Монахиня на итальянском голосе. Итальянская монахиня приняла участие в шоу «голос

История Киевской Руси, а затем и Русского государства, полна событий. На протяжении веков со времен своего основания это государство постоянно расширялось и укреплялось, несмотря на вторжения врагов. В управлении ним участвовало много выдающихся и знатных людей. Один из правителей, который повлиял на историю государства Русского, был князь Юрий Всеволодович. Что это был за человек? Какова его биография? Чего он достиг за годы своего правления? На все эти вопросы можно найти ответы в данной статье.

Ранние годы князя

Родился Юрий в Суздале 26 ноября 1188 года в семье Юрьевича по прозвищу Большое Гнездо и его первой жены Марии Всеволжей. Он был вторым сыном Всеволода. Ростовский священник Лука крестил его в городе Суздале. В конце июля 1192 года Юрий был посажен на коня после так называемого обряда пострижения.

В возрасте 19 лет княжич уже начал участвовать в походах вместе со своими братьями против других князей. Например, в 1207 году в походе на Рязань, в 1208-1209 гг. - на Торжок, а в 1209 г. - против рязанских жителей. В 1211 году Юрий женится на дочери Всеволода, князя Черниговского, княжне Агафии Всеволодовне. Венчались они в Успенском соборе города Владимира.

Семья князя Юрия Всеволодовича

Агафья родила супругу пятерых детей. Первенцем был Всеволод, рожденный в 1212 или 1213 году, будущий князь Новгорода. Вторым сыном был Мстислав, появившийся на свет после 1213 года. Затем Агафья в 1215 году родила дочь, которой дали имя Добрава. Она впоследствии вышла замуж за Волынского князя. После 1218 года у них родился третий и последний сын Владимир. А в 1229 году появилась на свет еще одна дочь Феодора. Но из-за нашествия монголо-татар все дети, кроме Добравы, погибли в 1238 году. Таким образом, Юрий Всеволодович, великий остался без наследника.

Отношения с братом

С 1211 года отношения Юрия с его старшим братом Константином становятся напряженными. Причиной конфликта и междоусобицы между двумя родными братьями становится решение их отца Всеволода отдать город Владимир своему второму сыну. После смерти князя Константин старается вернуть его себе. Тогда и начинается вражда между братьями. Ставший великим князем, Юрий Всеволодович со своим войском несколько раз сражался с Константином и его дружиной.

Но силы были равными. Поэтому никто из них не мог победить. Через 4 года вражда заканчивается в пользу Константина. На его сторону стал Мстислав, и вместе у них получилось захватить город Владимир. Константин становится его владельцем, но через 2 года (в 1218 году) он умирает. И снова город возвращается во владение Юрия Всеволодовича. В дополнение к Владимиру князь получает еще и Суздаль.

Политика Юрия Всеволодовича

По большому счету политика владимиро-суздальского князя Юрия Всеволодовича была продолжением политики его отца. Он тоже не был любителем военных сражений, а старался иметь мирные отношения со своими соседями. Князь Юрий предпочитал больше дипломатические переговоры и различные хитрости, которые помогали избегать конфликтов и натянутых отношений. В этом он достиг хороших результатов.

Тем не менее Юрию Всеволодовичу все-таки приходилось организовывать военные походы или участвовать в битвах. Например, в 1220 году он посылает свое войско во главе со Святославом против булгар, находившихся в Поволжье. Причиной похода послужил захват русских земель. Княжеская армия достигла булгарских земель и завоевала несколько селений, а затем выиграла битву с самим противником. Князь Юрий получает предложение о перемирии, но только с третьей попытки булгарам удается его заключить. Это произошло в 1221 году. С этого времени русские князья начинают пользоваться большим влиянием на территориях, прилегающих к рекам Волге и Оке. Тогда же начинается и строительство города, который ныне известен как Нижний Новгород.

Позже князь Юрий Всеволодович ведет борьбу с эстами под Ревелем. В этом ему помогают литовцы, которые позже перехитрили его и начали завоевывать земли Руси, разоряя их. Приблизительно в это же время приходится князю участвовать и в конфликте с жителями Новгорода, который он успешно решает.

В 1226 году Юрий Всеволодович воюет с мордовскими князьями за территорию, находящуюся рядом с построенным Нижним Новгородом. После нескольких его походов мордовские князья нападают на город, тем самым начиная долгосрочный конфликт, который проходил с переменным успехом для двух сторон. Но на русские земли надвигалась более серьезная угроза - войско татаро-монголов.

Вторжение кочевников в русские земли

Еще в 1223 году во время нашествия монголов на северное Причерноморье князья южнорусских земель обратились к князю Юрию за помощью. Тогда он отправил вместе с войском своего племянника Василько Константиновича, но тот успел дойти только до Чернигова, когда узнал о печальном итоге битвы на реке Калке.

В 1236 году татаро-монголы решают идти на Европу. И делают это они через земли Руси. В конце следующего года хан Батый идет на Рязань, захватывает ее и двигается в сторону Москвы. Через некоторое время хан подходит к Коломне, а затем и к Москве, которую он сжигает. После этого он направляет свое войско на город Владимир. Так довольно быстро монголо-татарские орды захватывали русские земли.

Гибель князя

Узнав такие печальные новости об успехах противника, Юрий Всеволодович, князь Владимирский, после совещания с боярами отправляется за Волгу, чтобы собрать себе войско. Во Владимире остаются его жена, двое сыновей, дочь и другие близкие Юрию люди. В начале февраля монголо-татары начинают осаду города, который был ими захвачен 7 февраля. Они врываются и сжигают Владимир. Семья и близкие Владимирского князя погибают от руки противников.

Менее чем через месяц, а именно 4 марта, вступает с врагами в сражение князь Юрий Всеволодович. Битва происходит на речке Сить. К сожалению, это сражение заканчивается поражением русского войска, во время которого погибает и сам князь Владимирский. Обезглавленное тело Юрия нашел Ростовский епископ Кирилл, который возвращался из Белоозера. Он перенес останки князя в город и похоронил. Через время была найдена и голова Юрия.

В 1239 году останки Юрия Всеволодовича были перенесены во Владимир и захоронены в Успенском соборе. Так закончилась жизнь русского.

