История Мулен Руж (Moulin Rouge). Франция

Что вы представляете в первую очередь, когда слышите про Канкан? Чаще всего это привлекательные женщины в шикарных нарядах, высоко взмахивающих своими ногами под музыку. Сейчас Канкан ассоциируется со знаменитым кабаре «Мулен Руж», а ведь истоки его берут от самой простой кадрили.

Одна из забавных версий названия танца связана с утками. Французы утверждают, что их утки крякают «кан-кан». А как известно, одним из часто используемых «па» является движение танцовщиц вперевалочку друг за другом.

Дословно «канкан» переводится с французского как «шум, гам». Некоторые источники утверждают, что впервые канкан в «Мулен Руж» был исполнен в 1890 году, но это не является правдой. Истоки канкана тянутся к 1820-м годам в рабочие кварталы Парижа. Танцор и акробат Шарль Мазурье добавил в простую кадриль взмахи ногами. Со временем в моду вошли чулки с подвязками, которые очень полюбились танцовщицам канкана. Интересно, что после появления этой детали в костюмы, танец начал считаться непристойным.

Впервые в кабаре «Мулен Руж» канкан был исполнен во время открытия бара, и исполняли танец не только женщины, но и мужчины, которые также взмахивали ногами. Но, как вы понимаете женщины привлекали больше посетителей в кабаре, и потому протанцевали мужчины не долго.

История Мулен Руж (Moulin Rouge). Франция.

Самый высокий холм Парижа — Монмартр. До середины XIX века он был известен своими виноградниками и мельницами. Ныне на Монмартре осталась только одна, но зато самая узнаваемая — Красная мельница, в переводе — «Мулен Руж», известное на весь мир кабаре с феерическим танцевальным шоу и конечно знаменитым традиционным французским канканом.Французы говорят: » Кто был в Париже и не посетил Мулен Руж, тот не сможет до конца понять, что же такое Париж». Ведь Мулен Руж — это тоже часть истории Парижа, это больше чем мелодраматическая история, рассказанная в одноименном фильме, это — символ. Символ сбывшихся и несбывшихся надежд, разбитых и соединившихся сердец, творчества и порока, красоты и безобразия.

Мулен Руж стал тем местом, где развлечение объединило самые разные группы людей, перемешало артистов, пьяниц, воров, проституток, художников, буржуазию и аристократию. Здесь стиралась граница между высоким и низким, между искусством и шоу, между индивидуальным и коллективным, здесь вульгарное зрелище стало предметом восхищения и символом изысканного вкуса. Давайте узнаем более подробную историю этого похоже бессмертного творения.

Вид на Монмантр

Датой рождения Мулен Ружа стал день 6 октября 1889 года, когда господа Оллер и Зидлер впервые открывают двери кабаре «Бал Мулен Руж». Гениальная идея — кадриль, ставшая бессмертным творением, прозванным в дальнейшем с легкой руки англичан «французским канканом», идентифицируется с тех пор со знаменитой красной мельницей, венчающей здание театра в районе Монмартра.

Жозеф Оллер

Прошло всего несколько месяцев, с момента как мюзик-холл принял своих первых посетителей, а о том, как это «побывать в Мулен Руж» скоро говорил уже весь Париж

Решить решающий все кадровый вопрос и набрать персонал для выполнения нехитрых задач шоу-биза было делом несложным, — скучные провинции исправно поставляли в Город-Светоч живой товар, так что процветал и широкий выбор, и здоровая конкуренция — вы и сейчас можете оценить справедливость тогдашних расценок!

Чтобы посмотреть на сногсшибательных, экстраординарных танцовщиц с такими выразительными именами, как Ля Гулю (в дословном переводе — «обжора»), Рэйон д’Ор («Золотой луч»), Нини-Пат-ан-л’Эр («Нини- лапки кверху»), сюда приезжали гости со всего мира.Одна из них - Ля Гулю (уроженка Эльзаса Луиза Вебер) стала подлинным украшением Мулен-Руж. Ей суждено было стать одной из самых знаменитых танцовщиц своего времени

Она дебютировала в кабаре в 19 летнем возрасте в 1890 году. Очень скоро она становится самой яркой звездой “Мулен Руж”, его порочным и притягательным символом. По традиции монмартрских балов она получила кличку, Ла Гулю — Обжора. Потому что любила, подсев за столики к посетителям кабаре, вкусно поесть и выпить за их счет. Ла Гулю пользовалась оглушительным успехом, она была вульгарна, чувственна и пикантна.

