Проблемы творчества. В данной работе, я хочу построить исследования н6а рассмотрении и сравнении данных методов, так как они являются взаимодополняющими

Проблематика творчества

"Красива ли кровь? Может ли мир положиться на красоту, как на спасение? Ведь красота - это святость", "Может ли зло творить благо?" Это главные вопросы творчества Анатолия Королева. "Двойственная природа всех привычных и, кажется, давным-давно утвержденных в сознании человечества ценностей -- сам человек, его язык и его свобода, красота и добро, Бог, наконец, который, вроде бы, есть источник красоты и добра, но почему же тогда добро иногда смертоносно, а зло так красиво, что человек не может нравственно устоять перед этой гибельной красотой?" - пишет Королев в одной из повестей.

Что движет личностью, когда он совершает преступления, не совместимые с понятием человечности, с человеколюбием, милосердием? Особенно остро эти вопросы встают в одном из удивительнейших и глубочайших произведений современной литературы - повести "Голова Гоголя".

"Голова Гоголя" - приговор или оправдание человечеству? Поэтика зла в повести

В этой повести есть все: начиная с ярчайших признаков постмодернизма в литературе - диалогизма, интертекстуальности; заканчивая вечными вопросами мировой литературы и мироздания в целом (естественно, без ответа, ведь автор следует традиции гениев русской литературы и оставляет читателю возможность самостоятельно выбирать ответы).

Рисуя красоту зла, поднимая ее до эстетики, автор переносит нас в революционную Францию. Вот где воистину можно "насладиться" изысканной эстетикой смерти, эстетикой умерщвления, только здесь можно встретить настоящих эстетов-ценителей, где "рождается предмет новой красоты …: голову врага народа нужно показать гражданам свободного Парижа".

Еще в самом начале повести, когда речь, казалось бы, идет о судьбе России, автор рассказывает о присутствии на казни во Франции Тургенева. Казнили некоего Тропмана, совершившего зверское убийство целой семьи. Пишет он о негодовании Достоевского по поводу того, что Тургенев, согласившись лицезреть диковинное зрелище, не нашел в себе силы досмотреть его, отвернувшись "лицом, глазами, мыслью и душой в сторону от смерти". "Нельзя отвертываться, нельзя …"

Отвернувшись, он еще не увидел и нечто знаковое: "два француза прорвались сквозь оцепление и, подлезши под гильотину, стали мочить белые носовые платки в крови, которая текла наземь сквозь дощатые щели помоста. В этом жесте - вся Франция, с ее патетическим смакованием смерти… сцена совершенно невозможная в России.

Итак, Королев начинает сравнивать Францию и Россию. Казалось бы, что может быть различного в двух самых известных и самых кровавых революциях, когда-либо потрясавших мир? Но мастер мысли и слова ищет эти различия - и находит в самых неожиданных местах.

Если во Франции казни и торжество революционного разгула, кровавого и беспощадного, - это жест новой, кровавой по сути, но чистой именно благодаря этой крови, Свободы, то в России дело обстоит не совсем так. Россия то ли с революционером, то ли с самим Сатаной передает поклон Октябрьского переворота Великой французской революции. Сталин - хозяин мертвых душ (привет Николаю Васильевичу) - здесь за Бога. Казни, смерть, ужас также гиперболизируются, доводятся до абсурда, но на российской почве все это видится и звучит как-то иначе: вместо высокой патетики и эстетичности Зла во Франции - в России Corpus mysticum, источающий лишь яды, доносы, зависть и злобу. И в то же время в этом есть проблеск надежды, и даже проявление духовности. Только в разговоре о России на страницах повести появляются понятия: жалость, сострадание, мысли о Боге, хотя и в смысле их отсутствия. Но все же это не холодная бесчувственная эстетика Франции, люди здесь все же чувствуют боль и испытывают муки.