Результаты правления

К правлению князя Юрия Всеволодовича историки относятся по-разному. Одни признают, что он внес большой вклад в расширение русских земель. Другие считают его правление плохим, так как он не смог защитить Русь от нашествия кочевников, тем самым позволив им владычествовать на русских землях. Но в то время многие княжества не смогли противостоять грозному и сильному противнику. Не стоит забывать и то, что во время правления Юрия было построено несколько больших городов, соборов и церквей. Также он вел успешную политику до самого нашествия, что говорит о его таланте и дипломатических способностях.

Некоторые факты о Юрии Всеволодовиче

С жизнью князя Юрия связано несколько интересных фактов:

  • Примечательно, что из всей семьи князя дольше всех прожила его дочь Добрава, потому что она вышла замуж за волынского князя Василько в 1226 году и прожила 50 лет.
  • Город-крепость был построен всего лишь за один год. Первыми его поселенцами стали ремесленники, которые сбежали из Новгорода. Юрий Всеволодович покровительствовал им, задействовав в строительстве.

  • Началом правления князя Юрия Всеволодовича считается 1212 год, хотя в 1216-м оно прервалось и продолжилось в 1218 году вплоть до гибели в 1238-м.
  • Хотя князь предпочитал дипломатические переговоры военным действиям, тем не менее он сам лично участвовал в 6 походах: в 1221 году против Волжской Булгарии, в 1224 против Новгородской земли, в 1226 году против Черниговского княжества, в 1229 против Мордвы, в 1231 году снова против Черниговского княжества и в конце концов в 1238 против монголо-татар.

  • По свидетельству одного летописца, Юрий Всеволодович был набожным человеком, старался всегда следовать Божьим заповедям, уважал священников, строил церкви, не проходил мимо нищих, был щедр и имел хорошие качества.
  • В 1645 году князь Юрий был канонизирован за свой вклад в развитие на Руси христианской веры, а также за милосердие к своим врагам.

Юрий (Георгий) Всеволодович, великий князь Владимирский (26.11.1188, Суздаль - 4.03.1238, на р. Сить, притоке р. Мологи, в Ярославском княжестве), мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых), вел. кн. владимирский (1212-1216, 1218-1238), 4-й сын вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и блгв. вел. кнг. Марии Шварновны , брат блгв. князей Константина , Святослава (Гавриила) , Ярослава (Феодора) , Владимира (Димитрия) , отец св. князей Всеволода (Димитрия) , Владимира (Димитрия) , Мстислава (Феодора) , мц. кнж. Феодоры .

Г. В. был крещен в Суздале Ростовским еп. Лукой . В 1207 и 1208 гг. участвовал в походах на земли Рязанского княжества. В 1211 г. женился на блгв. кнж. Агафии Всеволодовне , дочери киевского кн. Всеволода Святославича Чермного. В том же году вел. кн. Всеволод Большое Гнездо принял решение посадить Г. В. на княжение в Ростове вместо правившего здесь с 1208 г. кн. Константина Всеволодовича. Последнему вел. князь собирался передать после смерти Владимирское великое княжество .

Однако Константин отказался переехать на княжение во Владимир, имея намерение владеть в будущем как Владимиром, так и Ростовом. В ответ Всеволод Большое Гнездо, собрав совещание широкого состава с участием белого и черного духовенства, включая Ростовского еп. св. Иоанна , завещал стольный г. Владимир и старейшинство среди собственных детей Г. В.

Вел. кн. мч. Георгрий Всеволодович. Икона. 1645 г. (ГТГ)

После смерти Всеволода (15 апр. 1212) Г. В. стал вел. князем владимирским. Константин с этим не смирился. Г. В. предлагал передать брату Владимир в обмен на Ростов. Однако Константин, желавший посадить в Ростове сына кн. мч. Василия (Василько) Константиновича, соглашался отдать взамен Владимира Суздаль, что не устраивало Г. В. Начались военные действия: Г. В. с братом кн. Ярославом отправились на Ростов, но до решающей битвы дело не дошло, было заключено перемирие. В том же 1212 г. Г. В. отпустил в Рязань рязанских князей с женами, еп. Арсения и людей, захваченных в плен его отцом во время походов в 1207 и 1208 гг. В 1213 г. междоусобица возобновилась, Г. В. и Ярослав с ратью ходили к Ростову и вновь все решилось миром. В этот раз на стороне Константина выступил сидевший в Москве кн. Владимир Всеволодович, на стороне Г. В.- кн. Святослав Всеволодович. По окончании военных действий Г. В. вывел Владимира с московского княжения на юг Руси - в Переяславль Русский.

С противостоянием Г. В. и Константина Всеволодовича связано учреждение 2-й епископской кафедры в Сев.-Вост. Руси - Суздальско-Владимирской (см. Владимирская и Суздальская епархия ). В кон. 1214 г. владимирцы во главе с Г. В. «изгнаша» с кафедры Ростовского еп. Иоанна, к-рый «отписася епископии всея земля Ростовьскыя» и удалился в Боголюбов (или в суздальский Космодамианов) мон-рь, где принял схиму. 10 нояб. 1214 г. во епископа Ростовского был хиротонисан Пахомий , духовник кн. Константина Всеволодовича. В 1214/15 г. по инициативе Г. В. епископом Суздальским и Владимирским был поставлен игум. владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря св. Симон .


Ростовский еп. Кирилл находит обезглавленное тело вел. кн. Георгия. Литография. 2-я пол. XIX в.

В 1216 г. в Суздальской земле шла крупнейшая со времен борьбы за власть кн. Всеволода Большое Гнездо междоусобная война. Началась она с того, что брат Г. В. Ярослав был изгнан с новгородского княжения своим тестем блгв. кн. Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным. Г. В. встал на защиту Ярослава, на стороне к-рого выступили младшие Всеволодовичи Святослав и Иоанн, а также блгв. кн. муромский Давид (Петр) Георгиевич . В то же время Константин Всеволодович вступил в союз с Мстиславом Удатным. К этому союзу примкнули брат Мстислава псковский кн. Владимир, двоюродный брат Владимир Рюрикович Смоленский, племянник Всеволод Мстиславич. 21 апр. 1216 г. на р. Липице (близ Юрьева-Польского) произошло сражение между княжескими группировками.

