Пишем легенду. Легенда о бабочке

Соотношение аспектов легенды

Необходимость самостоятельного написания легенды может поставить в ступор, если навыка написания легенд нет, и вообще, в последний раз вы писали сочинение в школе. Начнем с того, что в любой игре создание персонажа и написание легенды - это совместная работа мастеров и игрока. Степень вклада каждого из них в процесс разнится от игры к игре. Довольно часто бывает так, что именно игрок отвечает за бОльшую часть работы с текстом, и здесь можно столкнуться с проблемой. Что делать? Слона вполне можно съесть по частям, так что давайте посмотрим, как можно подступиться к этой нетривиальной задаче.

Дисклеймер: всё написанное ниже - частное мнение, основанное на личном опыте. По мнению автора, описанные приемы и рассуждения применимы к “обычной” игре. Конечно, возможны варианты, когда они неприменимы в силу специфики конкретного проекта, однако на то они и конкретные проекты, чтобы подходить к каждому индивидуально. Статья написана для ознакомления со стандартным (по мнению автора) процессом написания легенды.

Прежде всего, зачем нужна легенда?

Во-первых, она нужна для того, чтобы представлять себе вашего персонажа. Это нужно и вам, и мастерам. Вам – чтобы играть, мастерам – чтобы создавать игру, например, связывать персонажей между собой, создавать сюжет. Легендой вы объясняете образ мыслей и модели поведения вашего персонажа мастерам, что для них тоже очень важно.
Во-вторых, легенда нужна для того, чтобы вам проще было играть. Хорошо проработанный персонаж, при этом грамотно описанный, – это половина уверенности в своих силах. Понимая, каков ваш персонаж, вы не будете мучительно задаваться вопросом “А как бы повел себя в этой ситуации гном?” – вы будете знать, как себя повел бы ваш персонаж. И поведете себя соотвественно (я надеюсь).
Лично я при написании легенды предпочитаю работать от более грубых очертаний к мелким деталям. Даже если вы ограничены во времени, это поможет в любой момент иметь на руках более-менее целостную легенду. Также такой подход удобен для того, чтобы периодически сверяться с мастерами и править/дополнять легенду в соответствии с их пожеланиями. Так что сначала мы сделаем набросок легенды, а потом будем прорабатывать детали.
Сразу могу вас успокоить: даже самый первый вариант писать нужно будет не с пустого места. Написание легенды – это один из этапов подготовки к игре, причем точно не первый. Обо всех этапах можно почитать здесь: Мастер – игрок: алгоритм работы. Если вы дошли до написания легенды, значит, вы как минимум представляете себе, о чем игра, какие требуется освоить источники и в каком объёме, а также наверняка отправили заявку, где указали свои пожелания по роли. Вот с них мы и начнём. Далее можно будет продумать и описать место персонажа в мире, его социальные связи. Ну и на закуску – перепроверить хронологию и причинно-следственные связи. Обо всём по порядку.

Этап 1. И кто я? (Визитка)

Ваши пожелания, указанные в заявке на игру, рано или поздно оформятся в то, что я назвала бы визиткой . Это краткое описание вашего персонажа, чаще всего включающее его имя, род занятий (или социальный статус, происхождение), возможно, возраст. Например, “Капитан Джек Воробей, искатель приключений”, или “Донна Окана, придворная дама средних лет”, или “космический рейнджер, попавший в финансовое затруднение”. Если вы не сформулировали визитку уже при заявке, то вам наверняка помогут это сделать мастера при первой же встрече.

Имя

Социальный статус / род занятий

Когда вы знакомитесь с людьми, то представляетесь по имени. Следующий вопрос, который чаще всего задают, когда хотят узнать человека, касается рода его занятий или происхождения (если это важно в мире игры). Скорее всего, ответ на этот вопрос в адрес вашего персонажа станет ключевым для понимания того, чем вы будете заниматься на игре.

Опять же, если у вас ещё нет формулировки, – ступайте к мастерам, они помогут. Впрочем, если формулировка есть, тоже будет нелишним с мастерами свериться. Чтобы не получилось, что в одной игре на 30 человек 5 журналистов и ни одного редактора газеты.

Возраст

Об этом нечасто говорят в визитке, но возраст – это неотъемлемая часть роли . Часто возраст персонажа по умолчанию считается примерно равным возрасту игрока. Это обычно упрощает отыгрыш, что само по себе плюс. Однако играть персонажа младше или старше себя – это интересный опыт, который требует некоторых усилий.

  • Если ваш персонаж младше, чем вы. Тут всё просто: вспомните себя в том возрасте. Сравните с собой теперешним. Что поменялось? Можете ли вы отмотать своё эмоциональное состояние на указанную отметку? Попробуйте примерить род занятий из визитки на этот возраст: что интересно человеку? чего он уже успел достичь? к чему стремится?
  • Если ваш персонаж старше, чем вы. Тут немного сложнее, но выход тоже есть. Вспомните знакомых или родственников подходящего возраста. Вымышленные персонажи (кино, сериалы, книги и т.п.) также подойдут в качестве образцов. Попробуйте представить себя в этом возрасте. Как обычно ведут себя люди, которые его достигли? Какие цели ставят перед собой? Как меняются приоритеты со временем?

Это пока предварительные вопросы, но даже быстрый ответ на них – уже начало понимания характера персонажа и того, как его играть.

Визитка – это первое, что вы можете согласовать с мастерами. Если всё в порядке – двигаемся дальше, наращиваем в нашу легенду “мясо”.

Этап 2. И где я? (Персонаж и окружающий мир)

Любой персонаж существует в игре не сам по себе, а в связи с другими персонажами. Социальные связи – важнейшая составляющая легенды. На них чаще всего строятся завязки вашей истории. достаттков. Сразу оговорюсь: в игре не обязаны присутствовать ВСЕ персонажи, упомянутые в вашей легенде. Многие из них очень нужны в ней, чтобы объяснить то, почему ваш персонаж таков, и дать старт сюжету, но не играют никакой роли в событиях, разворачивающихся непосредственно на игре.

Если мастера не выдали вам завязок в общем виде, оставьте им возможность сделать это: поменять имена, немного сдвинуть события во времени, добавить ещё одного родственника или заменить брата сестрой. То есть, нет смысла сразу прописывать контакты очень детально, их можно наметить крупным мазком – чтобы при необходимости доработать.

Какие социальные связи стоит продумать в первыю очередь: Семья. У вашего персонажа однозначно есть (или были) мама и папа. Где они? Чем занимаются? Пожалуйста, не надо с ходу делать персонажа сиротой. Это очень избитый приём. Конечно, это самый простой способ решить вопрос с родителями – но, как мне кажется, он очень обедняет характер персонажа, если отсатётся без должного отыгрыша. Понимание того, в какой семье рос персонаж, даёт очень и очень многое как для понимания его характера, так и для вашей игры.

Напишите о родителях по три строчки вроде визитки: достаточно имени, рода занятий, где они, поддерживает ли ваш персонаж с ними связь (почему?), какие у них в целом отношения. Также нелишним будет подумать о братьях и сестрах, написать по визитке и на них.

