Делаем совместные выводы. Краткие формы прилагательных и глаголов

Цели урока: 1.Формировать представление о мифе как способе жизни древнего человека.

2.Познакомить детей с мифом о Персее.

Материал урока знакомит детей с понятием миф. Греческие мифы повествуют о героях.Герои не люди, а полубоги.Дети знакомятся с содержанием мифа "Персей" по Хрестоматии. В ходе работы над содержанием дети находят общие признаки русской народной"сказки о царе Салтане..."и мифа "Персей.Также очень важно знакомство с русской иконой"Святой Георгий, поражающий змея"Дети находят сходство в сюжетах про Персея и Андромеду и Георгия и Елисаву.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1.

Внеклассное занятие по литературному чтению.

Класс: 3

Тема: Легенды и мифы Древней Греции. Персей.

Тип урока: исследование.

Цели:

  1. формировать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы;
  2. познакомить детей с мифом о Персее;
  3. прививать интерес детей к эпосу русского народа.

Задачи:

1) образовательные: проверить знание детей русских сказок; анализировать прочитанный текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.

2) развивающие: развивать умение чувствовать, передавать своё отношение через эмоции, развивать память, внимание.

3) воспитательные: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Формировать коммуникативные навыки работы. Развивать позитивную самооценку детей.

Учебно – методическое обеспечение:

Фотографии скульптур греческих богов и героев;

Книга Н.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции».

Хрестоматия по литературному чтению 3 класс.

Время реализации: 40 мин.

Структура медиапродукта: последовательные кадры презентации .

Приложение .

Н.Гумилёв «Скульптура Кановы»

Его издавна любят музы.

Он юный, светлый, он герой.

Он поднял голову Медузы

Стальной, стремительной рукой.

И не увидит он, конечно,

Он, в чьей душе всегда гроза,

Как хороши, как человечны

Когда-то страшные глаза.

Черты измученного болью,

Теперь прекрасного лица…

Мальчишескому своеволью

Нет ни преграды, ни конца.

Анализ занятия.

В жизнь ребёнка вместе с молоком матери приходят сказки. Дети,не умея говорить, слушают и понимают их. Потом они сами их читают. Затем в жизнь ребёнка приходят малые жанры устного народного творчества: загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, считалки. Всё это вызывает неподдельный интерес у детей, воспитывает желание читать книги.

Занятием по теме «Легенды и мифы Древней Греции. Персей.» я хотела показать связь малых жанров фольклора с мифом. Ведь миф- способ жизни древнего человека, помогающий установить отношения с миром природы. Так же, как и русские сказки, мифы слагались веками, изменялись, дополнялись. В них, как и в сказках, повествуется о героях, помогающих людям. Они наделены добротой и силой. Как и в сказках, герои выполняют то, что не под силу простым людям- очищают землю от чудовищ, устанавливают порядок и справедливость.

И хотя Персей – герой Древней Греции, и он полубог, сын бога,но он так же добр, справедлив, силён и красив, как герой сказки Георгий.

Считаю, что занятие принесло огромную пользу, так как дети прониклись неподдельным интересом к событиям в мифе, к герою Персею.Несмотря на трудные задания, работали активно.

На следующем занятии мы познакомимся с новым мифом Древней Греции- Прометеем.


Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение № 12

«Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей»

Конспект урока литературы

«Мифы и легенды Древней Греции»

подготовила

старший воспитатель Юрченко Анжелика Валерьевна.

Кемерово 2012


Программное содержание: дать детям представление о стране – Греция, научить находить данную страну на карте, познакомить со столицей Греции – Афинами и флагом Греции; формировать представление о Древней Греции, о древних мифах и сказаниях; дать представление о богах, о мире богов, о достоинствах и недостатках божественного мира (путешествие на гору Олимп, на море к Посейдону и в подземное царство Аида); формирование диалогической речи: умение слушать и понимать, отвечать на вопросы и спрашивать; уточнить знания детей о явлениях природы: грохот молнии, дуновение ветра и т. д.; на основе опыта показать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра; формировать творческую активность; развивать логическое мышление, внимание, память; вызвать интерес к заданиям, предложенным воспитателем (зашифрованные слова, складывание картинок, математические задания); активизировать словарь детей; воспитывать доброе отношение к стране – Греции, к людям, придумавшим мифы и легенды Древней Греции.

Материал для занятий: карточки с названиями, где обитали боги «Олимп», «Море», «Подземное царство»; цветик – семицветик; карта и флаг Греции; картина с изображением бога Солнца, разъезжающего на колеснице; таблички с именами богов и богинь – «Зевс», «Гера», «Афина», «Афродита», «Ирида», «Деметра», «Посейдон», «Тритон», «Нереиды», «Нерей», «Аид», «Кербер», «Гипнос»; два сосуда (в одном отверстие); цветовой волчок; «поломанные буквы»; предметы для игры «Под волной» - рыбка, башмак, осьминог, расчёска и т. д.; голубая ткань с запиской «Осколок находится в Подземном царстве»; заколдованная фраза; три сундука с заданиями по математике; осколки по количеству детей; костюм Ириды и радужные конфеты.

Предварительная работа: чтение книги «Мифы Древней Греции»; рассматривание иллюстраций; беседа о богах и богинях, о явлениях природы: грохот молнии, появление радуги, закат и восход солнца; беседа о гипнозе – что это и как гипноз влияет на сознания людей.

Ход занятия:

Сегодня мы отправимся в путешествие, в Древнюю Грецию. А поможет нам волшебный цветок, который поможет нам путешествовать. Давайте вспомним волшебные слова (сначала произносят дети, затем воспитатель) . «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-нашему вели: вели, чтобы мы оказались в Древней Греции».