От ее канкана ходуном ходили сцена и зрительный зал. Казалось, еще секунда, и все рухнет от бешеной дроби ее сильных, крепких ног. В ее канкане современникам слышались орудийные выстрелы. Это был не танец, а битва. Луиза оказалась не только сильной исполнительницей, но и не лишенной фантазии танцовщицей. Она придумала свой собственный вариант канкана. Вращаясь в танце, Луиза отводила ногу в сторону, потом брала ее за стопу и поднимала над головой. А затем с душераздирающим криком падала на шпагат.

Ла Гулю,Луиза Вебер

А вот знаменитый Большой Галдёж (фр. Grand Chahut) в Мулен-Руж

Немногие уже помнят, что та самая заводная мелодия, под которую «за 10 гривен скачуть як дурни» появилась задолго до открытия Мулен-Руж, и вовсе не в связи с этими скачками… Двадцать первого октября 1858 года в Париже в театре «Bouffe Parisien» на Елисейских Полях состоялась премьера опереточного спектакля «Орфей в аду» (фр. Orphee aux enfers), музыку к которому написал месьё директор театра, немецкий еврей с новомодной фамилией Жак Оффенбах (фр. Jacques Offenbach), родившийся в Кёльне и умерший в Париже — задолго до рождения того кабаре, где волею судьбы и прославилась навечно эта его мелодия, эти аккорды заключительной сцены из спектакля, где Орфей с нимфами танцует кадриль, которые и были спионерены предприимчивым руководством для музыкального сопровождения Мулен-Ружевского Галдежа. Похоронен талантливый композитор на Монмартрском кладбище…

Жак Оффенба́х

Кстати с Бахом ((нем. Jóhann Sebástian Bach) его, Оффенбаха, а заодно — и многих иных-прочих представителей Богемы, роднит общая музыкальная Родина - Allemagne!

Жанна Авриль

Еще одной звездой “Мулен Руж” была Джейн Авриль, которую публика прозвала Мелинит — Динамит, а критики называли воплощением танца. За болезненной внешностью этой женщины скрывалась невероятная энергия, поражавшая посетителей “Мулен Руж”. Другим знаменитым персонажем “Мулен Руж” и партнером Ла Гулю был Валантен Реноден, прозванный Ле Дезоссе — Бескостный. По утрам он работал слугой в маленьком кафе, а по вечерам становился героем кабаре. В жизни нелюдимый, на сцене Валантен преображался. Его мрачность исчезала, и он являлся искрометным танцором, поражающим пластикой змеи и утонченностью манер.

Мулен Руж быстро приобрел репутацию места, где мужчины могут посмотреть на молодых парижанок, чьи уникальные и изумительные движения были такими же гибкими, как и их нравственность. Благодаря знаменитому канкану популярность кабаре росла. В то время этот танец считался вульгарным, что порой вызывало гнев зрителей. С этого времени под свой патронаж заведение берет художник Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec), которые написал множество картин со сценами из жизни мьюзик-холла.

Танец,Тулуз-Лотрек

Сохранилась легенда, что когда в 1890 года Его высочество Принц Гальский, будущий король Эдуард VII, был по частным делам проездом в Париже, он не преминул заказать себе столик в «Мулен Руж», чтобы посмотреть, что же это такая за кадриль, слух о которой пронесся далеко за Ла-Маншем. Ля Гулю, танцуя французский канкан, высоко выбрасывая ноги и задрав нижние юбки аж до головы, узнала принца и без всяких колебаний крикнула Его высочеству, приветствуя: «О, Гальский, с тебя шампанское!».

Англичанин в Мулен Руж,Анри де Тулуз-Лотрек

“Чтобы танцевать канкан, надобно иметь совсем особый темперамент, исключительный дух, тут нельзя ограничиваться воспроизведением составленной по правилам фигуры. Тут надобно изобретать, творить. Канкан — это сумасшествие ног. Когда я танцую, мною овладевает род помешательства: я забываю все… Музыка сжимается в моей груди, бросается в голову, как пары шампанского.При последней ноте ритурнели я в опьянении. Тогда исступление становится беспримерным. Мои руки в безумии, ноги тоже. Мне нужно движение, шум, содом; это род какого-то сотрясения, переливающегося из ног в голову. Все волнуется вокруг меня — декорации, мебель, свечи. Можно сказать, что все это сговорилось передавать мне музыку. В эту минуту, если бы стена стала передо мной, я бы, кажется, прошла и сквозь нее. Я люблю рукоплескания. Я бы хотела, когда танцую, чтобы гремел гром, сокрушались дома! Я бы хотела такой трескотни, которая и самых храбрых приводит в ужас: неумолкаемых ударов большого колокола Парижской Богоматери, землетрясения, последнего суда!..”