Г. В. и его союзники потерпели сокрушительное поражение, потеряв, согласно новгородским источникам, более 9 тыс. чел. Вел. князь бежал во Владимир, где был осажден противниками и капитулировал. Константин, ставший вел. князем владимирским, и его союзники заключили с Г. В. мир и дали ему во владение Городец-Радилов на Волге. Вместе с Г. В. в Городец уехал и Суздальско-Владимирский еп. Симон.

В 1217 г. вел. кн. Константин и Г. В. заключили новое соглашение. По его условиям Г. В. увеличил свои владения и перешел на княжение в Суздаль, после смерти Константина должен был вновь занять великокняжеский стол. Г. В. в свою очередь гарантировал сохранение за детьми брата владений, выделенных Константину при жизни вел. кн. Всеволода Большое Гнездо. 2 февр. 1218 г. Константин скончался и Г. В. вернулся на владимирский стол. Вскоре он занялся укреплением вост. рубежей Сев.-Вост. Руси. В 1220 г. войско Г. В. во главе с его братом юрьевским кн. Святославом совершило успешный поход на Волжскую Булгарию. В следующем году вел. князь заложил в устье Оки Н. Новгород, ставший вост. форпостом его владений. Здесь в 1224 г. по приказу Г. В. был возведен каменный Спасо-Преображенский собор, а между 1221 и 1227/28 гг. за стенами города построены церковь и мон-рь во имя Пресв. Богородицы. В 20-х гг. XIII в. по инициативе Г. В. велось активное церковное строительство в Суздале. В 1222 г. здесь на месте древней Успенской ц. был заложен собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (освящен в 1225).

Г. В. стремился закрепить за своими ставленниками княжение в Вел. Новгороде. В кон. 10-х - нач. 20-х гг. в княжествах Сев.-Зап. Руси прочно сидели представители смоленской княжеской ветви. Используя противоборство боярских группировок Новгорода, Г. В. сумел изменить ситуацию. В 1221 г.он посадил здесь на стол своего старшего сына Всеволода, весной 1223 г. заменил его братом Ярославом Всеволодовичем, весной следующего года вернул в Новгород сына. Зимой 1224/25 г. Всеволод был вынужден уйти из Новгорода. После этого Г. В. вместе с Ярославом и братом жены блгв. кн. Михаилом Всеволодовичем (из черниговских князей) совершил поход в Новгородскую землю и занял Торжок. Долгие переговоры закончились отказом вел. князя от продолжения похода и коротким пребыванием новгородцев под управлением кн. Михаила. В 1225 г. он занял черниговский стол и в Новгороде вновь стал княжить Ярослав Всеволодович.

В 1223 г., когда в Сев. Причерноморье пришло войско монголов во главе с полководцами Субудаем и Джебе, южнорус. князья, пытаясь создать антимонг. коалицию, обратились к Г. В. Вел. князь владимирский направил им в помощь отряд во главе со своим племянником кн. Василько Константиновичем. Однако отряд успел дойти только до Чернигова, где получил печальную весть о разгроме рус. войск на р. Калке. В 1226 г. Г. В. вместе с племянниками Василько и Всеволодом (Иоанном) Константиновичем ходил ратью в Черниговскую землю «в помочь» кн. Михаилу Всеволодовичу, чьим соперником в борьбе за Чернигов выступил курский кн. Олег Игоревич. Г. В. удалось добиться заключения мира, закреплявшего черниговский стол за Михаилом. По повелению Г. В. предпринимались походы на Мордву.

В 1226 г. успешный поход совершили его братья Святослав и Иоанн. Зимой 1228/29 г. новый крупномасштабный поход на Мордву возглавил сам вел. князь. Помимо Г. В. в нем участвовали его брат Ярослав, племянники Василько и Всеволод, а также муромский кн. Георгий (Юрий) Давидович. Поход против мордов. кн. Пуреша, ориентировавшегося на Волжскую Булгарию, в поддержку мордов. кн. Пургаса, зависимого от Г. В., прошел успешно. В 1232 г. поход рус. войск против Мордвы возглавил Всеволод - старший сын Г. В.

В 1228 г. Г. В. не допустил в Суздальской земле новой усобицы. Его брат Ярослав, вынужденный уступить новгородское княжение своему шурину Михаилу Черниговскому, замыслил «противиться» старшему брату и вступил в союз с племянниками - Василько, Всеволодом и Владимиром (Димитрием) Константиновичами. Г. В. позвал на «снем» Ярослава и Константиновичей в Суздаль, где при посредничестве еп. сщмч. Митрофана (в 1227 он сменил на Суздальско-Владимирской кафедре свт. Симона) князья «исправиша все нелюбье межю собою».

Следствием соглашения Г. В. с Ярославом стала поддержка вел. князем брата в последующей борьбе за новгородский стол. В 1230 г. Ярослав вернулся на новгородское княжение, но Михаил не оставлял своих притязаний. Во Владимир в кон. 1230 г. при посредничестве киевского кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича приехало посольство из Юж. Руси во главе с митр. Кириллом I , «прося мира Михаилу с Ярославом». С помощью Г. В. мир был заключен, но в следующем году война все-таки началась. Ярослав ходил ратью на сев.-вост. волости Черниговской земли. Г. В., действуя в союзе с братом, совершил поход в волости Михаила (хотя сам и не принял активного участия в военных действиях).

В 1230 г. Г. В. участвовал в 2 наиболее важных событиях церковной жизни Сев.-Вост. Руси: перенесении во Владимир из Волжской Булгарии мощей мч. Авраамия и поставлении на Ростовскую кафедру Кирилла II , игум. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря (ростовский кн. Василий Константинович с братьями испрашивал у Г. В. разрешение на его поставление). К 1234 г. в Юрьеве-Польском, к-рый получил от Г. В. в удел кн. Святослав Всеволодович, было закончено строительство ц. во имя вмч. Георгия Победоносца - небесного покровителя Г. В. В 1237 г. еп. Митрофан устроил в Успенском соборе «над трапезою» киот, украшенный золотом и серебром, тогда же был расписан притвор собора. При Г. В. продолжалось владимирское летописание, отразившееся частично в Лаврентьевской летописи 1377 г., а в более полном виде - в Московском летописном своде кон. XV в.

