(историческая основа думы
К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»)
учитель русского языка и литературы МОУ
«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
- подготовить к восприятию думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»,
- познакомить с исторической основой произведения,
- проанализировать черты русского национального характера, показанные К.Ф. Рылеевым в образе Ермака,
- воспитывать патриотические чувства
Константин Фёдорович Рылеев (1795 - 1826) -
русский поэт, общественный деятель, член Северного тайного общества, декабрист
При жизни Кондратия Рылеева свет увидели две его книги:
в 1825 году вышел сборник «Думы» И поэма «Войнаровский».
В сборник «Думы» поэт включил более 20 произведений этого жанра:
«Олег Вещий», «Боян», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака»,
«Иван Сусанин», «Пётр Великий в Острогожске» и другие.
Константин Фёдорович Рылеев
ставил перед своим поэтическим творчеством задачу напоминать юношеству о ратных патриотических подвигах предков, знакомить со знаменательными эпохами народной истории, привить искреннюю привязанность к родине, подлинную любовь к отечеству.
Думы К.Ф.Рылеева
«Мстислав Удалый»
«Пётр Великий в Острогожске»
«Боян»
«Олег Вещий»
«Смерть Ермака»
«Иван Сусанин»
Дума - поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы.
Дума К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»
основана на реальных исторических событиях.
Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи.
Ночью он неожиданно напал на лагерь Ермака, казаки сражались мужественно, но им пришлось «уступить силе и внезапности удара». Они вынуждены были бежать, но путь к спасению был один: вплавь через Иртыш.
Историческая основа думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»
Произошло это 6 августа 1585 года. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом в 50 человек ночёвал на берегу Иртыша в устье реки Вагай. Кучум напал на казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков.
Согласно воспоминаниям очевидцев той страшной ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём двумя кольчугами. Пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше.
Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьём в горло татарским богатырём Кутугаем.
Историческая основа думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»
По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин Яныш. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум.
Говорят, что татары несколько дней стреляли в тело атамана из луков и пировали.
Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царём московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почётном месте, но за кладбищем, так как Ермак не был мусульманином.
Словарная разминка
1. Объясни смысл словосочетаний:
Ко славе страстию дыша -
желая славы.
Товарищи его трудов -
боевые друзья, единомышленники.
Не праздно в мире жили -
не напрасно.
Роковой удел -
несчастливая судьба.
Воспрянул ото сна -
проснулся.
2. Подбери синонимы к словам:
чащоба, глушь, заросли.
Дебри -
Объятый -
окружённый, взятый в объятия.
Шатёр -
палатка, лагерь.
Ратник -
воин, дружинник.
Челн -
судно, лодка.
Броня -
доспехи, кольчуга, панцирь .
Словарная разминка
Русь святая -
Родина, отечество, родная земля.
Благословение отчизны -
милость родины, пожелание побед и счастья.
- Объясните, почему события в начале думы происходят ночью, во время грозовой бури?
- О чём думает Ермак в ночь перед боем?
- Как вы понимаете слова героя: «И мы – не праздно в мире жили»?
- Как погибла дружина Ермака? В чём видит автор причину её гибели и кого осуждает за это?
- Какова тема и идея думы Рылеева?
- Какие чувства стремился передать автор?
- Найдите в тексте думы патриотически звучащие строки.
- Перечитайте выразительно вслух думу. Чем она особенно волнует сердца читателей?
- Какие черты русского национального характера показал К.Ф. Рылеев в образе Ермака?
- Какие произведения устного народного творчества близки к думе Рылеева?
Б. Дехтерев. «Гибель Ермака»
Какой эпизод из думы «Смерть Ермака изобразил художник Б.Дехтярев»?
Памятники Ермаку
Первый в мире линейный ледокол «Ермак»
Стела Ермаку
в Тобольске
Памятник Ермаку
в Новочеркасске
Донские деньги - Ермак, 100 р. Ростов, 1918 г.
В думах Рылеева нашел выражение художественный метод революционного романтизма. Рисуя героев прошлого, поэт-декабрист стремился не столько воссоздать историческую действительность, сколько воплотить свой идеал гражданина. Это отвечало общественно-воспитательным задачам, которым должны были служить думы. Соответствует этим задачам и композиционный строй дум, в котором Пушкин разграничил три основных элемента: описание места действия, речь героя и «нравоучение». Как правило, думы не имеют сюжета и представляют собой своего рода серию исторических портретов или картин. Значительная роль лирического монолога, произносимого героем, сближает думы по их общему характеру с гражданской лирикой Рылеева.