Сумасшедшие ночи в «Мулен Руж» продолжались вплоть до начала Первой мировой войны. Закрывшись в 1915 году, кабаре вновь было открыто лишь в 1921-м, став храмом мюзик-холла. Знаменитые артисты — от Ля Гулю до Мистингет, от Эдит Пиаф до Жозефин Беккер, от Мориса Шевалье до Ива Монтана — считали для себя честью выступать здесь.

С появлением денег у публики, и последующем появлением их (денежной публики!) в кабаре, у владельцев кабаре, в свою очередь, появилась естественная мысль об обновлении и интерьеров, и экстерьера — внешнего вида Мулен-Руж. Именно тогда простой навес во дворе бывшей мельницы, под которым наяривали бюджетные простигосподи, превращался в то самое, самое респектабельное cabaret, которое мы с вами знаем. Вот взгляните на эти уникальные фото! Обратите внимание, друзья мои — на общий внешний вид входа в Мулен-Руж, и две важных детали — этот мини-замок с башенками слева и пристройку справа от мельницы. Вот так это выглядело днем, -

В 1925 году на мюзик-холльном небосклоне Парижа вспыхивает черная звезда — Жозефина Бейкер. Она родилась в Америке, в Сент-Луисе, в бедной негритянской семье, с детства мечтала стать артисткой, выступала в мюзик-холлах Бродвея, а затем в составе негритянского ревю “Черные птицы” приехала в Париж и покорила этот самый капризный город мира. Блистала в парижском театре «Фоли Бержер», выступала и в Мулен Руж.

Ее выступления потрясали изумительной непосредственностью. Жозефина пела, танцевала, вертелась, кувыркалась, гримасничала, напоминая сказочного чертенка. Так, в финале своего номера она убегала на четвереньках, с задранным выше головы, как у молодого жирафа, задом. И при этом комизме она была необыкновенно эротична. Гибкая, как змея, с поющими руками, с жарким блеском глаз и с кожей цвета кофе с молоком, она притягивала внимание всего зала.

И как Жозефина танцевала чарльстон! Так не танцевал никто. Казалось, в ее ногах поселился веселый бес, который и руководит ее танцем. Один из критиков, описывая выступление Бейкер, восклицал: “Это не женщина, это не танцовщица — это нечто непостижимое, такое же восхитительное, как сама музыка”.

На сцене Жозефина появлялась почти обнаженной. Она была столь хороша, что не нуждалась ни в каких украшениях — на ней были лишь боа из перьев, нитка жемчуга и ее знаменитая связка бананов на бедрах

Очень многие считают Мулен Руж местом, где зародился стриптиз, однако в Мулен Руже стриптиза как такового не было. Там танцевали женщины, но при этом зрителям они демонстрировали только остававшиеся неприкрытыми кусочки тела между трусиками и чулками, то есть, самую малость. Остальное, сидящие в зале мужчины дофантазировали сами, полагаясь, в основном, на собственные желания и опыт. И всё же, именно Мулен Руж стал тем местом, где зародился стриптиз.

Летом 1893 года здесь проходил традиционный бал студентов художественных училищ. И вот, в самый его разгар, две девицы, разгоряченные шампанским, вдруг вспрыгнули на стол и под звуки музыки стали медленно раздеваться, пока не остались в чём мать родила. История сохранила их имена: Манон Лавиль и Сара Браун. Да, уточню, что на хлеб они зарабатывали тем, что позировали начинающим художникам и скульпторам, а значит, были, с большинством собравшихся в тот вечер в Мулен Руж, хорошо знакомы.

Если учесть пуританские нравы, царившие в то время даже в Париже, то нет ничего удивительного, что против участников этого бала полиция завела дело, а суд приговорил некоторых из его участников к различным денежным штрафам. Это вызвало страшное возмущение парижских студентов. Дело дошло даже до схваток с полицией, в ходе которых один студент был убит. Но, как теперь выяснилось, молодые парижане не зря шли тогда на смерть — табу на стриптиз было снято!

Пришедшего в годы открытия в Мулен Руж, прежде всего, ошеломлял интерьер — причудливые комбинации старинного и антикварного с модерном и сюрреализмом, восточного с европейским. Мулен Руж воплотил витавшее в воздухе кредо тогдашней жизни в Париже — «право быть ленивым». Здесь можно было все — плакать и смеяться, танцевать ночи напролет и спать, пристроившись на одном из диванов. Искусство и мошенничество переплетались и создавали особую атмосферу Мулен Руж: где-то играли в карты, где-то строились планы о покорении города, а в каком-то из залов смешной коротышка - художник Лотрек увековечивал этот «карнавал жизни».Во многом, именно благодаря исскуству Тулуз-Лотрека, запечатлевшему эксцентричный танец на своих афишах и рисунках, Мулен Руж обязано своей славой и известностью. Тулуз-Лотрек был потомком древнего аристократического рода — его предки некогда возглавляли крестовые походы и вступали в родственные связи с королями Франции.

