Астафьев пастух и пастушка жанр. Cочинение ««Пастух и пастушка» В

Произведение, отнесенное литературоведами к жанру современной пасторали, является одним из самых крупных творений писателя, затрагивающих военную тематику, изображенную натуралистическим способом описания реальной действительности

В качестве основной тематики повести писатель рассматривает человека, который по воле судьбы оказывается в эпицентре военных столкновений, изображая войну без романтического ореола, демонстрируя ее грязь, жестокость и трагизм.

Композиционная структура повести представляется закольцованной, состоящей из четырех частей, обрамленных прологом и эпилогом. Пролог представляет собой описание картины, на которой героиня произведения посещает могилу возлюбленного, обрамляя слезами истерзанный, измученный погост.

Главным персонажем повести является Борис Костяев, изображенный в образе двадцатилетнего лейтенанта, сохранившего, несмотря на пережитые страдания на войне, чувственную натуру и искренность.

Сюжетная линия произведения рассказывает о рождении в условиях военного времени светлого, нежного и настоящего чувства любви между основным героем Борисом и встреченной им девушкой по имени Люся.

Следующие части произведения под названием «Свидание» и «Прощание» повествуют историю зарождающейся между молодыми людьми любви, которая противостоит жестоким военным будням.

Последняя часть повести содержит изображение последних попыток героя противостоять смертельной гибели, но реальность войны, уносящей человеческие жизни, приводит к трагическому финалу в виде смерти Бориса. Эпилог снова возвращает читательскую аудиторию к одинокой женщине, целующей своими слезами заброшенную могилу возлюбленного.

На всем протяжении повествования посредством авторских отступлений писатель высказывает свою антивоенную позицию, при этом подчеркивая способность простого человека, находящегося в немыслимых условиях, проявлять милосердие, заботу и любовь.

Среди средств художественной выразительности, применяемых в повести, особе место занимает центральный лейтмотив, выражающийся в использовании писателем образов пастуха и пастушки, являющиеся символом вечной любви и помогающие раскрыть характерные черты главного героя произведения в виде чувствительности, ранимости, неординарности, несовместимые с жестокими реалиями войны. Сентиментальная музыкальность повести сочетается с грубым мироощущением войны, доказывая, что не всегда в человеческой жизни побеждает любовь.

Писатель мастерски демонстрирует трагедию простых, ни в чем неповинных людей, гибнущих в кровавой мясорубке и теряющих надежду на благополучное будущее, при этом сохраняющих способность на проявление возвышенных, трогательных чувств.

Подробный анализ

Виктор Астафьев, прошедший через горнило той страшной войны, работал над повестью с 1967 по 1974 год, поэтому она так реалистична. Автор много раз редактировал ее, перечитывал и переписывал, меняя события и судьбы героев. Эта повесть была мерой долга перед теми, кто не вернулся с войны.

Астафьев сам определил жанр произведения, назвав его «современная пастораль», хотя тема произведения далека от названия жанра, ибо события повести происходят не в жизни пастухов, а на кровавой войне. Но, прочитав повесть, понимаешь, что название жанра подчеркивает симпатию автора к героям и их чувствам, а также трагизм происходящего. Сентиментальность в произведении сталкивается с грубостью войны. Через всю повесть лейтмотивом любви проходят образы пастуха и пастушки и сочетаются они с образами двух влюбленных – Люси и Бориса. В самом начале повести взвод Бориса, войдя в освобожденное село, наталкиваются на убитых стариков – пастуха и пастушку, которые пасли отару и вместе погибли, взявшись за руки. Это говорит о непобедимости чувства любви. Она Выше всех войн и бедствий.

Повесть состоит из пролога, эпилога и четырех разделов, которые и описывают суть происходящего. В прологе мы видим героиню, которая после долгих поисков находит могилу своего возлюбленного, опускается на колени и целует землю на ней. В первом разделе «Бой» мастерски описаны события войны и храбро сражающиеся воины. В разделах «Свидание» и «Прощание» мы видим историю любви Бориса и Люси, которая противопоставлена ужасам сражений. В четвертом разделе война уносит жизни многих людей и после ранения умирает главный герой – Борис. В эпилоге мы встречаемся вновь с одинокой женщиной, целующей землю на затерянной в степи могиле. Каждый эпизод повести говорит о том страшном горе, которое приносит война.

Война в произведении изображена очень тонко и натурально, со многими подробностями и драматическими сюжетами. Автор также детально описывает внешность и рассказывает о жизни героев.

Главный герой повести – молодой парнишка, лейтенант Костяев Борис. Он очень смелый и решителен в бою, а также ему присуще чувство долга. Борис много повидал и пережил на войне. Однажды он защищает девушку Люсю от домогательства старшины, и так получается, что между ними зарождается чувство любви. Эта любовь вопреки всему происходящему вокруг и есть главным в повести. Прощаясь, Люся с Борисом понимают, что могут и не увидится более, но свое чувство они проносят сквозь все невзгоды.

В повести много лирических отступлений, много описаний природы. В целом это антивоенная повесть, читая ее осознаешь, что война не нужна человечеству, это трагедия, приносящая горе и она не должна повториться.

Одним из второстепенных персонажей произведения является Никанор Иванович Босой, представленный писателем в образе председателя жилищного товарищества дома на улице Садовой.

  • Проблема воспитания в комедии Недоросль

    «Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей.