Любовная связь. Есть ли у вашего персонажа супруг(а) или возлюбленный(ая)? Как вообще складывалась его личная жизнь? Какие у него планы на будущее? Может, он закоренелый холостяк или сильная независимая женщина? А может, просто давно разочаровался в людях противоположного пола? Или усердно строит карьеру? Тут можно добавить ещё одну визитку – ну или несколько:)

Друзья. Есть ли вообще у вашего персонажа люди, которым он доверяет, на которых рассчитывает и может положиться? Если нет – почему? Если да – кто они? Напишите визитки и о них. Придумайте, где и при каких обстоятельствах познакомились, почему подружились.

Враги. Ваш персонаж вполне мог перейти кому-то дорогу, сам того не подозревая. А может, он занимает принципиальную позицию по какому-то вопросу – и все, кто считает иначе, записаны у него в маленькой черной книжечке. Что может быть таким принципом? Как персонаж ведёт себя со своими недругами? Почему? Пару визиток может найтись и здесь.

Со списками друзей и врагов вам могут помочь мастера. Обязательно уточните у них, с кем может дружить или враждовать ваш персонаж. Обычно мастера видят общую картину сетки ролей и могут предложить несколько вариантов социальных связей.

Помимо людей вокруг персонажа, есть ещё один важный социальный аспект: работа и деньги. Чем ваш персонаж зарабатывает на жизнь? Где он научился этому? Есть ли у него коллеги? (здесь пишем ещё пару визиток + кратко об отношениях с ними) Работает ли он в офисе по жесткому графику – или странствует по миру в одиночку? Устраивает ли его вообще его работа? Помимо этого, подумайте, сколько ваш персонаж зарабатывает. Много это или мало? Что он может себе позволить – а что нет? Как он относится к деньгам, копит ли их – или вообще не знает, сколько в его карманах? Если персонаж не зарабатывает, то на какие средства он живет?

В итоге после ответов на вопросы касательно социальных связей и основного рода деятельности / источника прибыли мы получили вполне развернутую легенду. Скорее всего, её уже будет достаточно для того, чтобы представлять себе персонажа и быть готовым его играть. Так что здесь я бы поставила ещё одну вешку – согласование с мастерами. Именно на этом этапе мастера наверняка смогут вам предложить правки и дополнения, которые позволят оформить окончательный вариант легенды. После некоторой доводки напильником легенда готова.

Но для тех, кого попёрло, а также для перфекционистов, я могу предложить ещё один этап работы. Он является вовсе не обязательным, но может сильно улучшить вашу легенду, если у вас есть на это время и настрой. Частично мы уже говорили об этих вещах в описании первых двух этапов, но теперь можно сосредоточиться на мелких, но ярких деталях.

Этап 3. И что я здесь делаю? (Как персонаж дошёл до такой жизни)

Лично я больше всего люблю всей легендой отвечать на этот последний вопрос: как персонаж дошёл до такой жизни? Почему он таков? Как сформировался его характер? Почему он оказался в мире игры именно здесь именно в это время?

Сделать это можно двумя параллельными способами – хронологией и причинно-следственными связями. Хронология просто перечисляет важные события в жизни персонажа с привязкой к датам и/или возрасту. Причинно-следственные связи позволяют выявить, почему ваш персонаж сложился именно в такую личность и оказался задействован в сюжете.

Хронология

Чем старше ваш персонаж, тем длиннее будет хронология (ваш К.О.). И тем нужнее. Имея перед глазами таблицу вида “Дата в игровом мире, возраст персонажа, событие”, гораздо проще ориентироваться в биографии. К слову, такая таблица может очень пригодиться и мастерам, если потребуется свести воедино события из нескольких легенд, включая вашу.

Привязка к внешним относительно персонажа датам (если они есть) поможет понимать, где персонаж был и что делал в то время, когда происходили какие-то значимые события игрового мира. А ещё хронология позволяет выявить ошибки и нестыковки. Например, если вы написали, что ваш персонаж прошёл войну и от этого у него остались шрамы и психологическая травма, будет несколько досадно, если на игре выяснится, что персонажу в то время было 4 года. Ну или она замужем уже 8 лет, а сейчас ей 20. Как такое возможно? Если действие происходит в Средние века или в каком-то вымышленном мире, где ранние браки - норма, то без проблем. В общем случае просто стоит задать себе такой проверочный вопрос.

Причины и следствия

Эта часть меньше всего поддаётся формализации, но она, как мне кажется, самая нужная для глубокого понимания персонажа и хорошего отыгрыша.

По сути вопрос тут только один: почему? Но его нужно применить практически ко всему, что есть в легенде. Например, вы указали, что у вашего персонажа нет жены, и жениться он не собирается. Почему? Ну или, допустим, он не видел родителей с дня своего совершеннолетия. Почему? Он не любит кошек и запах кофе. Почему? Он не помнит, как звали его младшего брата, да и вообще понятия не имеет, где тот сейчас. Почему? Попробуйте поговорить так со своим персонажем – и, держу пари, вы обязательно выкопаете в нём что-нибудь очень интересное и однозначно достойное упоминания в легенде.

Если вы собрались с духом и добавили к своей легенде хронологию и перелопатили текст с вопросом “почему” наперевес – дайте знать об этом мастерам. Ведь это тоже изменение легенды, и его тоже нужно согласовать. Вряд ли вам что-то завернут, мол, “нет, так не пойдёт, это всё не годится”, – но внести мелкие правки или почерпнуть что-то для общего сюжета точно смогут.

Ну и напоследок ещё один совет: вдохновляйтесь. Писать легенду – значит творить. Творить не равно писать высокохудожественный текст в промышленных масштабах. Творить - это придумывать. Как вы это оформите - вопрос второй. Главное, чтобы и вам, и мастерам было понятно, что вы имеете в виду. Для качественной легенды будет достаточно 2-4 страниц текста. Конечно, это не универсальное мерило - где-то хватит и полстранички, а где-то мастера попросят развернуться… В общем случае, можно считать неприличной легенду в 10 страниц, написанную игроком с минимальным участием мастеров: при игре в 50 человек это означает, что мастерам придётся вычитать 500 страниц текста.

Слушайте музыку, которая ассоциируется у вас с вашим персонажем. Приложите аудизопись к легенде, когда будете отправлять её мастерам. Пошерстите интернет на предмет картинок и портретов того, как мог бы выглядеть ваш персонаж. Подумайте о костюме, аксессуарах. В общем, не изолируйте работу над легендой от остальных частей подготовки к игре. Больше об этом процессе можно почитать здесь: Как готовиться к ролевой игре.

И помните: все ваши усилия, вложенные в легенду, сторицей окупятся в вашей игре. Даже если детали не всплывут, подсказки не сработают, завязки не сыграют – у вас будете вы, ваш персонаж. Имея отличную легенду, можно прекрасно поиграть даже в почти полном вакууме. Не говоря уже о том, сколько удовольствия получат мастера от чтения:)

P. S. В приниципе, никто не сможет запретить вам пройтись по этим этапам в обратном порядке: сначала хронология и причинно-следственные связи, затем социальное окружение, и уже напоследок возраст, род занятий и вишенка на торте – имя:)

Предлагаю также ознакомиться с заметками моих коллег по РИкбезу, Венедикта Крачковского и Александра Нупрейчика , о создании персонажа.