На протяжении 1821 -1823 гг. Рылеев напечатал свыше двадцати дум. В 1825 г. «Думы» вышли отдельным сборником. Около десяти дум (считая и неоконченные) было найдено в бумагах Рылеева. При своем появлении думы вызвали противоречивую оценку. Известен суровый отзыв о них А. С. Пушкина, который не нашел в них ничего национального, русского, кроме имен, и признал их однообразными по композиции (см. письма П. А. Вяземскому и Рылееву в мае 1825 г.).
Рисуя героев русской истории на протяжении ряда столетий, Рылеев поэтизирует образ борца за свободу и независимость родины (Мстислав Удалой, Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий) или образ гражданина, мужественно отстаивающего свои общественные идеалы (Матвеев, Долгорукий, Волынский). В уста своих героев Рылеев вкладывает монологи, в которых находят выражение гражданские идеи и настроения декабристов. Так, Волынский признает верным сыном отчизны только того,
Это далеко от истории, которая не дает оснований для такой идеализации кабинет-министра А. П. Волынского, но это близко к той современности, активно воздействовать на которую стремились декабристы. Столь же по-декабристски звучало и обращение Дмитрия Донского к соратникам перед битвой на Куликовом поле.
Думы Рылеева связаны и с традициями художественной литературы, а именно с жанром исторической баллады, получившим в те годы распространение в русской литературе. Крупнейшим явлением в этой области была пушкинская «Песнь о вещем Олеге» (1822). Но Рылеев своеобразно трактовал этот жанр, что было отмечено А. А. Бестужевым в его критическом обзоре «Взгляд на старую и новую словесность в России»: «Рылеев, сочинитель дум или гимнов исторических, пробил новую тропу в русском стихотворстве». Это своеобразие заключалось в ощутительном присутствии в произведении, а иногда и в преобладании, лирико-публицистического элемента.
Пушкин судил о думах Рылеева с точки зрения того более глубокого, чем это было у декабристов, понимания историзма и народности литературы, к которому он подходил как раз в эти годы. Но при всей своей романтической условности думы увлекли читателей героическими образами многочисленных деятелей русской истории и патриотическими чувствами автора. С этой точки зрения рылеевским думам нельзя отказать в народности, что подтверждается, в частности, широкой популярностью «Смерти Ермака» (1821), называемой народной песней.
Рылеевские думы не отличаются и стилистическим единством. В соответствии с тематико-композиционными особенностями дум в них преобладает лирическое начало, что находит особенно яркое выражение в обилии стилистических фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический (ораторский) стиль. Но в некоторых думах (например, «Иван Сусанин») заметно стремление автора найти повествовательные формы изложения, отвечающие принципу простого рассказа о событиях. С этим связано и введение в гражданско-патетический стиль дум бытовой лексики, отражающей реальные подробности изображаемого действия, например:
Тенденции национально-исторического эпоса, для которых узкие рамки дум не давали простора, нашли развитие в поэмах Рылеева.
Определяя жанровую природу дум, Рылеев возводит их к украинской народной поэзии: «Дума, старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение». Стремление поэта связать идейно-художественный замысел своих исторических баллад, с народной традицией отвечало одному из положений декабристской эстетики – признанию фольклора источником литературы.
Для рылеевских «дум» характерно лирическое начало (и в этом же их композиционная особенность), для поэтического языка - ораторский стиль (риторические вопросы, восклицания, обращения). Герои рисуются в гражданско-поэтическом плане. Для Рылеева Наталья Долгорукова символ преданности семье и нравственной стойкости. Иван Сусанин - идеал человека, верного Родине и народу.
Дума «Иван Сусанин» была высоко оценена Пушкиным - это первая дума, «по коей начал подозревать в тебе истинный талант», - пишет он Рылееву в мае 1825 г.
Характерно, что и композиционно «Иван Сусанин» отличается от других «дум» - монолог героя заменен эпическим повествованием. Хотя пейзаж в «думе» нарисован теми же мрачными красками: «вьюга бушует», «заставил всю ночь нас пробиться с метелью», «слепились от снега соколии очи», «ветер, бушуя, стучит». В общем - пора «ненастная» и «лес темный». Но тут же в пейзаж проникают яркие краски: вместо обычного условного рылеевского пейзажа перед нами выразительная картина наступающего зимнего утра:
Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.
На небе восточном зарделась заря...
И солнце сквозь ветры в лесу засияло:
То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Солнце - редкий гость в рылеевских «думах». «Потух последний луч солнца» («Рогнеда»); «Мгновенно солнце озарило // Равнину и брега реки» («Дмитрий Донской»), но здесь солнце как бы предвестник победы русского оружия в Куликовской битве.
Эмоциональному настрою рылеевских героев, их тяжелым переживаниям и мрачным думам более близка луна - обычно на темном небосводе, который изредка озаряется слабыми лучами зари.