  • Сочинение

    С того времени, когда над Рейхстагом в 1945 году поднялся советский флаг, прошло немало времени, но не ослаб интерес общества к этому историческому событию. Сразу после войны появились произведения, повествующие о страшных, трагических событиях в истории нашей Родины. В литературе мощно зазвучали голоса писателей фронтового поколения, писателей-участников войны. Послевоенная литература прославляла подвиг русского солдата, его доблесть, волю к победе. Юрий Бондарев писал: «Душевный опыт этих людей был насыщен до предела. Все четыре года войны они прожили, не переводя дыхания, и, казалось, концентрация деталей и эпизодов, конфликтов, ощущений, потерь, образов солдат, пейзажей, запахов, разговоров, ненависти и любви была настолько густа и сильна после возвращения с фронта, что просто невозможно было все это организовать, найти необходимый сюжет, коллизию, ясно проявить главную мысль. Сотни сюжетов, судеб, коллизий, характеров теснились в неостывшей памяти каждого. Все слишком горячо, слишком близко - детали вырастали до гигантских размеров, затмевали основное». Но прошло некоторое время, и события Отечественной войны стали рассматриваться в литературе с разных точек зрения, появилась историческая детализация. И наряду с традиционно рассматриваемыми произведениями Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова в литературу вошли «не терпящие полуправды» романы В. Астафьева «Пастух и пастушка», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и рассказы В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева...

    Мне хотелось бы остановиться на одном из таких произведений, в котором тема войны рассматривается с точки зрения событий в судьбах обычных людей - речь идет о повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка». Эта повесть - одна из самых «трудных и больнее доставшихся ему вещей». В ней автор воссоздает образ чистой любви, жизнь человеческих душ, не переломленных войной. Подзаголовок повести - «Современная пастораль» - много проясняет в идейном звучании произведения. В повести есть любовь, есть счастье, то есть главные приметы традиционной пасторали. Однако рядом со словом «пастораль» стоит слово «современная», и это неслучайно - таким образом автор как бы подчеркивает жестокость времени, безжалостность его к человеческим судьбам, к тонким порывам души.

    На мой взгляд, в повести существует очень важное противопоставление: воспоминание из детских лет главного героя, лейтенанта Бориса Костаева, о театре с колоннами и музыкой, о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любивших друг друга, и «не стыдившихся этой любви, и не боявшихся за нее», и сцена, изображающая убитых стариков, «обнявшихся преданно в смертный час». «Залп артподготовки прижал стариков за баней - чуть их не убило. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку...». Эта сцена совсем небольшая, но ее символика особенно очевидна в противопоставлении с театральной идиллией. Думаю, это центральная идея в произведении. В ней как бы сконцентрирован трагизм войны, ее античеловечность. Таким образом, читатель начинает следить за короткой, историей любви Бориса и Люси, за их судьбами и судьбами других персонажей только через призму этой сцены. Главная задача, которую ставит автор в этом произведении - изобразить антигуманную суть войны, коверкающую судьбы, не щадящую ничего и никого. «Пастух и пастушка» переносит нас в атмосферу войны, атмосферу, в которой сконцентрированы боль, кровь, ожесточение, страдание.

    Вот, например, картина ночного боя: «Началась рукопашная. Оголодалые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли, вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной накатилась другая, третья. Все переменилось, дрожь земли, тертые с визгом откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя». Эта сцена также направлена на то, чтобы читатель осознал противоестественность войны, заставляющей людей убивать друг друга. Это главная мысль повести. Именно так мы воспринимаем и трагедию лейтенанта Бориса Костаева, умершего в санитарной больнице. Война отняла у него чувство, едва только обретенное, отняла жизнь. «Ничего невозможно было поправить и вернуть. Все было и все минуло».

    Автор создает в повести «Пастух и пастушка» наряду с людьми высокого духа и сильных чувств и образ старшины Мохнакова, человека, способного переступить черту человечности, пренебречь чужой болью. Трагедия Бориса Костаева становится более очевидной, если вглядеться в старшину Мохнакова, который, конечно, не случайно находится рядом с главным героем. Однажды в разговоре с Люсей Борис говорит о том, что смерть - это то, к чему никогда нельзя привыкнуть и чего никогда не перестанет человек бояться. Со смертью невозможно примириться. Но и с Борисом и с Мохнаковым, находившимся на передовой, случается то, чего так боялся Костаев - они привыкли к смерти. И это противоестественно. «Пастух и пастушка» словно говорит нам о том, что все случившееся не должно повториться, что человечество не должно допустить такого страшного повтора.

    «Пастух и Пастушка» - первое крупное произведение писателя Астафьева на тему войны. Он не раз редактировал его, возвращался к событиям, героям, переписывал и передумывал заново их судьбу. Часто повесть называют современной пасторалью. Древний жанр об идиллической жизни пастухов и пастушек на лоне природы сталкивается с изображением суровых будней войны. Читайте ниже краткий анализ повести «Пастух и пастушка».

    Композиция повести

    В произведении кольцевая композиция. В качестве обрамления выступают пролог и эпилог. Содержание включает четыре части.

    В прологе появляется героиня, которая долго искала своего возлюбленного, она опускается на его могилу, целует истерзанную, измученную землю.

    Анализ повести «Пастух и пастушка» подразумевает рассмотрение его частей. В первой части «Бой» изображается война, её герои, удушливый запах поля сражения, рукопашная схватка, гибель людей, грохот танков. Автор вводит читателя в трагическую атмосферу времени. В частях «Свидание» и «Прощание» внимание переключается на Бориса и Люсю, историю их любви, нежную, светлую, противостоящую ужасам войны. В четвёртой части показаны последние попытки противостоять смерти, но умирает Борис, война уносит жизни и других персонажей.

    В эпилоге читатель вновь видит одинокую женщину, которая целует землю на могиле, почти затерянной в бескрайней степи. Такова композиция произведения.

    Герои повести «Пастух и пастушка»

    Судьба человека на войне – вот что в первую очередь интересует Астафьева. Война изображается без всякого ореола романтики. Это тяжёлая и трудная работа, каждодневная обязанность идти в бой, ползать в грязи, убивать врагов и терять товарищей. Писатель натуралистично показывает жестокость войны, не скрывая тяжёлых подробностей. Если вы делаете анализ повести «Пастух и пастушка», примите во внимание эту сторону произведения.

    Антивоенный пафос звучит не только в судьбе главных героев, но и в каждом эпизоде. Одна из самых драматичных сцен, когда солдат в маскхалате расстреливает немцев, крича о том, что они сожгли целую деревню, «мамку», «крёстную» - всех сожгли.