Инструкция

Найдите привязку к реальности. Это может быть интересный природный объект, необычный бытовой предмет, и многое другое. Вообще-то основой для легенды может стать абсолютно все. Ведь даже простой алюминиевой ложкой мог пользоваться человек, совершивший какой-нибудь подвиг.

Подумайте, вокруг чего будет разворачиваться ваша . Это может быть, например, событие. Вы должны выбрать для него очевидца. Это должен быть достаточно известный и авторитетный для ваших будущих читателей или слушателей человек. Таким авторитетом может быть правитель, известный исследователь, знаменитый путешественник или кто-то из их ближайшего окружения. Например, "однажды царь Петр Алексеевич проезжал по берегу моря и увидел падающий с неба камень". После того, как камень упал, в земле образовался котлован, который со временем превратился в поросшую травой ложбину. При этом желательно знать характер предполагаемого очевидца. Он должен был обратить внимание на подобное явление.

У события может быть предыстория - цепь других событий, достаточно ярких для того, чтобы запомниться. Это может быть вражеское нашествие, голодный год, приезд известного человека и т.п. Например, однажды в голодный год шаман принес в дар богам дохлого . Боги разгневались и превратили шамана в скалу, а оленя - в , откуда и происходит его название - Оленье болото, и местные жители туда не ходят. Легенда, основанная на событии, обычно им и заканчивается. Она достаточно короткая и не содержит подробностей.

Можно придумать героя легенды. Он должен быть средоточием многих положительных качеств. Но для остроты сюжета можно добавить к его образу некоторые недостатки. Это может быть великий могучий воин, у которого есть некоторые слабости. Или , не отличающаяся сообразительностью.

Подумайте, какие силы могли противостоять вашему герою. Любая легенда строится на противоборстве таких сил. Победа начала над злым в легенде никогда не бывает полной и окончательной. Спорный момент, до конца не разрешенный легендой, в конечном итоге превращается во вневременной памятник или артефакт. Это может быть на небе, река, северное сияние или другое природное явление.

Введите компонент посредника. В этой роли могут выступать боги, волшебники, чудища. Они договариваются с героем о цене его успеха. Посредником может быть неодушевленный предмет, в том числе сам артефакт легенды. Он выполняет героя, но просит что-то взамен - часть тела, черту характера, самое дорогое или то, чего герой у себя дома не знает. При этом отнятое тоже может стать частью легенды, превратившись в ручей или звезду в небе.

Составьте сюжетную линию. Сюжет легенды выглядит как короткое и понятное действие. Это может быть героя с чудовищем, похищение красавицы, попытка добыть сокровище. Результат должен быть неоднозначен. За победу приходится платить серьезную цену, за приобретенный артефакт - что-то потерять. Главные герои не обязательно остаются в живых. При этом потеря может опять же материализоваться в природный объект, явление или артефакт, которые и демонстрируют зрителям как еще одно доказательство существования легенды. Таким образом осуществляется круговой принцип, когда повод к повествованию является одновременно доказательством его реальности.

В статье представлены картины польского сюрреалиста Томаша Ален Копера

Пишем легенду

А в далеком далеке

Мячик плавает в реке...

(«Мой 20 век»)


Содержание:

1. Что такое «легенда»


1. Что такое «легенда»?

Перелопатив наш архив, я нашел совсем немного произведений, в названиях которых есть слово «легенда»: «Легенды о Хаанстальге» , Алекс-Джейн Коул; Эрхэ – легенды , о , о , , Darkflight, прямой отсыл к легенде имеет рассказ Демонио «Любовь после гроба» ... У большинства авторов легенда чаще всего является «не своей», собственно, тоже написана по фендому.

Почему так? Знаний не хватает, или же фантазии?

Я попытался разобраться, что же такое «легенда»? Чем она отличается от других произведений? И для начала, естественно, полез в словари. Полез и... один за другим откладывал в сторону БЭС, современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, толковый словарь живого великорусского языка В. Даля, другие словари – Ожегова, Ушакова... даже Википедия не оставила меня удовлетворенным.

Во всех словарях я нашел самые простые определения, в принципе, не дающие писателям необходимые ориентиры.

Все они, конечно, упоминали о переводе слова «легенда» с латинского как «то, что нужно читать»; все они говорили о многозначности слова, о его широком и узком смысле; о поэтичности сказаний, о многообразии жанров, о... В общем, в узком понимании все в словарях сводится к пониманию легенды в ее историческо-литературном развитии, а в широком, что легенда – это «недостоверное повествование о фактах реальной действительности».

Ни на один из своих вопросов я так и не получил ответа. А вопросы эти, я уверен, волнуют любого писателя:

1. Что же такое легенда и каковы ее основные признаки?

2. Чем легенда отличается от сказки, а, тем более, от мифа?

3. Каковы основные жанры и темы легенд?

4. Какие виды и типы легенд бывают?

5. Что же такое – современная легенда?

6. Есть ли отличия строения, формы легенды, ее языка от других произведений?


Итак, возьмем любое словарное определение и будем от него отталкиваться:

Легенда [легенда] ж. 1) а) Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). б) Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице. 2) Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л. народное предание. 3) То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка. 4) Вымышленная с целью конспирации биография разведчика. 5) перен. Надпись на монете. 6) перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой)


Вот уж действительно, что только не называют легендой! Это и:


Самое большое сходство у легенды и, конечно, предания. Главное отличие: историческая достоверность в предании больше, чем в легенде. Чаще же авторы путаются – а что же перед ними: сказка, миф или легенда?



2. Отличие легенды от сказки и мифа


У сказки и легенды много общего: волшебство и волшебные превращения, чудеса и чудо; помощь третьих сверхъестественных или божественных сил; повторяющиеся сюжеты, темы; даже языковые приемы и средства – образность, гиперболизация, могут быть похожими слова зачина и концовки, хотя в легенде они не закреплены, – но есть и принципиальные различия. Давайте на них посмотрим:


Сказка Легенда
Основа сказки – фантастический вымысел, не связанный с реальными событиями. Основа легенды – реальность. Даже если вся легенда – чистая фантазия – это как бы то, что могло бы быть в реальности.
В сказке всегда есть очевидный нравственно-поучительный подтекст, который формирует мораль, правила «общежития». Мораль легенды больше направлена на формирование поведения человека в конкретной ситуации и часто подается как философская идея.
Сюжет сказки строится по выработанным веками устойчивым законам. Самый простой: зачин, испытание с троекратным повтором (скажем, огонь, вода и медные трубы), счастливая концовка с победой добра над злом. Сюжет легенды неустойчив, близок к последовательному ходу события в реальности.
Сказка легко классифицируется по жанру: волшебная, бытовая, о животных. Легенда настолько разножанровая, что ее классифицируют по содержанию, то есть по той теме, которую она раскрывает: топонимическая, христианская, социально-утопическая и т.д.
Сказка может носить развлекательный характер, быть своеобразной забавой, потехой. Легенда развлечением бывает редко, чаще она рассказывает о серьезном, о том, что «следует прочитать» и сделать выводы.