Существует на нашей земле древнейшая страна, страна, где всё напоминает сказку, легенду, миф. Это страна Греция, земля тёмных скал, голубых морей, побеленных домов, древних руин, развалин старинных церквей. Самый главный город Греции – Афины, напоминает нам о древности, о старине своими улицами, домами. Как и в каждой стране, в Греции есть свой флаг (показать на карте страну Грецию и флаг). В Древней Греции были сложены древними греками различные предания о прекрасных и могучих богах и богинях, отважных и мудрых героях, фантастических чудовищах. А как вы думаете, почему они придумывали эти сказания? (Примерные ответы детей: греки придумывали сказания, потому что они верили в фантастическое; не могли объяснить, почему происходит что-то в природе и т.д.)

Слыша, как в грозовых тучах сердито ворчит и грохочет летний гром, древние греки пугались этих звуков и, чтобы объяснить себе, откуда они берутся, как вы думаете, что они себе воображали? (Примерные ответы детей: больших чёрных птиц с огнём вместо крыльев; сталкивающихся в драке драконов и т.д.) А воображали они себе огромное, могучее, суровое, но всё-таки похожее на человека существо, которое, наверное, свирепствует там, за облаками. Но мы то знаем с вами, откуда берутся эти звуки. (Примерные ответы детей: это в небе грохочет гром и молния.) Видя, как каждый день восходит на востоке и садится на западе солнце, - иногда такое тёплое и ласковое, иногда иссушающее и жестокое они тоже кого-то представляли себе. Как вы думаете, кого они представляли вместо солнца? (Примерные ответы детей: вместо солнца они представляли себе яркую красную бабочку, когда она порхала, то на земле было утро, а когда засыпала, наступала ночь.) Они представляли себе человекообразное существо, бога, разъезжающего по небу в ослепительно яркой колеснице (показ) . Одну за другой мешая правду и вымысел, придумывали они и рассказывали друг другу удивительные истории. Эти истории мы называем греческим словом «мифы».

Г
реки верили, что их боги и богини обитают на вершине горы Олимп. А царит на светлом Олимпе могучий Зевс, окружённый другими богами. Зевса считали властителем неба и солнца (предложить подойти к горе Олимп) . Рядом с Зевсом на небе властвует его супруга Гера, также богиня неба. Множество здесь и других богов: златая Афродита – богиня красоты и любви, Афина – богиня войны, Деметра – богиня плодородия и земледелия и много, много других богов и богинь (предложить прочитать, кто ещё обитает на Олимпе). На Олимпе нет ни дождя, ни снега; вечно там светлое, радостное лето. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне.

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть – всё в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Случилось с сосудом, в котором находится зло беда. Упал он и в результате этого образовалось отверстие в сосуде (показ). Нужно срочно отыскать осколоки приклеить его на место. Иначе может произойти самое страшное. Что может произойти? (Примерные ответы детей: в мире наступит вечная ночь и холод.) В поисках осколка нам поможет богиня радуги, легкокрылая Ирида, которая летает на своих радужных крыльях в самые дальние края земли. Она всё знает и всё видит. Вот она и подскажет. Но сначала мы должны выполнить её поручение, задание. Посмотрите, что у меня в руках (цветовой волчок) .

Крылья мельницы – цветные.

Не всегда они такие.

Буйный ветер налетел,

Быстро крылья завертел –

Семь цветов у крыльев вдруг

Превратились разом в круг.

Он в какой окрашен цвет?

Кто даст правильный ответ.

Крутим, волчок и видим белый цвет. Как вы думаете, какэто происходит? Дробится белый (золотистый) солнечный луч на семь цветных, а когда они вновь (всей семёркой) превращаются в единый луч, тот вновь делается белым (золотистым). Где вы видели вокруг нас, чтобы луч дробился на семь цветов? А теперь задание Ириды. Чтобы найти нам осколок сосуда необходимо сложить слово «Радуга» (предложить сложить из сломанных красных букв слово «Радуга») . Ребята, а почему здесь остались ещё сломанные синие буквы? Может здесь подсказка Ириды. Как вы думаете, какие буквы сломались? Какое слово получилось («Море») ? Может быть, в море находится осколок. Ну что ж давайте, отправимся в море.

Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооружённой грозным трезубцем. Как вы думаете для чего этому богу трезубец? Высоко над дворцом шумят морские волны. Есть у Посейдона сын Тритон, который в
ызывает громовым звуком своей трубы из раковины грозные бури. Плавают в море и прекрасные нереиды, русалки, которые дают счастливое плавание. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряжённый дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Быстро несётся он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнёт Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Но проведёт Посейдон своим трезубцем над волнами, и буря успокаивается. Стихает буря, снова спокойно море, ровное, как зеркало.

Много божеств окружает великого Посейдона, Среди них вещий морской старец Нерей, который ведает всеми тайнами. Нерей не знает, что такое ложь и обман, он открывает только правду. Я думаю, что Нерей поможет нам отыскать осколок или укажет путь, где нам искать дальше. Нерей предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Под волной». Искать нужно под волной (дети по очереди ощупывают предметы, которые находятся под волной, описывают этот предмет и предлагают другим детям угадать по описанию, что это за предмет) . А как вы думаете, как здесь оказались не морские предметы? Многие предметы, попадая в морскую воду, разлагаются на вредные вещества. А это очень вредно и для рыб, и для китов, и для водорослей, для всех обитателей моря. А теперь можно мне посмотреть под волной. Интересно, что мне попадётся (находит записку) ? Прочитайте, что в ней написано (дети читают, а затем воспитатель: «Осколок находится в Подземном царстве») . Ну что ж пора спустится в Подземное царство, так как на дне моря осколка нет. А кто из вас смог бы рассказать о подземном царстве? Какое оно? (Примерные ответы детей: подземный мир состоит из горячих камней, на которых стоит волшебный замок с чудовищами с крыльями; подземный мир – это ледяной мир, там очень холодно и живут там злые страшные снежные люди; подземный мир находится глубоко под землёй, поэтому там всегда ночь и живут там существа с рогами и копытами.)