    Но даже на войне возможны милосердие и любовь. Главный герой, Борис Костяев, молодой двадцатилетний лейтенант. Он уже многое повидал: тяжёлые бои, смерти товарищей, тяготы военного быта. Но война не убила в нём человеческое, он сохранил светлую натуру. Однажды во время ночёвки в деревни он защищает девушку Люсю от домогательств старшины, а впоследствии влюбляется в неё. Он рассказывает ей о своей жизни до войны, о матери, читает её письма. Любовь Бориса и Люси – то прекрасное, что неспособна уничтожить война.

    Однако Астафьев не изображает счастливый финал истории, и благодаря анализу повести «Пастух и пастушка» это четко видно. Бориса легко ранят в бою: осколком в плечо. Но постепенно герой угасает. У него не хватает сил бороться за жизнь, ему становится тяжело «нести свою душу». Лейтенант тоскует по Люсе, своей первой и единственной любви. Но он чувствует душевную усталость потому, что война постепенно истощила его, в нём не остаётся сил сопротивляться. Война сломила Бориса, и он умирает.

    Другие детали анализа повести «Пастух и пастушка» Астафьева

    Лейтмотивом проходит в повести образ пастуха и пастушки. Вначале рассказывается о старике и старухе, которые до войны пасли деревенский скот. Они были убиты, но даже в смерти не разъединили руки. Война уничтожила жизнь, но не смогла победить любовь.

    Борис вспоминает московский театр, где в детстве видел на сцене пастуха и пастушку, слышал чудесную музыку. Их беззащитность, по мнению героя, ограждала их от зла. Вместе с любовью к Люсе в его воспоминаниях начинает звучать та же прекрасная музыка. Но оказалось, что незащищённость героев перед лицом войны не спасла их.

    Однако символом побеждающей жизни становится цветок, пробивающийся из земли на могиле героя.

    Вы прочитали анализ повести «Пастух и пастушка» Виктора Астафьева. Рекомендуем вам посетить раздел нашего сайта Блог , где вы найдете множество статей на подобную тематику. Читайте

    Повесть В. П.Астафьева «Пастух и пастушка» относится к тем про­изведениям, которые воссоздают правду о войне. Виктор Петрович Астафьев сам прошел войну - начал и закончил ее рядовым, получил тяжелое ранение. Был шофером, связистом, артразведчиком. Астафьев изображает войну, не делая масштабных обобщений, он не показывает действия армий, его героями являются простые люди, ко­торые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодоле­вать страх смерти, ответственностью за чужую жизнь, способностью сохранить в тяжелейших условиях приверженность добру, духовное богатство и сделали возможной и явной нашу победу в этой страшной войне.

    Сам автор говорил о своей повести (1989 г.): «Больше других люблю «Пастуха и пастушку». Это было первое крупное произведение Астафьева о войне. Понадобилось более четырех десятилетий, чтобы со значительного временного расстояния оглянуться на пережитое и осмыслить его роль в своей судьбе и в судьбе страны. Четырнадцать лет писатель работал над повестью, сделал пять ее редакций. Это говорит о том, какое значение Астафьев придавал этой вещи, объясняет его осо­бое отношение к «Пастуху и пастушке». Это очень требовательное от­ношение, связанное с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны.

    Астафьев определил жанр своей повести как «современную пасто­раль». Для традиционной пасторали (от лат. pastoralis - пастушеский) характерно изображение мирной пастушеской жизни, воспевание красо­ты, чистоты и верности чувств на лоне природы.

    Авторское определение жанра вторит названию, обещающему именно пасторальный сюжет, «чувствительную» повесть. Однако тематика повести резко контрастирует и с названием, и с авторским определением жанра. Писатель действительно воспевает чистоту и верность чувств, но на каком фоне? Вместо мирных пасторальных пейзажей - кровавый фронтовой быт. Любовь героев далека от красивой сказки, и конец этой любви трагичен.

    Ни время, ни место действия прямо в повести не указаны. Это лишь один эпизод войны, подобный мог произойти в любое время и в любом мес­те военных действий. Отсутствие указания на конкретное время и мес­то придает повествованию обобщающий характер.



    Справка. По мнению исследователей, Астафьев описывает Корсунь-Шев­ченковскую операцию 1944 года, одну из выдающихся в истории Великой Отечественной войны.

    В центре повествования - малая войсковая единица, взвод пехоты, которым командует девятнадцатилетний Борис Костяев. Взвод Костя-ева участвует в ликвидации взятой в тиски большой группировки немец­ких войск. Фашистское командование отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции.

    Первая часть повести называется «Бой». Писатель показывает жестокую битву: немецкие танки утюжат наши окопы. Видя, как гиб­нут люди, юный командир, крича и плача, «натыкаясь на раздавленных, еще теплых людей», бросается на танк с гранатой: «Его обдало пламенем и снегом, ударило в лицо комками земли, забило все еще вопящий рот зем-лею, катануло по траншее, будто зайчонка. Как жахнула граната, он уже не слышал, воспринял взрыв, боязно сжавшись нутром и сердцем, чуть было не разорвавшимся от напряжения».

    Обратим внимание, что в описании взводного соединяется изображе­ние его героизма и естественной реакции человека на происходящее: «во­пящий рот», «боязно сжавшись нутром и сердцем». Герой сравнивается с зайчонком не потому, что он труслив, как заяц, а потому, что против танковой мощи человеческий организм бессилен. И все же Борис побеж­дает, удивляясь тому, что сделал: «Борис недоверчиво посмотрел на усмиренную громаду машины: такую силищу - такой маленькой грана­той! Такой маленький человек! Слышал взводный еще плохо. Во рту у него хрустела земля...»

    Часто писатель изображает картины войны натуралистично, что характерно для его творческого почерка: «На поле, в ложках, в воронках, и особенно густо возле изувеченных деревцев лежали убитые, изрублен­ные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар, они хватались за ноги, ползали следом по истолченному снегу, опятнанному комками земли и кровью, взывали о помощи.