Но главная мысль в том, что и там, в холодной Франции, и здесь, в жестокой и неуловимой птице-тройке - России, - присутствует то самое абсолютное Зло, Сатана, который искушает народ и заставляет его совершать немыслимые преступления против самого человеческого сердца. Но заставляет ли, или это суть самой человеческой природы - по первому зову искусителя окунаться в самое противоестественное, что только существует на земле - убийство себе подобных ради славы, ради собственного блага? А если это не собственное благо, а благо будущих поколений? А если иначе не выжить?

Причем же здесь Гоголь?

Не стоит забывать о том, что речь идет о постмодернистском произведении, где Гоголь - всего лишь инструмент, хотя и главный ключ к пониманию. Рассмотрим, как Королев использует фигуру Гоголя.

Сатана присутствует в произведении, постоянно появляясь в разных обликах, принимая различные облики, отождествляясь с разными персонажами, но чаще всего с Гоголем, возможно, из-за его дьявольской загадочности. А может из-за того, что Гоголь первым показал всю неприглядность мира (российской глубинки) в его собственном, гоголевском, зеркальном отражении, в котором он "приумножил фантазией сумму злых вещей в мире". Гоголь, как и дьявол, служит увеличительной линзой, "которая как взглянет на кого, так разом увеличивает человека до сущности вопроса", и "негде спрятаться человеку в гоголевской пустыне". Основой сюжета становится перепев мифа о Гоголе: его нервическая натура, страдающая манией преследования, любовь к чертовщине и в то же время почти фанатическая вера в христианство, трудноизлечимая и малопонятная болезнь, "помрачающая ум невыразимыми предчувствиями", обстоятельства смерти и, наконец, ужасающие слухи о его захоронении заживо до сих пор будоражат воображение.

Отчего же Гоголю вменяется ответственность за судьбу России? Гоголь - великий мастер слова. А слово обладает огромной силой. Королев говорит, что язык -- это обыкновенный фашист, что власть слова слишком велика и божество глагола жаждет крови, о том, что тенью круглой фразы становится отрубленная на гильотине революции голова врага народа. Война может быть не только войной пушек, но и фраз. Фразы жаждут приношений. "Мертвецы становятся восклицательными знаками во фразе. Смертоносное цветение фраз дает плоды."

В оценках своих Королев обнаруживает эту тенденцию к постмодернистской двойственности, к поиску абсолютной объективности. Слово может творить и добро и зло, но грань настолько тонка, что никогда нельзя точно знать, чем откликнется сказанное слово - вот в чем пафос Французской революции (а также Октябрьского переворота и революции в целом) - в том, что одно лишь слово Свобода вскружило головы, и их обладатели понеслись вперед защищать свою Свободу, чтобы потом, оказавшись на вершине, потерять эти свои головы уже в самом обычном смысле - на гильотине, под ожесточенные возгласы пьяной от запаха крови толпы. И снова мы видим двойственность, противоположные полюса одного и того же явления, которые, несмотря на полярность, легко переходят одно в другое, в очередной раз напоминая известную французскую поговорку о том, что противоположности сходятся. Противоречивость и двойственность - почти в каждой фразе повести: зло - красиво, красота - это добро, но порождена красота злом. Все неоднозначно: Сталин, творящий самосуд, на самом деле пытается привлечь внимание Бога, чтобы найти спасение; отрубленная голова Иоанна Крестителя - это "червонно-красный плод с древа познания добра и зла".

Многие из нас хотят быть творческими личностями. И многие в душе считают себя именно такими, но не знают, как реализовать свое желание. Часто мы вынашиваем интересные идеи, но осуществить их не способны. У нас есть стремления, которым хочется следовать, – научиться играть на фортепьяно, рисовать, брать уроки актерского мастерства или писать. Иногда желания более расплывчаты. Мы тянемся к чему-то, что можно назвать творческой жизнью.

«Меланхолия» – резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера. «Меланхолия» – одна из наиболее таинственных работ Дюрера, насыщенная множеством символов и аллегорий .

Таланты и творческие способности есть у каждого из нас. Творчество – естественная жизненная сила, которую в той или иной форме может чувствовать в себе каждый. Как кровь всего лишь часть нашего тела, которую нам не нужно изобретать, творчество – часть нас самих, и каждый из нас может “подключиться” к этому неиссякаемому мощному духовному источнику, чтобы реализовать себя.