Мулен Руж,Анри де Тулуз-Лотрек

Он родился в южнофранцузском городе Альби и в четырнадцать лет из-за перелома ног, вызванного врожденным костным заболеванием, навсегда остался калекой. Это трагическое обстоятельство подтолкнуло его желание целиком отдаться проявившейся еще в детстве страсти к искусству. 1885 году Лотрек поселился в самом центре Монмартра, и отныне вся его творческая жизнь оказывается неразрывно связанной с этим районом Парижа, еще сохранявшим в ту эпоху черты полудеревенского пригорода.

Анри де Тулуз-Лотрек

В 80-е и 90-е годы здесь одно за другим открываются кабаре — «Элисе-Монмартр», «Мерлитон», «Мулен-де-ла-Галетт»,»Японский Диван» и конечно «Мулен Руж» — где публика могла танцевать или, сидя за столиками кафе, смотреть на профессиональных танцоров и слушать песенки модных певцов. Именно актеры кабаре и их зрители, состоявшие из художественной богемы, простого люда и представителей самого дна большого города, стали главными персонажами Лотрека. С 1889 по 1892 год художник создает серию картин, в которых как бы фиксировалась под разными углами зрения жизнь монмартрских кабаре.

Наиболее характерна в этом отношении картина «В Мулен Руж» (1892). Перед нами изображение части кабаре, отделенной от танцевального зала балюстрадой. Динамичные диагональные построения как бы выводят композицию вовне, за пределы полотна, в то время как элементы обратной перспективы разворачивают ее на зрителя — приемы, к которым Лотрек прибегал в той или иной мере почти в каждом своем произведении. Группа сидящих за столом друзей художника, критиков и артисток, отодвинута на второй план, а на первом помещена существующая как бы вне времени и пространства, срезанная рамой фигура девушки с причудливым силуэтом и лицом-маской, расцвеченным отсветами газовых рожков. Необычные ракурсы и трактовка фигур, цветовые и световые контрасты — все подчинено здесь задаче передать стихию кабаре и ночного Монмартра.

В Мулен Руж,Анри Тулуз-Лотрек

Если в «Мулен Руж» танцовщица Ла Гулю была изображена на заднем плане, то в ряде других картин начала 90-х годов Лотрек показывает «звезд» кабаре крупным планом, не извлекая их, однако, из «среды обитания». Таков, например, холст, на котором Ла Гулю входит в кабаре об руку с сестрой и молодой дебютанткой Танцовщица одета в вызывающе открытое платье, написанное прозрачными мазками голубых и зеленых тонов, контрастирующих с глухими серыми, черными и зелеными оттенками одежды двух других женщин и красным цветом стенных панелей. В резком изгибе тела Ла Гулю, выражении ее лица — смесь вульгарности и артистизма, надменности и горечи.В картине все полно движения и одновременно иератической неподвижности, подчеркнутой застывшим профилем девушки справа.

Тулуз-Лотрек. Ла Гулю у входа в Мулен-Руж, 1892

В 1891 году художник создает первую литографскую афишу для Мулен Ружа. За этой работой, которая была по сути одним из первых плакатов в истории современного искусства, последовали другие афиши, станковые литографии, цветные и черно-белые; альбомные серии («Иветт Гильбер», «Они»), театральные программы и книжные иллюстрации. В своих литографиях Лотрек обессмертил ярких, но эфемерных звезд Монмартра, гротескно заострив суть их творческой индивидуальности, передав ритмы их танцев и песенок

А после в 1915 году случился грандиозный пожар в Мулен-Руж, а чуть позднее — случился грандиозный пожар во всем мире — началась первая, а затем и вторая мировая войны… Крылья Мулен-Руж невесело поникли и им, казалось бы, всегда неунывающим парижанам, как-то вдруг стало не до танцев… В Мулен-Руж пришел упадок… В годы Второй Мировой войны и немецкой оккупации Мулен Руж вновь закрыт, но незадолго до освобождения Парижа, в 1944 году на сцену вновь выходят артисты — знаменитые Ив Монтан (Yves Montand) и Эдит Пиаф (Edith Piaf).

В 1937 году Роберт Харман превращает Мулен Руж в ночной клуб, делая его еще более модным и современным.