Осенью 1237 г. вел. князь владимирский возглавил сопротивление нашествию Батыя на земли Сев.-Вост. Руси. 1-й удар монголо-татар был направлен на Рязанскую землю, после ее разорения Батый двинулся к границам владений Г. В. Вел. князь сначала попытался организовать отпор противнику вне своих земель: к Коломне выдвинулось войско во главе с Всеволодом Георгиевичем, соединившееся с остатками рязанских сил. Оно потерпело поражение, после чего монголы взяли Коломну, вошли в пределы Владимиро-Суздальской земли и в янв. 1238 г. осадили Москву (здесь в плен к Батыю попал 2-й сын Г. В. Владимир). После этого Г. В. выехал из Владимира, оставив для обороны города сыновей Всеволода и Мстислава. Вместе с 3 племянниками Константиновичами Г. В. стал с войском на р. Сить, ожидая помощи от братьев Ярослава, Святослава и Иоанна.

Вел. кн. мч. Геогрий Всеволодович. Покров. 1645 г. (ГВСМЗ)

Тем временем войска Батыя осадили Владимир. 7 февр. 1238 г. город был взят, во время штурма погибла вся великокняжеская семья: вел. кнг. Агафия, князья Всеволод, Мстислав, кнж. Феодора, св. княгини Мария и Христина , малолетние внуки кнг. Агафии и Г. В. 4 марта 1238 г. монг. рать во главе с нойоном Бурундаем подошла к Сити и напала на рус. войско. Монголы одержали победу, Г. В. пал в бою. После ухода войск Батыя из Сев.-Вост. Руси Ростовский еп. Кирилл II (укрывавшийся во время монг. похода в г. Белоозеро) взял обезглавленное тело Г. В. и отвез его в Ростов, где останки вел. князя были временно захоронены в Успенском соборе в одной могиле с блгв. кн. Василько Константиновичем. Через нек-рое время была обретена и положена в гроб глава вел. князя.

В 1239 г. Ярослав Всеволодович, занявший владимирский великокняжеский стол, перенес останки старшего брата во Владимир, Г. В. был торжественно похоронен в Успенском соборе в каменной гробнице рядом с отцом - кн. Всеволодом Большое Гнездо. Погребение совершили Ростовский еп. Кирилл II и архим. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря Дионисий, а также «игумени, и попове, и черноризци».

На похоронах Г. В. присутствовали его братья вел. кн. Ярослав и суздальский кн. Святослав, а также др. князья с дружинами, множество бояр и слуг. Как отмечал современник,

«не бе слышати пенья в плачи, и велици вопли, плака бо ся весь град Володимерь по нем» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 467). В «Книге Степенной царского родословия» описано совершившееся при захоронении чудо: «Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны... Еще же и рука его десная выспрь бяше воздеяна видети, еюже, яко жив, показуя подвиг своего совершение» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 265).


Рассказ Степенной книги о Г. В. вошел под 4 февр. в Четьи-Минеи, составленные в 1646-1654 гг. Иоанном Милютиным . Достоверность этого сообщения подтвердило вскрытие мощей Г. В., к-рое состоялось 13 и 15 февр. 1919 г. Очевидец вскрытия мощей сообщил:

«У влк. кн. Георгия, убитого в бою с татарами... в котором ему была прочь отсечена голова, последняя оказалась приросшей к телу, но так, что можно было заметить, что она раньше была отсечена, так что и шейные позвонки были смещены и срослись неправильно» (цит. по: Лазарева . С. 29).


Почитание

Г. В. прослеживается в летописании XIII-XVI вв. В Повести о нашествии Батыя в составе Лаврентьевской летописи 1377 г. (свод 1305 г.) владимирские князья, погибшие в 1238 г. на Сити, характеризуются как мученики за Христа: Василько «кровью мученичьскою омывся прегрешении своих с братом и отцем Георгием, с великим князем» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 467). В Похвале Г. В., читающейся в той же летописи, говорится, что он «потщася Божья заповеди хранити, и Божии страх присно при себе имея в сердци... не щадяше именья своего, раздавая требующим, и церкви зижа, и украшая иконами безъценными и книгами... чтяшет же излиха чернечьскыи чин и поповьскыи, подая им еже на потребу, тем и Бог прошенья его свершаше» (Там же. Стб. 468). В «Русский хронограф» редакции 1512 г. включен рассказ «О убиении великаго князя Юрья», содержащий молитву Г. В. перед битвой на Сити после получения известия о взятии Владимира (Там же. Т. 22. С. 398). В Никоновской летописи (кон. 20-х гг. XVI в.) молитва Г. В. заканчивается прошением о причтении «с новыми сими мучениками» (Там же. Т. 10. С. 109). К сер. XVI в. Г. В. еще не был канонизирован: его имя включено в Помянник рус. князей и княгинь, созданный между 1 окт. 1556 и 30 янв. 1557 г. по указанию царя Иоанна IV Васильевича , в раздел «А сех поминати на понахидах» (Россия и греческий мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 215, 399).

Степенная книга (60-е гг. XVI в.) прославляет Г. В. как мученика:

«Великий князь Георгий веньчася кровию, еюже взыде ко Христу, от Негоже и мученический венець прият, егоже желаше» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 264-265).


В редакцию Жития блгв. кн. Александра Невского, созданную Ионой (Думиным) в кон. XVI в., включен рассказ о видении, бывшем иноку владимирского Рождественского мон-ря Антонию во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1572 г. Инок увидел святых Бориса, Глеба и Александра Невского, к-рые будили князей, чьи останки почивают во владимирских храмах,- Андрея Юрьевича Боголюбского , прп. Петра , царевича Ордынского, и Г. В.- и призывали их прийти на помощь Иоанну Грозному против татар (Мансикка В . П . Житие Александра Невского: Разбор редакций и текстов. СПб., 1913. С. 196-197).