    Обороняясь от жалости и жути, Борис зажмурил глаза: «Зачем при­шли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?»

    В этом описании «изувеченные деревца» вызывают не меньшую жа­лость, чем изувеченные люди. Жалость к людям необходимо подавить, и Борис ищет себе оправданий: «Зачем пришли сюда?» «Обороняться» приходится не только от врагов, но и от естественных человеческих чувств, которые живы в Борисе - «от жалости и жути».

    Борис из интеллигентной учительской семьи, по матери - потомок декабриста Фонвизина, человек невоенный по своей сути. Но он выполня­ет на войне свой долг и не теряет при этом лучших человеческих качеств.

    Очень сильно написана Астафьевым сцена, когда у разбитого хуто­ра в толпу греющихся у огня пленных врывается солдат в маскхалате с автоматом и расстреливает немцев очередями, крича: «Маришку со-жгли-и! Селян всех... всех загнали в церковь. Всех сожгли-и-и! Мамку! Крестную! Всех! Всю деревню... Я их тыщу... Тыщу кончу! Резать буду, грызть!.,»

    С этой сценой контрастирует другая: «в ближайшей полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

    И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикива­ли, иные курили, ожидая отправки...»

    Здесь встает извечный вопрос: что нужно проявлять к побежденно­му врагу - месть или милосердие? Месть оправданна, но милосердие выше.

    В повести изобража­ется любовь.

    Любовь возникает прямо в военном аду, вопреки ему. Это великая, единственная любовь, которая дается далеко не каждому. Автору удается совместить возвышенную романтику и даже сентиментальность с грубым реализмом войны.

    У читателя не возникает сомнений в возможности молниеносного воз­никновения любви на войне. Автор использует для этого разнообразные средства. Например, интертекстуальность (цитирование в тексте дру­гих текстов): «На заре ты ее не буди...»; мимолетное виденье, «которое явилось и вознесло однажды поэта на такую высоту, что он задохнулся от восторга». Пасторальный мотив пастуха и пастушки, свойственный сентиментализму, преобразуется в символ. Заявленный в названии, он вызывает ожидания читателя. Вскоре оказывается, речь идет о двух стариках: в освобожденном хуторе Борис и его взвод видят страшную картину - убитых пастуха и пастушку, приехавших в деревню из Поволжья в голодный год-Старики пасли колхозный табун, когда их накрыла страшная смерть: «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты... Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе на веки вечные...»

    Эта картина соединяет два символа - символ жестокости войны и символ вечной любви.

    Символ развивается, обогащается. В единственную ночь, подаренную влюбленным, Борис вспоминает убитых деревенских пастухов. Это вос­поминание вызывает в памяти детские впечатления, когда он с матерью ездил к тетке в Москву и был в театре. Борис рассказывает Люсе, своей возлюбленной: «Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музы­ка была сиреневая... Простенькая такая, понятная и сиреневая... Я поче­му-то услышал сейчас ту музыку и как танцевали двое - они она, пастух и пастушка - вспомнил. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пас­тушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись ее. В доверчивости они были беззащитны».

    Пасторальная сцена могла бы показаться неестественной, слишком сладенькой и сентиментальной, если бы она не относилась к детским впе­чатлениям Бориса, если бы не его чуть снисходительное отношение к этим воспоминаниям: «Простенькая такая, понятная и сиреневая...» Обратим внимание на цветовое восприятие музыки, ясные и чистые цвета, контрастирующие с темными красками войны.

    И еще раз символические образы пастуха и пастушки, убитых вой­ной, всплывают в угасающем сознании Бориса, когда его раненого ве­зет в тыл санитарный поезд.

    С помощью символа Астафьев подчеркивает чувствительность, ра­нимость, неординарность главного героя, его способность к возвышенной любви. В то же время символ помогает созданию антивоенного пафоса повести, показывает несовместимость естественных человеческих чувств и войны, античеловеческую сущность войны, утверждает мысль о преодолении смерти.

    Для создания образа возлюбленной Бориса Астафьев использует прие­мы романтизма. Читателю неясно, кто она и откуда. По отдельным де­талям становится понятно, что Люся не деревенская женщина, что она начитанна, музыкальна, чутка. В ней есть присущие романтической ге­роине «глубокая затаенность и грусть и даже виноватость в чем-то». Портрет Люси несколько расплывчат: убегающий взгляд, невзаправдашние глаза, которые делаются иногда загадочно-переменчивыми, «то тем­нея, то светясь, и жили как бы отдельно от лица». Писателю важно изобразить не конкретные черты лица, не четкий облик героини, а ее таинственную сущность, ее способность любить.

    Героиня, правда безымянная, действует в зачине и эпилоге повести. Читатель догадывается, что это Люся, через годы отыскавшая могилу Бориса. Она пронесла любовь через всю жизнь. Ее обещание вскоре воссое­диниться со своим возлюбленным навечно тоже становится символом вечной любви.

    В повести множество эпизодических героев, изображенных писате­лем выразительно и ярко. Это комбат Филькин, родом из семиреченских казаков; партизанский связной Хведор Хвомич, у которого фашисты со­жгли и дом, и семью; солдат Корней Аркадьевич Ланцов, из рабочих, ко­торый в детстве на клиросе пел, а потом к атеистически настроенному пролетариату присоединился. Это он читает молитву над могилой убитых стариков - пастуха и пастушки.

    Есть в повести и отрицательные персонажи. Это «злой, хитрый, лов­кий солдат» Пафнутьев, но лучше бы во взводе его не было: он угождает штабному офицеру, перебирается подальше от передовой, порой и маро­дерствует. Это «зажратая пэпэжэ» - походно-полевая жена врача гос­питаля. О ней писатель говорит с презрением: «Не одного еще такого вот мямлю-мужика обратает такая вот святоликая боевая подруга. Удобно устраиваясь на жительство, разведет его с семьей, увезет с собой после войны в южный городок, где сытно и тепло, да помыкать простофилей будет лет еще десять-двадцать, пока тот не помрет с надсады».