Нам суждено творить. Мы обновляем интерьер квартиры, наряжаем елку в праздник, экспериментируем, чтобы сварить вкусный суп. Какими бы солидными людьми мы ни стремились стать, наши мечты продолжают жить, шурша в охладевших душах, как листья осенью. Они не уходят, а лишь прячутся. Мы рисуем чертиков на скучном совещании, оставляем забавную записку на доске объявлений в офисе, придумываем строгому начальнику подходящее прозвище, сажаем вдвое больше цветов, чем нужно.

Испытывая творческое нетерпение, мы жаждем большего, мы чего-то желаем, нервничаем. Хотим сделать что-то, но думаем, что это должно быть нечто правильное, а значит, нечто важное. Однако самое важное – это мы сами. И не так уж сложно устроить для себя праздник творчества, пусть и совсем маленький.

Хотя средств для мгновенного и безболезненного превращения в творческую личность не существует, творческое развитие – процесс, которому можно учиться. Каждый из нас – сложная и не похожая на других индивидуальность, и все же в этом процессе есть общий подход.

Думайте о волшебстве, удовольствии, радости . Не относитесь к творчеству как к обязанности. Не делайте того, что вам якобы следовало бы делать: откажитесь от жестов вежливости вроде чтения скучной статьи, пусть её и рекомендовали. Делайте то, что манит вас самих, изучайте то, что именно вам интересно. Думайте о загадке, а не о результате, мастерстве, престиже. Загадка притягивает нас, влечет за собой, соблазняет. Обязанность, наоборот, лишает всякого интереса к делу, заставляет скучать.

Одна из самых важных творческих потребностей – потребность в поддержке и одобрении . К сожалению, получить её не так просто. В идеале нас должна поддерживать прежде всего семья, а затем постепенно расширяющийся круг друзей, учителей и доброжелателей. Тех, кто начинает пробовать себя в искусстве, нужно поощрять не только за успехи, но и за пробы и усилия. Большинство художников, увы, не получили этой ранней поддержки. Из-за этого они подчас и не догадываются, что способны творить.

Творческие люди любят себе подобных. Нерешительные тянутся к своему племени, но не осмеливаются действовать, заявить о своих прирожденных правах. Очень часто именно смелость, а не талант заставляет людей заняться творчеством.

Пожалуй, главный барьер на пути к творческой жизни – наш собственный скептицизм . Его можно назвать также тайным сомнением. Сомнения относительно Творца и творчества живут в каждом из нас. Если сомнения не изгнать из сознания, они так и будут нам вредить.

Мы приступили к процессу собственного творческого возрождения, пришла пора изменить подход. Для этого нужно отложить в сторону наш скептицизм (на время, он сам вернётся, когда понадобится) и осторожно приоткрывать дверь восприятия чуть пошире.

Будьте внимательны, оберегайте в себе новорожденного художника. Часто мы оказываемся в тупике, потому что следуем чужим планам. Желая выделить время на творчество, мы чувствуем, что должны заняться чем-то ещё. Мы много внимания уделяем обязанностям перед другими, и склонны думать, что такое поведение делает нас “хорошим человеком”. Как бы не так. Плохо быть обычным и скучным.

Пребывая в творческом тупике, мы часто усаживаемся на трибуну и критикуем тех, кто играет на поле. «Не такой уж он и талантливый», – говорим мы о популярном артисте. И, возможно, оказываемся правы. Часто именно смелость, а не талант проталкивает человека на середину сцены. А мы неприязненно смотрим на этого везунчика и возмущаемся: «Можно было бы смириться с истинным гением, но он(а) же гений саморекламы!». И это не просто зависть. Это сложная техника увиливания, которая держит нас в тупике. Мы мысленно произносим целые речи для самих себя и всех желающих: «У меня всё получилось бы намного лучше, если бы…».

У вас всё получилось бы при одном важном условии – если вы решитесь попробовать !