Служба Г. В. опубликована в Трефологионе (М., 1637), в печатные Святцы (М., 1647) включены тропарь и кондак. Наиболее ранний список службы датируется временем ок. 1630 г. (РГБ. Ф. 304. № 628), древнейшая нотированная служба содержится в рукописном Стихираре 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 379. № 64). В «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» (ок. 1643) о праздновании памяти Г. В. говорится: «В 4 день (февр.- А . Г .) празднуют великомученику князю Георгию Всеволодовичу Владимерскому, благовест в лебедь, трезвон средний» (РИБ. Т. 3. Стб. 53). Под 4 февр. имя Г. В. включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 311, сер. 50-х гг. XVII в.), в Синодик московского Успенского собора (ок. 1684) (ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439), а также в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Утвердившееся с XVII в. празднование памяти Г. В. 4 февр. (вместо 4 марта) скорее всего восходит к Степенной книге. В 1889 г., когда отмечалось 700-летие рождения Г. В., Нижегородская епархия ходатайствовала перед Святейшим Синодом о перенесении празднования на 4 марта, однако это привело к тому, что обе даты стали отмечаться в Нижегородской епархии как дни памяти Г. В. В том же году Тверской архиеп. Савва (Тихомиров) благословил праздновать память Г. В. 4 марта в Покровской ц. в с. Боженка Кашинского у. Тверской губ. (по местным преданиям, именно там произошла битва на Сити), ранее в Покровской ц. был освящен придел во имя Г. В.

22 янв. 1645 г. в присутствии патриарха Иосифа и царя Михаила Феодоровича в Успенском соборе состоялось обретение нетленных мощей Г. В., к-рые были перенесены из каменной гробницы, стоявшей в алтаре Благовещенского придела, в серебряную позолоченную раку в центре собора у юж. столпа, изготовленную на средства патриарха. На крышке раки помещалась икона Г. В., изображающая князя в рост под образом Св. Троицы, с мечом в ножнах и с мученическим крестом (ныне в ГТГ). На раке находилась шитая пелена той же иконографии (ныне в ГВСМЗ). Рака XVII в. не сохранилась (переплавлена в окт. 1941). У гробницы Г. В. в XVII в., очевидно, были отмечены случаи исцелений, поскольку в надписи на раке 1645 г. (известна в публикациях XIX в.) и в описании захоронений Успенского собора 80-х гг. XVII в. Г. В. именуется Владимирским и всея России чудотворцем (Сиренов . Путь к граду Китежу. С. 36, 39).

В 1852 г. на средства, пожертвованные от всех сословий Владимира, была изготовлена новая серебряная рака, куда переложили св. мощи князя. В 1888 г. по распоряжению Владимирского архиеп. Феогноста (Лебедева) рака была поставлена между 2 колоннами в середине собора, справа от архиерейского места. При устройстве нового иконостаса в 1768-1774 гг., сопровождавшемся подъемом уровня пола в алтарях и на солее, первоначальный каменный гроб Г. В. оказался засыпанным землей.


Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Шитая икона. Сер.- 2-я пол. XVII в. (ГВСМЗ)

По предположению А. В. Сиренова, к перенесению мощей 1645 г. было написано т. н. Владимирское Житие Г. В. (наиболее ранний список - ГВСМЗ. В-5636/109. Л. 40-89, 1695 г.), основанное на тексте, близком к Симеоновской летописи XV в. (та же летопись послужила источником для составления и «надгробных листов» во владимирском Успенском соборе). Особый вариант Жития Г. В. («Житие и страдание»), в основу к-рого лег текст из Степенной книги, был создан ок. сер. XVII в. в Костроме (известен в 1 списке - РГБ. Ф. 218. № 768. Л. 10 об.- 43, 2-я четв. XVIII в.), по-видимому, Сергием (Шелониным) , в 1647-1648 гг. являвшимся настоятелем Ипатиевского во имя Св . Троицы муж. мон-ря . В это Житие включено повествование об основании Г. В. Юрьевца-Повольского. Костромское Житие Г. В. было, вероятно, использовано при составлении старообрядцами Сказания о граде Китеже (кон. XVII в.), главным героем к-рого является Г. В., пострадавший «от царя Батыя за веру Христову и за святые церкви». В отредактированном виде эта редакция Жития вошла в Четьи-Минеи Андрея Денисова (см. Денисовы ) 1713-1715 гг. Старообрядческий мон. Иона Керженский включил краткое Житие Г. В., составленное на основе Степенной книги, в «Алфавит русских святых» (ЯМЗ. № 15544. Л. 129 об.- 130, 1807-1811 гг.).

В 1774 г. во имя Г. В. был освящен юж. придел владимирского Успенского собора. Вероятно, в это время на столпе над гробницей князя появилась стихотворная надпись, автором к-рой считают имп. Екатерину II Алексеевну (опубл.: Филарет (Гумилевский) . РСв. Март. С. 38). В 1795 г. во имя Г. В. был освящен левый придел нижегородского Архангельского собора, в 1863 г.- левый придел Спасо-Преображенского собора Н. Новгорода. В 1889 г. в дар Н. Новгороду из Владимира была передана великокняжеская шапка, по преданию принадлежавшая Г. В.

Св. мощи Г. В. после их вскрытия в февр. 1919 г. были изъяты из владимирского Успенского собора, возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (ранее 1958), в наст. время почивают в Успенском соборе. Имя Г. В. включено в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) .

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2, 3; Т. 3; Т. 6. Вып. 1; Т. 10; Т. 18; Т. 21. Ч. 1; Т. 23-25; Т. 38; Т. 41 (по указ.); Халанский М . Г . Мат-лы и заметки по истории древнерус. героического эпоса. [Ст. 2]: Плач вел. кн. Юрия Всеволодовича // ИОРЯС. 1903. Кн. 8. № 2. С. 169, 175-176; Минея (МП). Февраль. С. 143-154 [Служба Г.]; Июнь. Ч. 2. С. 248.


Лит.: Филарет (Гумилевский) . РСв. Март. С. 32-43; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 122-124; Описание о российских святых. С. 217-218; Жизнь и деяния св. блгв. вел. владимирского кн. Георгия (Юрия) II Всеволодовича. Н. Новг., 1889; Св. блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович, чудотворец Владимирский. Вязники, 1889; Димитрий (Самбикин) . Месяцеслов. Февраль. С. 47-55; Март. С. 24-30; Серебрянский Н . .] Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 149-151, 182; Воронин Н . Н . Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961-1962. Т. 1-2; Кучкин В . А . формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси Х-XIV вв. М., 1984; Лимонов Ю . А . Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987; Маркелов . Святые Др. Руси. Т. 1. № 229. С. 459; Лазарева Н . Ю . «Непобедимые сопротивными силами»: Судьба св. мощей рус. угодников Божиих в XX в. // ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 29; Самойлова Т . Е . Св. кн. Георгий Владимирский: История почитания // Макарьевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6. С. 145-154; Сиренов А . В . Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах. СПб., 2003; он же . Житие Георгия Всеволодовича // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 377-380 [Библиогр.].