Глубоко под землёй царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужаса его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Мрачные реки текут в нём, леденящие и священные реки. Трёхглавый пёс Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход царства. В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне. Здесь же, у трона Аида летает юный бог Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землёй и льёт из рога снотворный напиток. Как вы думаете, зачем он это делает? Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает людей в сладкий сон. Гипнос заколдовал слова, которые мы должны разгипнотизировать, расколдовать. Можно ли снять колдовство Гипноса? Как? (Прочитать слева направо фразу: «ИЛСЕ ЬШЕДУБ АДГЕСВ ЫТ Я
СЬТОРОБ ОС МОЛЗ, ЬШЕНАТС МЕОРЕГ И МОЦДОЛОМ».)
Мы справились с Гипносом, и он не смог нас усыпить.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги Сновидений. Есть среди них боги, дающие страшные сны, которые пугают людей. Но есть такие, которые дают вещие и радостные сны. И они приготовили нам подсказку, где найти осколок от сосуда. Перед нами три сундука. Чтобы открыть эти сундуки нужно правильно выполнить задание. Необходимо разделиться на три команды. Каждая команда выполняет своё задание, а затем открывает свой сундук (предложить детям расставить знаки «больше», «меньше», «равно») .

А в сундуке находятся осколки от сосуда. Но их здесь несколько. Как же нам узнать, какой из них нам необходим? Правильно, нужно их примерить к отверстию в сосуде (осколки по количеству детей, а нужный осколок у воспитателя; его необходимо подбросить последней команде, которая и вставит его в сосуд) . Вот мы и нашли нужный осколок и совершили такое трудное, но познавательное путешествие. Вам понравилось наше путешествие? Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел? (Входит Ирида: «Я, Ирида, богиня радуги. В благодарность за вашу помощь я хочу одарить вас радужными конфетами, которые я приготовила из кусочков радуги. Спасибо вам от всего Олимпа. До свидания.)

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Доброта в литературных произведениях. «Легенда о старом плаще».

Цель: Развивать осмысленное чтение на основе современных педагогических технологий (технология критического мышления).

Задачи:

Познакомить учащихся с новым жанром легендой;

Работать над формированием правильного типа читательской деятельности;

Развивать критическое мышление учащихся, речь;

Формировать умение проводить рефлексию.

Воспитывать чувство доброты, уважения к друг другу и окружающим.

Интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода.

Рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка, отношение к окружающим людям.

Речевые умения: рассказ рассуждение, обобщенный план ответа по тема, обогащение словаря (пословицы), составление синквейна, вести диалог.

Личностная позиция: осознание необходимости доброго отношения к окружающим людям.

ИКТ: «чтение» информации, представленной в видеоматериале, кластере, художественном тексте; моделировать произведение.

Ход урока:

1. Оргмомент .

2. Постановка темы урока . Стадия вызова.

-Просмотр видеосюжета.

Постарайтесь сформулировать тему урока.

-Учебный диалог по теме урока.

Недаром говорят: “Земля согревается солнышком, а душа – добротой”

– Сегодня на уроке мы будем говорить об этом удивительном слове, о доброте в нашей жизни.

Упражнение «Ассоциации»:

    Прочитайте слово, записанное на доске: Доброта (карточка)

    Запишите на листах возникшие ассоциации (индивидуальная работа детей)

    Расскажите друг другу, что вы записали (работа в группах)

    Из записанных слов составьте кластер (милосердие, сострадание, благородство, помощь, отзывчивость, душевность, мягкость)

Как можно назвать эти слова? (синонимы)

3. Работа с опорными словами до чтения :

Что такое легенда?Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») прозаическое произведение народное или авторское о реальных людях или исторических событиях с элементами фантастики.

Попробуйте предположить, о чем пойдет речь в легенде:

По названию « Легенда о старом плаще».

По опорным словам и (после детских предположений по опорным словам):

почтальон

дорогая реликвия

(индивидуальная работа детей и опрос)

4. Работа с текстом легенды. Стадия осмысления.

-Знакомство с легендой (чтение с остановками)

Легенда о старом плаще

1 (про себя)

Жили три брата: учёный, врач и почтальон по имени Марио. Учёный и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными и вскоре стали уважаемыми и известными. Учёный сделал много замечательных открытий. Врач умел лечить даже самые тяжёлые болезни. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находилось у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Старики ждали прихода почтальона с нетерпением, потому что он всегда терпеливо и внимательно слушал их воспоминания о прошлом и все их жалобы. Ведь старым людям часто не с кем поговорить, потому что молодые всегда заняты, всегда торопятся, и им некогда, да и неинтересно слушать стариков. Марио жил скромно – ведь жалованье почтальона невелико. Но он не печалился об этом и никому не завидовал.

-Кем работали братья?

-Какие таланты были у братьев Марио? Прочитайте.

- А каким талантом обладал скромный почтальон Марио? Докажите словами из текста.

-Как понять выражение, выделенное курсивом?

-Жалованье – денежное вознаграждение, получаемое лицом, состоящим на государственной службе. Почему маленькое жалование не огорчало Марио?