Еще более тонка грань между легендой и мифом. Многие ученые не разделяют эти понятия. Однако мне удалось все же выделить в их трудах некоторые различия между мифом и легендой:


Миф Легенда
Главное в мифе – это отражение представлений человека об устройстве мира, причем при наличии третьей силы (к примеру, божественной), которая властвует над человеком и миром. В легенде это тоже есть в виде символического обобщения, но все же не является главным.
Цепь событий в мифах протекает, как правило, в большом временном промежутке, охватывает значительный хронологический период (к примеру, повествование о 12 подвигах Геракла). Легенда, как правило, рассказывает об одном событии, она эпизодична, поэтому ее часто называют «приуроченной», ученые говорят о том, что легенда – это произведение, в котором осуществлен переход от мифического времени к историческому.
Важная тема мифов – противопоставление бессмертности богов и смертности человека. Мифы сакральны. Герои легенд, как правило, смертны (даже в легендах о святых, или если герои получают покровительство каких-то сил). Легенда менее сакральна.
Мифы могут говорить о мире и людях вообще, обобщенно. Легенды чаще принадлежат культуре какого-то народа.
Мифы – сами по себе своего рода канон, ритуальная система, культовая. Легенда же, опираясь на канон, имея его в виду, при этом может быть неканоничной и претендовать на большую истину. Потому ученые часто называют легенду «перекодировкой» представлений, а еще говорят о ее маргинальном характере, то есть о «пограничности», не связанной непосредственно с культом.



3. Виды (типы) легенд и их основные темы


Классифицировать легенды очень сложно. Прежде всего, выделяют тематические группы легенд, но единой классификации нет, тут ученые основываются на каких-то аспектах, традициях, специфике, времени и прочем.

Я попробовал «собрать» виды легенд, основываясь на тех темах, которые в них воплощаются. Конечно, я это все собирал без привязки ко времени, далеко не все темы назвал (так что везде можно ставить «и т.д.»), наверняка упустил многое, но, надеюсь, что все-таки какое общее видение сложилось и вам пригодится.


Вид (тип) Основные темы
Мифологические легенды

– устные народные произведения сюжетного характера, основанные на древних дохристианских представлениях, которые со временем утратили свою мировоззренческую основу и приобрели чисто символические художественные значения.

Антропоморфичные легенды: с очеловечиванием предметов или явлений – солнца, ветра, воды, духов леса, реки, болезней, судьбы и т.д. Помощь или вред одухотворенных сил природы человеку.
Явление болезни и избавление от нее.
Взаимоотношения человека и судьбы.
Зооморфичные легенды: о превращении человека в животное и наоборот. Легенды про оборотней.
Легенды про мудрых животных.
Тема пленения человека животным (к примеру, жертвоприношение девы дракону).
Тема обретения настоящей судьбы (к примеру, в Царевне-лягушке).
Тема наказания человека превращением в животное.
Тема избавления человека от тяжкой судьбы путем превращения.
Тератоморфные легенды: о чудовищах и человеке. Легенды о вампирах.
Легенды о драконах или многоглавых змеях.
Этиологические легенды: повествующие о происхождении природных явлений, флоры и фауны (более не божественного, как в мифах, начала, а человеческого). Тема о фантастическо-реальном происхождении озера, горы, неба, молнии и т.д.
Тема наказания или награды за любовь, ухода от людей (переход в природное состояние, к примеру, легенда о цветке Иван-да-марья).
Тема воплощения человеческих эмоций в природное состояние.
Тема материнской любви (или жены), ее пролитых слез по детям, мужу.
Тема перехода в природное состояние с возможностью приносить помощь или вредить.
Демонологические легенды: об отношениях человека с силами зла. Тема о лютой смерти.
Тема о возвращении мертвых к живым.
Темы о русалках (об упырях).
Тема о нанесении вреда живым за нарушение традиций и ритуалов.
Тема о мести духов за какую-то вину живых.
Тема о людях, которые наделены сверхъестественными качествами: о колдунах, чернокнижниках, знахарях, ведьмах, ворожеях, провидцах и т.д.
Легенды о загробной жизни: о жизни человека после смерти. Тема о помощи духов мертвых.
Темы о домовых, о защите дома.
Темы об охране мертвыми каких-то объектов (о духах-хозяевах).
Тема передачи мудрости, знания от духов живым.
Апокрифические легенды

прозаические произведения церковно-религиозного содержания, созданные на основе мотивов и образов библейской и апокрифической литературы при наличии языческих представлений и фантазии народа.

Ветхозаветные
Космогонические легенды Происхождение вселенной, мира.
Темы о дуальности (добром и злом начале) высших сил.
Темы борьбы Бога и Сатаны.
Антропогенические легенды Темы о создании мужчины и женщины.
Темы о вмешательстве Сатаны в создание человека.
Антропологические легенды Жизнь первых людей.
Темы о рае.
Темы и мировом дереве (древе жизни).
Темы о первородном грехе.
Темы об изгнании из рая.
Темы об отношении человека с Богом и Сатаной.
Темы о потопе.
Темы о змееборстве и т.д.
Ономатологические легенды Темы происхождения имен.
Темы происхождения названий.
Этногенические легенды Темы происхождения народов, наций (Сыновья Ноя, Вавилонская башня, история сыновей Иакова и 12 колен и т.д.).
Новозаветные
Христианские Темы о предательстве веры.
Темы о потопе, Ное и переосмысление их в новой концепции спасения.
Темы о суде Соломона.
О Моисее и т.д.
Христологичные Все темы о Христе.
О Христе и Богородице.
Агиографические легенды Темы о жизни и делах святых.
О чудесных деяниях святых.
Темы о днях памяти, о ритуалах.
Геортологические легенды Темы о происхождении праздников.
О работе и отдыхе людей.
Эсхатологические легенды Темы о конце мира.
Темы о борьбе добра и зла.
Темы страшного суда и т.д.
Исторически-героические легенды

– это легенды, связанные с реальными событиями истории.

Топонимические легенды (этимологические, ономатологические) Темы о происхождении названий, имен географических объектов и предметов: расселенных племен, об огне, городов, поселений, названий местности и прочего.
Топографические легенды Темы о происхождении морей, рек, озер, скал, гор, перевалов, дорог, какой-то местности и т.д.
Героические Темы о героях и их деяниях.
О богатырях.
О битвах, о доблести в бою.
О пленении и выходе из плена.
О героях со сверхъестественной силой.
Социально-утопические легенды

– легенды о простой жизни человека и ожиданиях будущего.

Эсхатологические Темы о будущем, связанные с верой.
О Фаусте.
О переустройстве мира.
Утопические Темы о счастливой стране или счастливом месте (Эльдорадо).
О потерянных странах (Атлантида).
Об утопическом богатстве, благополучии.
О герое-освободителе.
О справедливом царе.
Социальные Темы избавления от страданий.
О справедливости.
О соблюдении или нарушении традиций, ритуалов.
О конце света.
О культурном герое.
Семейные легенды Темы об отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры, свекрови и невестки, тещи и зятя и прочее.
О Казанове, Дон Жуане и т.д.
Сатирические легенды Темы о богатых и бедных.
О бытовых проблемах.
О равенстве и неравенстве, свободе и несвободе и т.д.
Современные легенды

– еще не устоявшееся, но уже обладающее определенными чертами понятие, легенды о современной жизни, вместе с тем и «возвращающие» старые темы в современной обработке.

