они ходили из дома в дом с пожеланиями хозяевам добра, здоровья, здоровья, хорошего урожая и плодовитости скота, достатка в доме. И их угощали пирогами, колобками и т. п. Но «сурхури ачисем» сначала должны были спеть песни.

Салакайан салманекён, Ула курак улманекён, Эпир хамар та савнашкал Кухальшён те йавашан.

Ситрё, 9итрё, сурхури!

Сурах ури, сурах ури терёмёр,

Сурхури ситрё, ай, куранать,

Айтар, тухар, ачасем,

Килёрел киле сурёпёр,

В праздничный вечер дети собирались на игры. Эти игры назывались «сурхури вёййисен».

А в конце зимы, на масленицу (саварли) для детей новые радости. Масленица продолжалась целую неделю. Ребята катались с горки на санках, пекли блины, пели, играли, шутили, состязались. Дети во времена этого праздника видели обряды, связанные с возделыванием земли. Кто спустится с горки первым, того называли «серей ури хуехканё». Его считали самым храбрым и трудолюбивым ребенком в деревне.

Самый распространенный жанр детского фольклора - «Чёну-йыхрав савви-юрри» (заклички и приговорки). Закличка - это стихотворное обращение детей к различным явлениям природы (к солнцу, дождю), а приговорка - к животным. Раньше наши предки считали: все, что их окружает, такое же живое, как они сами. Поэтому они обращались к окружающей среде как к живому существу. Поэтому дети должны проговаривать заклички с представлением образности каждого стишка.

Хёвел, тух, хёвел, тух!

Ачу шыва каина, тет.

Турчакуна туртса ил,

Милкупелен шалса ил.

Хамач кёпе тахантарт.

Пылпа кулачё ситер

Все жанры устно-поэтического детского фольклора играют огромное значение в воспитании подрастающего поколения. Труд является основой формирования человека. Трудолюбие выступает одним из ведущих идейно-нравственных качеств личности. В трудолюбии преломляются основные нравственно-волевые показатели - ответственность, исполнительность, прилежность, дисциплинированность. Потребность трудиться формируется с самого раннего детства. И поэтому большое значение играют песни в формировании трудолюбия у детей.

В детском возрасте сильно развито подражание. Ребенок должен знать, какую работу выполняли раньше люди, какие обряды и традиции у них существовали. Это все формирует у ребенка интерес к труду, к людям труда.

Традиционными средствами подражания и формирования трудовых интересов являются не только песни, но и потешки, пословицы и поговорки, загадки, сказки, намеки и другие жанры.

Большую роль играет жанр трудовых песен. Такие песни, как «Савай сапахалсен юрри» («Песня строителей мостов»), «Каска татахансен юрри» («Песня пильщиков»), «Чапта 9апахалсен юрри» («Песня кулеткачей»), песни прядильщиц, треплющих коноплю, и многие другие песни. Многими из них дети пользуются в своей среде в играх и работе.

Трудовые песни поддерживают трудовой ритм. Они привлекают внимание детей не только темой труда, но и высокой поэтичностью. Так, например, в песне строителей мостов содержится призыв, считая удары, дружно забивать сваи, считать и сами сваи, то есть все время помнить о проделанной работе и о том, сколько еще предстоит сделать, высказываются благопожелания «пусть мост будет стальным, перила медными», в самой поэтизации будущего моста - косвенный призыв к высококачественному выполнению работы. В песне есть поэтические пожелания к тем, кто будет ходить и ездить через мост - пусть пешеход будет в красивых башмаках а у всадника пусть будет конь крылатым.

Потешки, которыми пользовались старшие, забавляя и успокаивая маленьких детей, интересны не только тем, что очень рано пробуждают у них трудовой интерес. В них, кроме этого, настойчиво проводится мысль о первостепенной важности труда в жизни. Превыше всего труд, и самый маленький ребенок должен это понимать и благоприятствовать работе взрослых. «Курак, курак!» Маленькой девочке рассказывает мать: износились штанишки у любимой доченьки, а кудель остался на заборе, мать не сумела напрясть ниток, наткать и из того холста сшить штанишки, но девочка этого не хочет понять - все время около матери и мешает ей работать. Так использовалась и личная заинтересованность ребенка в работе взрослых, и внушалась им мысль о важности содействия успеху труда. Мешать работающему - самый недостойный поступок, так считалось в чувашской среде.

Таким образом, трудовой интерес поддерживался у детей непрерывно, начиная с самого маленького возраста: самым маленьким пелись колыбельные песни, дети чуть постарше слышали считалки и потешки, в которых фигурировал труд, затем дети уже сами пели песни, в которых непременно присутствовала тема труда. Дети играли в игры, в которых подражали труду взрослых, слушали обрядовые песни, воспевавшие груд, трудовые песни, облегчавшие труд.

Большое значение фольклор имеет для ознакомления детей дошкольного возраста с природными явлениями. В стихах и песнях дети впервые слышат, например, о солнце, о том, какую роль оно играет в жизни людей.

Пах, хёвел, пах, хёвел! Су чулмекпе су парап, Пыл чамекипе пыл парап, Ачу шыве кайсассан, Кавенте пусёпе туртса илёп. Сана хёрли, мана шурри. Узнают о дожде, начинают наблюдать за явлениями в природе. Су, сумар, су, сумар. Пыл каткипе ныл парап, Су каткипе су парап.