    Антиподом Бориса изображен помкомвзвода старшина Мохнаков, живущий по принципу: все дозволено, война все спишет. В то же время он «как родимый тятя, опекал и берег лейтенанта». Война погубила его душу, и он сам понимает это: «Светлый ты парень! Почитаю я тебя. За то почитаю, чего сам не имею... Я весь истратился на войне. Весь! Сердце истратил... Не жаль мне никого. Меня бы палачом над немецкими пре­ступниками, я бы их!..» Старшина принимает роковое решение - погиб­нуть, так как жестокость не дает ему жить. Он бросается с миной под немецкий танк.

    Это очень сильный образ, показывающий сложность, неоднозначность человеческой натуры. Война даже у таких сильных людей может отнять душу, погубить в них человеческое. И все же Мохнаков - герой .

    Астафьев пишет очень эмоционально, взволнованно, порой напрямую обращаясь к своему герою-солдату: «Бейся, вояка, и неметусись... Боже упаси ослабить огонь!»; « Что же ты хотел, чтобы при ранении и никакой боли?» Порой встречается юмористический тон. Например, когда

    Астафьев пишет о солдате, который ползет в окоп, но при этом даже сматериться ему нельзя, облегчить душу: «Никакого богохульства позво­лить себе сейчас солдат не может - он между жизнью и смертью». Сце­ны, посвященные любви героев, написаны в лирическом ключе, тон становится приподнятым, сентиментальным, возвышенным

    Сам Астафьев пишет об авторском замысле так: «Мне хотелось несколько упре­дить время и сказать, что наступят дни, не могут не наступить, когда образование, культура приведут, не могут не привести человека к проти­воречию с той действительностью, когда люди убивают людей. Не моя и не героя повести вина, а беда, коли действительность, бытие войны раз­давили его. Быть может, замысел опередил события и времена, но это уже право автора - распорядиться замыслом...»

    Высказывание Астафьева пронизано высоким гуманистическим пафосом. Он обходится без возвышенной лексики - сам тон автора, повторяющиеся синтаксические конструкции («не могут не насту­пить», «не могут не привести») придают словам писателя выразитель­ность, уверенность, становится очевидной бесспорность победы человеческого разума над безумием войны.

    выяснить, как пишет о войне Виктор Астафьев, в чем своеобразие его повести "Пастух и пастушка."

    История создания повести

    В. Астафьев работал с 1967 по 1971г. "14 лет я носил в себе эту маленькую повесть, несколько лет писал и переписывал..."; опубликована в 1971 году, имеет подзаголовок "Современная пастораль" . Повесть "Пастух и пастушка" была неожиданной для литературной критики. Почему? В. Астафьев впервые обратился к теме войны; уже сложившийся облик В. Астафьева-рассказчика, работающего в жанре социально-бытового повествования, на глазах менялся, приобретая черты писателя, стремящегося к обобщенному восприятию мира, к символическим образам. Каким было ваше первое восприятие повести?

    Пастораль как жанр

    СЭС 1983 г. дает следующее определение пасторали: от французского pastorale... от латинского pastoralis - пастушеский: жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-17 веков, связанная с идиллическим восприятием ; опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни; вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта .

    Словарь Ожегова (1990 г.) дает более лаконичное определение: пастораль - в европейском искусстве 14-18 веков драматическое или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

    Пастораль в искусстве

    В эпоху раннего Возрождения в пасторали выражались гуманистические идеи, прославлялась земная любовь, передавалось чувство природы - Ф. Саккетти ”Горные пастушки", Дж. Боккаччо "Фьезоланские нимфы.”

    В период кризиса ренессанского гуманизма (15-16 века) в пастораль проникают идеи о сохранении внутреннего покоя лич­ности, усиливаются аристократические тенденции . Воспеваются безмятежная жизнь, возвышенные чувства, утонченные наслаждения на лоне природы (М. Сервантес «Галатея", Ф.Синди "Аркадия").

    В конце 16 века в Италии появляется музыкальная пастораль "Дафна" поэта Ринуччини и композитора Я. Пери, положившая начало опере.В 17 веке пастораль стала одним из характерных жанров аристократической литературы, воспеваются изысканные чувства, доступные только избранным. Природа превращается в изящную декорацию для галантных диспутов "пастушков" - аристократов.


    Пасторальные образы встречаются и в литературе 18 века, трактуется в основном в манере сентиментализма.

    В России пастораль появляется в 18 веке и носит преимущественно песенный характер).

    Наша задача:

    выяснить, в чем писатель остается верен традициям жанра пасторали, в чем отступает от них и с какой целью это делает.

    Работа пойдет по следующему плану:

    1. Хронотоп (время и пространство) пасторали.
    2. Особенности сюжета и композиции.
    3. Система образов.
    4. Идейное своеобразие повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка".

    1. Хронотоп пасторали. Пастораль в искусстве.

    В статье "Формы времени и хронотопа в романе" (1937-1938, с дополнениями в 1973 г.) М.М. Бахтин называет идиллический хронотоп , и мы решили воспользоваться этим определением. В идиллическом хронотопе вся жизнь прикреплена "к родной стране со всеми ее уголками, к родным горам, родному долу... родному дому". Именно здесь человек бывает счастлив. На картине Франсуа Буше "Пастушеская сцена" (1703-1770 г.) изображен ясный день. Безоблачное небо не грозит ненастьем. Все залито теплым солнечным светом. Действие происходит на лоне природы, на освещенной солнцем поляне. На заднем плане изображен лес, непременно лиственный. Яркие цветы выделяются на фоне живительной зелени, символизируя красоту и гармонию окружающего мира. Символом благополучия являются плоды винограда. Символом беспечности являются фигуры животных. Художник изобразил овечек - эти домашние животные имеют удивительно мягкие округлые формы.
    Вывод: Таким образом, в традиционной пасторали хронотоп представлен в виде космоса, т.е. модели мироздания, где все находится в гармонии (от греческого связь, стройность, соразмерность). В качестве основных пространственно - временных координат выступают образ залитой летним солнцем поляны, образ родного дома, образы животных и птиц.
    Воображение зрителя позволяет создать звуковой аккомпанемент к картине: с голосами птиц удивительно сочетается звук пастушеской свирели.