По мотивам книги
Дж. Кэмереон «Путь художника»

Copyright сайт, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна

2.Структура и уровни творческого процесса.

3. Специфика научно-технического творчества.

Рассматривать первый вопрос "Творчество как философская категории", студенту следует, начав с определения понятия «творчество».

Творчество - это всевозрастающий по своей социальной значимости вид человеческой деятельности, производящий новые, ранее не существовавшие ценности. Оно находит свое воплощение в преобразовании и классификации информации в соответствии с целями, замыслом, психологической установкой субъекта, в формировании понятий, проектов и иного рода теоретических объектов, используемых для объяснения и преобразования мира.

Играя ключевую роль в системе современного философского знания, категория творчества характеризует активно-деятельную позицию субъекта в его отношении к природе и обществу. Будучи включенной в структуру философского знания, она существенно влияет на современный стиль философского мышления, позволяет теоретически обосновать практически-преобразующий вклад субъекта в формируемую им картину мира.

Творческая активность сознания выступает в качестве определяющего направления исторического процесса, его ценностного содержания. Все социально значимые духовные ценности, наполняющие смыслом историю, являются результатом творческой активности разума выдающихся личностей.

Особую значимость эта активность приобретает в специфической области бытия - техносфере. Под ней понимаются те области на Земле и за ее пределами, куда проникают технические средства, а также изменения в биосфере, вносимые производственной деятельностью людей. Применительно к техносфере исходным, организующим началом творчества является новаторская инженерная мысль, опредмеченной формой которой выступает мир техники. Как отмечал Питирим Сорокин (США), машины, прежде чем принять «материальное» бытие, должны уже иметь «логически-психическое» существование в мысли изобретателя.

Вместе с тем студенту следует знать, что до недавнего времени категория творчества специально не рассматривалась ни в одном из вузовских учебников по философии, а сама идея творческой активности сознания подменялась теорией отражения, сводящей роль сознания к «отражению», «копированию», «фотографированию» объективного мира.

При изучении второго вопроса "Структура и уровни творческого процесса" студенту надо понять, что творчество имеет как объективные, так и субъективные основания.

Объективная основа творчества содержится в социальных потребностях, культурном, научном и техническом прогрессе. Ими же предопределяются и методы решения социально значимых проблем. Однако все объективные факторы, прежде чем реализоваться в уникальности творческого акта, должны пройти через сознание субъекта творчества.

Субъект творчества - это понятие характеризует автора новаций. В зависимости от уровня протекания творческих процессов им может выступать: личность, творческий коллектив, общество.

В свою очередь, объект творчества не может быть определен на основе только природных характеристик. Включенный в систему преобразуемой природы, объект в значительной степени определяется активностью субъекта, преследуемыми им целями и способом деятельности. Иными словами то, что называется объектом творчества, интегрирует в своем содержании как первично природные, так и технологически преобразованные элементы.

Творческий процесс не может протекать в отрыве от поступающей извне информации - без понимания и оценки ситуации, объективно обусловленных целей и методов решения задачи. Однако этой информации недостаточно для проявлений творчества. Необходимы также познавательные и решающие программы. Они, включая в себя творческое воображение, интуицию, эвристику (методы способствующие развитию активности, находчивости), должны обладать большим набором внутренних свобод, способностью воспроизводить собственное разнообразие, оригинальные решения, проекты преобразования действительности.

В структурном отношении творчество содержит две противоположные и вместе с тем взаимосвязанные стороны: отображение объектов и их изменение в соответствие с некоторый идеалом. Так, научно-техническое творчество очерчено рамками техносферы, которая объединяет часть природы (материалы, энергоисточники), включенную в область технологической деятельности. В то же время техносфера получает свою качественную определенность благодаря субъективному фактору, который определяет направленность, ценность и гуманизацию преобразования природы.