Песенное богатство народа - его духовное богатство. В песне отражены не только широта и щедрость чувашского характера, в ней тайна его неизбежности. Хочешь понять народ - пойми его песню. Она неисчерпаема, как и характер. В народных песнях - судьба народа. Наш чувашский музыкальный фольклор интересен и доступен для молодого возраста. Поэтому не только воспитатели дегских садов, но и родители должны знакомить подрастающее поколение с народными традициями, обрядами, должны изучать песни и танцы своего народа.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую систему поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются шуточными подражаниями серьезному делу взрослых, средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

Пословицы и поговорки, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно важной информации. Народные воззрения на воспитание нашли свое отражение в сотнях пословиц и поговорок.

В песнях - вековые предания и сокровенные мечты. Их роль в воспитании ребенка-дошкольника огромна. Благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям, они оказывают на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в памяти.

Песни ценны музыкально-поэтическим оформлением идеи этнической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают совместно. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы.

Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главная задача песен, их назначение - выработка эстетических взглядов и вкусов. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему. В процессе исполнения песни допускалось и ее улучшение - текста и мелодии.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что ее красивому исполнению учили, и она учила прекрасному и доброму. Песней сопровождались все стороны народной жизни - труд, праздники, игры и т. п. Вся жизнь людей находила отклик в песне, она наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл - это жизнь человека от рождения до смерти.

Песни поют младенцу с колыбели, поет ее мать, хотя могут петь ее и четырех-, пятилетние дети, успокаивающие своих младших братьев и сестер. Назначение колыбельных песен - убаюкать, усыпить ребенка.

Колыбельная песня - великое достижение народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - объект воспитания. Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о счастливом его будущем. Образы безбедной, счастливой жизни предрекают будущее убаюкиваемому ребенку. Эти образы сочетаются с образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых. Приходящих к колыбели. Чудесный мир животных и птиц окружают ребенка в песне. Заслуживающими внимания средствами воспитательного воздействия являются пестушки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого.

Пестушки - это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движение ребенка, или произнося их, побуждают его к движениям. Например, чувашские матери высказывают пожелание: «Будь большим, будь большим - при каждом подтягивании но пяди прибавляй в росте».

Народная педагогика еще в древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем дегстве, и все это закрепила в примитивных с точки зрения взрослого человека поэтических произведениях-потешках. Потешки -песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое наставление в трудолюбии, доброте, урок дружбы и товарищества.

Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств родного языка и усвоению народной поэзии.

Матерям известна особая форма прибауток, в которых непременным атрибутом является благопожелание. Они встречаются в банных прибаутках, которые обычно произносит мать, лаская ребенка веником: «Мужчину увидишь - дядей назови, женщину увидишь - тетей назови, девушку увидишь сестрой назови». Подобные благопожелания являются важным компонентом многих прибауток.

Много места в жизни детей занимали заклички и приговорки. Они преисполнены веры во всемогущие силы земли, неба и воды, исполнение их приобщало детей к жизни и труду. Дети рано приучались разделять печали и радости, труд и заботы взрослых.

Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие.

Важная роль детских игр - развитие в детях ловкости, проворства, кроме того, игры - еще и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществляется приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду и борьбе. Игровая деятельность, предшествующая общественной деятельности, как бы является генеральной репетицией, порой сливаясь с трудовыми праздниками и выходя, как составной элемент, в завершающую часть труда; игровой момент может быть и в процессе труда. Таким образом, имеет место определенный цикл: игры готовя! к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем. Как ни странно, связующим звеном, как бы согревающим началом, в этом триединстве является песня. Она в игре, она в труде, она приходит и в послетрудовые развлечения. Детство очень богато песнями. Особенгго же увлекаются мальчики богатырскими песнями, песнями воинов, разбойников и г. д. Много интересного и в то же время странного и невыясненного в детских игровых

прелюдиях. Видимо, здесь в известной мере сказалось подражание детей

взрослым, копирование их деятельности. Это проявляется даже в жеребьевке:

Лстух! Астух! Стук! Стук!

Мен кирлё ? Что надо?

Караска. Краску.

Мен тесле? Какого цвета?

Кёрен. Розового.

По-видимому, эта жеребьевка заимствована детьми из разговора взрослых с детьми, ходившими по домам и продававшими краски, тем более что каждый раз между торговцами и покупателями происходит примерно одинаковый разговор.

Весьма распространенным видом детского фольклора являются считалки. Различают заумные считалки, считалки-запинки и считалки-числовки.

Среди детей широко распространенные считалки - запинки. В считалках-запинках детское сознательное творчество проявляется более отчетливо, чем в заумных считалках. Здесь есть понятные слова и строки, лишь некоторые слова и строки заменяются непонятными словами для ритма, а иногда и в целях рифмования. Непонятные слова используют потому, что под ритм и рифму подобрать понятные слова ire всегда удается. Пример: Путь путь путеле Суть суть сутеле

Следует отмегить, что в качестве считалок нередко используются и отрывки некоторых детских песен. В ходе превращения дегских песен в считалки смысл слов часто искажается. Это объясняется, по-видимому, тем, что в считалках главное - ритм, затем рифма, а содержание и смысл слов на последнем месте. В считалках слова для детей имеют не смысловое, а по преимуществу только звуковое значение, дети считают по звукам - по неопределенным и определенным словам и по частям.

Немало песен, сопровождаемых притоптыванием, плясками или постепенно переходящих к пляске. Такие песни, сопровождаемые танцевальными движениями и плясками, пользуются любовью и вниманием детей всех народов.