В пейзаж «Ивана Сусанина» проникают тонкие реалистические наблюдения:
Стоят не Шелохнясь и дуб и береза;
ЛиШь Снег под ногами Скрипит от мороза,
Лишь Временно Ворон, Вспорхнув, прошумит,
И Дятел Дуплистую иву Долбит.
Приведенные выше строчки интересны в звуковом плане - последовательным чередованием аллитерации (С - Ш - В - Д), как бы воспроизводящей звуки зимнего леса.
Вот скатерть простая на стол постлана;
Поставлено пиво и кружка вина,
И русская каша и щи пред гостями,
И хлеб перед каждым большими ломтями.
Уныло и с треском лучина горит.
Перед нами скромный быт простой крестьянской семьи: «дымная избушка», «икона в углу» комнаты, «лавка». Язык героев простонароден: «Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега», «Ты сбился, брат, верно нарочно с пути», «захолустье».
Скажи, что Сусанин спасает царя,
Любовью к отчизне и вере горя.
...Я гибну за русское племя.
Последние слова героя - это слова, близкие декабристам: мотив жертвенности во имя правого дела:
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой своей не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Сусанин мужественно принимает смерть. «Снег чистый чистейшая кровь обагрила» - эти слова достойная эпитафия национальному герою.
июня 01 2010
Довольно популярным и оригинальным жанром устного народного творчества является народная дума. Дума - лиро-эпическое преимущественно героического содержания о важных событиях украинской истории. Дума - жанр народного творчества, который находится на границе между эпосом и лирикой. С одной стороны, она не может быть отнесена к эпическим произведениям, так как имеет много показателей лирического жанра, рифмование, строфичность и др. Так же не можем причислить этот вид устного народного творчества к лирике, так как он имеет характеристики эпического произведения: сюжет и композицию. Чаще всего в думах изображаются трагические страницы украинской истории - борьба народа против иностранных захватчиков.
В думе персонажи четко сгруппированы по принципу «наш», который воплощает добро, справедливость, и «чужой», который несет зло, боль, разруху и порабощение (казаки - турки-янычары из думы «Невольничий плач», казак Голытьба - татарин из «Думы о казаке Голытьбе»), Часто противопоставление происходит на религиозном уровне: христианская вера - «вера бусурманская». Содержание дум зависит от времени их возникновения. Древнейшие думы изображают страдание невольников в турецком плену («Невольничий плач»), бегство к родной земле («О бегстве трех братьев из Азова, из турецкой неволи»). Изображаются героические поступки знаменитых народных героев, защитников родного края («Самойло Кошка», «Дума о козаке Голытьбе»), Позднее появились думы, которые возвеличивают предводителей национально-освободительной - Богдана Хмельницкого, Ивана Богуна. Некоторые научные работники считают, что думы возникли во времена Киевской Руси из похоронной песни, обосновывая свою версию наличием большого количества элементов причитания. Похоронная , которая исполнялась княжескими певцами во время погребения героически погибших воинов, была частью целого похоронного обряда. Позднее песня отошла от него и превратилась в самостоятельный жанр - думу. По тематике думы очень подобны историческим песням и былинам, в которых изображается героическая борьба народа против захватчиков. Граница между думой и исторической песней довольно тонкая. Основное их отличие в том, что первая исполняется речитативом, а вторая - поется. В отличие от исторической песни, дума имеет неровно сложенные строки, преимущественно глагольное рифмование:
- В чистом поле не орел летает -
- Это казак Голытьба добрым конем гуляет.
Думы выполнялись речитативом в сопровождении народного инструмента - кобзы, бандуры или лиры. Текст думы утверждает автора не только талантливого, но и опытного, знакомого не по слухам с и пленом. Длительное время научные работники дискутировали: кобзари были слепцами или зрячими? Содержание дум утверждает, что так точно воссоздать события невидящий не мог. Допускают, что кобзари были ослеплены в плену. Дума рассказывала не только о событиях борьбы народа, освобождении, но и поднимала социальные проблемы, проблемы морали и духовных ценностей («Сестра и брат», «Бедная вдова и три сына»).