Открывшийся в 1959 году новый зал позволяет организовать хорошо оснащенную кухню, чтобы предложить клиентам, приезжающим сюда со всех уголков земного шара, «ужин-спектакль» с большим выбором блюд и, конечно, концертом, имеющим уже на то время высокую мировую репутацию

Вновь запустились знаменитые крылья Красной Мельницы в в 1951 году, когда у кабаре меняется владелец и проходит полная реставрация. А в 1957 году хореограф Дорис Хог (Doris Haug) со своими четырьмя Doris Girls подписывает с Мулен Руж контракт на два месяца…и остаётся хореографом и постановщиком на 40 лет, до 1997 года. За это время Doris не только увеличил свой контракт, но также увеличил и свою труппу — сегодня в Doris Girls уже более 80 девушек.

В 1962 году менеджером кабаре становится легендарный Жаки Клерико (Jacki Clérico) и с его именем в истории Мулен-Руж начинается «новая эра». Жаки предлагает для возрождающегося кабаре эту новую формулу — ужин+шоу, распространившуюся затем повсеместно. Возможно, эту концепцию Жаки подхватил в одном из многочисленных ресторанчиков этого тогда все еще Красно-фонарного Квартала? Да и в наше время в Париже можно найти вот такие меню:

В гала-концерте, посвященном 90-летию «Красной мельницы», выступали Петр Устинов, Шарль Азнавур, Джерри Левис.

С приходом Джеки Клерико началась новая эра «Мулен Руж» — расширение зала, гигантский аквариум и первый водный балет с обнаженными танцовщицами.

Открывшаяся в 1963 году новая программа «Фру-фру» произвела неописуемый фурор. Представление прошло с огромным успехом. Суеверный Джеки отныне выбирает своим программам названия, начинающиеся только на букву «Ф» («Frou-Frou» (Шелест), «Frisson» (Дрожь), «Fascination» (Очарование), «Fantastic» (Фантастика), «Festival» (Фестиваль), «Follement» (Безумство), «Frenesie» (Неистовство), «Femmes, Femmes, Femmes» (Женщины, женщины, женщины), «Formidable» (Великолепные)). «Feerie» (Феерия)

В шоу «Феерия» девушка плавает в таком аквариуме с настоящими змеями.

В 1964 году на сцене был сооружён гигантский «аквариум», в котором плавали/выступали голые танцовщицы.

И, разумеется, в каждой программе есть особое место легендарному французскому канкану.

И лишь однажды, в один из ноябрьских вечеров 1981 года, «Мулен Руж» закрыл свои двери. Труппе Мулен Ружа была оказана огромная честь, она была приглашена в Лондон, чтобы выступить перед Ее высочеством Королевой Елизаветой II.

Вот уже 112 лет самый легендарный зал кабаре в мире принимает миллионы зрителей, приехавших насладиться известными представлениями! Конечно, сейчас Мулен Руж перестал быть тем местом, где собиралась богема Парижа, где в прокуренных залах потягивали запрещенный повсеместно абсент и где приглянувшуюся танцовщицу из кордебалета можно было пригласить к себе домой. В те времена в «Мулен Руж» вообще не было ни кулис, ни репетиций: сцена и жизнь сливались в шумном веселом гулянии, с ухаживаниями и любовными историями.

(1889-90)

115x150 см
Филадельфийский художественный музей, собрание Генри П. Макиленни

Этот шедевр Тулуз-Лотрека демонстрирует тонкую наблюдательность художника и его склонность к заостренности, почти карикатурности образов. В нем он впервые обращается к теме ночной жизни большого города. Доски пола как бы ведут взгляд зрителя от фигур переднего плана к персонажам, заполняющим задний план и наблюдающим за тем, как танцор Валентин (по прозвищу «Бескостный») обучает начинающую танцовщицу. Эти зрители вытянуты по полотну наподобие фриза. Оставляя промежуток на переднем плане картины, Тулуз-Лотрек делает зрителя участником происходящего, вводя его в пространство полотна. Крайняя слева фигура мужчины частично срезана границей холста — этим усиливается ощущение того, что перед нами выхваченная из гущи жизни сценка и что действие, развернувшееся перед нашими глазами, продолжается и за пределами картины.
Ночные клубы Монмартра, вместе с пестрой публикой, их заполнявшей, стали центральной темой творчества Тулуз-Лотрека. Индустрия развлечений пышно расцвела в Париже в последние годы XIX века. В конце 1880-х и начале «порочных девяностых» годов большая часть работ художника определяется атмосферой знаменитых ночных заведений Монмартра. Помимо своих легендарных плакатов, Лотрек написал на эту тему целый ряд полотен маслом. Еще в 1870-е годы импрессионисты увлеклись изображением современной парижской жизни. Мане писал сценки в «Фоли-Бержер», Ренуар запечатлел кабаре «Мулен-де-лаТалетт», а Дега сосредоточил свое внимание на кафе (том же «Ам-бассадер») и на танцовщицах парижской Оперы. Танцовщицы с Монмартра интересовали и Жоржа Сера - свидетельство тому его картина «Канкан». В 1890-х годах определился круг «звезд», сиявших на тогдашней эстраде. Л а Гулю, Валентин «Бескостный», Джейн Авриль, Иветт Гильбер, Аристид Брюан стали героями картин и афиш Ло-трека. Созданные им плакаты не только способствовали успеху «звезд», но и принесли ему славу выдающегося мастера этого редкого жанра.