    Время и пространство в художественном мире Астафьева

    имеет приметы реального мира : автор рассказывает о событиях 1944 года, о разгроме немецкой группировки под пунктом Корсунь- Шевченковский "Наши войска добивали почти уже задушенную группировку немецких войск,командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции." Именно в этот период войны враг стал другим: "Немцы иные: оголодалые, деморализованные окружением и стужею".
    В отличие от традиционной пасторали, в пасторали В. Астафьева время действия - ночь, зимняя ночь. "Орудийный гул опрокинул и смял ночную тишину. Просекая тучи снега и тьму, мелькали вспышки орудий, и под ногами качалась, дрожала, шевелилась растревоженная земля вместе со снегом, с людьми, приникшими к ней грудью".

    Используя аллитерацию и ассонанс, автор дает нам возможность услышать звуки боя : [о],[а],[э] характеризуют звуки пролетающих снарядов ; помогают услышать свист снарядов, рассекающих воздух; [ж],[ш],[ч"] передают дрожь земли , разбуженной ночным боем.

    Кажется, весь мир пришел в движение . Создать иллюзию всемирного движения помогает обилие существительных, обозначающих конкретные предметы (одушевленные: связисты, эрэсовцы, пехота, тыловики - и неодушевленные: "катюши" - "сами машины как будто присели на лапах перед прыжком..."; стволы наших пушчонок ), и обилие глаголов, передающих динамику боя : машины... метались, связисты ругались, ракеты вспыхивали.

    Это описание удивительно напоминает описание Полтавского боя в поэме "Полтава" А.С. Пушкина:

    Бросая груды тел на груду,
    Шары чугунные повсюду
    Меж ними прыгают, разят,
    Прах роют и в крови шипят
    Швед, русский - колет, рубит, режет,
    Бой барабанный, клики, скрежет,
    Гром пушек, топот, ржанье, стон,
    И смерть и ад со всех сторон.
    И снова Астафьев: "Ракеты, много ракет взмывало в небо. В коротком, полощущем свете проблесками возникали лоскутья боя, и в столпотворении этом то сближались, то проваливались во тьму, зияющую за огнем, тени людей, табуны людей, кучи людей, закруженных водоворотом боя" .

    Образ разорванной в клочья ночи ; образ дороги , по которой идут, ползут солдаты, защищая родной дом, родную природу; образ степи , заснеженной или припорошенной семенами трав; образ чужого дома, где можно "прикорнуть" пару часов, если будет возможность; наконец, образ водоворота боя - воронки , которая затягивает все живое и неживое, разрывает привычные связи, тянет в бездну - все это работает на создание иной модели мироздания - ХАОСА, картины вселенского разрушения .
    Цветовое решение усиливает ощущение контраста с традиционной пасторалью: "Черная злоба, черная ненависть, черная кровь задушили, залили все вокруг: ночь, снег, землю, время и пространство."

    2. Особенности сюжета и композиции.

    Сюжет - это основная схема событий в последовательности их развития. В основе сюжета - художественный конфликт. Конфликт - это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами, в сознании героя; может быть явным и скрытым. Мы же охарактеризовали хронотоп пасторали как идиллический, то есть изображающий идеализированную, безмятежную жизнь, в которой нет и не может быть конфликтов. Чувства, которые испытывают герои, радостные, светлые. Отсутствие конфликта - в идеале.

    В процессе развития жанра пасторали любовный конфликт проявляется все четче , любовный сюжет получает развитие и на картине Антуана Ватто "Затруднительное предложение" 1716 г.
    В музыке пасторальный сюжет использует в 19 веке композитор П.И. Чайковский в опере "Пиковая дама" и строит композицию пасторальной сцены так:

    Увертюра
    1ч. - "Ожидание"
    2ч. - "Свидание"
    Финал

    Пастораль В. Астафьева тоже имеет четкую композицию.

    Есть вступление и финал - автор использует композиционный прием художественного обрамления с определенной целью: дает возможность взглянуть на войну со стороны - из жизни мирной, послевоенной, обращение к памяти героев как бы расширяет художественное пространство произведения. Сюжетное время, сжатое до двух суток, дополняется по психологии воспоминаний - событиями жизни Бориса (ранение и смерть) и Люси, которая всю жизнь искала своего любимого.

    Любовный сюжет, казалось бы, заключен в двух частях: "Свидание" и "Прощание", но, кроме них, автор дает еще две части: "Бой" и "Успение". Для чего? Для того, чтобы показать, что любовный сюжет был окружен огненным кольцом войны, оттеняющим катастрофичность встречи возлюбленных ("Я приду встречать тебя в белом платье" - и тут же "Ничего этого не будет"). Каждая часть имеет эпиграф. Рассмотрим, какова его роль.

    Роль эпиграфов

    Iч. "Бой" - "Есть упоение в бою!" - какие красивые и устарелые слова! (Из разговора, услышанного в санпоезде).

    Упоение - это состояние восторга, восхищения. Содержание I части служит опровержением этой фразы. Бой - это злоба, черная ненависть, смерть нравственная и физическая - не может быть красивым. Мы видим людей, потерявших человеческий облик : "Мохнаков бросил через себя одного, другого тощего немца, но тут выбился из тьмы еще один, и с визгом, по-собачьи впился в ногу старшины, и они клубком покатились в траншею, где копошились в снегу и комках земли раненые, от боли и слепой ярости воя и бросаясь друг на друга." Эпизод на поле боя, когда Борис пытается подорвать немецкий танк, пробирается по теплым еще телам товарищей, раздавленных этим танком, или сцена в медсанбате, где врач "стоит по колено в крови" удаляя ставшие ненужными части тел, поражают своим натурализмом, и возникает вопрос: "Зачем так мучаются люди? Война зачем? Смерти?" И невольно вспоминаешь слова Л.Н. Толстого о том, что "война есть состояние для человечества противоестественное". Не случайно в повести Астафьева возникает образ огромного человека, который "шевеля огромной тенью и развевающимся за спиной факелом, двигался, летел на огненных крыльях к окопу, крушил все на своем пути железным ломом. ...Казалось, это пророк небесный с нарастающим копьем низвергся на землю, чтобы наказать за варварство людей, образумить их".

