Основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

«Реформа отмены крепостного права» - Работа с документом. Подготовка реформы отмены крепостного права. Кабинет министров. Выкуп. Причины реформы. Крепостное право. Проекты реформ. Крестьяне. Предпосылки реформы. Личность Александра II. Деятельность Александра II.

«Сотрудничество семьи и школы в воспитании» - Творческие выставки на разных уровнях. Школа для родителей. Творческие встречи с родителями. Взаимодействие семьи и школы. Воспитание нравственных привычек. Бережливость. Формы проведения. Сотрудничество. Тематика классных часов. Организация совместной деятельности учителя и родителей. Сущность понятий.

«Русский праздничный костюм» - Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна. Рубаха - основа женского народного костюма. Душегрей. Северорусский сарафанный комплекс. Богато вышитая рубаха. Иллюстрации к сказкам. Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи. Аргунов И. П. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

«Подготовка родительского собрания» - Проведение собрания. Подготовка решения собрания. Проведение микроисследования. Форма проведения родительского собрания. Основные элементы подготовки собрания. Основная часть. Приглашение на собрание. Выбор темы. Родительское собрание. Определение вида. Определение целей. Изучение рассматриваемого вопроса.

«Портфолио воспитателя» - Экскур- сии театры выставки музеи. Проекты. В современном мире воспитатель должен всегда находиться на инновационной волне. Обучающие занятия. Выставки учебно- методических материалов. Портфолио работ. Газеты журналы. Доклад, сопровождаемый компьютерным показом с помощью мастера Power Point. Рефлексия.

«Показательные уравнения и неравенства» - 3. Выберем решение неравенства, соответствующее знаку неравенства; Решить неравенства, используя функционально-графический метод. "Что значит решить задачу? 5. Строим схематически графики через точку (1, 2). (Сравнение показателей). От показательных уравнений - к показательным неравенствам. Определение.

Ф. М. ДостоевскийВ сегодняшнем
мире…
тревожный
набат
Достоевского
гудит,
неумолчно
взывая к
человечности и
гуманизму.
Ч. Айтматов

…По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаня́м стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск
безлунный…
А.С. Пушкин «Медный всадник»

Вспомним…

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город -
источник творчества, но развенчивает «державный град» - символ
власти, приносящей беды людям. У Пушкина три Петербурга:
- Петербург Петра - «окно в Европу», т. е. город царственный,
символ власти, поэтому-то Петр видит «пустынные волны», не
замечая «бедный челн» и «приют убогого чухонца»;
- Петербург Пушкина - город творчества, который поэт любит;
- Петербург Евгения - город простого человеческого счастья,
разрушенного наводнением.
Интересно, что от стихии не страдает город Петра и город
Пушкина, они остаются символами и власти, и творчества, а страдает
только Евгений, маленький человек, мечтающий о счастье.

Узнайте автора и произведение

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней
мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не
блестит эта улица - красавица нашей столицы!.. Здесь
единственное место, где показываются люди не по
необходимости, куда не загнала их надобность и
меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург…
Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга.

Всемогущий
Невский
проспект!
Единственное
развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто
подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на
нем следы свои!..
О, не верьте этому Невскому проспекту! … Всё обман,
всё мечта, всё не то, чем кажется! …все дышит обманом. Он
лжет во всякое время, этот Невский проспект…
Н.В. Гоголь «Невский проспект»

Вспомним…

Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь
слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое
время, этот Невский проспект». Это город фантастических
контрастов, вырастающий до некоего нереального символа городапризрака. Можно вспомнить, что во время строительства Петербурга
его называли дьявольским созданием, а Петра - антихристом,
построившим город на болоте, изменившим жизнь русских людей и
даже отсчет времени, так как с времен царствования Петра новый год
стал начинаться с 1 января, а не с 1 сентября, как раньше. У Гоголя нет
державного града, нет царя-строителя, нет дворцов, у него город
представлен глазами героев, глазами «маленького человека».

Узнайте автора и произведение

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Н.А. Некрасов

Вспомним…

Некрасовский Петербург – это принципиально новое явление в русской
литературе. Роскошную столицу, один из красивейших городов мира,
Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к
несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым. Он
писал о Петербурге так, как до него было не принято, и подмечал стороны
жизни, до него почти не привлекавшие внимания. Вместо роскошных
дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины,
где “каждый дом золотухой страдает”, где “штукатурка валится и бьет
тротуаром идущий народ”, где мерзнут дети на “ложе своем”. На улицах
красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных,
видит такие картины, которые до него старательно обходили поэты: у
памятника Петру I он замечает “сотни сотен крестьянских дровней, которые у
присутственных мест дожидаются”

10. Как изображает Достоевский столицу Российской империи?