Портреты и карикатуры Контрастные цвета Театральное освещение танцевального зала художник эффектно подчеркивает с помощью зеленых теней. Треугольный участок между двумя женскими фигурами освещен особенно ярко, и здесь плотные зеленые тени максимально контрастируют с красным и розовым. Лица людей, составляющих фриз заднего плана, представляют собой точные портреты, чередующиеся с карикатурами. Рядом с реалистическим изображенным усатым посетителем кабаре можно рассмотреть женщину с карикатурными чертами Джейн Авриль и нелепую фигуру в котелке со стилизованным лицом скелета.

Кто она? Кто эта элегантная женщина с опущенными глазами? Непосвященному трудно ответить на этот вопрос, но не завсегдатаю Монмартра — тот безошибочно опознает ее как проститутку. Об этом недвусмысленно говорит наполовину спрятанная позади нее фигура женщины в бесформенном платье. Во времена Лотрека проститутки, как правило, выходили «на работу» в сопровождении непривлекательной компаньонки.

Кабаре «Мулен Руж», колыбель французского канкана, отмечает свой 125-летний юбилей. На сцене этого увеселительного заведения в разные годы блистали зажигательные танцовщицы, завораживающие публику своей сексуальностью, пробуждая в мужчинах огонь желаний и наслаждение действом. Сегодня, в честь памятной даты, предлагаю познакомиться с 6 звездами «Мулен Руж».

Луиза Вебер
До того как стать звездой «Мулен Руж», Луиза прозябала в нищете, трудясь не покладая рук в прачечной своей матери. Артистизм рано проявился в юной особе, еще тогда, когда ей приходилось стирать красивые платья клиенток. Иногда она надевала их и отправлялась на подработку в один из французских клубов. Там она воплощала все свои мечты в реальности.

Танец ее был вдохновенным, дерзким, вызывающим. Это здорово заводило публику. Там и приметил ее один из основателей «Мулен Руж» Шарль Зидлер и пригласил работать в свое заведение. На тот момент Луизе было 23 года, в ней было много задора и огонька. Фишкой танца молодой девушки было резкое вскидывание ноги вверх и шпагат с душераздирающим воплем. Мужчины находили её очаровательной. Луиза пользовалось огромным успехом, а кабаре «Мулен Руж» превратилось в место, где стало модно бывать. Публика собиралась толпами, чтобы увидеть её танец. Девушку, обладающую хорошей растяжкой, прозвали Ла Гулю за способность незаметно брать бокал клиента и выпивать его, танцуя между столиками. А ее коронный номер лег в основу главного шоу «Мулен Руж». Она обладала безудержным темпераментом, фантазией, артистизмом и наглостью.

Мопассан в новелле «Маска» описал это представление: «Знаменитые плясуны своими антраша уже собрали вокруг себя плотное кольцо зрителей… Две женщины, бедра которых как будто соединялись с туловищем резиновыми шарнирами, выделывая ногами умопомрачительные па. Их ноги взлетали кверху с такой силой, что, казалось, уносились за облака, потом вдруг раздвигались во всю ширину, до самого живота. Скользя одной ногой вперед, другой назад, женщины чуть не садились на пол в быстром и сильном размахе, отвратительном и забавном. Кавалеры их подпрыгивали, «стригли» ногами и раскачивались, взмахивая приподнятыми локтями, точно обрубками ощипанных крыльев».