Исторически-героические легенды – переосмысляющие прошлое Темы переосмысления исторических событий и действий героев, к примеру, легенды о Суворове, Чапае, о случаях во время ВОВ и т.д.
Исторически-социальные легенды О жизни в прошлом, например, в СССР.
Об освоении новых территорий, земель.
О появлении новых городов.
О бедных и богатых.
О заговорах и тайных обществах.
О социальных экспериментах.
О страхах общества.
О власти и простом человеке и т.д.
Современные сказки О чудесных происшествиях с человеком.
О Фениксе, о Синей птице.
Про Золушку и принца на белом коне.
О нахождении неожиданных подарков судьбы.
Темы о современных приметах и суевериях.
О спрятанных и найденных кладах.
О вампирах, домовых, барабашках и прочем...
Бывальщины, былички Рыбацкие или охотничьи легенды.
Темы о флоре и фауне в ее современном состоянии.
Легенды по типу «это было с кем-то».
Криминальные истории О похищении людей.
О противостоянии групп.
Об успешных и неуспешных преступниках.
О маньяках.
Темы предупреждения об опасности и прочее.
«Индустриальные» легенды Темы о секретных технологиях, технике.
Темы о влиянии техники и технологий на людей.
Темы возвращения к природе.
Темы роботехники и захвата мира роботами.
Экологические темы и т.д.
«Уфологические» и тератоморфные легенды Легенды о пришельцах, о тарелочках.
О Бермудском треугольнике.
О необъяснимой пропаже людей и предметов.
О необъяснимых событиях, явлениях.
О таинственном влиянии какого-то места на человека.
О Несси или Чужом и прочее...
«Разрушающие» легенды К ним относятся рассказы, пытающиеся разрушить прежние мифы и легенды
Городская (урбанистическая) легенда Все темы современных легенд могут воплощаться в городской легенде, но есть и специфические темы:
О подземных городах, лабиринтах и бункерах,
Легенды о происхождении улицы, площади, памятника,
О городских героях (или негероях),
О пропаже или нахождении людей,
О таинственных домах и лифтах,
О каких-то необычных местах в городе,
О таинственных автобусах и автомобилях,
О жизни разных слоев населения, об известных людях («утки»),
О волшебных магазинчиках,
Об экстрасенсах, гадалках, цыганках и прочее...



4. Особенности построения и языка легенды


Форма легенды неустойчива, свободна. Отчасти это потому, что пересказ легенды допускал импровизацию, а сказки или мифа – нет. Сохраняя древние сюжеты, темы, легенда «рассказывала» их с точки зрения того времени, в котором она возникала.

Легенда – прозаический эпический жанр, повествование о прошлых событиях (хотя есть и исключения, например, духовный стих). Однако чаще всего – это небольшой рассказ или маленькая повесть.

И все же у нее есть сложившиеся веками правила построения.

Зачин легенды может быть вполне сказочным, построенным по сказочным формулам:

«Жили-были...»,

«В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д.

Но чаще рассказчик сразу упоминает о прошлом:

«Давным-давно это было...» ,

«Дело было в старину...» ,

«Когда-то в одном городе...» ,

«Когда деревья были большими...» и прочее.

«Один старик мне рассказывал...» ,

«Было это с одним моим приятелем (знакомым, ученым)...» ,

«Умные люди поговаривают, что...» .

Особенно это характерно для современных легенд, которые рассказывают о недалеком прошлом. Буквально – о «вчера». Гораздо реже рассказчик начинает легенду словами:

«Я сам это видел...» ,

«Я тому свидетель...» , хотя и такой зачин может быть.

Интересен зачин в форме вопроса:

«Знаешь ли ты о Литейном переулке?» ,

«Вы были на Синем озере?» ,

«Почему есть черные лебеди?» ,

«Вы слышали о...?» и т.д.

Основная часть легенды, как правило, либо малоэпизодна, а чаще – одноэпизодна.

Если это небольшая цепь эпизодов, показывающих развитие действия, они не имеют четкой обязательной последовательности, как в сказке, а лишь служат для показа события. В небольшом рассказе – в центре один эпизод, вокруг которого все и складывается.

Автор старается убедить в достоверности происходящего, даже если это очевидная фантастика, сам верит в то, что говорит. При этом в отличие от сказки, используется феномен «чуда», а не «чудес, волшебства».

Развязка может быть

ожидаемой (например, в легендах, рассказывающих о деяниях героев, великих людей, о подвигах, битвах);

«переломной» , меняющей все: «С тех пор Иван стал совсем другим...», «С того дня...»;

– вовсе неожиданной : «А все не так вышло...», «Вдруг смотрит...!»

Концовка легенды тоже неустойчива.

Иногда она представляет собой результат действий, событий: «Вот так все и случилось...» , «Люди сохранили это в памяти...» , «Жизнь с тех пор изменилась...» , «С тех пор лебеди черные...» и т.д.

Она может быть и в виде закрепления какого-то правила: «Больше туда они не ходили...» , «Правильно сделал...» , «Всем урок...» .

Мораль, нравоучение могут быть в контексте – как некий вывод, который должен сделать слушатель, читатель, но могут быть и открытыми, прямыми: «А не нужно было лезть...» , «Грех это...» и т.д.

Современная легенда тоже сохраняет древнейшие особенности построения, меняются события, герои и, конечно, язык, но основы – остаются.


Для языка легенды характерны:

смена повествования, стиль речи (от простого, до высокого);

олицетворение ;

антитеза (в том числе, социальная);

фантазия и юмор ;

гипербола (воспринимается как реальность)

символизм образов (в том числе элементы древних «табу», запретов, правил, ритуалов, традиций);

антропорфичность (все о человеке)));

анимизм (вера в душу одушевленность всего и вся);

инициация (переход на какой-то новый уровень мышления, развития, статуса, способностей и прочего);

метаморфоза (превращение, перевоплощение)


На мой взгляд, легенда – самое «народное» произведение, своеобразное зеркало времени, людского понимания и объяснения реальности. Она бессмертна. И я уверен, что все важные события века прошедшего и века будущего отразятся в легендах.

Пишите легенды. Удачи вам.


Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.

Афанасьев А.Н. Народные русские легенды.

Драгоманов М.И. Малорусские народные предания и рассказы.

Веселовский А.Н., Опыты по истории развития христианской легенды.

Пропп В.Я., Фольклор и действительность.

Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора.

В различие от сказки, предание связана с реальной историей и реальной местностью. События, описанные в ней, неукоснительно проецируются на действительность. Это фантастическое событие реального события либо явления. Она может быть как независимым литературным произведением, так и основой для театрализации либо ролевой игры. Достаточно зачастую предание становится составляющей частью образа жизнеописания несуществующей фигуры.

Инструкция

1. Обнаружьте привязку к действительности. Это может быть увлекательный природный объект, странный бытовой предмет, ветхая книга и многое другое. Вообще-то основой для легенды может стать безусловно все. Чай даже легкой алюминиевой ложкой мог пользоваться человек, совершивший какой-либо подвиг.