11. Исследовательская работа в группах

12. Пейзажи в романе

Ч. 1, гл 1.
Ч.2,гл. 1, 2, 6.
Ч. 5, гл. 5.
Ч. 6, гл. 5-6
М. Шемякин. Петербургская улица.
Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание». 1965. Офорт

13. Сцены уличной жизни

Ч. 1, гл 1.
Ч.2,гл. 2, 6.
Ч. 5, гл. 5.
М. Шемякин. Иллюстрация
к роману Ф.М.Достоевского
«Преступление и
наказание». 1964. Бумага,
карандаш

14. Описание интерьеров

Ч. 1, гл 3, 2. .
Ч.2,гл. 7.
Ч. 4, гл. 4.
Ч. 6, гл. 3.
М. Шемякин. Эскиз к балету по
роману Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание».
1985. Бумага, тушь, акварель

15. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

- Кто является героями романа «Преступление и
наказание»? (Бедняки и Петербург, вмещающий в
себя все враждебное бедным. Отсюда проблема -
защитить «маленького человека» от этого мира, т.
е. от Петербурга.)
- Каким и как показан Петербург,
символизирующий мир равнодушия,
враждебности, безысходности, у разных
художников и писателей?

16. Вывод

С первых страниц романа мы попадаем в мир
неправды, несправедливости, несчастья, мук людских,
мир ненависти и вражды, распада моральных устоев.
Потрясающие своей правдой картины нищеты и
страданий проникнуты болью автора о человеке.
Данное в романе объяснение судеб человеческих
позволяет говорить о преступном устройстве мира,
законы которого обрекают жить героя в коморках,
«похожих на гроб», на невыносимые страдания и
лишения. Таков конфликт между человеком и
обществом в романе Достоевского.

17. ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

У Достоевского Петербург - это город контрастов: город
«униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем
дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и городпризрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе,
о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город - это ужас и безумие.
Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людейубийц.
В изображении Петербурга Достоевский продолжает традиции
Пушкина и Гоголя, показывая враждебность города «маленьким людям». Но
у Достоевского город - действующее лицо, герой событий, часто действие
разворачивается прямо на улицах, причем различным событиям
соответствуют различные состояния города, который даже способствует тем
или иным поступкам. Например, духота, пыль, жара «подталкивают»
Раскольникова к убийству старухи-процентщицы, а грязные мостовые и
сточные канавы играют не последнюю роль в самоубийстве Свидригайлова.

18. РЕФЛЕКСИЯ

ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ:
«Петербург Достоевского – это…»

Что мы знаем о Санкт-Петербурге? Это город, сотворенный руками талантливейших архитекторов, символ расцвета и величия послепетровской России. Город пышных балов и поражающий и сегодня своим великолепием. Но был и другой, неизвестный нам, далекий Петербург. Город, где люди прозябают в «клетушках», в грязных желтых домах с темными лестницами, а свободное время проводят в смердящих трактирах и кабаках. Город, где жизнь безотрадна, страшна и призрачна. Именно такой образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» рисует Достоевский.

Игра контрастов

Есть такое выражение: «Петербург Достоевского». Оно отражает восприятие города писателем. Федор Михайлович видел его больным, сырым, мрачным и все-таки прекрасным. Он, как и герой его романа Раскольников, любил Петербург мучительной и горькой любовью, воспринимал его исключительно по-особому. И Пушкин, и Некрасов, и Гоголь в своих произведениях воссоздавали контрастный образ Петербурга. Достоевского от них отличает особый характер мировосприятия, что объясняется обострением контрастов тогдашней столицы России во время пребывания в ней писателя (в шестидесятые-семидесятые годы девятнадцатого века). В ту пору стремительно развивался капитализм, за счет банкирских контор, рабочих предместий, доходных домов и заводов город стремительно разрастался. Но вернемся к произведению.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Образ Петербурга

Стоит лето, на улице жарко, но сумрачен и нерадостен Мы смотрим на летний город глазами голодного бедняка. Всюду толкотня, духота, пыль, всюду известка, кирпич, леса, всюду особенная вонь, знакомая каждому петербуржцу, не имевшему возможности уехать летом на дачу.