У чувашей очень много интересных шуточных песен, которые наряду с показом действия характеризуют качество предмета и явления. Действия эти смешны, поведение людей, ход событий вызывают иронию.

Народная педагогика эмпирическим путем приходила к выявлению воспитательно-образовательных функций песен. Воспитатели из народа интуитивно понимали педагогическую ценность тех или иных музыкально-поэтических произведений, и сознательно не ставя конкретных целей, стихийно культивировали наиболее эффективные творения народного ума или самой детской среды.

Основными методами нравственного воспитания в народной педагогике являлись разъяснения и убеждения. Средств убеждения много: пословицы и поговорки, рассказы, сказки, легенды, предания.

Пословицы и поговорки выступали эффективными средствами убеждения в нравственном воспитании. Старцы, беседуя с детьми, нередко говорили пословицами и поговорками, связывая их друг с друтом, составляя нечто логичное целое. «Мана ним те кирлё мар вал теген. Емёр сакки сарлака, ёмёр тармёнче катак пурга та кирлё пуле тессё» - «Ты поссорился со своим товарищем и говоришь, что он тебе ни для чего не нужен. Скамья жизни широка, в жизни, говорят, топор с отбитым краем понадобится». Здесь в качестве этического вывода выступают две друг с другом взаимосвязанные поговорки. Умелое комбинирование в беседах с детьми пословиц и поговорок по значению и смыслу превращает их в своеобразный моральный кодекс. Опытные педагоги так и делали, они подбирали наиболее ценные по содержанию пословицы и поговорки, и вольно или невольно превращали их в правила благопристойного поведения молодежи в обществе.

В часы досуга или за работой, не требующей больших физических усилий, чаше всего в осеннее и зимнее время в чувашском быту принято было не только петь песни, рассказывать сказки, но и загадывать загадки и отгадывать их. Это занятие требовало известного напряжения ума и находчивости. Существовало даже шуточное наказание: не сумевших отгадать ту или иную загадку «продавали» - парню или мальчик}’ сулили в жены дряхлую старуху, девушке или девочке прочили в мужья дряхлого старика.

В народе загадка продолжает оставаться не только как средство воспитания. Воспитательно-образовательная роль загадки сделала ее средством не только домашней и школьной педагогики.

Педагогическая ценность загадок в том, что она знакомит дошкольников «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления.

Загадки умны, высокопоэтичны, несут в себе нравственную идею. Они соответственно оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете позволяет давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании дошкольников далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых разных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Развитие памяти и мышления, обогащение ума знаниями - главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится к этому. Загадки обогащают детский ум такими знаниями, которые содействуют формированию и других качеств личности. Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащается не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми и т. д., причем в тесной связи с первыми и в подчинении им.

Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенью в развитии его мышления.

Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими, «не быть хуже других». Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность дошкольников, прививает вкус к умственной работе.

Сказки являются важным воспитательным средством дошкольников, в течение столетий выработанный народом и проверенный им.

Жизнь, народная система воспитания доказали педагогическую ценность сказок, их роль в формировании детей.

Сказка имеет и познавательное значение, и образовательное значение. Именно мастерское сочетание в сказке воспитательного и познавательного и сделало их весьма эффективными педагогическими средствами.

Многие народные сказки внушают ребенку уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительно! о героя и его друзей являются приходящими, временными, за ними обычно приходит радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок является той их особенностью, которая особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

МБДОУ детский сад «Солнышко»

Цивильского района С. Чурачики

Образовательная область «Музыка»

Методическое сообщение на тему:

«Приобщение детей к истокам чувашской народной культуры через игровой фольклор»

Муз. руководитель:

Е. С. Алексеева

с.Чурачики 2016г.

В законе «О языках в Чувашской Республике» сказано: «Граждане республики должны бережно относиться к родным языкам, как к хранилищу духовного и культурного наследия предков. Забота о сохранении, возрождении и развитии чувашского языка, как важнейшего национального признака и основы всей духовной культуры возлагается на чувашскую государственность».

Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими всё более становятся педагогические. Чрезвычайно богата и интересна чувашская педагогическая культура, основанная на естественной связи поколений. У народа была своя система приобщения подрастающего поколения к прекрасному. Приобщение же подрастающего поколения к прекрасному считалась одной из важных задач воспитания. Так одной из запеведей И.Я.Яковлева - любовь к Родине, родному народу, его культуре, обычаям и языку. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дощкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Детям дошкольного возраста доступно народное творчество.

Существующие ныне программы отводят народному творчеству незначительное внимание, изучение и приобщение к народному творчеству дошкольного возраста в единой педагогической системе планируется так же незначительно. В результате яркий художественный и воспитательный потенциал народной культуры остается невостребованным, хотя современная педагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений. Обучающие возможности фольклора огромны. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Знакомство с детским фольклором развивает у детей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогощаются знания о природе: Яркие, оригинальные по форме и содержанию пословицы и поговорки, заклички, считалки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Например:

«Сурхури куне юр сусан майар нумай пулать»;

«Висе хевел курансан - сиве пулать»;

«Хёвел халхаласан хеллетаман пулать»;

«Яранас килсен, сунашкине туртма ан уркен»;

«Сунашкана сулла, урапана хелле хатерле»;

«Пире ним те кирле мар»;

«Выллямашкан ача пар,

Сик тух!».