2. Подумайте, вокруг чего будет разворачиваться ваша предание. Это может быть, скажем, событие. Вы обязаны предпочесть для него очевидца. Это должен быть довольно знаменитый и влиятельный для ваших грядущих читателей либо слушателей человек. Таким авторитетом может быть предводитель, знаменитый изыскатель, известный турист либо кто-то из их ближайшего окружения. Скажем, “некогда царь Петр Алексеевич проезжал по храню моря и увидел падающий с неба камень”. Позже того, как камень упал, в земле образовался котлован, тот, что со временем превратился в поросшую травой ложбину. При этом желанно знать нрав полагаемого очевидца. Он должен был обратить внимание на сходственное явление.

3. У события может быть предыстория – цепь других событий, довольно блестящих для того, дабы запомниться. Это может быть вражеское интервенция, голодный год, приезд вестимого человека и т.п. Скажем, некогда в голодный год шаман принес в дар богам дохлого оленя. Всевышние рассердились и превратили шамана в скалу, а оленя – в болото, откуда и происходит его наименование – Оленье болото, и местные обитатели туда не ходят. Предание, основанная на событии, обыкновенно им и заканчивается. Она довольно короткая и не содержит подробностей.

4. Дозволено придумать героя легенды. Он должен быть средоточием многих правильных качеств. Но для остроты сюжета дозволено добавить к его образу некоторые недочеты. Это может быть эпохальный мощный воин, у которого есть некоторые слабости. Либо писаная прелестница, не отличающаяся находчивостью.

5. Подумайте, какие силы могли противоборствовать вашему герою. Любая предание строится на соперничестве таких сил. Победа добросердечного начала над злым в легенде никогда не бывает полной и окончательной. Спорный момент, до конца не разрешенный легендой, в финальном выводе превращается во вневременной монумент либо артефакт. Это может быть созвездие на небе, река, северное сияние либо другое природное явление.

6. Введите компонент посредника. В этой роли могут выступать всевышние, кудесники, чудища. Они договариваются с героем о цене его триумфа. Посредником может быть неживой предмет, в том числе сам артефакт легенды. Он исполняет просьбу героя, но умоляет что-то вместо – часть тела, черту нрава, самое дорогое либо то, чего герой у себя дома не знает. При этом отнятое тоже может стать частью легенды, превратившись в ручей либо звезду в небе.

7. Составьте сюжетную линию. Сюжет легенды выглядит как короткое и внятное действие. Это может быть битва героя с чудовищем, похищение прелестницы, попытка достать сокровище. Итог должен быть неоднозначен. За победу доводится платить солидную цену, за приобретенный артефакт – что-то утратить. Основные герои не неукоснительно остаются в живых. При этом потеря может вновь же материализоваться в природный объект, явление либо артефакт, которые и показывают зрителям как еще одно подтверждение существования легенды. Таким образом осуществляется круговой правило, когда причина к повествованию является единовременно доказательством его действительности.

Обратите внимание!
Вы обязаны сразу принять условие, что предание не является объектом авторского права и может неоднократно изменяться и дополняться другими людьми. В этом реализуется фольклорный тезис ее существования и передачи во времени.

Легенды

Как появился огонек Эта история произошла давным-давно во Всероссийском лагере «Орленок». Лагерь был еще очень молодым. Первые отряды не были дружные, но прошло некоторое время, и все стали замечать, что с одним отрядом что-то творится. Все мальчики и девочки в отряде были не такими, как другие. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчики всегда брали на себя трудную работу, помогали девочкам, девочки всегда заботились о мальчиках, и никто не оставлял никого в беде.

И, как ни странно, безмолвный огонь тоже был участником их разговора. Он освещал лицо говорящего, если разговор оживлялся, пламя тоже волновалось, костер часто вспыхивал, бросал в небо искры; если же разговор затихал шш пелась негромкая песня, то костер горел плавно, чуть подрагивая языками пламени. А когда приходило время возвращаться, ребята брались за руки, и над несом разносились тихие слова: «День отшумел.»

И домой они возвращались, держась за руки. Вожатым было над чем задуматься. И с того самого дня все больше костров вспыхивало вокруг лагеря, и маленькие искорки от них селились в душах ребят.

Легенда об «Орлятском» круге В былые времена, в старинные годы. давным-давно. жили на берегу моря люди. Это было племя красивых и сильных людей, любящих жизнь и красоту, любящих друг друга. Но ничто не длится долго. Пришла война. Настала необходимость всем мужчинам уйти воевать. А как же любимые женщины, ма-1сри, сестры, дочери. Не забрать их с собою. И тогда все мужчины, чтобы не мерзли их любимые, сложили посреди пещеры свои горящие сердца, И ушли.Ушли воевать, защищать свой дом, свои семьи. Сердца горели ровным и теплым огнем. Но ворвался злой ветер и начал тушить сердца мужские. И тогда женщины, дочери, матери, сестры встали в круг вокруг горящих сердец и загородили их от ветра. Много они простояли, но защитили сердца от ветра. А когда мужчины вернулись домой, то были встречены своими любимыми. И вот с тех пор повелась традиция - вставать в круг, который и назвали впоследствии «Орлятским». Встают в этот круг только самые близкие друзья. Встают не просто так. Встают, чтобы поговорить, пообщаться. Сказать друг другу что-то самое сокровенное, самое важное. В «Орлятском» кругу есть свои традиции и свои законы:Слева друг и справа друг, Чуть качнулся орлятский круг. Тут лишь о главном услышишь слова. Руки в размахе крыльев орла: Справа на плечи, а слева на пояс. Тихо звучит о серьезном твой голос. Круг неразрывный нельзя разорвать.

В центр, лишь прощаясь, можно ступать. Эти правила объясняются очень просто: правая рука лежит на плече соседа справа, чтобы ты знал, что в трудную минуту ты всегда можешь опереться на своего друга; левая рука лежит на поясе соседа слева, чтобы твой друг всегда был уверен в твоей поддержке. Когда хочешь выйти из круга или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это так осторожно, чтобы злой ветер не смог ворваться в круг и затушить горящие орлятские сердца, лежащие в центре круга. Потому и нельзя топтаться в центре - кто же ходит по сердцам. А когда уезжают друзья, то сумки и чемоданы ставятся в центр круга, чтобы увезти с собою частицу большого отрядного сердца, бьющегося ровно и горящего большим теплым огнем.

О веточке В самом центре маленького городка, рядом с широкой дорогой, по которой ездят огромные гудящие машины, жил старый тополь. Проходил год за годом, месяц за месяцем, все менялось, все вокруг радовалось жизни, и только старый тополь стоял себе на краю дороги и со спокойным равнодушием смотрел на мир.

Начнется весна, и на всех деревьях распустятся листочки, а потом тополь думает: «Ничего, подождем. Весна кончится, наступит осень». Осенью расцветают в садах прекрасные цветы. «Ничего, зима уже близко», - думал тополь. Тополь был очень старый и хорошо знал жизнь, не один десяток раз он видел, как после летнего веселья и буйства красок вновь наступает осень и слякоть, а потом мертвый холод убивает радостную, по слабую жизнь.