    IIч. "Свидание" - "И ты пришла, заслышав ожиданье..." (Я. Смеляков). Эпиграф дает романтический настрой: юные создания, живущие в ожидании чуда любви, чуда встречи. Но первое предложение II части не оправдывает надежду, оно нарочито приземленное : "Солдаты пили самогонку" . Вся глава посвящена описанию отдыха взвода Б. Костяева в доме Люси. Все в жизни оказывается не таким красивым, как в книгах, на картине или в кино : солдаты парят свою одежду, чтобы уничтожить вшей; снимают напряжение после боя, напившись самогонки; спят вповалку на соломе, брошенной на земляной пол. Интерьер избы до и после ночевки солдат, диалог солдат за столом, портрет Люси и Бориса, стычка с Мохнаковым - таково построение II части.

    IIIч. "Прощание" -

    Горькие слезы застлали мой взор,
    Хмурое утро крадется, как вор, ночи вослед.
    Проклято будь наступление дня
    Время уводит тебя и меня в серый рассвет.

    (Из лирики вагантов).

    В отличие от традиционного построения пасторали война разлучает воз­любленных , лишая их возможности вновь и вновь испытать блаженство, от которого "душа делается податливой, мягкой. Жалостной, плюшевой делается душа". На войне душа черствеет . Мягкая душа - черствая душа. Что и как влияет на человеческую душу? Автор строит III часть повести, включая в сюжет воспоминание героев о прошлом : горькие об оккупации, о зверствах фашистов Люси - и это рождает гневный отклик в душе Бориса: "Бить!"; теплые, светлые воспоминания Бориса о родном доме, о маме с папой - и в унисон с ними звучат слова лирических отступлений ("Чем же все-таки пахнет утро в родном городишке? Чем? Росой и туманом - вот чем! Травянистыми росами, речным туманом. Туман даже губами слышно было..."), голос автора сливается с голосом героя , так как повесть автобиографична.

    Не могут оставить нас равнодушными и

    строки лирического отступ­ления, посвященные матерям:

    "... Матери, матери: зачем вы покорились дикой человеческой памяти, примирились с насилием и смертью? Ведь больше всех, мужественнее всех страдаете вы в своем первобытном одиночестве, в своей священной и звериной тоске по детям. Нельзя же тысячи лет очищаться страданием, откупаться им и надеяться на чудо. Бога нет. Веры нет. Над миром властвует смерть. Кто оплатит ваши муки? Чем оплатит? Когда? И на что нам-то надеяться, матери?" Горько, что эти вопросы и сегодня остаются без ответа...

    IVч. "Успение" –

    И жизни нет конца,
    И мукам краю.

    Петрарка.


    Великий поэт эпохи Возрождения, прославляющий бесконечную жизнь человека, наполненную сладкими муками любви - и снова по контрасту рассказ о гибели героев : бойцов взвода Б. Костяева и самого Бориса.

    Вывод:

    Таким образом, мы видим, что композиция современной пасторали В. Астафьева позволила соединить разные стилевые потоки: обобщенно-философский, реалистически - обытовленный и лирический. Война представала то в виде гиперболической картины вселенского варварства и разрушения, то в образе невероятно тяжелой солдатской работы, то возникала в лирических отступлениях автора как образ безысходного человеческого страдания. В отличие от традиционной пасторали, сюжет и композиция повести Астафьева позволяют выйти на характеристику конфликта.

    Нравственный аспект конфликта касался отношений между солдатами, между людьми. Философский конфликт реализовался в противостоянии пасторального мотива любви и чудовищной испепеляющей стихии войны .


    3. Система образов пасторали в искусстве.

    Характеризуя систему образов пасторали, обратимся вновь к кар­тине Франсуа Буше "Пастушеская сцена". На переднем плане картины главные герои - пастух и пастушка . Это юноша и девушка брачного возраста, наделенные исключительной красотой. Мягкие волнистые линии, овальные формы, многочисленные складки на одежде - все указывает на умиротворенность, располагает к со­зерцательности, вызывает настроение легкости, беззаботности, бла­годушия.

    Герои вполне счастливы, они живут в гармонии с собой, друг с дру­гом, с миром . Нет нерешенных вопросов, острых углов - даже рамка картины дана в виде медальона. Композиция картины такова, что рас­положенный в нижнем правом углу беспорядок не вносит дисгармонии в общее настроение картины. Пасторальные образы пастуха и пас­тушки использует и П.И. Чайковский в опере "Пиковая дама". В III кар­тине оперы он дает развернутую сцену "Искренность пастушки", в ко­торой главные действующие лица: Прилепа и Миловзор - исполняют дуэт. В эту сцену также включены хор пастушков и пастушек и танец "Сарабанда" пастушков и пастушек. Хор подводит итог всей сцене: "пришел конец мученьям", что знаменует победу любви. Возвещая о победе любви, на сцене появляются Амур и Гименей (персонажи древнегреческой мифологии), чтобы венчать Прилепу и Миловзора. Любовь дарует радость.

    Система образов совеменной пасторали Астафьева.