В связи с деятельностью человека-творца возникает проблема оригинальности и полезности новаций. Далеко не все социальные проекты и технические решения являются оптимально правильными, полезными для человечества. В современных условиях часто идет беспощадная эксплуатация природы. Отсюда - материало- и энергозатратные технологии, нещадная эксплуатация земли, ее недр, водных ресурсов и воздушной среды, всего живого на планете, включая самого человека. И все это на основе творчески разработанных, хотя и односторонних, проектов.

В результате техносфера, как область глобальной творческой деятельности человека, предстает внутренне противоречивой, охватывающей как исправленную, улучшенную первобытную природу, так и природу деградирующую, с нарастающим беспорядком и истощением ресурсов.

Учет того факта, что творчество может быть направлено как на благо, так и во вред человеку, привело в последнее время к возникновению нового раздела знания - техноэтики. Последняя видит приоритетную ценность технического творчества в его нрав­ственно-гуманистическом начале - безвредности и полезности для людей, экологической чистоте, положительных социальных последствиях от внедрения в практику его результатов.

Творчество как особая область познавательно-конструктивной деятельности человека включает в себя такие элементы, как: распознавание проблемы; ее формулировку; выбор оптимального метода ее решения; методологию поиска; стиль мышления; нравственно-ценностные ориентации и организационные, волевые качества, влияющие на результативность новаторской деятельности.

Способность видеть проблему далеко не всегда предполагает умение корректно сформулировать ее, а тем более найти кратчайший и экономичный путь к се решению. Именно поэтому здесь особое значение приобретает принцип диалога, что наиболее полно реализуется в условиях коллективного творчества.

Решение задач в процессе творчества предполагает использование как алгоритмов (системы вычислений производимой по строго определенным правилам), так и неформализованных эвристических методов. Последние проявляются на каждом из основных этапов творческого процесса: распознавание элементом задачи - постановка проблемы - выбор оптимального метода решения.

При изучении процесса творчества студенту необходимо знать, что в этом процессе важную роль играет инновационная, «предтворческая» активность субъекта: пространственное воображение, чувство гармонии, красоты.

Для того чтобы определить новизну объекта творчества, необходимо учесть степень изменения программы (методов, алгоритмов), на основе которых проходило решение задачи. Творческая новизна может быть сведена или к изменению структуры решающей программы или к введению нового объекта, которого не было в прежних условиях задачи. Первое будет означать открытие принципиально новой технологии или нового метода решения данного класса задач, второе - изобретение нового, скажем, технического приспособления, механизма или же существенное улучшение прежнего.

Высокий уровень творчества может характеризоваться одновременным изменением решающей программы и вводом новых элементов в предлагаемую задачу.

Студенту следует иметь в виду, что такое разграничение творческого процесса по критерию новизны и оригинальности решения задачи является важным с точки зрения оценки производственной целесообразности и приоритетности полученного результата. Оно может быть положено в основу классификационной характеристики деятельности как отдельного творческого работника, так исследовательского коллектива.

При рассмотрении третьего вопроса «Специфика научно- технического творчества» следует помнить, что творчество проявляется в различных областях общественного бытия: культуры, искусства, политики, техники.

Особым видом творчества является научно-техническое творчество, которое можно разделить в зависимости от характера преобразования исходной информации на следующие подвиды: I) установление научных фактов, открытие новых объектов, существовавших до того, как они были открыты; 2) приведение фактов науки в логическую систему: обобщение и абстрагирование, истолкование, выдвижение гипотез, разработка теорий, формулировка принципов, законов и т.д.; 3) технико-конструктивные решения, изобретения, новации в технологии или организации производства.

В свою очередь, научно-техническое творчество предполагает:

а) объективные условия зарождения и развития творческой мысли;

б) субъективные условия творчества (наличие психологической установки, собственно новаторского мышления)

в) экспериментальную или производственную реализацию творческого замысла.

Под объективными основаниями научно-технического творчества следует понимать совокупность внешних обстоятельств и средств, предоставляющих ту или иную степень свободы созидания нового. Они разделяются на: задачи (проблемы), очерченные законами природы, свойствами материалов, технологией, потребностями развития общественного производства и методы решения, согласованные со свойствами объекта творчества (технические нормативы, научные принципы, данные экспериментальных исследований).