Луиза стала самой высокооплачиваемой исполнительницей канкана в Париже. Превратившись в «порочную и обаятельную, исступленную и плотоядную» Ла Гулю, как писали о ней современники, она быстро привыкла к славе, большим деньгам и сопровождавшим ее повсюду голодным глазам мужчин. К 1895 году Луиза стала достаточно богатой, чтобы покинуть кабаре и открыть свое дело. Все заработанные деньги она вложила в балаган на ярмарочной площади. Художник, завсегдатай кабаре Лотрек любезно согласился расписать декорации, и заведение открылось. За танцовщицей слыла слава бесстыжей королевы Монмартра, и публику, привыкшую к атмосфере кабаре, совершенно не тянуло в балаган. И хотя Луиза пыталась сделать свое заведение зрелищным: она исполняла «арабский» танец живота, участвовала в боях по французской борьбе, выступала укротительницей хищников, она обанкротилась. Свою депрессию Луиза стала заливать спиртным.

Беспорядочная жизнь и алкоголь не пощадили звезду канкана. А рождение мертвого ребенка и вовсе ускорило ее закат. Она уже не была прежней невесомой ласточкой, порхавшей по сцене: гормональная перестройка организма сделала свое гнусное дело - танцовщица сильно поправилась, расплылась, и ей пришлось покинуть «Мулен Руж».
Ла Гулю, у ног которой когда-то лежал весь Париж, осталась нищей. Она пробовала себя как актриса, но и это занятие не удалось. По привычке она иногда заходила в «Мулен Руж», давала автографы. Но новое поколение уже не обращало на нее никакого внимания. Луиза потихоньку скатывалась на дно. Перед входом в «Мулен Руж», никем не узнанная, похожая на бегемота она торговала цветами и сигаретами. Умерла она в 1929-м уличной побирушкой. На смертном одре седая беззубая старуха никак пытала приходского священника, простит ли ее Боженька.

Жанна Авриль
Потеряв ведущую танцовщицу Ла Гулю, владельцы кабаре срочно кинулись искать ей замену. Так в «Мулен Руж» появилась Жанна Авриль (настоящее имя Жанна Бодон), элегантная женщина, одевающая со вкусом, немного надменная, казалось, начисто лишена вульгарности. Преисполненная чувством собственного достоинства, новая танцовщица была полной противоположностью Луизы Вебер. Она совершенно по-иному покорила сердца завсегдатаев «Мулен Руж».

В жизни Жанны было все не так легко и безоблачно. С ранних лет она познала уличную жизнь, голод и холод, болезни. Страдая хореей (нарушение двигательной функции), девушка могла раскрыться только в танце. Резкие движения - следствие болезни стали изюминкой ее стиля. Жанна поразила публику контрастом внешности и темперамента: в хрупкой небольшого росточка девушке с грустным лицом «развращенного ангела» таилась женщина-вамп, огонь, вулкан. Посетители кабаре сразу же окрестили ее Ла Мелинит (динамит). Жанна танцевала без партнера, полностью отдаваясь во власть музыки и ритма. Ее канкан являл трагический диссонанс подавленного состояния души и эйфории от эмоции танца.

Будучи незаконнорожденной, Жанна была настоящей аристократкой, утонченной натурой, дружила с писателями, хорошо разбиралась не только в литературе, но и в искусстве. У Жанны были покровители, но она никогда не торговала собой и заводила романы только с теми, кто ей нравился. Авриль долго оставалась «звездой» «Мулен Руж», и даже рождение сына никак не отразилось на ее фигуре. В 42 года Жанна вышла замуж за графика Мориса Биаиса, ловеласа и гулену. После его смерти, бывшая звезда канкана доживала свой век в нищете. 75-летняя Жанна Авриль скончалась в доме для престарелых в 1943 году.

Иветта Гильбер
Дочь старьевщика и шляпницы с детства была окружена миром моды. В подростковом возрасте работала в швейном ателье, с 16 лет - продавщицей в универмаге. В 20 лет окончила курсы драматического искусства и решила посвятить себя сцене. Однако лицедейский опыт в Théâtre des Bouffes du Nord, Théâtre de Cluny, Théâtre des Nouveautés, Théâtre des Variétés принес ей разочарование. Не удовлетворенная третьестепенными ролями, стала петь в кафешантанах и выступать в мюзик-холлах. Там ее и приметил для своего кабаре Шарль Зидлер. В 1891-м она уже танцевала в «Мулен Руж». Была дружна с Зигмундом Фрейдом, ее пением был очарован писатель Марсель Пруст.

В поздние годы Иветта Гильбер занималась театральной антрепризой, вела хронику в газетах и журналах, выступала по радио, занималась преподаванием и режиссурой, написала несколько книг, снималась в кино. Умерла в 79 лет.