Часто думы основываются на реальных фактах и сохраняют имена исторических героев - Байда, Самойло Кошка, Иван Богун, Богдан Хмельницкий. Но в некоторых думах герои выдуманы и олицетворяют собой обобщенный типичного представителя эпохи или мечты и стремления народа. Такой героиней является Маруся Богуславка - обобщенный образ женщины-полонянки. Думы - очень богатый, интересный и познавательный жанр устного народного творчества, который содержит в себе дух эпохи несокрушимого поколения.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Жанровая своеобразность дум, их историческая основа . Литературные сочинения!Особое место в творчестве Рылеева занимает поэтический цикл «Думы», который создавался в 1821-1823 гг., а в 1825 г. был издан отдельной книгой. В предисловии к этой книге Рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремился достигнуть:
Рылеев создал обширную галерею исторических портретов горячих и самоотверженных патриотов, ради любви к родине, к родному народу способных идти на подвиг, жертвуя собственной жизнью. Он объединил эти стихи в цикл, связанный общей идеей,. Название "Думы", очевидно, пришло от поэтических преданий свободолюбивой Украины, распевавшихся кобзарями. До известной степени само название должно было подсказать вдумчивому читателю мысль о демократической направленности этого произведения. Всего Рылеевым была написана тридцать одна дума Здесь проходят имена древней русской истории: Олег Вещий, Ольга, Святослав, Святополк, Мстислав Удалой, Михаил Тверской, Дмитрий Донской, Курбский, Ермак, Борис Годунов князь Владимир Киевский, Марфа Посадница, Яков Долгорукий, Меншиков, Волынский и др. Все эти стихотворные рассказы о деятелях отечественной истории проникнуты единой мыслью: жертвенная любовь к родине, борьба против иноземных насильников, воинское и гражданское мужество.
Он идеализировал своих героев, придавая им не соответствовавшие действительности черты. Если образы древнерусских князей, мужественно защищавших родную землю, были нарисованы исторически верно, то государственные деятели XVII - XVIII веков часто не по праву приобретали желательный поэту облик правдолюбцев и защитников народных прав .
Следует заметить, что установка на поучение, на воспитание положительным примером помешала исторически верному изображению в думах событий и деятелей прошлого. Но огромная популярность рылеевских дум свидетельствовала о своевременности этих произведений и действенности средств, к которым обратился поэт. Особое место в цикле занимает «Иван Сусанин», единственная дума Рылеева, в центре которой стоит не царь, не князь, не вельможа, мнящий принести темным безмолвным массам свободу, просвещение, а человек из народа , который служит правому делу так, как он его понимает. Сусанин - самый исторически правдивый характер из всех, которые мы видим в думах.
В 1823 г. создается поэма «Войнаровский», отразившая значительные изменения, происходившие в творчестве Рылеева. В ней уже нет того слияния автора с героем, в уста которого поэт вкладывает свои мысли и убеждения, которое было характерно для дум. Поэт и герой уже по-разному смотрят на происходящее, по-разному оценивают его. Содержание поэмы составляет теперь повествование, ход событий, которым она посвящена. Поэма «Войнаровский» целиком посвящена одному из эпизодов малороссийской истории – заговору гетмана Мазепы против Петра I во время Северной войны (1700-1721). Кульминационной точкой в поэме становится Полтавская битва 1709 г. В поэме прошлое изменено с целью проведения более четких параллелей с настоящим. Основная декабристская идея, которая реализуется в поэме – идея борьбы с тиранией. Для большей наглядности при воплощении данной идеи Петр I показывается как тиран, Мазепа и особенно его соратник Войнаровский воплощают в себе принцип бескорыстной борьбы за национальную независимость. главный герой поэмы, изображен Рылеевым как романтический герой, стойко переносящий все удары судьбы. Причиной его несчастий и разочарований являются не любовные неудачи или усталость от светской жизни, а горькие раздумья о судьбе родины. По существу, вся поэма есть исповедь героя - прием, характерный для романтиков. Исповедь помогает раскрыть внутренний мир героя, но в то же время до некоторой степени лишает автора возможности выразить собственные суждения и оценки.
В поэме Рылеева Войнаровский дан как человек большего душевного благородства. Юношески доверчивый и неопытный, он был обманут дядей - хитрым интриганом. Однако даже в ссылке он не в состоянии разобраться в сути исторических событий: с одной стороны, Мазепа все еще представляется ему как борец «свободы с самовластьем». С другой стороны, в поэме дана и иная оценка событий начала XVIII в.: Особое место занимает в поэме образ украинской казачки, прошедшей через всю Сибирь в поисках своего мужа, чтоб облегчить ему там тяжесть одиночества. В ее образе Рылеев также подчеркивает прежде всего не интимные переживания, а патриотические чувства:
Особенности построения:
Структура поэмы полностью повторяет структуру «дум», отличается только объем
поэма «Наливайко», посвященную борьбе за национальную независимость украинского казачества с панской Польшей в конце XVI века. Поэма осталась незаконченной. Судя по сохранившимся отрывкам, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, участия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига.
Герой поэмы «Наливайко» - гетман, который поднял меч за свой край:
Гетман Наливайко предвидел трагический исход, однако это не остановило его.
Цикл «Думы»:
Цикл создан в период с 1821 по 1823 гг.
Первая дума написана в 1821 г. – это дума «Курбский».