Фольклор уникален тем, что способствует развитию творчества у детей позволяет личности ребёнка раскрыться, способствует развитию умения импровизировать, а как известно импровизация - суть фольклора, где не разрывно связаны музыка, слово, движение.

Сказанное выше справедливо по отношению к культуре празднования чувашских календарных праздников. О таких праздниках в народе говорили: «Всякая душа празднику рада», «В такой день у Бога все равны».

Традиционно каждый календарный праздник - это соборная, т.е. общая организация детоко - взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрас тов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных дейетвий, которые исподволь подготавливают детей в игровой форме к взрослой жизни.

От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит Форми рование его сознание и отношение к окружающему.

Успех Фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность - это не только знание того, что за чем идегт и по каким правилам. Это прежде всего самое серьезное отношение. Чтобы подготовить праздник, нужна большая предварительная работа: выучить песни, стихи, хороврды, пляски, пословицы, поговорки. На любом чувашском фольклорном праздники звучит очень много национальной музыки в исполнение детей и взрослых. Так на празднике «Манкун» дети с удовольствием вместе со взрослыми заводили «плетень» и пели песню «Черемуха». Дети очень любят петь народные песни, пой с удовольствием, все это способствуют развитию восприятия музыки, умение искренно, глубоко выражать свои чувства, переживания. Пение - наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности. Пение чувашских песен знакомит детей с национальными традициями народа, его песенным прошлым. Так во время подготовки к празднику "СУРХУРИ" выбрали песню «Качака», детям объясняли, что в этот праздник дети и взрослые обходят все дома объявляя о начале праздника, желают хозяем хорошего урожая, благополучия, в доме, приплода скота и др.

" Чалла пултар сурхури!

Висе тесле выльах – черлех

Хутасла парса пек хунавла пултар

Шутерне пареза пек мантар пултар

Ашалана парса пек писне пултар

Чувашская песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи, вызывает положительные эмоции у детей. Чувашская песня несет в себе народную мудрость, красоту.

На каждом празднике дети и взрослые играют на чувашских музыкальных инструментах.

Обучаясь игре на чувашских народных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков их красоту и сочетание, игра на музыкальных народных инструментах - интересны и увлекательны вид деятельности для детей. Игра на народных инструментах способствует формированию музыкального слуха, памяти, чувства ритма.

Детям дошкольного возраста наиболее доступны шумовые, ударные инструменты: игра на ложках, трещетках, бубне, колокольчиках, колотушке, погремушках и др. Так в нашем детском саду имеется комплект чувашских народных музыкальных инструментов, дети знают названия и способы игры на них. Работу по обучению игры на народных музыкальных инструментах провожу последовательно и систематично. Знакомство с народными музыкальными инструментами проводится со старшей группой, как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы с детьми. В процессе обучения детей игре на чувашских музыкальных инструментах использую небольшие попевки как на чувашском языке, так и на русском. Это помогает развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, музыкально- сенсорные способности./ «Касая», «Чуччине», «Паппа ту», «Тяп-тяп-тяп утма» и др..

В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка. При совместной игре в оркестре формируется чувство коллективизма, приучает детей к собранности, внимательности, прививает определенные навыки ансамблевого исполнительства, активизирует все музыкальные способности, будит творческую фантазию.

В проведении календарных праздников часто используется оркестр чувашских народных инструментов для сопровождения различных видов детского и взрослого творчества: пения, танца, игры. Дети выпускной группы аккомпонировали для танца взрослых «Ахаяс» на празднике «Манкун». Сопровождали танец девочек "Вышивальщицы" и т.д. Своей игрой дети придают празднику веселое, шутливое настроение. Оркестр очень украшает праздник. Дошкольникам легче передавать свое понимания музыки не словом, а посредством движения - это хорошая предпосылка для творческого процесса. Удалой и веселый, спокойный и плавный танец по нраву каждому. В нем, как и в песне есть все: мысли и чувства, душа и характер, образ и движение. Трудно оставаться равнодушным при звуках замечательной танцевальной чувашской музыки, от которой ноги сами просятся в пляс. Дети очень любят танцевать. Для того, чтобы движение достявляло удовольствие исполнителю, и нравилось зрителям, нужно научиться владеть своим телом. Для обучения дошкольников чувашским танцевальным движением, отбираю движения чувашского народного танца, кото рые доступны детям по способам выполнения и понятны по выразительному содержанию. Среди них: разновидность притопов, поскоков, хороводный шаг, гармошечки, кружение с припаданием и т.д. Обучая детей чувашской пляске, ставлю задачу познакомить их с характером движения, которым присуще веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью работая над характерной осанкой для чувашской пляски, учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами, такая осанка близка к нормальной хсрсшей осанке детей, поэтому она легко им усваивается.

Величаво плывут под чувашскую музыку девочки, исполняя танец с полотенцами, торжественны и неторопливы их движения - в этой плавности и величавости осознание красоты чувашской музыки, ее глубокой образности. Закружилась в вихре звуков «Линка» и вот уже другие эмоции, другие средства выразительности подсказывает музыка.

Ни один праздник не обходится без игр. В играх не только развлечение и интересное время провождение, в них не только веселье и радость для детей. Характер многих чувашских игр для детей таков, что они имеют

важное значение в (Физическом, художественном и нравственном воспитании.