Ша-У-Као
Известная французская танцовщица и клоунесса получила свой псевдоним за исполнение непристойного танца, похожего на японский канкан. Она была любимой моделью художника Лотрека, которого восхищала эта женщина, не побоявшаяся открыто заявить о том, что она лесбиянка. На его картинах она изображена в цирковом костюме: шаровары до колен, лиф с пышными оборками и большой белый остроконечный колпак, украшенный желтыми лентами. Жозефина Бейкер
Пожалуй, самой экзотичной танцовщицей «Мулен Руж» была Жозефина Бейкер, темнокожая красотка, исполнявшая зажигательные танцы. Эта девушка, прошедшая путь от статистки до солистки в водевилях, исколесив с гастролями США, до прихода в «Мулен Руж» выступала в негритянском шоу «Черные птицы», премьера которого состоялась в Париже осенью 1925 года. Темпераментная, гибкая, искрометная молодая американская мулатка покорила Париж своим экзотическим видом и необычной, раскованной манерой поведения на сцене. Жозефина пела, танцевала, вертелась, кувыркалась, гримасничала и в этом комизме она была необыкновенно эротична. Притягательная сексуальность исходила не только от соблазнительного тела, но и жаркого дыхания, озорного блеска глаз.
Публика окрестила ее «Черной жемчужиной». Её выступления в «Мулен Руж» эпатировали танцем, насыщенным эротикой, почти полным отсутствием костюма (знаменитая юбочка из бананов или перьев - вот и все ее одеяние) и модной репутацией эксцентричной бисексуалки. А как Жозефина танцевала чарльстон! Один из критиков, описывая выступление Бейкер, восклицал: «Это не женщина, это не танцовщица - это нечто непостижимое, такое же восхитительное, как сама музыка».

Бейкер продолжила удивлять современников и за пределами сцены. Во время Второй мировой войны она стала участницей французского движения Сопротивления, работая на разведку своей новой родины. А после победы не раз выезжала в США с акциями в поддержку движения за гражданские права. Протестуя против расизма, Бейкер усыновила двенадцать детей разных национальностей и вероисповеданий.
Несмотря ан известность в парижской столице, Жозефину долго не хотели воспринимать в родной Америке. Только в 1990-м, то есть через 15 лет после ее смерти, в ее родном Сент-Луисе имя Бейкер появилось на городской Аллее славы.

Владлена Красильникова Современная яркая танцовщица «Мулен Руж». Из русских в этом кабаре она появилась раньше всех. В бурные 1990-е, будучи мастером спорта по художественной гимнастике, она стала участницей мюзикла Максима Дунаевского «Американец в перестройке», затем попала в шоу-театр на Тверской, вместе с которым гастролировала по Западной Европе.
«Меня заметила одна русская дама, которая жила во Франции. Она привезла мои фотографии в Париж и показала директору кабаре «Крейзи хорс» Алену Бернадену» . Так Красильникову пригласили в Париж на просмотр, но для этого шоу она оказалась слишком рослой (178 см вместо 173). Бернаден посоветовал красивой девушке попытать счастья в «Лидо» или в «Мулен Руж», что она и сделала. Узнав, что прошла в оба заведения, Влада выбрала тот, что ей по душе: «Мулен Руж» - это история, помноженная на высокий профессиональный уровень режиссуры и танца. Это исторический памятник Парижа. Это настоящий мюзик-холл с прекрасными артистами, великолепными костюмами и потрясающей энергетикой». Начала Влада с освоения канкана, самого тяжелого по физической нагрузке номера ревю. Пять недель она ежедневно три часа в бешеном темпе «кидала ноги за уши», разучивала сложные акробатические элементы и падала с прыжка на шпагат, чтобы потом на сцене заражать куражом публику, легко танцуя классический канкан в тяжелом костюме (на одну только юбку идет сотня метров ткани).
Яркая внешность, отличная спортивная подготовка, волевой характер, выносливость и работоспособность, хорошая обучаемость и импровизация помогли ей вскоре стать ведущей танцовщицей «Мулен Руж». Она начинает выступать топлесс, с обнаженной грудью. «В России я бы никогда не стала этого делать. Там на тебя смотрят в этом случае как на девушку легкого поведения. Здесь же совсем другое: высокая культура зрителей и очень профессиональный подход к спектаклю».

Владлена Красильникова переодеваться до 15 раз. Масса перьев на толстом проволочном каркасе, который девушка надевает на себя как рюкзак, весят от восьми до двух десятков килограммов. Танцевать в них нелегко, а улыбаться ещё сложнее, недаром артисток topless преследуют профессиональные травмы: смещение позвоночных дисков, стертые до крови плечи и ключицы.
В «Мулен Руж» Красильникова на «должности» примы она продержалась почти десять лет. Уйти ей пришлось из-за профессионального заболевания - оказывается, несколько лет подряд Влада выступала с раздробленной костью стопы.