И думал старый тополь, что уже никогда не сможет он. такой мудрый и древний, удивляться чему-то. Но однажды, когда весна вновь вступила в своиправа, на самой верхушке тополя родилась маленькая веточка. Она была такая тоненькая, гибкая, свежая. Каждый день ее ласкали теплые, солнечные лучики, иногда теплый ветерок, пролетая мимо, приносил ей свежие новости. И радостно было веточке жить, и мечтала она, что будет ее жизнь прекрасной, что много нового и замечательного сделает она в жизни, что изменит она и старый тополь, и все, что окружает ее. Стремительно и радостно росла она, впитывая в себя силы весны и веры, что с каждым днем, с каждой минутой жизни будет все прекраснее.

Сначала старый тополь не замечал веточку, и она не беспокоила его засыхающий ствол у корки. Но уже через несколько дней веточка начала шевелить тополь, заставила его жить, пить из теплой весенней земли живую теплую воду.

И тогда тополь забеспокоился. Он понял, что с рождением веточки не будет ему покоя, и если так будет продолжаться и дальше, то скоро за этой веточкой последуют другие. И придется ему вместо того, что бы спокойно засыхать, продолжать жить. Испугался сначала тополь, но потом стало ему жалко маленькую веточку, и он решил поговорить с ней. Убеждал тополь, что не доведет до добра ее рост, что все равно погибнет она, что лучше остановиться и сделаться такой же, как и все старые ветки тополя, но она не хотела и не могла. Она тянулась к солнцу, к свету, голубому небу. Она мечтала, верила, жила. И вот однажды, в самом конце весны, случилось то, что предсказывал старый тополь. Люди, которые занимались спиливанием высохших веток с деревьев, большими железными ножницами отреза™ и хрупкую веточку. Она упала на грязный тротуар, все еще не веря, что случилось что-то страшное. А небо было таким же высоким, как и в минуту ее рождения. А старый тополь удовлетворенно вздохнул и, успокоившись, снова заснул. «Нет радости в стремлении к суете, - думал тополь, - невозможно достать до неба, всегда найдутся железные ножницы. Уж лучше тихо и незаметно, без шума и гама сидеть на одном месте, не мечтая». А действительно, что же все-таки лучше?

Сказка о снеге Особенно рано ударили морозы. Застудили землю, запечатали льдом озера и реки, а снега все еще не было и не было. А его ждали повсюду с нетерпением. Наконец выпал на землю снег - такой чистый, такой белый, что кругом посветлело и стало просторно. Заблестели, заискрились ровные луга, в лесу сразу стадо нарядно - каждое дерево, каждый лист украсились кружевными хлопьями. Даже старые пни будто помолодели, надев на головы снежные шапки. Все были рады снегу, все благодарили его, а он молчат. И не потому, что сказать было нечего - совсем по другой причине. Снег родился высоко - высоко над землей в сверкающей пустоте, где свищут одни лишь ветры - невидимые, да плывут растрепанные серые тучи. Он долго летел к земле, и ветры кружили его и несли не известно, куда над полями и лесами. Ветры открывали снегу тайну: на земле он должен лежать как мертвый и молчать. Стоит ему заговорить в первый раз - от него останется лишь половина, во второй - его станет еще в два раза меньше. В третий раз - ничего не останется.

«В словах, - говорили ветры, - заключены страшные болезни. Они могут заразить жалостью и добротой, нежностью и любовью. Но кто много чувствует, тот быстро погибает. А чтобы прожить долго, надо ничего не делать, не чувствовать, не говорить, не слушать, ни о чем не думать». И снег запомнил предостережение ветров. Иногда ему хотелось ответить кому-нибудь, поболтать от скуки, но он вовремя спохватывался и продолжал молчать.

Трудно жилось зимой зверям и птицам, много голодали, мерзли, даже деревья трещали от мороза. И когда снег думал про них, он чувствовал, что становится теплее и легче.

Однажды вечером пролетел над лесом студеный северный ветер, и ночью подморозило так, что снег покрылся твердой ледяной корочкой. Утром снег услышал чьи-то жалобные стоны и заметил, что через поляну, хромая, бредут козы. Ледяная корочка резала им ноги, и следы позади коз были обрызганы чем-то красным. И когда такая красная капля падала на снег, то прожигала его почти насквозь, и ему тоже делалось больно. Тогда снег захрустел, собираясь крикнуть, но от долгого молчания голос у него пропал, он сумел прошептать хрипло: «Солнышко, помоги». И солнце поднялось выше, разогрело ледяную корку, растопило ее. А снег и опомниться не успел, как наполовину исчез. Только в густом бору, в низинах и оврагах осталась лежать дырявая снежная шуба. Стоило солнцу подняться выше и пригреть землю, как все кругом изменилось. На полях зеленели хлеба, над черными прошлогодними листочками поднялись первые цветы, весь день весело распевали птицы и даже старый ворон, кувыркаясь в небе, каркал во все горло.

Снег осмотрелся кругом и невольно сказал: «Как хорошо, какие вы все красивые». И опять зажурчали ручейки, и снег не заметил, как почти весь растаял.

Уцелел лишь сугробик под низкими лапами ели, которая росла на краю обрыва. Теперь снег решил, что больше не скажет ни слова. Под еловыми лапами было прохладно, сумрачно, ни один солнечный луч не мог пробиться сквозь них. И снег, съежившись сугробиком, тихо лежал. Как-то ночью он услышан возле себя шорох. На земле шелестели сухие еловые хвоинки, будто кто-то осторожно разгребал их. А на другой день снег заметил, что из-под земли проклюнулись какие-то слабые тонкие росточки. Это рядом со снегом росла маленькая земляничка - самая скромная и незаметная ягодка в лесу. У нее было три листочка на стебельке, а сами стебельки - как паутинки, и цветок был крошечный, неприметный, словно одинокая снежинка, упавшая в траву. И снегу очень понравилась эта маленькая травка.

Земля под елью была слишком сухая: сюда не попадали капли дождя, а болтливые ручьи бежали далеко внизу но дну оврага И земляничка стала сохнуть от жажды. Снег знал, что никто не придет, чтобы напоить земляничку. Только он мог выручить эту крохотную ягодку - и то, если пожертвует своей жизнью. А ему страшно было умирать, и он попробовал не слышать голоса землянички, не думать о ней. «Надо лежать как мертвый»,- твердил снег слова ветра. Но вдруг ему в голову пришла другая мысль: «Зачем тогда жить на свете, если я буду как мертвый? Пусть лучше моя смерть обернется жизнью. Не плачь, земляничка, - сказал снег звонко. - Я тебя выручу». И на том месте, где лежал снег, разлилась чистая вода, которая напоила сухую землю, и земляничка скоро подняла листья и опять закивала цветком.

Так значит, снег умер? Может быть - да, а может быть - нет. Снег растаял, превратился в воду. Вода, напоив травы и деревья, ушла под землю, прошумела ручьями, по речным руслам и стекла в море. А потом летучим туманом поднялась она в воздух, он собрался в большие белые облака и серые тучи. И высоко-высоко вверху, в холодной сверкающей пустоте, вновь родится из воды снег, чтобы в свое время выпасть на землю и укрыть ее от морозов. И опять случится с ним такая история и повторится с ним бесчисленное множество раз, потому что на земле всегда будут доброта, красота и любовь, а раз они есть, никто не ответит, где кончается смерть и начинается жизнь.