Народная педагогика прилагала большое усилие к тому г чтобы у детей было много радости и веселья. Отношение чувашской народной педагогики к играм и веселью ярко выражено в словах песни: «Самрак чухне выллар, кулар, у кенмелле ан пултар»!- «Пока молоды играйте, смейтесь, чтобы потом не раскаиваться»!

Трудолюбие и выносливость чувашского народа прививалось с детства через подвижные игры. В них имитировали и показывали как выполняется та или иная работа. Например игра «В иголку с ниткой» («Иеппе щипле»), которая отражает труд мастерство - вышивальщиц. Дети встают по кругу, это полотно, а "нитка" догоняет "иголку" вбегая и выбегая из круга, как бы вышивая чудесный узор. Трудно назвать чувашскую игру, которая была бы рассчитана на участие одного ребенка. Большинство игр требует участия большего или меньшего количества детей. Коллективный характер игр, несомненно, объясняется теми педагогическими задачами, которые перед нами ставятся. С помощью игр лучше приучать детей к общению между собой, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов. Во многих играх встречаются речитативы и песни. Они небольшие, и дети с удовольствием их разучивают и поют. Так игра «Луна или Солнце?» эта игра на испытание физической силы, здесь происходит состязание между командами «солнца» и «луны». Дошкольники с удовольствием играли на празднике «Серен» и «Ман- - кун». Во многие игры дети играли со взрослыми. Совместные игры детей и взрослых это огромная радость для детей. Такие игры надолго остаются в памяти детей. («Тухья таханмалла»-надень тухью, «Сирелер»/-расходись, «Касримушка», «Лашалла» и многие другие).

Календарные праздники - это не только своеобразный итог прове- денной работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и важный фактор положительного воздействия на эмонациональную сферу ребенка. Это возможность для детей проявлять свои творческие возможности, c пособнос ти.

Цель моей работы - познакомить детей с чувашскими традициями, чувашскими календарными праздниками на основе народного фольклора. Нужно отметить, что проведение праздников на основе народного календаря вошло в традицию нашего детского сада. "Акатуй" - весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Проводится как музыкально-спортивный праздник. "Серен" - весенний праздник, посвященный изгнанию злых духов и разных болезней. Обряд обычно начинается с обхода деревни и продолжается: за околицей, где проводятся спортивные соревнования. Группа детей и взрослых ходили по деревне и кричали «Серен». Войдя в дом, участники обряда принимали у хозяев подношения: яйца, ватрушки, сыр, пироги. Детишки постукивали по стенам дома, по утвари приговаривая: «Пусть покинут это жилище болезни, недуги,нездоровье празднике участвовало все население деревни, поэтому на наш праздник «Серен» мы пригласили родителей, бабушек, дедушек, школьников - старших сестер и братьев наших воспитанников. Увлекательно и весело прошли соревнования по бегу, конным скачкам, ведь лошадок смастерили родители. Игрищами детей руководил ребячий пастух («ача кетусе»), который вековые традиции, народную мудрость передавал через сказки, пословицы, легенды. После игрищ дедушка вспоминает древнейший обычай сжигать рябиновые прутья в костре и перепрыгнуть через него. Все болезни, нечисти сжигает огонь, а детям помогает быть смелыми, сильными, быстрыми. Праздник прошел интересно, доставил много радости и детям и взрослым.

Народные праздники имеют большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить в них национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу, к своей национальной культуре.

Чувашские народные праздники - это уникальная возможность для детей знакомиться с народными песнями, танцами, обрядами. Праздники помогают овладевать без особого труда дошкольникам большим репертуаром чувашских песен, танцев, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Народные праздники по сво- ей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Чувашские народные праздники всегда открыты для новизны, изобретательности. Эта открытость веяние времени и одновременно сохранение традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создавали богатую атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающего поколение и взрослых.

Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная куль тура праздников в наши дни значительно подорвана. Вспомним слова вели кого русского педагога К.Р.Ушинского, который говорил, что "воспитание лишенное народных корней - бессильно.

Праздник это не только радость для себя, не и возможность порадовать других, и в первую очередь своих близких, показать им свои достижения.

(Из опыта работы)

Широкие круги общественности обеспокоены тем состоянием, в котором оказался чувашский язык. Поэтому, 27 октября 1990 года был принят закон «О языках в Чувашской Республике». Государство берет на себя обязанности гаранта полноценного и полнокровного функционирования языка коренного населения республики и тем самым обеспечивает существование и будущее чувашского народа, как нации.

Обучению детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской Республике».

Изучая язык, ребенок приобщается к истории города, где он живут, с памятными местами, которые их окружают, с истоками народной мудрости: сказками, потешками, пословицами, поговорками, песнями, хороводами, загадками.

Основными задачами работы МБДОУ в этом направлении является:

  • воспитание у ребенка интереса к чувашской устной речи;
  • развитие способности воспринимать своеобразие её звучания, чувствовать её красоту;
  • формировать желание слушать и понимать чувашскую речь.

Эти задачи решаются не только на занятиях обучения чувашскому языку, но и в повседневной жизни и в самостоятельной деятельности детей.

Чувашский народ создал огромную количество изустной литературы: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струи, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные и бытовые.

Не совсем верно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственной облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Дошкольники активно реагируют на воздействия окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себя чувашское устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ чувашского устного творчества пословицы и поговорки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали педагогическими средствами. Пословицы и поговорки содержат педагогическую идею и оказывают воспитательное влияние.