Постановка задачи (проблемы) и совокупность методов ее решения, составляют исходную репродуктивную, т.е. воспроизводящую, часть всякого научного открытия или разработки новой технологии.

Важнейшей особенностью технического творчества, является поиск оптимальной эффективности, с учетом заданных критериев. К последним относятся, в частности, надежность и качество продукции, снижение ресурсо-затрат, безотходность технологии, экологическая чистота и безопасность производства. На этом этапе существует неопределенно большое множество псевдопроблем, которые или вообще не поддаются решению или же могут быть решены с неоправданно большими экономическими затратами.

Практическая реализация является заключительным этапом научно-технического творчества. Материализация творческого замысла представляет собой последовательный ряд его воплощения в продуктах инженерно-конструкторского труда: решение задачи в приближенном виде - рабочая схема - экспериментальная модель - пробный экземпляр - внедрение в производство.

Студенту необходимо знать, что научно-техническое творчество на этапе своей реализации тесно срастается с производством.

Связь технического творчества с производством обусловливает ряд его особенностей, отличающих его от других видов творчества. Это, во-первых, необходимость постоянного учета производственных условий, которые накладывают реальные ограничения на творческую мысль инженера-конструктора.

Во-вторых, изобретатель часто выступает здесь в роли организатора производства, что предъявляет повышенные требования к его личным качествам: гражданской позиции, организаторским способностям, владению навыками экономического мышления и экологической культуры, пониманию социальных последствий технического нововведения, знанию инженерной психологии.

В-третьих, поскольку внедрение того или иного технического новшества невозможно без некоторых компромиссов с экономическими показателями производства, в программу внедрения должна включаться оценка степени риска по основным показателям производства: возможное снижение объема производимой продукции, степень надежности предполагаемой технологии, изменения в нормах техники безопасности иные нежелательные последствия.

По сей день является одной из самых интересных тем в литературоведении. Ведь творчество Михаила Юрьевича дает обширную почву для раздумий, оно поражает своей глубиной, а также диапазоном чувств и эмоций, в них вложенных. Во многом тематика творчества Лермонтова связана с его биографией, кроме того, она продиктована писателю самим временем. В этом отношении следует отдельно рассматривать поэзию, лиро-эпические произведения и прозу автора.

Лирика

М. Ю. Лермонтов оставил огромное наследие в виде своих бессмертных стихов. Он начал писать очень рано, и уже даже самые первые опыты были проникнуты огромными переживаниями. Проблематика позволяет разделить все его лирическое творчество на несколько категорий:

1. Стихи об одиночестве, в которых основной мотив - непонимание, разрыв с людьми.

2. Поэт и поэзия.

3. Стихи о любви.

4. Стихи о природе, о Родине.

5. Стихи о войне.

Рассмотрим каждую из категорий.

Стихи Лермонтова об одиночестве

Михаил Лермонтов воспитывался бабушкой. Он не узнал ни отцовской, ни Возможно, именно это и повлияло на все творчество поэта. В частности, это оказало влияние на формирование данной темы творчества. Лермонтова волновало то, как к нему относились люди. Его также удручали нравы, царящие в его время. В пример можно привести стихотворение "Как часто пестрою толпою окружен", в котором слышится жестокий упрек лицемерному обществу. Герои Лермонтова часто уносятся в мир мечты, в данном тексте это мир детства, беззаботного и чистого. В позднем творчестве мотив одиночества перестает сопрягаться с обвинениями, но он еще больше усиливается. Как сильно звучат строки стихотворения "Утес"! В восьми строках поэту удалось выразить всю боль и тоску одинокого сердца. Данная проблематика произведений Лермонтова тесно связана с такими образами, как парус, листок, утес.