А.А. Горский

Юрий Всеволодович (1188-1238) - великий князь владимирский, сын Всеволода Большое Гнездо .

Юрий Всеволодович был одним из многочисленных сыновей князя Всеволода Большое Гнездо, принимал активное участие в 1212-1216 гг., участвовал в Липицкой битве, дважды садился на великокняжеский престол во Владимире, первый раз получив его от отца, а второй - по завещанию брата Константина. Юрий оставался великим князем владимирским вплоть до своей смерти в 1238 г., когда престол был передан его брату Ярославу .

Биография Юрия Всеволодовича (кратко)

Князь Юрий родился в 1188 г. в Суздале, был третьим сыном князя Всеволода Юрьевича и его первой жены. С раннего возраста Юрий был приобщен как к духовной, так и к военной жизни своей семьи, что в дальнейшем отразилось на его политике. В ранние годы принимал участие в нескольких военных походах совместно со своими братьями. В частности, в 1207 г. ходил на Рязань, а в 1208 и 1209 гг. - на Торжок. Юрий Всеволодович женился в 1211 г. и впоследствии имел нескольких детей, из которых в живых осталась только дочь.

Князь Юрий чаще начал упоминаться в летописях начиная с 1211 г., когда он вступил в междоусобную войну с собственными братьями. Причиной раздора стал г. Владимир, который князь Всеволод, вопреки традициям, передал не своему старшему сыну Константину, а Юрию. После смерти Всеволода в 1212 г. Константин решил вернуть принадлежавший ему по праву престол и выступил с предложением отдать Юрию Суздаль в обмен на Владимир. Юрий предложение не принял, завязалась междоусобица, в которую были втянуты и другие братья.

Юрий и Константин несколько раз собирали войска и отправлялись в походы друг против друга в 1213 и 1214 гг., однако ни одна армия не могла взять верх над другой, и братья подолгу стояли в устье р. Ишна. Противостояние разрешилось лишь спустя несколько лет, в 1216 г., когда к армии Константина присоединился Мстислав Ростиславич и они вместе смогли вторгнуться во Владимир, разбить армию Юрия и Ярослава и подчинить власть себе. В этом же году великим князем владимирским становится Константин.

Однако Юрий ненадолго теряет свой престол. Константин, просидев во Владимире год, пишет завещание, согласно которому после его смерти город достается Юрию. Еще спустя год, в 1218 г., Константин умирает, а Юрий снова становится князем владимирским и уже не покидает это место вплоть до своей смерти.

Внутренняя и внешняя политика князя Юрия Всеволодовича

Политика Юрия Всеволодовича во многом похожа на политику его отца. Как и он, Юрий не был сторонником открытых вооруженных конфликтов, он всегда старался применить дипломатию и хитрость в урегулировании тех или иных внешнеполитических проблем. Именно избегая серьезных военных конфликтов, он смог добиться определенных успехов во внутренней и внешней политике.

Несмотря на свое миролюбие, Юрий все же провел несколько походов за время своего правления. В частности, начиная с 1220 г. он ведет активную борьбу против Волжской Булгарии, которая к тому моменту смогла занять часть русских территорий на границе. Юрий посылает против болгар свое войско, которому удается достичь территории Волжской Булгарии, разорить несколько крупных городов и сел, тем самым вынудив болгар пойти на перемирие. Однако даже после того, как Юрий получает предложение мира, он не идет навстречу бывшим соперникам. Лишь спустя год, в 1221 г., после еще двух предложений мира и значительного выкупа, Юрий подписывает мирный договор. В это же время, чтобы укрепить свою власть на отвоеванных территориях, Юрий приказывает основать Нов Город (Нижний Новгород) и отстроить в нем несколько соборов и храмов.

Позднее, в 1222 и 1223 гг., Юрий совместно с литовцами ведет борьбу под г. Ревелем с племенем эстов. После двух походов против эстов начинается новый этап борьбы с литовцами, которые еще недавно поддерживали Юрия, а затем напали на Русь. В это же время внутри страны разгорается конфликт с Новгородом, в котором князь также принимает участие.

В 1226 г. Юрий и его войска начинают длительную борьбу с Мордвой за территории вокруг Нижнего Новгорода. Борьба продолжается несколько лет с переменным успехом - крупные битвы происходят в 1226, 1228 и 1229 гг.

В конце своего правления Юрий сталкивается с более серьезной угрозой - . В 1236 г. хан Батый нападает на Русь и стремительно завоевывает ее территории. После того как была захвачена Москва, Юрий, узнав об этом, отправляется из Владимира на р. Сити, где начинает активно набирать армию и призывать на помощь своих братьев. Хотя Юрий заручился поддержкой Ярослава и Святослава, князья не успели собрать достаточно сильное войско. В феврале 1238 г. хан Батый захватывает Владимир, разоряет город и сжигает всю семью Юрия (в живых остается лишь дочь).

Юрий предпринимает ответный поход против Батыя в марте 1238 г. В одной из битв, 4 марта, он погибает.

Итоги правления Юрия Всеволодовича

Роль князя Юрия в истории Руси историки оценивают неоднозначно. С одной стороны, ему удалось сделать достаточно много для развития государства: было заключено несколько выгодных мирных соглашений, строились новые города, большое внимание уделялось развитию церкви. Юрий был достаточно милосердным правителем, постоянно строил новые соборы, монастыри, церкви, помогал нуждающимся.

С другой стороны, ему не удалось защитить Русь от нашествия татаро-монгол и разорения, которое за этим последовало. Именно неудачная политика князя Юрия во многом станет причиной длительного правления татар на территории Руси.

Тем не менее за свое отношение к церкви и милосердие Юрий был канонизирован в 1645 г.

Представьте себе: закончился очередной сезон очередного шоу талантов. Конфетти, фанфары, поздравления, объятия. Казалось бы, здесь мало что может удивить. И вдруг победитель читает в прямом эфире Молитву Господню. Отче наш? На телевидении? «Невозможно», – скажете вы. А возможно ли, чтобы подобное шоу выиграла монахиня? Вряд ли? Оказалось, что возможно.