Пословицы и поговорки стали нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств у детей, и, прежде всего, трудолюбия и дружелюбия.

Фольклор даёт прекрасные образы чувашской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать чувашским языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Они образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Целью воспитания народ всегда считал подготовку молодёжи к самостоятельной жизни. К этой основной цели направлялась все усилия, все виды, формы и методы воспитания.

Тема труда прочно утвердилась в песнях и играх детей. В них воспевается труд, трудолюбие, высмеиваются лентяи - лежебоки или же такие мастерицы, как Дуня - тонкопряха, чьи нитки «потолще каната, потоньше ослабли».

Как гармоническое слияние труда и искусства выступает традиционные трудовые праздники, имеющиеся у каждого народа. Праздники эти обычно связаны с завершением весенне-полевых работ. У чувашей традиционным праздником является «Акатуй».

В МБДОУ тоже проводятся такие традиционные праздники, как: «Акатуй», «Сурхури». На этих праздниках используется песни на чувашском языке, музыка, хороводы, танцы и игры.

Воспитание - мощный ускоритель общественного прогресса. Ещё на заре человечества, когда под воспитанием в основном подразумевалась питание, уход за детьми, передача им трудовых навыков и умений, общественная значимость этого вида человеческой деятельности была исключительно велика.

Практические цели, задачи воспитания постоянно активизировали мыслительную деятельность людей, способствовали возникновению воспитательных идей и традиций, воспитание было и будет всегда. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Напрасно мы хотим выдумывать воспитание: воспитание существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ».

Приобщение же к искусству, любовь к родному краю, к родному языку начинается с первых дней жизни ребенка - колыбельными песнями убаюкивали ребенка. Матери, бабушки, сестры, нередко братья поют эти песни над колыбелью или укачивая ребенка на руках. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. В колыбельные песни вложено очень много ласки, любви. Как отмечает Г.Н. Волков, слова песни детям, лежащим в колыбели, ещё не понятны, но нежность, вложенная в мелодию, не проходит бесследно.

Колыбельная песнь - это, действительно, вызывающий изумление гениальный сплав мелодии, ритма, ласкового движения и слов, рассчитанный содействовать росту и развитию ребенка.

Народная песня чрезвычайна разнообразна. Немало чувашских песен, сочиненных специально для детей. Ни одна возрастная группа не обижена, песни есть для каждого. Недавно малыши засыпали под песню матери, а теперь сами поют колыбельную своим куклам. Известный чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев говорил о песнях, как о наиболее яркой части духовного богатства чувашского народа.

Важную роль в воспитании личности ребенка занимает загадки.

Загадки умны, высокопоэтичны, иные несут в себе нравственную идею. Они соответственно оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышления детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Много загадок имеется о человеке в целом, есть загадки о ребенке, затем следуют загадки об отдельных органах человека. Например:

  • Пéр çãмхан çичé шãтãк (голова - пуç).
  • Икé тãван урам урлã пурãнаççé, нихãçан пéр-пéрне курмаççé (куç - глаза).

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песни, пословицы, поговорки, загадки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Я работаю над проблемой «Влияние чувашского народного фольклора на развитие личности ребенка» со второй младшей группой. Что же заставило меня работать над этой проблемой?

Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе народный чувашский фольклор. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Для успешного решения своей проблемы я изучила такую литературу:

1. Г.Н. Волков «Этнопедагогика», Чебоксары, 1974 г.

2. «Программа воспитания ребенка-дошкольника» Чувашское книжное издательство, 1995 г.

3. В.Я. Канюков «Ача-пãча сãмахлãхé», Шупашкар, 1964 ç.

4. М.Я. Сироткин «Чувашский фольклор», Чебоксары, 1965 г.

5. «Сãпка юррисем» И.В. Васильев пухса хатéрленé, Шупашкар, 1989 ç.

6. «Сохранение и развитие национальных традиций в процессе формирования музыкальной культуры», Чебоксары, 1990 г.

7. М.И. Скворцов «Культура чувашского края», Чебоксары, 1994 г.

Начала я работу с детьми младшей группы. В группе основная часть

детей была из чувашских семей. Но они не все владели чувашским языком. Поэтому мы поставили перед собой такую цель - развивать у детей чувашскую речь, знакомить с чувашским устным народным творчеством.

Для успешного решения этих задач по изучению чувашского языка и культуры родного края нам нужно было создать условия для работы.

В групповой комнате у нас есть специальный чувашский уголок. Там есть куклы в национальных костюмах. Детям нравится играть с ними. Также у нас выделено место для изделий чувашских мастеров из керамики и из дерева. Есть разные книжки чувашских писателей и поэтов: «Асанне юррисем» К. Вишневская, «Ача садéнче» П. Ялгир, «Утãра» И.Я. Яковлев. Специально для работы с детьми по чувашскому фольклору изготовили альбомы: «Шухã вайãсем», «Шапа сãввисем», «Тупмалли юмахсем», «Ваттисен сãмахéсем», «Сãпка юррисем». Всё это мы используем в своей работе на занятиях по обучению чувашскому языку, по ознакомлению с народным творчеством. Изготовили для показа кукольного театра фанерных героев из русских и чувашских сказок: «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Айван чãхã», «Тилé тус», «Сармантей», «Алсиш».