2 (учитель)

Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.

3 (про себя)

Прошло много лет. Никого из братьев уже не было в живых. Открытия учёного продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в городской больнице возвращали здоровье даже самым тяжёлым больным. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его добросовестности, умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку.

-Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему?

- Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом.

4 (по цепочке)

Рассказывают, когда паренёк этот стал взрослым, он отдал плащ маленькой девочке, которую встретил в лесу. Девочка была легко одета, так как пошла за грибами днём, когда светило солнышко и было тепло. Но к вечеру полил сильный дождь. Девочка была из другого города и не знала, где живёт добрый человек, который отдал ей свой плащ, поэтому она не могла вернуть его хозяину. Однажды она встретила нищего старика, которому не во что было одеться. Она накрыла его худые озябшие плечи плащом…

Так этот плащ переходил из рук в руки по цепочке добра. Говорят, что теперь он хранится в городском музее как самая дорогая реликвия.

-Оправдались наши предположения?

-Какие чувства вызвала легенда?

-Соотнесите легенду с кластером.

-Найдите в тексте слова и выражения, характеризующие почтальона.

-Прочтите слова, содержащие главную мысль легенды.

-Как понять слова «Цепочка добра», «Самая дорогая реликвия».

-Есть ли у Вашей семьи семейная реликвия? Чем она вам дорога?

5.Стадия рефлексии. (работа в группах)

1. Составьте простой план для пересказа произведения.

2.Составление синквейна «Почтальон».

3. Закончите легенду по-своему.

4. На карточке записаны пословицы, выберите ту, которой можно озаглавит эту легенду. Почему?

Доброго человека дела славят.
Добрый конец – всему делу венец.
Добрый совет ко времени хорош.
Доброму – добрая память.

5. Изобразить модель легенды.

Презентация групп. Обсуждение работы групп.

6. Д.з. написать отзыв о произведении или аннотацию к нему. (Вспомнив правила их написания).

7. Итог урока

    Наш урок подошёл к концу.

    Какой для вас была наша работа на уроке?

    Самое популярное чувство в жизни - это добро. Его сложно описать, дать точную формулировку. Оно способно творить великие дела, мирить соседей, приручать животных, делать мир краше.

    «Не забывайте подарить добро соседу,
    Родственнику, другу.
    Оно, как истинное волшебство
    Вернётся к вам по кругу».

Конспект урока

литературного чтения

«Легенда: правда и вымысел»

МБОУ СОШ №15, г. Апатиты

учитель-логопед,

МБОУ СОШ №15г. Апатиты

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №15, г. Апатиты

г. Апатиты

Литературное чтение

4 класс

Тема урока : Легенда – правда или вымысел?

Тип урока: объяснение нового материала с элементами исследовательской деятельности .

Виды и формы организации учебного процесса : личностно-ориентированный урок с использованием фронтальной, индивидуальной, групповой работы.

Методы обучения:

· проблемно-поисковый (создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению);

· словесный (беседа, диалог);

· практический (работа с таблицей);

· наглядный (наблюдение, презентация);

· исследовательский.

Педагогические технологии: технология АМО, ИКТ, игровые технологии, технология обучения как учебного исследования, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, карта России,

презентация в формате MS. ppt., раздаточный материал научно-популярная литература :

· «История государства Российского» том 3 глава 8 стр. 107, М.:Моск. рабочий; Слог, 1993;

· «История государства Российского» том 9 глава 6 стр. 18, М.:Моск. рабочий; Слог, 1993;

· , «Школьный толковый словарь русского языка », М., «Просвещение», 2001;

· , «Я познаю мир», стр. 209, стр. 248, М., АСТ, 2002;

· Учебник «Литературное чтение», 4 класс, I часть, раздел «Героическая песня, легенда, библейское предание» Авторы-составители: , - М. «Вента-Граф», 2004

Цель урока: дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы.

Задачи:

1. Образовательные:

· систематизация знаний о жанровом разнообразии фольклора;

· создание условий для полноценного восприятия литературных произведений через единство содержания и формы работы;

· сравнение персонажей разных произведений, выявление отношений к ним собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений.

2. Развивающие:

· развитие мыслительной деятельности учащихся с использованием активных методов обучения;

· формирование умений исследовательской работы;

· овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

· развитие познавательной активности.

3. Воспитательные:

· обогащение нравственного опыта обучающихся;

· формирование навыков работы в группах (понимать и принимать учебную задачу, аргументировать свою точку зрения в устно-речевом общении);

· формирование интеллекта и общей культуры.

Ход урока

Формы, методы, приёмы

Цель применения

I этап урока. Инициация

Цель этапа : создание настроя на совместную коллективную деятельность в группах.

1. Выбор команд АМО «Найди свою половинку»

Ученики собирают группу, найдя свою половину пословицы.

Пословицы: «Ученье свет, а неученье тьма», «Делу время, а потехе час». Приложение 1

Теперь вы члены двух команд. Команды, прошу занять свои места.

2. Приветствие . Игра «Дразнилки»

Приложение 1

Приветствие команд будет необычным. Каждая команда поочереди выкрикивает дразнилки, которые приготовили дома.

У кого запас дразнилок закончится, тот и проиграл.

Предлагаю пожелать друг другу удачи (приветствие ладошкой).

Формирование групп, чувства команды

Создание

психологического климата

II этап урока. Вхождение в тему

Цель этапа: систематизация знаний о жанрах фольклора.

1. Актуализация знаний

Сегодня у нас необычный урок, его тему вы определите, составив слово из букв (карточки с буквами у каждой команды лежат на столе).