Знакомьтесь. Это сестра Кристина Скуччия. Suor Cristina. Католическая монахиня. Принадлежит к конгрегации урсулинок – Ордену св. Урсулы. Ей 25 лет. Родилась на Сицилии, но сейчас живет вместе с сестрами по ордену в Милане. В детстве мечтала стать профессиональной певицей. В юности даже пела в рок-группе.

В Бога не верила, к Церкви относилась плохо. И вдруг мама почти силком отправляет ее к занимающимся детьми и молодежью в их приходе сестрам-урсулинкам. Почему? Сестры ставят мюзикл! Кристина нехотя пробуется на главную роль – основательницы ордена св. Анджела Меричи (1474–1540). Талант берет свое, роль достается 19-летней бунтарке.

Но что-то вдруг меняется внутри девушки. Что именно, мы не знаем. Но уже год спустя она вступает в новициат, а затем на два года отправляется в Бразилию – помогать бедным детям. По возвращении приносит первые обеты. Но в ее ордене помнят, где Бог нашел Кристину – в музыке. В 2013 году не слишком уверенную в себе девушку отправляют на конкурс христианской песни в рамках фестиваля «Благая весть».

Ее «драйв» и радостная непосредственность приносят ей успех – не в последний раз. Настоятельница уговаривает ее принять участие в итальянской версии шоу The Voice , в России известного как «Голос». Не самая типичная миссия, но настоятельница, видимо, хорошо разбирается в голосах – по крайней мере, Божий голос и Его волю она различила очень точно.

19 марта 2014 года. Идет т. н. «слепое прослушивание», когда жюри слышат голос, но не видят кандидата. Начинается песня “No One” Алиши Киз. Неизвестная жюри вокалистка начинает петь, и одновременно взрывается аплодисментами зрительный зал, которому доступен для восприятия не только голос певицы, но и ее внешний вид: простое облачение монахини – черное платье, волосы убраны под покров, на носу – очки, на груди – крест. Сидящие в жюри известные итальянские исполнители еще не знают, с кем имеют дело, но голос убеждает их одного за одним.

Первым нажал на кнопку и повернулся Алессандро Алеотти, рэпер, выступающий под именем J-Ax. Вслед за ним – и остальные члены жюри. Те, кто видел это выступление сестры Кристины в записи (а таких на одном YouTub’е уже больше 52 млн человек), наверное, никогда не забудут выражения лиц членов жюри.

Они не могли поверить своим глазам: «сумасшедшая энергетика» и «невероятный голос», оказывается, принадлежат вот этой вот маленькой девушке в черном. Девушке, которую даже видавший виды мир шоу-бизнеса воспринимает как фрика. Ведь шоу-бизнес в любой стране находится не совсем в ладах с официальной религией, а тем более в такой «традиционно христианской» стране, как Италия, где, благодаря разнообразной и, порой, трудной истории отношений между «церковью большинства» и обществом, быть молодым и верующим, успешно заниматься светской профессией и быть активно религиозным не всем кажется возможным и совместимым…

Одна из членов жюри спросила девушку-фрика: «Вы действительно монахиня?» Ей пришлось заверить жюри, что она настоящая, а не просто так оделась для шоу. Но тогда звучит резонный вопрос: «Что привело вас в The Voice?» Ответ сестры Кристины был прост: «У меня есть дар, и я дарю его [вам]. Как иначе?»

Первой реакцией J-Ax’а, еще во время ее выступления, был смех, смешанный с изумлением: такого не может быть! Но вскоре на глаза этого взрослого, уверенного в себе и сидящего в головном уборе в помещении мужчины со множеством татуировок, человека, которого вроде бы ничего не может вывести из равновесия, стали наворачиваться слезы, которые ему приходилось практически прятать от камеры…

Можно только гадать, что именно творилось в мыслях J-Ax’а, какие картины подсовывала ему его память, но что-то подсказывает мне, что вид и голос сестры Кристины стал для него исцелением каких-то ран… Как сказал он сам в тот момент, «если бы я встретил вас на мессе в моем детстве, сейчас я был бы Папой, ну или по крайней мере посещал все богослужения». Ее ответ? «Вы встретили меня сейчас!»

Когда же пришла его очередь уговаривать сестру Кристину выбрать его в качестве тренера, J-Ax сказал: «В музыке прекрасно сочетается соленое и сладкое, нежность и сила. Мы с вами будем непобедимы! Почему? Потому что мы как дьявол и святая вода!» И тем более промыслительным оказалось решение, которое сестра Кристина приняла заранее, – пойти в команду того, кто первый нажмет на кнопку. Так ее миссия затронула, по крайней мере, одного человека…

В последовавших затем интервью сестра Кристина признавалась: «Меня позвал Иисус. Если бы я оставила этот призыв и дар только для себя, то грош была бы ему цена». По ее словам, ее ведет «жажда радости, жажда любви, прекрасное и чистое послание».

А что бы сказал Папа?

«Не знаю. Жду телефонного звонка от Папы Франциска, конечно. Он ведь зовет нас выходить “наружу”, нести Евангелие, напоминать о том, что Бог ничего не забирает у нас, а только дает еще больше». «Папа Франциск говорит о Библии радости. И мне кажется, я на верном пути».

И действительно, успех поющей монахини не случайно пришелся именно на понтификат Папы, который призывает Церковь быть ближе к людям. Впрочем, не нужно предполагать, что думают о сестре Кристине в Ватикане. Ответ известен. После первого выступления монахини кардинал Джанфранко Равази, президент Папского совета по культуре, отправил в сеть такой твит: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил (1 Петр 4:10)», пометив его хэштегом #suorcristina.

Несколько недель спустя кардинал посвятил сестре Кристине еще один твит – на сей раз с цитатой из римского писателя VI века Кассиодора: «Если мы будем упорствовать в несправедливости, Бог оставит нас без музыки».

В последующие недели сестру Кристину ждало множество репетиций и выступлений в рамках очередных этапов шоу. Среди исполненных ею песен: “Girls Just Want To Have Fun” Синди Лаупер и “Time of My Life” из фильма «Грязные танцы». Ей довелось петь вместе с Кайли Миноуг и Рики Мартином. Исполнительница той песни, с которой сестра Кристина появилась в проекте, Алиша Киз отозвалась о ее выступлении как о «чистой энергии».