Литература:

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1974 г.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988 г.
  3. Волков Г.Н. «Этнопедагогика чувашского народа», Чебоксары, 1974 г.
  4. Детская литература (Под редакцией Е.Е. Зубаревой), М., 1989 г.
  5. Канюков В. Я. «Ача-пãча сãмахлãхé», Шупашкар, 1964 ç.
  6. Мельников М.Н. Русский фольклор.
  7. Павлова Л. Фольклор для маленьких. /Д./в. - 1990, №7, №4.
  8. «Программа воспитания ребенка-дошкольника» Чувашское книжное издательство, 1995 г.
  9. «Сãпка юррисем» И.В. Васильев пухса хатéрленé, Шупашкар, 1989 ç.
  10. Сироткин М.Я. «Чувашский фольклор», Чебоксары, 1965 г.
  11. Скворцов М.И. «Культура чувашского края», Чебоксары, 1994 г.
  12. «Сохранение и развитие национальных традиций в процессе формирования музыкальной культуры», Чебоксары, 1990 г.
  13. Хрестоматия для маленьких.

Народное творчество Чувашии

Oсобенности народного творчества чувашей, его ярко выраженный синкретический характер складывались в процессе длительного и сравнительно интенсивного межэтнического культурного и историко-генетического взаимодействия с другими народами на протяжении многих столетий.

Основу народного искусства чувашей составляли резьба по дереву, керамика, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и монетами, достигшие даже при отсутствии промысловых центров высокого уровня развития. Ювелирное искусство — чеканка, инкрустация и т.п. — было развито слабее.

У чувашей-язычников определенное развитие получило самобытное искусство скульптуры, которое проявилось главным образом в сооружении каменных и деревянных намогильных памятников — юна.

Национальная вышивка.

Самым массовым видом творчества была вышивка (тёрё): ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивкой украшаются у чувашей верхние мужские и женские рубашки, платки, фартуки и т. п, Характерные черты чувашского орнамента — сочетание приглушенных, в основном красного, с вкраплением золотистого, зеленого и синего цветов с тонким чувством ритма. Композиция чувашской вышивки, мотивы и техника исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. В прошлом при вышивании применялось более 30 швов.

Для верховых чувашей, имеющих более выраженную генетическую связь с финно-уграми, характерны строгая гамма цветов (зеленый, оранжевый, черный; на головных уборах (хушпу и тухья) — розовый, голубой и лиловый), геометрический орнамент из ромбических фигур, применение мелких швов.

Рубахи чувашей анат енчи (среднени-зовых) украшались вышивкой по швам и разрезам, по краям подола и рукавов. Орнамент — геометрический, ведущий тон цвета — приглушенно-красный, мареновый в сочетании с зеленым и оранжевым (позже — синим и коричневым).

Вышивка чувашей анатри (низовых) отличалась крупными и яркими поли-хромными узорами. Если у верховых чувашей геометрический орнамент небольшой и простой, то у анатри и анат енчи — рисунок крупнее, чаще сочетается с растительными стилизованными узорами.

С XIX в., с появлением в чувашских деревнях фабричных тканей, начинает применяться аппликация для декоративного оформления костюмов. Чуваши выделялись мастерством художественного тканья поясов с геометрическим орнаментом, тесьмы, витьем шнуров. Особенно искусно украшали они бисером, монетами, мелкими раковинами-ужовками (каури) головные уборы XIX в. —хушпу и тухью.

Музыка.

Традиционная музыкальная культура чувашей сложилась в результате взаимо-действия тюркского, древнеиранского и финно-угорского компонентов. Исполнение большинства песен сопровождалось игрой на разнообразных музыкальных инструментах: пузырь (шапар), волынка (сарнай), варган (купас), свирель и дудка (шахличё), скрипка (сёрме купас), гудок (род скрипки с тремя струнами), гусли (кёсле) и др. Ладовая основа чувашской музыки — пентатоническая.Вокал — в основном одноголосный и редко двухголосный.

В отличие от многих соседних народов, у чувашей большое распространение получило коллективное (хоровое) пение.

Танцы у чувашей не отличались, большим разнообразием. Движения девушек (женщин) в танце плавные, пластичные, а мужчин — темпераментные, с подпрыги-ваниями, приседаниями.

В начале XX в. в чувашских селах появляются гармонь, балалайка, нередко и гитара. Под влиянием городской культуры возникает новый молодежный стиль музыкального фольклора (девичьи любовные песни, частушки, плясовые напевы и др.), получают распространение русские пляски (барыня, камаринская и др.).

Резьба по дереву.

Резьбой по дереву чуваши обильно украшали домашнюю утварь (чашки, ковши для пива, солонки, кадушки для хранения белья, деревянные емкости для продуктов и т.д.), мебель, столбы для ворот, дома, колодцы, другие хозяйственные постройки, Орнамент резьбы в основном был геометрическим и включал отдельные линии, которые составляли различного типа четырехугольники. Встречались розетки, концентрические круги, Так называемые «русские» ворота, появившиеся у чувашей с конца ХIX в., украшались рельефной резьбой, идущими из глубины веков болгарскими солярным кругом и «веревочкой». Распространены были у чувашей, в основном уже под влиянием русских, глухая барельефная резьба с растительным орнаментом, а также пропильная резьба.

Фольклор.

Чувашское устное народное творчество имело развитые виды и формы. Оно было тесно связано с сельскохозяйственным трудом и различного рода обрядами.