Какое слово у вас получилось? (фольклор)

Что такое фольклор? (ответы детей)

- Фольклор – это устное народное творчество.

Слайд 2

К какому жанру фольклора относятся следующиепроизведения?

(подготовленные дети читают произведения)

Слайд 3

· Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок... (колыбельная песня)

· От топота копыт, пыль по полю летит (скороговорка)

· Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький…

(сказка)

· Четверо братцев под одной крышей стоят (загадка)

· Та-ра-ра! Та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

На горе растет дубок,

А на дубе воронок (потешка)

· Матушка Добрынюшке говаривала,

Матушка Никитичу наказывала:

«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич! (былина)

· Как в старом-то было городе,

В славном и богатом Нижнем,

Как уж жил тут, поживал богатый мещанин,

Богатый мещанин Кузьма Минин-сын (героическая песня)

· Было у человека два сына. Старший-спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему все не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть…

(предание)

Приложение 2

Создание условий для определения учащимися цели урока и постановки учебных задач

Актуализация опыта учащихся, необходимого для «открытия новых знаний»

III этап урока. Погружение в тему

Цель этапа: дать понятие легенды как жанра фольклора.

1. Целеполагание

В четвёртом классе мы познакомились с новыми жанрами фольклора: былиной, преданием, героической песней. Сегодня мы дополним наши знания еще одним видом жанрафольклора - легендой.

Знакомо ли вам это понятие?

АМО «Вершина успеха»

Отметьте на вершине успеха уровень своих знаний о легенде (учащиеся при помощи цветных магнитов определяют уровень своих знаний о легенде).

Приложение 3

2. Интерактивная лекция

Введение понятия «легенда»

Что такое легенда?

Где мы можем найти определение легенды? (найти в толковом словаре, Интернете)

Задание по группам:

1- найти определение понятия «легенда» по толковому словарю приёмом «Сжатие текста»

2- найти определение понятия «легенда» по научно-популярной статье из Интернета приёмом «Сжатие текста»

Каждая команда даёт своё определение.

Познакомимся с этим понятием на 17 странице нашего учебника

Вывод: легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Слайд 4

Сегодня у нас будет необычный урок, а урок-исследование. Мы станем учёными-исследователями. А предметом исследования будут легенды «О граде Китеже, «О покорении Сибири Ермаком». В ходе нашего исследования мы должны доказать, что эти произведения являются легендами.

Создание условий для определения учащимися ожиданий

Раскрытие сущности обсуждаемого понятия, построение логического умозаключения

IV этап урока Проработка содержания темы

Цель этапа: формирование умений исследовательской работы

1. Знакомство с содержанием произведения

Задание: каждая команда знакомится с содержанием легенд и даёт краткий пересказ содержания текста по опорным словам (карточки с опорными словами лежат на столах).

Приложение 4

1- читает про себя легенду о граде Китеже, стр.

2 - легенду о покорении Сибири Ермаком, стр. 15 – 17

Представители от команд дают краткий пересказ, сопровождаемый показом иллюстраций на слайдах.

Слайды 5-10; 11-17

2. Исследовательская работа

Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.

- В каждом исследовании есть: предмет исследования, гипотеза, методы исследования и выводы.

Предметом исследования у каждой команды будет легенда.

Гипотеза : в процессе исследования нужно доказать, что легенда основана на историческом событии, написана в форме сказки.

Метод исследования: наблюдение, практическая работа (работа с картой)

Выводы. У каждой команды есть маршрутные листы-таблицы, в которые заносятся результаты исследования.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.

Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности ; осуществлять взаимный контроль; учить анализировать и обобщать полученные знания

Этапы исследования

I этап исследования

Историческая личность : доказать или опровергнуть существование исторической личности

Команда 1

Легенда о граде Китеже

Команда 2

Легенда о покорении Сибири Ермаком

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории хана Батыя.

Ученики работают с информацией о данной личности в детской энциклопедии «Я познаю мир» на странице 209 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Слайд 18

Методы исследования : наблюдение.

Вывод: Хан Батый является исторической личностью.

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.

Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Учитель дополняет рассказ учащихся. Слайды 19-20

Методы исследования : наблюдение.

Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями .

Игра «Цветик-семицветик»

На карточках (лепестках) напечатаны характеристики личности героев (в соответствии с легендами). Ученикам нужно распределить карточки к портретам Батыя и Ермака. Составить рассказ о характерных чертах соответствующей исторической личности.

Приложение 6

Слайды 21-22

II этап исследования

Временные рамки : необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и дат, приводимых в научно-популярных статьях в книге «История государства Российского».

Гипотеза : временные рамки в легендах совпадают/не совпадают с историческими событиями.

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды.

Ученики работают со статьёй из книги «История государства Российского» том 3 глава 8 страница 107. Дата прихода на реку Волгу Батыева войска и дата из легенды появления Батыева войска в ветлужских лесах (XIII век) совпадают. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования: наблюдение.

Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Гипотеза: временные рамки в легендах совпадают/не совпадают с историческими событиями

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьёй из книги «История государства Российского» том 9 глава 6 страница 18. Даты жизни Ивана Грозного () и завоевание Ермаком Сибири (1581год) совпадают.

Методы исследования: наблюдение. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Вывод : временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

III этап исследования

Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современных географических картах).

Открыть в Интернете географическую карту Нижегородской области (по закладке учителя).

Приложение 7

Ученики находят/ не находят на карте географические названия, которые встречаются в легенде: реку Волгу, ее приток реку Ветлугу, озеро Светлояр. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования : практическая работа.

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).

Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования : практическая работа.