Со словами поддержки выступила среди прочего знаменитая американская актриса Вупи Голдберг, которая в 1990-х сыграла в комедиях «Действуй, сестра» и «Действуй, сестра – 2» главную роль – роль певицы, которой пришлось притворяться монахиней, чтобы скрыться от мафии.

Почему со словами поддержки? Потому что как у всякого яркого явления у сестры Кристины появились не только поклонники, но и множество критиков. Причем со всех сторон. Католики-традиционалисты обвиняли ее в профанации монашества и вспоминали первый псалом.

В свою очередь, представители мира шоу-бизнеса называли ее выступления профанацией музыкальной профессии и связывали ее успех исключительно с новизной и неординарностью ситуации, отказывая ей в таланте.

И частично с музыкальными критиками можно согласиться: можно сказать, что голос сестры Кристины не является феноменом глобального масштаба. И что внимание, уделенное этой истории, было очень на руку продюсерам шоу. Но тем не менее сестра Кристина – это не просто голос. Это цельный образ. Да, с точки зрения голоса, в шоу принимали участие более сильные вокалисты. Но сама личность монахини вместе с ее даром завоевали место в сердцах публики. И то, что она дойдет до финала, а возможно, и выиграет конкурс – было для многих практически очевидно.

И вот финал. Зал наэлектризован. За сестру Кристину болеет множество людей. На некоторых из них футболки с портретом монахини, стилизованным под знаменитый плакат Шепарда Фейри «Надежда» с изображением Барака Обамы. В финале сестра Кристина исполнила четыре песни, последней из которых прозвучала “Beautiful That Way” из фильма 1997 года «Жизнь прекрасна» – фильма об отце (сыгранном Робертом Бениньи) и сыне, оказавшихся в концлагере, и о победе духа над обстоятельствами – какими бы трагическими или катастрофическими они не были.

И вот победа. Сестра Кристина выиграла с результатом 62%. Скромная, почти неловкая улыбка. Большие пальцы вверх. И признание: «Последние слова благодарности, самые главные – конечно, Тому, Кто в небе». А затем очередной сюрприз: «У меня есть мечта – всем вместе прочитать “Отче наш”.

Может быть, нам удастся взяться за руки и помолиться. Я хочу, чтобы Иисус пришел прямо сюда!»

Атеист J-Ax, предупредил, что он и еще один «плохиш» из членов жюри, Пьеро Пилу, сейчас вспыхнут и сгорят от таких «священнодействий». Ведущий пытался напомнить ей о том, что время передачи подошло к концу. Но эту девушку в очках и с крестом остановить не удалось. Молитва Господня прозвучала в прайм-тайме итальянского телевидения, причем в финале развлекательного шоу.

Что же дальше? Обычного победителя конкурса ждал бы контракт с ведущим мировым лейблом – Universal. Воспользуется ли сестра Кристина этим шансом (звучало предложение записать альбом, а деньги с продаж пустить на благотворительные цели) – ответа на этот вопрос она до сих пор не дала.

Зато она точно знает, что едет домой, в монастырь: «Я возвращаюсь к тому, что важно для меня: к молитве, к ранним подъемам, к работе в школе. Для меня это основа, без этого я не смогу начать что-то новое в будущем». Как сказала сама монахиня, решение о том, уместна ли карьера в шоу-бизнесе для монахини, она оставляет своим наставникам и ответственным за орден. «Я буду рада и просто вернуться к пению с детьми в приходах»…

В общем, уже можно себе представить, что на основе этой истории появится фильм. С хэппи-эндом – уже даже ясны очертания будущего сценария. Ну и пусть. В конце концов, шоу-бизнесу тоже надо переработать случившийся с ним шок – это уникальное, неповторимое в принципе явление, этот разрыв его шаблонов, этот «Черный квадрат» Малевича от поп-музыки. Травматический опыт того, что его переиграли по его же правилам и сделали это так, что и ему самому радостно и приятно – и от того неловко… Шоу-бизнес отрефлексирует и зафиксирует произошедшее по-своему, как умеет. Но важно задуматься и нам, верующим: что нам дает эта история?

Мне кажется, это прекрасный урок и пример. Урок того, какова может быть миссия в XXI веке. Оказалось, что для огромного успеха миссии нужен всего лишь человек с даром от Бога и умение пользоваться современными коммуникациями, умение разговаривать с миром на его языке, умение находить эти возможности и готовность пользоваться ими. Этого достаточно, чтобы донести – как до отдельного человека (каково сейчас J-Ax’у?), так и до целого общества – очень простой «месседж»: можно! Можно быть собой, радоваться и приносить радость другим, рисковать, развиваться, жить полной жизнью, будучи с Богом и при Боге (читай: в Церкви).

Усилия 25-летней монахини стоили усилий десятков обычных «миссионеров» (тех, которые в кавычках). Она сделала – по крайней мере, для Церкви в Италии и итальянского общества – огромное дело. Перекинула мостик. Сняла дискурс «или-или». Слава Богу, что нашлись настолько прозрачные для Его действия люди («Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам», 2 Кор 4:7).

Думаю, этот урок важно усвоить каждому из нас – ведь в какой-то степени мы все миссионеры – понятно, что я не буквально о словесной проповеди всем народам. Мы все даем миру вокруг нас свидетельство. Насколько мы «прозрачны» для Бога? Насколько мы послушны Его голосу? Насколько мы готовы служить Ему всем, что у нас есть? Или по-другому: насколько, делая то, что мы делать умеем и любим, мы готовы жить при этом благодарностью Ему? Вот вопросы, которые задала мне сестра Кристина Скуччия, 25-летняя католическая монахиня из Италии.

И напоследок приведу еще одно высказывание из твиттера кардинала Джанфранко Раввази. На следующий день после победы сестры Кристины в шоу The Voice of Italy он процитировал рабби Нахмана из Брацлава (1772–1810), основателя брацлавского (бресловского) хасидизма, много писавшего о близких отношениях с Богом и возможности разговаривать с Ним напрямую как с близким другом: «Даже если у тебя не получается петь хорошо, пой. Пой про себя. Пой в уединении своего дома. Но пой!»

Потому что «как иначе?»