Фольклор чувашей основывается на песне. Молодежью исполнялись песни во время улах (посиделок) и уяв, вайа (вечерних хороводов), сере яни (гаданий на кольцах), саварни чупни (масленичных катаний), Пели свадебные, трудовые, лирические, рекрутские, а также исторические песни. Бытовали у чувашей и ритуальные песни, Пели во время проведения обрядов кёр сари или аван сари (осенние жертвоприношения в честь нового урожая) и т. д, Глубоко печальны были песни-причеты похоронно-поминального цикла.

До христианизации застольные песни чувашей имели сугубо обрядовую окраску. Они были полны духа уважения к обычаям, труду, родственным связям. Со временем застольные песни превратились в гостевые. Спецификой поэтики является образный параллелизм: первая половина песенной строфы содержит описание какого-либо природного явления, а вторая, основная, дает сходную с ним картину переживаний человека.

Среди многочисленных чувашских сказок (юмах) преобладают волшебные. Наиболее распространенные сюжеты их — поиски крестьянским сыном, по завету отца, страны счастья, борьба за возвращение украденного счастья, месть злым силам за поруганную честь родных и народа. Широко представлены сказки о животных, бытовые, новеллистические и т.п. Особый жанр народного творчества представляли заговоры и заклинания, связанные с языческим культом, Выражением народной мудрости являлись пословицы, поговорки, загадки. В чувашском фольклоре имеется слой исторических преданий и легенд (халап-сем) о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве и др. Особенно популярны сказания об Улыпе — чувашском мифическом добром герое-великане.

К середине ХVIII в. основная масса чувашей официально считалась христианами. В то же время сохранились элементы язычества: культ Солнца (Хевел), поклонение божествам голубого неба (Тура), огня, воды, духам мест и т.п. Существовали обряды, связанные с молнией (Сисем), с громом, почитались души предков. Источником злого начала считался Кереметь, которого всячески старались задобрить. Общественные и семейные моления проводились часто при участии колдунов (йомзи). Языческие представления дожили до наших дней.

Традиционная мифология чувашей коренным образом отличается от мифологии других тюркских народов. С одной стороны, на нее очень незначительное влияние оказали (ламаизм, мусульманство). Христианство в большинстве случаев также носит поверхностный характер. С другой стороны, древнетюркские божества и мифологические сюжеты практически полностью вытеснены финноугорскими, поскольку именно финноугры были тем субстратом, на основе которого формировался чувашский этнос. Мифы чувашей носят в основном исторический характер, они посвящены предкам чувашей, переселению чувашей на Урал, Булгарском ханству, периоду вхождения в состав России.
Усопшие в глазах чувашей занимают место рядом с духами-повелителями явлений окружающей природы: одни из них помогают или вредят своим родичам, в зависимости от поведения последних, другие становятся вредоносными для всех существами; таковы хыдым - дух человека, умершего без рода, без племени или засватавшего невесту и не успевшего жениться; дух девушки, засватанной, но не успевшей выйти замуж (вредит скоту); ниш - дух незаконнорожденного ребенка, убитого матерью (истощает детей); ар-сьори - дух ребенка, умершего прежде чем он насосался молока матери (делается лешим).

Смерть не прекращает существования человека; он уносит в загробную жизнь все свои потребности - пьет, ест, вступает в связь с умершими и живыми женщинами. По вопросу о том, где живут усопшие, в чувашских верованиях имеется ряд решений, которые трудно согласуются между собой. Обычай звать усопшего на поминки, обращаясь лицом на север, говорит как будто о том, что общая обитель мертвых предполагается где-то на севере. С другой стороны, имеются совершенно определенные верования, что усопшие живут на своем кладбище под властью кладбищенского начальника - первого человека, похороненного на кладбище, в столбах в рост умершего, с верхушками, обделанными в виде человеческой головы.

Жертвоприношения усопшим, обитателям кладбища, совершаются осенью, в ноябре, и весной, перед Пасхой, когда они приобретают возможность возвращаться на землю. Усопшие могут добиться жертв и в другое время, посылая на родичей болезни и другие бедствия. Существами, близкими к усопшим по значению, являются тур-килли (духи, живущие в запустелых строениях), ыра-сем (или керемети, добрые), йирих-сем, живущие в деревьях - рябинах, липах, яблонях. Духи эти являются благодетелями для рода, во владениях которого живут, и наводят бедствия на чужаков.

Самой угодной богам жертвой является жертва кровавая, но изобрел способы сделать службу богам не очень обременительной для себя: при родинах и похоронах он дает «за душу душу», но менее ценную, в состоянии потенции - яйцо; при других молениях вместо человека и животных приносятся в жертву куклы (лешему) или аргамаки - пряники, изображающие человека, коня, корову, козу. Космогонические мифы чувашей показывают, что они сводили в конечном счете весь мир духов к двум началам - доброму и злому, и последнему (шайтану) приписывали деятельное участие в создании мира (Рекеев).

Чувашская грамота была создана в 1870 г. на базе русского алфавита. К 1917 г. свыше 80% взрослого населения были неграмотны. Всеобщим начальным образованием чуваши были охвачены к 1933 г. С 1990 г. чувашский язык имеет статус государственного.

Наиболее развитый жанр фольклора – песни: молодежные, рекрутские, застольные, поминальные, свадебные, трудовые, лирические, а также исторические песни. Музыкальные инструменты: волынка, пузырь, дуда, гусли, барабан, позднее – гармонь и скрипка. Распространены легенды, сказки и предания. Элементы древнетюркского рунического письма прослеживаются в родовых знаках-тамгах, в старинных вышивках.