    Если в традиционном жанре пасторали главными героями являют­ся пастух и пастушка, то и Астафьев, следуя традиции, вводит эти об­разы, но делает это каждый раз неожиданно. Мы встречаемся с этими персонажами то благодаря воспоминаниям Бориса о своем детстве (IIIч.): "Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музыка бы­ла сиреневая. Простенькая, понятная и сиреневая...Я почему-то ус­лышал сейчас ту музыку, и как танцевали двое - он и она, пастух и пастушка - вспомнил. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пас­тушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за нее. В доверчивости они были беззащитны. Беззащитные недоступны злу - казалось мне прежде." - пастух и пастушка становятся символами этого идеального, но беззащитного перед злом мира ; то в авторских описаниях долгожданной весны, когда скот вы­гнали на пастбища: "и не было возле скотины пастухов, а все пастуш­ки школьного и престарелого возраста" ," то в потрясающей сцене ги­бели старика и старушки , убитых в результате артподготовки: "Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику... Угрюмо смотрели военные на старика и старуху, наверное, живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час." Они становятся символом беззащитности в этом мире.
    Противоестественной кажется эта гибель солдатам: "Солдату вроде бы как положено, а перед детьми и стариками..."

    Русское воинство, представленное взводом Костяева, Астафьев "раскладывал" на

    отдельные типы, традиционные для сельского мира:

    • мудрец-книжник (Ланцов);
    • трудяга-терпелец (Карышев, Малышев);
    • похожий на юродивого Шкалик;
    • "темный" человек, почти разбойник (Пафнутьев, Мохнаков);
    • праведник, хранитель нравственного закона (Костяев).

    В роли пастуха и пастушки выступают командир взвода Борис Кос­тяев и хозяйка дома Люся.

    Они молоды (ей 21 й, ему 20й), в них про­сыпается потребность любить и быть любимыми. Любовь яркой вспышкой освещает фронтовые будни. Он и она. Какие они, эти герои?

    Как и в традиционной пасторали, Астафьев дает

    портрет Бориса:

    "Русые волосы лейтенанта волнистые от природы, взялись кучерявин-ками. Глаза ровно бы тоже отмылись. Ярче алела натертая ссадина на худой шее." Этот паренек с безгрешным взглядом более похож на вчерашнего школьника, по-мальчишески смущенного, но при всем том это окопный командир, прошедший через многие бои , получивший тя­желое ранение, постигший наконец, что "не солдаты за ним - он за солдатами!"

    Портрет Люси

    создан умелыми штрихами: припухшая нижняя гу­ба, нос ровный, с узенькими раскрылками, овсяные глаза прикрыты загнутыми ресницами. "Когда хозяйка открывала глаза, из-под куколь­ных ресниц этих обнажались темные, вроде бы тоже вытянутые, зрач­ки. Глаза делались загадочно-переменчивыми," - такой воспринимает Люсю Борис. Женщина с иконописными глазами - такой она останет­ся в его памяти. Некий картинный образ - и разрушение этого образа, возникшего в душе Бориса, своей обыденностью : нос, запачканный сажей, фартучек. В минуту прощания Люся напомнит Борису школь­ницу, трогательную и смешную, с ленточкой в пышной косе.

    Мало времени отпущено возлюбленным: и первые знаки внимания, и первое признание в любви, и воспоминания о своем прошлом. Узна­вание друг друга. Воспитанный, ласковый, внимательный - в мать; упорный, честный, прямолинейный - в отца Борис. Люся почти не рассказывает о своем прошлом (училась в музыкальном училище), но невольно делится с Борисом горечью пережитого в дни оккупации: "На человека псина натравлена…перекусила девочке горло, будто птичке…” Борис не узнавал ту Люсю, восторженную, переменчивую настроением…

    Вывод:

    Война и любовь, смерть и жажда жизни. Что победит? В отличие от традиционной пасторали, герои Астафьева живут в ином мире и сами они другие: "Было в этом лейтенантишке что-то такое и этакое... Меч­тательность в нем угадывалась, романтичность. Романтики - народ порывистый! Они и гибнут в первую очередь. Этот вот юный рыцарь печального образа, совершенно уверенный - любят только раз в жиз­ни, и лучше той женщины, с которой он был, нет на свете и не бу­дет..." Без любви душа выгорает: "...Жить дальше? Зачем? Для чего? Убивать или быть убитым? Не-ет! Хватит!"


    4. Идейное своеобразие повести В.П. Астафьева
    "Пастух и пастушка."

    Мы видим, что при построении хронотопа, сюжета и композиции, системы образов В.П. Астафьев использует прием контраста , противопоставляя пасторальный мотив любви , жизнелюбия, гармонии чудовищной, бесчеловечной стихии войны . Если традиционная пастораль прославляет жизнь в ее лучших проявлениях, и у зрителя, слушателя возникает удивительное чувство умиротворения, покоя, то Астафьев говорит о смерти , и после чтения современной пасторали у нас возникает ощущение холода, вечного покоя . Правы ли мы, говоря только о любви - горе, о смерти ?
    Нет, такая формулировка неправильная, так как любовь -это особое состояние души, окрыленности, даже если это происходит во время войны.
    На войне все чувства отлично оттачиваются, все переживается острее.. Удивительно, как могли юные бойцы, только входившие в жизнь, несмотря на бесчеловечную сущность войны, ломающей и ко­веркающей судьбы людей, как могли они воспитать и пронести в себе такие тонкие, светлые и трепетные чувства, как любовь, преданность, верность.., как могли они среди разрушения и смерти сохранить свою душу живой, а сердце неокаменевшим . Война, родившая зверства, бесчинства и беззаконие, поправшая всякую мораль, обесценила кровь человеческую, приучила к насилию и упрощенному пониманию слова "смерть." Но война же показала и необоримость человека, обретавшего жгучее желание жить, любить ... Именно поэтому, вопреки нравственным страданиям и душевной трагедии героев, вопреки смерти , мы говорим о жизнеутверждающем пафосе повести Астафьева, опираясь при этом на слова М. Горького: "А вы думаете, что единственное жизнеутверждающее чувство есть радость? Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, страдание и преодоление страдания, преодоление трагедии, преодоление смерти” Как видим, по Горькому, жизнеутверждение - это прежде всего преодоление всего антигуманного . А не это ли самое важное в условиях бесчеловечной войны?