Образ Петербурга в романе Достоевского не всегда предстает таким. Встречаются описания картин природы и великолепных видов столицы, но они выступают лишь контрастом к безотрадному изображению. Среди разряженных женщин, богатых особняков голодный юноша ощущает себя отверженным. На мосту, с которого взору открывается невская величественная панорама, Раскольников чуть было не попадает под богатую коляску, и на потеху прохожим кучер хлещет его кнутом. Юноше больше по сердцу Да, она нищая, но здесь он находит своеобразную красоту и чувствует себя своим.

На улицах города

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» воссоздается так ярко, потому что все события большей частью происходят на улице. Щегольская коляска где-то в переулке возле Сенной давит несчастного Мармеладова. Уже на следующий день на улице его полубезумная и чахоточная вдова истекает кровью. На набережной стреляется Свидригайлов. На улице Раскольников всенародно пытается принести покаяние. Все эти нарисованные крупным планам сцены дополняются беглыми эпизодами. Из них создается фон, на котором разворачиваются трагические судьбы Раскольникова.

В домах героев

С грязных шумных улиц Достоевский уводит нас в типичные для капиталистического Петербурга дома, где проживают его герои. Мы попадаем в зловонные дворы, поднимаемся по мрачным узким лестницам. Комнаты рисуются в полумраке, они слабо освещаются тусклым или косыми лучами заходящего летнего солнца. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» представляется жутким, и такой же жуткой видится жизнь, жалко протекающая на его замусоренных улицах и в нищенских трущобах. Реально происходящие события - убийство старухи-процентщицы, возникновение «из-под земли» человека, называющего Раскольникова «убивцем», отчаянные уличные вопли - похожи на кошмарные видения безумного. В то же время бредовые грезы Раскольникова так напоминают реальную действительность...

Мир нищеты

Мрачный серый город, в котором распивочные, призывающие бедняков залить свои горести, расположены на каждом углу... на улицах пьяный народ и проститутки, везде царят нищета, болезни и бесправие - таков образ Петербурга, созданный Достоевским. Здесь можно задохнуться от смрада, появляется желание скорее убежать, набрать свежего воздуха в легкие, избавиться от испарений безнравственности и подлости. Такой он, страшный мир невыносимых страданий, мир нищеты, мир, в котором зарождаются полубезумные помыслы Раскольникова. Среди героев, населяющих страницы романа, часто встречаются дети. Достоевского неотступно преследуют мысли об их судьбах, сердце писателя остро ранят их мучения.

Другой образ Петербурга

В романе «Преступление и наказание» город представлен не только оскорбленными и униженными людьми, но и деятельными, промышляющими, кто чем может. Вот мошенник Кох скупает просроченные вещи у старухи-процентщицы. Вот держатель распивочной Душкин прячет краденое. Вот купец Юшкин берет плату за дешевые номера. Вот Дарья Францевна и Луиза Ивановна в прямом смысле торгуют женщинами. Отчетливо на фоне этих персонажей вырисовываются две фигуры: делец-промышленник Лужин и шулер Свидригайлов. Первый - негодяй, способный на любые злодеяния, второй - посетитель петербургских кабаков, еще во времена крепостного права истязавший крепостных. Все эти люди создают образ Санкт-Петербурга. Однако он не сводится к описанию уродливого быта героев, а несет философско-символическое значение.

Город как олицетворение окружающей действительности

Достоевский считал, что Петербург создан не для людей, а для славы государя. Петр Первый не чувствовал стремлений своего народа, пытался привить русским европейские вкусы и мышление. Вот и город у него получился «нерусским», «сочиненным». Раскольникова здесь все раздражает: и отвратительный запах, и нестерпимая жара, и желтый цвет. Он гуляет по переулкам вокруг Сенной, но не замечает красивых зданий, не видит Юсупова Сада, проходит мимо Вознесенской церкви. Его внимание обращено лишь на пивные с грязными мужиками, нищих прохожих, доведенных до крайнего отчаяния самоубийц, мелких торговцев… Петербург - это символ несправедливого, неустроенного общества, безжалостного и невосприимчивого к простым людям. И все же здесь живут русские люди, сохранившие духовную цельность и православную веру. Они страдают по-русски, верят по-русски, спасаются по-русски. Город - это действующее лицо, выступающее даже не свидетелем, а соучастником дикого преступления Раскольникова и его раскаяния, покаяния и возвращения в мир людей.

В заключение

Федор Михайлович Достоевский - гениальнейший писатель, рассматривающий разные стороны современного для него общества и рисующий без прикрас реальные картины жизни русского народа. Образы людей, созданные им в романе «Преступление и наказание», пронизаны духом протеста против унижения человека, социальной несправедливости. Мировоззрение писателя основывается на фундаментальных истинах: любви к человеку и признанию его духовной индивидуальности. Все искания Достоевского направлены на создание для людей достойных условий жизни. Городские пейзажи в этом несут огромную смысловую нагрузку. В образе Петербурга воплощается чувство безысходности, которое испытывают герои произведения. Город давит, душит, внушает сумасшедшие идеи, навевает кошмарные видения. В этой обстановке и рождается безумная

Урок 3.