Вывод: наше предположение подтвердилось.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

Общий вывод: Вы доказали, что произведения основываются на исторических событиях, выполнено одно условие из понятия легенды.

IV этап исследования

Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений

В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки . Это второе условие определения понятия легенды. Нам надо доказать/ опровергнуть вторую часть определения легенды. Вспомните и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.

Слайд 23

Команда доказывает/опровергает условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в таблице. Достаточно доказать два условия сказочного стиля.

Приложение 5

Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний

Таблица доказательств литературного стиля произведения

Повторяющиеся определения.

Давным-давно…., все бежала и бежала..

Расположено оно……глав церквей

Придя, завоевав, стих(затих)…

победа силы духовной над силой физической.

Вывод: произведение написано в форме сказки.

Повторяющиеся определения.

Думал-думал, царь-батюшка…

Определения перед определяемым словом.

Смерти не боится…, заболел царь.

Краткие формы прилагательных и глаголов.

Слег, слыхал,…повидали…

Нравственные ценности народа:

Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)

Вывод: произведение написано в форме сказки

Развитие способностей к практическому применению изученного материала

Ученики работают с текстом легенды. Команда по пунктам самостоятельно доказывает/опровергает стиль сказочного языка, отмечая свои результаты в таблице. Каждая команда доказывает на примерах свою гипотезу.

Общий вывод: произведение написано в стиле сказочного языка.

В ходе исследовательской работы доказали, что в этих произведениях выполнены два условия, значит, эти произведения являются легендами.

Актуализация полученных знаний

V этап урока Подведение итогов

Цель этапа: осмысление новых знаний, умений, критический анализ полученной информации

1.Составление кластера по теме «Что такое легенда?»

Слайд 24

Кластер


Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

2. Рефлексия: оценивание учащимися уровня собственных знаний на вершине успеха.

3. Подведение итогов.

Какой этап нашей исследовательской работы вам показался наиболее интересным? Сложным?

Кто из вас почувствовал интерес к исследовательской деятельности?

Корректировка своей деятельности на основе этой оценки, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы.

Цели урока:

1. Расширить и углубить знания учащихся о мифологии; на основе сопоставления с древнегреческими мифами и русскими народными сказками показать национальное своеобразие мифологии и фольклора ненцев.

2. Развивать аналитические навыки работы с художественным текстом и справочной литературой, а также творческое воображение и читательскую наблюдательность учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к обычаям и традициям коренных жителей Ямала.

Оборудование:

1. Фотовыставка, иллюстративный материал “Ямалу-75”.

2. Выставка творческих работ учащихся “Мой край”.

3. ТСО: мультимедийный компьютер для демонстрации слайд - фильмов “Уренгой” и “Северные узоры”; магнитофон с записями национальных песен.

4. Сборники текстов, информационные листы (№1 “Словарь терминов”, №2 “Глоссарий”).

Предварительная подготовка к уроку:

Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) текста с представлениемсобственных рисунков- иллюстраций.

Вторая группа. Сообщения учащихся (“Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”).

Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” о нравственных представлениях ненцев, символически выраженных в орнаменте.

Кто знает одну культуру - не знает ни одну.

Макс Мюллер

(На перемене, до начала урока, демонстрируется слайд-фильм “Уренгой”, звучат национальные мелодии)

Ход урока:

Слово учителя.

Беседа. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с мифами древних греков и североамериканских индейцев. Вы хорошо знаете русские народные сказки. Что такое миф? Как рождались мифы? Чем сказка и легенда отличаются от мифа? Каким было мышление древнего человека? Если трудно ответить сразу, загляните в свои тетради и словари (информационный лист №1).

Тезисный план ответов учащихся

  1. Древний человек был язычником, поклонялся множеству богов. Он одушевлял всё, что его окружало: небо и землю, моря и горы, леса и поля.
  2. В эту же эпоху человек создал истории, в которых объяснял мир и его законы,- мифы. Мифы повествуют о деяниях богов и героев. Мифы складывались не для развлечения, рассказчик и слушатели верили в рассказываемое. Мифы часто разыгрывались перед слушателями- зрителями или приобретали облик обряда.
  3. Сказка повествует об обычных людях (“благородного” или “низкого” происхождения); воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь. В отличие от мифа (тайного знания) сказка общедоступна.
  4. Легенда исторически и географически “привязана”, персонажами являются конкретные люди. Природа не обожествляется, хотя отдельные мифологические мотивы и образы сохраняются.

Работа групп

Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) произведения с представлением собственных рисунков- иллюстраций.

Вопросы для обсуждения:

Почему выбрали именно это произведение? Что вы услышали и увидели в нём? Что, может быть, поразило или вызвало недоумение?

Ваше мнение о героях? Как построено произведение?

Сравните их с русскими народными сказками, мифами Древней Греции. В чём сходство и различие?

Делаем совместные выводы

1. В сказках, легендах, мифах ненцев действующих лиц немного, обычно трое: два брата и сестра (“Каллаха - богатырь”), три охотника (“О невесте и снежном человеке”) и т.д.

2. Ребята отмечают увлекательность сюжета, его неожиданные повороты. Герои всегда отправляются в путь, попадают в зоны действия злых или добрых сил, соединяются или борются с ними, приобщаются к тайнам, что-то теряют или приобретают на этом пути (огромное стадо оленей, нарты с хлебом, сахаром, маслом и “всякой необходимой всячиной для безбедной и счастливой жизни стойбища”).