Стихи о природе

Лермонтов питал самые теплые чувства к российским пейзажам. Именно на природе его лирический герой чувствует себя более спокойно, уравновешенно и гармонично. Наиболее яркое произведение, посвященное красоте русской природы - "Когда волнуется желтеющая нива". Произведение очень гармоничное и мелодичное. Первые три строфы - описание природы. Лермонтов оживляет то, что его окружает. Нива волнуется, малиновая слива "прячется в саду", ландыш "приветливо кивает головой". Любуясь происходящим, герой начинает чувствовать смирение и покой, все его тревоги угасают, а в небесах он начинает видеть облик Божий.

Любовная лирика

Проблематика произведений Лермонтова о человеческих чувствах не ограничивается лишь одиночеством. Поэт также уделяет внимание любви. Правда, любовь в его лирике всегда показана как трагедия. С самых первых стихотворений Лермонтов рисует нам трагические отношения между лирическим героем и его возлюбленной. Герой страдает из-за насмешек, непонимания. Наиболее яркий пример - стихотворение "Нищий". Оно построено по принципу Первая часть - история нищего, которому вместо милостыни в руку положили камень. Вторая часть - обманутые чувства лирического героя. После знакомства Лермонтова с настроение меняется. Теперь чувства взаимны, но возлюбленным не дают быть вместе. Таково стихотворение "Мы случайно сведены судьбою".

Военная поэзия

Темы творчества Лермонтова не ограничиваются чувствами. Он также обращался к теме войны. Своеобразие поэзии данной тематики в том, что Лермонтов уделяет большое внимание противоестественности насилия. Так, в стихотворении "Валерик" поэт рисует красивую природу Кавказа, ей не интересны кровавые события, устроенные людьми. В стихотворении обращается к теме исторического прошлого родной страны, он восхищен былым могуществом нации. Это глубоко патриотическое произведение.

Проза Лермонтова

самым ярким стал роман "Герой нашего времени". В центре изображения - Печорин. Это герой, которые совершает поступки необдуманно. Он губит людей, сам того не понимая. При этом Печорин глубоко убежден в том, что люди его не понимают, что многие его недостойны. В действительности он талантлив и умен, им можно восхищаться. Но есть черты, которые нельзя назвать положительными: неумение дружить и любить, гордыня и эгоизм. Проблемы, которые поднимает Лермонтов (краткое содержание произведения наглядно это показывает) - это поиски героя времени и развенчание современной эгоцентричной молодежи, а также проблемы нравственности.

Лиро-эпические произведения

Одна из самых ярких поэм Михаила Лермонтова - "Мцыри". Одинокий романтический герой заброшен по воле судьбы в монастырь. Он воспитывается в нем, но не чувствует себя как дома. Мцыри ощущает свою неприкаянность, он словно в заточении, мечтает попасть на свободу. Проблематика произведений Лермонтова пересекается в данной поэме. Здесь поднята и тема одиночества, и тема свободы, и наглядно видно, насколько трепетно Лермонтов относится к природе.

Кроме того, поэма является ярким примером романтического произведения. Мцыри стремится в мир мечты. Пробыв один день на воле, он понимает, что такое настоящая жизнь. Пребывание в монастыре теперь становится невозможным. Получив смертельные ранения в схватке с барсом (олицетворение неистовых сил природы), Мцыри погибает. Таков трагический пафос всего творчества писателя. Герои Лермонтова в столкновении с реальностью чаще всего проигрывают. Их мечтам не суждено сбыться, но и в этом мире жизнь невыносима.

Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности. Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения.

На уровне проблематики читателю как бы предлагается диалог, подвергается обсуждению та или иная система ценностей, ставятся вопросы, приводятся художественные «аргументы» за и против той или иной жизненной мироориентации.

Проблематику можно назвать центральной частью художественного содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы обращаемся к произведению - неповторимый авторский взгляд на мир.

Естественно, что проблематика требует повышенной активности и от читателя: если тему он принимает как данность, то по поводу проблематики у него могут и должны возникать собственные соображения, согласие или несогласие, размышления и переживания, направляемые размышлениями и переживаниями автора, но не целиком им тождественные.

Выше, в первом разделе, мы обсуждали плодотворную идею М.М. Бахтина о специфическом познании художественного содержания как диалоге между автором и читателем; в наибольшей мере эта идея относится как раз к проблематике произведения.

В отличие от тематики проблематика является субъективной стороной художественного содержания, поэтому в ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир или, как писал Л.Н. Толстой, «самобытное нравственное отношение автора к предмету».

Число тем, которые предоставляет писателю объективная действительность, поневоле ограничено, поэтому не редкость, когда произведения совершенно разных авторов написаны на одну и ту же или сходную тему. Но нет двух крупных писателей, произведения которых совпадали бы по своей проблематике.

Своеобразие проблематики - своего рода визитная карточка автора. Так, практически не было поэта, который в своем творчестве обошел бы тему поэзии, но как по-разному звучит у разных поэтов проблематика, связанная с этой темой!

Пушкин рассматривал поэзию как «служенье муз», поэта - как боговдохновенного пророка, подчеркивал величие поэта и его роль в деле национальной культуры. Лермонтов акцентировал гордое одиночество поэта в толпе, его непонятость и трагическую судьбу.

Некрасов ставил вопрос о гражданственности поэтического творчества и общественной полезности деятельности поэта в «годину горя», резко выступая против теорий «чистого искусства». Для Блока поэзия была прежде всего истолковательницей и выразительницей мистических тайн бытия.

Маяковский первым стал рассматривать поэзию как своего рода «производство», ставя вопрос «о месте поэта в рабочем строю». Как видим, при единстве темы проблематика у каждого из поэтов оказывается весьма индивидуальной и субъективной.

Из сказанного понятно то значение, которое имеет проблематика в составе художественного содержания. Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности.

Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными, и эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения. А.П. Чехов справедливо писал, отдавая приоритет проблематике даже перед идеей: «Вы смешиваете два разных явления: решение вопроса и правильную постановку вопроса. Только второе обязательно для художника.

В «Евгении Онегине» или «Анне Карениной» не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому что все вопросы поставлены в них правильно» (Письмо А.С. Суворину от 27 октября 1888 г.). Проблематика произведения дает читателю возможность размышлять и переживать, а это, в сущности, главное, ради чего мы обращаемся к худо--жественной литературе.

Итак, ясно, что анализом проблематики ни в коем случае нельзя пренебрегать. Между тем это сплошь и рядом делается в практике школьного литературоведения, в котором понятия проблемы, проблематики даже не имеют самостоятельного существования. От темы произведения школьный анализ перескакивает сразу к идее, и получается, что автор «пришел, увидел, отразил и заклеймил (или воспел)».

Из представления о творческом процессе выпадает главная его сторона: то, что писатель думал и чувствовал, прежде чем заклеймить или воспеть. А из представлений о художественном целом произведения «вымывается» тоже самое интересное: вопросы, на которые иногда нет ответов или эти ответы дискуссионны; размышления, переживания, все то, что возбуждает мысль и чувства читателя.

В результате возникает упрощенное до искажения представление о художественном содержании как о математически ясной и простой схеме, в которой нечего искать, к которой нет необходимости прикладывать свой жизненный опыт, усилия понимания и т.п.

Такое положение с анализом проблематики не дает возможности раскрыть подлинное богатство - эмоциональное и интеллектуальное - классических произведений литературы.

Несколько забегая вперед, можно посоветовать анализ содержания начинать не с тематики и «образов», как это принято и обыкновенно делается, а именно с центральной проблемы произведения. Такой подход имеет ряд очевидных плюсов: он сразу обращается к самому важному в произведении, возбуждает и поддерживает стойкий интерес учащихся, позволяет сочетать принцип проблемности обучения с принципом научности.

Для практического анализа проблематики всегда важно выявить индивидуальное своеобразие данного произведения, данного автора; сравнить (хотя бы в процессе подготовки к анализу) изучаемое произведение с другими и понять, что же в нем уникального, неповторимого.

Иными словами, важно найти «изюминку» данного произведения, а она, если говорить о художественном содержании, очень часто лежит в области проблематики. В качестве первого шага в этом направлении можно порекомендовать установить тип проблематики в исследуемом произведении.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998г.