Роман «Преступление и наказание».

В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»

Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорблённых; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Ход урока

I . Беседа по первичному восприятию романа

    Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами.

    Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?

    Современник Ф. М. Достоевского Н. К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?

    На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

    В чем причина преступления Раскольникова?

    Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ?

    Каково ваше отношение к героям романа?

II. Оформление тетрадей

Есть в Преступлении и наказании гениальные страницы.

Роман, точно вылит, так он строен.

При ограниченном числе действующих лиц кажется,

что в нём тысячи и тысячи судеб несчастных людей, -

весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом.

Много нагнетено ужасов до неестественности...

Но - силён, бес!

А. Фадеев

III. Вступительное слово преподавателя

В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторское отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, жену довел до чахотки, дочь пустил по «желтому билету», сам опустился ниже некуда, но одновременно автор всем повествованием взывает: «О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах», т. е. по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево - на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.

I V . Работа с текстом (в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их)

В «Петербурге Достоевского»:

    Кто главный герой романа? Каким мы видим его?

    Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?

    Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу улицы. (Обучающиеся анализируют отрывки из 1 ч. романа с описанием Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.).

Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». Учащиеся отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что каморка Раскольникова - это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звучание его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного гор воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе - его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

    Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

(Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опустился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с жёлтым отёкшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с чёрными ногтями»; старуха процентщица с «вострыми и злыми глазками»; Катерина Ивановна.)

Итак, от встреч с этими людьми остаётся ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Теперь перейдём к интерьерам, и мы увидим в них продолжение основного пейзажного мотива.

    Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

(Вот комната Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».

Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней. Всё было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье…»)

Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики - типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец, «прынцессы» увесели тельных заведений. Трактирная и уличная стихия - противоестественная, нечеловеческая - вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли:

    Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч. 1, гл. 2).

    Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7).

    Встреча с пьяной девушкой (ч. 1, гл. 4).

    Сон Раскольникова о забитой кляче (ч. 1, гл. 5).

    Описание комнаты Сони (ч. 4, гл. 4).

    Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3).

    Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7).

Беседа по этим сценам:

    Какие эпизоды вас наиболее потрясли?

    Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони?

    Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

    Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной?

    Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»?

    В чём убеждает нас история семьи Мармеладовых?

    Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»?

    Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

Цель этой беседы – подвести обучающихся к пониманию неразрешимости трёх противоречий и тупиков, в которых оказались герои. Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу... Надорвалась!»). Удушливой скученности толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой пес чинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны разрешить противоречия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе.

V . Вывод по теме урока

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

Схема по теме урока (оформляется на доске и в тетрадях):

Петербург Достоевского

Пейзажи

Сцены уличной жизни

Интерьеры

Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть».

Пейзажи: ч. 1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»); ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург); ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Сцены уличной жизни: ч. 1, гл. 1 (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми); ч. 2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на...ском мосту); ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

Интерьеры: ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова); ч. 1, гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч. 1, гл. 2 и ч. 2, гл. 7 (комната - «проходной угол» Мармеладовых); ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч. 4, гл. 4 (комната - «сарай» Сони).

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит...

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. (И. А. Фогельсон. Литература учит. 10 класс. - М.: Просвещение, 1990.)

Домашнее задание

    По выбору творческая работа: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи»; «История семьи Мармеладовых».

    Подготовиться к беседе:

    Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4).

    Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня.. .Так тому и быть!»).

    Подумать над вопросами:

    Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?

    Как вы объясните эти противоречия?

    Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков?

    Каковы мотивы преступления?

Цели:

  • Образовательные - показать необычность изображения Достоевским Петербурга; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает.
  • Развивающие - развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать и излагать свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов; развивать творческие способности учащихся, воспринимать явления интегрированно, (через связь с другими науками); развивать способность решать жизненные проблемы самостоятельно.
  • Воспитательные – воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям, способность к сотрудничеству.

Оборудование урока:
роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; аудиозапись поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»; видеофильм «Преступление и наказание» Л. Кулиджанова; иллюстрации Шмаринова, И.Глазунова; аудиозапись музыкального произведения: Бетховен «Лунная соната»; презентация с достопримечательностями Санкт – Петербурга; ПК учителя; мультимедийный проектор; раздаточный материал.