3. Как общее в поэтике сказок разных народов ребята отметили контрастное построение сказки, деление персонажей на добрых и злых, торжество доброты и таланта над завистью и чванством. Обращаю внимание ребят на то, как организовано мифологическое пространство. В нём всегда выделены центр, верх, низ. В славянской мифологии таким центром является Мировое древо. В ненецкой мифологии идею вертикали помогает выразить образы горы, холма, дерева. Они помогают героям разделять добро и зло, жизнь и смерть. На холме ставит свой чум первый человек из рода Вэлло, ставит ближе к небу, к солнцу. В корнях дерева (Нижнего мира) находят дочки Оленнего хозяина героя сказки “Как Вылка на море ездил”.

Пространство в мифах и сказках не бездушно и не нейтрально: оно расценивается как своё или чужое, доброе или враждебное для людей. Они же, в соответствии с выбранным направлением, попадают в зоны дурных или добрых сил. Переправившись через большую реку с крутыми берегами, два брата-охотника попадают в царство лесной женщины Палснэ (“Жила в лесу кикимора”). Нарушил запрет бабушкин внук по имени Тункевхи, спустился в низовья реки и чуть не оказался в руках колдуна. Пройдя через нелёгкие испытания, понимает молодой человек цену дружбы и взаимопомощи. Охотник вернулся в чум своей бабушки и предложил ей: “Давай поищем добрых людей, с которыми не надо будет бояться колдунов и людоедов”. Долго ходили они по тайге и тундре и наконец нашли стойбище Айваседо. Там их приняли с радостью.

4. В мифах и сказках существует разумная пропорция между всеми сторонами бытия – дурными и хорошими, светлыми и тёмными. Если баланс нарушен по чьей-то воле, нарушается и гармония, тогда появляется герой, призванный восстановить равновесие.

5. Обратившись к древнейшим пластам мифологии, мы видим, что разные народы поклонялись четырём стихиям: Огню, Воде, Земле и Небу. Древние народы полагали, что именно из этих компонентов складывается Вселенная. У ненцев особенно почитаются Земля, Огонь и Вода: плюнуть в воду, в огонь считается непростительным кощунством. Огонь часто представляется женщиной в красном халате, она может предсказывать будущее, разговаривая треском, писком. Итак, центральный образ ненецкой мифологии – образ Природы.

6. Основой философии ненцев является идея о единстве природы и человека, о взаимосвязи всего сущего. Вселенная, Земля, Человек, животный и растительный мир представляются неразделимыми. Поэтому так легко (и очень часто) совершаются в сказках и мифах превращения: охотник превращается в дерево, девушка - в ягоду (сказка “Голубика”), несчастная мать - в кукушку (сказка “Кукушка”), парень- в гагару (“Девушка и гагара”), ветер- в щуку (“Синяя щука”), шаман- в оленя (“Ваханде и Нойсама”).

В этом мире даже смерть маленького и злого комара имеет страшные последствия, остановить которые сможет только шаман, совершивший жертвоприношение (“Смерть комара”).

Вторая группа. Сообщения учащихся: “Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”. (Остальные учащиеся в это время по желанию рисуют портреты богов или план- схему строения мира).

Вопросы для обсуждения

Как представляли ненцы строение мира? Сотворение земли и человека?

Какова иерархия ненецких богов?

Сравните мифологические воззрения ненцев и древних греков.

Краткие тезисы сообщений учащихся

Миф о создании Вселенной в каждом регионе Ямало – Ненецкого автономного округа имеет свою трактовку. Мы познакомим вас с легендами тундровых ненцев. Согласно их представлениям, мир состоит из трёх уровней: Верхнего, Среднего, Нижнего, между которыми распределён весь пантеон ненецких богов. Земля изображалась плоской, немного взгорбленной посредине, окружённой морем. Над нею простираются семь небес (у ненцев понятие о многослойном небе существовало задолго до того, как они познакомились с христианством). Небо имеет выпуклую форму и упирается краями в землю наподобие опрокинутой чаши. Внизу находятся семь земель. Для подземных жителей наша земля является небом.

Творцом Вселенной является Нум, ему помогал Нга. Они были родными братьями. Между ними происходили ссоры, но они быстро мирились. Всюду, где Нум создавал светлое, Нга творил тёмное.

Легенда гласит, что сначала была вода. Нум, глядя на безбрежные воды, решил создать землю. Нга стал помогать. Нум вызвал к себе гагару, повелел ей нырнуть глубоко в воду и принести из глубин землю. Три раза ныряла гагара. На третий раз в клюве принесла немного ила, из которого была создана суша. Населил Нга землю большими и малыми животными, а воды – рыбами, небо – птицами. Земля была прекрасной. Нум не захотел отдать её во владение брату, несмотря на его просьбы. Нга обиделся на Нума, и там, где ступала его нога, появлялись болота. В гневе Нум ударил своего брата посохом так, что земля содрогнулась. Рассердился Нга и дохнул на землю своим холодным дыханием. Вся земля покрылась льдом и снежными сугробами, деревья замёрзли, погибли растения. Над землёй пронеслись холодные северные ветры.

Долго братья были в ссоре, никто не решался подойти первым. Когда братья помирились, то решили они сделать Солнце и Луну. Нум взялся за создание Солнца, а Нга он доверил делать Луну. В руках Нума Солнце получилось ярким и горячим, так что осветило всю землю своими животворными лучами. Расцвела земля, проснулись животные и птицы. Но деревья от холода остались маленькими и искривлёнными. Нга увидел, что у Нума получилось красивое и горячее Солнце, решил сделать ещё лучше. Но от его холодного дыхания Луна замёрзла. Нум посоветовал брату не расстраиваться: так как ночью бывает темно, то его Луна будет освещать землю в этот период времени.

Потом они приступили к созданию человека. Нум, взяв в руки глину, стал лепить тела людей. Нга ушёл, чтобы принести ещё глины, а когда вернулся, то увидел, что человек сделан и Нум готовится вдохнуть в него жизнь. Обиделся Нга, и снова братья поссорились. Прошло время, и договорились они так: оба они вдохнут жизнь в человека, чтобы боролись в нём добро и зло. Одно из них должно было победить. И хозяином души становился тот, чьё начало побеждало. Чтобы быть ближе к человеку, Нга попросил Нума отдать ему подземный мир. Нум согласился, а сам остался жить на небе.

Самые почитаемые ненецкие божества: Нум – верховный бог; Я-мал Вэсоко – хозяин земли, ему подчиняются Илебямпертя – даритель дичи и помощник человека в его трудовой деятельности; Ту - Хада – хозяйка огня; Олений хозяин; Мяд – Пухуця - хозяйка чума. Нга – властелин Нижнего мира, повелитель холода и мрака, его называют ещё Нга – смерть. Верхний мир признаётся страной, подобной во многом Среднему миру - Земле. Там существует своя жизнь, устроенная по земному образцу. Над ним сияет своё небо, так же светят солнце, луна и звёзды. Здесь живут небесные люди, каждый из них имеет свою семью, чум, пасёт оленей. Льющийся с неба дождь – это снег, тающий на нижней небесной земле. Гром – шум полозьев нарт, на которых разъезжают небесные люди. Не менее интересна жизнь людей Нижнего мира. Важнейшим связующим звеном между тремя мирами являются шаманы.

(Чтобы проверить внимательность слушателей, докладчики задают несколько вопросов по содержанию. Как появились болота? Почему Луна холодная, а Солнце горячее? Почему человек может быть и добрым, и злым? Докладчики собирают с парт схемы строения мира, нарисованные ребятами, а также портреты богов, и лучшие изображения вывешиваются на доску).

Делаем совместные выводы

Мифы разных народов очень похожи: та же концепция “трёх миров”, то же движение от первобытного хаоса к упорядоченному космосу (гармонии), та же борьба добрых и злых сил и участие богов в жизни людей.

Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” с образцами национальной ненецкой одежды, крупным планом – детали орнамента и узоров. Синхронно с демонстрацией фильма читаются отрывки из мифа “Правила старика Нума”.

Вопросы для обсуждения

Что же рассказал нам миф о своих современниках?

О чём мечтали люди? По каким законам жили?

Выборочное чтение мифа “Правила старика Нума”.

“…Небесный бог Нум сказал своему старшему сыну: “Посели всех людей на земле”. Тот увёл людей на землю и оставил там. Прошло три года, и старик Нум попросил его посмотреть, как они живут. Сын спустился с небес и увидел, что порядка на земле нет. Над всеми издевается человек, худой, как олень -самец осенью. Он всех женщин согнал в свой чум и других мужчин не подпускает. Услышав рассказ сына, опечалился Нум: “Так не годится. Иди и подели их по двое, то есть каждой женщине по мужчине. Так и сделал сын небесного бога, а того самого мужчину, который нарушил порядок, убил из лука”.

“…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. “Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум.- Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов- это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна; вокруг твоего чума живут и другие…”

“…А теперь пойдёт речь об орнаменте на твоей одежде,- повернулся Нум к мужчине.- Поперечные полоски ниже колен, как и у женщины, означают запреты. Дальше… Полоски в четырёхугольнике на коленях надо понимать как сиденье на нарте. А уходящие продольные полосы – ремни упряжки. Узоры на ноге, по верху ступни,- это головы людей. И напоминают они о том, что ты на земле не один”.

Делаем совместные выводы

Нравственные идеалы, воплощённые в мифах, легендах и сказках, универсальны, едины для человека, независимо от того, когда и в какой стране он жил или живёт. Любовь, красота, дом, семья – для него безусловные ценности. Не быть обманщиком, любить людей учит сказка “Месть”. Герой сказки - обиженный Панхи - весной поехал на своё священное место. Сделал из железа образ своего врага и повесил на святилище. И вот едет Панхи обратно, а над его головой вдруг раздаётся голос: “От того, что ты сделал, в будущем твоим потомкам не будет плохо?” Люди должны знать: пожелания зла кому-то, сделав круг, ударят по тому, кто первым их произнёс.

Подведение итогов урока

Мифами охвачены едва ли не все стороны жизни человека тундры: имена, фамилии, жилище, его внутреннее убранство и внешнее расположение. Орнамент одежды и обуви, различные эмблемы, географические названия, государственная символика, праздники, обряды, ритуалы и многое другое – всё имеет особый смысл. Вы можете прочитать об этом в книгах Е.Г. Сусой “Из глубины веков”, П.Г. Турутиной “Дом ветров”. Зачем современному человеку древние сказания? Они дарят ощущение гармонической слитности всего видимого, сущего. Человек, гора, болото, дерево, небо – всё напоминает одну постройку, воздвигнутую по чьей-то неведомой воле. И рядом с этим переживанием – другое: мир продуман до последней мелочи. Кто-то Невидимый в вышине сотворил мир по законам красоты и любви. Миф развёрнут не только в прошлое, но и в будущее, потому что он убеждает: законы красоты и любви неизменны.

Домашнее задание

Письменная работа на тему: “Моё впечатление об уроке”.

Список использованной литературы

  1. Беспалова Л.Г., Беспалов Ю.М. Тюменский край и писатели 18-19 вв. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 1998.
  2. Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. Сыктывкар, 1995.
  3. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.
  4. Турутина П.Г. Дом ветров. М., Вилад, 2000.
  5. Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль, 1997.