Легенда о пластилиновом городе Давным-давно, а может быть, совсем недавно не известно где находился город, в котором все было из пластилина: и дома, и люди, и деревья, и камни, и кошки. Жители этого города никогда не видели ни снега, ни дождя, не знали, что такое ветер и ночь. А согревала город большая восковая свеча, которая заменяла солнце. И была она такая большая и яркая, что никому в голову не приходила мысль, что свеча может когда-нибудь погаснуть.

И жил в этом городе булочник. Всю жизнь он пек и продавал булки и очень мечтал прославиться. А на другом конце жил маленький сапожник, у которого тоже была мечта - он очень хотел иметь друзей. Но сапожника никто не замечал, ведь он был маленький, худой и очень скромный. Никогда он не решался первым с кем-нибудь заговорить.

И вот булочник придумал однажды, как ему прославиться. Он решил погасить свечу. И представьте себе, ему это удалось. Свеча погасла, и сразу наступила ночь. Подул сильный ветер, пошел снег, дождь. Люди прятались в.ломах, но пластилиновые дома плохо защищали от дождя и ветра, А булочник стоял на крыльце своего дома и бесплатно раздавал зонтики, и люди говорили: «Ах, какой хороший булочник, какой добрый и предусмотрительный!»

А маленький сапожник в это время понял, как сделать так, чтобы о нем все узнали. Он взял спички, лестницу и полез зажигать свечу. Но как только свеча загорелась, маленького сапожника не стало - пластилин расплавился. И надо же было так случиться, что перед тем, как свеча вспыхнула, булочник внизу воскликнул: «Я знаю, как зажечь свечу!» И все подумали, что свечу заже! именно он. И никто не заметил исчезновения сапожника. Только свеча это заметила и приняла форму пластилинового сапожника, но этого тоже никто не заметил.

Тишина Когда-то давным-давно в далекой стране жил ужасный царь - Мрак. И была у него красавица дочь. Принцесса была так прекрасна, что когда она появлялась в лесу, замолкали все птицы, переставали дуть ветра и даже деревья замирали - все любовались прекрасной девушкой в полной тишине.

Принцессу так и звали - Тишина. Одним весенним утром она гуляла по лесу, беседовала со знакомыми птицами и деревьями. Вдруг она услышала чудесную музыку. Звуки были такие нежные, что казалось, будто солнышко светит ярче, а ветер шепчет какие-то теплые слова. Раздвинув ветви деревьев, принцесса выглянула на поляну и увидела белокурого пастушка, играющего на дудочке. Тишина стояла в тени деревьев и слушала эту волшебную музыку. Ей казалось, что она может слушать пастушка вечно. Несколько дней подряд девушка ходила к этой поляне, чтобы послушать его. И в один из этих весенних дней глаза девушки и юноши встретились, и они полюбили друг друга. Теперь Тишина убегала из холодного дама отца, чтобы увидеть пастушка.

Когда отец Мрак узнал об этом, он страшно рассердился и заточил свою дочь в такую высокую башню, что шпиль ее скрывался за облаками. Но любовь юноши оказалась такой сильной, что он сумел обойти все замки и стражу и выкрасть принцессу-красавицу. Тишина и пастушок убежали из мрачного замка, но в одну из ночей всемогущий царь Мрак догнал беглецов и в ярости хотел превратить свою дочь во что-нибудь страшное и мрачное. Но даже его чары не могли справиться с ее красотой.

Тишина превратилась в легкое белое облачко. Оно поднялось в голубое небо и улетело, унесенное ветром. С тех пор облачко летает по свету. А люди часто замечают, что, подчиняясь каким-то тайным силам, иногда среди шума. веселья, споров и смеха вдруг наступает тишина. "Это красавица Тишина опустилась рядом. Давайте помолчим и, может быть, услышим ее.

Две половинки души Когда-то Боги создали землю и человека. И было у него две головы, четыре руки, четыре ноги, но одна душа. Шло время, и люди начали забывать о том, кто их создал. Они решили, что раз они такие совершенные, то Боги им не нужны, и Боги решили их наказать.

Однажды в полдень огромная черная туча закрыла солнце. Раздался страшный грохот, ослепительно блеснула молния. Боги разделили людей на две половинки. Теперь у человека стало две руки, две ноги, одна голова, а одну большую душу разорвало на две половинки. Сначала люди не заметили этого и спокойно разошлись в разные стороны, перемешались. Прошло время, и многие стали чувствовать, что им чего-то не хватает. Они переживали и мучались. И с тех пор по земле бродят половинки душ, мечтая опять встретиться. Но узнать свою половинку р,е так-то просто. Поэтому и есть аа земле встречи и разлуки, радость и разочарование. Пусть же каждый как можно скорее найдет свою половинку души, и тогда на земле станет одной большой душой больше.

Легенда о Луне Давным-давно у тирана Гиперона и его жены родились дети: сына они назвали Гелиосом, а двух дочерей Селеной и Эос. Позавидовали семейному счастью коварные братья Гиперона и решили погубить его детей. Но добрые боги спасли их и превратили Гелиоса в Солнце, Селену в Луну, а Эос в розовую Зарю. С тех пор на смену Гелиосу - Солнцу, когда угасает Заря - Эос, выходит на ночное небо Селена - Луна. Однажды увидела Селена на земле красавца юношу и полюбила его. Но как встретиться Луне с человеком? Пришлось Селене обращаться к главному богу - Зевсу. Тот приказал позвать этого юношу. «Тебе выпала великая честь, - сказал Зевс, - я выполню любое твое желание. Проси, что хочешь». Зевс думал, что юноша захочет повидать Луну в образе красивой девушки, но тот запросил вечной молодости. «Хорошо, - сказал Зевс, -я выполню свое обещание, и ты сохранишь навеки свою молодость». С тех пор юноша уже много лет спит в неприступном для людей замке, высоко в горах. И каждый день грустная Луна - Селена спускается с неба, чтобы полюбоваться на юношу. Она проводит день в замке, грустит там и плачет. И в это время никто не видит Луну на небосклоне. Затем печальная Селена узким серпиком появляется вслед за уходящим Солнцем. Серп с каждым днем растет, увеличивается в размерах и через 7 дней над нами появляется половинка Луны.Потом Луна опять худеет, будто кто-то отрывает от нее по кусочку. Так происходит и по сей день.

Созвездие Орла Было это давным-давно. Тогда люди и звери жили дружно, и никто никого не обижал. Но постепенно дружба начала угасать. И вот между людьми началась война, жестокая и длительная. А далеко в лесу жил один человек. Он не был похож на других - он был удивительно добр ко всем: и к людям, и к животным. Однажды он нашел в лесу маленького беспомощного орленка. Человек вылечил его, и они подружились. Постоянно они были вместе. Казалось, что война их не касается, но она докатилась и до них. Звери решили уничтожить всех людей на земле. Толпа зверей все сметала на своем пути. И вот она докаталась до того места, где жили человек и орел. Звери решили, что и этот человек должен умереть. Орел попытался заступиться, но его никто не слушал. Тогда орел схватил человека и понес его высоко в небо. Звери бросились в погоню, но так и не смогли их догнать. А орел летел все выше и выше, до самых тезд, пока сам не превратился в звезду. С тех пор на небе есть созвездие Орла созвездие, напоминающее людям о крепкой настоящей дружбе.