Приемы ТРКМ: «Знал – Знаю – Хочу узнать», «толстые – тонкие вопросы».

Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент (слайд 3 презентации к уроку).
Стадия вызова.
На фоне «Лунной сонаты» Бетховена демонстрируются слайды с видами современного города
Петербурга и читается отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
Maria-Joao Pires - Piano Sonata No.14 in C sharp minor Op.27 No.2, "Moonlight" : I Adagio sostenuto на Яндекс.Музыке
Piano Sonata No.14 in C sharp minor Op.27 No.2, "Moonlight" : I Adagio sostenuto
Об этом городе великий поэт А.С.Пушкин сказал так:

…ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

О каком городе идет речь?
Только в этом городе вы увидите уникальные памятники архитектуры.
Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.
Петербург недаром называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох.
Я думаю, нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. А что вы знаете об этом городе? Какой он в вашем представлении?
В первой колонке таблицы напишите несколько слов о том, каким вы увидели или представляете себе этот город (слайд 1 презентации к уроку).

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Красотой города восхищался А.С. Пушкин. Он сложил гимн Петербургу, лирически описал его великолепные ансамбли, сумраки белых ночей, но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…

Восприятие Петербурга другим писателем вы увидите совсем в неожиданном ракурсе.
Просмотр фрагмента видеофильма russkoekino.ru ›…ruskino/ruskino-0083.shtml (начало 1 серии).
О каком писателе, по произведению которого снят фильм, и о каком городе идет речь?
Что станет предметом нашего разговора на уроке исходя из темы?
Предположите, какие цели будут поставлены перед вами?

Формулирование целей урока учащимися (учитель корректирует).
Стадия осмысления.

«Каков же Петербург Достоевского? Какую роль сыграл город и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”? – эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”.
Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу..»
Показ слайдов с иллюстрацииями к роману, выполненных художниками Шмариновым, И.Глазуновым(слайды из презентации к уроку:3,5,6,7,8).
(Бедные “серединные” улицы Петербурга Достоевского грязны, всюду извёстка, кирпич, пыль. Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Здесь можно задохнуться. Возникает какое-то чувство тесноты, усиливают это чувство непрерывно попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпичи. Хочется вырваться отсюда.)
Какое настроение вызывает увиденное на этих иллюстрациях?
Какие чувства у вас вызывает этот город?
(Омерзение, гнев, неприятие, жалость, ужас, сочувствие…
С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где

страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты-«лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.)
Для чего Достоевский использует столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?
Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение, а какое – мы узнаем, выполнив следующее задание.

Вспомните схему анализа образа города: из каких частей она состоит?


Работа в группах (по количеству рядов): восстановите образ города у Достоевского.

Задания для групповой работы.
1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1; часть2: гл.2;часть2: гл.6; часть4: гл.5-6.)
2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1; часть2: гл.2; часть2: гл.6;часть 5: гл.5.)
3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 и часть2: глава 7-угол Мармеладовых; часть4: глава 3 -трактир, где исповедуется Свидригайлов; часть4: глава4- комната Сони.)

Составляющие образа

Характерные признаки

Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.
Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.
Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.

Сцены уличной жизни.

– ребенок, распевающий “Хуторок”;
– пьяная девочка на бульваре;
– сцена с утопленницей;
– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».

Интерьеры.

Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.
Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.
Комната Сони-“уродливый сарай”.
Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.
Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.

Что вы узнали о Петербурге Достоевского? Каким его изображает писатель?
(Город – гигант.
Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.
Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского- это город одиночества.
Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)
Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?
Петербург - своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга - атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов. Только в таком городе могла родиться теория Раскольникова.

Запись выводов во вторую графу таблицы (слайд 13 презентации к уроку) .


Стадия рефлексии
1.Составление синквейна «Петербург Достоевского в моем представлении».

Вывод: Пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры «углов» создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, рождает безысходность, толкает на скандалы и преступления.

Заполнение третьей графы таблицы: осмысление причин конфликта между героем и миром
.
Работая с текстом романа, сформулируйте вопросы относительно причин конфликта в романе: какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?
Начинайте со слов «Почему…?», «В связи с чем…», «Отчего?» Таким образом, вы получите вопросы третьей графы таблицы, на которые вы еще раз ответите дома.

2. Оценка и самооценка деятельности учащихся на уроке.

Домашнее задание (индивидуально-дифференцированное):

  • 1.Ответить на вопросы:

Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы
объясните эти противоречия? Каковы мотивы преступления?

  • Сочинение - миниатюра: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи?»
  • 2.Творческая работа « Петербург в изображении А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского».